Звонкие струны

Управление образования Администрации Людиновского
муниципального округа Калужской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»

Согласовано методическим
советом
от 14.11.2025 г.
Протокол № _2_

Прохорова
Татьяна
Александров
на

УТВЕРЖДАЮ
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Т.А. Прохорова
Подписано
_14.11. 2025 г.
цифровой
подписью:
Прохорова Татьяна
Александровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Звонкие струны»
(Стартовый уровень)

Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 10-16 лет
Бочкова Ирина Михайловна
методист
Гуров Алексей Геннадьевич
педагог дополнительного образования

г. Людиново, 2025 г.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Программа «Поющие струны» является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой художественной направленности, очной формы обучения,
сроком реализации 1 год, для детей 10-16 лет, стартового уровня освоения. Язык
реализации русский.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звонкие
струны» - программа для индивидуальной работы педагога по игре на гитаре с
обучающимися. Программа направлена на развитие компетенций обучающихся в области
музыкального искусства игры на гитаре и раскрывает важные качества, лежащие в основе
музыкального творчества. Программа предполагает использование методов активного
обучения, формирует навыки творческой деятельности, призвана помочь детям обрести
навыки публичных выступлений, стать свободными в творческой деятельности и
формировать эмоциональное развитие.
Музыкальное искусство обладает особенной силой эмоционального воздействия на
человека, поэтому играет ключевую роль в воспитании подрастающего поколения. Музыка
способствует всестороннему развитию обучающихся через формирование эмоциональной
сферы, когнитивных способностей и физических навыков. Успехи в музыке и возможность
выражать себя посредством игры на гитаре - повышают самооценку, уверенность
обучающегося в себе, возможность чувствовать себя комфортно в любой ситуации закладывают коммуникативную функциональную грамотность обучающихся.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным программам
системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных
документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №
1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016-2020 годы»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
8. Устав муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества»;
9. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.

Актуальность программы. программа соответствует государственной политике в области
дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирована на
удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и их родителей.
Индивидуальные занятия игры на гитаре имеют высокую эффективность и пользу для
психического, физического здоровья обучающихся, развития когнитивных навыков и
личных качеств, помогает минимизировать стресс и улучшить эмоциональное восприятие
жизни. Шестиструнная гитара – популярный музыкальный инструмент среди подростков,
занятия музыкой способствуют их стремлению к познавательной деятельности, что делает
обучение игре на гитаре актуальным.
Новизна программы в ориентированности на интерес обучающихся к игре на гитаре, с
учетом их возрастных потребностей; использовании методов улучшения игры,
вспомогательных материалов и интерактивных средств на занятиях.
Отличительная особенность программы в индивидуальном подходе к процессу
обучения игре на гитаре. В зависимости от способностей обучающегося педагог имеет
возможность определять скорость обучения, адаптировать программу для более глубокого
и наоборот освоение разделов. Индивидуальные занятия обеспечивают персональную
поддержку и мотивацию, что помогает улучшать уровень владения инструментом и
приступить к важному этапу – выступление перед публикой. Педагог создает условия для
успешного освоения программы обучающимися различного уровня природной
одаренности. психического и физического развития.
При разработке программы учтены образовательные права детей, организация
образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с учетом
особенностей психофизического развития категорий, обучающихся согласно медицинским
показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Программа модифицированная.
При составлении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Звонкие струны»
использовался
материал
программы «Специальный класс
шестиструнной гитары» и учебное пособие Н.Г.Кирьянова «Искусство игры на
шестиструнной гитаре», а также личный опыт педагога, реализующего программу.
Особенности возрастной группы: обучение рассчитано на детей 10-16 лет
Уровень освоения программы – стартовый.
Объём программы – 72 часа
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу
Условия реализации программы:
На обучение зачисляются дети по заявлению родителей, при отсутствии медицинских
противопоказаний.
Занятия проводятся индивидуально. Педагог дифференцированно подходит к обучению
разных по возрасту и музыкальным способностям обучающихся. Индивидуальное
обучение выбрано, исходя из опыта работы, преследуя цель в достижении лучших
результатов.

