Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район» Муниципальное казённое образовательное учреждениедополнительного образования
«Дом детского творчества»
Согласовано педагогическим
советом
30.08.2024 г.
Протокол № 1
Прохорова
Татьяна
Александровна
Утверждаю
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_______Т.А. Прохорова
Подписано цифровой
подписью: Прохорова
30.08.2024г.
Татьяна Александровна
Дата: 2024.10.18 09:49:52
+03'00'
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ФАУНА ЗЕМЛИ»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 11-16 лет
Чепуркина Елена Ивановна
Педагог дополнительного образования
г. Людиново
2024г
1
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
естественнонаучной направленности1, очной формы обучения, сроком реализации 1 год,
для детей 11-16 лет базового уровня освоения.
Программа позволяет дать основные представления обучающимся о мире животных.
Зоология – раздел биологии, который занимается изучением животных, особенностями их свойств и строения, развития и жизнедеятельности, распространения на планете
Земля. Многообразие животных на Земле велико. Представители этого царства живой
природы освоили различные среды жизни, приспособившись к определенным климатическим условиям. Животные имеют уникальный внешний вид. В настоящее время животных
классифицируют как самостоятельное царство, объединяющее подцарства – Простейшие и
Многоклеточные. «Фауна Земли» расширяет, углубляет и конкретизирует знания обучающихся об особенностях животных, формирует у школьников научное мировоззрение и
творческое воображение. В процессе изучения животного мира ребята познакомятся с разнообразными свойствами и представителями царства Животные.
Проект программы составлен в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных документов (список необходимо отслеживать и обновлять)
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №
1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016-2020 годы»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»
8. Устав муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества». (указываете устав вашего учреждения)
9. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
В дополнительном образовании шесть направленностей: художественная, естественнонаучная, техническая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, социально-гуманитарная (выбрать необходимую).
1
2
Программой предусмотрено обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и
инвалидов при реализации ДООП - организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического развития категорий, обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Актуальность данной программы заключается в формировании устойчивого познавательного интереса учащихся к углубленному изучению раздела биологии – зоология,
набора знаний для большей эффективности осуществления преподавания биологии.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы состоит в воспитании в детях углубленного и систематизированного
знания о животном мире Земли, экологичного отношения к природе.
Отличительная особенность данной программы заключается в изучении особенностей фауны Калужской области.
Программа модифицированная
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 11 – 16 лет
Уровень освоения программы – (базовый)
Объём программы - 144 часов
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа
Условия реализации программы: по заявлению родителей.
1.2. Цель и задачи
Цель программы:
Формирование знаний основных методов изучения биологии, повышение экологической культуры учащихся
Задачи:
Обучающие:
научить выявлять отличительные особенности животных организмов
освоить навыки самостоятельной работы, наблюдательности и творческих способностей учащихся
способствовать развитию биологического мышления учащихся в процессе изучения
основных биологических и зоологических понятий и явлений
расширить знания о многообразии животного мира Земли
3
научить ставить и решать биологические вопросы
Воспитательные:
привить интерес к животным нашей планеты и Калужской области в частности
создать условия для развития у обучающихся интереса к самостоятельному исследованию
обеспечить рост качества знаний и ответственное отношение к природным ресурсам
и окружающей среде
Развивающие:
развить стремление к распространению экологических знаний и личному участию в
экологической жизни общества
развить эстетический и художественный вкус
1.3. Учебный план
№
п/п
3
Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля
I. Общие признаки животных
Вводное занятие. ТБ при
2
2
Беседа
работе с лабораторным
оборудованием.
Общие признаки живой
2
2
Беседа
природы
Наука о животных – зооло2
2
Устный опрос
гия.
4
Эволюция животных на
планете Земля
2
2
Беседа
5
Первые «живые» в Океане
2
2
Беседа
6
Завоевание суши.
2
2
Устный опрос
7
Истории динозавров.
2
2
Беседа
8
Предки современных теплокровных.
2
2
Викторина
9
Общие особенности животного мира Земли.
2
2
Беседа
10
Среды жизни.
2
2
Беседа
11
Места обитания животных
2
2
Беседа
12
II. Биоразнообразие животных планеты Земля
В мире невидимок.
2
2
Практическое занятие
13
Тайны жизни Простейших.
