Отдел образования администрации муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
от «_23_» ___01__2023 г.
Протокол №__2___
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО
« Дом детского творчества»
______ Т.А. Прохорова
Подписано
«__23__»
___01___ 2023 г.
цифровой
подписью:
Прохорова
Татьяна
Прохорова Татьяна
Александровн Александровна
Дата: 2024.12.13
а
10:59:17 +03'00'
ПОЛОЖЕНИЕ
О наставничестве педагогических работников
Людиново 2023 год
1. Общие положения
Настоящее положение «О наставничестве педагогических работников» (далее
–
Положение) определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в
муниципальном казенном образовательном учреждении дополнительного образования
«Дом детского творчества» (далее- Учреждение).
1.1. Разработано в соответствии с нормативной правовой базой в сфере
образования и наставничества.
1.2. В положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность .
Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает
необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая
тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник Учреждения,
который отвечает за реализацию
персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и
адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в
отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в
заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления
наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на
устранение
выявленных
профессиональных
затруднений
наставляемого и на поддержку его
сильных сторон.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работников
являются:
1)
принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик
и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2)
принцип системности и стратегической целостности - предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне Учреждения;
3)
принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации,
региональной нормативно-правовой базе;
4)
принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и
социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности
наставляемого и наставника;
5)
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности
в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6)
принцип
аксиологичности
подразумевает
формирование у
наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности,
уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7)
принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение
всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к
внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий
и механизмов наставничества;
8)
принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной
траектории развития;
9)
принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав,
обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному
процессу
Учреждения.
Решение об освобождении наставника
и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях
плана реализации персонализированной программы наставничества принимает
руководитель Учреждения в исключительных случаях при условии обеспечения
непрерывностиобразовательного процесса и замены их отсутствия.
2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников – реализация
комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в Учреждении,
способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению,
личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и
закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию психологически комфортной образовательной среды
наставничества,
способствующей
раскрытию личностного,
профессионального,
творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной
профессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной
среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и
методической поддержки педагогических работников ;
- способствовать развитию профессиональных
компетенций
педагогов в
условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования
современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем
внедрения
разнообразных,
в
том
числе
реверсивных,
сетевых и
дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических
кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности , ознакомление с традициями и укладом Учреждения, а
также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении
должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в
отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные
обязанности ;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессиональноэтическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с
эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в
коллективе, направленными на развитие их
способности
самостоятельно и
качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой
профессиональный уровень.
2.3. В Учреждении могут применяться разнообразные формы наставничества
(«педагог – педагог», «методист – педагог», «работодатель – студент», «концертмейстер педагог и другие) по отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение
форм наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы
наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса
наставляемого и имеющихся кадровых
ресурсов..
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма
организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных
технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения,
социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталыи др.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество
– наставник и
наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки
конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится
наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а
опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и
организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию
всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в
том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для
его подопечного.
Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между
более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного
времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным
критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «методист – педагог» способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «методистпедагог,
нацеленную
на
совершенствование образовательного
процесса и
достижение желаемых результатов методистом посредством создания необходимых
организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических
условий и ресурсов.
3. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя Учреждения
«Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников ».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия
приказом руководителя образовательной организации.
