Дорожный патруль

Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казённое образовательное
учреждениедополнительного образования
«Дом детского творчества»
Согласовано
педагогическим советом
Протокол №1
30.08.2024 г.

Прохорова
Татьяна
Александров
на

Утверждаю
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
________Т.А. Прохорова
Подписано
цифровой подписью:30.08.2024 г.
Прохорова Татьяна
Александровна
Дата: 2024.10.07
09:47:54 +03'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Дорожный патруль»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год

Беззубова Светлана Николаевна
Педагог дополнительного образования

Людиново
2024 г.
1

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная
программа
является
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей технической направленности, очной формы обучения, сроком
реализации 1 год, для детей 10-12 лет базового уровня освоения. Язык реализации
русский.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным
программам системы дополнительного образования детей на основе следующих
нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
3.
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
4.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7.
Устав муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества».
8.
Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
9.
Положение о порядке выдачи свидетельства о дополнительном
образовании.
Данная программа является модифицированной. За основу были взяты
общеобразовательные программы:
«Юные инспектора движения», Капцовой А. В., педагога
дополнительного образования ГБОУ СОШ № 380 г. Санкт - Петербург – 2020 год.
«Юные инспектора движения», Андреева Д. А., педагога
дополнительного образования ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской дворец
творчества юных» г. Санкт-Петербург - 2018 год.
В указанные программы внесены изменения и дополнения в учебнотематическом плане, содержании, режиме занятий.
Актуальность программы подтверждается статистическими данными:
ежегодно под колесами автотранспорта гибнет до 3,5 тыс. детей, около 30 тыс.
2

становятся
инвалидами. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дорогах
заключается в несоблюдении Правил дорожного движения, как водителями
транспортных средств, так и детьми. Что касается нарушений со стороны детей, то
чаще всего это – переход проезжей части вне установленного для перехода места,
переход на запрещающий сигнал светофора, перед близко идущим транспортом,
выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или
в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при
управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Данные нарушения
свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на
дорогах и, как следствие, неумение юных участников дорожного движения
ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Одним из способов
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ) является
обучение детей в образовательных организациях.
Повышение защищенности от ДТП и их последствий несовершеннолетних (как
наиболее уязвимых участников дорожного движения) является одним из основных
направлений реализации Стратегии безопасности дорожного движения (далее —
БДД) в Российской Федерации на 2018‒2024 годы (утверждена распоряжением
ПравительстваРоссийской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р).
Стратегия является основой для формирования и реализации государственной
политики в области БДД на федеральном, региональном, муниципальном и
межотраслевом уровнях. В ее развитие принят ряд стратегических документов, в
числе которых федеральный проект «Безопасность дорожного движения» (далее —
федеральный проект), паспорт которого утвержден протоколом проектного
комитета по национальному проекту
«Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 20 декабря 2018 г. №
4. Одна из задач федерального проекта — это совершенствование обучения детей
основам ПДД и привитие им навыков безопасного поведения на дорогах. Для
решения этой задачи запланировано создание условий для вовлечения детей и
молодежи в профилактическую работу, в том числе через отряды юных инспекторов
движения».1
Таким образом, предлагаемая программа обеспечивает решение поставленной
задачи Стратегии безопасности дорожного движения.
Новизна программы в том, что обучение по данной программе проходит в
образовательной организации, с использованием нового у ч е б н о -методического
оборудования, обучающиеся в форме интерактивных занятий осваивают ПДД.
Педагог выступает в роли наставника.
Особенность программы заключается в создании условий для
формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с
сотрудниками ГИБДД. Так как процесс обучения в дополнительном образовании
носит больше неформальный характер, то привлечен для совместного обучения
разновозрастный состав учащихся, что позволяет не только педагогу, но и старшим
детям делиться своим опытом и помогать товарищам. Программа позволяет
подготовить команду обучающихся к участию во Всероссийском конкурсе юных
инспекторов движения «Безопасное колесо», «Перекресток».
Педагогическая целесообразность программы обусловлена ее социальной
направленностью, т.к. полученные знания, умения и навыки по программе помогут
каждому обучающемуся в их дальнейшей жизни. Программа позволит воспитать в
3

детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность,
ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто отсутствие именно этих
качеств, становится причиной дорожных происшествий.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся 10-12 лет. Количество
обучающихся в группе составляет до 15 человек.
Программа подготовлена по принципу доступности учебного материала и
соответствия его объема возрастным особенностям и уровню обучающихся.
Характеристика контингента обучающихся.
В среднем школьном возрасте определяющую роль играет общение со
сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественноорганизационная, творческая, трудовая. Возникает намеренное стремление
принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно
полезным.
Совместная творческая деятельность хорошо подходит для обучающихся
данной возрастной категории, позволяя с одной стороны удовлетворить их учебные
и воспитательные потребности, а с другой раскрыть их творческий потенциал.
Объём 72 часа
Срок реализации программы – 1 год
Уровень программы базовый. Содержание программы предоставляет
обучающимся возможность приобрести базовый уровень знаний, умений и
навыков способствующими личностному развитию обучающегося, развитию его
творческих способностей, что, в свою очередь, позволяет повышать общую
культуру подрастающего поколения, культуру его поведения на дорогах,
формировать крепкую базу для становления ребенка как грамотного участника
дорожного движения. Дети будут иметь представление об устройстве автомобиля.
Формы обучения: реализация программы предусматривает очную форму
обучения, при необходимости – с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий. Особенности организации
образовательного процесса
Программа рассчитана на групповые занятия. В целом состав группы остаётся
постоянным.
Программа предусматривает проведение занятий в различных формах
организации деятельности обучающихся:
фронтальная – одновременная работа со всеми обучающимися;
-индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
групповая – организация работы в группах;
индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
В процессе реализации программы используются следующие формы
организации занятий: теоретические и практические занятия, беседы, игры.
В случае применения формы обучения с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий используются следующие
формы организации занятий: онлайн консультации, презентации, видео-уроки,
практические занятия.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, их продолжительность составляет 2
4

академических часа с перерывом в 10 минут. Продолжительность академического
часа 40 минут.
Занятия проводятся в течение всего года, включая осенние и весенние
каникулы.
При использовании электронных средств обучения во время занятий и
перерывов должна проводиться гимнастика для глаз.
При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна
проводиться во время перерывов.
Для профилактики нарушений осанки во время перерывов должны
проводиться соответствующие физические упражнения.
Цели и задачи программы
Цель:
Формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения,
вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике детского дорожного
травматизма через образовательную, агитационную и пропагандистскую работу
объединения
Задачи:
образовательные:
•
научить правилам дорожного движения (ПДД), необходимым для
безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, пассажира, водителя
велосипеда, других механических средств;
•
сформировать навык применять ПДД в реальных ситуациях,
распознавать опасные дорожные ситуации, анализировать их и осуществлять
правильные действия для предотвращения угрозы жизни и здоровью;
•
сформировать навык безопасного передвижения на велосипеде;
•
научить правильному поведению и необходимым действиям в случае
ДТП и необходимым действиям, в том числе – оказанию первой помощи
пострадавшим;
•
сформировать опыт реальной деятельности по профилактике
детскогодорожного травматизма.
развивающие:
•
развить мотивацию к следованию модели безопасного поведения с
учётом норм и правил дорожного движения;
•
повысить уровень компетентности несовершеннолетних как
участниковдорожного движения;
•
развить природных задатки, способствующие успеху в социальном
ипрофессиональном самоопределении детей.
воспитательные:
•
воспитывать положительное отношение к системе норм поведения,
принятых в обществе и сознательности к соблюдению ПДД как основного
инструмента по сохранению жизни и здоровья;
•
воспитывать личность, стремящуюся к здоровому образу жизни.
1.2. Учебный план
№
п/

Название темы

Кол-во часов
все
тео
го
рия

прак
тика

Форм
ы
аттестац
5

п

ии

3

ЮИД и ГИБДД
надежные друзья.
Агитация и пропаганда
правил дорожного
движения.
ПДД. Дорожные знаки.

