Учимся жить интересно

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ГОРОД ЛЮДИНОВО И ЛЮДИНОВСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №_4
Прохорова
От 28.12.2024г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Т.А.
Подписано
цифровой Прохорова

подписью:
Татьяна
Прохорова Татьяна
Александровна
Александровна
СЕТЕВАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ

28.12.2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«УЧИМСЯ ЖИТЬ ИНТЕРЕСНО»

Срок реализации: 2 месяца
Возраст детей: 11-15 лет
Серова Елена Юрьевна,
Педагог дополнительного образования

г. Людиново
2023

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является сетевой краткосрочной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей краткосрочной программой социально-гуманитарной направленности, очной
формы обучения, сроком реализации 2 месяца, для детей 11-15 лет, стартового уровня освоения.
Язык реализации программы: – русский.
Программа позволяет дать основные представления обучающихся о лидерстве, досуговой
деятельности, навыках работы в команде.
Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском
возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в
дальнейшем всю жизнь человека. Прежде всего, речь идёт о подготовке детей к выполнению роли
будущих граждан общества.
Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же,
старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся",- сегодня не менее верна, чем
когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что "лидерами становятся", то мы должны также
согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школе. Навыки, полученные
в результате прохождения программы, могут помочь учащимся в самосовершенствовании,
улучшении жизни своей организации, жизни своей школы и района.
Проект программы составлен в соответствии с требованиями к образовательным программам
системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
9. Устав муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества».
10. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
Актуальность
Современная школа определяет успешность своей деятельности в зависимости от
результатов учебно-воспитательного процесса: повышения успеваемости учащихся, гармонизации
межличностных отношений всех участников учебного процесса, статуса учреждения в
образовательном пространстве. Главным показателем хорошей работы является успешный
выпускник, который подготовлен к «взрослой жизни»: он самостоятелен, знает основные
принципы демократического общества, интеллектуально развит, претендует на лидерские позиции
в будущем, владеет навыками самоорганизации, управления, коммуникации и т.д.
Реализация программы имеет повседневную практическую пользу. Программой
предусмотрено развитие коммуникативных и организаторских способностей, формирование
гражданских чувств, базовых умений общения. У учащихся появляются навыки конструктивной
работы, умение анализировать свои действия и деятельность коллектива, появляется хобби.
К концу обучения, учащиеся расширят свои знания об организации мероприятий, освоят

методы работы в коллективе, научатся создавать и воплощать в жизнь различные проекты.
Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей,
формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой
досуг.
Как отклик на это и создана данная дополнительная образовательная программа «Учимся
жить интересно». Она даёт возможность обучающимся развиваться интеллектуально и физически,
эмоционально и духовно, самореализоваться и приобрести организаторский опыт.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
состоит в организации и участии в мероприятиях различной направленности.
Сочетание теории и практики является необходимым условием для успешного усвоения
данного курса. Включение в практические дела, организовываемые обучающимися, позволит
развить лидерские качества, организаторские способности и умение самостоятельно действовать в
различных условиях. Опыт совместной самостоятельной организаторской деятельности,
планирования и анализа коллективных дел способствует приобретению лидерских,
организаторских качеств.
Отличительная особенность программы:
Отличительная особенность программы заключается в том, что на ее освоение отведено 2
месяца-16 часов. Программа состоит из 7 разделов. Программа модифицированная
(Зуева Евгения Александровна «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа Школа организаторов «Мастера досуга», Ижевск, 2020).
Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации ДООП организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с
учетом особенностей психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским
показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 11-15 лет
Уровень освоения программы – стартовый
Объём программы - 16 часов
Срок освоения программы – 2 месяца.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1часу или один раз в неделю по 2 часа. Длительность
одного академического часа составляет 40 минут.
Условия реализации программы: Программа реализуется в рамках сетевого
взаимодействия МКОУ ДО «Дом детского творчества» -базовая организация и МКОУ ОШ № 5 –
организация партнер. Базовая организация предоставляет педагога для реализации программы и
зачисляет обучающихся на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу. Организация партнер разрабатывает программу и предоставляет помещение и
оборудование для проведения занятий.
Для обучения принимаются все желающие без прохождения предварительного отбора или
собеседования по заявлению родителей. Форма проведения занятий – групповая.
Количественный состав: 15 человек. Дистанционных образовательных технологий при
реализации программы не предусмотрено.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - создание условий для развития организаторских способностей,
коммуникативных качеств и творческой инициативы обучающихся, посредством включения их в
досуговую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать формированию сплочённого детского коллектива, умений обучающихся
работать в команде.
- научить обучающихся разнообразным игровым формам досуга.

