АВТОЛЕГО плюс

Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от 30.08. 2024 г.
Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
Прохорова
Подписано_________Т.А.
цифровой
подписью: Прохорова
30.08.2024 г.

Прохорова
Татьяна Александровна
Татьяна
Дата: 2024.08.20 14:28:32
Александровна +03'00'
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности

Возраст обучающихся: 9-12 лет
Срок реализации: 1 год

Тулупова Ирина Леонидовна
педагог дополнительного образования

г. Людиново, 2021г.

1.
2.
3.
4.
5.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Название программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Автолегоплюс»
Тулупова И.Л.
Авторы программы
Модифицированная
Тип программы
Техническая
Направленность
программы
2021
Год разработки,
2023- внесены изменения в соответствии с Приказ Министерства
редактирования
просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
1 год
- 72 часа

9.

Срок реализации
Общее
количество
часов
Характеристика
обучающихся
(возраст, социальный
статус)
Цель программы

10.

Задачи программы

Обучающие:
сформироватьличностныеимежличностныекомпетенцииче
резпогружениевтранспортнуюпроблематику,

6.
7.
8.

9 - 12 лет.

формированиецелостного,системногопредставленияотранспортеиег
осоставныхчастяхиэлементахинеразрывностисвязеймеждусоставны
мичастямитранспортной среды. Понимание у обучающихся
необходимости комплексного, системногоподхода в вопросах
проектирования и разработки
отдельныхэлементовтранспортныхсистеми транспортных средств.

познакомитьобучающихсясоспецификойинженернойдеятель

ности;
- формированиенавыковпроектнойдеятельности
познакомитьспроблемамиэкологии,безопасности движения;

- сформировать
навыки
поиска информации, анализа
информационного материала:
- сформировать навыки работы с техническим инструментом;
- познакомить с ключевыми свойствами автотранспорта:
аэродинамики, активной пассивной безопасности,
проходимости, топливной экономичности;
- обучить принципам действия простых и усложненных
механизмов, устройств машин;
- обучить правилам дорожного движения;
-обучить алгоритму действий ДТП и оказанию первой
помощи.
- формированиеосновинженернойкультуры

Развивающие:
развитьтерпение,настойчивость,трудолюбие;;
сформироватьнавыкигрупповойикоманднойработы;
развитьтворческиеспособности;
сформироватьнавыкистратегическогопланирования;
2

развитьнавыкиинженерного,аналитическогоисистемногомы
шления,начальныхнавыковпроектирования,конструированияи
исследованиймеханизмов,транспортных средств;
Воспитательные:
сформировать положительное отношение к системе норм
поведения, принятых
вобществеисознательностиксоблюдениюПДДкакосновногоин
струментапосохранению жизнии здоровья;
повыситьинтерес кпоискуновой информации,
неординарныхпутей решения;
развитьволевыекачестваличности:собранность,настойчивост
ь,эмоциональнуюуравновешенность,целеустремленность;
- формированиекультурно-понятийногоаппарата
11.
12.
13.
14.
15.

Ключевые
компетенции
Форма занятий
Режим занятий



Содержание
программы
Место реализации






Коллективные (фронтальные), групповая, индивидуальная
один раз в неделю по два академических часа или два раза в
неделю по часу.
МКОУ ДО «Дом детского творчества» г. Людиново

3

1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Данная
программа
является
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей технической направленности очной формы обучения для
обучающихся 9-12 лет сроком реализации 1год,базового уровня освоения.
Программа даёт младшим школьникам возможность познакомиться с
особенностями устройства, конструирования и управления автотранспортными
средствами.
Проектирование
и
моделирование
происходит
на
основе
образовательных наборов LEGOEducationMachinesandMechanisms.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным
программам системы дополнительного образования детей на основе следующих
нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года
№ 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
2. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
6. Устав муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества».
7. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающихпрограмм.
8. Положение о порядке выдачи свидетельства о дополнительном образовании.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Программа входит в реализацию комплекса мер по созданию новых мест
дополнительного образования детей в Калужской области в 2020 году, утвержденного
постановлением Правительства Калужской области от 14.08.2019 года №509 «О
внесении изменений в Постановление Правительства Калужской области от
29.01.2019г. №38 «Об утверждении государственной программы Калужской области
«Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».
Программа создана с целью реализации федерального проекта «Успех каждого
ребенка» и разработана для реализации деятельности созданных новых мест в
образовательных организациях разных типов.
Одной из главных задач программы является раннее определение внутренних
интересов детей и развитие их профессиональных способностей еще в период
школьного обучения.
Широчайшее развитие автомобильного транспорта, способствуют повышению
интереса детей к автомобильному делу, к автомобильной технике. Занимаясь в
«Автолего+,ребятапознакомятсястеориейипрактикойпроектирования,приобретутнав
ыкикоманднойработы,ознакомятсясполнымцикломпроизводстваотпроектирования3D
4

моделидодействующегопрототипа,смогутразвитьтворческоеинженерноемышление,ос
воятосновыэлектротехники,энергетики,теоретическоймеханики.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Автолего+»состоит в
том, что на сегодняшний день темпы роста уровня автомобилизации в России, как иво
многих других развивающихся странах, сохраняются относительно высокими,
чтооказываетнеоднозначноевлияниенасоциальноеблагополучиеграждан.Соднойсторо
ны,развиваетсярынокавтосервиса(увеличилосьчислоавтозаправочныхстанций,появила
сьширокаясетьавторемонтныхмастерских),полученасвободавприобретенииииспользо
ванииавтотранспортныхсредств,чтосвидетельствуетонеобходимостиподготовкинетол
ькоквалифицированныхкадроввобластимашиностроения, но и развития инженерного,
конструкторского мышления в областиавтомеханики.
Ввидутого,чтоавтомобильявляетсяисточникомповышеннойопасности,сростомуровн
яавтомобилизациивозрастаетколичестводорожнотранспортныхпроисшествий.Всвязисчем,возникаетнеобходимостьобученияправиламд
орожногодвижения, а также развитиядорожной культуры сдетства.
Результатомосвоенияпрограммыпредполагаетсяполучениенавыковинженерного,анал
итическогоисистемногомышления,начальныхнавыковпроектирования,конструирован
ия иисследований транспортныхсредств.
Новизна программы – созданиевпроцессеобучения уникальной образовательной
среды – использование интерактивной доски, способствующейусвоению не только
готовых теоретических знаний, полученных от педагога, но и приобретению
обучающимися знаний опытным путем, через эксперимент и моделирование
реальных жизненных ситуаций в стремлении привить любовь к автоделу и обучение
правилам поведения на дорогах с юного возраста.
Приобретению практических навыковобучающихся способствует включение в
обучение образовательных наборов LEGOEducationMachinesandMechanisms.
Программа
модифицированная–составлена
на
основе
программ
дополнительного образования, разработанных другими педагогами для юных
автомобилистов и изученных в сети Интернет.
Программарассчитананадетейот 9до12лет.
Объёмпрограммы-72часа.
Срок освоения программы – 1 год.
Уровень освоения–стартовый.
Режим занятий: 2 часа 1раз в неделю с перерывом 10 минут.
Условия реализации программы:
Условия набора
Наборосуществляется без предварительногоотбора,позаявлениюродителей.
Условияформированиягрупп
Группы формируются в соответствии с возрастом учащихся. Допускается
комплектование разновозрастных групп.
При планировании образовательного процесса предусматриваются следующие
формыорганизациипознавательнойдеятельности:

