ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ГОРОД ЛЮДИНОВО И ЛЮДИНОВСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Рассмотрено на заседании
методического совета
Протокол №_3
от 01.02.2024г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
Т.А. Прохорова
Подписано
цифровой подписью:от 01.02.2024г.
Прохорова
Татьяна
Прохорова Татьяна
Александровна Александровна
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Мы – волонтеры: школа добрых дел»
Срок реализации: 2 месяца
Возраст обучающихся:11-13 лет
Автор программы:
Соболева Ляна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
г. Людиново
2024 год
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.
Пояснительная записка
Данная
программа
является
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей краткосрочной программой социально-гуманитарной направленности,
очной формы обучения, сроком реализации 2 месяца, для детей 11-13 лет, стартового
уровня освоения. Язык реализации программы – русский.
О предмете и его роли в обществе
Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема
социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством
которых люди учатся совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом.
В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена
гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать
собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования
общества, реализовывать данные проекты.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным
программам системы дополнительного образования детей на основе следующих
нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в редакции от 15
мая 2023 г.).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства Просвещения РФ от 29.09.2023 № АБ- 3935/06 «О методических
рекомендациях» (вместе « Методические рекомендации по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования
детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование
функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным,
физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и
культурного развития страны»).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
7. Устав муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества».
8. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающихпрограмм.
Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей
интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной,
одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё
свободное время.
Новизна программы состоит в том, что во внеурочное время представляются
возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у
них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать
коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.
Отличительной особенностью программы является то, что она представляет собой
интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности, в
ней предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная
программа помогает включению обучающихся в дела класса, школы, ближайшего
социума.
Программой предусмотрено обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и
инвалидов
организация
образовательного
процесса
по
дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического развития
категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих
нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Кроме того, при реализации программы создаются специальные условия, без которых
невозможно или затруднено освоение программ в соответствии с заключением психологомедико-педагогической комиссии.
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися,
так и в отдельных классах и (или) группах при условии набора такой группы.
С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами может
проводиться индивидуальная работа.
Программа модифицированная. На основе авторской программы Т. Н.
Арсеньевой, А. В. Коршунова, А. А. Соколова «Школа волонтера» и предполагает
следующие сроки изучения материала: 2 часа в неделю, 8 учебных недель. При разработке
программы учтены требования федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Особенности возрастной группы.
Обучение рассчитано на детей 11-13 лет.
Уровень освоения программы – стартовый.
Объем программы – 16 часов.
Срок освоения программы – 2 месяца.
Режим занятий: 2 часа в неделю. Два раза в неделю по одному часу или один раз в
неделю по 2 часа.
Условия реализации программы.
Программа реализуется в рамках договора о сетевом взаимодействии между МКОУ
ДО «Дом детского творчества» -базовая организация и МКОУ СОШ №4 –организация
партнер. Базовая организация предоставляет педагога для реализации программы и
зачисляет обучающихся на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу. Организация партнер разрабатывает программу, предоставляет помещение и
оборудование для проведения занятий.
Условия набора: для обучения принимаются все желающие без прохождения
предварительного отбора или собеседования по заявлению родителей. В основе
реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы со школьниками.
При реализации программы с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в школе обеспечиваются условия для
функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в
себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы,
совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий,
соответствующих технологических средств и гарантирующей освоение обучающимися
программы в полном объеме.
При реализации программы учащимся с ограниченными возможностями здоровья,
детям-инвалидам предоставляются бесплатно учебные пособия, иная учебная литература,
которые могут быть предоставлены в электронном и (или) печатном виде с учетом особых
потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Порядок обучения по индивидуальному плану, в том числе ускоренное обучение,
возможен после письменного обращения родителей учащегося и регламентируется
Положением о порядке обучения по индивидуальному учебному плану.
1.2. Цель и задачи.
