Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята
на
педагогического
от 31.08.2023 г.
Протокол № 1
заседании
совета
УТВЕРЖДАЮ :
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
Подписано
_________Т.А. Прохорова
Прохорова
цифровой подписью:
01.09.2023 г.
Татьяна
Прохорова Татьяна
Александровна Александровна
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«РИТМ»
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 14-18 лет
Дьяконова Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования,
Фурсова Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Людиново
2018
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная карта программы…………………………………..3
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.………………………………………...5
1.2. Цели и задачи программы….………………………………......9
1.3. Блок «Хореография, дефиле на основе хореографии»............12
1.4. Блок «Основы игры на барабане»….…………………….……15
1.5. Планируемые результаты………………………………….…..18
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно-тематический план………………............................21
2.2. Условия реализации программы………………………………...21
2.3. Формы аттестации…………………………………………….......21
2.4. Контрольно-оценочные материалы……………………………...22
2.5. Методическое обеспечение……………………………………….22
2.6. Календарный учебный график…………………………………...25
2.7. Список литературы……………………………………………......26
Приложения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
ФИО
1 автора
программы,
должность,
квалификационная
категория
Название
2
программы
Тип
3 программы
Направленность
4
программы
Где
5 утверждена
Срок
6 реализации
Среднее
7
количество часов
реализации в год
Уровень
8
реализации
Ориентация
9
на
категорию
учащихся
Дьяконова
Татьяна
Александровна,
Фурсова
Елена
Николаевна
педагоги
дополнительного
образования,
высшей
квалификационной категории
Ритм
Модифицированная
Социально-гуманитарная
Утверждено на педагогическом совете (протокол
№ 1 от 05.09.2018 г.), МКОУ ДО «Дом детского
творчества» г. Людиново
В 2020 году внесены изменения в содержательной
части блока «Основы игры на барабане»: тема
«Знакомство
с
традициями,
церемониями,
ритуалами, парадом и шествиями»; с 2021 года
программа стала 2-х годичной.
2 года
144 часа
основное общее образование, среднее (полное)
общее образование
выпускники и обучающиеся старших групп
ансамбля танца «Денс - класс», театра моды
«Экспрессия», вокальной группы «Акварель»,
имеющие
музыкальные и хореографические
навыки
Хореография, дефиле на основе хореографии.
Направление
1
деятельности
в Основы игры на барабане.
рамках реализации
программы:
Уровень
1
усвоения базовый
условий
для
формирования
у
Цель
1
программы и создание
обучающихся ключевых компетенций: ценностноосновное
смысловых,
учебно-познавательных,
содержание
социокультурных,
коммуникативных
через
включение их в учебную и практическую
деятельность
через
синкретизм
искусства
хореографии, дефиле, строевой подготовки и
музыки.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
Знакомство с традициями, ритуалами и
церемониями парадов и
маршей. Овладение
приемами игры на маршевом барабане, а так же
хореографическими и маршевыми умениями и
навыками.
Формирование
гражданско
патриотических качеств личности, социального
самоопределения.
Коммуникативные, информационные,
общекультурные, здоровьесберегающие,
социокультурные, учебно-познавательные,
ценностно - смысловые.
Дети 14-18 лет
1
Основные
компетенции,
формируемые у
детей.
1
Характеристика
детей, возраст
1
Способ
освоения Наглядный, практический, репродуктивный,
групповой, в парах.
содержания
образования
1
Место
реализации МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г. Людиново
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так
учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине
В.А. Сухомлинский
Данная программа является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей социально-гуманитарной направленности, очной формы
обучения, сроком реализации 2 года, для детей 14-18 лет, базовым уровнем
освоения, составлена в соответствии с требованиями Федерального закона об
образовании и на основании методических рекомендаций.
Формирование духовного мира, гражданско-патриотического воспитания
детей в современном мире стало необходимостью. Особенностью современного
этапа развития российского социума является значительный рост интереса к
проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой
общественности. Стало очевидным, что решение ряда проблем в стране во
многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у
подрастающего
поколения,
потребности
в
духовно-нравственном
совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего
народа и народов России.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается
в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры,
формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурноисторическому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою
страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной
символике, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны,
формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина
Российской Федерации. «Современный национальный воспитательный идеал»
— это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации».