Коллективные (фронтальные совсем составом);

групповые;

индивидуальные.
Виды занятий – учебные, практические, контрольные, открытые занятия,
самостоятельная работа
Адресат программы – учащиеся в возрасте 9-12 лет, интересующиеся техническими характеристиками
и устройством автомобиля, имеющие желание пройти подготовку к предстоящему вождению
автомобиля, изучить правила дорожного движения.
5

При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и инвалидов,
организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной
программе с учетом особенностей психофизического развития категорий, обучающихся
согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Формы обучения и виды занятий.
Основные формы проведения занятий:
 Видеолекции;
 Беседы;
 Практические работы;
 Коллективные творческие мероприятия;
 Подготовка и участие в конкурсах;
 Посещение тематических выставок;
 Встречи с представителями ГИБДД Людиновского района и автошкол.
Занятия состоят из теоретической (беседы) и практической части (опросы,
ролевые игры, тестирования, анкетирования).
1.2. Цель и задачипрограммы
Цель программы –
формированиецелостного,системногопредставленияотранспортеиегосоставныхчастяхиэле
ментахинеразрывностисвязеймеждусоставнымичастямитранспортной среды. Понимание
у обучающихся необходимости комплексного, системногоподхода в вопросах
проектирования и разработки отдельныхэлементовтранспортныхсистеми транспортных
средств...
Задачи программы:
Обучающие:
сформироватьличностныеимежличностныекомпетенциичерезпогружениевтранспортну
юпроблематику,
познакомитьобучающихсясоспецификойинженернойдеятельности;
- формированиенавыковпроектнойдеятельности
познакомитьспроблемамиэкологии,безопасности движения;

- сформировать
навыки
поиска информации, анализа информационного
материала:
- сформировать навыки работы с техническим инструментом;
- познакомить с ключевыми свойствами автотранспорта: аэродинамики, активной
пассивной безопасности, проходимости, топливной экономичности;
- обучить принципам действия простых и усложненных механизмов, устройств машин;
- обучить правилам дорожного движения;
-обучить алгоритму действий ДТП и оказанию первой помощи.
- формированиеосновинженернойкультуры

Развивающие:
развить терпение, настойчивость, трудолюбие;;
сформироватьнавыкигрупповойикоманднойработы;
развитьтворческиеспособности;
сформироватьнавыкистратегическогопланирования;
развитьнавыкиинженерного,аналитическогоисистемногомышления,начальныхнавыковп
роектирования,конструированияиисследованиймеханизмов,транспортных средств;
Воспитательные:
сформировать положительное отношение к системе норм поведения, принятых
вобществеисознательностиксоблюдениюПДДкакосновногоинструментапосохранению
6

жизнии здоровья;
повыситьинтерес кпоискуновой информации, неординарныхпутей решения;
развитьволевыекачестваличности:собранность,настойчивость,эмоциональнуюуравновеш
енность,целеустремленность;
- формированиекультурно-понятийногоаппарата
1.3. Учебный план
1-ый год обучения 72 часа.
№
п/п

1
2

Наименование
разделовитем

Количествочасов
Всего Теория Практика

Раздел 1. История
возникновения
транспортных средств.
Транспортные системы

38

10

28

Беседы
отранспортномсредстве
Транспортныесистемы

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

Безопасностьдвиженияучас
тниковтранспортнойсистем
ы
Великоеразнообразие.
4
Безопаснаядорога
5 Эксплуатационные свойства
итехническиехарактеристики
6 Автомобиль
вдвижении

3

7

Изготовлениеавтомоб
иля

4

1

3

8

Движители
Источники
энергиидлядвиженияТС
Раздел 2. Безопасность
движения.
Человек-водитель
Человек-пассажир
Человек-пешеход

6
4

2
1

4
3

12

3

9

4
4
4

1
1
1

3
3
3

22

5

17

9

10
11
12

Раздел 3 Система
«Человек-машина-дорогаокружающая
среда».

7

Формы
аттестацииико
нтроля
Демонстрацияинди
видуальныхпроекто
внатему
«Многообразиетра
нспортных
средств» в
программе
PowerPoint

Выставкатво
рческихработ

Викторина по ПДД

Презентация
групповых
исследовательских
проектов «Транспорт
в будущем»

13

14
15
16

17

Система«Человек-машинадорога-окружающая
среда».
Полноевзаимодействие.
Автоматическаясистемаавт
омобиля
Автоматическиесистемыупр
авления
движением
Умнаядорога

Безэкипажныйтранспор
т

ИТОГО:

6

1

5

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

72

18

54

8

тестирование

1.4. Содержание программы
Краткоесодержание

Разделы,входящиев
программу

Раздел 1. История возникновения транспортных средств. Транспортные системы
1.«Беседы о
транспортном средстве»

2«Транспортныесистем
ы»

3«Безопасностьдвижени
яучастниковтранспортн
ойсистемы»

4«Великоеразнообразие
»

5«Эксплуатационныесво
йстваитехническиехарак
теристики»

6«Автомобиль
вдвижении»

Теория: знакомство с различными видами транспорта, с
понятиями
«транспортная
среда»,
изучение
форм
взаимодействия различных видов транспорта, знакомятся
«транспортная доступность» и «транспортная мобильность
населения», изучают социальную, культурную, экономическую
и экологическую роль транспорта.
Практика: Экскурсия по городу с целью формирования у
обучающихся понимания того, что транспорт является
безусловным благом для человека и общества, поскольку
обеспечивает соблюдение одного из основных правчеловека–
правасвободного передвижения
Теория: знакомство с существующей сетью автомобильных и
железных дорог, путями доставки различными видами
транспорта,
узнают
о
транспортных
коридорах
и
мультимодальных перевозках.
Практика: Просмотр видеофильмов. Решение ситуаций.
Проектная деятельность.
Практика:
элементыдорожнойинфраструктуры,направленнойнаобеспечен
иебезопасногопребываниявсехучастниковдорожногодвижениян
адорогеивозленеё.
Практика:подготовкаконцепциивозможныхсредствповышенияб
езопасностиучастниковдорожногодвижения.
Практика: учить различать автомобили по маркам, видам,
типам кузова, знакомство с историей различных марок
автомобилей, с разнообразием подвижного состава
наземного транспорта во всех его формах и проявлениях.
Практика: создание презентации «Разнообразие автомобилей»
Теория:
технические
характеристики
автомобилей
(максимальная скорость, время разгона, расход топлива,
экологический стандарт, объем топливного бака, снаряженная
масса авто, допустимая полная масса, размер, дисков и другие)
Практика: Создание управляемых моделей с 2 режимами
скорости, с пультовым управлением на основе LEGO
EducationMachinesandMechanism. Работа с образовательным
набором Управляемые механизмы. Ступень 1, Ступень
2.Установление взаимосвязей.
Теория: основные свойства автомобиля и конструктивными
факторами, влияющими на поведение транспортного средства
на дороге.

