Арт-мастера

Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Согласовано педагогическим
советом
от 27.08.2025 г.
Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
Подписано
_________Т.А. Прохорова
цифровой
29.08.2025 г

Прохорова
подписью:
Татьяна
Александровна Прохорова Татьяна
Александровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«АРТ-МАСТЕРА»
(Продвинутый уровень)

Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 10-16 лет
Бочкова Ирина Михайловна
методист
Дехтерева Наталья Валерьевна
педагог дополнительного образования

г. Людиново, 2025 г.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Программа «Арт-Мастера» является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой художественной направленности, очной формы
обучения, сроком реализации 1 год, для детей 10-16 лет продвинутого уровня
освоения. Язык реализации русский.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АртМастера» - программа для индивидуальной работы педагога изобразительного
искусства по сопровождению одаренных и талантливых детей. Программа направлена
на развитие компетенций обучающихся в области изобразительного искусства на
основе формирования у детей умений управлять процессами творчества:
фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных
ситуаций. Она дает обучающемуся возможность раскрыть многие качества, лежащие
в основе творческого и креативного мышления. Программа призвана помочь детям
стать более раскованными и свободными в творческой деятельности и способствует
также интеллектуальному, эмоциональному развитию, формирует навыки
познавательной деятельности, предполагает использование методов активного
обучения.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным
программам системы дополнительного образования детей на основе следующих
нормативных документов
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ» (включая
разноуровневые
программы);
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №
1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
8. Устав муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества».
9. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (указываете положение вашего
учреждения если оно есть).

Актуальность данной программы заключается в том, что обусловлена одним из
приоритетных направлений государственной политики – сохранение и укрепление
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей.
Программа
способствует формированию целостной самодостаточной личности обучающихся,
гражданственных и патриотических ориентиров, что является социальным заказом
современности и без чего невозможно органичное существование человека в
окружающем мире. Творческая деятельность – огромный труд, лучшими наградами за
который станут радость от проделанной работы и гордость за свои успехи.
Новизна программы в использовании новых материалов, что рождает новые
идеи, активизирует творческий процесс, и в возможности использования
нетрадиционных техник рисования как способов создания творческих работ, что
способствует самовыражению обучающихся, участию их в проектной деятельности и
конкурсном движении. Программа включает региональный компонент.
Отличительная особенность программы:
Программа направлена на формирование свободного интереса обучающихся к
изобразительной деятельности и раскрытие их творческого эстетического потенциала.
Программа включает дифференцированный подход к обучающимся с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей и ориентирована на одаренных детей.
Особый акцент - на развитие самостоятельности выполнения творческих работ, по
собственному индивидуальному замыслу. Для достижения качественных результатов
используется целевая модель наставничества (педагог-обучающийся), с целью
раскрытия потенциала каждого ребенка, улучшения образовательных результатов,
развития гибких навыков, метакомпетенций, лидерских качеств, результативного
участия в конкурсах различного уровня.
При разработке программы учтены образовательные права детей, организация
образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с
учетом особенностей психофизического развития категорий, обучающихся согласно
медицинским показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Программа модифицированная. При составлении дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Арт-мастера» использовались
следующие программы: авторская программа Просняковой Т.Н. «Художественное
творчество», Филипповой О.Н. «Изобразительное и декоративно-прикладное
искуссство», Булдаковой И.А. «Изобразительное искусство», Волобуевой И.И
«Основы изобразительного искусства», Иванова В.Д. «Спектр», Листовская К.К.
«Изо-студия», а также личный педагогический опыт педагога, реализующего
программу.
Уровень освоения программы – продвинутый.
Объём программы – 72 часа
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий: 1 раза в неделю по 2 часа
Условия реализации программы: для индивидуальных занятий производится
специальный отбор, учитываются творческие результаты обучающегося.
Занятия проводятся в малых группах в составе 2-5 человек, что позволяет построить
индивидуальную траекторию обучения и предусматривает включение
обучающихся в проектную деятельность.

Количественный состав обучающихся выбран не случайно, исходя из опыта работы
и наличия оборудования в кабинете и в связи с индивидуальным подходом
обучения одаренных детей, преследуя цель в достижении лучших результатов
1.2. Цель и задачи
Цель программы:
создание условий выявления и развития одаренных и талантливых обучающихся, их
самореализации в изобразительной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
 научить развивать замысел сюжетного рисунка;
 освоить технику рисования «Роспись»;
 расширить знания в области современных техник рисования;
 научить самостоятельно разрабатывать и выполнять творческий проект от идеи до
результата.
Воспитательные:
 привить обучающимся устойчивый интерес к искусству и занятиям
художественным творчеством, участию в творческих конкурсах;
 способствовать воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия, умению работать
на результат.
Развивающие:
 развивать художественно-эстетический вкус;
 развивать творческое мышление: наблюдательность, воображение, креативность.

1.3.Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

I. Вводное занятие.
Техника безопасности.

Количество часов.

