РОБОDiditaL

Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район» Калужской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от 30.08.2024 г.
Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Т.А.
Прохорова
Подписано
цифровой
подписью: Прохорова
30.08.2024 г.

Прохорова
Татьяна Александровна
Татьяна
Дата: 2024.08.20
Александровна 14:33:04 +03'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«РОБОDigitaL»
Срок реализации:1 год
Возраст детей: 9-12 лет

Полякова Нина Ивановна
педагог дополнительного образования

г. Людиново
2022

1.

2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.

9.

10.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная
Название программы
общеразвивающая программа «РОБОDigitaL»
Авторы программы
Тип программы
Направленность
программы
Год разработки,
редактирования

Полякова Нина Ивановна
Модифицированная
Техническая
2022 г
2023- внесены изменения в соответствии с Приказ

Министерства просвещения Российской Федерации
от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
1 год
Срок реализации
Общее
количество 72 часа
часов
9 – 12 лет.
Характеристика
обучающихся
(возраст, социальный
статус)
Цель программы: формирование интереса к
Цель программы
техническим
видам
творчества,
развитие
конструктивного
мышления
средствами
легоконструирования, робототехники с применением
компьютерных технологий.
Обучающие:
Задачи программы
 познакомить с основными принципами
механики: конструкции и механизмы для передачи и
преобразования движения;
 познакомить
с
историей
развития
и
передовыми направлениями робототехники;
 познакомить
с
основными
элементами
конструктора LEGO и способами их соединения;
 познакомить с основами программирования в
компьютерной среде ЕV3;
 научить читать элементарные схемы, а также
собирать модели по предложенным схемам и
инструкциям;
 научить
устанавливать
причинноследственные связи: решение логических задач;
 научить
проводить
экспериментальные
исследования с оценкой (измерением) влияния
отдельных факторов, а также научить анализировать
результаты и находить новые решения: создание
проектов.
Развивающие:

11.

Ключевые
компетенции



12.
13.

Форма занятий
Режим занятий



14.

Содержание
программы






 ориентировать на инновационные технологии
и методы организация практической деятельности в
сферах общей кибернетики и роботостроения;
 развивать
образное
мышление,
конструкторские способности детей;
 развивать умение довести решение задачи от
проекта до работающей модели;
 развивать умение отстаивать свою точку
зрения, самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений;
 развивать словарный запас и навыки общения
детей, умение работать над проектом в команде,
эффективно распределять обязанности.
Воспитательные:
 организовать занятость школьников во
внеурочное время;
 привить
трудолюбие,
аккуратность,
самостоятельность, ответственность, активность,
стремление к достижению высоких результатов;
 получить
опыт
самостоятельной
образовательной,
общественной,
проектноисследовательской деятельности;
 научить корректно, отстаивать свою точку
зрения; сформировать культуру общения и
поведения в коллективе.
учебно-познавательная, информационная,
коммуникативная, личностного
самосовершенствования
групповая
Один раз в неделю по два академических часа.
Длительность одного академического часа -40 минут.
Настоящий курс предлагает использование
образовательных
конструкторов
LEGO
как
инструмента
для
обучения
школьников
конструированию, моделированию и компьютерному
управлению на уроках легоконструированием и 3 D
моделированием. Простота в построении модели в
сочетании
с
большими
конструктивными
возможностями конструктора позволяют детям в
конце занятия увидеть сделанную своими руками
модель. Интегрирование различных школьных
предметов в учебном курсе ЛЕГО открывает новые
возможности для реализации новых образовательных
концепций, овладения новыми навыками и
расширения круга интересов.