Практика:

Просмотр
видеофильмов.
Исследование
проходимостимашины.Экспериментысготовыми
моделями
по
проходимости на гладкой поверхности, песчаной, покрытойводойи
т.д.

9

7«Изготовлениеавтомоб
иля»

Теория: современныематериалыитехнологии, используемые
при производстве современныхтранспортныхсредств.
Практика:
Конструированиепневматическихустройствнаосновенабора«Техноло
гияиосновымеханики»и «Пневматика»LEGOEducation.

8 «Движетели»

9«Источникиэнергиидля
движения ТС»

Практика:знакомствосразнообразиемдвижетелейиспользуемых
дляпередвиженияпоповерхности.
Практика:
конструированиемоделейтранспортныхсредствснеобычнымспо
собомпередвижения.
Теория:
альтернативныебортовыеисточникиинакопителиэнергии.
Практика:
просмотр
опытовсприменениемводородных,электрохимическихисточник
овэнергии,изучаютвозможностиразличныхнакопителейэнергии.
Раздел 2. Безопасность движения.

10«Человек-водитель»

11«Человек-пассажир»

12«Человек-пешеход»

Практика:
психологическиеаспектывосприятия
машины
человеком, находящимся в трёх различныхипостасях: водителя
(оператора), пассажира и пешехода.
Практика: Просмотр видеофильмов по ПДД.
Дорожные
ситуации иих решения с использованием разработанных
детьми
управляемых
моделей
на
основеобразовательныхнаборовLEGOEducation.
Практика:
психологическиеаспектывосприятия
машины
человеком, находящимся в трёх различныхипостасях: водителя
(оператора), пассажира и пешехода.
Практика: Просмотр видеофильмов по ПДД.
Дорожные
ситуации иих решения
Практика:
психологическиеаспектывосприятия
машины
человеком, находящимся в трёх различныхипостасях: водителя
(оператора), пассажира и пешехода.
Практика: Просмотр видеофильмов по ПДД. Дорожные
ситуации иих решения. Встреча и инспектором ГБДД

Раздел 3 Система«Человек-машина-дорога-окружающаясреда».
13«Система «Человекмашина-дорогаокружающаясреда»

10

Теория: понятие системы«Человек– Машина – ДорогаОкружающаясреда»
,вопросывзаимноговлиянияэлементовсистемы.
Практика: разработка исследовательских проектов на тему
«Человек-Машина-Дорога-Окружающая среда»

14«Автоматическаясист
емаавтомобиля»

Практика:
понятие
«автоматическиесистемыавтомобиля»,включаясистемыавтоматизаци
иработыотдельныхузловиагрегатовмашины,системыавтоматизацииф
ункцийуправлениядвижениемтранспортногосредства,втомчислебесп
илотныйтранспорт.
Теория:
Просмотр
видеофильмов.
Конструирование
из
конструкторов ЛЕГО

15«Автоматическиесист Теория: изучение
емыуправлениядвижени автоматизированныхсистемуправлениядвижением
ем»
Практика:Работасобразовательнымнабором«Технологияиосновымехан
ики»LEGOEducationMachinesandMechanisms (Набор на основе деталей
LEGO System и
Technic,ориентированныйнаизучениеосновфизическойнаукииработыме
ханизмовсмоторами и рычагами.Набор состоит из 50 проектных
моделей, предназначенных
дляизученияустройстваипринциповдействиямашин,которыевстречаютс
явповседневнойжизни).Экспериментысуравновешеннымиинеуравнове
шеннымисилами.Измерениерасстояния,времени,скоростиивеса.Изучен
иеустройства ипринциповдействия простыхмашини машинс
приводнымдвигателем

16«Умнаядорога»

Теория: элементыинтеллектуальныхтранспортныхсистем
Практика: Отработка алгоритма действий при ДТП и оказания
первой
помощи.
Аптечка
и
еесодержимое.Вызовспециальныхслужб.Демонстрацияоказани
япервойпомощи.Решениежизненных ситуаций.
17«Безэкипажныйтрансп Теория:
орт»
изучениеавтономныхбезэкипажныхтранспортных(технологическ
ие)средств,включаяпланетоходыибоевыхроботов
Практика : защита групповых проектов «Транспорт будущего»

11

1.4. Планируемыерезультаты:
Требованиякрезультатамосвоенияпрограммы:кконцуобученияудетейдолжно
сложиться целостное, системное представление о транспорте, его свойствах,его
составных частях и элементах; о неразрывности связей между составными
частямитранспортнойсреды.Уобучающихсядолжносформироватьсяпониманиенеобход
имостикомплексного,системногоподходаввопросахпроектированияиразработкиотдель
ных транспортных средств.
Врезультатеосвоенияпрограммыобучающиесядолжны:
• продемонстрироватьнавыкипроектнойработы;
• продемонстрироватьнавыкикоманднойработы.
Вкачествеинструментовоцениванияобразовательныхрезультатовмогутбытьиспользова
ны самооценивание обучающимися своих достижений и взаимооценивание внутри
команды.
Личностныерезультаты
Врезультатеобученияпопрограммеуучащихсябудут сформированы
-коммуникативныекомпетенции;
-осознанное,уважительноеидоброжелательноеотношениекдругомучеловеку;
-стремление ксаморазвитию;
-ценностиздоровогоибезопасногообразажизни.
Предметныерезультаты
Врезультатеобученияпопрограммеуучащихсябудут знать
-устройствоавтомобиля;
-свойстваавтомобиля;
-правиладорожногодвижения;
-правилаоказанияпервойпомощи;
-классификациюисистематизациютранспортныхсредств;
-технологиюсборочногопроизводства;
возможныенеисправностиагрегатовиузловавтомобиляиихвлияниенабезопасност
ь движения;
технологиюсозданияпростыхмоделейнаосновеLEGOEducationMachinesandMech
anism;
владеть
-основамиконструированияимоделирования;
-навыкамипубличноговыступления;
-какиз частейскладываетсяединаяфункционирующаясистема;

уметь
-готовитьинструменткработе,обслуживатьего;
-работатьсинтерактивнойдоской;
-работатьсчертежами;
-работатьтехнологическимоборудованием;
-работать с образовательныминаборами наосновеLEGO.
12

Метапредметныерезультаты
Врезультатеобученияпопрограммеуучащихсябудут сформированы
-навыкиработывколлективе;
нравственные,трудовые,эстетические,экологические,экономическиеидругиекаче
стваличности;
-умениясамостоятельноставить цели,планировать путидостиженияцели;
-компетенциивобласти ИКТ;
нормыиправилакультурытрудавсоответствиистехнологическойкультуройпроизв
одства.