Формы
контроля

Всего Теория Практика
Диагностика
1
1
Беседа

II. Раздел «Тематическое рисование».

33

3

30

Изовикторина

1 Тематическое рисование: сюжетная
основа.

1

1

-

2 Тематическое рисование: подготовка и
применение различных материалов и
техник.
3 Рисование на тему «Дорога глазами
детей»

6

-

6

Тематические
выставки
Конкурс

9

-

9

4 Красная книга Калужской области.
Рисование на тему «Красная книга
России»
5 Рисование на тему «Моя зелёная планета»

9

1

8

8

1

7

6

1

5

0,5

0,5

-

0,5

0,5

-

5

-

5

11

2

9

2

1

1

4

1

3

4

-

4

1

-

1

III. Раздел «Работа с природными
материалами».
1 Природные материалы растительного,
минерального, животного
происхождения
2 Техника обработки и использование
природных материалов.
3 Декоративная работа с использованием
природных материалов. «Ёлочка ГАИ»
IV. Раздел «Роспись холста».
1 Техника рисования «Роспись холста».
Материалы и инструменты, подготовка
холста.
2 Зимние пейзажи художников родного
края.
Создание эскиза на тему «Зимний
пейзаж»
3 Роспись холста «Зимний пейзаж» с
использованием различных
художественных техник.
4. Промежуточный контроль. Выставкаконкурс «Зимний вернисаж».

Опрос
Выставка
Конкурс

Опрос
Выставка
Конкурс

V. Раздел «Декоративно-прикладное
творчество».
1 Техника росписи пасхальных яиц:
славянские
традиции,
традиции
Калужского края.
2 Роспись пасхального яйца.

20

2

18

2

1

1

8

-

8

Декоративная буквица как произведение
искусства. Ручные техники создания.
4 Декоративная
работа
«Узорная
буквица».
5 Итоговый контроль. Выставка-конкурс
«Дорогами творчества».
VI. Итоговое занятие. Роль декоративноприкладного искусства в сохранении
культурного наследия.
Беседы по истории искусства.

1

1

-

8

-

8

1

-

1

1

1

-

3

в течение года
в течение года

Культурно-досуговая деятельность
Промежуточный контроль.
Итоговый контроль.
Всего

Опрос
Выставка
Конкурс

декабрь - выставка-конкурс
«Зимний вернисаж»
май - выставка-конкурс
«Дорогами творчества»
72
10
62

1.4. Содержание программы
I. Вводное занятие. Техника безопасности (1ч.)
Теория: Техника безопасности труда и пожарная безопасность на занятиях.
Содержанием курса обучения. Оборудование, материалы и инструменты,
необходимые для занятий. Предъявляемые требования к творческим работам
обучающихся. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.
II. Раздел «Тематическое рисование» (33ч.)
1.Тематическое рисование: сюжетная основа (1 ч.)
Теория: Порядок работы над сюжетной основой (выбор темы, композиция,
воплощение сюжета). Методы и приемы развития замысла сюжетного рисунка.
2.Тематическое рисование: подготовка и применение различных материалов и
техник (6 ч.)
Практика: Выбор инструментов и материалов. Выполнение эскиза рисунка по
иллюстации. Применение разных материалов в технике смешивания - для создания
различных эффектов и тектстур, использование нетрадиционных методов рисования
(набрызг, кляксография, монотипия, с использованием предметов и др.).
3.Рисование на тему «Дорога глазами детей» (9 ч.)

Практика: Выполнение работ на тему «Дорога глазами детей». Анализ темы. Выбор
сюжета. Создание предварительной композиции (наброски и поиск решения). Построение
объектов и распределение основных тональных пятен. Проработка деталей и фактур
(проработка полутонов, введение мелких деталей рисунка). Приведение всех элементов
тематического рисунка к единому целому (светотени, контрасты, блики). Финальная
подготовка тематического рисунка к конкурсу.
4.Красная книга Калужской области. Рисование на тему «Красная книга России»
(9 ч.)
Теория: Красная книга Калужской области. Иллюстрации животных и растений
Людиновского района Калужской области, занесенных в Красную книгу.
Практика: Рисование на тему «Красная книга
России». Этапы создания рисунка
(информация о животном или растении из Красной книге, выполнение наброска, перенос
наброска на чистовой лист, рисование деталей, работа с цветом, использование природных
цветов, финальная подготовка тематического рисунка к конкурсу).
5.Рисование на тему «Моя зелёная планета» (8 ч.)
Теория: Экологические мотивы и проблемы в живописи.
Практика: Работа над рисунком по экологической теме (компоновка на выбранном
формате и размере листа, размещение основных элементов с соблюдением пропорций и
композиционного центра, построение рисунка, работа с тоном, фактурой поверхности,
работа над деталями, самым главным элементом композиции, финальная подготовка
тематического рисунка к Всероссийскому экологическому конкурсу детского рисунка
«Моя зеленая планета»).
III. Раздел «Работа с природными материалами» (6 ч.)
1.Природные
материалы
растительного,
минерального,
животного
происхождения (0,5 ч.)
Теория: Природные материалы растительного, минерального, животного
происхождения. Необходимые инструменты и техника безопасности при работе с
природными материалами.
2. Техника обработки и использование природных материалов ( 0,5 ч.)
Теория: Способы обработки природных материалов (тепловая, водная, покрытие
лаком). Использование природных материалов для создания объемных работ,
аппликаций, фонов и рамок.
3. Декоративная работа с использованием природных материалов. Декоративная
работа «Ёлочка ГАИ» (5 ч.)
Практика:
Декоративная работа с использованием природных материалов. «Ёлочка
ГАИ». Подготовка природных материалов и инструментов. Работа с образцами
(рассмотрение) и с вариантом собственного замысла (придумывание). Эскиз, композиция,
расположение элементов работы, способы соединения деталей. Работа с основой
декоративной работы, перенос эскиза на основу, раскладка деталей работы на основу,
корректировка композиции на основе, оформление декоративной работы (закрепление
деталей, дополнение композиции, сушка, финишная обработка). Подготовка декоративной
работы с использованием природных материалов «Ёлочка ГАИ» к конкурсу.
IV. Раздел «Роспись холста» (11 ч.)
1. Техника рисования «Роспись холста». Материалы и инструменты, подготовка
холста (2 ч.)
Теория: Техника рисования «Роспись холста». Материалы и инструменты.

