Основы музыкальной грамоты

Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Согласовано педагогическим
советом
от 27.08.2025 г.
Прохорова
Протокол № 1

Татьяна
Александров
на

УТВЕРЖДАЮ
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
Подписано
_________Т.А. Прохорова
29.08.2025 г.
цифровой

подписью:
Прохорова Татьяна
Александровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Основы музыкальной грамоты»
в студии «Гитара»
(Стартовый уровень)

Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 10-16 лет

Моисеева Лариса Анатольевна
педагог дополнительного образования

г. Людиново, 2025 г.

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
художественной направленности, очной формы обучения, сроком реализации 1 год, для
детей 10-16 лет стартового уровня освоения.
Программа позволяет дать основные представления обучающихся о музыкальной
грамоте.
В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно
появляется желание его реализовать. Музыка является самым массовым и доступным
видом искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде творчества.
Бесспорным лидером по массовости и доступности среди музыкальных
инструментов считается гитара. Шестиструнная гитара один из древнейших музыкальных
инструментов, истоки которой уходят в глубокое прошлое, богатая история насчитывает
десятки столетий и проходит через множество исторических и культурных эпох.
Широкая востребованность шестиструнной гитары обусловлена универсальностью
этого инструмента, гитара одинаково «комфортно себя чувствует» и в профессиональном
музыкальном качестве (обладая богатейшей палитрой выразительных средств), и в
любительско-бытовом музицировании.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным программам
системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных
документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №
1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016-2020 годы»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
8. Устав муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества»;
9. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
Актуальность разработки и внедрения данной программы обусловлена решением важных
проблем эстетического и духовно-нравственного воспитания учащихся, которые
определены в ФЗ РФ «Об образовании», а так же возможностью создания условий для

приобщения обучающихся к музыкальному искусству с начального этапа обучения,
формирования музыкального вкуса и культуры, эстетического восприятия музыки,
расширения общего кругозора, а также накопления музыкального багажа знаний, развития
музыкально–литературного лексикона обучающихся.
Новизна программы связана с направлением образовательного процесса на постепенное
развитие учащихся, формирование их эстетических качеств и эстетического отношения к
действительности. Расширение приемов и форм занятий позволяет в процессе роста
творческих способностей учащихся использовать полученное образование в обычной
жизни.
Отличительные особенности программы. Особенностью программы является
соединение на занятиях двух видов деятельности в области музыкального искусства:
слушание музыки и освоение музыкальной грамоты.
При разработке программы учтены образовательные права детей, организация
образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе с учетом
особенностей психофизического развития категорий, обучающихся согласно медицинским
показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Программа модифицированная:
При составлении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Основы музыкальной грамоты» использовался
материал
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Аккорд» (разработана педагогом
Мамаевой Л.В.), а также личный опыт педагога, реализующего программу
Особенности возрастной группы: обучение рассчитано на детей 10-16 лет
Уровень освоения программы – стартовый.
Объём программы – 36 часа
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 часу, длительность одного занятия 40 минут.
Условия реализации программы: На обучение по программе набираются дети,
обучающиеся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Аккорд», «Звонкие струны», без предварительного отбора по заявлению родителей.
Занятия проводятся в группах в составе 6-12 человек, что позволяет построить
индивидуальную траекторию обучения и предусматривает включение обучающихся в
проектную деятельность.
Количественный состав обучающихся выбран не случайно, исходя из опыта работы и
наличия оборудования в кабинете и в связи с индивидуальным подходом обучения
детей, преследуя цель в достижении лучших результатов.