13

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график(обновляется ежегодно и вынесен в
рабочую программу).
2.2. Условия реализации программы
Теоретическая часть занятий проводится в кабинете, оборудованном
магнитной доской, видеопроектором с набором слайдов, флэш-карт. Практические
занятия проводятся в кабинете и на площадке с использованием макетов дорожных
знаков, светофоров, автомобилей, а также на участках городских улиц для разбора
различных дорожных ситуаций в реальной жизни.
Материально-техническоеобеспечениезанятий

интерактивнаядоска;

проектор;

ноутбук;

кабинетдлязанятийвместимостьюнеменее20чел.;

ватман, ручки, стикеры, маркеры, карандаши;

наборыLEGO;

программное обеспечение «Интерактивная автошкола» Базовая версия
2.3. Формы аттестации
Системаоценкирезультатовучебнойработы.
Порядокипериодичностьпромежуточнойиитоговойаттестацииопределяется
Положением о форме, порядке и периодичности
текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточнаяаттестация
Промежуточнаяаттестацияпроводится,вдекабревформезащитыиндивидуальныхпроек
тов на тему «Многообразие транспортных средств» в программе PowerPoint.
Итоговаяаттестация
Итоговаяаттестацияпроводитсявмаевформевыставкиипрезентациигрупповыхпроекто
в«Управляемые механизмы».
Отслеживаниеификсациярезультатов
производитсявформенаблюдения,тест
ированияианкетированияобучающихся ,психолого-педагогической диагностики.
Формыпредставлениярезультатов:
- выполнениепроектныхработ;
- презентацияпроектов /выставки,конкурсы/;
- контрольныеиоткрытыезанятия;
- рейтингуспеваемостиобучающихся.
2.4. Контрольно-измерительные материалы
В качестве инструментов оценивания образовательных результатов могут быть
использовано самооценивание учащихся своих достижений и взаимооценивание
внутри команды.
В процессе реализации программы происходит постоянное сравнение заданных
14

параметров с фактическим состоянием дел для осуществления коррекционных
действий педагога. Таким образом, в процессе обучения предлагается три формы
контроля.
Контроль представляет собой реализацию принципа обратной связи, без
которойневозможнополноценноеуправлениеобучением.
1. Предварительный контроль проводится для выявления первичных
интересов исклонностейвначале учебного годасиспользованиемтестирования.
2. Текущийконтрольпроводитсявпроцессеобучениясцельюопределенияфакт
ическогорезультатаиегосоотношениясожидаемым,посредствомсравнениявыполнен
ияработ собразцом.
3. Промежуточнаяаттестацияпроводитсявконцеучебногогодадляанализавып
олненияпоставленныхзадач,достигнутыхпланируемыхрезультатовосвоенияпрограм
мы.

Диагностический материал и данные анализа систематизируются и
используются впоследующейработесдетьми.
2.5. Методическиематериалы
Для реализации основного принципа программы – единства воспитания и
обучения –используютсяразличные методы:
1. Словесные
2. Наглядные
3. Практические
4. Проектные
5. Исследования
Основныеформы проведениязанятий:
1. Лекции
2. Видеолекции
3. Беседы
4. Практическиеработы
5. Коллективныетворческиемероприятия
6. Подготовкаиучастиевконкурсах
7. Экскурсии
8. ВстречиспредставителямиГИБДД,МЧСиавтошкол
9. Эксперимент
10. Моделированиереальныхжизненныхситуаций
Программасоставленассоблюдениемпсихологопедагогическихисанитарныхнорм.
В программе используются современные педагогические технологии:
- ИКТ-технологии
- проблемное обучение,
- кейстехнология,
-здоровьесберегающие технологии,
-исследовательские методы в обучении
Дидактическиепособия:
- учебныйнабор«Простыемеханизмы»;
- образовательный набор «Управляемые механизмы» Ступень 1, Ступень 2.
- дополнительный набор «Пневматика»;
- учебныйнабор«Технологияиосновымеханики»;
15

- программноеобеспечение«Интерактивнаяавтошкола.Базоваяверсия».
Приреализациипроектногометодаработырекомендуетсяпридерживатьсяследую
щихэтаповработы:
- Введениев проблему(видеоролики,презентации,опыты,тексты…).
Изучениепроблемы(вопросыобучающимся,изучениеисточников,примеров,аналогий,об
суждения, формулирование собственных вопросов…).
- Формированиепроектныхгрупп,распределениеролей.
Выдвижениеидеи,решения(мозговойштурм,методфокальныхобъектовидр.инст
рументы).
- Планированиеработы(план,эскиз,ТЗ).
- Разработкаисоздание.
- Проверкаилитестирование.
- Доработка.
- Представление(выставка,презентация…)
- Рефлексия ( групповая рефлексия, свмо- и взаимооценивание)
Примерныетемыдлясамообразования

2.6. Рабочая программа
(составляется ежегодно)Вынесенавотдельныйдокумент.

2.6.1 Программа воспитания обновляется ежегодно и вынесена
в «Рабочую программу»
2.7. Список литературыиресурсов
Литература,
рекомендованная
для
педагогаПечатныеиздания
1. Агейкин Я. С., Вольская Н. С., Чичекин И. В. Оценка эксплуатационных
свойств автомобиля/Я.С. Агейкин, Н.С. Вольская, И.В.Чичекин–М.:МГИУ,2007. –
2.
БеляковВ.,ЗезюлинД.,МакаровВ.идр.Автоматическиесистемытранспорт
ных средств: учебник / Беляков В., Зезюлин Д., Макаров В. – М.: Форум, 2015 –
352с.
3. БеляковаА.В.,СавельевБ.В.Автотранспортнаяпсихологияиэргономика:Пра
ктикум.–Омск: Изд-воСибАДИ,2007. – 80 c
4. Бойков В. (ред.) Многоцелевые гусеничные и колесные машины.
Эргономика идизайн:Учебноепособие/Бойков В.–М.:Инфра-М,2015.– 350с.
5. Вахламов В. К. «Автомобили: Эксплуатационные свойства: Учебник для
студ.высш.учеб.заведений.— М.:Академия, 2005. — 240с
6. Власов, В.М.Т ранспортная телематика в дорожной отрасли: учеб.пособие
/ В.М. Власов, Д.Б. Ефименко, В.Н.Богумил.-М.:МАДИ,2013. – 80 с
7. Галабурда В.Г., Персианов В.А., Тимошин А.А. Единая транспортная
система /В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошинидр.–М.:Транспорт,1999. –
302с.
8. Горюшинский В.С., Пеньшин Н.В. .Автотранспортная психология:
лабораторные работы/сост.: В.С. Горюшинский, Н.В. Пеньшин.–Тамбов:ИздвоФГБОУВПО«ТГТУ»,2013.– 32 с.
9. ГребневВ.,ПоливаевО.,ВорохобинА.Тракторыиавтомобили.Теорияиэкспл
16