Практика: Подготовка холста (грунтовка и нанесение наброска на сухой холст).
2. Зимние пейзажи художников родного края. Создание эскиза на тему «Зимний
пейзаж» (4 ч.)
Теория: Зимние пейзажи художников родного края. Калужской области и Людиновского
района.
Практика: Создание эскиза на тему «Зимний пейзаж» разными способами (карандашом,
углем, копировальной бумагой).
3. Роспись холста «Зимний пейзаж» с использованием различных художественных
техник ( 5 ч.)
Практика: Выбор зимнего пейзажа для росписи на холсте. Подготовка холста (грунтовка,
по выбору обучающихся, использование техник мастихина (создание рельефного,
текстурного эффекта), флюид-арт (работа с жидким акрилом)). Работа над эскизом пейзажа,
подмалевка, основная прописка форм и деталей пейзажа. По выбору обучающихся
используются классические техники рисования (масляная живопись, акрил, темпра),
техника нанесения полупрозрачных слоев на высохший слой. Финишная проработка
холста. Подготовка работ к выставке-конкурсу Промежуточный контроль. Выставкаконкурс «Зимний вернисаж».
V. Раздел «Декоративно-прикладное творчество» (20 ч.)
1. Техника росписи пасхальных яиц: славянские традиции, традиции
Калужского края (1 ч.)
Теория: Техника росписи пасхальных яиц: славянские традиции, традиции
Калужского края.
Практика: Роспись пасхального яйца в основных техниках (писанка, драпанка, крапанка,
с использованием декоративных элементов) по выбору обучающихся.
2. Роспись пасхального яйца (8 ч.)
Практика: Выбор темы и разработка росписи по индивидуальному замыслу учащихся.
Подготовка заготовки (очистка от пыли, обезжиривание спиртовым раствором). Создание
фона: нанесение грунта (белой акриловой краски), нанесение основы (1-2 слоя). Роспись
пасхального яйца по индивидуальному замыслу. Декорирование пасхального яйца (поталь,
декупаж, трафареты и тп.). Использование современных и художественных методов
росписи (художественные краски, декупаж, кружевной, мраморный, эффект омбре,
Тиффани и др.). Финишное покрытие пасхального яйца 1-2 слоями акрилового лака.
Подготовка пасхального яйца, выполненного в технике росписи, к конкурсу.
3.Декоративная Буквица как произведение искусства. Ручные техники создания (1
ч.)
Теория: Декоративная буквица как произведение искусства. История и виды
декоративной буквицы. Тематические буквицы. Буквица в стиле русского книжного
орнамента.
4.Декоративная работа «Узорная буквица» (9 ч.)
Практика: Декоративная работа «Узорная буквица». Иллюстрации буквиц. Обсуждение
идей и рассмотрение индивидуальных замыслов обучающихся. Выбор формата работы,
материалов, инструментов и техник. Выполнение декоративной работы «Узорная
буквица». Подготовка декоративной работы к конкурсу «Узорная буквица». Итоговый
контроль. Выставка-конкурс «Дорогами творчества».
VI. Итоговое занятие (1 ч.)
Теория: Роль декоративно-прикладного искусства в сохранении культурного наследия.

Подведение итогов прохождения программы.