Современное общественное развитие России остро поставило задачу
духовного возрождения нации. Программа гражданско-патриотического
воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в
современной молодежной политике. Это означает, что, нам, исключительно
важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важнейшие
социальные роли: гражданина и патриота. Гордость за свою Родину, понимание
неповторимости и богатства культурных традиций своей страны играет особую
роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство
собственного достоинства и уверенности в себе и в своем будущем без
уважения к истории своего Отечества, к государственным символам и
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
ритуалам. Организация досуга, развитие познавательного интереса,
патриотических чувств молодых людей становятся первоочередными задачами
воспитания подрастающего поколения. В современной системе образования
решение вопросов, связанных с изучением и освоением основ национальной
культуры и традиций, особенно актуально, так как поможет воспитать
патриотов, восстановить складывавшуюся веками систему духовных
ценностей, существенно повлиять на формирование личности ребенка и его
социальную адаптацию.
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа
«Ритм» направлена на поэтапное освоение обучающимися культурноисторического наследия нашей Родины, знакомство с традициями, ритуалами,
церемониями парадов и шествий. Овладение приемами игры на маршевом
барабане, хореографическими и маршевыми умениями и навыками. Воспитание
гражданско – патриотических, духовно–нравственных качеств личности,
социально – значимое самоопределение.
Отличительную особенность определяет основной концептуальный
замысел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Ритм», позволяющий развить у подростков способность к выбору
нравственной позиции, к социально - ориентированной деятельности,
самореализации к жизненному самоопределению.
Образовательный процесс предусматривает сотрудничество с разными
социальными партнерами: учреждениями культуры, спорта, молодёжной
политики. Участие обучающихся ритм - студии «Эполет» в муниципальных и
межмуниципальных патриотический проектах окажут положительное
организующие влияние на подростков. Они подчеркивают конкретную роль
церемониального отряда в торжественных мероприятиях г. Людинова.
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа
«Ритм» составлена с учетом нормативных требований к программам
дополнительного образования, является модифицированной, имеет социальногуманитарную направленность, в ней используется приемы игры на ударных
инструментах, из раздела «Ударные инструменты» типовой программы Л.М.
Гурулёва «Методика игры на ударных инструментах» Москва 2009г, а также
собственный опыт педагогов Дома детского творчества.
Программа составлена в соответствии с государственными требованиями
к образовательным программам системы дополнительного образования детей
на основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
«Методические
рекомендации
по
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. 8. Устав муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества».
9. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающихпрограмм.
10. Положение о порядке выдачи свидетельства о дополнительном
образовании.
Актуальность данной программы:
Социальный заказ администрации МР «Город Людиново и Людиновский
район», интерес детей к этому виду деятельности, возможности для занятий,
предоставленные домом детского творчества все это обусловило
необходимость
создания
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Ритм».
На сегодняшний день необычайно популярен элемент церемониального
действа – шествие барабанщиков. Им открываются все военные парады,
шествия, концертные программы с патриотической направленностью,
чеканный шаг задает общий ритм маршу.
Часто на церемониях и праздниках можно увидеть прекрасное зрелище –
выступление барабанщиц. Яркие костюмы, четкий ритм, синхронные движения
особенной торжественностью наполняют праздник.
Новизна программы состоит в том, что обучающиеся не только учатся
технике игры на маршевом барабане, но и овладевают приемами строевой
подготовки, элементами дефиле, знакомятся с культурно-историческим
наследием нашей Родины, традициями, ритуалами и церемониями парадов и
шествий.
Занятия состоят из взаимосвязанных этапов освоения учебного
материала, с применением проектного метода. Воспитательная доминанта
программы - сформированность нравственной и гражданской ответственности,
которая основывается на гуманистических принципах, готовность
воспитанников
к
саморазвитию,
развитию
и
нравственному
самосовершенствованию.
Обучение по программе «Ритм» предполагает наличие музыкальных и
хореографических навыков, поэтому при наборе предпочтение отдается
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
выпускникам ансамбля танца «Денс-класс», театра моды «Экспрессия»,
вокальной студии «Акварель» и др.
Отличительная особенность программы - интегрированный подход к
процессу обучения: освоение навыков строевой подготовки с элементами
хореографии и дефиле, развитие слуховых ритмических навыков. Проектная
деятельность развивает мотивацию к познанию и творчеству, приобщает детей
к общечеловеческим ценностям, создает условия для социального, культурного
и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности
ребенка. Так же развивает эмоциональную сферу ребенка, формирует культуру
движения и самовыражения, что способствует также успешной адаптации в
социуме.
