ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ГОРОД ЛЮДИНОВО И ЛЮДИНОВСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №_3
от 01.02.2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
Подписано
Т.А. Прохорова
цифровой
от 01.02.2024г.
Прохорова
подписью:
Татьяна
Александровна Прохорова Татьяна
Александровна
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Шаги к успеху»
Срок реализации: 2 месяца
Возраст детей: 10-13 лет
Автор разработчик: Шпыхова Наталья Вячеславовна,
Педагог дополнительного образования
с. Заречный,
2023г.
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.
Пояснительная записка
Данная
программа
является
краткосрочной
сетевой
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей социально-гуманитарной направленности, очной
формы обучения, сроком реализации 2 месяца, для детей 10-13 лет, стартового уровня
освоения. Язык реализации программы – русский.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным программам
системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных
документов
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №
1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016-2020 годы»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
8. Устав
муниципального
казенного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества».
9.
Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Актуальность данной программы заключается в обеспечении духовнонравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся, формировании и
развитии творческих способностей, расширении читательского кругозора обучающихся.
В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда
проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать
отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как
следствие, боязнь говорить на аудиторию, уход в себя, замкнутость, сложности в общении)
большое значение приобрела проблема развития речи у детей.
Дополнительная программа обладает некоторыми преимуществами, по сравнению с
учебной программой в частности, расширяет учебную программу. Она организуется на
добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов
деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и
2
инновационные формы и методы работы (защита проектов, дискуссия, «проба пера», деловая
игра, брейнсторминг («мозговой штурм»)), которые развивают умение общаться, создают
условия для самореализации и самовыражения.
Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив
книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы, смотрят кино, играют в
компьютерные игры, а художественная книга остается для них нереализованным источником
знаний.
Данная программа предоставляет школьнику возможность расширить свой
читательский кругозор. Она учит выражать своѐ отношение к прочитанному с помощью
изобразительных средств. Эти занятия способствуют развитию личности ребенка.
Направленность программы: социально – гуманитарное.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы заключается в применении необычных способов чтения, «чтение по спирали».
Такой формат делает чтение ещѐ осознаннее и интереснее. Содержание программы создаѐт
возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя
Отличительные особенности данной программы.
Главная отличительная особенность программы заключается в том, что она является
краткосрочной, в отличие от других программ. Занятия предоставляют учащимся большие
возможности для развития патриотизма, чувства гордости за свою страну. Произведения
Л.Кассиля «Дорогие мои мальчишки», С. Алексеева «Лесная дрога» воспитывают у детей
такие качества, как: милосердие, сопереживание, готовность прийти на помощь. Школьники
имеют возможность заниматься продуктивной творческой деятельностью (сочинение
произведений разных жанров, выполнение творческих работ и т. д.).
Программа модифицированная, разработана на основе авторской программы Л. А.
Ефросининой « В мире книг».
Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации ДООП организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной
программе с учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся
согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Особенности возрастной группы: обучение рассчитано на детей 10-13 лет
Уровень освоения программы – стартовый.
Объем программы: 16 часов.
Срок освоения программы: 2 месяца
Режим занятий: занятие проводится два раза в неделю по 1 часу. Длительность
одного академического часа составляет 40 минут.
Условия реализации программы: Программа реализуется в рамках сетевого взаимодействия
МКОУ ДО «Дом детского творчества» -базовая организация и МКОУ СОШ №10 –
организация партнер. Базовая организация предоставляет педагога для реализации
программы и зачисляет обучающихся на дополнительную общеобразовательную
3
общеразвивающую программу. Организация партнер разрабатывает
предоставляет помещение и оборудование для проведения занятий.
программу
и
Принцип набора свободный: принимаются все дети, желающие обучаться по данной
программе. Группы формируются с учетом интересов и потребностей ребят по заявлению
родителей.
Количественный состав:15 человек.
Год
обучения
Продолжительность
занятий
Периодичность
в неделю
40 мин
2 раза
Кол-во
часов в
неделю
2 часа
Кол-во
часов в
год
16
Количественный
состав
15 человек
1.2. Цель и задачи
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивой мотивации к чтению в
процессе изучения литературных произведений.
Задачи программы:
Обучающие:
формировать навыки анализа текста;
расширить круг чтения;
научить правилам написания юмористического рассказа.