1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
 Обучающиеся будут знать:
современные техники рисования, способы раскрытия замысла сюжетного рисунка,
техники использования природных материалов при выполнении декоративных
творческих работ;
 Обучающиеся будут уметь:
выполнять работы в технике рисования «Роспись»,
самостоятельно разрабатывать и выполнять творческий проект от идеи до результата.
Личностные результаты:
будут проявлять устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным
творчеством, участию в творческих конкурсах; проявлять усидчивость, аккуратность,
трудолюбие.
Метапредметные результаты:
у обучающихся будут развиты художественно-эстетический вкус, творческое
мышление, наблюдательность, воображение, креативность.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
(составляется ежегодно) вынесен в «Рабочую программу». (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база:
1. наличие учебного кабинета, специально оборудованного помещения;
2. эффективность занятий в объединении зависит от наличия специальной мебели
и оборудования. Прежде всего, это различные столы общего и
функционального назначения, шкафы для хранения пособий и материалов,
полочки и стенды для выставок детских работ; этюдники и палитры, ванночки
для красок и воды. Оборудование для изобразительной деятельности должны
соответствовать требованиям технической безопасности и санитарногигиеническим нормам (отсутствие острых и режущих углов и граней).
3. большое значение для занятий по изобразительной деятельности имеет дневное
освещение. Целесообразно систему освещения для самостоятельной
деятельности детей дополнить зональным освещением. Помещение так же
должно быть хорошо проветриваемым.
4. для создания эмоционального настроя в плане технического оснащения
необходима музыкальная воспроизводящая аппаратура набор произведений
классиков и современников;
5. для просмотра электронных образовательных ресурсов: презентаций,
обучающих видеороликов по истории мировой культуры важно иметь в наличие
проектор и компьютер с выходом в интернет, либо интерактивную доску;
6. Материалы и инструменты для обучающегося:
 Листы (формат А4, А3), альбомы простые и для пастели;
 Холсты на подрамнике и на картоне;
 Простые карандаши (М, 3-6М, ТМ, Т), ластик:
 Акриловый лак;
 Краски акварельные, акриловые, масляные, тушь, чернила;
 Кисти «белка» и плоские, и круглые жёсткие (№1- 10), перьевые ручки;
 Пастель сухая, твёрдая, масляная;
 Калька;
 Лак, уайт-спирит и спец. кисти для отделки работы;
 Книги с иллюстрациями,
 Референсы по жанрам;
 Контуры по ткани;
 Палитра;
 Спец. одежду;
 Мастихины.
Демонстрационный материал:
презентации народных промыслов, альбомы по народному творчеству,

иллюстрации с изображением изучаемых видов изобразительного искусства таблицы с
элементами росписей, схемы поэтапного рисования различных видов изобразительного
искусства (рисунок, живопись)
Наглядное обеспечение
1. Видеопрограммы по истории мировой культуры;
2. Образцы изделий изобразительного творчества;
3. Презентации по разделам образовательного модуля: «Акварельная живопись»,

«Акриловая живопись», «Масляная живопись», «Пастельная живопись», «Дизайн»,
«Проектная деятельность»;
Электронно- образовательные ресурсы по разделам образовательного модуля
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную
литературу, разработки отдельных методических аспектов необходимых для
проведения занятий (Приложение 2).
Специальные пособия, активизирующие восприятие произведений изобразительного
искусства: репродукции картин, таблицы, натурные предметы, модели и образцы
изобразительного искусства, книжные иллюстрации, фотографии, референсы,
Пособия, направленные на развитие познавательных процессов: кроссворды, ребусы,
занимательные логические задачи, стихи, викторины, тесты, схемы поэтапного
рисования пейзажей, натюрмортов, животных, человека, народных узоров в данных
техниках.
2.3. Формы аттестации
Два раза в год во всех группах проводится промежуточная аттестация,
которая отслеживает уровень усвоения дополнительной общеобразовательной
программы и личностный рост обучающегося по следующим параметрам:
 усвоение знаний по базовым темам программы;
 овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
 развитие художественного вкуса;
 формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Итоговая аттестация проводится по окончанию реализации программы.
Используются следующие формы проверки:
 обобщающие занятия по темам и разделам (устный опрос, викторины
самостоятельные творческие задания);
 итоговое занятие (творческий проект). Теоретические знания проверяются
тестированием и практические навыки, и умения обучающихся проверяются в
процессе защиты проекта и показа готового изделия. Защиту проекта можно
провести, в любой форме, на выбор обучающегося.
 муниципальные, областные и всероссийские выставки и конкурсы, где
результаты оцениваются профессиональным жюри;
 выставки творческих работ, обучающихся по полугодиям, тематические выставки.
Методы проверки: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование,

социометрия, авторские творческие задания, анализ проектных работ, анализ
презентаций,
защита проекта.
2.4.