При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и
инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Особенности возрастной группы.
Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Ритм» рассчитано на детей в возрасте 14-18 лет. Состав группы
постоянный.
Уровень освоения программы – базовый.
Объем программы: 144 часа.
Срок освоения: 2 года
Режим занятий: один раз в неделю по 2 часа. Продолжительность одного
занятия – 40 мин.
Форма обучения: очная, очная с применением дистанционных
образовательных технологий.
Форма занятий – групповая.
Блок «Хореография, дефиле на основе хореографии» занятия
проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Блок «Основы игры на барабане» занятия проводятся 1 раз в неделю по
1 часу.
Условия реализации программы: Прием осуществляется по заявлению
родителей с учетом физических возможностей детей, при наличии
медицинской справки о допуске к занятиям.
Количество обучающихся в группе:
для первого года обучения – 15 человек, для второго года 10-12 человек.
Год
Продолжительность Периодичность Кол-во Кол- Количественный
обучения занятий
в неделю
часов в во
состав
неделю часов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
1
2 часа
1 раз
2 часа
2
2 часа
1 раз
2 часа
в год
72
15 человек
часа
72
10-12 человек
часа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
1.2. Цели и задачи.
Цель программы – создание условий для формирования у обучающихся
ключевых компетенций, ценностно-смысловых, учебно-познавательных,
социокультурных, коммуникативных через включение их в учебную и
практическую деятельность через синкретизм искусства хореографии, дефиле,
строевой подготовки и музыки.
Основные задачи программы:
Образовательные:
Обучить основам техники игры на барабане;
Обучить основам строевой подготовки:
Привить навыки игры на сцене перед публикой, на шествиях;
Развивающие:
Развивать гражданственность и национальное самосознание
учащихся;
Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на
музыку;
Развивать
координацию
движений,
ориентацию
в
пространстве, чувство коллективизма;
Способствовать развитию творческих способностей личности
в процессе обучения игре на малом барабане и демонстрации дефиле.
Воспитывающие:
Воспитывать
осознанное
отношение
к Отечеству,
его прошлому,
настоящему
и будущему
на основе
исторических ценностей
Воспитывать у обучающихся чувства гордости за героическое
прошлое своей Родины;
Воспитывать чувство долга, формировать у подростков
активную жизненную позицию;
Способствовать
эстетическому,
духовному
развитию
личности;
Способствовать развитию творческих способностей личности
в процессе обучения игре на малом барабане и демонстрации дефиле.
Предоставить возможность детям проявить активность,
самостоятельность, инициативу, увидеть результаты своего труда;
Привить художественный вкус.
Задачи в области:
коммуникативных компетенций:
Овладеть способами взаимодействия с окружающими,
Научить участвовать в коллективном обсуждении,
Быть готовым к совместной деятельности в группе,
Уметь искать и находить компромиссы,
Овладеть приемами действий в ситуациях общения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
Учебно – познавательных компетенций:
Овладеть мотивацией и познавательным интересом к игре на
малом барабане и демонстрации дефиле,
Научиться использовать знания на практике,
Научиться работать в заданном режиме,
Научиться самостоятельно подбирать ритмические рисунки и
применять на практике,
Овладеть креативными навыками,
Овладеть приемами учебно – познавательных проблем.
Социокультурных компетенций:
Приобщить к культурным ценностям,
Научить быть патриотом своей страны,
Овладеть способностью принимать ответственность,
Овладеть знанием национально – культурных особенностей
своей страны.
Ценностно – смысловых компетенций:
Научить умению ставить цели,
Научить определять пути их достижения,
Научить принимать решения,
самоопределению обучающегося в ситуациях учебной или
иной деятельности.
Информационных компетенций:
Привить
навыки
самостоятельного
поиска
знаний,
необходимой информации для составления ритмических конфигураций
для барабана,
музыкальных и танцевальных этюдов,
композиций, дефиле,
парадных шествий,
Научить умению формулировать вопрос,
ставить проблему.