1.2. Цель и задачи
Цель программы:
развитие творческих способностей обучающихся через обучение игре на шестиструнной
гитаре.
Задачи:
Обучающие:






научить игре на шестиструнной гитаре;
освоить нотную грамоту и основы музыкальной теории;
способствовать формированию игрового аппарата;
расширить знания о музыкальных традициях гитарного исполнительства;
научить слушать музыкальные произведения и передавать содержание при
исполнении.
Воспитательные:
 привить обучающимся интерес к музыкальному творчеству;
 создать условия для творческого сотрудничества обучающихся;
 способствовать
воспитанию
усидчивости,
вниманию,
настойчивости,
самодисциплины и умению работать на результат.
Развивающие:
 развивать природные музыкальные способности обучающихся (слух, чувство
ритма, музыкальную память);
 развивать когнитивные способности (память, внимание, пространственное
мышление);
 развивать мелкую моторику пальцев и координацию рук и глаз;
 развивать навыки публичных выступлений.

1.3.Учебный план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов.
Всего Теория Практика

I. Вводное занятие. Техника безопасности.

2

1

1

II. Раздел «Формирование игрового
аппарата»

38

2

36

1 Постановка правой руки.
Виды аккомпанемента.

16

1

15

2 Постановка левой руки.
Освоение мензуры грифа, аккордовые
последовательности.

21

1

20

Формы
контроля
Собеседован
ие
Беседа
Беседа
Наблюдение
Выступление

3 Промежуточный контроль.

1

-

1

10

2

8

5
1 Нотная грамота и основы музыкальной
теории. Табулатура, схемы аккордов.
5
2 Чтение нот с листа, аккордовые
последовательности.
IV. Раздел «Ансамблевая игра»
20
5
1 Разбор партий.
7
2 Разучивание произведений для гитары
(2-3 гитар).
7
3 Работа над синхронностью, ритмом и
динамикой исполнения.
1
4 Итоговый контроль.
V. Итоговое занятие.
2
Видеозанятие«Великие гитаристы эпохи»
Всего:
72

1

4

1

4

3
1
1

17
4
6

1

6

1

1
1

9

63

III. Раздел «Элементарная теория музыки»

Беседа
Наблюдение
Опрос

Наблюдение
Выступление

Опрос
Выступление

1.4. Содержание программы
I. Вводное занятие. Техника безопасности (2ч.)
Теория: Техника безопасности труда и пожарная безопасность на занятиях. Содержанием
курса обучения. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.
Практика: Организационные вопросы, просмотр видео- и фотоматериалов о
шестиструнной гитаре.
II. Раздел «Формирование игрового аппарата» (38 ч.)
1. Постановка правой руки. Виды аккомпанемента.
Теория: Формирование игрового аппарата гитары: правильная посадка, постановка
пальцев обеих рук, координация движений и развитие мышечной памяти.
Практика: Постановка правой руки (положение кисти правой руки, положение
пальцев, большой палец, движение правой руки при игре на гитаре).Способы
извлечения: тирандо и апояндо. Игра большим, указательным, средним и
безымянным пальцами правой руки (p,j,m,a).
2. Постановка левой руки. Освоение мензуры грифа, аккордовые
последовательности.
Теория: Мензура грифа, аккордовые последовательности.
Практика: Постановка левой руки (положение большого пальца, расстояние между
ладонью и грифом, прижатие струн к грифу). Тренировочные упражнения: игра двумя
руками, пальцами по открытым струнам, на координацию обеих рук, игра пальцев в
противоходе, «закрутки». Упражнение на арпеджио в различных аккордных
последовательностях. Игра аккордовой последовательности (T,S,D), корректировка
ошибок. Игра аккордовой последовательности (T,S,D) по двудольной схеме боя.
3.Промежуточный контроль.