Контрольно-оценочные материалы

На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень
освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических и творческих
заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за
творческим развитием каждого обучающегося (Приложение 3).
Результаты освоения программного материала определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.
Пример:Используется 10- бальная система оценки результатов
8-10 баллов - высокий уровень,4 - 7 баллов – средний уровень,1 - 3 балла – низкий
уровень
Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие
интереса обучающихся к изобразительному искусству.
2.5 Методическое обеспечение программы
Наиболее приемлемой формой организации образовательного процесса в этом виде
деятельности являются индивидуальные занятия и занятия в малых группах.
Учебное занятие. Занятие по темам программы включает теоретическую и
практическую часть.
Организация образовательного процесса по данной программе предполагает
создание для обучающихся творческой, свободной, комфортной среды. Этому
способствует использование педагогом методов обучения, позволяющих достичь
максимального результата. К ним относятся беседа, рассказ, объяснения, показ,
демонстрация иллюстративного материала и фотографий. Применяются активные
методы обучения: выполнение практических работ, выставки, экскурсии. Педагогом
активно используются современные образовательные технологии: проектные,
информационно-коммуникационные,
личностно-ориентированного
обучения,
технологии мастерских. Познавательный интерес детей усиливается за счет введения в
программу просмотра видеоматериалов, участия в выставках, посещения музеев, театров
и творческих мастерских. Занятия по программе строятся на следующих принципах:
усвоения материала от простого к сложному, единства воспитания и обучения,
последовательности, доступности, индивидуальности, самореализации.
Характер деятельности обучающихся: поисковый, исследовательский.
Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста и
предполагает установление оптимального разрешения его кризиса, в методикопедагогическом плане ориентирована на системно-комплексный подход в выборе форм
и методов обучения.
Программа предполагает обязательное освоение ряда взаимосвязанных учебных
дисциплин: естественнонаучных (биология); истории, изобразительного искусства
(жанр-портрет, пейзаж, натюрморт).

2.5.1. Электронные образовательные ресурсы:
№
1

Раздел
Раздел «Роспись холста»
Пейзажи русских художников.

2

Красная книга

3

Раздел
«Декоративно-прикладное
творчество»
Роспись пасхального яйца (Мастеркласс)
Декоративная
буквица
(слайдгалерея)

4

5

Наследие. Всероссийский музей
декоративно-прикладного искусства

Ссылка
https://vkvideo.ru/video52495535_
456240215
https://vkvideo.ru/video274998897
_456239048?t=3m21s

https://vkvideo.ru/video560203814
_456239370
https://videopreview.s3.yandex.net/PvNMWAI
AAAA.mp4
https://vkvideo.ru/video16056379_456249416

2.6. Рабочая программа
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (приложение 2)
2.6.1. Рабочая программа воспитания обновляется ежегодно и вынесена в Рабочую
программу.

2.7. Список литература

1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Алексанов В.В. Красная книга Калужской области. – Калуга: Золотая
аллея, 2006.
Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование,
конспекты занятий, психологическое сопровождение. - Волгоград:
Учитель, 2012.
Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.
Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. М.: Юрайт, 2023. 478 с.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. - М., 2004.
Больных Е.М., Икрин Г.В., Пиянзина О.П. Личностно-ориентированное
образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие. –
Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМОПресс, 2001.
Давыдова Г.А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и
одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. - М.: Искусство, 1986
Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном
искусстве. /«Вопросы философии» - №10, 1966
Одаренные дети / Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М., 1991.
Областная художественная выставка «Пейзажи в творчестве калужских
художников».- Калуга: Полиграф, 1980.
Юркина Л. В., Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник и практикум. М.:
Проспект, 2023. 240 с.
Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход. М.: Юрайт, 2024.
401 с.
Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов». – М.:
Титул, 1996.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Управление образования Администрации Людиновского
муниципального округа Калужской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»

Утверждаю
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Т.А. Прохорова
___.___.2025 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«АРТ-МАСТЕРА»
(Продвинутый уровень)

Дехтерева Наталья Валерьевна
педагог дополнительного образования

г. Людиново, 2025 г.

Цель и задачи
Цель программы:
создание условий выявления и развития одаренных и талантливых обучающихся, их
самореализации в области изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
 научить развивать замысел сюжетного рисунка;
 освоить технику рисования «Роспись»;
 расширить знания в области декоративно-прикладного искусства;
 научить самостоятельно разрабатывать и выполнять творческий проект от идеи до
результата.
Воспитательные:
 привить обучающимся устойчивый
интерес
к
искусству
и
занятиям
художественным творчеством, участию в творческих конкурсах;
 способствовать воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия, умению работать
на результат.
Развивающие:
 развивать художественно-эстетический вкус;
 развивать творческое мышление: наблюдательность, воображение, креативность.

1.Организационно-педагогические основы обучения.
Возраст обучающихся: 10-16 лет.
Количество в группе: Занятия проводятся в малых группах в составе 2-5 человек
Режим работы:
1 раз в неделю по 2 часа. Длительность занятия 40 минут.
Расписание занятий (по дням недели):
среда 16.30-17.10; 17.20-18.00

2. Календарный учебный график

декабрь

30.05

Дата проведения
итоговой аттестации

01.09-30.12

Дата проведения
промежуточной аттестации

72

Даты начала и окончания
учебного периода

36

Учебные периоды

36

Кол-во
часов по программе

30.05

Кол-во учебных недель

01.09

Кол-во учебных дней

Окончание занятий

Группа
1

Начало занятий

Год обучения
1

май

09.01-30.05

3.Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

I. Вводное занятие.
Техника безопасности.

Количество часов.