Цель программы: формирование личностных качеств, учащихся как основы
взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной
деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- обучить правилам и нормам социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в
городе, т.д.);
- сформировать у обучающихся навыки проектной и общественно-полезной деятельности;
- научить вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Воспитательные:
- воспитывать активную жизненную позицию у обучающихся,
- воспитывать чувства ответственности, гражданской идентичности и социальной
компетентности.
Развивающие:
- развить у обучающихся навыки анализа своих интересов, способностей, возможностей,
анализа собственного опыта познания.
1.3. Учебный план.
№
Всего
часов
Теория
Практи
ка
1
1
-
Тема 2. Путешествие в мир
волонтерства.
2.1 Как работают волонтеры (добровольцы).
1
1
-
Наблюдение
1
-
1
зачет
2.2 Акция «Спасибо ветеранам!»
2
-
2
зачет
2.3 Как волонтеры преодолевают
трудности.
1
1
2.4 Направления волонтерской
(добровольческой) деятельности.
2.5 Основные принципы добровольческого
труда.
2
-
2
Наблюдение
1
1
-
Опрос
2.6 Проект «Домашние заботы»
2
-
2
Защита
проекта
2.7 Разнообразие форм участия в
волонтерской деятельности.
2.8 Учимся работать в команде.
2
1
1
2
1
1
Творческий
отчет.
зачет
2.9 Итоговый контроль. Наши мероприятия:
от идеи — к результату.
1
1
Наименование темы/раздела
Тема 1. Вводное занятие.
2
Формы
аттестации
(контроля)
зачет
1
Защита
проекта
1.4. Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие (1 ч)
Теория. Введение. Волонтерство в повседневной жизни.
Тема 2. Путешествие в мир волонтерства (добровольчества) (15 ч)
Теория. Волонтерская (добровольческая) деятельность.
Кто нуждается в помощи
волонтеров (добровольцев). Как работают волонтеры (добровольцы). (2 ч)
Практика. Разработка карты добрых дел.
2.1
Как
работают
волонтеры
(добровольцы).
Примеры
волонтерской
(добровольческой) работы.
Теория. Как волонтеры преодолевают трудности: учимся общаться с незнакомыми и
малознакомыми людьми.
Изучение и развитие коммуникационных навыков при
взаимодействии с незнакомыми и малознакомыми людьми. (1 ч)
2.2. Акция «Спасибо ветеранам!». (2ч)
Практика. Оформление открыток-поздравлений. (Поздравления малолетних узников
фашистских концлагерей).
2.3. Как
волонтеры преодолевают трудности.
Теория.
Учимся общаться с незнакомыми и малознакомыми людьми. Изучение и
развитие коммуникационных навыков при взаимодействии с незнакомыми и
малознакомыми людьми.
2.4. Направления волонтерской (добровольческой) деятельности.
Практика. Акция «Книге – вторую жизнь». Реставрация старых книг в библиотеке. (2 ч)
2.5. Основные принципы добровольческого труда.
Практика. Принципы добровольца, характерные его деятельности
2.6. Проект «Домашние заботы».
Практика. Анализ своих домашних обязанностей. Помощь маме. Отчет «Мои домашние
дела». Фотоколлаж. (2 ч)
2.7. Разнообразие форм участия в волонтерской деятельности.
Основные виды добровольческих мероприятий. (1 ч)
Практика. Трудовая акция «Укрась кусочек планеты». Уборка пришкольной территории.
Посадка кустарников. Фотоколлаж. (1 ч)
2.8. Учимся работать в команде.
Теория. Особенности работы в команде. Навыки, необходимые для работы в команде.(1 ч)
Практика. Разработка и проведение игры «Сто затей для друзей». Составление сценария.
(1 ч)
2.9. Итоговый контроль. Наши мероприятия: от идеи — к результату.
Практика. Настольная игра «Мы - команда добрых дел». Защита проекта. (1 ч)
1.5. Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
- основные правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа;
Обучающиеся будут уметь:
- вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- научатся проектной деятельности, приобретут навыки групповой работы.
