Занимательная математика

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ГОРОД ЛЮДИНОВО И ЛЮДИНОВСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №_4
От 28.12.2024г.
Прохорова

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Т.А. Прохорова
Подписано
28.12.2024г.
цифровой
подписью:
Татьяна
Александровна Прохорова Татьяна
Александровна

КРАТКОСРОЧНАЯ СЕТЕВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Срок реализации: 2 месяца
Возраст детей: 8-11 лет
Разработчики программы:
Баранова Любовь Николаевна,
Давыдова Светлана Ильинична,
Учителя начальных классов

г. Людиново
2024 г.
1

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная
программа
является
краткосрочной
сетевой
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программой
естественнонаучной
направленности, очной формы обучения, сроком реализации 2 месяца, для детей 8-11 лет
стартового уровня освоения. Язык реализации программы: – русский
Программа позволяет дать обучающимся основные представления о возможностях
использования математических знаний на практике.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным
программам системы дополнительного образования детей на основе следующих
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно –
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
7. Устав муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества».
8. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
Актуальность
Формирование и развитие интеллектуальных способностей обучающихся, выявление,
развитие и поддержка талантливых детей одна из главных задач в Концепции развития
дополнительного образования детей.
Знание математики необходимы обучающимся в жизни. Математика – учебная
дисциплина, развивающая умения логически мыслить, рассуждать, сравнивать,
анализировать, доказывать, делать выводы, находить верные математические решения.
Поэтому нужно создать необходимые условия для развития математических,
познавательных и интеллектуальных способностей у детей. Содержание программы
направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности,
геометрической зоркости и представляет собой введение в мир элементарной математики.
Полученные знания становятся инструментом для решения творческих, теоретических и
практических задач, а также инструментом формирования у ребенка потребности и
способности к саморазвитию.
Новизна данной программы заключается в гуманизации математического
образования, идея которой соответствует современным представлениям о целях школьного
образования. Программа предназначена для развития математических способностей
2

учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности,
коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм
организации занятий с применением современных средств обучения.
Начальный курс математики в рамках основной общеобразовательной программы
объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом
вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое
количество времени для изучения. Данная дополнительная общеразвивающая программа
ставит задачу формирования интереса к геометрии и углубления имеющихся знаний по
этому разделу математики. Разрезание на части различных фигур, составление из
полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить
комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и
практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность
высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия
по образцу, сравнивают, делают выводы.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что в нее
включены математические задания творческого, поискового, исследовательского
характера на развитие логического мышления, воображения, памяти. Все задания
направлены на расширение математического кругозора и эрудицию, способствующие
формированию познавательных универсальных учебных действий, а также общему
развитию личности. Предусмотрены как теоретические, так и практические занятия.
Обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов при реализации ДООП
«Занимательная математика» - организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического развития
категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих
нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие);
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание);
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Программа модифицированная, составлена на основе авторской программы
«Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, 2011г.
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 8-11 лет.
Уровень освоения программы – стартовый.
Объём программы -16 часов.
Срок освоения программы – 2 месяца.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Условия реализации программы: наполняемость группы – 15-26 человек. Для
обучения принимаются все желающие без прохождения предварительного отбора или
собеседования по заявлению родителей.
Программа реализуется в рамках сетевого взаимодействия МКОУ ДО «Дом детского
творчества» -базовая организация и МКОУ СОШ №1, МКОУ СОШ №6 –организация
партнер. Базовая организация предоставляет педагога для реализации программы и
зачисляет обучающихся на дополнительную обще2бразовательную общеразвивающую
программу. Организация партнер разрабатывает программу и предоставляет помещение и
оборудование для проведения занятий.
1.2. Цель и задачи
Цель программы:
Формирование интереса учащихся к предмету математики, развитие творческих
математических способностей, смекалки и логического мышления.
Задачи:
3

Обучающие:
 расширить математический кругозор учащихся, умение анализировать, делать
логические выводы;
 формировать умение владеть математической терминологией.
Воспитательные:
 привить интерес к математике;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
Развивающие:
 развить пространственное воображение, используя геометрический материал;
 развить навык групповой и коллективной работы;
 развить практические умения обучающихся решать задачи повышенного уровня
сложности.
1.3. Учебный план
№
Наименование раздела
п/п
Вводное занятие
1
Занимательная арифметика
2
3
4
5
6

Всего Теория Практика

Формы аттестации/
контроля

1
4

1
1

0
3

Самостоятельная работа

Занимательная геометрия

3

1

2

Конкурс

Занимательные задачи

5

1

4

Самостоятельная работа

Задачи
повышенной
сложности
Итоговый контроль

2

1

1

Самостоятельная работа

1

0

1

Математическая
олимпиада

ИТОГО:

16

5

11

1.4. Содержание программы
1. Тема Вводное занятие. – 1 час
Теория. Математика –царица наук.
2. Тема Занимательная арифметика. – 4 часа.
Теория. Запись цифр и чисел у других народов. Как люди научились считать.
Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская и арабская
нумерация. Системы счисления. Числа-великаны и числа-малютки.
Практика. Упражнения на быстрый счёт. Некоторые приёмы быстрого счёта.
3. Тема Занимательная геометрия. – 3 часа.
Теория. Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге.
Практика. Задачи на разрезание на клетчатой бумаги. Задачи со спичками.
Геометрические головоломки.
4. Тема Занимательные задачи. – 5 часов.
Теория. Задачи-шутки. Старинные задачи. Комбинаторика. Магические квадраты.
Практика. Решение шуточных задач в форме загадок. Отгадывание и составление
магических квадратов.
4

