Вожатый.ru

Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
от 31.08.2023 г.
Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Т.А. Прохорова
01.09.2023 г.
Подписано цифровой

Прохорова
подписью:
Татьяна
Прохорова Татьяна
Александровна
Александровна
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВОЖАТЫЙ.RU»

Срок реализации:1 год
Возраст детей: 13-14 лет

Крюкова Галина Юрьевна,
педагог дополнительного образования

г. Людиново
2021

1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная
программа
является
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей социально-гуманитарной направленности, очной формы
обучения, сроком реализации на 1 год, для детей 13-14 лет базового уровня освоения.
Программа позволяет дать основные представления обучающихся о
деятельности вожатых детских оздоровительных лагерей.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным
программам системы дополнительного образования детей на основе следующих
нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года
№ 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
8. Устав муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества». (указываете устав вашего
учреждения)
9. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающихпрограмм.
Актуальность данной программы заключается в том, что старшеклассники во
время каникул привлекаются для работы вожатыми летних оздоровительных
лагерей с дневным пребыванием детей. Анализ такой практики показывает, что
уровень подготовки старшеклассников не всегда оказывается достаточным и
соответствует должностным требованиям. Поэтому есть необходимость создания
постоянно действующей школы вожатого. Решение такой приоритетной задачи
предполагает формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков работы
с разновозрастным детским коллективом в условиях оздоровительного лагеря.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что занятия
проводятся на базе МКОУ ДО «Дом детского творчества», что позволяет участникам
приобщиться к разнообразным видам и формам организации вне учебной
деятельности. Обучение по программе предусматривает не столько пассивное

посещение мероприятий различного уровня, но и активное участие в них. Таким
образом, данную программу отличает приобретаемый участниками социальный
опыт.
Программа «Вожатый.ru» –модифицированная
Особенности возрастной группы: обучение рассчитано на детей 13-14 лет
Уровень освоения программы – базовый
Объём программы- 144 часа
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа
Условия реализации программы: для реализации программы формируется
группа из 15-20 человек по заявлению родителей без предварительного отбора.
1.2. Цель и задачи
Цель программы:
формирование у обучающихся навыков эффективного бесконфликтного
общения, планирования и целеполагания.
Задачи:
Обучающие:
 Научить необходимым знаниям, умениям и навыкам, для работы вожатым
детского оздоровительного лагеря.
 ознакомить с нормативно-правовыми основами работы вожатого,
локальными актами в сфере организации отдыха детей и их оздоровления;
 способствовать формированию профессиональных компетенций и
мотивации к профессиональной деятельности;
Воспитательные:
 привить интерес к работе вожатыми летних оздоровительных лагерей с
дневным пребыванием детей
 создать условия
для воспитания грамотных участников детской
оздоровительной кампании.
 создать условия для приобретения специальных знаний теории и методики
воспитательной работы, современных технологий работы с детьми
Развивающие:
 развить организаторские способности, коммуникативные умения и навыки
межличностного и делового общения.
 развить навыки поисково-исследовательской деятельности подростков.

1.3. Учебный план
№
п/п

Тема

Всего
часов
1

1.

Введение в программу

2.

Законодательные
основы
деятельности
4
детских оздоровительных лагерей.

Теор
ия
1

Прак
тика
-

2

2

Формы
контроля
беседа
беседа

тест
3.

4.

5.

6.

7.
8.

Должностные
инструкции
воспитателей
(права,
ответственность)

вожатых
и
обязанности, 4

Медицинское и
санитарно-гигиеническое
обеспечение
функционирования
оздоровительных
учреждений.
Оказание 6
первой медицинской помощи в различных
ситуациях
Особенности работы с детьми различных
возрастных категорий (младший, средний,
старший
возраст)
в
условиях
ДОЛ.
23
Особенности работы с детьми, имеющими
отклонения в развитии (физические и
психические)
Коллектив. Стадии развития коллектива.
Педагогика временных детских коллективов
11
Особенности работы с разновозрастным
коллективом

2

2

тест
3

3

тест
10

13

тест
4

7

Психология малых групп

11

2

9

Конфликтология

11

2

9

тест
тест
тест

9.
10.

Психологическая
стрессоустойчивость. 11
Поведение в экстремальных ситуациях
Программирование летней лагерной смены.