Воспитательные:
- привить интерес к практическую деятельность по организации и проведению досуговых
мероприятий;
- создать условия для развития коммуникативных навыков и художественно-эстетического
вкуса;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала
детей, реализация их склонностей в разнообразных сферах деятельности
и общения.
Развивающие:
- развить специальные умения, необходимые организатору досуга;
- воспитать уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской
ответственности как важнейшей черты личности;
- сформировать общечеловеческие нормы гуманистической морали (доброты,
взаимопонимания,
милосердия,
терпимости
по
отношениям
к
людям), культуры общения.

1.3. Учебный план
№
п/п
1

Наименование раздела, темы Всего Теория
Вводное занятие

1

1

-

2

Теория лидерства
Игровая деятельность на
развитие лидерских
способностей
Конфликты и пути их
решения
Основы публичного
выступления
Основные формы
организации досуговой
деятельности
Навыки работы в команде
Итоговый контроль. Игра
представление «Лучший
ведущий»
Итого

6
2

2
-

4
2

Тестирование
Практикум

3

1

2

Тестирование

1

-

1

Публичная лекция

1

1

-

Опрос

1
1

-

1
1

Тренинг
Отчет

16

6

10

3
4
5
6
7
8

Практика

Формы аттестации/
контроля

1.4. Содержание программы
Раздел I. Вводное занятие - 1 час
Теория. Ознакомление с программой.
Раздел II. «Теория лидерства» – 6 часов.
Теория. Инструктаж по техники безопасности. Знакомство обучающихся с правилами
поведения в кабинете. Основные характеристики лидера. Понятие лидер. Основные секреты лидера.
Практика. Игра «Арифметика». Самопрезентация. Самодиагностика «Лидер ли ты?»
Упражнение круг жизни. Составление ментальной карты.
Раздел III. «Игровая деятельность на развитие лидерских способностей» – 2 часа.
Практика. Практикум по играм на развитие мелкой моторики. Практикум по играм на
внимательность и реакцию.
Раздел IV. «Конфликты и пути их решения» – 3 часа.
Теория. Человек в конфликте. Диагностика конфликта. Виды поведения в конфликте.

Практика. Практическое задание «Искусство ведения переговоров».
Раздел V. «Основы публичного выступления» – 1 час.
Практика. Публичная лекция «Искусство полемики».
Раздел VI. «Основные формы организации досуговой деятельности» – 1 час.
Теория. Беседа «Досуговая деятельность – это…».
Раздел VII. «Навыки работы в команде» – 1 час.
Практика. Тренинг на формирование команды.
Раздел VIII. «Итоговый контроль» – 1 час.
Практика. Результаты обучения по образовательной программе отслеживаются в форме
отчета. Игра представление «Лучший ведущий».
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- обучающиеся будут знать, как работать в команде, сформировав сплочённый детский
коллектив;
- обучающиеся научаться разнообразным игровым формам досуга.
Личностные результаты:
- у обучающихся будет привит интерес к практической деятельности по организации и
проведению досуговых мероприятий;
- для обучающихся будут созданы условия для развития коммуникативных навыков и
художественно-эстетического вкуса;
- у обучающихся выявятся и разовьются природные задатки и творческий потенциал
детей при реализация их склонностей в разнообразных сферах деятельности
и общения.
Метапредметные результаты:
- у обучающихся будут развиты специальные умения, необходимые организатору досуга;
- у обучающихся будут появится уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие
гражданской ответственности как важнейшей черты личности;
- у обучающихся будут сформированы общечеловеческие нормы гуманистической морали
(доброты,
взаимопонимания,
милосердия,
терпимости
по
отношениям
к
людям), культуры общения.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план
обновляется ежегодно и вынесен в «Рабочую программу» (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
учебного процесса способствует соответствующая

Успешной реализации
техническая база.
Наличие:
1. Учебного кабинета для занятий с детьми;
2. Компьютера с доступом в интернет.
3. Цветного принтера
4. Фотоаппарата
Материалы и инструменты:
1. Блокноты.
2. Карандаши простые.
3. Шариковые ручки.
4. Цветная гуашь.
5. Кисти.
6. Ватман.
7. Ножницы.
8. Клей.
9. Бумага белая.
10. Цветная бумага.

