ИАДООП Планета Фанкластик+

Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Утверждаю
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Т.А. Прохорова
Подписано цифровой
30.08.2024 г.
подписью: Прохорова

Согласовано педагогическим
советом
от30.08.2024 г.
Протокол № 1

Прохорова
Татьяна Александровна
Татьяна
Дата: 2024.11.20 16:22:06
Александровна
+03'00'
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПЛАНЕТА ФАНКЛАСТИК ПЛЮС»
для ребёнка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Возраст обучающегося:10-12 лет

Срок реализации: 1 год
Уровень освоения: стартовый
Разработчик:
Педагог дополнительного образования
Полякова Нина Ивановна

г. Людиново
2024 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.

Название программы

2.
3.

Авторы программы
Тип программы

4.
Направленность
программы
5.
Год разработки,
редактирования
6.
Срок реализации
7.
Общее количество часов
8.
Характеристика
обучающегося
возраст
социальный статус
9.
Уровень программы
10.

Принципы программы

11.

Цель программы

Индивидуальная
адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Планета
Фанкластик плюс»
Полякова Нина Ивановна
Модифицированная на основе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Мастерская
легоконструирования «Фанкластик» МКОУ
ДО «Дом детского творчества» г. Людиново
Техническая
2024
1 год
35 часов
10-12 лет.
Ребенок с интеллектуальными нарушениями
Стартовый
1.Учет индивидуальных особенностей и
возможностей,
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями
2.Сочетание различных методов обучения
(подражание, показ, образец, словесная
инструкция) с преобладанием практических
методов обучения, многократное повторение
для усвоения нового материала, новых
движений
3.Воспитание
самостоятельности
и
независимости при освоение доступных
видов деятельности
4.Уход от жесткого регламентирования
5.Создание развивающей комфортной среды.
6.Выделение в качестве ведущей диалоговой
формы общения педагога и ребенка, детей
между собой, что формирует уважение,
доверие и совместное творчество
Цель:
содействие социализации и самореализации

12.

Задачи программы

13.

Форма занятий

обучающихся,
развитию
творческого
потенциала
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями
(с
умеренной
степенью
умственной
отсталости) через вовлечение их в
проектирование посредством конструктора
«Фанкластик».
Обучающие:
 познакомить с правилами техники
безопасности
при
работе
с
конструктором «Фанкластик»
 познакомить с названием деталей
конструктора Фанкластик и способами
соединения деталей
 научить
практическим
трудовым
умением и навыкам при работе с
конструктором «Фанкластик»
 научить организовывать свое рабочее
место
 научить конструированию различных
моделей под руководством педагога с
использованием видео уроков
 познакомить
с
компьютерной
программой
«FANCLASTIC
3D
DESIGNER»
Коррекционно-развивающие:
 формировать
мотивацию
к
техническому творчеству, потребность
в саморазвитии, ведении диалога
 развивать творческие способности
 развивать мелкую моторику рук
 развивать
память,
внимание,
восприятие
Воспитательные:
 воспитывать уважительное отношение
к результатам труда
 воспитание аккуратности, терпения,
усидчивости, умение доводить начатое
до конца
Индивидуальная

14.

Режим занятий

1 год обучения - 1раз в неделю по 1 часу
Один учебный час составляет - 40 минут.

15.

Место реализации

Обучение на дому

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная
программа
является
адаптированной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой и имеет техническую
направленность очной формы обучения на дому, сроком реализации 1 учебный
год, для детей с ограниченными возможностями здоровья включая детейинвалидов, стартового уровня освоения. Язык реализации - русский.
Младший школьный возраст - важнейший период формирования
жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения
общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных
качеств. Особенно значим этот период жизни для детей с ограниченными
возможностями здоровья, поскольку такие дети часто отстают от сверстников в
обучении, им трудно дается усвоение материала, появляются значительные
сложности в общении не только с ровесниками, но и взрослыми. Общими для
всех учащихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, нарушение умственного развития,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у
обучающихся отмечаются нарушения речевой функции и мелкой моторики рук,
зрительного восприятия, пространственной ориентировки и эмоционально
личностной сферы. Данная программа раскрывает творческие способности
ребенка с ограниченными возможностями здоровья и развивает.
Программа составлена в соответствии с требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей на
основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые
программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
5. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 «Об утверждении правил СП 2,4 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;