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Данная
программа
является
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей технической направленности, очной формы обучения, сроком
реализации 1 год, для детей 9-12 лет стартового уровня освоения.
Мир, в котором мы живём, меняется просто стремительно. Гигантские жилые
комплексы, супермаркеты, «умные» машины, роботизированные производства и
множество интеллектуальных сервисов стали обычными в нашей жизни.
Робототехнические решения становятся всё более востребованными и
распространёнными, а области их применения расширяются.
Интенсивное использование роботов в быту и на производстве требует, чтобы
пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что
позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые
автоматизированные системы. Отсюда возникает необходимость прививать учащимся
интерес к области робототехники и автоматизированных систем. Юные
исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду
информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг
функций.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным
программам системы дополнительного образования детей на основе следующих
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
7. Устав МКОУ ДО «Дом детского творчества».
8. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
Актуальность программы обусловлена социальным заказом общества на
технически грамотных специалистов в области робототехники, максимальной
эффективностью развития технических навыков со школьного возраста; передачей
сложного технического материала в простой доступной форме; реализацией
личностных потребностей и жизненных планов; реализацией проектной

деятельности школьниками на базе современного оборудования. А также
повышенным интересом детей школьного возраста к легоконструированию и
робототехнике.
Использование современных педагогических технологий, методов и приемов;
различных техник и способов работы; современного оборудования, позволяющего
исследовать, создавать и моделировать различные объекты и системы из области
легоконструирования и робототехники, машинного обучения и компьютерных наук
обеспечивает новизну программы.
Отличительная особенность
Учебный план программы «РОБОDigital» рассчитан в большей мере на
практические занятия и, соответственно, приобретение практических навыков
работы с конструктором LEGO и компьютерной программой LEGO Digital.
Обучающиеся познакомятся с Lego Digital Designer – виртуальным
конструктором, за счёт использования, которого можно создавать трёхмерные
модели Lego. Программа имеет широкий функционал, массу рабочих инструментов
и три режима работы, которые позволяют воплощать в жизнь самые разные задумки
в стиле Лего. Программное обеспечение дает возможность сохранять готовые
работы на компьютере, а также просматривать модели других пользователей.
Обучающиеся научатся разрабатывать собственные проекты в виртуальной
реальности.
Программа модифицированная на основе программы «DIGITAL ART»
авторы: Кузьмина Е. М., Фадеенко О. В., Ковалева У.Ю. г. Санкт-Питербург.
При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и
инвалидов,
организация
образовательного
процесса
по
дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического развития
категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих
нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Адресат программы – обучающиеся в возрасте 9 -12 лет, обладающие
техническим мышлением, интересующиеся легоконструированием, робототехникой,
компьютерными технологиями, имеющие конструкторский склад ума.
Формы обучения и виды занятий.
 беседа;
 лекция;
 техническое соревнование;
 игра-квест;
 экскурсия;
 индивидуальная защита проектов;
 творческая мастерская;
 творческий отчет,
 лабораторно-практическая работа.
Срок освоения программы: 1 год.
Объем программы: 72 часа.
Занятия носят гибкий характер с учетом предпочтений, способностей и
возрастных особенностей обучающихся. Построение занятия включает в себя

фронтальную, индивидуальную и групповую работу, а также некоторый
соревновательный элемент.
Режим занятий (периодичность и продолжительность занятий):
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом.
Набор обучающихся проводится без предварительного отбора детей. Наполняемость
групп - 15 человек.
1.2. Цели и задачи.
Цель: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие
конструктивного мышления средствами легоконструирования, робототехники с
применением компьютерных технологий.
Задачи:
Обучающие:
 познакомить с основными принципами механики: конструкциями и
механизмами для передачи и преобразования движения;
 познакомить с историей развития и передовыми направлениями робототехники;
 познакомить с основным элементами конструктора LEGO и способами их
соединения;
 познакомить с основами программирования в компьютерной среде ЕV3;
 научить читать элементарные схемы, а также собирать модели по
предложенным схемам и инструкциям;
 научить устанавливать причинно-следственные связи: решение логических
задач;
 научить проводить экспериментальные исследования с оценкой (измерением)
влияния отдельных факторов, а также научить анализировать результаты и находить
новые решения: создание проектов.
Развивающие:
 ориентировать на инновационные технологии и методы организация
практической деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения;
 развивать образное мышление, конструкторские способности детей;
 развивать умение довести решение задачи от проекта до работающей модели;
 развивать умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений;
 развивать словарный запас и навыки общения детей, умение работать над
проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Воспитательные:
 организовать занятость школьников во внеурочное время;
 привить трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, ответственность,
активность, стремление к достижению высоких результатов;
 получить опыт самостоятельной образовательной, общественной, проектноисследовательской деятельности;
 научить корректно, отстаивать свою точку зрения; сформировать культуру
общения и поведения в коллективе.
№
1.