Формы
контроля

Всего Теория Практика
Диагностика
1
1
Беседа

II. Раздел «Тематическое рисование».

33

3

30

Изовикторина

1 Тематическое рисование: сюжетная
основа.

1

1

-

2 Тематическое рисование: подготовка и
применение различных материалов и
техник.
3 Рисование на тему «Дорога глазами
детей»

6

-

6

Тематические
выставки
Конкурс

9

-

9

4 Красная книга Калужской области.
Рисование на тему «Красная книга
России»
5 Рисование на тему «Моя зелёная планета»

9

1

8

8

1

7

6

1

5

0,5

0,5

-

III. Раздел «Работа с природными
материалами».
1 Природные материалы растительного,
минерального, животного
происхождения

Опрос
Выставка
Конкурс

2 Техника обработки и использование
природных материалов.
3 Декоративная работа с использованием
природных материалов. «Ёлочка ГАИ»
IV. Раздел «Роспись холста».
1 Техника рисования «Роспись холста».
Материалы и инструменты, подготовка
холста.
2 Зимние пейзажи художников родного
края.
Создание эскиза на тему «Зимний
пейзаж»
3 Роспись холста «Зимний пейзаж» с
использованием различных
художественных техник.
4. Промежуточный контроль. Выставкаконкурс «Зимний вернисаж».
V. Раздел «Декоративно-прикладное
творчество».
1 Техника росписи пасхальных яиц:
славянские
традиции,
традиции
Калужского края.
2 Роспись пасхального яйца.
Декоративная буквица как произведение
искусства. Ручные техники создания.
4 Декоративная
работа
«Узорная
буквица».
5 Итоговый контроль. Выставка-конкурс
«Дорогами творчества».
VI. Итоговое занятие. Роль декоративноприкладного искусства в сохранении
культурного наследия.
Беседы по истории искусства.
3

Культурно-досуговая деятельность
Промежуточный контроль.
Итоговый контроль.
Всего
№
п/п

Название раздела, темы

I. Вводное занятие.
Техника безопасности.

0,5

0,5

-

5

-

5

11

2

9

2

1

1

4

1

3

4

-

4

1

-

1

20

2

18

2

1

1

8

-

8

1

1

-

8

-

8

1

-

1

1

1

-

Опрос
Выставка
Конкурс

Опрос
Выставка
Конкурс

в течение года
в течение года
декабрь - выставка-конкурс
«Зимний вернисаж»
май - выставка-конкурс
«Дорогами творчества»
72
10
62
Количество часов.

Формы
контроля

Всего Теория Практика
Диагностика
1
1
Беседа

II. Раздел «Тематическое рисование».

33

3

30

Изовикторина

1 Тематическое рисование: сюжетная
основа.

1

1

-

2 Тематическое рисование: подготовка и
применение различных материалов и
техник.
3 Рисование на тему «Дорога глазами
детей»

6

-

6

Тематические
выставки
Конкурс

9

-

9

4 Красная книга Калужской области.
Рисование на тему «Красная книга
России»
5 Рисование на тему «Моя зелёная планета»

9

1

8

8

1

7

6

1

5

0,5

0,5

-

0,5

0,5

-

5

-

5

11

2

9

2

1

1

4

1

3

5

-

5

20

2

18

2

1

1

8

-

8

1

1

-

9

-

9

III. Раздел «Работа с природными
материалами».
1 Природные материалы растительного,
минерального, животного
происхождения
2 Техника обработки и использование
природных материалов.
3 Декоративная работа с использованием
природных материалов. «Ёлочка ГАИ»
IV. Раздел «Роспись холста».
1 Техника рисования «Роспись холста».
Материалы и инструменты, подготовка
холста.
2 Зимние пейзажи художников родного
края.
Создание эскиза на тему «Зимний
пейзаж»
3 Роспись холста «Зимний пейзаж» с
использованием различных
художественных техник.
V. Раздел «Декоративно-прикладное
творчество».
1 Техника росписи пасхальных яиц:
славянские
традиции,
традиции
Калужского края.
2 Роспись пасхального яйца.
3
4

Декоративная буквица как произведение
искусства. Ручные техники создания.
Декоративная
работа
«Узорная
буквица».

Опрос
Выставка
Конкурс

Опрос
Выставка
Конкурс

Опрос
Выставка
Конкурс

VI. Итоговое занятие. Роль декоративноприкладного искусства в сохранении
культурного наследия.
Беседы по истории искусства.
Культурно-досуговая деятельность
Промежуточный контроль.
Итоговый контроль.
Всего

1

-

1

в течение года
в течение года
декабрь - выставка-конкурс
«Зимний вернисаж»
май - выставка-конкурс
«Дорогами творчества»
72
10
62

4. Календарно-тематический план
2025-2026 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19

