Волшебный мир театра

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ГОРОД ЛЮДИНОВО И ЛЮДИНОВСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №_4
От 28.12.2024г.
Прохорова

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Т.А. Прохорова
Подписано
28.12.2024г.
цифровой подписью:

Татьяна
Прохорова Татьяна
Александровна Александровна

КРАТКОСРОЧНАЯ СЕТЕВАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»

Срок реализации: 2 месяца
Возраст детей: 5-7 лет
Прокопова Евгения Александровна,
логопед МКДОУ «Детский сад № 2
«Сказка»

г. Людиново
2023 г.

Оглавление
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» .................... 3
1.1 Пояснительная записка ....................................................................... 3
1.2. Цель и задачи ...................................................................................... 5
1.3. Учебный план ......................................................................................6
1.4. Содержание программы..................................................................... 7
1.5. Планируемые результаты .................................................................. 8
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий .............. 9
2.1. Календарно - тематический план ...................................................... 9
2.2. Условия реализации программы ....................................................... 9
2.3. Формы аттестации ............................................................................ 10
2.4. Контрольно-оценочные материалы. ............................................... 10
2.5. Методическое обеспечение. ............................................................ 10
2.5. Список литературы............................................................................12

2

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Данная
программа
является
сетевой
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
краткосрочной
программой
художественной направленности, очной формы обучения, сроком реализации
2 месяца (16 часов), для детей 5-7 лет стартового уровня освоения. Язык
реализации программы – русский.
Программа позволяет сформировать у обучающихся представления о
театральном искусстве.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид
детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его
природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется
воплотить в живые образы и действия, входя в образ, он играет любые роли,
стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая
огромное эмоциональное наслаждение.
Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый
интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре
определенные переживания, побуждает к созданию новых образов,
побуждает к мышлению.
Программа составлена в соответствии с требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей
на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
«Методические
рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей
до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
3

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
8. Устав муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества».
9. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ.
Актуальность данной программы заключается в том, что театральная
деятельность помогают развить интересы и способности ребенка;
способствуют общему развитию, развитию художественного вкуса,
творческих способностей, проявлению любознательности, стремлению к
познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия,
развитию ассоциативного мышления, коммуникативных способностей;
настойчивости, целеустремленности. В ней он и раскрепощается, и
формулирует свои творческие инициативы. Всё это способствует раскрытию
индивидуально - личностного потенциала.
Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка
решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует
формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение
комбинировать образы, интуиция, фантазия и изобретательность,
способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью
способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка,
раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций
исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает
ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания,
фантазию.
Новизна
данной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы состоит в том, что в ходе реализации
программы используются ИКТ: виртуальные экскурсии, видео-презентации,
анимированные герои. Занятия направлены на развитие речи и умение
владеть собой перед публикой, что очень ценно в будущей школьной жизни
ребенка. А также на развитие свободного общения с детьми и взрослыми.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство
детей с культурным наследием и приобщают детей к общепринятым нормам
и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
учащиеся практически всё время находятся на сцене, тренируются или
играют роли, то есть занимаются своим прямым делом – работой актёра.
При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ
4

и инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
развития категорий, обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие
речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети). Программа
модифицированная. В основе ее лежит программа Мерзляковой С.И.
«Волшебный мир театра», которая реализуется в кружке дополнительного
образования «Волшебный мир театра».
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 5-7 лет.
Уровень освоения программы стартовый.
Объём программы 16 часов
Срок освоения программы – 2 месяца.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 30 мин.
Условия реализации программы: Программа реализуется в рамках
сетевого взаимодействия МКОУ ДО «Дом детского творчества» -базовая
организация и МКОУ СОШ №6 –организация партнер. Базовая организация
предоставляет педагога для реализации программы и зачисляет обучающихся
на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.
Организация партнер разрабатывает программу и предоставляет помещение и
оборудование для проведения занятий.
Для обучения принимаются все желающие без прохождения
предварительного отбора или собеседования по заявлению родителей.
1.2.
Цель программы:

Цель и задачи

Развитие сценического творчества детей дошкольного
средствами театрализованных игр и игр-представлений.