Раздел, тема
Вводное занятие.

1.3. Учебный план
Количество часов
Всего Теория
Практика
2
2
-

Формы текущего
контроля

2.

3.

Знакомство с группой.
Правила внутреннего
распорядка и
пропускная система.
Техника безопасности
и личной гигиены.
Вводный курс в
легоконструирования
и робототехнику.
Конструкция с
применением LEGO

12

4

8

32

4

28

3.1.

Конструирование
LEGO CLASSIC

8

1

7

3.2.

Конструирование
LEGO STAPT WARS

8

1

7

3.3. Конструирование
LEGO SPEED

8

1

7

3.4. Конструирование
LECO TECHNIC

8

1

7

22

5

3 D моделирование
LEGO
DESIGNER
Итоговая аттестация

2

2

-

6

Итоговое занятие.

2

2

-

72

20

52

4.

Всего:

6

Выполнение
практического
задания
Выполнение
практического
задания

16
Выставка работ

1.4. Содержание программы
1. Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности, правила
поведения в учреждении. Задачи и план работы учебной группы. Демонстрация
готовых изделий.
Формы проведения занятий: Лекция и демонстрация.
Формы подведения итогов: Опрос. (2 часа)
2. Вводный курс в легоконструирование и робототехнику.
Теория: Знакомство с легоконструированием и первые шаги в робототехнике:
беседа, показ роликов. (4 часа)
Практика: Сборка стандартных моделей, используя детали LEGO.(8 часов)
3. Конструкция с применением LEGO
Теория: Устный разбор схем, обсуждения порядка выполнения модели.(4 часа)

Практика: Конструирование модели используя в работе различные наборы LEGO
(LEGO CLASSIC, LEGO STAPT WARS, LEGO SPEED, LECO TECHNIC, LEGO
DESIGNER) (28часов)

4. 3 D моделирование LEGODESIGNER
Теория: Функциональные возможности компьютерной программы LEGODESIGNER.
Как пользоваться программой. (6 часов)
Практика: Создание моделей в программе LEGODESIGNER. Каждый режим
подразумевает возможность сохранять, редактировать сконструированные модели, а
также использовать чужие конструкции для работы. (16 часов)
5. Итоговая аттестация
Теория: Представление выполненных итоговых работ.
6. Итоговое занятие.
Теория: Теория: Подведение итогов.
Формы подведения итогов: Награждение лучших обучающихся.
Ожидаемые результаты и способы их проверки

формирование устойчивого интереса к легоконструированию и 3D
моделированию и учебным предметам физика, математика, информатика;

формирование умения работать по предложенным инструкциям;

формирование умения творчески подходить к решению задачи;

формирование умения довести решение задачи до полного выполнения модели;

формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений;

формирование умения работать над проектом в команде, эффективно
распределять обязанности.
1.5. Планируемые результаты
Предметные:

будут знать историю развития легоконструирования и 3D моделирования;

познакомятся с основным элементами конструктора LEGO и способами их
соединения;

научатся читать элементарные схемы, а также собирать модели по
предложенным схемам и инструкциям;

научатся устанавливать причинно-следственные связи: решать логических
задач;

научатся проводить экспериментальные исследования с оценкой (измерением)
влияния отдельных факторов, а также анализировать результаты и находить новые
решения;

научатся создавать проекты.
Метапредметные:

будут проявлять интерес к изучению наук естественнонаучного цикла: физики,
математики и информатики (программирование и автоматизированные системы
управления);


будут проявлять интерес к инновационным технологиям и методам организации
практической деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения;

развито образное мышление, конструкторские способности детей;

будут уметь доводить решение задачи от проекта до работающей модели;

будут отстаивать свою точку зрения, самостоятельно находить ответы на
вопросы путем логических рассуждений;

обогащенный словарный запас и развиты навыки общения детей, будут уметь
работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Личностные:

будут уметь организовывать свое свободное время;

проявлять трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, ответственность,
активность, стремиться к достижению высоких результатов;

получат опыт самостоятельной образовательной, общественной, проектноисследовательской деятельности;

научатся корректно, отстаивать свою точку зрения; владеть культурой общения
и поведения в коллективе.

