Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от 30.08.2024 г.
Протокол № 1
Прохорова Татьяна
Александровна
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Т.А. Прохорова
Подписано цифровой подписью:30.08.2024 г.
Прохорова Татьяна
Александровна
Дата: 2024.08.20 14:29:59 +03'00'
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«IT- старт»
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Срок реализации: 1 год
Шагаев Игорь Николаевич,
педагог дополнительного образования
Щербачева Анна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
г. Людиново
2020
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.
Название программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «IT-старт»
2.
Авторы программы
Шагаев И.Н.
3.
Тип программы
Модифицированная
4.
Направленность
программы
Техническая
5.
Год разработки,
2020
редактирования
2021 г. Разработана программа воспитания в соответствии с
поправками в ФЗ №273 «Об образовании в Российской
Федерации»
2023г.- внесены изменения в соответствии с Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
1 год
6.
Срок реализации
7.
Общее
часов
8.
8-11 лет.
Характеристика
обучающихся
(возраст, социальный
статус)
9.
Цель программы
формирование информационной культуры и реализация
творческого потенциала детей через овладение основами
работы на компьютере в различных графических
редакторах.
10.
Задачи программы
Обучающие:
- познакомить с основными элементами компьютера
(процессор, монитор, клавиатура, мышь);
- научить приемам работы с компьютерной мышью;
- познакомить с простейшими понятиями в сфере
информационных технологий;
- познакомить с основными понятиями и терминами,
необходимыми для работы в операционной среде
Windows;
- научить основам работы в операционной среде Windows
(копировать и создавать папки, сохранять файлы, работать
с текстовым редактором Word и т.д.);
количество
72 часа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
- познакомить с основными составляющими интерфейса
программ: Paint,
PowerPoint, Tux Paint, GIMP, Word.
обучить навыкам работы с инструментами,
используемыми в данных редакторах;
- научить находить необходимую информацию в сети
Internet;
- познакомить с основами цветоведения и композиции.
Развивающие
Способствовать:
адаптации в информационном обществе;
- раскрытию творческих способностей, и успешной личной
самореализации;
развитию
художественно-образного
мышления и художественно-эстетического восприятию
окружающего мира;
- формированию эстетического вкуса;
- развитию любознательности, интереса к
исследовательской
и
творческой
деятельности,
самообразованию;
- развитию логического и композиционного мышления,
художественного
вкуса;
развитию воображения и нестандартного
подхода к выполнению поставленных задач.
Воспитывающие:
способствовать
формированию
информационной и полиграфической культуры учащихся;
- способствовать
формированию
основ
коммуникативной культуры, таких, как, уважительное
отношение
друг
к
другу,
взаимопонимание,
взаимопомощь, умение организованно заниматься в
коллективе;
прививать навыки грамотной и безопасной для
здоровья работы на компьютере;
- способствовать
воспитанию
внимания,
аккуратности, усидчивости и умения доводить начатую
работу до конца;
содействовать
формированию
самостоятельности и уверенности в собственных силах.
11.
Форма занятий
групповая
12.
Режим занятий
13.
Содержание
программы
один раз в неделю по два академических часа или два
раза в неделю по часу.
Программа дает возможность ребенку получить
дополнительное образование в области компьютерных
технологий, компьютерной графики, стартовых знаний по
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
14.
Место реализации
изобразительной деятельности, дизайну. В программу
включены разделы: Устройство компьютера.
Работа в сети интернет.
Растровая графика.
Работа над проектами.
МКОУ ДО «Дом детского творчества» ул. Герцена д.6
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная
программа
является
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей технической направленности, очной формы обучения, сроком
реализации 1 год, для детей 8-11 лет стартового уровня освоения.
Программа позволяет дать основные представления
пользовательской среде операционной системе Windows.
обучающихся
о
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным
программам системы дополнительного образования детей на основе следующих
нормативных документов (список необходимо отслеживать и обновлять)
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года
№ 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
8. Устав муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества».
9. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время новые
информационные технологии, компьютерное искусство стало существенной реалией
жизни современного человека.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
Владение компьютерными технологиями рассматривается как важнейший
компонент в решении приоритетных задач образования: формировании целостного
мировоззрения подрастающего поколения, приобретении необходимых учебных и
коммуникативных навыков. Современный ребенок почти с рождения включен в их
практическое, эстетическое и смысловое освоение.