1.2. Цель и задачи
Цель: создание условий образовательной, художественной среды, формирующей
музыкальные знания, художественный вкус, ключевые компетенции обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
 обучать основам музыкальной грамоты;
 формировать специальные знания, умения, навыки
 побуждать обучающихся слышать и слушать музыку, передавать ее содержание при
исполнении;
 познакомить и приобщить обучающихся к жанрам авторской песни.
Воспитательные:
 воспитывать эстетические, моральные, волевые качества;
 воспитывать уважение к исполнительскому искусству других обучающихся;
воспитывать трудолюбие и самодисциплину.
Развивающие:
 развивать художественно эстетический вкус;
 развивать фантазию, образное мышление, эмоциональную отзывчивость на музыку и
чувственное восприятие характера музыкального произведения.
1.3. Учебный план
№ Наименование базовых
п\п разделов, тем
I

II

Вводное занятие.
Техника безопасности на
занятиях.
Раздел «Теория музыки»

Количество часов
Всего

IV

Раздел «Развитие
музыкального
восприятия»

Теория Практика
Беседа

1

17

III

Формы контроля

1

-

8
9

17

8

9

1

-

1

36

17

19

Итоговое занятие

Итого

Беседа
Тестирование
Викторина
Кроссворд
Контрольные
занятия
Беседа
Выступление
Конкурсы
Контрольные
занятия
Беседа

1.4. Содержание
I.
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
Теория: Содержание и режим занятий, требование к принадлежностям, техника
безопасности на занятиях.
II.
Раздел «Теория музыки»
Теория:
 Гитара в семействе других музыкальных инструментов. История развития гитары.
Строение гитары.
 Свойства музыкального звука. Звук и созвучие. Из истории нотной записи.
 Нота. Нотоносец. Название нот. Слоговое и буквенное обозначение звуков. Октавы.
Диапазон фортепиано и гитары. Скрипичный и басовый ключ.
 Запись нот в скрипичном ключе. Клавиатура фортепиано. Строй гитары.
 Длительности нот, паузы. Знаки, увеличивающие длительность нот (точка, лига.)
Фермата
 Метр как организующее и выразительное начало в музыке. Сильные и слабые доли.
Затакт.
 Такт, тактовая черта. Размер такта. Размеры 2/4, ¾, 4/4, 3/8, 6/8 (Общие понятия.)
 Ритмические группы в двухдольных размерах.
 Знаки сокращения нотного письма. Реприза, вольта.
 Тон, полутон. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков.
 Звукоряд. Гамма. Лад. Тональность.
 Мажор и минор. Строение мажора и минора. До мажор и Ля минор.
 Нумерация ступеней лада и их значение. Устойчивые и неустойчивые ступени.
Тоника.
 Главные ступени в тональности.
 Мелодия и аккомпанемент. Фактура.
 Диссонанс и консонанс. Интервал и аккорд.
 Количественная и качественная характеристика интервалов.
 Выразительные особенности интервалов.
 Обращение интервала.
 Трезвучие и септаккорд.
 Виды трезвучий и их интервальный состав.
 Обращения трезвучия.
 Виды септаккордов. Обращение септаккордов.
 Способ цифрового обозначения аккордов.
 Главные трезвучия лада.
 Основные темпы в музыке.
 Штрихи. Динамические оттенки.
Практика:
 Работа с нотным текстом сборников:
 А.В. Катанский, В.М. Катанский «Школа игры на шестиструнной гитаре»;
 А. Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре»;
 Хрестоматия «Юному гитаристу».
III. Раздел «Развитие музыкального восприятия»
Теория:
 Интонационно-образная природа музыки. Музыка как визитная карточка эпохи, в
которую она была написана.