2
14
Уникальность беспозвоночных.
2
15
Бабочки-путешественники.
2
1
2
Наименование темы
2
Беседа
2
2
4
Викторина
Беседа
В мире жуков.
Загадки кораллового рифа.
2
2
2
2
Практическое занятие
Беседа
19
Мировой «аквариум».
Морские великаны.
2
2
2
2
Видео-экскурсия
Беседа
20
Удивительные скаты.
2
2
Беседа
21
Холоднокровные животные.
2
22
Аллигаторы и крокодилы.
2
23
Искусные строители. Птицы.
2
24
Путешествие с птицами.
2
25
Кто такие звери?
2
16
17
18
Беседа
2
2
Устный опрос
Беседа
2
2
Викторина
Устный опрос
2
III. Животные водоемов.
2
2
26
Обитатели морского дна.
27
В толще океана. «Приморский Океанариум».
2
2
Практическое занятие.
Видео-экскурсия
28
Птицы морских побережий.
2
2
Беседа
29
Водные черепахи.
2
2
Беседа
30
Человек и морские млекопитающие.
2
2
Викторина
IV. Фауна Африки.
2
2
Беседа
31
Экологические группы животных «черного» континента.
32
Животные саванн
2
2
Беседа
33
В мире диких кошек.
2
2
Беседа
34
Фауна тропических пустынь.
2
35
Оазисы – загадка природы.
2
2
Беседа
36
Эндемики животного мира
Африканского континента.
2
2
Урок-игра
37
Животные Кордильер.
38
Аппалачи – эндемики гор.
2
2
Беседа
Животные побережья, их
особенности.
Фауна национальных парков.
Животный мир Багамских
2
2
Беседа
39
40
41
Беседа
Беседа
2
V. Фауна Северной Америки
2
2
2
Устный опрос
2
2
2
5
Беседа
Беседа
островов.
42
VI. Фауна Южной Америки
Мир животных Амазонки.
2
2
43
Таинственный животный
мир Сельвы.
2
2
Беседа
44
Животные Анд.
2
2
Беседа
45
Бразильское плоскогорье –
особенности фауны.
2
46
Фауна долины реки Ориноко.
2
Беседа
Беседа
2
2
VII. Фауна Евразии.
2
2
Беседа
47
Таинственный мир животных островов Северного
моря.
48
Животный мир Скандинавии.
2
2
Беседа
49
Фауна Альпийских лугов.
2
2
Беседа
50
Животные горной цепи Пиренеи.
2
51
Фауна побережий Черного
и Азовского морей.
2
2
Устный опрос
52
Урал и Алтай - животные
гор.
2
2
Устный опрос
2
2
Беседа
53
Великая Китайская равнина
и ее многообразие животного мира.
54
Загадочный мир животных
Малайского архипелага.
2
2
Беседа
55
Уникальность животных
гор Гималаи.
2
2
Урок-игра
56
Мангровые заросли.
2
57
Фауна Байкала.
2
2
Беседа
58
Животный мир Камчатки.
2
2
Беседа
59
Особенности фауны Аравийского полуострова.
2
2
Беседа
2
60
Скудный животный мир северных территорий Евразии.
61
Беседа
Беседа
2
Беседа
2
2
VIII. Фауна Австралии.
Уникальный состав фауны
2
2
Новой Зеландии.
6
Беседа
Урок-игра
62
Животный мир Большого
Водораздельного хребта.
2
2
Беседа
63
Животные Центральной
низменности.
2
2
Беседа
64
Эндемики Австралии.
2
2
Урок-игра
65
Фауна вулканических островов.
2
66
67
68
69
70
71
72
2
Беседа
IХ. Особенности животного мира Калужской области
Фауна хвойных лесов.
2
2
Беседа
Животные смешанных ле2
2
Беседа
сов.
Луговая фауна.
2
2
Устный опрос
Фауна болот.
2
2
Устный опрос
Проблемы животных ка2
2
Беседа
лужской области. Красная
книга.
Животные моего дома.
2
2
Фотоколлаж(рисунок)
«Мои домашние любимцы»
Итоговое занятие.
2
2
1.4. Содержание программы
Тема 1. «Общие признаки животных»
Теория. Вводное занятие. ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Общие признаки живой природы. Наука о животных – зоология.