Компетенции личностного совершенствования:
Овладеть навыками самоконтроля и самоанализа,
Овладеть
навыками
активной
жизненной
позиции,
направленной на саморазвитие и самореализацию,
Овладеть
необходимыми
современному
человеку
личностными
качествами:
порядочности,
ответственности,
работоспособности, коммуникабельности, забота о сохранении своего
здоровья.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
1.3 Блок «Хореография, дефиле на основе хореографии»
Цель: создание условий для освоения обучающимися основ строевой
подготовки с использованием элементов хореографии и дефиле.
Задачи:
Образовательные:
обучать элементам классического танца;
обучать элементарным основам строевой подготовки;
Развивающие:
развивать умение передавать характер музыки танцевальными
средствами;
Воспитывающие:
воспитывать
организованность,
трудолюбие,
добросовестное
отношение к делу.
1 год обучения
Учебный план
№
Раздел
КолВ том числе
Формы
во
теоретиче практиче аттестации,
часов ских
контроля
ских
1 Введение
2 Элементы
классического
танца
3 Элементы строевой
подготовки
4 Постановочная
работа
1
11
1
3
8
Конкурсы,
фестивали,
11
2
9
12
1
11
5 Итоговая
аттестация
Итого
Всего 36
1
выступления на
концертах,
Участие в
праздничных
шествиях
Праздничная
композиция
36
1
7
29
Содержание программы
1. Элементы классического танца:
Теория:
положения и направления частей тела в процессе движения (ног, рук,
корпуса, головы)
положения и движения ног (опорная нога, свободная нога)
напряжение и расслабление мышц отдельных частей тела
возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве
– 1-8 точки.
Практика:
позиции ног -1,2,3,5.
позиции рук – подготовительная, 1, 2, 3.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
простые координации – одновременные и однонаправленные движения
рук, поочередные движения ног, одновременные и однонаправленные
движения рук и ног.
движения танцующих «по линии танца» - по кругу против часовой стрелки,
«против линии танца» - по часовой стрелке
повтор выполнения движений на каждом занятии помогает правильно
держать голову и корпус, свободно и красиво координировать движения
рук, дает возможность в дальнейшем исполнять танец легко и красиво.
2. Элементы строевой подготовки:
Теория:
основные команды строевой подготовки
выполнение поворотов на месте и в движении, тренировка правильной
строевой стойки.
виды шагов
ключи в повороте на 180, 360;
Практика:
колонна по одному, по два, по четыре
шеренга, колонна
цепочка, змейка
шахматное построение колонны
3. Постановочная работа.
Теория:
переход из одного построения в другое
круг, полукруг
круг, два круга
Практика:
Танцевальная композиция, построенная на элементах строевой и
хореографической подготовки.
№
Раздел
1 Введение
2 Элементы
классического
танца
3 Элементы строевой
подготовки
4 Постановочная
работа
2 год обучения
Учебный план
КолВ том числе
во
теоретиче практиче
часов ских
ских
Формы
аттестации,
контроля
1
9
1
2
7
Конкурсы,
фестивали,
9
1
8
16
5
11
выступления на
концертах,
Участие в
праздничных
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
5 Итоговая
аттестация
Итого
Всего 36
1
36
1
9
шествиях
Праздничная
композиция
27
Содержание программы
Элементы классического танца:
Теория:
положения и направления частей тела в процессе движения (ног, рук,
корпуса, головы)
изучение основных способов деления пространства сцены, открытого
пространства
положение анфас, малые и большие позы: круазе, эфасе, экарте вперед и
назад
возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве
– 1-8 точки
Практика:
движения танцующих «по линии танца» - по кругу против часовой стрелки,
«против линии танца» - по часовой стрелке
деми и гранд плие, батман тандю, батман тандю жете на середине зала.
пор де бра 1, 2, 3.
повтор выполнения движений на каждом занятии помогает правильно
держать голову и корпус, свободно и красиво координировать движения
рук, дает возможность в дальнейшем исполнять танцевальную
композицию легко и красиво.
1. Элементы строевой подготовки
Теория:
выполнение поворотов по танцевальным точкам на месте и в движении
выполнение строевых приемов с барабанами на месте и в движении.
Практика:
демонстрация строевой походки
пластические этюды на изображение походки;
2. Постановочная работа.
Теория:
постановка танцевальной композиции
Практика:
репетиционная работа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
1.4. Блок «Основы игры на барабане»
Цель: создание условий для освоения обучающимися основ игры на
маршевом барабане, с последующим применением этих навыков в
праздничных шествиях и при исполнении хореографических композиций.