6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. №АФ –
150/06 «О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами»;
7. Письмом Минпросвещения России от 01.08.2019 № ТС-1780/07 «О
направлении эффективных моделей дополнительного образования для
обучающихся с ОВЗ»;
8. Концепции Специального Федерального государственного образовательного
стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС);
9. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования"
на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 22 ноября 2012 года N 2148-р;
10. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Приказ
Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п);
11. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, СанПиН
2.4.2.3286-15.
12. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных Программ (включая разно уровневые программы). Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 093242;
13.
Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей. Письмо Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29.03.2016 года № ВК- 641/09;
14. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)"
15. Устав муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества».
16. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
17. Заключение ТПМПК 25.05.2021г. №194:
1. развитие и коррекция когнитивных функций (памяти, внимания,
мышления)
2. мониторинг социальной истории развития
3. формирование и развитие учебных навыков
18.
Справка от 05.09.2024 № 5008 ГБУЗКО «Центральная межрайонная
больница №2» (действительна с 05.09.2024 до 31.08.2025).

Актуальность
Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в
техническую творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы
укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса
неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Для
решения проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
в социуме, их личностного развития данная программа создаёт условия, в
которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического
состояния, мог бы развивать способности, данные ему от природы.
Новизна программы
Новизна
адаптированной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Планета Фанкластик плюс» состоит в том, что
она разработана и адаптирована для обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1.
Разнообразие творческой деятельности помогает детям с ограниченными
возможностями здоровья в творческой самореализации и является одним из
этапов социализации детей.
Отличительная особенность данной программы:
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
образования.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
1. Сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец,
словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения,
многократное повторение для усвоения нового материала, новых движений.
2. Воспитание самостоятельности и независимости при освоение доступных
видов деятельности
3. Уход от жесткого регламентирования.
4. Создание развивающей комфортной среды.
5. Выделение в качестве ведущей диалоговой формы общения педагога и
ребенка, детей между собой, что формирует уважение, доверие и
совместное творчество.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется
замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,

представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные
изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что
дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей
нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения,
замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных
процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и
др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения,
имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием
органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается
недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной
активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их
слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости
страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение,
в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является
мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Развитие
всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием.
Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания
— ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается
дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных,
слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений
приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде.
Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не
могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая
организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании
практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не
только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают
положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности
овладение отдельными мыслительными операциями.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления,
основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой
категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в
трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его
существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении
и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и
словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словеснологическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях
понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная
активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления:
зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв
цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой
организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию
рациональными и целенаправленными способами выполнения задания,
оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки
мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов,
применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет
оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и
словесно-логического.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала
неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и
воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом
специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда
случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются
и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных
сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует
многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое
опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть
сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не
столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее
воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений
полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим
количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает
воспроизведение
словесного
материала.
Использование
различных
дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего
обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов
планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на
повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем,
следует иметь в виду, что специфика мимической деятельности во многом
определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях
их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью,
трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной
степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого
напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в

неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются
трудности сосредоточения на каком- либо одном объекте или виде деятельности.
Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание
может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием
специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его
устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии
положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти
показатели не достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и
воображение. Представлениям
детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность,
фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на
узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее
сложных процессов отличается значительной несформированностью, что
выражается в его примитивности, неточности и схематичности. В ходе обучения
проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению
представлений, прежде всего
— представлений об окружающей
действительности.
У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической
основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй
сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех
сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической.
Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно
системное недоразвитие речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую
связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в
повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы,
близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции
предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы,
направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей
действительности,
создает
положительные
условия
для
овладения
обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое
выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса,
овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших,
но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно
создается основа для овладения более сложной формой речи — письменной.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных
нарушений. Наибольшие трудности, обучающиеся испытывают при выполнении
заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В
свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми
трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных в
содержание коррекционных занятий, способствует развитию координации и
точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить

обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими
определенной моторной ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
проявляются
и
в
нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции
в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний,
неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены
переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной
деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание
высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и
побуждений, большой внушаемостью. Такие дети предпочитают выбирать путь,
не требующий волевых усилий, а вследствие не посильности предъявляемых
требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты
личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических
процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на
характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в
недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности
инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной
деятельности, поскольку обучающиеся приступают к ее выполнению без
необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее
выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они
часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на
действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не
учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной,
систематической и специально организованной работы, направленной на
обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю,
им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и
конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в
старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует
отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в
уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми
навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических
процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование
некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
проявляющиеся
в
примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет
формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При
этом
специфическими
особенностями межличностных
отношений является:
высокая
конфликтность,
сопровождаемая
неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на
установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во

взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается
незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения
обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на
их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности,
вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей
показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы
упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического
развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С.
Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального
ребенка, а также решающей роли создания таких социальных условий его
обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в
культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных
мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося
на сохранные стороны психики обучающегося с умственной отсталостью,
учитывающие зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические
условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с
умственной отсталостью, должны решать, как задачи коррекционнопедагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы
его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и
деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям
обучающегося.
Особые образовательные потребности обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной
сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных
отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они
способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а
иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При
этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного
нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью
выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае,
остается нецензовым.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) характерны следующие специфические образовательные
потребности:
• раннее получение специальной помощи средствами образования;
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
коррекционной работы;
• научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания
образования;

• доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе
образования;
• систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и
умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий
учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
• обеспечении особой пространственной и временной организации
общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и
уважительное отношение к ним;
• развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному
взаимодействию со средой;
• специальное обучение способам усвоения общественного опыта — умений
действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной
инструкции;
• стимуляция познавательной активности, формирование позитивного
отношения к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей,
обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного
подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания
обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это
позволит формировать возрастные психологические новообразования и
корригировать высшие психические функции в процессе изучения
обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционноразвивающих занятий.
Программа
модифицирована
на
основе
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Мастерская
легоконструирования «Фанкластик» г. Людиново, педагог Полякова Н.И.
Организационно-педагогические основы обучения
Обучение рассчитано на ребенка 10 - 12 лет.
Обучение проводится на дому согласно заключению ПМПК.
Уровень освоения программы стартовый.
Объём программы 35 часов.
Условия реализации программы принимаются дети по заявлению
родителей, при наличии сопровождающих документов о состоянии здоровья
ребенка (заключение ПМПК медицинская справка).
Режим работы:
занятия один раз в неделю по 1 часу.
Длительность одного занятия 40 минут.
1.2. Цель и задачи

Цель: содействие социализации и самореализации обучающихся, развитию
творческого потенциала обучающихся с интеллектуальными нарушениями (с
умеренной степенью умственной отсталости) через вовлечение их в
проектирование посредством конструктора «Фанкластик».
Задачи программы:
Обучающие:
 познакомить с правилами техники безопасности при работе с
конструктором «Фанкластик»
 познакомить с названием деталей конструктора Фанкластик и
способами соединения деталей
 научить практическим трудовым умением и навыкам при работе с
конструктором «Фанкластик»
 научить организовывать свое рабочее место
 научить конструированию различных моделей под руководством
педагога с использованием видео уроков
 познакомить с компьютерной программой «FANCLASTIC 3D
DESIGNER»
Коррекционно-развивающие:
 формировать мотивацию к техническому творчеству, потребность в
саморазвитии, ведении диалога
 развивать творческие способности
 развивать мелкую моторику рук
 развивать память, внимание, восприятие
Воспитательные:
 воспитывать уважительное отношение к результатам труда
 воспитание аккуратности, терпения, усидчивости, умение доводить
начатое до конца
1.3. Учебный план
№

Наименование тем и видов Всег Ко Кол
деятельности обучающихся
о часов
л часов
часов

Форма контроля

Тео пра
рия ктика
1

Вводное занятие.