5. Тема Задачи повышенной сложности. – 2 часа.
Теория. Конкурсные задачи олимпиад и математических конкурсов.
Практика. Решение конкурсных задач олимпиад и математических конкурсов.
6. Тема Итоговый контроль. – 1 час.
Практика. Математическая олимпиада. Решение конкурсных задач олимпиад и
математических конкурсов.
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
 обучающиеся расширят свой математический кругозор, научатся анализировать,
делать логические выводы;
 обучающиеся овладеют математической терминологией.
Личностные результаты:
 будут проявлять интерес к математике;
 будет сформировано чувство справедливости, ответственности;
Метапредметные результаты:
 у обучающихся будет развито пространственное воображение, они смогут
правильно использовать геометрический материал;
 у обучающихся будут развиты практические умения решать задачи повышенного
уровня сложности;
 обучающиеся будут уметь работать в группе.

5

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план
(составляется ежегодно) вынесено в (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материальнотехническая база.
Наличие: учебного кабинета для занятий с детьми; доски, экрана, ПК, мультимедийного
проектора, готовальни.
Наглядное обеспечение
1. Геометрические фигуры
2. Карточки с цифрами
3. Учебные мультфильмы:
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную
литературу, разработки отдельных методических аспектов необходимых для проведения
занятий (Приложение 2).
2.3. Формы аттестации
Результаты усвоения образовательной программы отслеживаются после каждого
раздела. По окончании обучения по дополнительной программе во всех группах
проводится итоговая аттестация, которая отслеживает личностный рост ребёнка по
следующим параметрам:
 усвоение знаний по базовым темам программы;
 овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
 формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие
самостоятельная работа.

формы

проверки:

математические

олимпиады,

Методы проверки: наблюдение, тестирование, анализ творческих работ и т.п.
Итоговая аттестация осуществляется в форме математической олимпиады.
Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа об
обучении.
2.4. Контрольно-оценочные материалы
На занятиях применяется поурочный и итоговый контроль. Уровень освоения
материала выявляется в беседах, в выполнении самостоятельных работ и творческих
заданий. В течение месяца ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за
творческим развитием каждого обучающегося.
Результаты освоения программного материала определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.
Используется 10- бальная система оценки результатов
8-10 баллов – высокий уровень,
4 - 7 баллов – средний уровень,
1 - 3 балла – низкий уровень
6

Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие
интереса обучающихся к математике.
2.5. Методическое обеспечение
Организация образовательного процесса по данной программе предполагает создание
для обучающихся творческой, свободной, комфортной среды. Этому способствует
использование педагогом методов обучения, позволяющих достичь максимального
результата. К ним относятся беседа, рассказ, объяснения, показ, демонстрация
иллюстративного материала и фотографий. Применяются активные методы обучения:
выполнение практических работ, выставки, защита творческих проектов. Педагогом
активно используются современные образовательные технологии: проектные,
информационно-коммуникационные, личностно-ориентированного обучения, технологии
мастерских.
Познавательный интерес детей усиливается за счет просмотра видеоматериалов,
участия в творческих мастерских.
Занятия по программе строятся на следующих принципах:
усвоения материала от простого к сложному, единства воспитания и обучения,
последовательности, доступности, индивидуальности, самореализации.
Характер деятельности обучающихся: поисковый, исследовательский.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и предполагает
установление оптимального разрешения проблемы социализации младших школьников, в
методико-педагогическом плане ориентирована на системно-комплексный подход в
выборе форм и методов обучения.
Программа предполагает обязательное освоение двух взаимосвязанных учебных
дисциплин: арифметики и геометрии; а также психологии общения.

7

2.7. Список литературы
Литература для педагога
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1-4 классы. Занимательная математика.
Волгоград: «Учитель», 2007
2. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3-4 классы. – Волгоград:
«Учитель», 2008
3. Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
4. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.:
«Панорама»,
Литература для детей
1. Сухин И.Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Литература для родителей (по необходимости)
1. Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи». М.: «Грамотей», 2004

8

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно - тематическое планирование
программы «Занимательная математика» возраст 8-11 лет.
педагоги дополнительного образования Баранова Л.Н., Давыдова С.И.
группа 1 года обучения
№
занятия

№
темы

Тема учебного занятия

Дата

Содержание деятельности
Теоретическая часть занятия
Практическая часть занятия

Часы

Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
ИТОГО:

1
2
2
2
2
3
3
3

Вводное занятие
Занимательная арифметика
Занимательная арифметика
Занимательная арифметика
Занимательная арифметика
Занимательная геометрия
Занимательная геометрия
Занимательная геометрия
Занимательные задачи на все
темы
Занимательные задачи на все
темы
Занимательные задачи на все
темы
Занимательные задачи на все
темы
Занимательные задачи на все
темы

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Задачи повышенной сложности
Задачи повышенной сложности

1
1
1
16

Итоговая аттестация

1
1

Форма
организации
деятельности
групповая
групповая

Количество
часов

Форма
организации
деятельности

1
1
1

групповая
групповая
групповая

1
1

групповая
групповая

1

1

групповая

1

1

групповая

1

1

групповая

1

1

групповая

1
1
11

групповая
групповая

1

1

1

5

9

групповая

групповая

групповая

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Список дидактических материалов
•
•
•
•
•
•

Содержание инструктажа по правилам техники безопасности для обучающихся на учебном занятии, во время выездных
занятий, проведения массовых мероприятий и.т.п.;
Перечень основных понятий, изучаемых в ходе реализации программы обучения;
Оценочные материалы;
Диагностика личностного роста;
Мониторинговые материалы;
планы-конспекты некоторых занятий по разным темам;

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».