уатационные свойства / Гребнев В., Поливаев О., Ворохобин А. – М.: КноРус, 2013
–260с.
10. Гудков В. Пассажирские автомобильные перевозки / Гудков В. - М.:
Академия,2015. – 160с. Девятова Н.С. Транспортное развитие муниципальных
образований: модульдля повышения квалификации муниципальных служащих. —
Иркутск: Изд-во БГУЭП,2008.— 205с
11. Доенин В. Адаптация транспортных процессов / Доенин В. – М.:
Спутник+,2009.–219с.
12. Доенин В. Динамическая логистика транспортных процессов / Доенин В.
– М.:Спутник+,2010.– 246с.
13. ДоенинВ.Интеллектуальныетранспортныепотоки/ДоенинВ.–
М.:Спутник+,2007. – 306с.
14. Доенин В. Моделирование транспортных процессов и систем / Доенин В.
– М.:Спутник+,2012.– 288с.
15. Долматовский Ю.А. Беседы об автомобиле/ Ю.А. Долматовский – М.:
Молодаягвардия,1976.–
Евстигнеев,И.А.Интеллектуальныетранспортныесистемынаавтомобильных
дорогахфедеральногозначенияРоссии.—М.:Перо,2015.—164с.
16. Жанказиев, С.В. Интеллектуальные транспортные системы: учеб.пособие
/ С.В.Жанказиев.– М.:МАДИ,2016. – 120 с
17. КанунниковС.Отечественныеавтомобили18962000.Изданиевторое,переработанноеидополненное/КанунниковС.–М.:ЗарулемЗАО
КЖИ,2009. –504с.
18. Коваленко, О.Л. Электронные системы автомобилей: учебное пособие /
О.Л.Коваленко; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск:
ИПЦ САФУ,2013.-80 с
19. Коноплянко В.И. Организация и безопасность движения: Учеб.для вузов /
В.И.Коноплянко.—М.: Высш. шк., 2007.— 383 с.
20. Котович С.В. Движители специальных транспортных средств. Часть I:
Учебноепособие/ МАДИ(ГТУ). – М.,2008. – 161 с.
21. КутьковГ.Тракторыиавтомобили:теорияитехнологическиесвойства.Учеб
ник. Второе издание, переработанное и дополненное / Кутьков Г. – М.: ИнфраМ,2014.–506с.
22. ЛаринВ.
Физика
грунтов
иопорная
проходимостьколесных
транспортныхсредств.Часть 1иЧасть2.Физикагрунтов/ЛаринВ.–М.:МГТУим.Н.Э.
Баумана,2014.
– 107с. 23. Милославская С., Почаев Ю. Транспортные системы и технологии
перевозок. Учебное пособие/Милославская С.,ПочаевЮ.– М.:Инфра-М,2015.-116с.
24. Набоких В.А. Испытания автомобиля/В.А. Набоких–М.:Форум,2015. –224с.
25. НабокихВ.А.Системыэлектроникииавтоматикиавтомобилей:В.А.Набоки
х.-Москва: Горячая линия-Телеком, 2016.-204 с
26. ОвсянниковЕ.Бортовыеисточникиинакопителиэнергииавтотранспортных
средствстяговымиэлектроприводами/ОвсянниковЕ.– М.:Форум,2016. –280с.
27. ОстрецовА.В.,БелоусовБ.Н.,КрасавинП.А.,ВоронинВ.В.Классификациятр
анспортныхсредств:Учебноепособие– М.:МГТУ«МАМИ»,2011.–71с
28. ПачуринГ.В.,КудрявцевС.М.,СоловьевД.В.,НаумовВ.И.Кузовсовременно
гоавтомобиля.Материалы,проектированиеипроизводство.Учебноепособие
/Г.В.Пачурин,С.М.Кудрявцев,Д. В.Соловьев,В.И.Наумов–Спб.:Лань,2016. –316с.
17

29. Пеньшин,Н.В.Общийкурстранспорта:учебноепособие/Н.В.Пеньшин.–

Тамбов:ФГБОУВПО«ТГТУ», 2012. – 132с
30. ПоливаевО.,ГребневВ.,ВорохобинА.Теориятрактораиавтомобиля/Полив
аевО., ГребневВ.,Ворохобин А.–Спб:Лань Спб,2016.
31. Пугачев И. Н. Организация и безопасность движения: Учеб.пособие / И.
Н.Пугачёв.– Хабаровск:Изд–воХабар.гос. техн.ун–та, 2004. –232с.
32. ПугачёвИ.Н.,ГоревА.Э.,ОлещенкоЕ.М.Организацияибезопасностьдорож
ного движения : учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / И.Н.
Пугачёв,А.Э.Горев,Е.М.Олещенко. -М.:Издательскийцентр «Академия»,2009.-272с.
33. РасселлДжессиПлатформа(автомобиль)/VSD,2013. –138с.
34. Романов А. Н. Автотранспортная психология: Учеб.пособие для студ.
высш.учеб.заведений/АлександрНиколаевичРоманов.—М.:Издательскийцентр
«Академия»,2002. —224с
35. СавичЕ.,КапустинВ.Системыбезопасностиавтомобилей.Учебноепособие/
СавичЕ., Капустин В.– М.:Инфра-М,2016. – 445с.
38.СафроновЭ.А.Транспортныесистемыгородовирегионов:Учебноепособие/СафроновЭ
.А.–М.:Издательствоассоциациистроительныхвузов,2007. – 288с
37. СелифоновВ.В.,ХусаиновА.Ш.,ЛомакинВ.В.ТеорияавтомобиляУчебноеп
особие.– М.:МГТУ«МАМИ»,2007.– 102с.
38. СолодкийА.И.,ГоревА.Э.,БондареваЭ.Д.
Транспортная
инфраструктура/СолодкийА.И., ГоревА.Э.,БондареваЭ.Д.–М.:Юрайт, 2017. – 290с.
39.Степанов
И.С.,Покровский
Ю.Ю.,
Ломакин
В.В.,
Ю.Г.
МоскалеваВлияниеэлементов системы водитель - автомобиль - дорога – среда на
безопасность дорожногодвижения:Учебноепособие – М.:МГТУ«МАМИ», 2011. –
171
40. Троицкая Н. Общий курс транспорта. Учебник / Троицкая Н. – М.:
Академия,2014.–176с.
41. Ходош М., Бачурин А. Организация транспортно-логистической
деятельностина автомобильном транспорте: Учебник / Ходош М., Бачурин А. – М.:
Академия, 2015. –304с.
42. Хусаинов,А.Ш.Теорияавтомобиля.Конспектлекций/А.Ш.Хусаинов,В.В.С
елифонов– Ульяновск: УлГТУ, 2008.– 121 с
43. ЧерепановЛ.А.Автоматическиесистемыавтомобиля:Л.А.ЧерепановТольятти,изд-воТГУ, 2006. -132 с
44. ЯкимовМ.Р.Транспортноепланирование:созданиетранспортныхмоделейг
ородов:монография /М.Р.Якимов.– М.:Логос, 2013. –188с.
45. ГОСТ 33062-2014 Дороги автомобильные общего пользования.
Требования кразмещениюобъектовдорожного и придорожногосервиса.
46. ГОСТР520512003Механическиетранспортныесредстваиприцепы.Классификациии определения
Публикациивжурналах
1. О.Г.Кокаев,О.Ю.Лукомская.,Самоорганизациятранспортныхпроцессов:мо
дели и приложения. /Миртранспорта– 2009г.,№3.4-13сс.
2. СеливерстовЯ.А.,Моделированиепроцессовраспределенияиразвитиятранс
портныхпотоковвмегаполисах,ИзвестияСПбГЭТУ«ЛЭТИ»№1/2013,43-49стр
3. АлиевА.С.,МазуринД.С.,МаксимоваД.А.,ШвецовВ.ИСтруктуракомплекс
ноймоделитранспортной системыг.Москвы