1

1

-

Беседа-диалог

2

Красота геометрии.

4

1

3

Практическая работа под
руководством педагога

4

1

3

Практическая работа
под руководством
педагога

3
Проект «Зоопарк»

2

0,5

1,5

Практическая работа
под руководством
педагога а

3

1

2

Практическая работа
под руководством
педагога

2

0.5

1.5

Практическая работа
под руководством
педагога

4

1

3

Практическая работа
под руководством
педагога

4

1

3

Практическая работа
под руководством
педагога

5

1

4

Практическая работа
под руководством
педагога

Проект «Архитектура»,
«Город»

5

2

3

Практическая работа
под руководством
педагога

Итоговое занятие

1

1

-

Выставка работ

35

11

24

4
Проект «Затерянная планета».
5
Проект «Аэропорт»
6
Проект «Рекламный плакат»
7
Проект «Военная техника»
8
Проект «Водный транспорт»
9
Проект «Геометрик»
10

11

Итого:

1.4. Содержание программы
1.
Вводное занятие. Техника безопасности. Повторение материала.
Теория: Техника безопасности при работе с конструктором «Фанкластик».
Повторение названий деталей и соединительных элементов деталей.
Практика: Задание на повторение соединений и названий. Практическая
работа под руководством педагога.
2.
Красота геометрии.
Теория: Знакомство с компьютерной программой FANCLASTIC
3DDESIGNER.
Практика: Задание на повторение соединений и названий.
Вторая конструкция - второй тип «Торец-Плоскость». Колесо из Полоски.
Пружинка.
Третья конструкция - третий тип соединения «Торец-Торец».
«Квадрат» (пружинка). Практическая работа под руководством педагога.
3.
Проект «Зоопарк».

Теория: Знакомство с компьютерной программой FANCLASTIC
3DDESIGNER.
Практическая работа: Создание моделей различных животных и
насекомых, на основе инструкций. Первая проба, по созданию модели используя
в работе компьютерную программу FANCLASTIC 3DDESIGNER.
Игра в зоопарк: виртуальная экскурсия по зоопарку с рассказом о своем
животном. Практическая работа под руководством педагога.
4.
Проект «Затерянная планета»
Теория: просмотр фильма «Не обычные животные» (Шишкин лес).
Практика: Дети получают задание придумать и создать несуществующее
животное. На презентации каждый описывает его свойства (в какой среде живет,
чем питается, какие имеет повадки…) Практическая работа под руководством
педагога.
5.
Проект «Аэропорт» (строим по инструкции технические
устройства).
Теория: Демонстрация фильма «Вида воздушного транспорта).
Практика: Самолет. Конструирование модели самолета. Сборка по
технологическим картам (инструкции). Достраивание элементов самолета,
видоизменение конструкции, объяснение назначения элементов. Создание
модели самолета, используя компьютерную программу FANCLASTIC 3D
DESIGNER.
Вертолет. Сборка моделей вертолета по выбору обучающихся:
«Геликоптик» или «Стреколет». Практическая работа под руководством
педагога.
Проектирование двумерных объектов «2D-моделирование»
Проект «Рекламный проект».
Теория: Проектирование конструкции букв и других плоских объектов.
Эскизное проектирование (использование программы FANCLASTIC 3D
DESIGNER).
Практика: Рекламный плакат. Используя разработанную технологию,
обучающейся создаёт рекламный плакат из одного или двух слов, составленных
из букв, собранных из деталей конструктора. Сначала в группах придумывают
слово или слоган, после этого распределяют буквы по мини-группам,
конструируют буквы и собирают слово. Проектирование технологии сборки
слова из отдельных объектов.
Дорожные знаки. Конструируем, самостоятельно при помощи педагога
придумывая (проектируя) конструкцию. Практическая работа под руководством
педагога.
6.