возраста

Задачи:
Обучающие:
 Расширить знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных
профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
 Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный,
драматический, музыкальный, детский, театр теней и др.);
 Научить пользоваться мимикой, жестами, менять силу голоса, темп и
ритм речи;
 Научить строить диалог с партнёром;
 Способствовать обогащению театрального опыта;
 Научить импровизировать в играх-драматизациях на темы знакомых
5

сказок.
Воспитательные:
 Сформировать устойчивый интерес к театральному искусству и другим
видам искусства, желание попробовать себя в разных ролях;
 Воспитать
культуру
поведения
в
театре
и
в
жизни,
доброжелательность;
 Создать условия для развития творческой активности детей;
 Воспитывать нравственно-этические качества;
 Воспитывать
артистические
качества,
целеустремлѐнность,
аккуратность, старательность, способствовать раскрытию творческого
потенциала.
Развивающие:
 Развивать познавательный интерес к истории театра, различных видов
искусств, истории мировой культуры;
 Развивать речь детей и корректировать ее нарушения через
театрализованную деятельность;
 Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к
импровизации средствами мимики, выразительных движений и
интонации;
 Развивать психические процессы: память, восприятие, зрительное и
слуховое внимание, фантазию, воображение, образное мышление.
 Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
1.3. Учебный план
№
п/п

Теория Практика
Всего
(ак.час) (мин)
(мин)

Наименование раздела

Знакомство с театром
1

История театра.

1

20

10

2

Кто работает в театре

1

10

20

3

Правила поведения в театре. Экскурсия
в театр теней

1

10

20

4

Знакомство с упражнениями на развитие 1
сценического внимания и воображения

10

20

5

Что такое театральный этюд. Этюды и
импровизации на заданную тему.

10

20

Театральное мастерство

6

1

6

Игры на развитие мимики, жестов, 1
выразительности речи.

10

20

7

Сценическая пластика

1

10

20

8

Изучаем
речевой
аппарат. 1
Артикуляционная гимнастика.

10

20

9

Что
такое
сценический
Дыхательная гимнастика.

голос. 1

10

20

Учимся говорить красиво

Создание спектакля
10

Знакомство со спектаклем.
Распределение ролей.

Кастинг. 1

10

20

11

Репетиция 1. Работа над дикцией и 1
культурой речи

10

20

12

Репетиция 2. Учимся говорить красиво
(озвучивание героев)

1

10

20

13

Репетиция
3.
Пантомимика. 1
Обыгрывание действий героев.

10

20

14

Репетиция 4. Изготовление афиши и 1
декораций

10

20

15

Репетиция 5. Генеральная репетиция

1

5

25

16

Итоговое занятие. Показ сказки

1

30

1.4. Содержание программы.
1. Знакомство с театром.
Теория. Занятие по истории театра, театральная этика. Виртуальная
экскурсия.
Практика. Игровые тренинги, игры на развитие импровизации: «Угадай, кем
я работаю», «Мы пришли в театр»
2. Театральное мастерство
Теория. Обучающие знакомятся с искусством театра. Показ презентаций.
Практика. На игровых тренингах обучающие работают над развитием
сценического внимания и воображения, сценической фантазии, чувства
ритма, координации движений, пластической выразительности.
3. Учимся говорить красиво.
Теория. Работа над культурой речи. Показ презентаций. Видео.
Практика. Работа над дикцией, выразительностью речи, упражнения на
7

развитие речевого дыхания. Артикуляционная гимнастика, игры,
позволяющие сформировать интонационную выразительность речи («фраза
по кругу», «главное слово» и др.).
4. Создание спектакля.
Теория. Знакомство с созданием спектакля.
Практика. Репетиции, создание афиши и декораций к спектаклю.
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
 Виды театров и иметь представление о таких театрах как кукольный,
пальчиковый, музыкальный, театр теней);
 Театральные
термины
(аншлаг, сцена,
премьера,
антракт,
аплодисменты и др.);
 Театральные профессии (актѐр, режиссер, художник, драматург);
 Правила поведения зрителя, этикет в театре до, вовремя и после
спектакля.
Обучающиеся будут уметь:
 Выполнять упражнения актѐрского тренинга;
 Передавать образ героя характерными движениями, интонацией,
мимикой;
 Произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
 Строить диалог с партнѐром;
 Импровизировать в играх-драматизациях на темы знакомых сказок.
Личностные результаты:
 проявляют познавательный интерес к театрализованной игре, желание
пробовать себя в разных ролях;
 развивается творческая активность детей, самостоятельность;
 формируются артистические качества, способствующие раскрытию
творческого
потенциала,
аккуратность,
старательность,
целеустремлѐнность.
 проявляют желание выступать вместе с коллективом сверстников,
согласовывают свои действия с действиями партнера.
Метапредметные результаты:
 проявляют интерес к различным видам искусства.
 улучшились память, внимание, фантазия, восприятие, воображение,
образное мышление;
 развивается речевое дыхание, правильная артикуляция, дикция.
 владеют
интонационной
выразительностью
речи,
навыками
импровизации.