Задачи:
Образовательные:
дать определенный объем знаний о государственных церемониях,
ритуалах, символах, традициях;
Развивающие:
развитие музыкальных данных (слух, память, ритм);
применение теоретических знаний на практике;
Воспитывающие:
воспитание музыкального восприятия;
воспитание
нравственных
качеств
личности
средствами
музыкальной
1 год обучения
Учебный план
№
Раздел
КолВ том числе
Формы
во
теоретиче практиче аттестации,
часов ских
контроля
ских
1 Введение
1
2 Знакомство
с 2
традициями,
церемониями,
ритуалами,
парадом
и
шествиями
3 Основы игры на 22
маршевом барабане
4 Основы ритмики
10
5 Итоговая
аттестация
1
6 Участие в проектах
патриотической
1
1
1
Опрос
Конкурсы,
фестивали,
выступления на
концертах,
участие в
праздничных
шествиях
4
6
Ритмические
диктанты,
слуховые
упражнения
1 Праздничное
шествие в День
Победы
Вне сетки часов
4
18
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
направленности
Итого
Всего 36
36
10
26
Содержание программы
Знакомство с традициями, церемониями, ритуалами, парадом и
шествиями
Теория: рассматриваются примеры церемоний и ритуалов
Практика: изучение основных приемов команды и правила.
2. Основы игры на барабане.
Теория:
устройство малого барабана, уход за инструментом;
знакомство с основными деталями малого барабана, подготовка
инструмента к игре,
уборка инструмента на хранение
правила безопасного поведения во время выполнения строевых приемов и
движения с барабанами.
Практика:
работа с барабанными палочками, постановка рук;
упражнения для развития музыкально-ритмического слуха
техника игры на барабане (ритмические упражнения)
виды ударов, громкость игры, положение палочек в руках
строевые приемы и движение с барабанами
выполнение строевых приемов с барабанами на месте и в движении.
игра на барабане, стоя на месте и в сочетании с движениями
2. Основы ритмики.
Теория:
темп: «быстро», «медленно», «умеренно»
музыкальные размеры: 2/4, 4/4, 3/4
сильная и слабые доли в музыке
такт, затакт
Практика:
система упражнений, направленная на развитие чувства ритма и музыкального
слуха
упражнения на построение ритмических рисунков в разных темпах.
№
1
2
Раздел
Введение
Знакомство
2 год обучения
Учебный план
КолВ том числе
во
теория практи
часов
ка
1
с 2
1
2
-
Формы аттестации,
контроля
Опрос
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
3
традициями,
церемониями,
ритуалами, парадом и
шествиями
Игра на маршевом 26
барабане
4
Основы ритмики
6
5
Итоговая аттестация
1
Конкуры, фестивали,
выступления
на
концертах, участие в
праздничных
шествиях
4 Ритмические
диктанты,
слуховые
упражнения
1 Праздничное шествие
в День Победы
Вне сетки часов
5 21
2
Участие в проектах
патриотической
направленности
Итого
36
10
26
Всего 36
Содержание программы
Знакомство с традициями, церемониями, ритуалами, парадом и
шествиями
Теория: история исполнительства на ударных инструментах. Основные этапы
развития и эволюции оркестровой музыки.
2. Игра на барабане.
Теория:
повторение пройденного материала;
новые приемы игры на барабане, последовательность различных
аппликатур;
специфические приемы звукоизвлечения на малом барабане
базовые упражнения на координацию.
Практика:
повторение пройденного материала;
игра упражнений, этюдов с целью повышения мастерства
разучивание ансамблевых партий
упражнения на закрепление специфики игры в движении и синхронное
исполнение трюков.
специфика коллективной игры в движении, синхронное исполнение
трюков.
2. Основы ритмики.