Воспитательные:
привить интерес к книге;
воспитать бережное отношение к книге;
Развивающие:
развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение
передать свою мысль в письменной и устной форме;
развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;
1.3. Учебный план
Наименование
раздела
п/п
Теория
Всего
(аудиторная и
внеаудиторная
занятость)
Практика Формы
аттестации/
контроля
Вводное занятие. Техника
безопасности.
Народная сказка-душа
народа
1
3
0,5
2,5
Творческая
работа
Поэтический календарь
4
3
1
творческая
работа
1
4
Читаем рассказы о войне
Рассказы о детях
Итоговый контроль
Всего
4
3
1
16
0,5
1
6
3,5
2
1
10
исследование
сочинение
конференция
5
1.4. Содержание программы
1. Вводное занятие. Ознакомление с целями и задачами программы.
прочитанные летом. Инструктаж по технике безопасности.
Книги,
2. Народная сказка-душа народа.
Теория: Как написать хорошую сказку. Значение чисел в сказке.
Практика: Знакомство со сказками: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Финист
– ясный сокол».
Творческая работа «Как появились имена сказочных персонажей?».
3. Поэтический календарь.
Теория: биография писателей.
Практика: знакомство со стихи А.С. Пушкина, Баратынского Е.А., Тютчева Ф.И.
Некрасова Н.А.
Рисуем иллюстрации к стихам.
4. Читаем рассказы о войне
Теория: биография писателей.
Практика: знакомство рассказами Л. Кассиль, С. Алексеев «Рассказы о ВОВ»,
Татьяна Дашкевич «Детям о детях войны».
Исследование «Как служили наши деды».
5. Рассказы о детях.
Теория: биография писателей.
Практика: знакомство со смешными и поучительными рассказами А. Гайдара, В.
Драгунского Н. Читаем по ролям рассказы.
Сочиняем смешные рассказы.
6. Итоговый контроль – конференция «Мое любимое произведение»
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
названия, основное содержание изученных
биографию авторов;
правила написания юмористического рассказа
литературных произведений,
Обучающиеся будут владеть:
навыками анализа текста
Личностные результаты:
Обучающиеся будут проявлять:
интерес к книге,
бережное отношение к книге
Метапредметные результаты:
обучающиеся будут проявлять:
способность свободно, нестандартно мыслить, передавать свою мысль в устной
и письменной форме;
способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям,
эмоционально откликаться на прочитанное;
творческое воображение, ассоциативное мышление.
6
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план (Приложение 1)
2.2. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение
Успешной реализации
материально-техническая база.
учебного
процесса
способствует
соответствующая
Наличие:
1. помещения для учебных занятий,
2. доступность Интернета;
3. компьютер;
4. проектор;
5. интерактивная доска.
Наглядное обеспечение
Портреты писателей, наглядный демонстрационный материал
Дидактическое обеспечение
1. наличие художественной литературы в школьной библиотеке;
2. дидактический материал: игры, конкурсы, кроссворды, тесты, викторины;
3. учебно-методическая литература из прилагаемого к программе списка;
4. Содержание инструктажа по правилам техники безопасности для обучающихся на
учебном занятии;
2.3. Формы аттестации
Проводится промежуточный и итоговый контроль, который отслеживает личностный
рост ребѐнка.
Используются следующие формы проверки: защита творческих работ, проектов,
выставки иллюстраций и т.д.
Методы проверки: наблюдение, устный опрос, тестирование, анализ творческих
работ и т.п.
Итоговая аттестация осуществляется в форме конференции «Мое любимое
произведение».
Оценка знаний проводится дифференцировано, с учетом возраста, с тем, чтобы
соблюдался гуманистический подход и свободное развитие личности.
Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.
2.4. Контрольно-оценочные материалы
На занятиях применяется входной, промежуточный, текущий и итоговый контроль.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических и
творческих заданий. Ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим
развитием каждого обучающегося.
Результаты освоения программного материала определяются по трѐм уровням:
высокий, средний, низкий.
7
Используется 10- бальная система оценки результатов
8-10 баллов – высокий уровень,
4 - 7 баллов – средний уровень,
1 - 3 балла – низкий уровень
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального
уровня знаний и умений, возможностей детей.
Формы: беседа
Во время проведения входной диагностики педагог заполняет протокол результатов
освоения программы (Приложение 2).
Текущий контроль осуществляется на занятиях для отслеживания уровня освоения
учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся.
