ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ГОРОД ЛЮДИНОВО И ЛЮДИНОВСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №_4
Прохорова
От 28.12.2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Т.А.
Подписано
цифровой Прохорова
подписью:
Татьяна
Прохорова Татьяна
Александровна
Александровна
СЕТЕВАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ
28.12.2024г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«УЧИМСЯ ЖИТЬ ИНТЕРЕСНО»
Срок реализации: 2 месяца
Возраст детей: 11-15 лет
Серова Елена Юрьевна,
Педагог дополнительного образования
г. Людиново
2023
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является сетевой краткосрочной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей краткосрочной программой социально-гуманитарной направленности, очной
формы обучения, сроком реализации 2 месяца, для детей 11-15 лет, стартового уровня освоения.
Язык реализации программы: – русский.
Программа позволяет дать основные представления обучающихся о лидерстве, досуговой
деятельности, навыках работы в команде.
Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском
возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в
дальнейшем всю жизнь человека. Прежде всего, речь идёт о подготовке детей к выполнению роли
будущих граждан общества.
Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же,
старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся",- сегодня не менее верна, чем
когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что "лидерами становятся", то мы должны также
согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школе. Навыки, полученные
в результате прохождения программы, могут помочь учащимся в самосовершенствовании,
улучшении жизни своей организации, жизни своей школы и района.
Проект программы составлен в соответствии с требованиями к образовательным программам
системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
9. Устав муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества».
10. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
Актуальность
Современная школа определяет успешность своей деятельности в зависимости от
результатов учебно-воспитательного процесса: повышения успеваемости учащихся, гармонизации
межличностных отношений всех участников учебного процесса, статуса учреждения в
образовательном пространстве. Главным показателем хорошей работы является успешный
выпускник, который подготовлен к «взрослой жизни»: он самостоятелен, знает основные
принципы демократического общества, интеллектуально развит, претендует на лидерские позиции
в будущем, владеет навыками самоорганизации, управления, коммуникации и т.д.
Реализация программы имеет повседневную практическую пользу. Программой
предусмотрено развитие коммуникативных и организаторских способностей, формирование
гражданских чувств, базовых умений общения. У учащихся появляются навыки конструктивной
работы, умение анализировать свои действия и деятельность коллектива, появляется хобби.
К концу обучения, учащиеся расширят свои знания об организации мероприятий, освоят
методы работы в коллективе, научатся создавать и воплощать в жизнь различные проекты.
Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей,
формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой
досуг.
Как отклик на это и создана данная дополнительная образовательная программа «Учимся
жить интересно». Она даёт возможность обучающимся развиваться интеллектуально и физически,
эмоционально и духовно, самореализоваться и приобрести организаторский опыт.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
состоит в организации и участии в мероприятиях различной направленности.
Сочетание теории и практики является необходимым условием для успешного усвоения
данного курса. Включение в практические дела, организовываемые обучающимися, позволит
развить лидерские качества, организаторские способности и умение самостоятельно действовать в
различных условиях. Опыт совместной самостоятельной организаторской деятельности,
планирования и анализа коллективных дел способствует приобретению лидерских,
организаторских качеств.
Отличительная особенность программы:
Отличительная особенность программы заключается в том, что на ее освоение отведено 2
месяца-16 часов. Программа состоит из 7 разделов. Программа модифицированная
(Зуева Евгения Александровна «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа Школа организаторов «Мастера досуга», Ижевск, 2020).
Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации ДООП организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с
учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским
показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 11-15 лет
Уровень освоения программы – стартовый
Объём программы - 16 часов
Срок освоения программы – 2 месяца.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1часу или один раз в неделю по 2 часа. Длительность
одного академического часа составляет 40 минут.
Условия реализации программы: Программа реализуется в рамках сетевого
взаимодействия МКОУ ДО «Дом детского творчества» -базовая организация и МКОУ ОШ № 5 –
организация партнер. Базовая организация предоставляет педагога для реализации программы и
зачисляет обучающихся на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу. Организация партнер разрабатывает программу и предоставляет помещение и
оборудование для проведения занятий.
Для обучения принимаются все желающие без прохождения предварительного отбора или
собеседования по заявлению родителей. Форма проведения занятий – групповая.
Количественный состав: 15 человек. Дистанционных образовательных технологий при
реализации программы не предусмотрено.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - создание условий для развития организаторских способностей,
коммуникативных качеств и творческой инициативы обучающихся, посредством включения их в
досуговую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать формированию сплочённого детского коллектива, умений обучающихся
работать в команде.