Практика: Выступление обучающихся.
III. Раздел «Элементарная теория музыки» (10 ч.)
1. Нотная грамота и основы музыкальной теории. Табулатура, схемы аккордов.
Теория: Нотная грамота: основные концепции. Ноты открытых струн и расположение нот
на ладах.
Практика: Применение общих музыкальных принципов (ноты, лады, интервалы,
аккорды) к конструкции грифа. Создание и изменение звука.
2. Чтение нот с листа, аккордовые последовательности.
Теория: Ноты на грифе Интервалы. Основные аккорды.
Практика: Чтение нот с листа. Понимание нотного стана: положение нот, движение,
длительность нот. Соотнесение нот с грифом. Использование табулатуры. Одиночные
ноты, основные аккорды, полифония. Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения
аккордов. Отработка аппликатуры.
IV. Раздел «Ансамблевая игра» (20 ч.)
1.Разбор партий.
Теория: Табы, ноты, запись.
Практика: Изучение табулатур. Основные техники игры: аккорды, бой,
перебор/арпеджио, соло. Видеозанятие игры на гитаре.
2. Разучивание произведений для ансамбля 2 гитар.
Теория: Выбор произведения и табулатуры для гитарного дуэта.
Практика: Прослушивание оригинала музыкального произведения в записи, с
одновременной игрой по табам. Работа над частями музыкального произведения
(построчно, по секции). Работа над техникой исполнения (изменение темпа игры).
3. Работа над синхронностью, ритмом и динамикой исполнения.
Теория: Работа над синхронностью, ритмом, динамикой исполнения.
Практика: Упражнения на развитие синхронности, ритма и динамики исполнения
музыкального произведения. Упражнения с метрономом (клик-треком). Изменение темпа
исполнения (медленно-быстро). Координационные упражнения (последовательная игра
всеми пальцами на каждой струне под ритм метронома, с усложнением в обратном
порядке). Упражнение на игру под счет, с постукиванием ногой/поклоны головы.
4. Итоговый контроль.
Практика: Выступление обучающихся.
V. Итоговое занятие. Великие гитаристы (2ч.)
Практика: Подведение итогов прохождения программы.
Видеозанятие: Великие гитаристы эпохи (Би Би Кинг, Эрик Клэптон, Ангус Янг, Джон
Майер).
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
 Обучающиеся будут знать:
основы нотной грамоты и музыкальной теории, основные традиции гитарного
исполнительства, правила формирования игрового аппарата.
 Обучающиеся будут уметь:
играть на шестиструнной гитаре, слушать музыкальные произведения и передавать
содержание в исполнении.
Личностные результаты:

обучающие будут проявлять интерес к музыкальному творчеству, будут сформированы
такие черты, как: усидчивость, внимание, настойчивость, самодисциплина, стремление
работать на результат, в творческом музыкальном союзе.
Метапредметные результаты:
у обучающихся будут завиты природные музыкальные способности (слух, чувство
ритма, музыкальная память), пространственное мышление и внимание, мелкая
моторика пальцев и координация рук и глаз, а также навык публичных выступлений.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
(составляется ежегодно) вынесен в «Рабочую программу». (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая материальнотехническая база.
Наличие:
Учебная мебель (стулья, столы, доска с нотоносцем);
инструмент-гитара, подставка под ногу, ремень, каподастр, тюнер;
Сценическая площадка для репетиционной работы (актовый зал);
Звукоусиливающая аппаратура (колонки, микшер, микрофоны)
аппаратура для воспроизведения аудио- и видео- музыкальных записей;
компьютер.
Наглядное обеспечение
(указать материалы, используемые для реализации программы)
Обучающие схемы, таблицы аккордов;
Нотные сборники авторских и эстрадных песен;
Методические пособия;
Электронные носители;
Доступ к Интернет-ресурсам.
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную литературу,
разработки отдельных методических аспектов необходимых для проведения занятий
(Приложение 2).
2.3. Формы аттестации

Два раза в год во всех группах проводится промежуточная и итоговая
аттестация, которая отслеживает личностный рост обучающегося по следующим
параметрам:

усвоение знаний по базовым темам программы;

овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;

развитие художественного вкуса;

формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие формы проверки: выступление и т.д.
Методы проверки: собеседование, наблюдение, опрос, беседа и т.п.

