Отдел образования администрации муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
ПРИНЯТО на заседании
педагогического совета
от 09.04.2025 г
Протокол №_3_
Прохорова
Татьяна
Александровна
СОГЛАСОВАНО на заседании
совета родителей
от 07.04.2025г
Протокол № _4_
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_____________Т.А. Прохорова
Подписано
09.04.2025г
цифровой
подписью:
Прохорова Татьяна
Александровна
СОГЛАСОВАНО на заседании
совета обучающихся
от 07.04.2025 г
Протокол № _8_
ПОЛОЖЕНИЕ
Об организации образовательной деятельности для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов
Людиново,
2024
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет условия обучения и направления
работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьмиинвалидами в муниципальном
казённом образовательном учреждении
дополнительного образования «Дом детского творчества» (далее - Учреждение).
1.2. Положение разработано в соответствии со ст.5, ст.79 Закона РФ от
29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом
Минпросвещения РФ от 27 июля 2022 г N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» и Уставом МКОУ ДО «Дом детского
творчества».
1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
- Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – лица, имеющие
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в
физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению
образовательных программ без создания специальных условий для получения
образования: неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие, незрячие,
слабовидящие и поздноослепшие, с тяжелой речевой патологией, с нарушениями
опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной
отсталостью (могут являться или не являться инвалидами).
- Ребенок - инвалид – лицо, в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
1.4. В Учреждении для обучающихся с ОВЗ обеспечиваются:
- адаптация официального сайта в сети Интернет с учетом особых
потребностей инвалидов по зрению;
-материально-технические условия, обеспечивающие возможность для
беспрепятственного доступа лиц с недостатками физического развития в здания и
помещения образовательного учреждения.
1.5. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды (далее
– дети с ОВЗ) имеют равные права и обязанности с другими обучающимися
Учреждения.
1.6. Для обучающихся с ОВЗ в Учреждении создаются специальные условия и
организуется образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам с учетом особенностей психофизического развития
указанных категорий обучающихся.
1.7. Настоящее Положение является локальным нормативно - правовым
актом, регламентирующим деятельность Учреждения в части организации
образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
1.8. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок.
Изменения и дополнения к Положению принимаются в составе новой редакции
Положения, после принятия которой, предыдущая редакция утрачивает силу.
2. Цели и задачи организации образовательной деятельности для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья
2.1. Цель: создание условий для социально-педагогической поддержки детей
с ОВЗ, детей-инвалидов средствами дополнительного образования.
2.2. Задачи:
реализация
дополнительных
общеобразовательных
программ
художественной направленности для детей с ОВЗ, детей-инвалидов с учетом
характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического
учреждения.
-
- оказание помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам в их социальной
адаптации; расширение их жизненного пространства, кругозора и подготовка к
полноценной жизни в обществе.
- обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации
образовательного процесса.
- формирование установок толерантности, миролюбия, гуманизма,
взаимопомощи к детям с ОВЗ.
3. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
3.1. Дети с ОВЗ, дети-инвалиды по заявлению родителей (законных
представителей) зачисляются на обучение в соответствии с правилами приема.
3.2. Основанием для организации обучения данных обучающихся является:
- заявление от родителей (законных представителей);
заключение и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии
по организации обучения и воспитания ребенка либо индивидуальная программа
реабилитации/абилитации ребенка;
- наличие необходимых специальных условий
для
получения
дополнительного образования учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами.
Документы на ребенка предоставляются в Учреждение родителями
(законными представителями) лично.
3.3. Зачисление и отчисление детей с ОВЗ, детей-инвалидов оформляется
приказом директора. Учебные занятия с обучающимся этой категории детей
проводятся педагогическими работниками Учреждения в соответствии с
расписанием, утвержденным директором. Расписание строится с учетом щадящего
режима проведения занятий.
3.4. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов
Учреждение
организует
образовательный
процесс
по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам с учетом
-
особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
В Учреждении создаются специальные условия, без которых невозможно или
затруднено освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ указанными категориями, обучающихся в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и
инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких
обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здание Учреждения, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья .
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического
развития в соответствии с заключением психолого- медико-педагогической
комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов.
3.5. В целях доступности получения дополнительного образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми- инвалидами
Учреждение обеспечивает:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или
слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых
потребностей) тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным
шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефноточечного шрифта Брайля, а также справочной информацией о расписании
учебных занятий;
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую
помощь; выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт
или аудиофайлы);
доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку поводыря, к зданию Учреждения с выделенным местом для размещения собакиповодыря в часы обучения самого обучающегося;
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных
занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров);
обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на
слухозрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой
учебных занятий, а также использования его в самостоятельной речи;
использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм
словесной речи (устной, письменной) для обеспечения полноты и точности
восприятия информации и организации речевого взаимодействия в процессе
учебных занятий;
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
материально-технические условия, предусматривающие возможность
беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, туалетные и
другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность,
а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней,
расширенных дверных проемов, локальное понижение стоек- барьеров до высоты
не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
г) для обучающихся с задержкой психического развития:
использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых
опор, облегчающих восприятий инструкций, усвоение правил, алгоритмов
выполнения спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или
визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме);
обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей
профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и
формирование саморегуляции деятельности и поведения;
использование специальных приемов и методов обучения;
дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с
учетом психофизических возможностей обучающихся;
ж) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
учет
особенностей
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и
ориентировка в новом пространстве, ограниченное понимание словесной
инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых движений,
изменения в поведении при физических нагрузках);
сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец,
словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения,
многократное повторение для усвоения нового материала, новых движений.
3.6. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в
него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья, могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и
в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану.
С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьмиинвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту
жительства.
3.7. Содержание дополнительного образования детей и условия организации
обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной
программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида.
Обучение
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
инвалидов осуществляется с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
С учетом особых потребностей, обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей инвалидов организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, обеспечивается предоставление учебных,
лекционных материалов в электронном виде.
3.8. Проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также перевод
обучающихся на следующий год обучения определяется в соответствии с
локальными нормативными правовыми актами Учреждения.
3.9. Интеграция детей с ОВЗ, детей-инвалидов в образовательную и
культурную среду Учреждения осуществляется через привлечение детей к участию
в мероприятиях (концерты, праздники, творческие встречи, выставки и др.).
4. Контроль организации обучения для лиц с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов
4.1. Ответственность за обеспечение условий для обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов несет директор
Учреждения.
4.2. Заместитель директора Учреждения:
-контролирует организацию образовательного процесса
с
обучающимися с ОВЗ, детей-инвалидов (выполнение учебных программ,
мониторинг результативности, соблюдение специальных условий обучения,
ведение банка информации об обучающихся с ОВЗ);
-своевременно информирует родителей (законных представителей) обо всех
изменениях в образовательном процессе, касающихся обучающихся с ОВЗ, детейинвалидов.