Личностные:
Обучающиеся будут проявлять:
- активную жизненную позицию;
- чувства ответственности, гражданской идентичности и социальной компетентности.
Метапредметные:
- обучающиеся будут уметь анализировать свои интересы, способности, возможности,
анализа собственного опыта познания.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарно-тематический план составляется ежегодно и вынесен в
приложение 1.
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материальнотехническая база:
1. Кабинет для занятий.
2. Мультимедийный интерактивный комплекс.
Наглядное обеспечение программы:
-презентации по темам программы
-кодекс и памятка волонтера;
-социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к пожилым людям, людям с
ограниченными возможностями здоровья;
-презентации «Добровольческие организации России», «Толерантность»
- учебные видео-пособия.
Дидактическое обеспечение.
Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную
литературу, разработки отдельных методических аспектов, необходимых для проведения
занятий.
1. Содержание инструктажа по правилам техники безопасности для обучающихся на
учебном занятии.
2. Материалы для проведения диагностики.
3. Планы-конспекты некоторых занятий по темам.
2.3. Формы аттестации.
Уровень освоения материала выявляется в выполнении тестовых заданий и реализации
мини-проектов.
Для проверки знаний, умений и навыков учащихся используются различные формы:
педагогическое наблюдение и педагогический анализ результатов активности
учащихся на занятиях;
собеседование;
тесты;
безотметочное оценивание (зачёт – незачёт) итоговой работы.
Определению уровня сформированности нравственных качеств личности
способствуют диагностики:
педагогическое наблюдение;
проблемная диагностическая ситуация;
диагностический опрос детей.
Итоговый контроль проводится по окончании программы в форме защиты проекта,
который отслеживает личностный рост ребёнка по следующим параметрам:
Критерии оценки уровня развития и воспитанности:
культура организации практической деятельности,
культура поведения,
творческое отношение к выполнению практического задания,
аккуратность и ответственность при работе.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся:
соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям,
широта кругозора,
свобода восприятия теоретической информации,
развитость практических навыков работы со специальной литературой,
осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки учащихся:
соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям,
качество выполнения практического задания,
технологичность практической деятельности.
минимальный уровень – 1 балл,
допустимый уровень – от 2 до 3,
высокий уровень 4-6 баллов,
оптимальный уровень – от 7 до 10 баллов.
Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа об обучении.
2.4. Контрольно-оценочные материалы.
Контроль и оценивание деятельности обучающихся основывается на критериях уровня и
качества выполняемых заданий: по содержанию представленных результатов, на основе
наблюдений педагога за личностным ростом обучающегося в ходе работы.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
•
собеседования с членами объединения;
•
наблюдения; тестирования; анкетирования;
•
метода самооценки.
Результат реализации программы определяется личностным ростом обучающихся.
Программа призвана помочь подростку осмыслить свое место в классном коллективе,
группе по интересам, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь
сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение.
2.5. Методическое обеспечение
Организация образовательного процесса по данной программе предполагает
создание для обучающихся творческой, свободной, комфортной среды. Этому
способствует использование различных методов обучения, позволяющих достичь
максимального результата. К ним относятся беседа, рассказ, объяснения, показ,
демонстрация иллюстративного материала и фотографий. Применяются активные методы
обучения: выполнение проектных работ, выставки, экскурсии, социальные акции. При
реализации программы активно используются современные образовательные
технологии:
проектные,
информационно-коммуникационные,
личностноориентированного обучения.
Познавательный интерес детей усиливается за счет проведения социальных акций,
просмотра видеоматериалов. Занятия по программе строятся на следующих принципах:
усвоения материала от простого к сложному, единства воспитания и обучения,
последовательности, доступности, индивидуальности, самореализации.
Характер деятельности обучающихся: поисковый, исследовательский.
Программа рассчитана на младший подростковый возраст, в методикопедагогическом плане ориентирована на системно-комплексный подход в выборе форм и
методов обучения.