20
21
22

Тема учебного занятия

Часы

Вводное занятие. Техника безопасности.
Тематическое рисование: порядок работы над сюжетная
основа.
Применение материалов в технике смешивания.
Использование нетрадиционных методов рисования.
Выполнение эскиза по иллюстрации.
Выполнение эскиза по иллюстрации.
Выполнение эскиза по иллюстрации.
Выполнение эскиза по иллюстрации.
Рисование на тему «Дорога глазами детей».
Выбор сюжета.
Композиция: наброски и поиск решения.
Построение объектов и распределение основных тональных
пятен.
Проработка деталей и фактур.
Проработка деталей и фактур.
Приведение элементов тематического рисунка к единому
целому.
Приведение элементов тематического рисунка к единому
целому.
Финальная подготовка тематического рисунка.
Природные материалы: техника обработки и
использование. Техника безопасности при работе с
природными материалами.
Декоративная работа с использованием природных
материалов «Ёлочка ГАИ». Работа с образцами и вариантом
собственного замысла.
Работа с основой. перенос эскиза.
Расположение элементов, соединение деталей.
Дополнение композиции.

1
1

Дата
проведения
03.09
3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
10
17
17
24
24
01.10
1
8
8

1
1
1

15
15
22

1

22

1

29
29

1

05.11

1
1
1

5
12
12

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Подготовка декоративной работы к конкурсу.
Техника рисования «Роспись холста». Материалы и
инструменты.
Подготовка холста.
Зимние пейзажи художников родного края.
Выбор пейзажа для росписи на холсте.
Работа над эскизом на тему «Зимний пейзаж».
Работа над эскизом на тему «Зимний пейзаж».
Работа над эскизом на тему «Зимний пейзаж».
Работа над эскизом на тему «Зимний пейзаж».
Работа над эскизом на тему «Зимний пейзаж».
Подготовка работ к выставке.
Промежуточный контроль. Выставка –конкурс «Зимний
вернисаж».
Иллюстрации животных и растений Людиновского района
Калужской области, занесенных в Красную книгу.
Рисование на тему «Красная книга России». Выполнение
наброска.
Перенос наброска на чистовой лист.
Рисование деталей.
Рисование деталей.
Рисование деталей.
Рисование деталей.
Работа с цветом.
Финальная подготовка тематического рисунка к конкурсу.
Экологические мотивы и проблемы в живописи.
Рисование на тему «Моя зеленая планета». Компоновка.
Размещение основных элементов рисунка.
Построение рисунка.
Работа с тоном и фактурой поверхности
Детали рисунка и главный элемент композиции.
Детали рисунка и главный элемент композиции.
Финальная подготовка тематического рисунка к конкурсу.
Пасхальное яйцо: техники росписи, славянские традиции.
Роспись пасхального яйца в основных техниках по выбору.
Декорированное пасхальное яйцо: выбор темы и разработка
росписи.
Подготовка заготовки и создание фона.
Роспись пасхального яйца по индивидуальному замыслу.
Роспись пасхального яйца по индивидуальному замыслу.
Роспись пасхального яйца по индивидуальному замыслу.
Роспись пасхального яйца по индивидуальному замыслу.
Декорирование пасхального яйца. Финишное покрытие.
Подготовка декоративного пасхального яйца к выставкеконкурсу.
Декоративная буквица: история и виды.
Декоративная работа «Узорная буквица»: идеи и
индивидуальный замысел.

1
1

19
19

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26
26
03.12
3
10
10
17
17
24
24

1

14.01

1

14

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21
21
28
28
04.02
4
11
11
18
18
25
25
04.03
4
11
11
18
18

1
1
1
1
1
1
1

25
25
01.04
1
8
8
15

1
1

15
22

64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74

Выбор формата работы, материалов, инструментов и
техник.
Выполнение декоративной работы «Узорная буквица».
Выполнение декоративной работы «Узорная буквица».
Выполнение декоративной работы «Узорная буквица».
Выполнение декоративной работы «Узорная буквица».
Итоговый контроль. Выставка-конкурс «Дорогами
творчества»
Подготовка декоративной работы к конкурсу «Узорная
буквица».
Подготовка декоративной работы к конкурсу «Узорная
буквица».
Подготовка декоративной работы к конкурсу «Узорная
буквица».
Итоговое занятие. Роль декоративно-прикладного искусства
в сохранении культурного наследия.
Итоговое занятие. Роль декоративно-прикладного искусства
в сохранении культурного наследия.

1

22

1
1
1
1
1

29
29
06.05
6
13

1

13

1

20

1

20

1

27

1

27

Итого:

74

5.Этапы педагогического контроля
№
п/п
1.
2.

Тема занятий
«Зимний вернисаж»
«Дорогами творчества»

Форма проведения

Срок проведения

Выставка-конкурс
Выставка-конкурс

декабрь
май

7. Методическая работа
№
п/п
1
2
3
4

Тема
Изготовление наглядных пособий «Снежинки. Эскизы»
Методическая разработка конспекта занятия: «Основы
цветоведения «Теплые и холодные цвета»
Подготовка Фестиваля творчества.
Публикация на сайт учреждения» «Голубь мира»

Сроки
проведения
Декабрь
Март
Март
Апрель

8.Самообразование.
Тема по самообразованию: Развитие изобразительных способностей детей с ОВЗ
средствами нетрадиционных техник рисования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Возрастн
Параметры диагностики
ые
характер
истики
обучающ
ихся
10-14 лет  усвоение знаний по базовым темам

I. Теоретические
и практические
ЗУН
I.Особе
нности
личност
ной
сферы

Развит
ие

II.
Практическа
я творческая
деятельность
обучающихс
я

Обучение

Направление
диагностики





программы;
овладение умениями и навыками,
предусмотренными программой;
развитие художественного вкуса;
формирование коммуникативных
качеств,
трудолюбия
и
работоспособности.