получат навык работы над проектом в команде, эффективного распределения
обязанностей

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план обновляется ежегодно и
вынесен в рабочую программу.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база.
Наличие: 1. учебного кабинета для занятий с детьми; компьютеры для каждого
обучающегося, наборы конструкторов LEGO, интерактивная доска,
магнитно-маркерная доска, проектор .
Материалы и оборудование:
• Компьютеры;
• Проектор;
• Конструкторы LEGO:
LEGO CLASSIC, LEGO STAPT WARS, LEGO SPEED, LECO TECHNIC.
Курс предполагает использование компьютеров совместно с конструкторами.
Работа в программе 3 D моделирование LEGO DESIGNER. Методические
особенности реализации программы предполагают сочетание возможности
развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений
взаимодействовать в коллективе, работать в группе.
Наглядное обеспечение

 Тренировочные упражнения,
 индивидуальные карточки,
 тексты контрольных заданий,
 проверочные и обучающие тесты,
 разноуровневые задания,
 мультимедийные презентации,
 видеофильмы.
 Операционная система "Windows ХР" ("Windows Vista"). 13 шт.
2.3. Формы аттестации (контроля)
 индивидуальная устная/письменная проверка;
 фронтальный опрос, беседа;
 контрольные упражнения и тестовые задания;
 защита индивидуального или группового проекта;
 выставка;
 межгрупповые соревнования;
 проведение промежуточного и итогового тестирования;
 взаимооценка обучающимися работ друг друга.
2.4. Оценочные материалы
Итоговая оценка развития личностных качеств обучающегося производится по
трем уровням:







 «высокий»: положительные изменения личностного качества
воспитанника в течение учебного года признаются как максимально возможные
для него;
 «средний»: изменения произошли, но воспитанник потенциально был
способен к большему;
 «низкий»: изменения не замечены.
Результатом усвоения обучающимися программы по каждому уровню
программы являются: устойчивый интерес к занятиям робототехникой,
результаты достижений в массовых мероприятиях различного уровня.
В качестве оценки достижений каждого конкретного обучающегося в
освоении образовательной программы является вовлеченность в командную
работу, решение кейсов. Каждый кейс составляется в зависимости от темы и
конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных
особенностей детей, их индивидуальной подготовленности, и состоит из
теоретической и практической части.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в
течение всего срока реализации Программы. Это помогает своевременно
выявлять пробелы в знаниях, умениях обучающихся, планировать
коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей. Для оценки
эффективности образовательной Программы выбраны следующие критерии,
определяющие развитие интеллектуальных и технических способностей
обучающихся: развитие памяти, воображения, образного, логического и
технического мышления.
Учебно-методические средства обучения:
специализированная литература по робототехнике, подборка журналов,
наборы технической документации к применяемому оборудованию,
образцы моделей и систем, выполненные обучающимися и педагогом,
плакаты, фото и видеоматериалы,
учебно-методические пособия для педагога и обучающихся, включающие
дидактический, информационный, справочный материалы на различных
носителях, компьютерное и видео оборудование.