Формы: педагогическое наблюдение, опрос по теме занятия, пересказ прочитанного,
выполнение заданий, анализ педагогом и учащимися приобретенных навыков
общения.
Промежуточный контроль предусмотрен с целью выявления уровня освоения
программы учащимися и корректировки процесса обучения.
Формы: выполнение заданий, оценка работ учащихся
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.
Формы: конференция, карта самооценки учащимся и оценки педагогом
компетентности учащегося (Приложение 3);
Итоги диагностики педагог заносит
воспитанности обучающихся» (Приложение4).
в
диагностическую
карту
«Уровень
Важными показателями успешности освоения программы является развитие интереса
обучающихся к чтению.
2.5. Методические материалы
Наиболее приемлемые формы организации образовательного процесса в этом виде
деятельности являются: беседа, рассказ, выставки творческих работ обучающихся.
Организация образовательного процесса по данной программе предполагает создание
для обучающихся творческой, свободной, комфортной среды. Этому способствует
использование педагогом методов обучения, позволяющих достичь максимального
результата. К ним относятся беседа, рассказ, объяснения, показ, демонстрация
иллюстративного материала и фотографий. Применяются активные методы обучения:
выполнение практических работ, выставки. Педагогом активно используются современные
образовательные технологии: проектные, информационно-коммуникационные, личностноориентированного обучения.
Познавательный интерес детей усиливается за счет систематического просмотра
видеоматериалов, участия в выставках и творческих мастерских.
Занятия по программе строятся на следующих принципах:
усвоения материала от простого к сложному, единства воспитания и обучения,
последовательности, доступности, индивидуальности, самореализации.
Характер деятельности обучающихся: поисковый, исследовательский.
8
Программа рассчитана на младший подростковый и средний возраст и предполагает
установление оптимального разрешения его кризиса, в методико-педагогическом плане
ориентирована на системно-комплексный подход в выборе форм и методов обучения.
Программа предполагает обязательное освоение ряда взаимосвязанных учебных
дисциплин: естественнонаучных ( информатика); истории, изобразительного искусства;
психологии (общения).
9
2.7. Список литературы
Литература для педагога
Основная
1.
2.
3.
4.
Лыкова П.Н.Воспитание через рассказ. – М.:Изд. «Первое сентября», 2002.
Степанищев А.Т.Читать можно быстрее.-М.Знание, 1988г
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика
Интернет ресурсы:
1. http://infourok.ru
2. ped-kopilka.ru
3. nsportal.ru›nachalnaya-shkola
4. https://ru.wikipedia
Литература для детей
1. Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. –М.:Издательство «Ювента», 2001.
2. Как хорошо уметь читать!:Повести.-М.:Дет.лит.,1990
3. Чудаки.Книга для учащихся/Сост.В.А.Левин-М.Просвещение, 1994
4. Учимся любить книгу/Сост.Джежелей.-М.:Просвещение, 1991
Интернет ресурсы:
https://audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/stikhi-pushkina
Литература для родителей:
Кузнецова
Ю.Н.
"Расчитайка.
Как
помочь
ребенку
полюбить
чтение"
1
0
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование
программы «Шаги к успеху»
№
занят
ия
№
темы
1
1
2
1
3
2
4
3
5
1
6
2
7
3
Тема учебного занятия
Вводное занятие. Техника
безопасности.
Сказка «Морской царь
и Василиса
Премудрая»
Сказка«Финист –
ясный сокол».
Творческая
работа
«Как появились имена
сказочных
персонажей?».
Стихи
А.С. Пушкина.
Стихи Баратынского
Е.А.
Стихи Тютчева Ф.И.,
Некрасова Н.А.
Дата
Часы
1
Содержание деятельности
Теоретическая часть
Практическая часть занятия
занятия
Форма
Форма
Количество
Количество
организации
организации
часов
часов
деятельности
деятельности
групповая
1
Народная сказка-душа народа
0,5
групповая
1
0,5
групповая
1
групповая
1
групповая
0,5
групповая
1
групповая
1
групповая
1
1
Поэтический календарь
0,5
1
1
1
групповая
8
4
9-10
1-2
11
3
12
4
13
1
14
2
15
3
16
ИТОГ
О
1
Рисуем иллюстрации к
стихам
С. Алексеев «Рассказы о
ВОВ».
Л. Кассиль «Рассказы о
войне»
Исследование «Как
служили наши деды».