Обучающ
иеся всех
возрастов

Личностные достижения
обучающихся в процессе
усвоения предметной
программы

10-14 лет

1. Самооценка (отношение к
себе)

Методы диагностики

Контрольные
мероприятия,
методики

Наблюдение,
тестирование, опрос,
анализ творческих работ;

Изо-викторина
«Знатоки искусства
живописи»

Анализ продуктов
творческой деятельности:
участие в городских и
региональных выставках,
конкурсах; метод
наблюдения;
Тестирование, метод
наблюдения

Создание
индивидуальных
творческих работ:

методика
«Солнечная
система» Методика
«Самооценка»

II.
Особенности
личности в
системе
социальных
отношений

10-14 лет

2. Творческие способности

Тестирование,
конкурсные и иные
творческие мероприятия,
метод экспертных оценок

1. Самоотношение личности

Тестирование, проектные
методики

2. Творческие способности

Тестирование, проектные
методики

1.Удовлетворенность
отношениями в группе,
положение личности в
коллективе и его сплоченность

Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики

Контрольный
список
характеристик
креативной
личности Тест
креативности
«Использование
предмета», анкета
для педагогов
Методика
определения
самооценки
(Т.В.Дембо,
С.Я.Рубинштейн)
«Оценка
самоотношения
личности» (по
В.В.Столину), тест
«Дом, дерево,
человек»,
«Несуществующее
животное»
Тест вербальной
креативности,
анкета для
педагогов
Опросник САН
«Социометрия»,
анкета «Наши
отношения», анкета
«Сплоченность
коллектива»

I.Самоорганиза
ция свободного
времени

10-14лет

II.Профессиональное
самоопределение

Воспитание

10-14 лет

1.Удовлетворенность
отношениями в группе,
положение личности в
коллективе и его сплоченность

Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики

2. Коммуникативные навыки

Методы наблюдения,
анкетирования,
тестирование

Потребность в продуктивном
проведении досуга

Профессионально важные
качества
Профессиональные интересы

Анкетирование

Метод наблюдения, метод
экспертных оценок
Тестирование

«Социометрия»,
«Оценка
психологического
климата
коллектива»,
методика
«Незаконченные
предложения»,
методика
измерения уровня
тревожности
Тест
«Коммуникативные
и организаторские
способности»
Анкета
(адаптированная)
«Я и мое свободное
время»
Анкета «Я и мое
свободное время»
Анкета
«Профессиональны
е качества»
Опросник «Я
предпочту»,
«Дифференциально
-диагностический
опросник Е. А.
Климова

Профессиональные намерения,
готовность к выбору профессии

Анкетирование

Анкета «Моя
будущая
профессия»,
«Дифференциально
-диагностический
опросник Е. А.
Климова

Викторина по изобразительному искусству
«Знатоки искусства живописи»
1.Рисунок, выполненный карандашом или тушью? (графика)
2.Примерный план рисунка? (набросок)
3.Специальная дощечка, на которой художник смешивает краски? (палитра)
4.Картина, изображающая природу? (пейзаж)
5.Что такое темпера? (краски)
6.Как называется щит, который поддерживает картину при написании? (мольберт)
7.Назовите виды народной росписи? (городецкая, жостовская, гжель, хохлома)
8.В переводе на русский это означает « мертвая натура» (натюрморт)
9.Французские школьники говорят так: «Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь». А как говорят русские школьники?
(Каждый охотник желает знать , где сидит фазан)
10.Как называется картина, на которой изображен морской пейзаж? (марина)
11.Назовите самого известного русского художника-мариниста? (И.К.Айвазовский)
12.Назовите автора Сикстинской мадонны» ?(Рафаэль)
13.В каком жанре живописи виртуозно работал И.И. Левитан? (пейзаж)
15.К какому течению в живописи принадлежит С.Дали? (сюрреализм)
16.Как называют картину – совершенство? (шедевр)
17.Кто автор картины « Грачи прилетели»? (А.К.Саврасов)
18.В какую эпоху творил Микеланджело? (возрождения)
19.Как называется торжественное открытие выставки? (вернисаж)
20.Мифический крылатый конь, вдохновляющий поэтов? (пегас)
21.как называется точное воспроизведение картины? (копия)
22.Как называют художника, который рисует животных? (анималист)
23.В каком городе России находится Эрмитаж? (Санкт-Петербург)
24.Назовите автора картины «Богатыри» (В.М.Васнецов)
25.Назовите гениального мастера древнерусской иконописи? (А.Рублев)

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».