9

1

10

4

5

тест

Планирование деятельности.
тест
11. Логика
смены.
Основные
периоды. 6
Особенности работы в нестандартные дни

2

4
тест

12. Особенности
организации
общелагерных 9
(дружинных) и отрядных мероприятий

1

8
беседа

13. Организация
(КТД).
14.
15.
16.

1.4.
1.

коллективно-творческих

дел 15

2

10

Игровые технологии

12

4

9

Традиции летнего лагеря

6

4

2

Итоговая аттестация

6

-

6

Итого

144

45

99

беседа
тест
тест

Содержание программы
Введение в программу
2. Законодательные основы деятельности детских оздоровительных лагерей.
3.Должностные инструкции вожатых (права, обязанности, ответственность).
Теория:Конституция РФ. Конвенция ООН о правах ребенка. Трудовой кодекс РФ.
Положение о детском оздоровительном лагере. Порядок и условия привлечения
педагогических и других работников для работы воздоровительных лагерях
и оплаты их труда.
Особенности
заключения
срочных
трудовых
договоров.
Тарифноквалификационные
характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования
РФ.
Практика:
Составление образца «Правила внутреннего трудового распорядка детского
оздоровительного лагеря»
Права и обязанности вожатого и воспитателя. Ответственность.
4. Медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение функционирования
оздоровительных учреждений. Оказание первой медицинской помощи в
различных ситуациях.
Теория: рекомендации по профилактике детского травматизма и предупреждению
несчастных случаев с детьми в оздоровительных лагерях. Техника пожарной
безопасности. ТБ при выходе за территорию лагеря (туристические походы,

экскурсии).
ТБ
при
проведении
купания,
при проведении массовых
мероприятий, спортивных игр. Санитарно-гигиенические нормы.
Практика:
Оказание первой медицинской помощи:
- при ожогах
- при тепловых ударах
- при травмах
- при попадании воды в легкие
- при угаре
- при электрическом ударе
- при астматическом и эпилептическом приступах
5. Особенности работы с детьми различных возрастных категорий (младший,
средний, старший возраст) в условиях ДОЛ. Особенности работы с детьми,
имеющими отклонения в развитии (физические и психические).
Теория:
Младшее школьное детство (7-11 лет)
Общая характеристика. Психолого-педагогические доминанты развития.
Педагогическая запущенность, ее виды. Формирование первоначальных детских
убеждений. Создание ситуаций успеха. Принцип сотрудничества в работе с
младшими школьниками. Особенности работы с детьми младшего возраста в
условиях автономии от их привычного окружения, когда нет рядом родных и
близких.
Подростковое детство (11-15 лет)
Общая характеристика. Психолого-педагогические доминанты развития.
Акселерация. Потребности подростков. Способы консуммации. Создание ситуаций
успеха. Суицидальное поведение подростков, его причины. Предупреждение
вредных привычек: курение, алкоголизм, наркомания. Работа с детьми в условиях
автономии от привычного окружения. Использование принципов партнерства и
сотрудничества.
Старшее детство (15-18 лет)
Общая характеристика. Психолого-педагогические доминанты развития.
Стремление личности к автономизации. Профориентация. Стремление к
самоактуализации у старшеклассников.
Практика:
Составление характеристики детей с отклонениями в физическом и умственном
развитии. Особенности работы с детьми:
- с нарушением слуха;
- с нарушением зрения;
- с нарушением интеллекта;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушением деятельности опорно-двигательного аппарата.
6. Коллектив. Стадии развития коллектива.