Компьютерная графика в этом ряду – необычайно интересный, перспективный
и
доступный для ребенка предмет, а применение ее уже в младшем школьном
возрасте способно окрасить жизнь ребенка новыми красками в процессе познания
мира и передачи своего видения явлений и событий. Воспитательное воздействие
становится особенно актуальным если знакомство с компьютерной графикой
выходит на уровень практической деятельности учащегося и реализуется в
социальной среде, окружающей ребенка в виде поздравительной открытки,
календаря, рекламы, закладки, презентации.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ITтехнологии» дает возможность ребенку получить дополнительное образование в
области компьютерных технологий, компьютерной графики, стартовых знаний по
изобразительной деятельности, дизайну.
Знакомство с основами компьютерной графики помогает удовлетворить интерес
детей к этому предмету, сформировать начальные навыки работы на компьютере и
позволяет ребенку реализовывать свой творческий потенциал с помощью новых
технических средств и предоставляемого компьютером инструментария.
Содержание программы предусматривает расширение и углубление общих
знаний ребенка о мире, законах бытия, о своем внутреннем мире; способствует
раскрытию творческого потенциала каждого ребенка в процессе осмысления своей
деятельности.
Программа ориентирована на развитие гибкого мышления, фантазии, интуиции,
художественного вкуса, что в свою очередь стимулирует свободу и яркость
ассоциаций, неординарность видения и мышления.
Отличительные особенности
Программа отличается от ряда предлагаемых программ данного направления,
например, учебников по информатике для начальной школы, которые предполагают
только последовательное обучение ребенка основам работы на компьютере, тем, что
в процессе приобретения навыков работы на компьютере ребенку дается
возможность освоения приемов работы в различных графических редакторах в
объемах доступных даже младшим школьникам, не обладающих элементарными
навыками пользователя.
Содержательная составляющая программы направлена на стимулирование
интереса учащихся к творческой деятельности. Компьютер рассматривается как
инструмент для самовыражения и расширения возможностей традиционного
рисования.
Полученные в процессе освоения программы ключевые компетенции, учащиеся
смогут применить как в рамках образовательного процесса, так и в повседневной
жизни: для разрешения конкретных жизненных ситуаций, адаптации в быстро
развивающемся мире информационных технологий. Приобретенный комплекс
знаний и практических умений способствует также организации развивающего
досуга ребенка.
Кроме того, данная программа вариативна в содержательной части, может
реализовываться при помощи разного программного обеспечения – как традиционно
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
используемых коммерческих редакторах, так и с использованием свободного
программного обеспечения.
Организация занятий и выбор методов опирается на современные психологопедагогические рекомендации, современные педагогические методики. Программу
отличает практическая направленность преподавания в сочетании с теоретической:
творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных
методов и приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом
обучения. Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой:
создание ситуации успеха и комфорта для каждого ребенка, располагающие к
размышлениям, желанию творить.
Адресат программы: программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 11 лет.
Набор в группу 1 года обучения осуществляется без предварительного отбора, по
желанию детей и их родителей. Принимаются девочки и мальчики, владение
специальными знаниями и навыками не обязательно.
Группы могут быть сформированы из детей одного возраста и уровня подготовки;
или детей разного возраста (предусмотренного программой) с различным уровнем
подготовки.
Объем программы: 72 учебных часа.
Форма обучения:- очная
Формы организации образовательной деятельности:
групповая, фронтальная, индивидуально-групповая, малыми группами.
Формы занятий:
учебное занятие (теория-практика)
вводное занятие
итоговое занятие
игровое занятие
виртуальная экскурсия /путешествие/
экскурсия (посещение мероприятия)
праздничное занятие/мероприятие
проектная работа
выставка
конкурс
творческая мастерская
акция
фестиваль
Методы обучения:
Словесные методы – рассказ, беседа, информирование, инструктаж;
Наглядные методы – показ-просмотр презентаций, видеоматериалов,
фильмов;
Практические методы – практическая деятельность по выполнению
заданий, упражнений;
Репродуктивные методы – работа по схеме, инструкции, повторение
приема, действия с инструментом (мышь, клавиатура);
Поисковые методы – поиск композиционного и цветового решения. Поиск
информации, поиск решений в процессе проектной деятельности.
Индуктивные методы – анализ выполненной работы, обсуждение
события;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
Методы самостоятельной работы – выполнение творческих заданий, работа
без непосредственного участия педагога (с литературой, интернет –
ресурсами, передача знаний другим);
Творческие методы – выполнение творческих заданий, проектная
деятельность.
Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий:
1 год обучения: 72 часа - занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Или 1 раз в
неделю по 2 часа. Длительность одного учебного часа 40 минут.