2.6. Календарный учебный график обновляется ежегодно и вынесен в Рабочую
программу.
2.6.1. Программа воспитания
Вовлечение учащихся в занятия волонтёрской работой позволяет сформировать
устойчивые установки, развить чувство самоуважения и ответственности. Международная
практика и накопленный в нашей стране опыт показывают, что добровольческий труд,
являясь лишь одной из возможных форм социализации, играет важную роль в процессе
формирования у детей первичных знаний, опыта, ценностей и полномочий, необходимых
для того, чтобы стать социально активными, ответственными гражданами. Социализация
предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих
отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций,
приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
Программа «Мы – волонтеры: школа добрых дел» направлена на
формирование способности и готовности обучающегося к духовному развитию,
нравственному
самосовершенствованию,
пониманию
смысла
своей
жизни,
ответственному поведению, реализацию творческого потенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности.
Занятия в объединении приучают к самостоятельной творческой работе,
развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу. При
выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные
задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных
результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу,
ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать
его. Кроме того, занятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию
личности как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное
дело, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных
связей, у учащихся формируются такие качества личности, как целеустремленность,
настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.
2.7. Список литературы.
Литература для педагога
1. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –
М.:
Просвещение, 2016.
2. Бруднов А. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей.
Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования
детей. М.: «Владос», 2000.
3. Волонтёрские программы как ресурс развития и системной поддержки здорового образа
жизни российской молодёжи: научно-методическое пособие / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и
др.; под ред. В. В. Семикина и др. — Тверь, 2012.
4. Волонтерское движение в общеобразовательной организации: методическое пособие /
авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др. – М., 2016.
5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года.
6.Методические рекомендации по развитию волонтёрства (добровольчества) в школе /
авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; отв. ред. Е. В. Крутицкая. — М.: РИЦ МГГУ им. М. А.
Шолохова, 2015.Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации
на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014
г. № 2403-р).
7.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Литература для детей
1. Климович Н.В. Подготовка волонтеров (Программы, рекомендации, модели опыта) . М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.
2. Методическое пособие для волонтёра-инструктора ЗОЖ / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и
др.; / под ред. Т. Н. Арсеньевой, Х. Т. Загладиной. — М., 2015.
3.Технологии развития гражданской активности и создания социальных проектов:
практическое пособие / под ред. Т. Н. Арсеньевой, А. В. Коршунова. – Тверь:
Полиграфическая компания «Печатня», 2017.
Литература для родителей
1.Дьячкова, Т.В. Вовлечение подростков в волонтерское движение как средство
противодействия асоциальным группировкам. [Электронный ресурс] / Т.В. Дьячкова, Н.В.
Зарниченко // Журнал Обзор. НЦПТИ.-2018.
2.Сохраняя преемственность поколений: О самой крупной добровольческой организации
России «Всероссийском общественном движении «Волонтеры Победы»» / беседовала М.
Марговская // Наука и религия.-2018.-№11.
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование
программы «Мы – волонтеры: школа добрых дел»» для детей 11-13 лет
педагог дополнительного образования Соболева Л.С.
группа 1 года обучения
№
занятия
№
темы
Тема учебного занятия
Дата
Часы
Содержание деятельности
Теоретическая часть занятия Практическая часть занятия
Количество
часов
1
2
3
4
5
1
1
1
Тема 1. Вводное занятие.
Введение. Повседневное
волонтерство.
Тема 2. Путешествие в мир
волонтерства.
Волонтерская (добровольческая)
деятельность.Кто нуждается в
помощи волонтеров
(добровольцев)
Как работают волонтеры
(добровольцы). Примеры
волонтерской (добровольческой)
работы.
1
Акция «Спасибо ветеранам!»
(поздравления малолетних
узников фашистских
концлагерей)
1
Как волонтеры преодолевают
трудности. Учимся общаться с
незнакомыми и малознакомыми
людьми. Изучение и развитие
коммуникационных навыков при
взаимодействии с незнакомыми
1
Форма
организации
деятельности
групповая
1
групповая
Количество
часов
Форма
организации
деятельности
1
1
1
групповая
1
групповая
1
1
групповая
2
групповая
1
1
и малознакомыми людьми.