4

Первая помощь

1
2

5

6
7

8

Конструирование
моделей транспорта из
легоконструктора
Традиционно-массовые
мероприятия.
Проектная работа по
теме: «Мы пешеходы»,
«Мы пассажиры», «Мы
водители»
Итоговая аттестации
ИТОГО

2

2

10

10

21

4

17

6

2

4

Оформлени
е уголка
безопасности
Тесты.
Устный опрос
Моделирование
дорожных
ситуаций

18

18

Выставка

7

7

Участи
конкурсах
Проект

6

2
72

2

4

10

2
62

в

Защита проекта

Содержание
Тема 1. Вводная. ЮИД и ГИБДД - надежные друзья.(2ч)
Теория. Развитие детского движения ЮИД в России. Цели и задачи отряда
ЮИД.
Тема 2. Агитация и пропаганда правил дорожного движения.(10ч)
Практика. Подготовка приветствий, визитных карточек «Знакомьтесь - наш
отряд», театрализованных выступлений с отражением тем для пешеходов,
пассажиров, велосипедистов; оформление агитационной продукции: плакатов,
профильных газет, памяток-закладок, альбома-летописи объединения; сбор
материала по ПДД в вопросах ответах, ситуативных картинках, загадках,
стихах, песнях. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного
движения. Оформление собранного материала в альбоме, на стендах «Правила
дорожные – Правила надежные», «ЮИД в действии». Проведение акций в
школах, детских садах, на улицах города. Совместные рейды с сотрудниками
ГИБДД. Оформление уголка безопасности «Светофор».
Тема 3. ПДД. Дорожные знаки.(21ч)
Теория. Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков.
Установка дорожных знаков вдоль дороги и опознавательных на транспортные
средства. Разбор и причины ДТП.
Практика. Решение тестов по теме, проведение интерактивной игры «Знатоки
ПДД». Дорожные ситуации на оборудовании (стол – макет, магнитная доска,
знаки).
Тема 4. Первая помощь.(6ч)
Теория.
Ожоги,
обморожения.
Виды
кровотечений.
Переломы.
6

Транспортировка
пострадавших.
Встреча
с
сотрудниками
МЧС,
медицинскими работниками. Понятия:
«ДТП», «первая помощь», «сердечно-лёгочная реанимация», «искусственное
дыхание».Первая помощь и ее предназначение.
Практика. Правила оказания первой помощи. Аптечка и ее содержимое.
Вызов специальных служб. Проведение сердечно-легочной реанимации.
Кровотечение и его остановка. Действия при тепловом ударе, при
обморожении. Демонстрация оказания первой помощи. Отработка алгоритма
оказания первой помощи под контролем преподавателя. Решение жизненных
ситуаций. Моделирование дорожных ситуаций.
Тема 5. Конструирование моделей транспорта.(18ч)
Практика. Работа с легоконструктором
Тема 6. Традиционно-массовые мероприятия. (7ч)
Практика. Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД, в олимпиаде
по ПДД. Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков,
плакатов, стихов, газет, сочинений…). Подготовка к выступлению на конкурсефестивале «Безопасное колесо».
Тема 7. Проектная работа по темам: «Мы пешеходы», «Мы пассажиры»,
«Мы водители».(6ч)
Теория. Обоснование необходимости проекта. Проблема. Причины. Цель,
задачи проекта. Участники проекта. Описание проекта: стратегия и механизмы
достижения поставленных целей. Ресурсы. Рабочий план реализации проекта.
Оценка эффективности реализации проекта.
Практика. Выбор темы. Написание проекта. Презентация проекта.
Тема 8. Итоговая аттестация.(2ч) Итоговая аттестации проводится в мае, в
форме защиты проекта.
1.4. Планируемые результаты
По окончании изучения программы обучающимися должны быть достигнуты:
предметные результаты:
 знание, понимание следующих тем «Пешеходы», «Пассажиры»,
«Двухколесный транспорт», «Водители», «Первая помощь» в соответствии с
возрастной категорией;
 усвоение навыков фигурного вождения велосипеда
личностные результаты:
 понимание и осознание ценности собственной и общественной безопасности;
 положительное формирование образа «идеальный пешеход, идеальный
пассажир,идеальный водитель» и самоидентификация с ним;
 усвоение основных навыков индивидуального и коллективного
безопасногоповедения на дороге;
 уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
 осознание ответственности каждого человека за общую безопасность;
 осознанное и ответственное отношения к собственным поступкам;
метапредметные результаты:
 понимание и предвидение потенциально опасных ситуаций, угрожающих
жизни издоровью людей;
 умение устанавливать причинно-следственные связи совершенных
ошибок инеотвратимости последствий.
 сформированные задатки правового мышления;

7

 умение общаться и сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в
процессе образовательной, пропагандистской и повседневной деятельности;
 умение осуществлять самоконтроль и самооценку результата деятельности,
контроль, взаимоконтроль и взаимооценку действиям сверстников в процессе
обучения.