Наполняемость групп:12- 15 человек (по количеству компьютеров в кабинете).
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: формирование информационной культуры и реализация творческого
потенциала детей через овладение основами работы на компьютере в различных
графических редакторах.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с основными элементами компьютера (процессор, монитор,
клавиатура, мышь);
- научить приемам работы с компьютерной мышью;
- познакомить с простейшими понятиями в сфере информационных технологий;
- познакомить с основными понятиями и терминами, необходимыми для работы в
операционной среде Windows;
- научить основам работы в операционной среде Windows (копировать и создавать
папки, сохранять файлы, работать с текстовым редактором Word и т.д.);
- познакомить с основными составляющими интерфейса программ: Paint,
PowerPoint, Tux Paint, GIMP, Word.
обучить навыкам работы с инструментами, используемыми в данных
редакторах;
- научить находить необходимую информацию в сети Internet;
- познакомить с основами цветоведения и композиции.
Развивающие
Способствовать:
адаптации в информационном обществе;
- раскрытию творческих способностей, и успешной личной самореализации;
развитию художественно-образного мышления и художественноэстетического восприятию окружающего мира;
- формированию эстетического вкуса;
- развитию любознательности, интереса к исследовательской и творческой
деятельности, самообразованию;
- развитию логического и композиционного мышления, художественного
вкуса;
развитию воображения и нестандартного подхода к выполнению
поставленных задач.
Воспитывающие:
способствовать формированию информационной и полиграфической
культуры учащихся;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
- способствовать формированию основ коммуникативной культуры, таких,
как, уважительное отношение друг к другу, взаимопонимание, взаимопомощь,
умение организованно заниматься в коллективе;
прививать навыки грамотной и безопасной для здоровья работы на
компьютере;
- способствовать воспитанию внимания, аккуратности, усидчивости и
умения доводить начатую работу до конца;
содействовать формированию самостоятельности и уверенности в
собственных силах.
1.3. Учебный план
№
1
2
3
4
5
6
Наименование базовых
разделов.
Вводное занятие
Устройство компьютера
Работа в сети интернет
Растровая графика
Работа над проектами
Контрольное занятие
Итого
Кол-во
Из них
Формы контроля
часов Теория Практика
2
6
4
36
22
2
72
2
1
1
10
6
20
5
3
26
16
2
52
Практические,
творческие работы,
тестирование,
Выставка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Теория. Техника безопасности в компьютерном классе. Правила поведения за ПК
в компьютерном классе.
Практика. Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей ПК.
2. Устройство компьютера.
Теория: Программное обеспечение компьютера. Операционные системы:
назначение и состав. Пользовательский интерфейс Windows.
Практика: Файл. Файловая система. Меню Пуск и запуск программ, ярлыки
и рабочий стол. Запуск программы Paint.
3. Работа в сети интернет.
Теория: Правила работы в Интернете.
Практика: Запуск браузера, поиск и сохранение изображений на компьютер
из сети Интернет, строка поиска и поисковый запрос.
4. Растровая графика. Учимся работать в графическом редакторе Paint.
Теория. Понятие графического редактора. Пиксель. Пространственное разрешение
монитора. Представление цвета в компьютере. Многообразие графических
редакторов. Понятие растра и растровой графики. Интерфейс и меню растровой
графической программы Paint. Панель инструментов. Инструменты рисования и
закрашивания. Инструменты для выделения и перемещения выделенных областей.
Базовые элементы (примитивы). Цветовые инструменты. Инструменты
редактирования. Палитра. Определение цвета. Основной цвет. Фоновый цвет.
Рисование неправильных фигур инструментом Многоугольник. Рисование
изображений с помощью инструмента Кривая. Использование стандартных
графических примитивов. Рисование изображений с помощью стандартных фигур.
Трансформация изображений. Отражение и поворот. Растяжение и наклон. Работа с
фрагментами рисунка. Ввод и редактирование текста. Редактирование изображений.
Копирование. Удаление. Перемещение. Сохранение изображений. Форматы
хранения растровых графических файлов. Преимущества и недостатки растровой
графики.
Практика. Учимся рисовать на компьютере. Создание нового изображения.
Настройка размера и единиц измерения. Практическая работа на рисование
изображений с использованием основных инструментов рисования. Рисование
изображений с помощью стандартных геометрических фигур. Практическая работа
на трансформацию изображений. Отражение и поворот. Растяжение и наклон.
Работа с фрагментами рисунка. Работа с текстом. Практическая работа на создание
чертежей. Практическая работа на создание схем. Создание монтажа изображений.