Практика. Эволюция животных на планете Земля. Первые «живые» в Океане. Завоевание суши. Истории динозавров. Предки современных теплокровных. Общие особенности животного мира Земли. Среды жизни. Места обитания животных
Тема 2. «Биоразнообразие животных планеты Земля»
Теория. Уникальность беспозвоночных. Холоднокровные животные. Кто такие звери? Искусные строители. Птицы.
Практика. В мире невидимок. Тайны жизни Простейших. Бабочкипутешественники. В мире жуков. Загадки кораллового рифа. Мировой «аквариум». Морские великаны. Удивительные скаты. Аллигаторы и крокодилы. Путешествие с птицами.
Тема 3. «Животные водоемов»
Теория. Обитатели морского дна.
Практика. В толще океана. «Приморский Океанариум». Птицы морских побережий.
Водные черепахи. Человек и морские млекопитающие.
Тема 4. «Фауна Африки»
Теория. Фауна тропических пустынь. Экологические группы животных «черного»
континента.
Практика. Животные саванн. В мире диких кошек. Оазисы – загадка природы. Эн7
демики животного мира Африканского континента.
Тема 5. «Фауна Северной Америки»
Теория. Фауна национальных парков.
Практика. Животные Кордильер. Аппалачи – эндемики гор. Животные побережья,
их особенности. Животный мир Багамских островов.
Тема 6. «Фауна Южной Америки»
Теория. Бразильское плоскогорье – особенности фауны.
Практика. Мир животных Амазонки. Таинственный животный мир Сельвы. Животные Анд. Фауна долины реки Ориноко.
Тема 7. «Фауна Евразии»
Теория. Таинственный мир животных островов Северного моря. Животные горной
цепи Пиренеи. Мангровые заросли. Скудный животный мир северных территорий Евразии.
Практика. Животный мир Скандинавии. Фауна Альпийских лугов. Фауна побережий Черного и Азовского морей. Урал и Алтай - животные гор. Великая Китайская равнина и ее многообразие животного мира. Загадочный мир животных Малайского архипелага.
Уникальность животных гор Гималаи. Фауна Байкала. Животный мир Камчатки. Особенности фауны Аравийского полуострова.
Тема 8. «Фауна Австралии»
Теория. Уникальный состав фауны Новой Зеландии. Фауна вулканических островов.
Практика. Животный мир Большого Водораздельного хребта. Животные Центральной низменности. Эндемики Австралии.
Тема 9. «Особенности животного мира Калужской области»
Теория. Фауна хвойных лесов. Проблемы животных калужской области. Красная
книга.
Практика. Животные смешанных лесов. Луговая фауна. Фауна болот. Животные моего дома. Итоговое занятие.
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать: особенности строения животного организма, процессы их жизнедеятельности, биоразнообразие и распространение на планете
Земля.
Обучающиеся будут уметь: распознавать уникальные и отличительные черты
конкретных типов и видов животных. Выделять у изученных животных их основные и частные признаки.
Личностные результаты:
8
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность, поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта
жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель своей деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять
(индивидуально или в группе) план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои
действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Средством формирования коммуникативных УУД
служат технология диалога и организация работы в малых группах, а также использование
на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
(составляется ежегодно) вынесено в Рабочую программу.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материальнотехническая база.
Наличие: 1. учебного кабинета (студии) для занятий с детьми; таблицы, карточки животных, учебные плакаты, проектор, компьютер.
Наглядное обеспечение
1. Слайд-фильм
2.Учебные фильмы: Видео-экскурсия «Приморский Океанариум – самый большой в России!», видео-экскурсия «Оазис Австралии. Коралловый риф Нингалу».
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную литературу, разработки отдельных методических аспектов необходимых для проведения занятий
(Приложение 2).
2.3. Формы аттестации
Два раза в год во всех группах проводится промежуточная и итоговая аттестация, которая отслеживает личностный рост ребёнка по следующим параметрам:
усвоение знаний по базовым темам программы;
9
овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
развитие художественного вкуса;
формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие формы проверки: устный опрос.
Методы проверки: наблюдение, анализ творческих работ и т.п.