Теория:
элементарная теория музыки
6
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
упражнение «сложные двойки» с ускорением и замедлением, простейшие
виды исполнения дроби (дробь восьмая нота – удар, дробь четвёртая нота
– удар);
триоли восьмыми и шестнадцатыми нотами в размерах 2/4, ¾, 4/4; лёгкие
примеры сочетаний триолей с дуолями;
форшлаг из одной и двух нот; акценты; нюансы; «piano», «forte»
Практика:
ансамблевое музицирование.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
1.5. Планируемые результаты:
«Хореография, дефиле на основе хореографии»
Знать:
основные команды строевой подготовки;
основные упражнения для устойчивости корпуса, развития ритмичности и
пластичности;
основные правила движения с малым барабаном, правила сценического
поведения и безопасности во время занятий и выступлений;
построения и перестроения, рисунки дефиле;
порядок выполнения строевых действий на месте и в движении;
команды и правила выполнения строевых команд
Уметь:
передвигаться с барабаном, играть в движении;
выполнять сигналы тамбурмажора;
четко, без ошибок исполнять композиции;
выполнять базовые ритмические конфигурации;
выполнять действия по командам строевой подготовки;
правильно выполнять комплекс хореографических упражнений и
необходимых в дефиле движений и элементов танца
«Основы игры на барабане»
Знать:
правила церемониальных действий, шествий;
государственную символику своей страны;
устройство малого барабана и правила ухода за инструментом,
основные музыкальные понятия: такт, сильная и слабая доли, простые и
сложные ритмические комбинации, такт, затакт;
основные приемы игры на малом барабане
Уметь:
выполнять ритмические упражнения на малом барабане, стоя и в
движении;
исполнять ритмические конфигурации на малом барабане: (с пружиной,
без пружины);
владеть техникой игры на малом барабане и репертуаром ансамбля.
Полученные знания, умения, навыки, учащиеся демонстрируют на
итоговых занятиях, проводимых в конце каждого полугодия, в ходе
концертных выступлений и участвуя в районных и межмуниципальных
проектах.
Программа освоена на высоком уровне, если учащийся полностью усвоил
базовые темы, активно посещал занятия и участвовал во всех концертных
выступлениях.
Программа освоена на среднем уровне, если учащийся полностью усвоил
материал, но допускал незначительные ошибки при выполнении учебных
заданий и недостаточно часто выступал.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
Программа освоена на низком уровне, если учащийся пропускал занятия,
программный материал усвоил не полностью, допускал существенные ошибки
при выполнении заданий, не участвовал в концертных выступлениях.
Планируемым
результатом
реализации
дополнительной
общеобразовательной общеразивающей программы «Ритм» является
формирование у обучающихся в области:
коммуникативных компетенций:
владеть способами взаимодействия с окружающими,
участвовать в коллективном обсуждении,
готовность к совместной деятельности в группе,
умение искать и находить компромиссы,
владеть приемами действий в ситуациях общения.
Учебно – познавательных компетенций:
мотивация и познавательный интерес к игре на малом барабане и
демонстрации дефиле,
способность использовать знания на практике,
умение работать в заданном режиме,
самостоятельно подбирать ритмические рисунки и применять на
практике,
владеть креативными навыками,
владеть приемами учебно – познавательных проблем.
Социокультурных компетенций:
приобщение к культурным ценностям,
быть патриотом своей страны,
способность принимать ответственность,
знание национально – культурных особенностей своей страны.
Ценностно – смысловых компетенций:
умение ставить цели,
определять пути их достижения,
принимать решения,
самоопределение обучающегося в ситуациях учебной или иной
деятельности.
Информационных компетенций:
навыки самостоятельно поиска знаний, необходимой информации для
составления ритмических конфигураций для барабана,
музыкальных и танцевальных этюдов,
композиций, дефиле,
парадных шествий,
умение формулировать вопрос,
ставить проблему.
Компетенции личностного совершенствования:
владение навыками самоконтроля и самоанализа,
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
наличие навыков активной жизненной позиции, направленной на
саморазвитие и самореализацию,
наличие необходимых современному человеку личностных качеств:
порядочности,
ответственности,
работоспособности,
коммуникабельности, забота о сохранении своего здоровья.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1.Календарный учебный график (обновляется ежегодно и вынесен в
«Рабочую программу»)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база.
Наличие:
Большой зал для занятий (желательно с зеркалами)
Площадка для строевых занятий на открытом воздухе
Ноутбук (компьютер)
Телевизор
Музыкальная аппаратура
Инструменты и материалы для обучающихся.
Барабаны
Барабанные палочки
Сценические костюмы.