8

РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.Календарный учебный график.
2.2.Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение учебного процесса программы
имеет необходимый комплекс учебных и научных материалов, для
проведения всех видов занятий в полном объёме в соответствии с планом. Для
продуктивной работы необходимо: компьютер, интерактивная доска, наборы
легоконструктора мультимедийный проектор.
Методическое обеспечение программы
1
Особенности организации образовательного процесса: очная, при
необходимости с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий.
2
Форма организации образовательного процесса: индивидуальная,
групповая,индивидуально-групповая.
3
Формы организации учебного занятия: теоретические и практические
занятия, беседы, игры.
4
Используются различные педагогические технологии:
проблемного обучения – обучающиеся самостоятельно находят пути
решения той или иной задачи, поставленной педагогом, используя свою
творческуюактивность;
дифференцированного
обучения
–
используется
метод
индивидуального обучения;
личностно-ориентированного обучения – через самообразование
происходитразвитие индивидуальных способностей;
развивающего обучения – обучающиеся вовлекаются в различные
виды деятельности;
игрового обучения – через игровые ситуации, используемые
педагогом, происходит закрепление пройденного материала (различные
конкурсы, викторины ит.д.);
здоровьесберегающие технологии - проведение физкультурных
минуток, пальчиковой гимнастики во время занятий, а также беседы по
правилам дорожного движения, «Минуток безопасности» перед уходом
обучающихся домой.
Методы обучения.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам
и др.).Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
объяснительно-иллюстративный (обучающиеся воспринимают и
усваиваютготовую информацию);
репродуктивный
(обучающиеся воспроизводят полученные знания
частично-поисковый (участие обучающихся в коллективном поиске,
решениепоставленной задачи совместно с педагогом);
исследовательский (самостоятельная творческая работа обучающихся).
Методические материалы включают в себя методическую литературу и
9

иос

методические разработки для обеспечения учебно-воспитательного процесса,
конспекты занятий, дидактические материалы и т.д.), являются приложением
к программе, хранятся у педагога дополнительного образования и
используются в учебно-воспитательном процессе.
Формы подведения итогов
тестирование;
анкетирование;
решение практических заданий по ПДД.
2.3. Рабочая программа
(составляется ежегодно) Вынесена в отдельный документ.

2.3.1 Программа воспитания обновляется
ежегодно и вынесена в «Рабочую программу»
Контрольно-оценочные материалы
На занятиях применяется тематический и итоговый контроль. Уровень
освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических и
творческих заданий.
Результаты освоения программного материала определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.
Используется 10- бальная система оценки результатов:
8-10 баллов – высокий
уровень, 4 – 7 баллов –
средний уровень, 1 – 3
балла – низкий уровень.
Оценочные материалы
Тесты по ПДД https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/pddtest
Тестирование знаний ПДД https://pdd-russia.com/pddonline/ekzamen.html
Тесты
ГИБДД:
https://xn
-------------------------------- 8sbkahkuskl1n.com/
Методические материалы
Методика проведения информационно-просветительских мероприятий по
профилактикедетского дорожно-транспортного травматизма (прилагается)

10

2.7. Список используемой литературы
Дополнительная
1. А. В. Вашкевич, Е. И. Толочко, М. М. Исхаков Профилактика детского
дорожно- транспортного травматизма в образовательных учреждениях. СПб:
Санкт- Петербургский университет МВД России, ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта»
2012. 201с.
2. Добрая дорога детства [Электронный ресурс]: интернет портал//
https://www.dddgazeta.ru/about/subscribe/
3. Дорожные уроки тетушки Совы https://youtu.be/FKJnIyMug_Y (все серии)
4. «По дороге со Смешариками» https://youtu.be/EDV9mFtYl2M
5. Детский
развивающий
мультфильм
«Дорожные
знаки
для
детей»http
6. Мультфильм
«Правила
дорожного
движения
детям»
https://youtu.be/D0MrdKuTvpA
7. Мультфильмы
2013
Озорная
Семейка
–
Правила
движенияhttps://youtu.be/Ovhc4FU_7sE
8. Видеоурок от портала «Инфоурок» «Опасности, которые могут Вам
встретиться подороге в школу» https://youtu.be/F16Dm3bf-SY
9. Видеоурок по ПДД ГИБДД https://youtu.be/fwXXBDdd9p8
10. https://юидроссии.рф/
11. https://www.dddgazeta.ru/

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».