Теория:
педагогика временных детских коллективов Особенности работы с
разновозрастным коллективом. Понятие коллектива.
Практика:
разработка стадий развития коллектива (по А.Н.Лутошкину): «Песчаная россыпь»
«Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Технология
создания коллектива с учетом возрастных особенностей детей. Особенности работы
с однополым детским коллективом. Особенности работы с разновозрастным
коллективом.
7. Психология малых групп.
Теория:
Игры и тренинги на знакомство, на сплочение коллектива. Структура группы (игры
и тренинги на выявление лидеров, на создание команды). Особенности работы с
лидерами и низкостатусными членами группы.
Практика:
Составление методической копилки : «Игры и тренинги на знакомство, на
сплочение коллектива»
8. Конфликтология.
Теория:
Кризисы в развитии коллектива. Конфликты в группе и их разрешение.
Практика: методическая копилка
«Активизация деятельности
Группы»
Типы основных конфликтов в ДОЛ:
- вожатый-администрация
- вожатый-родитель
- вожатый-вожатый
- вожатый-ребенок
- ребенок-ребенок
9. Психологическая стрессоустойчивость.
Теория: поведение в экстремальных ситуациях.
Понятие стресса. Причины стресса в ДОЛ. Виды стрессовых ситуаций в ДОЛ.
Практика:
методическая копилка: «Эффективные способы выхода из стрессовых состояний»
Повышение уровня стрессоустойчивости. Правила поведения в экстремальных
ситуациях.
10. Программирование летней лагерной смены. Планирование деятельности.
Теория:
методика разработки программы летней лагерной смены. Методика планирования
работы. Виды планов. Перспективный план. Отрядное планирование.
Практика: методическая копилка: «Методика планирования работы. Виды планов.
Перспективный план. Отрядное планирование.»

11. Логика смены. Основные периоды. Особенности работы в нестандартные
дни.
Теория:
Логика развития летней лагерной смены. Как организовать регистрацию. Поездка в
автобусе. Знакомство с лагерем. Организационный период.
Практика:
составление плана смены. Оформление отрядного уголка. Отрядные сборы,отрядное
место. Основной период смены. Проведение внутриотрядных конкурсов,
познавательных викторин, спортивных эстафет. Тематический день. Что делать с
детьми, когда идет дождь. Родительский день. Основные правила организации и
проведения экскурсии, похода. Заключительный период смены.
12.
Особенности организации общелагерных (дружинных) и отрядных
мероприятий.
Теория:
Типы мероприятий.
Практика:
Методика написания и подготовки сценария дружинного мероприятия. Режиссура
мероприятия. Место отрядного мероприятия в лагерной жизни. Особенности
проведения отрядных мероприятий.
13. Организация коллективно-творческих дел (КТД).
Теория:
понятие КТД. Воспитательные возможности КТД.
Практика:
планирование КТД (вожатское и коллективное). Подготовка, проведение и анализ
КТД. Роль вожатого в подготовке, проведении и анализе КТД. Примеры КТД в
разные периоды смены.
14. Игровые технологии-1.
Теория:
игра как педагогическое средство. Сущность и структура игры. Специфика игр
детей разного возраста.
Практика:
классификация игр: игры на знакомство, игры на сплочение коллектива, игры на
выявление лидера, игры в автобусе, дидактические, ролевые, подвижные и.т.д.Игры,
используемые во временном коллективе.
Игровые технологин-2.
Теория:
Руководство игрой. Этапы проведения игры: подготовка к проведению,
организация играющих, выход из игры.
Практика:
создание игрового банка.
15. Традиции летнего лагеря.
Теория:

Считалки, кричалки, отрядные песни, формы проведения вечерних «свечек»,
походы, костры и так далее.
Практика: методическая копилка: считалки, кричалки, отрядные песни, формы
проведения вечерних «свечек»,
16 Итоговая аттестация
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
 необходимые знания, умения и навыки, для работы вожатым детского
оздоровительного лагеря;
 нормативно-правовые основы работы вожатого, локальные акты в
сфере организации отдыха детей и их оздоровления;
 профессиональные компетенции и мотивации к профессиональной
деятельности.
Личностные результаты:
 приобретут интерес к работе вожатыми летних оздоровительных лагерей с
дневным пребыванием детей;
 станут грамотными участниками детской оздоровительной кампании;
 приобретут специальные знания теории и методики воспитательной работы,
современные технологии работы с детьми
Метапредметные результаты:
 развьют организаторские способности, коммуникативные умения и навыки
межличностного и делового общения;
 развьют навыки поисково-исследовательской деятельности подростков.