Танцевальная обувь (сапоги)
Костюмы для занятий
Жезл тамбурмажора
Наглядное обеспечение
1.Альбомы
2.Слайд-фильм
3.Учебные фильмы
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и
дополнительную литературу, разработки отдельных методических аспектов
необходимых для проведения занятий
1. Видеоматериалы и DVD записи отрядов барабанщиц, своих выступлений
2. Музыкально-ритмические игры
3. Ритмические этюды
2.3. Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации блоков дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
«Хореография, дефиле на основе хореографии» и «Основы игры на
барабане»
выступления на концертах, праздничных шествиях;
участие в конкурсах, фестивалях.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
Итоговая
аттестация
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Ритм» проходит по окончанию обучения на
праздничном шествии, посвященном «Дню Победы».
При подведении итогов оцениваются следующие параметры:
ЗУН
Мотивация к занятиям
Творческая активность обучающихся
Достижения обучающихся
Показатели эффективности реализации программы.
Активная жизненная позиция и активное участие обучающихся в
творческой жизни объединения и учреждения
Приобретение необходимых умений и навыков в области строевой
подготовки с сочетанием умения играть на барабане, подведение итогов
Владение способами самостоятельного приобретения необходимых
знаний из различных источников информации, включая интернетресурсы
Высокий уровень мотивации обучающихся к участию в церемониальных
шествиях и выступлениях на концертных площадках
Умение применить приобретенные компетентности в обучении в ССУЗ и
ВУЗах
2.4. Контрольно-оценочные материалы
Степень достижения результатов оценивается по трем уровням:
Низкий уровень – обучающийся выполняет задания в группе, под
руководством педагога, без желания участвует в выступления коллектива,
самостоятельно не может применить умения и навыки
Средний уровень – обучающийся выполняет задание при консультативной
помощи педагога, охотно участвует в выступлениях коллектива
Высокий уровень – обучающийся выполняет задания самостоятельно, сам
проявляет творчество и инициативу, активно принимает участие в
творческой жизни коллектива.
2.5.
Методическое
обеспечение
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Ритм».
«Хореография, дефиле на основе хореографии»
Форма занятий: учебное занятие, конкурсные и концертные
программы, занятия с использованием видеоматериала выступлений
коллективов, элементов ИКТ.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
практический,
проектный,
наглядный,
словесный,
наблюдения,
стимулирования. Процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению);
этап углубленного разучивания упражнения;
этап закрепления и совершенствования упражнения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного
представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает,
объясняет и демонстрирует упражнения, движения, а дети пытаются
воссоздать увиденное, опробывают упражнение. Объяснение техники
исполнения дополняет ту информацию, которую обучающийся получил при
просмотре.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется
уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения.
Этап закрепления и совершенствования упражнения характеризуется
образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего
порядка.
Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа. На этом
этапе не только закрепляется двигательный навык у детей, но и создаются
условия для формирования движений более высокого уровня, выполнение
которых можно использовать в комбинации с другими упражнениями.
При построении занятий необходимо учитывать последовательность
этапов: организационный, основной, итоговый.
По окончании обучения детям выдается свидетельство о
дополнительном образовании.
«Основы игры на барабане»
Формы проведения занятия: круговая тренировка, репетиционно –
постановочное занятие.
Приемы и методы организации учебного процесса: практический,
словесные, наглядные, игровой.
№ Название
Форма
Методы
и Дидактичес Информацио
базовых
проведения
приемы,
кие
нная
разделов
занятий
технологии
материалы, оснащенност
ь
Раздел
Традиционно Наглядный,
Схемы,
Ноутбук(ком
1 Хореографи е
практический,
дидактичес пьютер),
я дефиле
занятие,
репродуктивны кие
телевизор
практическо й,
карточки,
Флеше занятие,
групповой.
видеоматер накопители.
зачет,
иалы
соревновани
е,
турнир,
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
2
Раздел
Строевая
подготовка
Практическо
е
занятие,
зачет,
соревновани
е,
турнир,
репетиция.
Наглядный,
практический,
репродуктивны
й,
групповой, в
парах.
Схемы,
дидактичес
кие
карточки
Ноутбук
(компьютер),
телевизор
Флешнакопители.
3
Раздел
Основы
игры на
барабане
Практическо
е
занятие,
репетиция,
зачет.
Репродуктивны
й,
наглядный.
Схемы,
дидактичес
кие
карточки,
видеоматер
иалы.
Ноутбук
(компьютер),
телевизор
Флешнакопители.