Создание коллажей. Практическая работа на создание простого рисунка и
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
использование его в качестве фона на рабочем столе Windows. Проверочная работа
на тему «Основы работы в графическом редакторе Paint».
5. Работа над проектами.
Теория: Что такое проект. Выработка и утверждение темы, в рамках которой
будет реализовываться проект.
Практика: Разработка проектов индивидуальных и в группах. Создание образца
визитной карточки, поздравительной открытки. Разработка открыток ко дню матери.
Творческая работа «Календарь». Создание натюрморта при помощи разных
инструментов программы Paint. Композиция на тему «ПДД». Создание эмблемы
группы, класса, школы. Виртуальный «альбом». Выставка-презентация
выполненных работ в ходе работы над проектами.
6. Контрольное занятие.
Кадровое обеспечение программы:
По данной программе «IT-старт» может работать педагог дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим
обозначениям таблицы пункта 2 «Профессионального стандарта», владеющий
заявленными в программе графическими редакторами.
Материально-техническое обеспечение программы:
Кабинет, оборудованный столами, стульями, общим освещением, классной
доской.
Персональные компьютеры, программное обеспечение (по одному на каждое
рабочее место, оснащенное выходом в Интернет);
Центральный компьютер (сервер) с более высокими техническими
характеристиками и содержащий на жестких дисках все изучаемое программное
обеспечение;
Мультимедийное оборудование: проектор, экран, аудио устройства, принтер
цветной;
Сканер; наборы съемных носителей информации;
Материалы и инструменты: таблицы, компакт-диски с обучающими и
информационными программами по основным темам программы, учебные
компьютерные программы и презентации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы «ITтехнологии» являются следующие умения:
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
самостоятельно планировать собственную творческую работу в области
компьютерной графики;
грамотно и безопасно для здоровья работать на компьютере;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания
программы являются следующие умения:
развитие
художественно-образного
мышления
и
формирование
эстетического вкуса;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
проявление любознательности, интереса к исследовательской и творческой
деятельности при работе с компьютером;
организация самостоятельной деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
развитие логического мышления;
развитие воображения
поставленных задач;
-
и
нестандартного
подхода
к
выполнению
развитие навык работы с мышью, клавиатурой.
Предметными результатами можно считать приобретенные знания:
основные понятия и приемы, необходимые для работы в операционной среде
Windows;
основные понятия и термины в сфере информационных технологий;
основные составляющие интерфейса и инструментов программ: Paint,
PowerPoint, Word, Tux Paint, GIMP, Word;
основные понятия и законы цветоведения и композиции.
Умения:
- пользоваться компьютерной мышью;
- оперировать основными терминами и понятиями;
- копировать и создавать папки, сохранять файлы;
- находить необходимую информацию в сети Internet;
- работать с текстом в программе Word;
- работать в различных программах (Paint, PowerPoint, Tux Paint, GIMP);
- применять полученные знания по основам цветоведения и композиции на
практике.
1. Итоговое занятие
Подведение итогов образовательной программы, творческий отчёт. Выставка
творческих работ учащихся.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график (обновляется ежегодно и вынесен в «Рабочую
программу»).
2.2. Условия реализации программы.
Успешной реализации учебного
материально-техническая база.
процесса
способствует
соответствующая
Наличие: 1. учебного кабинета ИКТ оборудованного компьютерами или ноутбуками,
цветной принтер, медиапроектор, экран.
Тренировочные упражнения,
индивидуальные карточки,
тексты контрольных заданий,
проверочные и обучающие тесты,
разноуровневые задания,
мультимедийные презентации,
видеофильмы.
Операционная система "Windows ХР" ("Windows Vista"). 13 шт.
Программы Corel Draw и Adobe PhotoShop 13 шт.
2.3. Формы аттестации. Два раза в год во всех группах проводится
промежуточная и итоговая аттестация, которая отслеживает личностный рост
ребёнка по следующим параметрам:
Примерные
усвоение знаний по базовым темам программы;
овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
развитие художественного вкуса;
формирование
коммуникативных
качеств,
трудолюбия
и
работоспособности.
Используются следующие формы проверки: защита творческих работ,
проектов, выставка и т.д.
Методы проверки: наблюдение, тестирование, анализ творческих работ и
т.п.
Итоговая аттестация осуществляется в форме защиты проекта.
2.4. Контрольно-оценочные материалы
На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый контроль.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических
и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое
наблюдение за творческим развитием каждого обучающегося (Приложение 3).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
Результаты освоения программного материала определяются по трём
уровням: высокий, средний, низкий.