8

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно - тематический план
(составляется ежегодно) вынесен в Рабочую программу (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база.
1. Учебный кабинет для занятий с детьми, соответствующий санитарногигиеническим требованиям;
2. Столы и стулья для педагога и обучающихся;
3. Настольный театр игрушек;
4. Театр картинок для показа на фланелеграфе, магнитной доске;
5. Пальчиковый театр;
6. Реквизит для этюдов и инсценировок;
7. Детские костюмы для спектаклей;
8. Взрослые костюмы для спектаклей;
9. Элементы костюмов для детей и взрослых;
10.Атрибуты для занятий и для спектаклей;
11.Музыкальный центр;
12. Ноутбук;
13. Проектор;
14. Флэш карта с муз. произведениями, презентациями, видео;
15.Декорации к спектаклям;
16. Ширма;
17. Книги и иллюстрации к сказкам;
18.Методическая литература.
Наглядное обеспечение
1. Альбомы;
2. Слайд-фильм;
3. Презентации;
4. Виртуальная экскурсия «Волшебный мир театра».
5. Демонстрационный материал.
Дидактическое обеспечение
1. Картотека для артикуляционной гимнастики;
2. Картотека для дыхательной гимнастики;
3. Дидактические игры.
4. Литература для проведения занятий:
• Лебединский А.Л. Театр в чемодане. – М.: Искусство, 1977.
• Мирясова В.И. Играем в театр. – М.: Гном-Пресс, 1999.
• Поляк Л.Я. Театр сказок. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
9

• Смирнова Н.И. И … оживают куклы. – М.: Издательство
«Детская литература», 2014.
2.3. Формы аттестации
Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу
документа об обучении.
2.4. Контрольно-оценочные материалы.
На занятиях применяется поурочный, тематический контроль; ведется
индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого обучающегося. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в
выполнении практических и творческих заданий.
Результаты освоения программного материала определяются по трѐм
уровням: высокий, средний, низкий.
8-10 баллов – высокий уровень,
4 - 7 баллов – средний уровень,
1 - 3 балла – низкий уровень
Важными показателями успешности освоения программы являются:
 развитие интереса обучающихся к театральному искусству;
 желание пробовать себя в разных ролях;
 владение интонационно-речевой выразительностью, навыками
импровизации при исполнении мимических этюдов и пантомиме.
2.5. Методическое обеспечение.
Организация образовательного процесса по данной программе
предполагает создание для обучающихся творческой, свободной, комфортной
среды. Этому способствует использование педагогом методов обучения,
позволяющих достичь максимального результата. К ним относятся:
 вербальный (беседа, рассказ, объяснения),
 наглядный (показ, демонстрация иллюстративного материала и
фотографий, видео фильмов, презентаций),
 практический (игры и упражнения на развитие жестов, мимики,
выразительности речи, дикции)
Познавательный интерес детей усиливается за счет проведения
виртуальных экскурсий, просмотра видеоматериалов, посещения творческих
мастерских.
Занятия по программе строятся на следующих принципах:
 Усвоения материала от простого к сложному;

10







Единства воспитания и обучения;
Последовательности;
Доступности;
Индивидуальности;
Самореализации.

11

2.5. Список литературы
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры,
упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные
игры – занятия. - СПб, 2002
3. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля» СПб, 2002.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
5. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника:
развитого,
образованного,
самостоятельного,
инициативного,
неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
6. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
8. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в
детском саду. М., 2000.
9. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. М., 2004.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».