В фокусе школа ученического самоуправления"

Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от 31.08.2023 г.
Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Т.А. Прохорова
01.09.2023 г.
Подписано

Прохорова
цифровой подписью:
Татьяна
Прохорова Татьяна
Александровна Александровна

КРАТКОСРОЧНАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«В ФОКУСЕ ШКОЛА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Срок реализации: 16 часов
Возраст детей: 13-14 лет

Крюкова Галина Юрьевна,
методист

г. Людиново
2023

0

1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

Содержание
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Учебный план
Содержание программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно - тематический план
Условия реализации программы
Формы аттестации
Контрольно-оценочные материалы
Методическое обеспечение
Календарный учебный график
Список литературы
Приложение 1

2

3
3
4
5
6
6
8
8
8
8
8
8
9
10

1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная
программа
является
краткосрочной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
социально-гуманитарной
направленности, очной формы обучения с применением дистанционных
образовательных технологий, сроком реализации 16 часов, для детей 13-14
лет стартового уровня освоения. Язык реализации программы-русский.
Программа направлена на обучение актива, выбранного в органы
ученического самоуправления в образовательных организациях. На
овладение лидерами необходимого уровня подготовленности к деятельности
в выборных органах самоуправления, развитие лидерских способностей.
Программа составлена в соответствии с требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей
на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
«Методические
рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей
до 2030 года».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
7. Устав МКОУ ДО «Дом детского творчества»;
8. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающихпрограмм.
9. Положение о порядке выдачи свидетельства о дополнительном
образовании.
Актуальность данной программы заключается в том, что одной из
приоритетных задач воспитания в современных социально-экономических
условиях является включение обучающихся общеобразовательных
организаций в социально значимую, полезную деятельность, в рамках
3

которой обучающиеся могут раскрыть свой потенциал и развивать
личностные качества.
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности
является одной из приоритетных целей национального проекта
«Образование», утвержденного Указом Президента Российской Федерации
от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 34)
ученическое самоуправление понимается как право, которым обладают
обучающиеся на учет их мнения в управлении той образовательной
организацией, где они обучаются. Необходимо оказывать поддержку
подрастающему поколению, чьи персональные убеждения направлены
прежде всего на активное участие в общественной жизни. Важен поиск
обучающихся, имеющих организаторские способности, осознающих себя
командными игроками, готовых разрабатывать и реализовывать социально
значимые дела на благо своей образовательной организации.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
занятия проводится очно и дистанционно на платформе «Сферум» в
каникулярное время, в сезонной школе для мотивированных обучающихся,
на базе МКОУ ДО «Дом детского творчества», что позволит освоить данную
программу обучающимся проживающим в сельской местности, в отдаленных
поселениях района.
При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и
инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие
речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Программа «В фокусе школа ученического самоуправления» –
модифицированная на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Вожатый.ru» автор Филимонова А.И. г.
Людиново.
Особенности возрастной группы: обучение рассчитано на детей 13-14 лет.
Уровень освоения программы – стартовый.
Объём программы- 16 часов.
Срок освоения программы – 6 дней.
Режим занятий: 5 дней в неделю по 3 часа и 1день в неделю 1 час.
Условия реализации программы: для реализации программы
формируется группа из 15 человек по заявлению родителей без
предварительного отбора.
4

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель программы: формирование стартовой базы знаний о самоуправлении
как демократическом способе организации жизнедеятельности школьного
сообщества на основе реализации прав ребенка.
Задачи
Обучающие:
 научить извлекать необходимую информацию о самоуправлении: из
социального опыта сверстников, из средств массовой информации, из
научной литературы;
 способствовать освоению норм и правил работы органов ученического
самоуправления в правовом поле общеобразовательного учреждения.
Воспитательные:
 формировать
у
старшеклассников
взаимодействия в команде.

навыки

эффективного

Развивающие:
 развить навыки системного анализа: разнообразных процессов в
жизнедеятельности школьного сообщества; своей деятельности как
лидера ученического самоуправления; отношений, складывающихся с
окружающими людьми;
 развить опыт согласованного взаимодействия, построения деловых
отношений и связей для организации деятельности в новых условиях и
нестандартных ситуациях.
Учебный план
№
Наименование раздела
Всего Теория Практи Формы
ка аттестации/
п/п
контроля
1. Комплектование групп.
1
1
1.3.

2.
3.

Образовательная сессия
«Формула успеха»
Образовательная сессия
«Ученическое самоуправление»

3

1

2

5

1

4

Практическо
е задание
Практическо
е задание
Практическо
е задание

4.

Образовательная сессия
«Развиваем
ученическое
самоуправление ВМЕСТЕ»

5

1

4

5.

Итоговый контроль.