Пример:
Используется 10- бальная система оценки результатов
8-10 баллов – высокий уровень,
4 - 7 баллов – средний уровень,
1 - 3 балла – низкий уровень
Важными показателями успешности освоения программы являются:
развитие интереса обучающихся к компьютерной графике.
2.5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
№
Наименование
базовых разделов
Формы
проведения
занятий
Методы и
приёмы
Дидактические
материалы
Информационная
оснащённость
Тренировочные
упражнения,
индивидуальные
карточки, тексты
контрольных заданий,
проверочные и
обучающие тесты,
разноуровневые
задания,
мультимедийные
презентации,
видеофильмы.
Операционная система
"Windows ХР"
("Windows Vista"). 13
шт.
-Программы Corel
Draw и Adobe
PhotoShop 13 шт.
Аппаратные средства:
компьютеры, колонки,
микрофоны.
Программные средства:
операционная
системаWindowsXP, 7, 8, 10;
CDBurnerXP; Nero; Free;
CCleaner; MS Offise (Excel,
Word, PowerPoint, Access,
Publisher);
Windows Movie Maker;
SonyVegasPro.
1 год обучения
1
Устройство
компьютера
2
Устройство
компьютера
Работа в сети
интернет
Растровая
графика
Работа
над
проектами
Контрольное
занятие
3
4
5
6
. Объяснение,
Лекция,
Беседа,
Демонстрация,
Практическая
работа.
Словесный
Наглядный
Практический
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска. ПК 13
шт.
Принтер 1 шт.
Сканер 1 шт.
2.6. Рабочие программы (обновляются ежегодно и вынесены в отдельный
документ.)
2.6.1. Программа воспитания (обновляется ежегодно и вынесена в «Рабочую
программу).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
2.7. Список использованной литературы.
1. Для учащихся
1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
2. Разработанный
лабораторный
практикум
составителем
программы
дополнительного образования детей «Компьютерная графика».
2. Для педагогов дополнительного образования
1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
2. Фролов М. Самоучитель. Учимся рисовать на компьютере. ЛБЗ - Бином. 2002.
3. Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. - Минск, ООО Попурри,
1997.
4. Корриган Дж. Компьютерная графика. - М: Энтроп, 1995.
5. Тайц А.М., Тайц А.А. Adobe PhotoShop 7. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
6. Кларк Т.М. Фильтры для PhotoShop 8. Спецэффекты и дизайн. - М.; СПб.; Киев:
Диалектика, 1999.
7. Тайц А.М., Тапц А.А. Corel Draw 11.- СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
8. Петров В.Л. CorelDRAW 9. Руководство пользователя с примерами. ЛБЗ БИНОМ. 2000.
Приложение 1
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
Календарно - Тематический план
№
Дата
Кол-во
часов
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
2
10
2
11
12
13
14
2
2
2
2
15
2
16
2
17
2
18
2
19
20
21
22
2
2
2
2
23
2
Наименование разделов и тем
Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном
классе.
Архитектура компьютера. Внешнее и внутреннее устройство
компьютера.
Программное обеспечение компьютера. Операционные системы:
назначение и состав. Пользовательский интерфейс Windows.
Файл. Файловая система. Меню Пуск и запуск программ, ярлыки
и рабочий стол. Запуск программы Paint.
Работа в сети Internet. Правила работы в Интернете
Запуск браузера, поиск и сохранение изображений на компьютер
из сети Интернет, строка поиска и поисковый запрос.
Растровая графика. Знакомство с графическим редактором
Paint. Основные элементы окна Paint.
Вкладка Файл, создание и сохранение рисунков, печать и
отправка рисунков по эл. почте, кнопка выход.
Вкладка Вид, настройка холста, масштаб, линейки, сетки
Открытие и вставка рисунка, создание фото рабочего стола при
помощи клавиши PrtScreen
Вкладка Главная, инструментарий программы
Инструмент выделение, обрезка готового изображения
Палитра, карандаш, ластик, настройка толщины, цвета.
Кисть, раскрашивание готового рисунка
Практическая работа на рисование изображений с
использованием основных инструментов рисования.
Фигуры, заливка, контур
Рисование изображений с помощью стандартных
геометрических фигур
Изменение палитры, пипетка, копирование, вставка, удаление,
выделение
Текст, виды шрифтов, их начертание, цвет.
Практическая работа на создание чертежей.
Практическая работа на создание схем.