Итоговая аттестация осуществляется в форме мини-проекта «Фотоколлаж (рисунок)
«Мои домашние любимцы».
2.4. Контрольно-оценочные материалы
На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень
освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим
развитием каждого обучающегося (Приложение 3).
Результаты освоения программного материала определяются по трём уровням: высокий, средний, низкий.
Пример:
Используется 10- бальная система оценки результатов
8-10 баллов – высокий уровень,
4 - 7 баллов – средний уровень,
1 - 3 балла – низкий уровень
Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса обучающихся к растительному миру Земли.
2.5. Методическое обеспечение
Наиболее приемлемой формой организации образовательного процесса в этом виде
деятельности является практическое занятие, беседа, рассказ, демонстрация иллюстративного материала и фотографий, работу в группах.
2.6. Рабочая программа
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ
2.6.1. Программа воспитания обновляется ежегодно и вынесена в Рабочую программу.
2.7. Список литературы
Литература для педагога
Основная
1. Житков, Б. М. Акклиматизация животных и ее хозяйственное значение / Б. М. Житков.
— М.: Издательство Юрайт, 2019.
2. Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани : учеб. пособие для СПО / Д. К. Обухов, В. Н.
Кириленкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017.
3. Резникова, Ж. И. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 1
: учебник для вузов / Ж. И. Резникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство
Юрайт, 2019.
4. Психологические исследования: Сборник научных трудов/Под ред. А.Ю., Агафонова,
В.В. Шпунтовой – Самара, Изд-во: Самарский государственный университет, 2005. –
222 с.
Дополнительная
1. Садкина В. И. С14 101 педагогическая идея. Как создать урок — М. :ООО «Издательская Группа “Основа”», 2013. — 87, [1] с.: табл. — (Серия «Золотая педагогическая коллекция»)
10
2. Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных
в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Ж. И. Резникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. :
Издательство Юрайт, 2015.
Сайты, использованные для разработки программы и организации образовательного
процесса:
www.aqa.ru
https://apus.ru/
https://tzoo.ru/
http://www.danaida.ru/
https://faunistics.com/
https://youtube.com/
1.
2.
Литература для детей
Основная
Детская энциклопедия «Хищники». – Росмэн, 2012.
Подводный мир. – РОСМЭН, 2011.
11
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно - тематическое планирование
программы «Флора земли» возраст 11-16 лет.
педагог дополнительного образования Чепуркина Е.И.
группа 1 года обучения
№
занятия
№
те
мы
ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ДАТА
ЧАСЫ
1
1
2
2
3
3
I. Общие признаки животных
Вводное занятие. ТБ при работе с лабораторным
2
оборудованием.
Общие признаки живой природы
2
Наука о животных – зоология.
2
4
5
4
5
Эволюция животных на планете Земля
Первые «живые» в Океане
2
2
6
6
Завоевание суши.
2
7
8
9
10
11
7
8
9
10
11
Истории динозавров.
Предки современных теплокровных.
Общие особенности животного мира Земли.
Среды жизни.
Места обитания животных
2
2
2
2
2
Содержание деятельности
Теоретическая часть
Практическая часть зазанятия
нятия
Количество
Форма
КоличеФорма оргачасов
организа- ство ча- низации деяции деясов
тельности
тельности
2
Беседа
2
2
Беседа
Устный
опрос
2
2
2
2
2
2
2
2
Беседа
Беседа
Устный
опрос
Беседа
Викторина
Беседа
Беседа
Беседа
II. Биоразнообразие животных планеты Земля
В мире невидимок.
12
12
13
13 Тайны жизни Простейших.
2
2
12
2
2
Практическое занятие
Викторина
Беседа
14
14 Уникальность беспозвоночных.
2
15
15 Бабочки-путешественники.
2
16
16
17
17 Загадки кораллового рифа.
18
18
19
19 Морские великаны.
2
2
Видеоэкскурсия
Беседа
20
20 Удивительные скаты.
2
2
Беседа
21
21 Холоднокровные животные.
2
22
22
2
Устный
опрос
23
23 Искусные строители. Птицы.
2
24
24 Путешествие с птицами.
2
2
Викторина
25
25
2
В мире жуков.
2
2
2
2
Практическое занятие
Беседа
Беседа
2
Кто такие звери?