материально-

Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную литературу,
разработки отдельных методических аспектов необходимых для проведения занятий (Приложение
2).
2.3. Формы контроля
В процессе реализации дополнительной программы во всех группах проводится
промежуточная и итоговая аттестация, которая отслеживает личностный рост ребёнка по
следующим параметрам:
 усвоение знаний по базовым темам программы;
 овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
 формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие формы проверки: тестирование, практикум, опрос, публичная
лекция, тренинг, отчет и т.д.
Методы проверки: наблюдение, тестирование, анализ творческих работ и т.п.
Итоговая аттестация осуществляется в форме отчета.
Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.
2.4. Контрольно-оценочные материалы
На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения
материала выявляется в беседах, в выполнении практических и творческих заданий. В течение
учебного периода ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого обучающегося (Приложение 3).
Результаты освоения программного материала определяются по трём уровням: высокий,
средний, низкий.
Используется 10- бальная система оценки результатов

8-10 баллов – высокий уровень,
4 - 7 баллов – средний уровень,
1 - 3 балла – низкий уровень
Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса
обучающихся к культурно-массовым мероприятиям.
2.5. Методическое обеспечение
Наиболее приемлемой формой организации образовательного процесса в этом виде
деятельности является групповая деятельность, включающая в себя круглые столы, практикумы,
тренинги, работы в малых и больших группах. Эта форма наиболее эффективна, потому что
создает условия для развития организаторских способностей, коммуникативных качеств и
творческой инициативы обучающихся.
В процессе обучения, в рамках программы применяются следующие образовательные технологии
и методы:
 технология личностно – ориентированного обучения;
 технология критического мышления;
 тренинговые методы;
 метод решения творческих задач;
 метод проектов.
Цель данных технологий и методов – развитие творческого потенциала учащегося, способности
критически мыслить, анализировать и грамотно планировать свою деятельность, презентовать
себя и свой творческий продукт.
При проведении занятий запланированы различные формы деятельности с учетом цели и задач,
познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики
содержания данной образовательной программы и возраста обучающихся:
 Деловые и ролевые игры.
 Упражнения на взаимодействия в группе.
 Тренинги.
 Творческие задания.
 Конкурсы
 Проигрывание ситуаций.
 Дискуссии.
 Моделирование.
 Проектирование.
 Встречи со специалистами и интересными людьми.
 Экспресс тесты и опросы.
 Беседы
Большое внимание в программе уделено различным видам игр и тренингам. Игра – средство
формирования лидерских качеств, организаторских навыков.
Творческие способности, возможность реализовать собственный потенциал подростков
раскрываются по средствам участия в социальных проектах.
Выбор форм и методов обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта
учащихся. В ходе реализации программы особое внимание уделяется практическим занятиям.
2.6. Календарный учебный график
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (приложение 1)

2.7. Список литературы
Литература для педагога.
Основная.
1. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков
у подростков.- М.:
АРКТИ, 2007
2. Журнал «Воспитание школьников», №2, 2006 г., («Организация работы по формированию
коммуникативной культуры подростков», стр. 20)
3. Журнал «Воспитание школьников», №4,5,6, 2003 г.(«Воспитание лидера»)
4. Искусство вести за собой: тренинги и занятия по формированию социальной инициативности
и лидерских качеств. – М.: АРКТИ, 2007.
5. Платонов К. Занимательная психология. - С, 1997
6. Родионов В.А., Лангуева Е.А. Развитие навыков делового общения:
тренинговые занятия для
учащихся старших классов.- Ярославль: Академия развития, 2005.
7. Щербакова Л.А. «Программа клуба старшеклассников
«Орда» Сб-к «Программы для
учреждений дополнительного образования детей», выпуск 7, М., 2003 г
Сайты, использованные для разработки программы и организации образовательного
процесса:
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/11/15/metodicheskoe-posobie-vospitanielidera-vo-vneurochnoy
Литература для детей.
Основная.
1.
Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.
2.
Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008
3.
Каган М.С. Мир общения. - М., 2005
4.
Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006
5.
Селевко Г.К. Управляй собой. - М., 2003
6.
Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003
7.
Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007
8.
Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003
9.
Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004
10. ТетровскийА.П. Быть личностью. - М., 2009

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно - тематическое планирование
программы «Учимся жить интересно» возраст 11-15 лет.
педагог дополнительного образования Серова Е.Ю.
группа 1 года обучения
№
заня
тия

Раздел

1

Раздел 1

Тема учебного занятия

Дата

Часы

Содержание деятельности
Теоретическая часть занятия
Практическая часть занятия

1

Форма
организации
деятельности
групповая

1

групповая

Количество
часов
Вводное занятие.