Композиция рисунка. Раскрашивание рисунков.
Понятие пейзажа. Виды пейзажа. Понятия(пространство, ближе,
дальше, за, около, ритм, размер).Практическая работа
«Выполнение пейзажа».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
24
2
25
2
26
2
27
2
28
29
2
2
30
2
31
32
2
2
33
4
34
2
Всего:
72
Практическая работа на создание простого рисунка и
использование его в качестве фона на рабочем столе Windows.
Рассматривание законов орнамента. Выполнение узора или
орнамента в «Раскраске».
Выполнение таблицы сложения или умножения. Выполнение
практической работы «Расписание уроков»
Работа над проектами.
Изготовление визиток. Создание образца визитной карточки,
поздравительной открытки
Создание открыток ко дню матери.
Творческая работа «Календарь»
Создание натюрморта при помощи разных инструментов
программы Paint.
Композиция на тему «ПДД».
Создание эмблемы группы, класса, школы.
Виртуальный «альбом». Выставка-презентация выполненных
работ в ходе изучения программы Paint.
Проверочная работа на тему «Основы работы в графическом
редакторе Paint».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
Приложение 2
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Творческий проект
«Новогодняя открытка»
(рисование с использованием основных инструментов рисования в Paint)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT- старт».
2021
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
Цель: выявить уровень сформированности универсальных учебных действий за
первое учебное полугодие посредством разработки творческого проекта «Новогодняя
открытка».
Задачи:
Обучающие:
- повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Графический
редактор»
Развивающие
- Разработать и выполнить творческий рисунок, используя все возможности
графического редактора
Воспитывающие:
- развивать познавательный интерес, творческую активность и воображение
учащихся
- развивать навыки работы с компьютером
Планируемые результаты
Личностные:
-развитие художественного вкуса
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели,
создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
-планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели.
уметь находить способы решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
-оценивать получающийся творческий продукт.
Познавательные УУД:
-использовать средства информационных и коммуникационных технологий для
создания текстовых и графических документов;
-работать с графическими объектами, пользоваться всеми возможностями
Графического редактора, составлять комплексный графический объект;
-использовать средства информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
-синтезировать – составлять целое из частей, в том числе самостоятельно
достраивать с восполнением недостающих компонентов;
Коммуникативные УУД:
-аргументировать свою точку зрения;
-выслушивать собеседника и вести диалог;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
-подготавливать выступления с аудиовизуальной поддержкой.
Предметные:
-Уметь применять простейший графический редактор для создания и
редактирования рисунков.
-Знать виды инструментов рисования.
-Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию
графического объекта
-выполнять основные операции для создания рисунков в графическом редакторе;
сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения;
-раскрашивать уже имеющиеся изображения;
-сохранять, систематизировать файлы
-Использовать возможности компьютерной техники для изменения формы
представления информации ,оформлять графические документы, используя
компьютер при подготовке к другим занятиями
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная
Ресурсы: мультимедийный проектор, , презентация, графический редактор Paint
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сегодня встреча необычная у нас
Готов к ней, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность.
Что ж так держать
Здравствуйте, ребята!
Пора начинать.
Сегодня в нашем замечательном компьютерном классе гости. Ребята, когда встречают
гостей, хозяева стараются сделать всё возможное, чтобы гостям было уютно в их
доме. Давайте и мы на правах хозяев постараемся, чтобы наши гости от общения с
нами получили только приятные впечатления и покажем все, чему мы научились на
наших занятиях.
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришла красивая гостья, а кто это
ответить нам поможет загадка
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Правильно снежинка. Сегодня она будет помогать нам на занятии. Она
приготовила вам загадки:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (зима)
Шапка снега на горе
Все деревья в серебре
На пруду сверкает лед
Наступает…(Новый год)
Кто приходит в каждый дом
В новый год с большим мешком
Шуба, шапка, красный нос
Это дедушка…(Мороз)
Новый год, Новый год
Раз в году он только
Дети водят хоровод
У нарядной…(елки)
Да ребята, Новый год один из самых волнующих, красивых, добрых праздников. На
Новый год принято поздравлять друг друга, дарить подарки. А вы любите получать
подарки? А дарить подарки любите? Как вы думаете, что может стать хорошим,
оригинальным подарком, который мы можем сделать своими руками? (Открытка) Да
ребята поздравительная открытка – маленький, но очень важный элемент любого
праздника. А когда и где появилась первая открытка? Давайте спросим ответ у
снежинки. Обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками
возник в Англии. Первая новогодняя открытка была напечатана в Лондоне в 1843
году. В России первое открытое письмо, так называли открытки, было напечатано в
1871году. К сожалению, самые первые рождественские открытки не уцелели, но в
наше время очень много красивых открыток, это и простые открытки и флеш
открытки. А можем ли мы нарисовать открытку на компьютере? Сегодня на уроке мы
будем создавать открытку, используя все наши знания и умения работать в
графическом редакторе.