Применяемое на занятиях дидактическое и учебно-методическое обеспечение
включает в себя электронные учебники, справочные материалы и системы
используемых Программ, Интернет, рабочие тетради обучающихся.
Педагогические технологии
В процессе обучения по программе используются разнообразные педагогические
технологии:
 технологии развивающего обучения, направленные на общее целостное
развитие личности, на основе активно-деятельного способа обучения,
учитывающие закономерности развития и особенности индивидуума;
 технологии личностно-ориентированного обучения, направленные на
развитие индивидуальных познавательных способностей каждого
ребенка, максимальное выявление, раскрытие и использование его
опыта;

 технологии дифференцированного обучения, обеспечивающие обучение
каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей;
 технологии сотрудничества, реализующие демократизм, равенство,
партнерство в отношениях педагога и обучающегося, совместно
вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии
сотрудничества, сотворчества.
 проектные технологии – достижение цели через детальную разработку
проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим
результатом, оформленным тем или иным образом;
 компьютерные технологии, формирующие умение работать с
информацией, исследовательские умения, коммуникативные способности.
В практике выступают различные комбинации этих технологий, их элементов.
2.5. Методическое обеспечение
Методы образовательной деятельности:
 объяснительно-иллюстративный;
 эвристический метод;
 метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до
обучающихся сложный материал;
 метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить
переданные педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести
необходимые корректировки по усвоению знаний на практических занятиях;
 исследовательский метод обучения, дающий обучающимся
возможность проявить себя, показать свои возможности, добиться
определенных результатов.
 проблемного изложения материала, когда перед обучающимся
ставится некая задача, позволяющая решить определенный этап процесса
обучения и перейти на новую ступень обучения;
 закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;
 диалоговый и дискуссионный;
 игра-квест (на развитие внимания, памяти, воображения);
 соревнования и конкурсы;
 создание творческих работ для выставки.
2.6. Календарный учебный график
Составляется ежегодно и выносится в Рабочую программу(приложение 2)
2.6.1 Праграмма воспитания обновляется ежегодно и вынесена в Рабочую
программу.

2.7.

Список литературы

Список рекомендуемой литературы для педагога:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N273-ФЗ.
2. Никулин С.К., Полтавец Г.А., Полтавец Т.Г. Содержание научнотехнического творчества учащихся и методы обучения. - М.: Изд. МАИ. 2004.
3. Полтавец Г.А., Никулин С.К., Ловецкий Г.И., Полтавец Т.Г.
Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся (проблемы
организации и управления). УМП. М.: Издательство МАИ, 2003.
4. Власова О.С. Образовательная робототехника в учебной деятельности
учащихся начальной школы. – Челябинск, 2014.
5. Мирошина Т. Ф. Образовательная робототехника на уроках
информатики и физике в средней школе: учебно-методическое пособие. —
Челябинск: Взгляд, 2011.
6. Перфильева Л. П. Образовательная робототехника во внеурочной
учебной деятельности: учебно-методическое. — Челябинск: Взгляд, 2011.
Список литературы для обучающихся, родителей
1. Бейктал Дж. Конструируем роботом на Arduino. Первые шаги. – М:
Лаборатория Знаний, 2016.
2. Белиовская Л. Г. / Белиовский Н.А. Использование LEGO-роботов в
инженерных проектах школьников. Отраслевой подход – ДМК Пресс, 2016.
3. Белиовская Л. Г. / Белиовский Н.А. Белиовская Л. Г. Роботизированные
лабораторные работы по физике. Пропедевтический курс физики (+ DVD-ROM)
– ДМК Пресс, 2016.
4. Белиовская Л. Г. Узнайте, как программировать на LabVIEW. – ДМК
Пресс,2014.
5. Блум Д. Изучаем Arduino. Инструменты и метод технического
волшебства. – БХВ-Петербург, 2016.
6. Монк С. Программируем Arduino. Основы работы со скетчами. – Питер,
2016.
7. Петин В. Проекты с использованием контроллера Arduino (1е и 2е
издания). –СПб: БХВ-Петербург, 2015.
8. Предко М. 123 Эксперимента по робототехнике. - НТ Пресс, 2007.
9. Соммер
У.
Программирование
микроконтроллерных
плат
Arduino/Freeduino. –СПб: БХВ-Петербург, 2012.
10. Филиппов С. Уроки робототехники. Конструкция. Движение.
Управление. – Лаборатория знаний, 2017.
11. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:
Наука, 2013.319


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».