Итоговая и промежуточная аттестация осуществляется в форме: выступления.
2.4. Контрольно-оценочные материалы

На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый контроль.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических и
творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое
наблюдение за творческим развитием каждого обучающегося (Приложение 3).
Результаты освоения программного материала определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.
Пример:
Используется 10- бальная система оценки результатов
8-10 баллов – высокий уровень,
4-7 баллов – средний уровень,
1-3 балла – низкий уровень
Оценка эффективности реализации образовательной программы отслеживается:
уровень усвоения разделов программы в целом;
участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Выявление промежуточных результатов освоения программы проходит через
использование комплекса методов (наблюдение, анкетирование, тестирование).
В процессе организации диагностики важно соблюдать этапность и периодичность.
Диагностика проводится в три этапа:
входной контроль в начале учебного года: изучение отношения обучающегося к
выбранному виду деятельности, знания, умения, личностные качеств (методы: наблюдение,
собеседование);
промежуточный контроль по окончании первого полугодия: изучение динамики освоения
предметного содержания, развитие личностных качеств (методы: наблюдение, опрос,
выступление);
итоговой контроль в конце учебного года: изучение освоения программы, изменений
личностного развития обучающихся (наблюдение, опрос, выступление).
Форма контроля – выступление, которое позволяет обучающимся раскрыть
творческие способности, поделиться положительными эмоциями в коллективе, а также
избежать переживаний, стрессов.
Родители обучающихся принимают активное участие в образовательной и
творческой деятельности обучающихся на родительских собраниях, консультациях, при
подготовке к занятиям, участвуют в проведении контрольных занятий, оказывают помощь
в подготовке выступлений.

2.5. Методическое обеспечение
Важными показателями успешности освоения программы являются: стойкий
интерес обучающихся к искусству игры на гитаре.
Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях личностно
-ориентированного обучения в системе дополнительного образования детей и на
следующих педагогических принципах:
 системности (взаимосвязанность, взаимообусловленность всех компонентов);
 комплексности (развитие обучающегося – комплексный процесс, в котором развитие

























одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других);
интеграции (совмещение в одной программе различных направлений);
гуманизации (личностно–ориентированный подход в воспитании);
соответствия возрастным и индивидуальным возможностям (обучение строится в
соответствии с психофизическими закономерностями возраста);
адекватности требований и нагрузок, предъявляемых обучающимся в процессе
занятий;
повторяемости (цикличность повторения материала);
Корректируемости и мобильности (возможность внесения изменений с учетом
конкретных задач и социального заказа детей и родителей).
Основные используемые педагогические методы:
малогрупповой метод обучения позволяет создать условия для здоровой
конкуренции и стимулирует процесс творческого развития учащихся;
метод творческого воплощения. Очень важна совместная творческая работа педагога
и обучающегося, поскольку, творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и
всегда ново. .
метод импровизации в сценическом движении, позволяющий удерживать тесный
контакт со зрителями, что соответствует современным веяниям времени в эстрадном
искусстве. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство
на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом;
метод демонстрации видео материала. Обучающимся демонстрируются видео
записи с выступлениями выдающихся исполнителей, записи собственных
выступлений и других исполнителей, что позволяет усилить восприятие за счёт
включения зрительных анализаторов. Это позволяет активнее использовать метод
сравнения;
метод сравнения. Сравнение видеозаписей собственных выступлений с
выступлениями других участников, позволяет наиболее адекватно оценить свои
умения и достижения, стимулирует дальнейший творческий рост;
метод качественного показа – демонстрация выступлений различных исполнителей,
а также личный показ педагога, позволяют учащимся лучше осознать
предполагаемый результат в собственном исполнении.
метод словесного (образного) объяснения. Речь педагога, её доступность,
эмоциональность и артистичность, умение образно окрасить своё объяснение
являются важными инструментами в работе с обучающимися.
метод повторения. Повторение различных вокальных упражнений для развития
голоса позволяет выработать наиболее рациональную вокальную позицию для
каждого из учащихся и определить его индивидуальный стиль пения.
метод индивидуального подхода. Занятия с учащимися ведутся с учётом их
индивидуального развития, особенностей психики, интеллекта, возрастных
особенностей, уровня социального развития, с учётом индивидуальных
музыкальных пристрастий при выборе исполнительского репертуара.