- научить обучающихся разнообразным игровым формам досуга.
Воспитательные:
- привить интерес к практическую деятельность по организации и проведению досуговых
мероприятий;
- создать условия для развития коммуникативных навыков и художественно-эстетического
вкуса;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала
детей, реализация их склонностей в разнообразных сферах деятельности
и общения.
Развивающие:
- развить специальные умения, необходимые организатору досуга;
- воспитать уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской
ответственности как важнейшей черты личности;
- сформировать общечеловеческие нормы гуманистической морали (доброты,
взаимопонимания,
милосердия,
терпимости
по
отношениям
к
людям), культуры общения.
1.3. Учебный план
№
п/п
1
Наименование раздела, темы Всего Теория
Вводное занятие
1
1
-
2
Теория лидерства
Игровая деятельность на
развитие лидерских
способностей
Конфликты и пути их
решения
Основы публичного
выступления
Основные формы
организации досуговой
деятельности
Навыки работы в команде
Итоговый контроль. Игра
представление «Лучший
ведущий»
Итого
6
2
2
-
4
2
Тестирование
Практикум
3
1
2
Тестирование
1
-
1
Публичная лекция
1
1
-
Опрос
1
1
-
1
1
Тренинг
Отчет
16
6
10
3
4
5
6
7
8
Практика
Формы аттестации/
контроля
1.4. Содержание программы
Раздел I. Вводное занятие - 1 час
Теория. Ознакомление с программой.
Раздел II. «Теория лидерства» – 6 часов.
Теория. Инструктаж по техники безопасности. Знакомство обучающихся с правилами
поведения в кабинете. Основные характеристики лидера. Понятие лидер. Основные секреты лидера.
Практика. Игра «Арифметика». Самопрезентация. Самодиагностика «Лидер ли ты?»
Упражнение круг жизни. Составление ментальной карты.
Раздел III. «Игровая деятельность на развитие лидерских способностей» – 2 часа.
Практика. Практикум по играм на развитие мелкой моторики. Практикум по играм на
внимательность и реакцию.
Раздел IV. «Конфликты и пути их решения» – 3 часа.
Теория. Человек в конфликте. Диагностика конфликта. Виды поведения в конфликте.
Практика. Практическое задание «Искусство ведения переговоров».
Раздел V. «Основы публичного выступления» – 1 час.
Практика. Публичная лекция «Искусство полемики».
Раздел VI. «Основные формы организации досуговой деятельности» – 1 час.
Теория. Беседа «Досуговая деятельность – это…».
Раздел VII. «Навыки работы в команде» – 1 час.
Практика. Тренинг на формирование команды.
Раздел VIII. «Итоговый контроль» – 1 час.
Практика. Результаты обучения по образовательной программе отслеживаются в форме
отчета. Игра представление «Лучший ведущий».
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- обучающиеся будут знать, как работать в команде, сформировав сплочённый детский
коллектив;
- обучающиеся научаться разнообразным игровым формам досуга.
Личностные результаты:
- у обучающихся будет привит интерес к практической деятельности по организации и
проведению досуговых мероприятий;
- для обучающихся будут созданы условия для развития коммуникативных навыков и
художественно-эстетического вкуса;
- у обучающихся выявятся и разовьются природные задатки и творческий потенциал
детей при реализация их склонностей в разнообразных сферах деятельности
и общения.
Метапредметные результаты:
- у обучающихся будут развиты специальные умения, необходимые организатору досуга;
- у обучающихся будут появится уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие
гражданской ответственности как важнейшей черты личности;
- у обучающихся будут сформированы общечеловеческие нормы гуманистической морали
(доброты,
взаимопонимания,
милосердия,
терпимости
по
отношениям
к
людям), культуры общения.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план
обновляется ежегодно и вынесен в «Рабочую программу» (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
учебного процесса способствует соответствующая
Успешной реализации
техническая база.
Наличие:
1. Учебного кабинета для занятий с детьми;
2. Компьютера с доступом в интернет.
3. Цветного принтера
4. Фотоаппарата
Материалы и инструменты:
1. Блокноты.
2. Карандаши простые.
3. Шариковые ручки.
4. Цветная гуашь.
5. Кисти.
6. Ватман.
7. Ножницы.
8. Клей.
9. Бумага белая.