18

4. Григорьев Л. (ред.) Активность населения в использовании транспортных

услуг /Л.Григорьев//Бюллетеньсоциально-экономическогокризисавРоссии–М.:2015
5. Кочнев Е. Там, где кончается асфальт / Евгений Кочнев // «Техникамолодежи»,1977.№10, с.48-49, 61
6. Николаев И. Вместо гусениц – шнек / И. Николаев // Моделистконструктор,1981. №.11
7. ЛычкоС.К.,МосиенкоН.Л.Общественныйтранспортвпрактикахмобильнос
ти: повседневные маршруты горожан // Мониторинг общественного мнения
:Экономическиеи социальныеперемены. 2016. №5. С. 256—273
8. Е.В. Соколова, А.С. Коноваленков. Может ли общественный транспорт
спастигород: к вопросу о развитии транспортной инфраструктуры города (на
примере Санкт-Петербурга). Научные доклады,№6(R)–2013.СПб.:ВШМСПбГУ,
2013.
Дляучащихся.
1. Жюль Верн, Вокруг света за 80 дней / Иванов А. М. (ред.) Автомобили.
Теорияэксплуатационныхсвойств.Учебник.2-еиздание,стереотипное/ИвановА.М.–
М.:Академия,2014. – 176с.
2. КолодочкинМ.ЗарулемсПушкиным!/КолодочкинМ.–
М.:ЗарулемЗАОКЖИ,2013. – 72с.
3. НордальД.Безмашины?Судовольствием!/НордальД.–
М.:Издательство:Городскиепроекты Ильи Варламова и Максима Каца, 2016.-188с.
4. ГинА.А.ТРИЗ-педагогика/А.А.ГинГоревА.Э.Основытеориитранспортныхсистем:учеб.пособие/
А.Э.Горев–СПб:
СПбГАСУ, 2010. -214с

19

ПРИЛОЖЕНИЕ
Формирование словарного запаса школьника по дорожной терминологии

Если ребёнок точно может объяснить что-то своими словами – значит, он это
знает. Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи.
Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое
развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала, служит
средством идейного и нравственного воспитания учащихся. На занятиях по данной
Программе « дорожная» речь развивается на основе умения учащихся слушать и понимать
речь на слух и проговаривать слова, полностью понимая их значение. Учитель использует
словесные методы разговора (беседы), пересказа и рассказывания, которые решают
следующие задачи:
-

научить детей выявлять смысл событий, происходящих в условиях дорожного
движения;

-

дать представление об отношениях водителей, пешеходов и пассажиров, опираясь
на жизненные образцы и образы художественной литературы;

-

способствовать

накоплению

и

обобщению

эмоционально-положительного

отношения к добрым (правильным) поступкам;
-

формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других
людей с точки зрения принятых моральных норм (можно – нельзя, хорошо – плохо);

-

учить соблюдать правила дорожного движения.

-

какой программный материал необходимо давать путем беседы;

-

как удержать внимание детей до конца беседы, не дать им уклониться от
обсуждаемых вопросов;

-

как привлечь всех к активному участию.
Интерес к беседе учитель поддерживает за счет постановки понятных и важных для

обучающихся вопросов, связанных с их повседневным опытом; постоянным поощрением
их активности, стремления принять участие в беседе. С этой целью педагог корректирует
высказывания детей, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения,
по возможности спорные, требующие аргументов. Беседа обязательно должна иметь связь
с реальной жизнью, вопросы должны ставиться так, что бы дети чувствовали их важность.
Темы бесед
- Почему дорожные знаки имеют разную форму?
20

- Почему дорожные знаки красные и синие?
- Один день из жизни водителя.
- Один день из жизни пешехода.
- Почему пассажир опоздал на работу?
-Какой транспорт самый безопасный?
- Когда на проезжей части не опасно?
-Как сделать безопасным маршрут по городу?
- Кому помогает перекрёсток?
- Кто придумал законы уличного движения?
- Кто придумал светофор?
- Куда идет на знаке пешеход?
- Кто нарушает дорожные правила?
- Кто должен уступить дорогу?
- Кто придумал «зебру»?
- Почему у машины мигалки?
- Почему на шинах узоры?
- Почему красный свет запрещает, а зелёный – разрешает?
- Легка ли работа инспектора ДПС?
- Что думает пешеход и водитель?
- Полезны ли деревья, растущие вдоль дороги?
- Может ли автомобиль быть безопасным?
- Нужен ли человеку электрический транспорт?
- Делают ли пешеходы цирковые трюки?
- Есть ли общие знаки для пешехода и водителя?
- Куда надо смотреть при переходе дороги?
- Откуда водитель не ждёт пешехода?
- Имеет ли дорога одежду?
- Зачем придумали правила для пассажиров?
- Что делать, если светофор не работает?
- Проектирую фигурки участников дорожного движения.
- История жезла регулировщика.
- Чем отличается дорожный знак для пешехода от знака для водителя?
21

- Сколько ошибок делает пешеход?
- Успею ли я перейти дорогу перед движущимся автомобилем?
- Почему водитель превышает скорость, передвигаясь по городу?
- Как образуются дорожные «пробки»
- История возникновения дорожных слов.
- Почему автомобили сталкиваются на широкой дороге?
- Сравнение подземного и надземного пешеходного перехода.
- О чём спрашивают загадки про дорожное движение!
- Чему учат истории про непослушных пешеходов?
- Что говорят поэты о правилах дорожного движения?
- От чего зависит тормозной путь автомобиля?
- Чем отличается правостороннее движение от левостороннего?
- Почему ребёнку нельзя сидеть на переднем сиденье автомобиля?
- Какое место в автомобиле самое опасное?
-Рисую образ нарушителя правил дорожного движения.
- Рисую образ послушного участника дорожного движения
Для обсуждения можно использовать небольшие рассказы и истории следующих
авторов: Г. Юрмин, Ю. Клеманов, Ю. Долматовский, Л. Лазарев, Г. Юрмин, В. Берестов,
Л. Гальперштейн, С. Баруздин, В. Марамзин, Е. Мар, Елена Аксельрод, Л. Михайлов, А.
Соколовский, В. Жулев, А. Шманкевич, Я. Пишумов, Б. Лавренко, О. Бедарев, Н. Носов, А.
Дорохов, А. Котов, С. Маршак, В. Ардов.
Педагог так же может использовать на занятиях аудиосборник Л. Рошаля «Дорожные
приключения Бимы, Бома и Бама», состоящего из 15 обособленных сказок.