2.5.1.Электронные образовательные ресурсы
№

Раздел (модуль)

Ссылка

1

Раздел «Формирование
игрового аппарата»

https://vkvideo.ru/video103496360_169471567
https://vkvideo.ru/video14647448_456241434
https://vkvideo.ru/video206605121_456239028

2

Видеозанятие «Великие
гитаристы эпохи»

https://vkvideo.ru/video-164136621_456239019
https://vkvideo.ru/video-109436930_456242325?t=1m18s

2.6. Рабочая программа
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (приложение 2)
2.6.1. Рабочая программа воспитания обновляется ежегодно и вынесена в Рабочую
программу.

2.7. Список литературы
Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. –М.: Музыка, 2007.
«Академия ГИТАРЫ». Альманах. Санкт – Петербург,2004
«Академия классической ГИТАРЫ». Альманах. Санкт –Петербург, 2003
«Белорусская гитара» Музыкальный альманах № 7, 2004
Вайсборд. М.А. Андрес Сеговия и гитарное искусство двадцатого века. – М.:
Музыка, 2006.
6. Вещицкий П.И. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и
аккомпанемент. – М., 2007.
7. Волков В.Д. Интервью с музыкантом. / Гитарист. – 2002.- №1.
8. Волков В.Д. Проблемы гитарного репертуара. / Гитарист.– 2000. - №1.
9. Газарян С.«В мире музыкальных инструментов» для учащихся старших классов.
Москва «Просвещение»,1989.
10. Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструннойгитаре. – М.: Музыка, 2008.
11. Музыкальный альманах «Гитара» выпуск 2. Москва «Музыка» 1990.
12. Николаев А. «Самоучитель игры на шестиструннойгитаре» Санкт – Петербург, 1999.
13. Патц П. «Славить без запинки» Нотный сборникдуховных песен. Германия. 2002.
14. Программа для детских музыкальных школ – гитарашестиструнная. Москва, 1988.
15. Программа заочной Московской студии гитаристов «Лира» по методу Галины
Бесединой.
16. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход. М.: Юрайт, 2024
17. Юркина Л. В., Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник и практикум. М.:
Проспект, 2023.
1.
2.
3.
4.
5.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Управление образования Администрации Людиновского
муниципального округа Калужской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»

Утверждаю
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Т.А. Прохорова
___.___.2025 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Звонкие струны»
(Стартовый уровень)

Гуров Алексей Геннадьевич
педагог дополнительного образования

г. Людиново, 2025 г.

Цель и задачи
Цель программы:
развитие творческих способностей обучающихся через обучение игре на шестиструнной
гитаре.
Задачи:
Обучающие:






научить игре на шестиструнной гитаре;
освоить нотную грамоту и основы музыкальной теории;
способствовать формированию игрового аппарата;
расширить знания о музыкальных традициях гитарного исполнительства;
научить слушать музыкальные произведения и передавать содержание при
исполнении.
Воспитательные:
 привить обучающимся интерес к музыкальному творчеству;
 создать условия для творческого сотрудничества обучающихся;
 способствовать воспитанию усидчивости, вниманию, настойчивости, самодисциплины
и умению работать на результат.
Развивающие:
 развивать природные музыкальные способности обучающихся (слух, чувство ритма,
музыкальную память);
 развивать когнитивные способности (память, внимание, пространственное
мышление);
 развивать мелкую моторику пальцев и координацию рук и глаз;
 развивать навыки публичных выступлений.

1.Организационно-педагогические основы обучения.
Возраст обучающихся: 10-16 лет.
Количество: Индивидуальные занятия -1 обучающийся
Режим работы:
2 раза в неделю по 1 часу или 1 раз в неделю по 2 часа. Длительность занятия 40 минут.
Расписание занятий (по дням недели

2. Календарный учебный график
Дата проведения
итоговой аттестации

72

Дата проведения
промежуточной
аттестации

36

Даты начала и
окончания учебного
периода

36

Учебные периоды

Кол-во
часов по программе

30.05

Кол-во учебных
недель

01.09

Кол-во учебных
дней

Окончание занятий

Группа
1

Начало занятий

Год обучения
1

30.05

декабрь
май

-

01.09-30.12
09.01-30.05

№
п/п

3.Учебный план
Название раздела, темы
Количество часов.