2
2
2
Аллигаторы и крокодилы.
Беседа
2
2
Мировой «аквариум».
2
2
Беседа
2
Устный
опрос
2
Беседа
III. Животные водоемов.
26
26 Обитатели морского дна.
2
27
27 В толще океана. «Приморский Океанариум».
2
28
28 Птицы морских побережий.
2
2
Практическое занятие.
Видеоэкскурсия
Беседа
29
29 Водные черепахи.
2
2
Беседа
30
30 Человек и морские млекопитающие.
2
2
Викторина
13
31
IV. Фауна Африки.
Экологические группы животных «черного» конти31 нента.
2
32
32 Животные саванн
2
2
Беседа
33
33 В мире диких кошек.
2
2
Беседа
34
34 Фауна тропических пустынь.
2
35
35 Оазисы – загадка природы.
2
2
Беседа
36
36 Эндемики животного мира Африканского континента.
2
2
Урок-игра
Беседа
2
2
Беседа
V. Фауна Северной Америки
37
37 Животные Кордильер.
2
2
Беседа
38
39
38 Аппалачи – эндемики гор.
39 Животные побережья, их особенности.
2
2
2
Беседа
2
Беседа
40
40
41
41 Животный мир Багамских островов.
2
Беседа
42
42 Мир животных Амазонки.
2
VI. Фауна Южной Америки
2
2
Беседа
43
43 Таинственный животный мир Сельвы.
2
2
Беседа
44
44 Животные Анд.
2
2
Беседа
45
45 Бразильское плоскогорье – особенности фауны.
2
46
46 Фауна долины реки Ориноко.
2
2
Беседа
47
VII. Фауна Евразии.
Таинственный мир животных островов Северного мо47 ря.
2
48
48 Животный мир Скандинавии.
2
2
Беседа
Фауна национальных парков.
2
14
2
2
2
Устный
опрос
Беседа
Беседа
49
49 Фауна Альпийских лугов.
2
2
Беседа
50
50 Животные горной цепи Пиренеи.
2
51
51
2
2
Устный
опрос
Устный
опрос
Беседа
52
52
53
53 ного мира.
2
54
54 Загадочный мир животных Малайского архипелага.
2
2
Беседа
55
55 Уникальность животных гор Гималаи.
2
2
Урок-игра
56
56 Мангровые заросли.
2
57
57 Фауна Байкала.
2
2
Беседа
58
58 Животный мир Камчатки.
2
2
Беседа
59
59 Особенности фауны Аравийского полуострова.
2
2
Беседа
60
60 зии.
Фауна побережий Черного и Азовского морей.
2
Беседа
2
Урал и Алтай - животные гор.
2
2
Великая Китайская равнина и ее многообразие живот-
Скудный животный мир северных территорий Евра-
2
2
Беседа
2
Беседа
2
Урокигра
VIII. Фауна Австралии.
Уникальный состав фауны Новой Зеландии.
61
61
62
62 Животный мир Большого Водораздельного хребта.
2
2
Беседа
63
63 Животные Центральной низменности.
2
2
Беседа
64
64 Эндемики Австралии.
2
2
Урок-игра
65
2
Беседа
65 Фауна вулканических островов.
2
IХ. Особенности животного мира Калужской области
2
Беседа
66 Фауна хвойных лесов.
2
67 Животные смешанных лесов.
2
2
Беседа
66
67
2
15
68
68
69
69
70
70
Луговая фауна.
2
2
Фауна болот.
2
2
Проблемы животных калужской области. Красная
книга.
2
2
2
71
71 Животные моего дома.
72
72 Итоговое занятие.
2
ИТОГО:
144
16
38
2
106
Устный
опрос
Устный
опрос
Беседа
Фотоколлаж
(рисунок)
«Мои домашние любимцы»
Беседа
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Список примеров дидактического материала
(по выбору педагога)
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Содержание инструктажа по правилам техники безопасности для обучающихся на
учебном занятии, во время выездных занятий, проведения массовых мероприятий
и.т.п.;
Перечень основных понятий, изучаемых в ходе реализации программы по годам обучения;
Репертуар на учебный год (для театральных, хореографических и музыкальных
детских объединений);
План концертной деятельности, выставочной, соревновательной деятельности
объединения на учебный год;
Планы воспитательно - досуговых мероприятий;
Оценочные материалы;
Диагностика личностного роста;
Мониторинговые материалы;
Нормативы зачётов, справочные таблицы, тесты, план методической работы педагога; планы-конспекты некоторых занятий по разным темам; формы специфических для данного объединения видов документации; другие материалы.