3. Актуализация знаний
А давайте покажем снежинке основные приемы работы в графическом редакторе
Paint.(показать на примере в Paint)
1. Как открыть программу Paint? Как нам построить линию?
Как нам построить кривую линию?
Как нам построить окружность и квадрат?
2. А можем ли мы переместить фрагмент рисунка? (Можем) А как это сделать?
Давайте рассмотрим на примере, переместим снежинку в другое место
(выделить – прозрачное выделение – переместить с помощью мыши)
А можем мы скопировать фрагмент рисунка? (Можем) А давайте скопируем
снежинке подружку. (-выделить – скопировать – вставить)
А давайте вспомним как скопировать элемент из другого файла? А попробуем
снежинкам добавить елочку для компании (открыть с помощью Paint – выделить –
скопировать – закрыть файл – вставить)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
На прошлом уроке мы рисовали фрагменты новогодней открытки. Они находятся в
папке «Новый год» на рабочем столе. Сейчас их нужно скомпоновать таким образом,
чтобы получилась новогодняя открытка. Ваша работа должна содержать элементы,
которые мы подготовили на предыдущем уроке, добавить поздравительный текст,
кто-то сделает красивый фон открытки, кто- то сделает рамочки, обязательно нужно
украсить елочку. А снежинка будет нам помогать.
4. Практическая работа за компьютером
5. Физкультминутка для глаз
У вас глаза устали очень –
Им глядеть уже нет мочи.
Дайте отдохнуть глазам,
Пока стишок читаю вам.
Глазами вправо, глазами влево,
Поглядите на соседа,
Обведите взгляд кругом,
Поморгайте потом.
Поморгав, глаза закройте, Не качайтесь – ровно стойте
Посмотрите на меня
И закройте вновь глаза!
Кто там спит сегодня стоя?
Никита? Дима? Вика? Аня?
Чей там взгляд такой усталый?
Начинаем-ка, сначала!
У вас глаза устали очень –
Им глядеть уже нет мочи.
Дайте отдохнуть глазам –
Пока стишок читаю вам.
Глазами вправо, глазами влево,
Поглядите на соседа,
Обведите взгляд кругом,
Поморгайте потом.
Поморгав, глаза закройте.
Не качайтесь – ровно стойте.
Посмотрите на меня
И закройте вновь глаза!
Вы зажмурьте крепче их,
Пока я не закончу стих…
Вот последняя строка –
Открывайте все глаза!
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
6. Подведение итогов, рефлексия
Все большие молодцы, давайте представим свои работы, что вы добавили в свою
открытку, понравилась ли вам открытка и кому бы вы подарили свою открытку
А давайте сейчас составим хоровод из снежинок. У кого все получилось, поставим
свою снежинку в первый хоровод, кому кажется, что он еще бы что-то добавил во
второй хоровод, а если кто-то хочет поменять свою работу, снежинку поставим в
третий хоровод. Нет предела творчеству!
Вы все сегодня большие молодцы, у всех получились замечательные новогодние
открытки. А сейчас давайте поделимся своим новогодним настроением с гостями
нашего урока и подарим им наши поздравительные открытки. Всем хорошего
настроения!
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
Итоговая таблица по группам
«Уровень развития универсальных учебных действий обучающихся.»
По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«_IT-старт_» педагог Тулупова И.Л.
Группа
1
2
3
4
5
Группа №1
Группа №2
Группа №3
Группа №4
Группа №5
Всего
Высокий уровень
8-10 баллов %
Средний уровень
4-7 баллов %
100%
100%
100%
100%
100%
100%
Низкий уровень
1-3 балла %
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
Таблица
«Уровень развития универсальных учебных действий обучающихся.»