10. Цветная бумага.
материально-
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную литературу,
разработки отдельных методических аспектов необходимых для проведения занятий (Приложение
2).
2.3. Формы контроля
В процессе реализации дополнительной программы во всех группах проводится
промежуточная и итоговая аттестация, которая отслеживает личностный рост ребёнка по
следующим параметрам:
усвоение знаний по базовым темам программы;
овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие формы проверки: тестирование, практикум, опрос, публичная
лекция, тренинг, отчет и т.д.
Методы проверки: наблюдение, тестирование, анализ творческих работ и т.п.
Итоговая аттестация осуществляется в форме отчета.
Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.
2.4. Контрольно-оценочные материалы
На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения
материала выявляется в беседах, в выполнении практических и творческих заданий. В течение
учебного периода ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого обучающегося (Приложение 3).
Результаты освоения программного материала определяются по трём уровням: высокий,
средний, низкий.
Используется 10- бальная система оценки результатов
8-10 баллов – высокий уровень,
4 - 7 баллов – средний уровень,
1 - 3 балла – низкий уровень
Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса
обучающихся к культурно-массовым мероприятиям.
2.5. Методическое обеспечение
Наиболее приемлемой формой организации образовательного процесса в этом виде
деятельности является групповая деятельность, включающая в себя круглые столы, практикумы,
тренинги, работы в малых и больших группах. Эта форма наиболее эффективна, потому что
создает условия для развития организаторских способностей, коммуникативных качеств и
творческой инициативы обучающихся.
В процессе обучения, в рамках программы применяются следующие образовательные технологии
и методы:
технология личностно – ориентированного обучения;
технология критического мышления;
тренинговые методы;
метод решения творческих задач;
метод проектов.
Цель данных технологий и методов – развитие творческого потенциала учащегося, способности
критически мыслить, анализировать и грамотно планировать свою деятельность, презентовать
себя и свой творческий продукт.
При проведении занятий запланированы различные формы деятельности с учетом цели и задач,
познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики
содержания данной образовательной программы и возраста обучающихся:
Деловые и ролевые игры.
Упражнения на взаимодействия в группе.
Тренинги.
Творческие задания.
Конкурсы
Проигрывание ситуаций.
Дискуссии.
Моделирование.
Проектирование.
Встречи со специалистами и интересными людьми.
Экспресс тесты и опросы.
Беседы
Большое внимание в программе уделено различным видам игр и тренингам. Игра – средство
формирования лидерских качеств, организаторских навыков.
Творческие способности, возможность реализовать собственный потенциал подростков
раскрываются по средствам участия в социальных проектах.
Выбор форм и методов обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта
учащихся. В ходе реализации программы особое внимание уделяется практическим занятиям.
2.6. Календарный учебный график
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (приложение 1)
2.7. Список литературы
Литература для педагога.
Основная.
1. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков
у подростков.- М.:
АРКТИ, 2007
2. Журнал «Воспитание школьников», №2, 2006 г., («Организация работы по формированию
коммуникативной культуры подростков», стр. 20)
3. Журнал «Воспитание школьников», №4,5,6, 2003 г.(«Воспитание лидера»)
4. Искусство вести за собой: тренинги и занятия по формированию социальной инициативности
и лидерских качеств. – М.: АРКТИ, 2007.
5. Платонов К. Занимательная психология. - С, 1997
6. Родионов В.А., Лангуева Е.А. Развитие навыков делового общения:
тренинговые занятия для
учащихся старших классов.- Ярославль: Академия развития, 2005.
7. Щербакова Л.А. «Программа клуба старшеклассников
«Орда» Сб-к «Программы для
учреждений дополнительного образования детей», выпуск 7, М., 2003 г
Сайты, использованные для разработки программы и организации образовательного
процесса:
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/11/15/metodicheskoe-posobie-vospitanielidera-vo-vneurochnoy
Литература для детей.
Основная.
1.
Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.
2.
Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008
3.
Каган М.С. Мир общения. - М., 2005
4.
Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006
5.
Селевко Г.К. Управляй собой. - М., 2003
6.
Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003
7.
Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007
8.
Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003
9.
Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004
10. ТетровскийА.П. Быть личностью. - М., 2009
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно - тематическое планирование
программы «Учимся жить интересно» возраст 11-15 лет.
педагог дополнительного образования Серова Е.Ю.