Формы
контроля

Всего Теория Практика
Собеседование
I. Вводное занятие. Техника безопасности.
2
1
1
Беседа

II. Раздел «Формирование игрового
аппарата»

38

2

36

1 Постановка правой руки.
Виды аккомпанемента.

16

1

15

2 Постановка левой руки.
Освоение мензуры грифа, аккордовые
последовательности.
3 Промежуточный контроль.

21

1

20

1

-

1

10

2

8

5
1 Нотная грамота и основы музыкальной
теории. Табулатура, схемы аккордов.
5
2 Чтение нот с листа, аккордовые
последовательности.
IV. Раздел «Ансамблевая игра»
20
5
1 Разбор партий.
7
2 Разучивание произведений для гитары
(2-3 гитар).
7
3 Работа над синхронностью, ритмом и
динамикой исполнения.
1
4 Итоговый контроль.
V. Итоговое занятие.
2
Видеозанятие«Великие гитаристы эпохи»
Всего:
72

1

4

1

4

3
1
1

17
4
6

1

6

1

1
1

9

63

III. Раздел «Элементарная теория музыки»

Беседа
Наблюдение
Выступление

Беседа
Наблюдение
Опрос

Наблюдение
Выступление

Опрос
Выступление

4. Календарно-тематический план
2025-2026 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема учебного занятия
Вводное занятие. Техника безопасности.
Видеозанятие «Шестиструнная гитара»
Формирование игрового аппарата. Виды аккомпанемента.
Постановка правой руки: положение кисти правой руки.
Положение кисти и предплечия: опора.
Положение кисти при игре.
Положение кисти при игре.
Способы извлечения: тирандо и апояндо.
Положение пальцев правой руки: большой палец, игра по нижним
струнам.
Положение пальцев правой руки: большой палец, игра по нижним
струнам.
Положение пальцев правой руки.
Игра большим, указательным, средним и безымянным пальцами
правой руки.
Игра большим, указательным, средним и безымянным пальцами
правой руки.
Игра большим, указательным, средним и безымянным пальцами
правой руки.
Игра большим, указательным, средним и безымянным пальцами
правой руки (p,j,m,a).
Игра большим, указательным, средним и безымянным пальцами
правой руки (p,j,m,a).
Игра большим, указательным, средним и безымянным пальцами
правой руки (p,j,m,a).
Распространенные ошибки постановки правой руки.
Мензура грифа, аккордовые последовательности.
Постановка левой руки: основные правила.

Часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата проведения

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

Игра пальцами по открытым струнам.
Игра пальцами по открытым струнам.
Упражнения на расслабление руки и пальцев.
Тренировочные упражнения игры двумя руками.
Тренировочные упражнения игры двумя руками.
Тренировочные упражнения игры двумя руками.
Тренировочные упражнения игры двумя руками.
Тренировочные упражнения на координацию обеих рук.
Тренировочные упражнения на координацию обеих рук.
Тренировочные упражнения на координацию обеих рук.
Тренировочные упражнения на координацию обеих рук.
Тренировочные упражнения на координацию обеих рук.
Тренировочные упражнения на координацию обеих рук.
Промежуточный контроль. Выступление.
Игра пальцев «закрутки».
Игра пальцев «закрутки».
Упражнение на арпеджио в различных аккордных
последовательностях.
Упражнение на арпеджио в различных аккордных
последовательностях.
Игра аккордовой последовательности (T,S,D), корректировка
ошибок.
Игра аккордовой последовательности (T,S,D) по двудольной схеме
боя.
Нотная грамота: основные концепции.
Применение общих музыкальных принципов к конструкции грифа.
Создание и изменение звука.
Создание и изменение звука.
Создание и изменение звука.
Ноты на грифе. Интервалы. Основные аккорды.
Чтение нот с листа.
Соотнесение нот с грифом.
Использование табулатуры.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов.
Отработка аппликатуры.
Разбор партий. Табы, ноты, запись.
Изучение табулатур.
Основные техники игры.
Основные техники игры.
Видеозанятие игры на гитаре.
Выбор музыкального произведения и табулатуры для гитарного
дуэта.
Прослушивание оригинала музыкального произведения в записи, с
одновременной игрой по табам.
Работа над частями музыкального произведения.
Работа над частями музыкального произведения.
Работа над частями музыкального произведения.
Работа над техникой исполнения с изменением темпа игры.
Работа над техникой исполнения с изменением темпа игры.
Работа над синхронностью, ритмом, динамикой исполнения.
Упражнения на развитие синхронности, ритма, динамики
исполнения.
Упражнения с метрономом.
Упражнения с изменением темпа исполнения.
Координационные упражнения.
Упражнения на игру под счёт.
Итоговый контроль. Выступление.
Итоговый контроль. Выступление.
Видеозанятие «Великие гитаристы эпохи»
Итоговое занятие.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72