7.

Проект Военная техника.

Теория: Проектирование разнообразных моделей оружия и игра в войну.
Формулирование правил игры.
Практика:
 Бластер, пулемет и прочее оружие.
 Военная техника. Конструирование моделей военной техники: вертолет, танк,
истребитель, подводная лодка и другая военная техника (создание моделей по
инструкции). Дополнительное задание: проектирование других моделей
военной техники. Проектирование игры и игра.
Создание модели военной техники по собственному замыслу, используя
компьютерную программу FANCLASTIC 3DDESIGNER (помощь педагога).
Практическая работа под руководством педагога.
8.
Проект «Водный транспорт»
Теория: Беседа «По морям, по волнам». Исследование строением водного
транспорта.
Практика: Конструирование простых моделей плотов и кораблей, парусных
кораблей, пароходов; особенности сборки плавающих моделей кораблей и
подводных аппаратов.
Создание простейших моделей водного транспорта по собственному
замыслу, используя компьютерную программу FANCLASTIC 3DDESIGNER.
Практическая работа под руководством педагога.
9.
Проект «Геометрика». Проект «3D».
Теория: Круг, геометрические соотношения в круге, окружность в
архитектуре.
Практика:
 Колесо. Диаметр и длина окружности. Решение задачки про практическое
сравнение длины окружности колеса и его диаметра способом
непосредственного измерения и деления. Используются велосипедные колеса
различного диаметра. Конструирование простой жесткой колесной конструкции
и сравнение этих размеров для новой конструкции.
 Кратер. Детям предлагается создать в группах по 4-6 человек большой объект
для украшения интерьера (сборка по инструкции).
 «Бесконечность» или «Пространство». Пространственные решетки. Геометрия
пространства. Геометрические конструкции.
 Бесконечная решетка. «Фантазиус». Педагог демонстрирует принцип сборки
единичного элемента конструкции и, передав одной из групп, предлагает его
продолжить во все стороны. Отдельные части, собранные в группах, нужно
попытаться пристроить к общей конструкции.
 Тетраэдр (пирамида с треугольным основанием). Дети собирают конструкцию
по инструкции. Потом им дается задание создать из них общую композицию.
 Куб (гексаном). Педагог демонстрирует готовую конструкцию и предлагает

детям проанализировать ее конструкцию и повторить.
 Фрактал. Демонстрация готового объекта.
 Практическая работа под руководством педагога.
10.
Проект «Архитектура», «Город» (Прочные соединения).
Теория: Беседа «История архитектуры».
Практика:
Построение зданий и сооружений различных типов.
Практическая работа под руководством педагога.
11. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Организация выставки работ.
1.5. Планируемые результаты
Предметные:
 Обучающиеся будут знать:
 знать технику безопасности при работе с конструктором
«Фанкластик»
 знать названия деталей конструктора «Фанкластик» и способы
соединений
 иметь представления о компьютерной программе «FANCLASTIC 3D
DESIGNER»
 Обучающиеся будут уметь:
 организовывать свое рабочее место
 научатся практическим трудовым умением и навыкам при работе с
конструктором «Фанкластик»
 конструировать различные модели под руководством педагога с
использованием видео уроков
Коррекционно-развивающие:
 обучающийся будет:
 проявлять интерес к техническому творчеству, потребность в
саморазвитии, уметь строить простой диалог
 проявлять творческие способности
 пользоваться мелкой моторикой рук
 у обучающихся улучшиться память, внимание и восприятие
Личностные:
 обучающиеся будут:
 проявлять уважительное отношение к результатам труда;
 проявлять аккуратность, терпение, усидчивость, умение доводить
начатое до конца.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план
(составляется ежегодно) вынесено в отдельный документ и вносится в
рабочею программу (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база.
1.
Конструктор «Фанкластик» - 1-3 шт.
2.
Ноутбук – 1 шт
3.
Стол и стулья для педагога и одного обучающегося.
2.3.Формы аттестации (контроля)
Текущее (формирующее) оценивание:
Каждое занятие учащиеся должны выполнить одно или несколько заданий,
служащих одновременно средством оценивания. Выполняя задания,
обучающийся осваивает набор умений, перечисленных в списке планируемых
результатов.
Процесс и результат выполнения каждого задания оценивается педагогом.
При этом под оценкой понимается качественная характеристика выполнения
задания. Фиксируется уровень успешности выполнения задания при
минимальном участии педагога; выполнено при значительной помощи со
стороны педагога; выполнено частично, не до конца, не в соответствии с
техническим заданием, технологической картой, заданием; не выполнено. Также
педагог оценивает, какие проблемы и трудности возникли у ребенка в процессе
выполнения каждого задания.
Отдельное внимание обращается на фантазию, которую проявляет (или не
проявляет) ребенок в процессе конструирования, а также на сколько он
изобретателен в решении конструкторских задач.
Важный параметр оценивания: умение ребенка конструировать с
использование видео уроков, выполнять задания в компьютерной программе
«FANCLASTIC 3D DESIGNER» при минимальном участие педагога.
Итоговое оценивание (аттестация): выставка работ.
Методы проверки: наблюдение, тестирование, анализ творческих работ и
т.п.
2.4. Контрольно-оценочные материалы