3.3. Руководитель Учреждения:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения
системы
наставничества педагогических
работников ;
- издает локальные акты о внедрении системы наставничества и организации
наставничества педагогических работников ;
- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору
наставников и наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о
системе наставничества педагогических работников в Учреждении;
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия
их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью;
- способствует
организации
условий
для
непрерывного
повышения
профессионального мастерства
педагогических
работников,
аккумулирования и
распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается руководителем Учреждения из числа заместителей руководителя;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информациюо
наличии в Учреждении педагогов, которых необходимо включить в наставническую
деятельность в качестве наставляемых
- предлагает руководителю Учреждения для утверждениясостава методического
объединения наставников для утверждения (при необходимости его создания);
- разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о
системе наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет)
наставников
и
наставляемых,
в
том
числе
в
цифровом
формате с
использованием ресурсов Интернета – официального сайта Учреждения, социальных
сетей;
- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ
наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и
эффективного опыта совместно с методическим объединением наставников ;
осуществляет
координацию
деятельности
по
наставничеству с
ответственными и неформальными представителями муниципальной и региональной
системынаставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том
числе на стажировочных площадках и в базовых образовательных организациях с
привлечением наставников из других образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
- организует совместно с руководителем Учреждения мониторинг
реализации
системы наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
наставничества в Учреждении, оценку вовлеченности педагогов в различные формы
наставничества и повышения квалификации педагогических
работников,
формирует
итоговый
аналитический
отчет о реализации системы наставничества, реализации
персонализированных программ наставничества педагогических работников;
3.5. Методическое объединение наставников :
- совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов и
информационно-методического сопровождения в сфере наставничества педагогических
работников в Учреждении;
- ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных категориях
наставляемых и их наставниках; помогает подбирать и закрепляет пары (группы)
наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное содержание,
методика обучения , воспитательная деятельность, психолого-педагогическое
сопровождение наставляемых и наставников и т.п.);
- разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы
наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и
групп педагогических работников;
- принимает участие в разработке методического сопровождения разнообразных
форм наставничества педагогических работников;
- осуществляет подготовку участников персонализированных программ
наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам,
научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;
- осуществляет
организационно-педагогическое,
учебно-методическое,
обеспечение
реализации
персонализированных
программ
наставничества в
Учреждении;
- участвует в мониторинге реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
- совместно с руководителем Учреждения, куратором реализации программ
наставничества участвует в разработке материальных и нематериальных стимулов
поощрения наставников;
- осуществляет описание наиболее успешных и эффективных
практик
наставничества педагогических работников;
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников образовательной организации с их согласия;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю Учреждения с просьбой о
сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
муниципальными, региональными и локальными нормативными правовыми актами
Учреждения при осуществлении наставнической деятельности;
- находится во взаимодействии со всеми структурами Учреждениями,
осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества (методические
объединения, школа молодого педагога, методический (педагогический) совет и пр.);
осуществлять
включение
молодого/начинающего
педагога в
общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и
профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
- создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности педагогической
деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов
различных уровней , оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер
дисциплинарного воздействия;
5. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить
на
рассмотрение
предложения
по
совершенствованию
персонализированных программ наставничества педагогических работников Учреждения;
- обращаться к куратору и руководителю Учрежденияс ходатайством о замене
наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные,
муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующиеобразовательную
деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических работников;
- реализовывать
мероприятия
плана
персонализированной
программы
наставничества в установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной
организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
Учреждении;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемыи
способы качественного исполнения должностных обязанностей; устранять совместно с
наставником допущенные ошибки и выявленныезатруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в
профессиональной деятельности;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формамработы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6. Процесс формирования пар
наставников и педагогов, в отношении
которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар осуществляется по основным критериям:
- профессиональный профиль или личный компетентностный опыт наставника
должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- у наставнической пары должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы
наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
пары утверждаются приказом руководителя Учреждения.
7.
Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в
случае:
- завершения
плана
мероприятий
персонализированной
программы
наставничества в полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
- по
инициативе
куратора
(в
случае
недолжного
исполнения
персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со
стороны наставника и/или наставляемого – форс-мажора).
7.2. Изменение
сроков
реализации
персонализированной
программы
наставничества педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого педагогога возможно
продление срока реализации персонализированной программы наставничества или
корректировка ее содержания .
8. Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогических работников на сайте образовательной организации
8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников на официальном сайте образовательной
организации создается специальный раздел (рубрика).
На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных
программах наставничества
педагогических
работников,
базы
наставников и
наставляемых, лучшие кейсы персонализированных программ наставничества
педагогических работников, федеральная, региональная и локальная нормативно- правовая
база в сфере наставничества педагогических работников, методические рекомендации,
новости и анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических работников в
Учреждении и др.
8.2.
Результаты персонализированных программ наставничества педагогических
работников в Учреждении публикуются после их завершения.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
Учреждения и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в
соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами
образовательной организации.