2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный графикобновляется ежегодно и вынесен в
«Рабочую программу».
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база
Наличие: кабинет, компьютер, медиапроектор.
2.3. Формы аттестации
Все члены педагогического отряда проходят обучение согласно учебнометодическому плану. По окончании обученияпроходит аттестация и выдается
сертификат, подтверждающий прохождение данной программы.
Поскольку программа носит практическую направленность, ее эффективность
оценивается по практическим достижениям участников, продемонстрированных
ими в ходе подготовки и реализации программы оздоровительного лагеря.
Результативность программы «Вожатый. ru» оценивается экспертным способом
педагогом и самими обучающимися, а результаты работы по программе – еще и при
помощи опроса общественного мнения по окончании лагерной смены.
Итоговая аттестация обучающихся по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Вожатый.ru» проводится в конце первого года
обучения в форме защиты проекта «Программа летнего оздоровительного лагеря с
дневным пребыванием детей» (по группам) и экзамена на знание основных блоков
программы.
2.5. Методическое обеспечение
№

Название
базовых
разделов

1

Введение в
программу

Форма
проведения
занятий

Методы и
технологии

приемы, Дидактич
еские
материал
ы
Традици
Фотограф
Игры, упражнения,
онное
ии,
занятие решение проблемных видеозапи
ситуаций,
диалог, си,
с
изложение, мультиме
использ устное
показ дийные
ованием беседа,
группов видеоматериалов
материал
ого
и
ы и др.
коллект
ивногруппов

Информац
ионная
оснащенн
ость
Ноутбук,
мультиме
дийный
проектор

ого
методов

2

Законодател
ьные основы
деятельност
и
детских
оздоровител
ьных
лагерей.

3
Должностны
е
инструкции
вожатых и
воспитателе
й
(права,
обязанности,
ответственн
ость)

4

5

Медицинско
е
и
санитарногигиеническ
ое
обеспечение
функционир
ования
оздоровител
ьных
учреждений.
Оказание
первой
медицинско
й помощи в
различных
ситуациях
Особенности
работы
с

Традици
онное
занятие,

практ
ическ
ое
занят
ие,
сорев
нова
ние

Традици
онное
занятие,
практич
еское
занятие

Традици
онное

Диалог,
устное
изложение,
беседа,
анализ текста, тренинг,
показ видеоматериалов

Таблицы,
памятки,
видеозапи
си

Ноутбук,
мультиме
дийный
проектор

Диалог,
устное
изложение,
беседа,
анализ текста, тренинг,
показ видеоматериалов

Таблицы,
памятки,
видеозапи
си

Ноутбук,
мультиме
дийный
проектор

Устное
изложение,
беседа, анализ текста,
работа по образцу,
показ
видеоматериалов. Игра

Схемы,
плакаты,
фотограф
ии,
памятки,
видеозапи
си,
компьюте
рные
программ
ные
средства
и
др.

Устное
изложение, Компьюте Ноутбук,
беседа, анализ текста, рные
мультиме

6

детьми
различных
возрастных
категорий
(младший,
средний,
старший
возраст)
в
условиях
ДОЛ.
Особенности
работы
с
детьми,
имеющими
отклонения
в развитии
(физические
и
психические
)
Коллектив.
Стадии
развития
коллектива.
Педагогика
временных
детских
коллективов
Особенности
работы
с
разновозраст
ным
коллективом

7

Психология
малых групп

занятие,
практич
еское
занятие

работа по образцу, программ дийный
показ
ные
проектор
видеоматериалов. Игра средства
и
др.

Зачетпрактик
ум

Деловая
игра,
традици
онное
занятие,
практич
еское
занятие

Тестиро
вание
традици
онное
занятие,
практич
еское
занятие

Частично-поисковый участие
детей
в
коллективном поиске,
решение поставленной
задачи совместно с
педагогом

Компьюте
рные
программ
ные
средства
и
др.

Ноутбук,
мультиме
дийный
проектор

Частично-поисковый участие
детей
в
коллективном поиске,
решение поставленной
задачи совместно с
педагогом.
Объяснительноиллюстративный

Компьюте
рные
программ
ные
средства
и
др.

Ноутбук,
мультиме
дийный
проектор

8

Конфликтол
огия

9

Психологиче
ская
стрессоусто
йчивость.
Поведение в
экстремальн
ых
ситуациях

10

Программир
ование
летней
лагерной
смены.
Планирован
ие
деятельност
и.