2

-

2

5

Защита
проекта

16

Итого

4

12

1.4. Содержание программы

1. Комплектование групп.
Теория. Составление списков обучающихся.
2. Образовательная сессия «Формула успеха».
Теория: «Направления работы совета обучающихся».
Практика: Интенсив «Я – Лидер».
3. Образовательная сессия «Ученическое самоуправление»
Теория: «Ученическое самоуправление - механизм самоорганизации
коллектива школьников, позволяющий школьникам на практике реализовать
«право на участие в управлении образовательной организацией».
Практика: Интенсив «Лидер дня».
4. Образовательная сессия «Развиваем ученическое самоуправление
ВМЕСТЕ»
Теория: «Способы формирования совета обучающихся».
Практика: Интенсив «Школа мечты».
5. Итоговый контроль.
Практика: Итоговая аттестация проходит в форме защиты проекта.
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:
 научатся извлекать необходимую информацию о самоуправлении: из
социального опыта сверстников, из средств массовой информации, из
научной литературы;
 освоят нормы и правила работы органов ученического самоуправления
в правовом поле общеобразовательного учреждения.
Личностные:
 будут сформированы у старшеклассников навыки эффективного
взаимодействия в команде.
Метапредметные:
 будут развиты навыки системного анализа: разнообразных процессов в
жизнедеятельности школьного сообщества; своей деятельности как
лидера ученического самоуправления; отношений, складывающихся с
окружающими людьми;

6

 будет развит опыт согласованного взаимодействия, построения
деловых отношений и связей для организации деятельности в новых
условиях и нестандартных ситуациях.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план
вынесен в «Рабочую программу»
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует
соответствующая
материально-техническая база.
Наличие: кабинет, компьютер, медиапроектор.
Информационное обеспечение
персональный компьютер (ноутбук) для педагога и на каждого
обучающегося с техническими характеристиками не ниже:
Windows, Linux, macOS. Версия Windows не должна быть позднее, чем 7,
для Linux — Ubuntu/Debian, Fedora/RedHat, 32- или 64-разрядная, для
компьютеров Apple – от версии 10.9 и выше, выход в сеть Internet.
Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог
дополнительного образования с уровнем образования и квалификации,
соответствующей обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального
стандарта (описание трудовых функций, входящих в профессиональный
стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.
Формы аттестации
По завершение обучения по программе проводится итоговая аттестация,
которая отслеживает личностный рост ребёнка по следующим параметрам:
 усвоение знаний по базовым темам программы;
 овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
 формирование
коммуникативных
качеств,
трудолюбия
и
работоспособности;
 овладение нормами и правилами работы органов ученического
самоуправления в правовом поле общеобразовательного учреждения.
По окончании обучения выдается свидетельство о дополнительном
образовании.
Поскольку программа носит практическую направленность, ее
эффективность оценивается по практическим достижениям участников,
продемонстрированных ими в ходе подготовки и реализации программы «В
фокусе–МЫ».
2.4. Контрольно-оценочные материалы
На занятиях применяется тематический контроль. Уровень освоения
материала выявляется в беседах, в выполнении практических и творческих
7

заданий.
Результаты освоения программного материала определяются по трём
уровням: высокий, средний, низкий.
Пример:
Используется 10- бальная система оценки результатов
8-10 баллов – высокий уровень,
4 - 7 баллов – средний уровень,
1 - 3 балла – низкий уровень
Важными показателями успешности освоения программы являются:
развитие интереса обучающихся к общественной деятельности в органах
ученического самоуправления.
2.5. Методическое обеспечение
№

1

Название
базовых
разделов

Форма
проведения
занятий

Образовательная
Очное занятие
сессия «Формула
успеха»

2

Образовательная
сессия
«Ученическое
самоуправление»

3

Образовательная
сессия «Способы
формирования
совета
обучающихся»

Методы и
технологии

приемы,

упражнения, решение
проблемных ситуаций,
диалог,устное
изложение, беседа,
показ
видеоматериалов

Очное занятие

упражнения, решение
проблемных
ситуаций, диалог,
устное изложение,
беседа,
показ
видеоматериалов
Очное занятие упражнения, решение
проблемных
ситуаций, диалог,
устное изложение,
беседа,
показ
видеоматериалов
2.6. Календарный учебный график

8

Дидак
тич
еские
материа
лы
Видеопрезен
тации.

Инфор
мац
ионная
оснаще
нность
Ноутб
ук

Видео
презен
тации.

Ноутб
ук

Видео
презен
тации.

Ноутб
ук

Дата проведения
итоговой
аттестации
Дата проведения
промежуточной
аттестации

9

Даты начала и
окончания
учебного периода
Учебные
периоды
Кол-во
по
часов
программе
Кол-во учебных
недель
Кол-во учебных
дней
Окончание
занятий
Начало занятий
Группа
Курс

6
1
дне
й

06.11 11.11

6

3

16

1

06.1111.11

8
ноября

11
ноября

Индивидуальный учебный план.
В соответствии с локальными актами организации не предусматривает
обучение по индивидуальному учебному плану.