17
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ё
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I. Теоретические и практические ЗУН
Возрастные
характеристики обучающихся
11-16 лет
Параметры диагностики
усвоение знаний по базовым
темам программы;
овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
развитие
художественного
вкуса;
формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Обучающиеся Личностные достижения обучаювсех возрас- щихся в процессе усвоения предметтов
ной программы
11-16 лет
Ра
зв
ит
I.О
ие
со
бе
нн
ос
ти
ли
чн
ос
тн
ой
сф
ер
ы
II. Практическая
творческая деятельность обучающихся
Обучение
Направление
Диагностики
1. Самооценка (отношение к себе)
18
Методы диагностики
Контрольные мероприятия,
методики
Наблюдение, анкетирование, опрос, анализ
творческих работ; тесты достижений
Устный опрос по темам: Наука
о животных – зоология, Завоевание суши, Аллигаторы и крокодилы, Кто такие звери? Фауна национальных парков, Фауна побережий Черного и Азовского морей,
Урал и Алтай - животные гор,
Луговая фауна,
Фауна болот и «Итоговое занятие».
Анализ продуктов
творческой деятельности: презентации работ, участие в городских и региональных
выставках, конкурсах;
метод наблюдения; метод экспертных оценок
Создание индивидуальных работ: Фотоколлаж (рисунок)
«Мои домашние любимцы»
Викторины по темам: Путешествие с птицами. Предки современных теплокровных. Тайны жизни Простейших.
Человек и морские млекопитающие.
методика «Солнечная система»
Методика «Самооценка»
Тестирование, метод
наблюдения
2. Творческие способности
1. Самоотношение личности
2. Творческие способности
I.Самоорга
низация
свободного
времени
1.Удовлетворенность отношениями в
группе, положение личности в коллективе и его сплоченность
1.Удовлетворенность отношениями в
группе, положение личности в коллективе и его сплоченность
2. Коммуникативные навыки
11-16 лет
11-16 лет
II.Пр
офессиональное
самоопределение
Воспитание
II. Особенности личности в
системе социальных отношений
11-16 лет
Потребность в продуктивном проведении досуга
Профессионально важные качества
19
Тестирование, конкурсные и иные творческие мероприятия,
метод экспертных оценок
Тестирование, проектные методики
Тестирование, проектные методики
Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики
Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики
Методы наблюдения,
анкетирования, тестирование
Анкетирование
Метод наблюдения,
метод экспертных оценок
Контрольный список характеристик креативной личности
Тест креативности «Использование предмета», анкета для
педагогов
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо,
С.Я.Рубинштейн) «Оценка самоотношения личности» (по
В.В.Столину), тест «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное»
Тест вербальной креативности,
анкета для педагогов
Опросник САН
«Социометрия», анкета «Наши
отношения», анкета «Сплоченность коллектива»
«Социометрия», «Оценка психологического климата коллектива», методика «Незаконченные предложения», методика
измерения уровня тревожности
Тест «Коммуникативные и организаторские способности»
Анкета (адаптированная) «Я и
мое свободное время»
Анкета «Я и мое свободное
время»
Анкета «Профессиональные
качества»
Профессиональные интересы
Тестирование
Профессиональные намерения, готовность к выбору профессии
Анкетирование
20
Опросник «Я предпочту»,
«Дифференциальнодиагностический опросник Е.
А. Климова
Анкета «Моя будущая профессия», «Дифференциальнодиагностический опросник Е.
А. Климова
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Требования к техническому оформлению программы
1. Текст набирается в редакторе Word for Windows
• Шрифт Times New Roman 12 -14
• Межстрочный интервал – одинарный
• Переносы в тексте не ставятся
• Выравнивание текста по ширине
• Абзац – 1,25 см
• Поле со всех сторон 2 см
• Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств
Word
• Листы формата А4
• Таблицы вставляются непосредственно в текст
2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также, как и листы приложения
21