22

Психологические игры и задания
- Запутавшиеся водители. Обучающемуся предлагается рисунок с переплетенными
линиями. Начало каждой линии имеет у картинки водителя, а концы линий у различных
автомобилей. Ребенку предлагается проследить по порядку все линии глазами, без
помощи рук, и найти конец каждой линии. Необходимо фиксировать время, затраченное
на весь тест, а также остановки, ошибки.
- Запомни детали. Дидактический материал: сюжетная картинка по дорожной ситуации.
Обучающимся предлагается рассмотреть картинку и запомнить, что на ней изображено.
Затем картинку убирают, закрывают. Дети должны назвать как можно больше деталей
изображенных на картинке. Можно задавать вопросы по картинке. Дети должны
ответить на все вопросы.
- Кто не на месте?Дидактический материал: 5-10 знаков, видов транспорта или
изображений участников дорожного движения. Детям предлагается запомнить, какая
картинка на каком месте находится. Затем дети закрывают глаза, а учитель меняет
местами картинки, после чего обучающиеся должны расставить картинки игрушки по
своим местам. Игру можно повторить несколько раз. Можно эту игру проводить с
детьми, расставив их в произвольном порядке, а потом перепутать перед обучающимся.
- Игра в слова: первый участник называет слово, связанное с дорожной терминологией,
следующий участник продолжает цепочку следующим словом, начинающимся на
последнюю букву предыдущего слова.
- Игра на внимание: Учитель быстро говорит поговорки, дети хором не раздумывая
отвечают «Да» или «Нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет.)
Итак, что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да.)
Что хотите - говорите, каждый раз, идя, домой, играем мы на мостовой? (Нет.)
Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет.)
Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да.)
Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет.)
Что хотите - говорите, на дороге очень весело играть, мяч в ворота забивать? (Нет.)

23

Варианты вопросов и заданий для опроса и тестирования
1. Безопасность пешеходов.
Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся
транспорт - угроза безопасности человека.
Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей.
Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и
т.п.
2. Знаем ли мыправила дорожного движения.
Причины

дорожно-транспортных

происшествий

с

детьми:

невыполнение

пешеходамиправил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте,
недисциплинированность на улице и в транспорте и др.Обсуждение поведения детей,
нарушающих правила дорожного движения.
3 Проверка знаний Правил дорожного движения.
Повторение материала по Правилам дорожного движения, полученного ранее.
4. Основные понятия и термины ПДД.
Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная
остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный
переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона.
5. Предупредительные сигналы.
Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или
рукой.Значение

этих

сигналов

для

водителей

и

пешеходов.Сигналы

поворотов,

торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийнойостановке. Подача
звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо
предотвратить дорожно-транспортное происшествие.
6. Движение учащихся группами и в колонне.
Порядок

движения

учащихся

группами

по

тротуару,

обочине

дороги,

пешеходномупереходу.Порядок движения учащихся в колонне.Правила посадки группы
учащихся в транспорт общего пользования.
7. Перевозка людей.
Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине?
Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения. Какие
24

существуют запрещения при перевозке людей?
9.Нерегулируемые перекрестки.
Что

такое

«неравнозначные»

нерегулируемый
дороги.Как

ведут

перекресток?Понятие
себя

водители

«равнозначные»
на

и

нерегулируемых

перекрестках?Какие дорожные знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков
приоритета.
10.Оборудование автомобилей специальными приборами.
Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи,
аварийные,
Оборудование

автомобилей

специальной

окраской,

звуковыми

сигналами

ипроблесковыми маячками синего или красного цвета. Преимущественное право проезда
специальных

автомобилей.Транспортные

средства,

оборудованные

проблесковыми

маячками оранжевого илижелтого цвета.
8. Разбор дорожных ситуаций на макете.
На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети.На
имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов
иигрушечные машинки.
Примерный перечень вопросов дняпроведения викторин по ПДД
№
1

Вопрос
Почему

Ответ
нельзя Когда для пешеходов включен «красный», для водителя

переходить проезжую горит «зеленый». На зеленый сигнал светофора водитель
часть

улицы

на движется быстро и не ожидает появления пешеходов. На

красный или желтый желтый сигнал водители могут продолжать движение,
сигнал светофора?

освободив перекресток. Красный или желтый сигналы
включаются всего на несколько секунд. Даже если машин не
видно, надо удержаться от желания перейти улицу и
подождать зеленого сигнала светофора.

2

Почему
перебегать

опасно Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть, все
проезжую прыгает перед глазами. А при переходе проезжей части

часть дороги?

главное - внимательно наблюдать по сторонам, потому что
дорога обманчива: кажется безопасно и вдруг выезжает

25

автомобиль из переулка, со двора, дома или из-за другого
автомобиля или автобуса. Еще труднее заметить мотоцикл.
Кроме того, во время бега можно споткнуться и упасть. В
этом случае можно угодить под колесо автомобиля, который
был далеко.
3

Почему

опасно Когда

идешь

наискосок,

поворачиваешься

спиной

к

переходить проезжую машинам и их не видно. Кроме того, путь перехода
часть наискосок?
4

становится длиннее.

Что означают надписи При

повороте

«Занос 1 метр» или трамвая)

заднюю

заносит,

он

часть
может

автобуса
сбить

(троллейбуса,

стоящего

близко

«Опасно на повороте», пешехода.
написанные на задней
части

автобуса,

троллейбуса?
5

Как

видит

водитель Водитель наблюдает за посадкой и высадкой пассажиров, их

пассажиров автобуса, поведением в салоне автобуса в специальные зеркала
троллейбуса?

заднего вида. Поэтому ему не надо поворачиваться, чтобы
увидеть, что делается сзади

6

Что может получиться, Водитель, посмотрев в зеркало и решив, что все вышли,
если

опоздать

с станет закрывать двери. При

этом

опаздывающего

выходом из автобуса? пассажира может прищемить дверьми. Если пассажир при
этом упадет, он может попасть под колесо автобуса.
7

Чем опасны кусты и Опасность кустов и деревьев в том, что они тоже могут
деревья, растущие на

мешать осмотреть улицу, из-за них тоже может неожиданно

улице?

выехать автомобиль и невидно движущихся по улице
автомобилей.

8

Чем опасен стоящий Когда автомобиль стоит, он закрывает обзор дороги.
автомобиль?

Пешеход в этом случае может не заметить другой
автомобиль, который движется позади стоящего. Особенно
опасны и закрывают обзор улицы автобусы, троллейбусы и
грузовые автомобили. Но и легковые автомобили тоже могут
помешать увидеть опасность. Надо помнить: если на дороге

26

стоит автомобиль, за ним может быть скрыта опасность!

9

Почему

опасно Пешеход может подумать, что улица пуста и начнет

переходить проезжую переходить проезжую часть, не осмотревшись. А автомобиль
часть улицы, когда она может внезапно появиться, выехав со двора или переулка.
пуста?