По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«____________________________________________________________________»
_____________год обучения группа №__________________________
ФИ обучающегося
Высокий уровень
8-10 баллов
Средний уровень
4-7 баллов
Низкий уровень
0-3 балла
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
15
16
Всего
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
Знать виды инструментов рисования
Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования
рисунков
подготавливать выступления с аудиовизуальной поддержкой
выслушивать собеседника и вести диалог
Познавательные УУД
аргументировать свою точку зрения
синтезировать – составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с
восполнением недостающих компонентов
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных, познавательных и творческих задач
Регулятивные УУД
работать с графическими объектами, пользоваться всеми возможностями Графического
редактора, составлять комплексный графический объект
Личностные
УУД
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для
создания текстовых и графических документов
оценивать получающийся творческий продукт
уметь находить способы решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели
Ф.И.обучающегося
Умение планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в
процессе работы
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
Развитие художественного вкуса
Карта сформированности УУД обучающихся
Метапредметные УУД
Предметные
Коммуникати
вные УУД
Таблица
«Уровень развития универсальных учебных действий обучающихся.»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«It - старт»
1 год обучения группа №4, педагог Тулупова И.Л
ФИ обучающегося
Высокий
Средний
Низкий
уровень
уровень
уровень
8-10 баллов
4-7 баллов
0-3 балла
Алешина Екатерина
6,3
Атмакин Матвей
6,0
Горбачева Ольга
5,8
Гурова Александра
6,3
Иванюхин Захар
5,9
Ивченков Матвей
6,1
Карпенков Евгений
6,2
Косоротова Ирина
6,2
Масенков Иван
5,9
Никитичева Ульяна
6,5
Провоторов Артем
5,9
Рудакова Наталья
6,0
Саркисян Давид
5,4
Свертилов Иван
6,0
Юдриков Михаил
5,8
Всего
6,0
Уровень развития универсальных учебных действий обучающихся.»
По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«It - старт»
1год обучения группа №3, педагог Тулупова И.Л.
ФИ обучающегося
1
2
3
4
5
6
7
Абрамцова Татьяна
Арсеничева Виктория
Бурдыкин Денис
Волков Ефим
Гуров Руслан
Кудинов Ярослав
Лушина Алиса
Высокий
уровень
8-10 баллов
Средний
уровень
4-7 баллов
5,6
6,0
5,5
5,5
5,9
5,9
6,2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
Низкий
уровень
0-3 балла
8
9
10
11
12
13
14
15
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
2
3
4
5
6
Мелентьева Ульяна
Нефедова Мария
Орлова Полина
Поляков Ростислав
Романенкова Анастасия
Сергеев Лев
Степин Андрей
Толокнов Павел
Всего
5,9
5,8
5,9
5,9
5,5
5,4
5,9
5,2
5,7
«Уровень развития универсальных учебных действий обучающихся.»
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«It -старт»
1 год обучения группа №2, педагог Тулупова И.Л.
ФИ обучающегося
Высокий
Средний
Низкий
уровень
уровень
уровень
8-10 баллов
4-7 баллов
0-3 балла
Антохин Тимофей
5,8
Бабич Павел
5,9
Бученкова Варвара
6,0
Выросткова Дарья
6,0
Евменов Егор
6,0
Егоренков Сергей
5,7
Иванюшина Софья
6,4
Кошикова Софья
5,9
Куфин Александр
5,8
Мамадхонов Святослав
6,1
Никитина Вероника
5,9
Пирова Латифа
6,0
Романова Анна
5,6
Романова Юлия
5,9
Сизов Назар
5,5
Всего
5,9
«Уровень развития универсальных учебных действий обучающихся.»
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
« It - старт»
1 год обучения группа № 1, педагог Тулупова И.Л.
ФИ обучающегося
Высокий
Средний
Низкий
уровень
уровень
уровень
8-10 баллов
4-7 баллов
0-3 балла
Антохин Тимофей
5,2
Бабич Павел
5,9
Бученкова Варвара
5,5
Выросткова Дарья
5,2
Евменов Егор
5,9
Егоренков Сергей
5,7
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»
7
8
9
10
11
13
14
15
16
Иванюшина Софья
Кошикова Софья
Куфин Александр
Мамадхонов Святослав
Никитина Вероника
Пирова Латифа
Романова Анна
Романова Юлия
Сизов Назар
Всего
6,1
5,9
5,8
5,9
5,9
5,2
5,4
5,9
5,2
5,3
Итоговая таблица по группам
«Уровень развития универсальных учебных действий обучающихся.»
По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«_IT-старт_» педагог Тулупова И.Л.
Группа
1
2
3
4
5
Группа №1
Группа №2
Группа №3
Группа №4
Группа №5
Всего
Высокий уровень
8-10 баллов %
Средний уровень
4-7 баллов %
100%
100%
100%
100%
100%
100%
Низкий уровень
1-3 балла %
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«IT-старт»