Важными показателями успешности освоения программы являются:
развитие интереса обучающихся к занятиям по адаптированной дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
технической
направленности «Планета «Фанкластик плюс».
2.5. Методическое обеспечение
Учебно-методические материалы
Учебно-методический материал содержится на сайте производителя
наборов Фанкластик: видео-инструкции, материалы для рассказывания,
комплект необходимых деталей для сборки каждой конструкции. Фанкластик –
что это? \| ФАНКЛАСТИК – грани безграничного - 3Д конструктор для системы
образования (fanclastic.ru)
Уроки - 3Д конструктор для системы образования (fanclastic.ru)
2.5.1. Электронные образовательные ресурсы:
№ Раздел ( модуль)
1 Знакомство с набором
2 Серия видео уроков
Конструирование
моделирование
объектов.
5 Fanclastic 3D Designer
4

Ссылка
http://fanclastic.ru
ttps://www.youtube.com/channel/UCQzt
ZUm2tE_TZkNINkK_Ecg
и Fanclastic3DDesigner https://fanclastic.
различных
ru/3d-designer.html
https://fanclastic.ru/3d-designer.html

2.6. Рабочая программа
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (Приложение 2).
2.7. Календарный учебный график
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ, вносится в
рабочую программу (Приложение 2).
2.8. Программа воспитания
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ, вносится в
рабочую программу (Приложение 2).

2.9. Список литературы.
1.

2.

3.

4.
5.
6.

7.

Агаева И.Б. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными
нарушениями: учебно-методическое пособие / И.Б. Агаева. –
Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. – 114 с.
Антонова Н.А. Проблема социальной адаптации и реабилитации детей
с умственной отсталостью / Н.А. Антонова // Научный поиск. – 2014. –
№ 2.1. – с. 5
Ефимова Е.А. Социальная адаптация детей с ограниченными
возможностями здоровья / Е.А. Ефимова // Вестник Ишимского
государственного педагогического института им. П.П. Ершова. – 2013.
– № 5 18 (11). – С. 87-91.
Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей/С.Д. Забранная – М.: ВЛАДОС, 1993. – 534 с.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев. –
СПб.: Изд-во Речь 2006. – 298 с.
Кочина Л.И. Развитие познавательной активности у учащихся с
умеренной умственной отсталостью в процессе организации проектной
деятельности / Л.И. Кочина, Т.Н. Сенотрусова // Психология и
педагогика: Методика и проблемы практического применения. – 2016.
– № 48. – С. 123-127.
Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.
Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. – 2-е
изд., перераб и доп. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с

Приложение 1

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Диагностика предметных компетенций обучающегося
№
п/п
1