РассказыА. Гайдара
Рассказы
В.Драгунского
Сочиняем смешные
рассказы
Итоговая аттестация
1
1
Читаем рассказы о войне
груупповая
0,5
2
индивидуальная
1,5
групповая
1
1
групповая
1
1
Рассказы о детях
1
0,5
1
1
1
16
3
групповая
0,5
1
парная
групповая
групповая
1
индивидуальная
1
13
индивидуальная
10
Приложение 2
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Педагог:
Образовательная программа:
Срок реализации программы:
№ ФИО учащихся ВИД КОНТРОЛЯ
ТЕКУЩИЙ
ПРЕДВАРИТЕЛЬ
НЫЙ
Параметры оценки
оценка
оценка
посещение
теста
выполнения занятий
творческих
работ
Уровень
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ
Параметры оценки
оценка теста
оценка
посещение
выполнения
занятий
творческих работ
Уровень
1.
2.
3.
4.
…
Высокий
уровень (чел.)
Средний
уровень (чел.)
Низкий уровень
(чел.)
ПОДПИСЬ
ПЕДАГОГА:
11
Анкета «Удовлетворѐнность обучающихся образовательным процессом»
Руководитель
Объединение
Возраст обучающихся
Количество детей, принявших участие в анкетировании
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Образовательные потребности
и мотивы для занятий
Интересно ли тебе на занятиях?
Активен ли ты на занятиях?
Всѐ ли тебе доступно и понятно в процессе обучения?
Удовлетворѐн ли ты разнообразием форм работы на занятиях?
Чувствуешь ли ты себя желанным обучающимся на занятиях?
Степень удовлетворѐнности
Да
Нет
5 ответов «да» - высокий
4-3 ответа «да» - средний
1-2 ответа «да» - низкий
12
Приложение 3.
Карта самооценки учащимся и оценки педагогом компетентности учащегося
Дорогой друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты
получил, занимаясь в программе «
» в этом учебном году, и зачеркни соответствующую цифру (1 –
самая низкая оценка, 5 – самая высокая)
1
Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на
вопросы педагога)
1
2
3
4
5
2
Знаю специальные термины, используемые на занятиях
1
2
3
4
5
3
Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности
1
2
3
4
5
4
Умею выполнять практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые
дает педагог
1
2
3
4
5
5
Научился самостоятельно выполнять творческие задания
1
2
3
4
5
6
Умею воплощать свои творческие замыслы
1
2
3
4
5
7
Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях
1
2
3
4
5
8
Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач
1
2
3
4
5
9
Научился получать информацию из различных источников
1
2
3
4
5
10
Мои достижения в результате занятий
1
2
3
4
5
13
Процедура проведения: учащимся предлагается обвести цифры, соответствующие его представлениям по каждому утверждению. После
сбора анкет в свободных ячейках педагог выставляет свои баллы по каждому утверждению. Далее рассчитываются средние значения, и
делается вывод о приобретении учащимися различного опыта. Педагог составляет сводную таблицу результатов по группе, пишет
аналитическую справку.
Обработка результатов:
пункты 1,2,9 – опыт освоения теоретической информации;
пункты 3,4 – опыт практической деятельности;
пункты 5,6 – опыт творчества;
пункты 7,8 – опыт коммуникации (сотрудничества).
14
Приложение 4.
Диагностическая карта
«Уровень воспитанности обучающихся»
Оценка
Критерий
Показатели воспитанности
1. Отношение к родной природе
2. Гордость за свою страну
3. Забота о коллективе
4. Политическая культура
5. Правовая культура
1. Настойчивость в достижении успеха в учении
Отношение к учебному
труду и делу
2. Творческое отношение и успешность во внеурочных делах
3. Успешность в учении и самообразовании
4. Деловитость
5. Осознание значимости труда
1. Товарищество, верность дружбе
Отношение к людям
2. Доброжелательность
3. Вежливость и культура поведения
4. Готовность прийти на помощь
5. Тактичность и культура поведения
1. Забота о своем здоровье
Отношение к себе
2. Самообладание и сила воли
3. Стремление к самосовершенствованию
4. Здоровый образ жизни
5. Целеустремленность в самоопределении
6. Чувство собственного достоинства
Все показатели оцениваются по 4 уровням формирующихся качеств (соответственно 3, 2, 1, 0)
Отношение к обществу
15