11
Логика
смены.
Основные
периоды.
Особенности
работы
в
нестандартн
ые дни
12

Особенности
организации
общелагерн
ых

Традици
онное
занятие,
практич
еское
занятие,
зачеттренинг

Традици
онное
занятие,
практич
еское
занятие,
зачет в
группах
Традици
онное
занятие,
практич
еское
занятие,
тренинг,
письмен
ная
работа
Традици
онное
занятие,
практич
еское
занятие,
собеседо
вание с
куратора
ми
Традицион
ное
занятие,
практическ

Репродуктивный учащиеся
воспроизводят
полученные знания и
освоенные
способы
деятельности

Компьюте
рные
программ
ные
средства
и
др.

Ноутбук,
мультиме
дийный
проектор

Объяснительноиллюстративный
Репродуктивный

Видеозап
иси,
компьюте
рные
программ
ные
средства
и др.
Видеозап
иси,
компьюте
рные
программ
ные
средства
и др.

Ноутбук,
мультиме
дийный
проектор

Частично-поисковый,
исследовательский самостоятельная
творческая
работа
учащихся.

Видеозап
иси,
компьюте
рные
программ
ные
средства
и др.

Ноутбук,
мультиме
дийный
проектор

Объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый

Видеозап
иси,
компьюте
рные

Ноутбук,
мультиме
дийный
проектор

Частично-поисковый,
исследовательский

Ноутбук,
мультиме
дийный
проектор

(дружинных
) и отрядных
мероприяти
й

ое
занятие,за
щита
проектов

Организация
коллективно
-творческих
дел (КТД).

Нетрадици
онное
занятие,
практическ
ое занятие,
зачетпрактикум

13

14

Игровые
технологии

Традицион
ное
занятие,

Репродуктивный .иссл
едовательский самостоятельная
творческая
работа
учащихся.

Словесный,
наглядный,
практический.
Исследовательский

практическ
ая работа
15

Традиции
летнего
лагеря

16

Практичес
кое
занятие,
традицион
ное
занятие,
нетрадици
онное
занятие,
медиапрезентаци
я

Частично-поисковый участие
детей
в
коллективном поиске,
решение поставленной
задачи совместно с
педагогом
Исследовательский самостоятельная
творческая
работа
учащихся.

программ
ные
средства
и др
Видеозап
иси,
компьюте
рные
программ
ные
средства
и др
Видеозап
иси,
компьюте
рные
программ
ные
средства
и др
Видеозап
иси,
компьюте
рные
программ
ные
средства
и др

Ноутбук,
мультиме
дийный
проектор

Ноутбук,
мультиме
дийный
проектор

Ноутбук,
мультиме
дийный
проектор

Самостоятельная
Видеозап Ноутбук,
творческая
работа иси,
мультиме
учащихся.
компьюте дийный
Защита
Итоговая
рные
проектор
программ
аттестация
программ
ы
ные
средства
и др
2.6. Рабочая программа
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (Приложение 1)

2.6.1 Рабочая программа воспитания
Составляется ежегодно и выносится в «Рабочую программу»
2.7.

Список литературы
Литература для педагога
1. Бородкин Ф.М., Коряк П.М. Внимание: конфликт. Новосибирск,1989.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники:
Учебное пособие.- М., «Ось – 98», 2006.
3. Игры для интенсивного обучения /Под ред. В.В.Петрусинского. – М.,
ПРОМЕТЕЙ, 2001.
4. Информационно-методический вестник «Вместе». Калуга, РСМ.
5. Красовский Ю.Л. Организационное поведение. М., 1997.
6. Литвак М.Е. Психологическое Айкидо. – Ростов-н-Д.
7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Управление конфликтами,
изменениями и стрессами. М., 2011.
8. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М.,
ЭКСМО-Пресс, 2001.
9. Шорохов Ю.И., Глушков А.В., Мамагулашвили Д.И. Организационное
поведение. – М., «ПЕР СЭ», 2010.
Список литературы для обучающихся
1. Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон. М., 1996.
2. Информационно-методический вестник «Вместе». Калуга, РСМ.
3. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. М., 1997.
4. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. Питер, 2001.
5. Литвак М.Е. Психологическое айкидо.- Ростов-н-Д., РГПИ, 1992.
6. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М.,
ЭКСМО-Пресс, 2001.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».