Критерии

2

Собранность,
внимательность
при выполнение
задания

3

Готовность к
выполнению
творческой работе

Выполнение
задания педагога

Уровни
Средний
Ниже среднего
Выполняет задания
Выполняет задание
педагога с желанием.
педагога без
Выполняет работу на
инициативы
хорошем уровне с
Выполняет работу
помощью педагога
Выполняет по
Не выполняет задания
образцу,
без помощи педагога
подражанию,
последовательной
инструкции
Пытается проявить
Не владеет
нужные навыки,
необходимыми
понимает их
навыками и
необходимость
компетенциями. Не
применяет навыки, не
пытается их развивать

Диагностика личных качеств обучающего
№
п/п
1

Критерии

2

Уровень
коммутативной
культуры.

Уровень
воспитанности.

Уровни
Средний
Ниже среднего
Старателен. Выполняет
Не всегда старание,
задания педагога с
не проявляет
желанием. Соблюдает
инициативы,
правила поведения.
неохотно выполняет
задания педагога.
Систематически
требуется контроль со
стороны педагога.
Коммуникабелен.
Редко выступает
Развито потребность в
инициатором
общении со взрослыми.
общения.
не достаточно развита
потребность в
общении со

3

Уровень
мотивации.

Ребёнок активен,
инициативен.

взрослыми.
Мотивация к
деятельности не
устойчива.

Приложение 2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Утверждаю:
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Т.А. Прохорова
«_____» __________2024 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПЛАНЕТА ФАНКЛАСТИК ПЛЮС»
для ребёнка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Полякова Нина Ивановна
Педагог дополнительного образования

г. Людиново
2024/2025 учебный год

Пояснительная записка
Программа
модифицирована
на
основе
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
легоконструирования «Фанкластик»

дополнительной
«Мастерская

Цель: содействие социализации и самореализации обучающихся, развитию
творческого потенциала обучающихся с интеллектуальными нарушениями (с
умеренной степенью умственной отсталости) через вовлечение их в проектирование
посредством конструктора «Фанкластик».
Задачи программы:
Обучающие:
 познакомить с правилами техники безопасности при работе с конструктором
«Фанкластик»
 познакомить с названием деталей конструктора Фанкластик и способами
соединения деталей
 научить практическим трудовым умением и навыкам при работе с
конструктором «Фанкластик»
 научить организовывать свое рабочее место
 научить конструированию различных моделей под руководством педагога с
использованием видео уроков
 познакомить с компьютерной программой «FANCLASTIC 3D DESIGNER»
Коррекционно-развивающие:
 формировать мотивацию к техническому творчеству, потребность в
саморазвитии, ведении диалога
 развивать творческие способности
 развивать мелкую моторику рук
 развивать память, внимание, восприятие
Воспитательные:
 воспитывать уважительное отношение к результатам труда
 воспитание аккуратности, терпения, усидчивости, умение доводить начатое
до конца
Организационно-педагогические основы обучения
Возраст обучающегося 10 - 12 лет
Обучение на дому
Режим работы: занятия один раз в неделю по 1 час
Длительность одного занятия 40 минут
Расписание занятий: среда 15.20 – 16.00

Календарный учебный график

35

35

2

02.0930.12
09.0131.05

Дата проведения
итоговой
аттестации
Дата проведения
промежуточной
аттестации

Учебные периоды

35

Даты начала и
окончания учебного
периода

Кол-во
часов по программе

31.05

Кол-во учебных
недель

02.09

Кол-во учебных
дней

Окончание занятий

Индивидуальное
занятие

Начало занятий

Группа

Год обучения
1

23.12.2024 13.05.
2025

Учебный план
№

1.

Наименование
тем
и Всег Кол Кол часов
видов
деятельности о
часов
обучающихся
часо теория практика
в
Вводное занятие. Техника
безопасности.

2.

1

-

4

1

3

Практическая работа
под руководством
педагога

4

1

3

Практическая работа
под руководством
педагога

2

0,5

1,5

Практическая работа
под руководством
педагога

3

1

2

Практическая работа
под руководством
педагога

2

0.5

1.5

Практическая работа
под руководством

Проект «Зоопарк»
4.
Проект «Затерянная
планета».
5.
Проект «Аэропорт»
6.