1

Количеств
о часов

Форма
организации
деятельности

Раздел 2
Теория
лидерства – 6
часов
2
3
4

5

Раздел 3
Игровая
деятельность
на развитие
лидерских
способностей2 часа

8

Раздел 4
Конфликты и
пути их
решения – 3
часа

2
2
2

1

1

Практикум по играм на
внимательность и реакцию

6

7

Понятие Лидер
Лидерские качества
Секреты лидера
Практикум по играм на
развитие мелкой моторики

1

Человек в конфликте

1

Практическое задание
«Искусство ведения

2

1

1
2
1

групповая
групповая
групповая

1

групповая

1

групповая

2

групповая

групповая

переговоров»

9

10

11

12

Раздел 5
Основы
публичного
выступления
– 1 час
Раздел 6
Основные
формы
организации
досуговой
деятельности
– 1 час
Раздел 7
Навыки
работы в
команде – 1
час
Раздел 8
Итоговое
занятие – 1
час

Публичная лекция «Искусство
полемика»

1

Беседа «Досуговая
деятельность – это..»

1

Тренинг на формирование
команды

1

Игра представление «Лучший
ведущий»

1

Итого

16

1

групповая

1

групповая

1

групповая

групповая

1

6

5

11

Календарный учебный график

1.06-21-06

10.06

Дата проведения
итоговой
аттестации

1

Дата проведения
промежуточной
аттестации

16

Даты начала и
окончания
учебного периода

8

Учебные
периоды

16

Кол-во
часов по
программе

Кол-во учебных
недель

21.06

Кол-во учебных
дней

01.06

Окончание
занятий

1

Начало занятий

Группа

Год обучения
1 год

21.06

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Список примеров дидактического материала
(по выбору педагога)
1. Папка с разработками теоретических материалов по темам программы;
2. Тестовые методики, анкеты;
3. Банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на выявление лидеров, на взаимодействие, на сплочение, на развитие креативности;
4. Разработка тренингов;

I.
Теорети
ческие и
практич
еские
ЗУН

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Параметры диагностики
Направление
Возрастные
Методы
Контрольные мероприятия,
диагностики
характерист
диагностики
методики
ики
обучающихс
я
11-15 лет
Тестовое задание по теме лидер
Наблюдение,
анкетирование, опрос.

Личностные достижения
обучающихся в процессе усвоения
предметной программы

II.
Практич
еская
творческ
ая
деятельн
ость
обучаю

Обучен
ие

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

I.Особенности
личностной сферы
II.
Особен
ности
личност
ив
системе
социаль
ных

Развитие

11-15 лет

1. Самооценка (отношение к себе)
2. Творческие способности

1. Самоотношение личности
2. Творческие способности
11-15 лет

1.Удовлетворенность отношениями в
группе, положение личности в
коллективе и его сплоченность

Анализ продуктов
творческой
деятельности:
презентации работ,
Тестирование, метод
наблюдения
Тестирование,
конкурсные и иные
творческие
мероприятия
Тестирование,
проектные методики
Тестирование,
проектные методики
Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики

Создание индивидуальных
творческих работ:

Самопрезентация
Публичная лекция «Искусство
полемики»
Круглый стол
Анкета
Анкета «Сплоченность
коллектива»

I.Самоорга
низация
свободного
времени
II.Профессио
нальное
самоопределе
ние

Воспитание

11-15 лет

11-15 лет

1.Удовлетворенность отношениями в
группе, положение личности в
коллективе и его сплоченность

Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики

«Оценка психологического
климата коллектива», методика
«Незаконченные
предложения»,

2. Коммуникативные навыки

Методы наблюдения,
анкетирования,
тестирование
Анкетирование

Тест «Коммуникативные и
организаторские способности»

Потребность в продуктивном
проведении досуга

Профессионально важные качества
Профессиональные интересы
Профессиональные намерения,
готовность к выбору профессии

Метод наблюдения
Тестирование
Анкетирование

Анкета (адаптированная) «Я и
мое свободное время»
Анкета «Я и мое свободное
время»
Тест «Какой я ведущий»
Диагностический опросник Е.
А. Климова
«Дифференциальнодиагностический опросник Е.
А. Климова


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».