2.7Список литературы
Литература для педагога
1. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении/ В.И.Бочкарев - М.:
ВЛАДОС, 2001. - 192 с.
2. Гуданис В.Я. Ученическое самоуправление в школе: структура и
деятельность/В.Я. Гуданис//Классный руководитель. - 2009. - № 6.- С.917.
3. Изосимов Н. Ученическое самоуправление - как средство воспитания
общественно активности. Абакан, 1964.
4. Князева М.В. Работа классного руководителя с активом. Каковы
особенности и в чём трудности? /М.В. Князева//Классный руководитель,2013. -№ 6.- С.97-99.
5. Коротов В.М. Самоуправление школьников. - 3-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1981. - 208с.
6. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М.,1972, 336 с.
7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч., т. V.
8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие М.:
Педагогическое общество России, 2002. -- 480 с.
9. Новикова, Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И. Новикова
- М.: Просвещение, 1988-190 с.
10.Оськина
С.
Ученическое
самоуправление:
от
теории
к
практике/С.Оськина//Воспитание школьников. - 2009.-№ 5. - С. 3-6.
11.Подобед М.В. Развитие готовности учителей к организации
ученического
самоуправления.
Диссертация.
Челябинский
Государственный Университет, Челябинск-2007.
12.Приходько, Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления:
книга для учителя / Н.И. Приходько- М.: Просвещение, 1988-190 с.
13.Прутченков А.С. Организация и развитие ученического самоуправления
в общеобразовательном учреждении/ А.С. Прутченков. - М:2003. -328с.
14.Радомыльская Е. А. - Современные аспекты формирования ученического
самоуправления в детских объединениях через призму истории /
Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского 2011 № 24 с. 752-755
15.Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление/Д.В.Рогаткин. Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2003. - 92 с
16.Рожков
М.И.
Развитие
самоуправления
в
детских
коллективах/М.И.Рожков - М., «Владос», 2002 - 160 с.

10

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

I. Теоретические и практические ЗУН

Обучение

Направление
диагностики

Возрастны
е
характерис
тики
обучающих
ся
13-14 лет

Параметры диагностики

Методы
диагностики

 усвоение
знаний
по Наблюдение, опрос,
анализ творческих
базовым темам программы;
работ;
 овладение умениями и
навыками, предусмотренными
программой;
 формирование
коммуникативных
качеств,
трудолюбия
и
работоспособности.
 овладение нормами и
правилами работы органов
ученического самоуправления в
правовом
поле
общеобразовательного
учреждения.

11

Контрольные
мероприятия,
методики

Практическое задание по
темам «Формула успеха»,
«Ученическое
самоуправление».

II. Практическая
творческая деятельность
обучающихся

Обучающие Личностные достижения
ся всех
обучающихся в процессе
возрастов усвоения предметной
программы

13-14 лет

1. Самооценка (отношение к
себе)

I.Особенности
личностной сферы

Развитие

2. Творческие способности

1. Самоотношение личности

2. Творческие способности

12

Анализ продуктов
творческой
деятельности:
презентации работ,
участие в городских
и региональных
выставках,
конкурсах; метод
наблюдения; метод
экспертных оценок
Тестирование,
метод наблюдения

Выполнение практических
заданий: «Способы
формирования совета
обучающихся».
Защита проекта

методика «Солнечная
система» Методика
«Самооценка»
Тестирование,
Контрольный список
конкурсные и иные характеристик креативной
творческие
личности Тест
мероприятия, метод
креативности
экспертных оценок
«Использование
предмета», анкета для
педагогов
Тестирование,
Методика определения
проектные
самооценки (Т.В. Дембо,
методики
С.Я. Рубинштейн) «Оценка
самоотношения личности»
(по В.В. Столину), тест
«Дом, дерево, человек»,
«Несуществующее
животное»
Тестирование,
Тест вербальной
проектные
креативности, анкета для
методики
педагогов

I.Самоорг
анизация
свободног
о времени

13-14 лет

II.Профессиональное
самоопределение

Воспитание

13-14 лет

Потребность в продуктивном
проведении досуга

Профессионально важные
качества
Профессиональные интересы

Профессиональные намерения,
готовность к выбору профессии

13

Анкетирование

Анкета (адаптированная)
«Я и мое свободное время»
Анкета «Я и мое
свободное время»

Метод наблюдения,
метод экспертных
оценок
Тестирование

Анкета
«Профессиональные
качества»
Опросник «Я предпочту»,
«Дифференциальнодиагностический опросник
Е. А. Климова
Анкета «Моя будущая
профессия»,
«Дифференциальнодиагностический опросник
Е. А. Климова

Анкетирование

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».