Схемы,
дидактичес
кие
карточки,
видеоматер
иалы
Ноутбук(ком
пьютер),
телевизор
Флешнакопители.
Схемы.
Ноутбук
(компьютер),
телевизор
Флешнакопители.
Схемы,
дидактичес
кие
карточки,
видеоматер
иалы.
Ноутбук
(компьютер),
телевизор
Флешнакопители.
1
2
3
2 год обучения
Раздел
Традиционно Наглядный,
Хореографи е
практический,
я дефиле
занятие,
репродуктивны
практическо й,
е занятие,
групповой.
зачет,
соревновани
е,
турнир.
Раздел
Практическо Наглядный,
Строевая
е
практический,
подготовка занятие,
репродуктивны
зачет,
й,
соревновани групповой, в
е,
парах.
турнир,
репетиция
Игра на
Практическо Репродуктивны
барабане
е
й,
занятие,
Наглядный,
репетиция,
групповой.
зачет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
Постановоч Практическо
ная работа е
занятие,
репетиция.
4
Наглядный,
практический,
репродуктивны
й,
групповой.
Схемы,
Ноутбук
видеоматер (компьютер),
иалы
телевизор
Флешнакопители.
3.6. Календарный учебный график.
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ.
1
1.09
31.05
36
36
72
2
2 год
2
1.09
31.05
36
36
72
2
02.0930.12
9.0131.05
02.0930.12
9.0131.05
декабрь
май
декабрь
май
Дата проведения итоговой
аттестации
Дата проведения
промежуточной аттестации
1 год
Даты начала и окончания
учебного периода
Учебные периоды
Кол-во часов по программе
Кол-во учебных недель
Кол-во учебных дней
Окончание занятий
Начало занятий
Группа
Год обучения
Календарный учебный график.
Рабочие программы обновляются ежегодно и вынесены в отдельный
документ.
2.6.1.Программа воспитания обновляется ежегодно и вынесена в
«Рабочую программу»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново
2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Ленинград:
Искусство, 1983
2.
Гурулев Л.М. «Методика игры на ударных инструментах»
Москва, 2009
3.
Зиневич В., Борин В. Курс игры на ударных инструментах (I, II
часть)
4.
Кайзант Г. Ритмические упражнения. Лейпциг. 1976.
5.
Крамме Е. Школа джазовой игры на ударных инструментах.
Лейпциг, 1981.
6.
Кузьмин Ю. Школа игры на ударных инструментах, I,II часть, М.,
1965.
7.
Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Редакция
В.Штеймана. М., «Музыка». 1987.
8.
Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ. М., «Военное
издательство». 1994.
9.
Осадчук В. Этюды для малого барабана. Ленинград, «Музыка»,
1989.
10. Роздрабудов А. Школа игры на ударных инструментах. Учебное
пособие – М.Издательство ИД Ката-ИСКО, 2010
11. Ротерс
Т.Т.
Музыкально-ритмическое
воспитание
и
художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989.
12. Руководство по применению тамбурмажора при управлении
ансамблем в строю. «Оркестровая служба МСО РФ», М., 1983.
13. Секрет танца. Составитель Васильева Г.К.– М.: ТОО «Динамит»,
ООО «Золотой век», 1997.
Литература для родителей и обучающихся:
1.
Андреев М. Основные вопросы начального обучения игре на
ударных инструментах //Основы начального обучения игре на ударных
инструментах военного оркестра. – М., 1972. – С.164-211.
2.
Егоров Т. Ритмические упражнения для малого барабана. М.,
«Просвещение», 1995.
3.
Екатерина Бурмистрова. Взрослеем с подростком. М.:Никея,
2017-224 с.
4.
Зиневич В. Курс игры на ударных инструментах. Ч 1. М., 1979
5.
Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы.
Пособие для учителей и родителей. – Л.: Феникс, 1963. – 64 с.
6.
Курпан Ю.И. Оставайся изящной! – М.: Советский спорт, 1991. –
64 с.
7.
Левейко И.Д. Лечебная физкультура при дефектах осанки,
сколиозах и плоскостопиях. – Л.: Здоровье, 1963. – 64 с.
8.
Мирская Н.Б. Нарушения осанки, типичные ситуации. – М.:
Чистые пруды, 2005. – 30 с.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритм»
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Людиново