Надо всегда внимательно смотреть по сторонам при
переходе проезжей части улицы.

10 Мешает

ли

увидеть Мешает. Часто по улице движутся рядом несколько

опасность

автомобилей. При этом один закрывает другой. Пешеход

движущийся

может не заметить автомобиль, который сзади. Особенно

автомобиль?

опасно, если один автомобиль обгоняет другой. Кроме того,
на проезжей части улицы автомобили часто движутся
навстречу друг другу (во встречном направлении). При этом,
когда они
другой.

разъезжаются, один автомобиль загораживает

Если

пешеход

пропустил

автомобиль,

надо

подождать, пока он отъедет подальше. Иначе можно

не

заметить встречный автомобиль и попасть под его колесо.
11 Почему нельзя ходить Даже на краю проезжей части идти опасно - может задеть
по

проезжей

части проезжающая машина. Надо идти только потротуару.

улицы?
12

Как

двигаться

по Когда нет тротуара (за городом), надо идти по левой

дороге, на которой нет обочине дороги, чтобы видеть машины, которые движутся
тротуаров?

навстречу.

13 Как определить, что Автомобиль

занимает

самый

крайний

(первый)

ряд,

автомобиль собирается включается и мигает (левый) правый указатель поворота.
повернуть направо?
14 Чем
автомобили
прицепом?
27

опасны Во-первых, при повороте прицеп заносит, и он можетзадеть
с пешеходов.
Во-вторых,

невнимательный

пешеход,

подумав,

что

автомобиль проехал, начнет переходить проезжую часть и
попадет под прицеп.
15

Что самое главное при Самое главное - это перед выходом на проезжую часть
переходе

проезжей дороги остановиться, выбросить из головы мысли о спешке,

части дороги?
16 Сколько

желание успеть куда-то и правильно оценить обстановку.
метров Даже если бегущий человек захочет остановиться на бегу, он

автомобиль

будет еще «проскочит» два метра. А автомобилю

двигаться

надо, в

при зависимости от скорости 10, 15 или 20 метров. Кроме того,

торможении,

если пока водитель нажмет на тормоз, автомобиль движется

водитель

захочет несколько метров без торможения.

мгновенно
остановиться?
17 Почему

надо Водитель знает, что по правилам дорожного движения в этих

переходить проезжую местах разрешается движение пешеходам, он движется
часть улицы только на внимательно,

снижает

перекрестке и по

переходит

неустановленном

пешеходному

пострадать, и мешает водителю.

в

скорость.

Пешеход,

месте,

и

который

сам

может

переходу?
18 Какая

опасность Заметив свой дом, ученик захочет быстрей перейти улицу,

возникает,

когда чтобы попасть домой, и может не заметить автомобиль,

школьник подходит к который в этот момент движется по проезжей части,
своему дому?

(переключение внимания)

19 Почему опасно ходить Во-первых, школьники могут разговаривать междусобой и
по

невнимательно

смотреть

на

улицу.

Передпереходом

улицам группами?

проезжей части улицы надо все разговорыпрекратить.
Во-вторых, дети, которые идут в середине или сзади группы,
могут понадеяться на передних иплохо или совсем не
смотреть по сторонам.

28

20 Почему

опасно Когда переходит проезжую часть дороги целая колонна

переходить

улицу детей, держаться за руки безопасно. А вот,когда переходят

вдвоем под руку или двое-трое, то не надо держаться за руки, а особенно под
держась за руки?

руку. Потому что при появленииопасности дети могут
начать тянуть друг друга в разные стороны, потеряют самые
ценные секунды.

21

Что опаснее на улице: Переход без светофора опаснее, потому что надо уметь
пешеходный

переход определить: далеко автомобиль или близко, быстро он

без светофора или со

движется или медленно; надо уметь заметить маленький

светофором?

автомобиль или мотоцикл. Приэтом часто из-за медленно
движущегося автомобиля выезжает другой, который едет
быстро. Из-за автомобиля, который проехал, может выехать
встречный.
Когда светофор, просто; зеленый сигнал - иди, желтый жди, красный - стой.

22 Чем

опасен

для Здесь один автомобиль выезжает из-за другого. Поэтому и

пешехода

водитель, и пешеход могут не заметать друг друга.

момент,

когда

разъезжаются
встречные
автомобили?
23 Какое место на улице Оба места для пешехода опасны, но особенно опасна
опаснее:
или
автобуса?

перекресток остановка, хотя это и незаметно. На остановке вышедший из
остановка автобуса школьник, торопится быстрее перейти проезжую
часть на другую сторону улицы и выбегает из-за стоящего
автобуса спереди или сзади него. В это время из-за автобуса
он может не увидеть другой автомобиль, который объезжает
автобус или движется ему навстречу. Часто школьник
торопится, чтобы успеть на автобус, стоящий на остановке,
на другой стороне улицы, и не замечает автомобиль,
который движется по проезжей части. В мокрую погоду,
гололед или зимой, автобус может занести при торможении

29

и сбить пешехода, если остановка расположена на уровне
проезжей части или имеет наклон в сторону площадки. При
посадке или высадке невнимательного пассажира может
придавить дверьми автобуса.
24 Всегда

ли

видит Не всегда. Водителю приходится наблюдать за многими

пешехода

водитель водителями и пешеходами. Особенно опасно, когда в

автомобиля,

который сумерки пешеход переходит проезжую часть в свете фар

подъезжает

двух встречных автомобилей. Вот

кпешеходу?

тут его почти не видно.

25 Что самое трудное при Самое трудное - заранее заметить маленький легковой
движении и переходе автомобиль или мотоцикл. На улице очень много грузовых
проезжей
улицы?

части автомобилей, автобусов, троллейбусов. Когда они стоят или
движутся, за ними могут скрываться другие автомобили,
особенно легковые или мотоциклы. Возле проезжей части
улицы часто растут деревья, кусты, стоят заборы, рекламные
щиты, близко расположены дома. Все это мешает осмотру
улицы.

26 Что самое опасное на Многие считают, что самое опасное - это автомобиль,
улице?

особенно, когда он быстро движется, но еще опаснее стоящий автомобиль, автобус или грузовик.Почему? Потому
что автомобиль, который стоит, закрывает собой другой
автомобиль и пешеход его не заметит, подумает, что
опасности нет, и выйдет иливыбежит на проезжую часть и
прямо попадет под
колеса автомобиля.

27 Информационно-

Информационно-указательный знак «Пешеходный переход»

указательный

знак не дает право преимущества, так как он только указывает

«Пешеходный

пешеходам место, где разрешено переходить проезжую

переход» дает право часть. Пункт 3.5 ПДД РК гласит: «На нерегулируемых
преимущества
пешеходу
переходе
30

пешеходных переходах пешеходы могут выходить на
при проезжую часть после того, как оценят расстояние до
приближающихся транспортных средств, их скорость и

проезжей части?

31

убедятся, что переход будет для них безопасен.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».