группа 1 года обучения
№
заня
тия
Раздел
1
Раздел 1
Тема учебного занятия
Дата
Часы
Содержание деятельности
Теоретическая часть занятия
Практическая часть занятия
1
Форма
организации
деятельности
групповая
1
групповая
Количество
часов
Вводное занятие.
1
Количеств
о часов
Форма
организации
деятельности
Раздел 2
Теория
лидерства – 6
часов
2
3
4
5
Раздел 3
Игровая
деятельность
на развитие
лидерских
способностей2 часа
8
Раздел 4
Конфликты и
пути их
решения – 3
часа
2
2
2
1
1
Практикум по играм на
внимательность и реакцию
6
7
Понятие Лидер
Лидерские качества
Секреты лидера
Практикум по играм на
развитие мелкой моторики
1
Человек в конфликте
1
Практическое задание
«Искусство ведения
2
1
1
2
1
групповая
групповая
групповая
1
групповая
1
групповая
2
групповая
групповая
переговоров»
9
10
11
12
Раздел 5
Основы
публичного
выступления
– 1 час
Раздел 6
Основные
формы
организации
досуговой
деятельности
– 1 час
Раздел 7
Навыки
работы в
команде – 1
час
Раздел 8
Итоговое
занятие – 1
час
Публичная лекция «Искусство
полемика»
1
Беседа «Досуговая
деятельность – это..»
1
Тренинг на формирование
команды
1
Игра представление «Лучший
ведущий»
1
Итого
16
1
групповая
1
групповая
1
групповая
групповая
1
6
5
11
Календарный учебный график
1.06-21-06
10.06
Дата проведения
итоговой
аттестации
1
Дата проведения
промежуточной
аттестации
16
Даты начала и
окончания
учебного периода
8
Учебные
периоды
16
Кол-во
часов по
программе
Кол-во учебных
недель
21.06
Кол-во учебных
дней
01.06
Окончание
занятий
1
Начало занятий
Группа
Год обучения
1 год
21.06
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Список примеров дидактического материала
(по выбору педагога)
1. Папка с разработками теоретических материалов по темам программы;
2. Тестовые методики, анкеты;
3. Банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на выявление лидеров, на взаимодействие, на сплочение, на развитие креативности;
4. Разработка тренингов;
I.
Теорети
ческие и
практич
еские
ЗУН
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Параметры диагностики
Направление
Возрастные
Методы
Контрольные мероприятия,
диагностики
характерист
диагностики
методики
ики
обучающихс
я
11-15 лет
Тестовое задание по теме лидер
Наблюдение,
анкетирование, опрос.
Личностные достижения
обучающихся в процессе усвоения
предметной программы
II.
Практич
еская
творческ
ая
деятельн
ость
обучаю
Обучен
ие
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
I.Особенности
личностной сферы
II.
Особен
ности
личност
ив
системе
социаль
ных
Развитие
11-15 лет
1. Самооценка (отношение к себе)
2. Творческие способности
1. Самоотношение личности
2. Творческие способности
11-15 лет
1.Удовлетворенность отношениями в
группе, положение личности в
коллективе и его сплоченность
Анализ продуктов
творческой
деятельности:
презентации работ,
Тестирование, метод
наблюдения
Тестирование,
конкурсные и иные
творческие
мероприятия
Тестирование,
проектные методики
Тестирование,
проектные методики
Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики
Создание индивидуальных
творческих работ:
Самопрезентация
Публичная лекция «Искусство
полемики»
Круглый стол
Анкета
Анкета «Сплоченность
коллектива»
I.Самоорга
низация
свободного
времени
II.Профессио
нальное
самоопределе
ние
Воспитание
11-15 лет
11-15 лет
1.Удовлетворенность отношениями в
группе, положение личности в
коллективе и его сплоченность
Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики
«Оценка психологического
климата коллектива», методика
«Незаконченные
предложения»,
2. Коммуникативные навыки
Методы наблюдения,
анкетирования,
тестирование
Анкетирование
Тест «Коммуникативные и
организаторские способности»
Потребность в продуктивном
проведении досуга
Профессионально важные качества
Профессиональные интересы
Профессиональные намерения,
готовность к выбору профессии
Метод наблюдения
Тестирование
Анкетирование
Анкета (адаптированная) «Я и
мое свободное время»
Анкета «Я и мое свободное
время»
Тест «Какой я ведущий»
Диагностический опросник Е.
А. Климова
«Дифференциальнодиагностический опросник Е.
А. Климова