5.Этапы педагогического контроля
№
п/п

Тема занятий

Форма проведения

Срок проведения

1.
2.

1. Методическая работа
№
п/п
1
2
3

Тема

8.Самообразование.
Тема по самообразованию:

Сроки
проведения

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

I. Теоретические
и практические
ЗУН

Возрастн
Параметры диагностики
ые
характер
истики
обучающ
ихся
10-16 лет  усвоение знаний по базовым темам




I.Особе
нности
личност
ной
сферы

Развит
ие

программы;
овладение умениями и навыками,
предусмотренными программой;
развитие художественного вкуса;
формирование коммуникативных
качеств,
трудолюбия
и
работоспособности.

Обучающ
иеся всех
возрастов

Личностные достижения
обучающихся в процессе
усвоения предметной
программы

10-16 лет

1. Самооценка (отношение к
себе)

II.
Практичес
кая
творческа
я
деятельно
сть
обучающи
хся

Обучение

Направление
диагностики

Методы диагностики

Контрольные
мероприятия,
методики

Наблюдение,
тестирование, опрос,
анализ творческих
выступлений;

Творческое
выступление

Анализ продуктов
творческой деятельности:
метод наблюдения;

Создание
индивидуальных
творческих
номеров

Тестирование, метод
наблюдения

методика
«Солнечная
система» Методика
«Самооценка»

II.
Особенности
личности в
системе
социальных
отношений

10-16 лет

2. Творческие способности

Тестирование,
конкурсные и иные
творческие мероприятия,
метод экспертных оценок

1. Самоотношение личности

Тестирование, проектные
методики

2. Творческие способности

Тестирование, проектные
методики

1.Удовлетворенность
отношениями в группе,
положение личности в
коллективе и его сплоченность

Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики

Контрольный
список
характеристик
креативной
личности Тест
креативности
«Использование
предмета», анкета
для педагогов
Методика
определения
самооценки
(Т.В.Дембо,
С.Я.Рубинштейн)
«Оценка
самоотношения
личности» (по
В.В.Столину), тест
«Дом, дерево,
человек»,
«Несуществующее
животное»
Тест вербальной
креативности,
анкета для
педагогов
Опросник САН
«Социометрия»,
анкета «Наши
отношения», анкета
«Сплоченность
коллектива»

I.Самоорганиза
ция свободного
времени

10-16лет

II.Профессиональное
самоопределение

Воспитание

10-16 лет

1.Удовлетворенность
отношениями в группе,
положение личности в
коллективе и его сплоченность

Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики

2. Коммуникативные навыки

Методы наблюдения,
анкетирования,
тестирование

Потребность в продуктивном
проведении досуга

Профессионально важные
качества
Профессиональные интересы

Анкетирование

Метод наблюдения, метод
экспертных оценок
Тестирование

«Социометрия»,
«Оценка
психологического
климата
коллектива»,
методика
«Незаконченные
предложения»,
методика
измерения уровня
тревожности
Тест
«Коммуникативные
и организаторские
способности»
Анкета
(адаптированная)
«Я и мое свободное
время»
Анкета «Я и мое
свободное время»
Анкета
«Профессиональны
е качества»
Опросник «Я
предпочту»,
«Дифференциально
-диагностический
опросник Е. А.
Климова

Профессиональные намерения,
готовность к выбору профессии

Анкетирование

Анкета «Моя
будущая
профессия»,
«Дифференциально
-диагностический
опросник Е. А.
Климова

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».