Проект «Рекламный
плакат»

Беседа-диалог

1

Красота геометрии.
3.

Форма контроля

педагога
7.

4

1

3

Практическая работа
под руководством
педагога

4

1

3

Практическая работа
под руководством
педагога

5

1

4

Практическая работа
под руководством
педагога

5

2

3

Практическая работа
под руководством
педагога

1

1

-

35

11

24

Проект «Военная техника»
8.
Проект «Водный
транспорт»
9.
Проект
«Геометрика»
10.
Проект «Архитектура»,
«Город»
11. Итоговое занятие
Итого:

Выставка работ

Календарно -тематический план
№

Наименование тем и видов деятельности Кол. часов
обучающихся

Даты

1.

Вводное занятие. Техника безопасности

1

18.09.2024

2.

Задание на повторение соединений и названий

1

25.09.2024

3.

конструкция - второй тип «Торец-Плоскость».
Колесо из Полоски
Пружинка

1

02.10.2024

4.

Конструкция - третий тип соединения
«Торец-Торец». «Квадрат»

1

09.10.2024

5.

Знакомство с компьютерной
FANCLASTIC 3DDESIGNER

1

16.10.2024

6.

«Зоопарк» Щенок

1

23.10.2024

7.

Жираф

1

30.10.2024

8.

Оленёнок

1

06.11.2024

9.

Китёнок

1

13.11.2024

10.

«Затерянная планета» Просмотр фильма о
животных

1

20.11.2024

11.

Создать несуществующее животное

1

27.11.2024

программой

12.

«Аэропорт»
Беседа «Виды воздушного транспорта»

1

04.12.2024

13.

Аэроплан

1

11.12.2024

14.

Вертолет

1

18.12.2024

15.

«Рекламный плакат». Проектирование букв,
используя программу FANCLASTIC 3D
DESIGNER

1

25.12.2024

16.

Дорожный знак

1

15.01.2025

17.

«Военная техника» Виды военной техники

1

22.01.2025

18.

Бластер

1

29.01.2025

19.

Танк

1

05.02.2025

20.

Истребитель

1

12.02.2025

21.

«Водный транспорт» Беседа «По морям по
волнам»

1

19.02.2025

22.

Плот

1

26.02.2025

23.

Парусник

1

05.03.2025

24.

Корабль

1

12.03.2025

25.

«Геометрика» 3 D в геометрии. Кратер

1

19.03.2025

26.

Фантазиус

1

26.03.2025

27.

Пирамида

1

02.04.2025

28.

Куб

1

09.04.2025

29.

Фрактал

1

16.04.2025

30.

«Архитектура», «Город»
Беседа «История архитектуры»

1

23.04.2025

31.

Конструируем дачный домик

1

30.04.2025

32.

Конструируем дом на сваях

1

07.05.2025

33.

Конструируем современный дом

1

14.05.2025

34.

Создание модели используя
FANCLASTIC 3D DESIGNER

1

21.05.2025

35.

Итоговое занятие

1

28.05.2025

Всего

35

Название
Зимний вернисаж
Дорогами творчества

программу

Этапы педагогического контроля
форма
выставка
выставка

Воспитательная работа
Районный конкурс художественного творчества
ограниченными возможностями

детей

месяц
декабрь
май
с Декабрь

«Лучики надежды»
Новогодний утренник «Новогодние узоры» для детей-инвалидов, Декабрь
детей-сирот и др.
Участие в выставки «Зимний вернисаж»
Итоговая выставка «Дорогами творчества»

Декабрь
Май

Работа с родителями
Вовлечение родителей в совместные занятия педагога, учащегося и родителей.
Формы взаимодействия с семьей: родительские собрания; анкетирование, дни
открытых дверей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
(подготовка и посещение открытых учебных занятий и воспитательных
мероприятий), собеседования и индивидуальные консультации
Тема по самообразованию
Особенности АДООП (адаптированной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы) для детей разных нозологических групп.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».