6
1
7
1
8
1
Направления волонтерской
(добровольческой) деятельности.
Акция «Книге – вторую жизнь»
Основные принципы
добровольческого труда.
Принципы добровольца,
характерные его деятельности
10
11
ИТОГО:
1
2
2
групповая
2
групповая
2
1
групповая
1
Проект «Домашние заботы»
9
2
2
Разнообразие форм участия в
волонтерской деятельности.
Трудовая акция «Укрась кусочек
планеты»
Учимся работать в команде.
Особенности работы в команде.
Навыки, необходимые для
работы в команде. Разработка и
проведение игры «Сто затей для
друзей»
Наши мероприятия: от идеи — к
результату. Настольная игра
«Мы - команда добрых дел»
1
групповая
1
групповая
1
групповая
1
групповая
1
групповая
2
2
1
16
6
10
Приложение 2
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Направление
диагностики
Возрастные
характерист
ики
обучающихс
я
Параметры диагностики
I. Теоретические и
практические ЗУН
- соответствие уровня теоретических
знаний программным требованиям,
широта кругозора,
свобода восприятия теоретической
информации,
развитость практических навыков
работы со специальной литературой,
осмысленность
и
свобода
использования
специальной
терминологии.
Обучающиеся Личностные достижения
11-13 лет
обучающихся в процессе усвоения
предметной программы
11-13 лет
личностной
сферы
I.Особенности
Развитие
II. Практическая
творческая деятельность
обучающихся
Обучение
11-13 лет
1. Самооценка (отношение к себе)
Методы
диагностики
Контрольные мероприятия,
методики
Наблюдение, опрос,
анализ творческих
работ; зачет, защита
проекта
Зачёт по темам: «Как
работают волонтеры», «Как
волонтеры преодолевают
трудности», «Учимся
работать в команде»
Анализ продуктов
творческой
деятельности:
презентации работ,
участие в городских и
региональных
выставках, конкурсах;
метод наблюдения;
метод экспертных
оценок
Творческое задание по теме
«Мои домашние дела»
Защита проекта «Мы команда
добрых дел"
Тестирование, метод
наблюдения
методика «Солнечная система»
Методика «Самооценка»
Участие в акциях: «Спасибо
ветеранам», «Книге – вторую
жизнь», «Укрась кусочек
планеты»
I.Самоорган
изация
свободного
времени
Воспитание
II. Особенности личности в
системе социальных
отношений
11 – 13 лет
11-13 лет
2. Творческие способности
Тестирование,
конкурсные и иные
творческие
мероприятия, метод
экспертных оценок
Контрольный список
характеристик креативной
личности Тест креативности
«Использование предмета»,
анкета для педагогов
1. Самоотношение личности
Тестирование,
проектные методики
Методика определения
самооценки (Т.В.Дембо,
С.Я.Рубинштейн) «Оценка
самоотношения личности» (по
В.В.Столину), тест «Дом,
дерево, человек»,
«Несуществующее животное»
2. Творческие способности
Тестирование,
проектные методики
Тест вербальной креативности,
анкета для педагогов
1.Удовлетворенность отношениями в
группе, положение личности в
коллективе и его сплоченность
Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики
анкета «Наши отношения»,
анкета «Сплоченность
коллектива»
1.Удовлетворенность отношениями в
группе, положение личности в
коллективе и его сплоченность
Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики
«Оценка психологического
климата коллектива»,
методика «Незаконченные
предложения»,
2. Коммуникативные навыки
Методы наблюдения,
анкетирования,
тестирование
Тест «Коммуникативные и
организаторские способности»
Анкетирование
Анкета (адаптированная) «Я и
мое свободное время»
Потребность в продуктивном
проведении досуга
Анкета «Я и мое свободное
время»