Средства музыкальной выразительности.
Мелодия – душа музыки.
Роль метра и ритма как средства музыкальной выразительности.
Гармония как выразительное средство музыки.
Темп как средство музыкальной выразительности.
Роль динамики как средства музыкальной выразительности.
Секвенция как один из способов музыкального развития.
Повторность. Вариантность как средство музыкального развития. Вариационная
форма.
 Гармоническая фигурация как прием музыкального развития.
 Мелодическая фигурация. Вспомогательные и проходящие неаккордовые звуки.
 Ансамбль. Тембр как средство музыкальной выразительности и его роль в
музыкальном развитии. Роль тембра в раскрытии музыкального образа.
 Струнные музыкальные инструменты.
 Ударные музыкальные инструменты.
 Духовые музыкальные инструменты.
 Почему появлялись новые инструменты.
 Творческая природа музыкальной деятельности. Композитор, исполнитель
слушатель.
 Импровизация как показатель уровня мастерства композитора и исполнителя.
 Метр в электронной, рок- и классической музыке.
 Поступенное движение. Движение мелодии по звукам аккордов. Вспомогательные и
проходящие неаккордовые звуки.
 Интерпретация. Переложение.
 Программная музыка.
 Романс в русской музыке.
 Творчество выдающихся гитаристов-исполнителей.
 Жанр авторской песни.
Практика: Слушание и анализ музыкальных произведений русских и зарубежных
авторов.
IV. Итоговое занятие.
Практика: Роль музыкальной грамоты в развитии музыкальных способностей и
понимании музыки. Анализ незнакомого нотного текста.
1.5. Планируемые результаты:
Предметные:
 будут знать основы музыкальной грамоты;
 формировать специальные знания, умения, навыки
 будут проявлять интерес к музыке, передавать ее содержание при исполнении;
 будут знать жанры авторской песни и проявлять к ним интерес;
Метапредметные:
 будет проявлять художественно эстетический вкус;
 будут проявлять фантазию, образное мышление, эмоциональную отзывчивость
на музыку и чувственное восприятие характера музыкального произведения.
Личностные:
 будут развиты моральные, волевые качества;
 будут проявлять уважение к исполнительскому искусству других обучающихся;
 будут проявлять трудолюбие и самодисциплину.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
(составляется ежегодно) вынесен в «Рабочую программу». (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
(указать материалы, используемые для реализации программы)
Успешной реализации образовательного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база.
Кабинет, в котором находятся:
 Ученические столы и стулья;
 Фортепиано;
 Магнитно-маркерная доска;
 Ноутбук;
 Стол и стулья.
Наглядное обеспечение
1.Альбомы
2.Слайд-фильм
3.Учебные фильмы:
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную
литературу, разработки отдельных методических аспектов необходимых для проведения
занятий (Приложение 2).
Специальные пособия, наглядный материал, активизирующие восприятие
музыкальных произведений: портреты композиторов, таблицы.
Пособия,
направленные на развитие познавательных процессов: кроссворды, викторины,
стихи, викторины.
2.3. Формы аттестации
Два раза в год во всех группах проводится промежуточная и итоговая аттестация,
которая отслеживает личностный рост ребёнка по следующим параметрам:





Примерные
усвоение знаний по базовым темам программы;
овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
развитие художественного вкуса;
формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Используются следующие формы проверки: тестирование, опрос.
Методы проверки: наблюдение, тестирование, анализ творческих работ и т.п.
Итоговая аттестация осуществляется в форме: класс -концерта

2.4. Контрольно-оценочные материалы
На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень
освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических и творческих
заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за
творческим развитием каждого обучающегося (Приложение 3).
Результаты освоения программного материала определяются по трём уровням:
высокий, средний, низкий.
Пример:
Используется 10- бальная система оценки результатов
8-10 баллов – высокий уровень,
4 - 7 баллов – средний уровень,
1 - 3 балла – низкий уровень
Важными показателями успешности освоения программы являются: понимание
расположения нот в разных ключах, длительности, знаки альтерации и определять
тональность.
По окончании обучения обучающиеся различают ритмическое строение музыки, обладают
развитым музыкальным слухом. Знают ноты и записи музыки.
Усвоение программы возможно по 3-м уровням: низкий, средний, высокий.
Обучающиеся с высоким уровнем освоения программы характеризуются как творчески
активные, самостоятельные инициативные; точно осмысляют задания и быстро их
выполняют без помощи педагога; у них ярко выраженная эмоциональность.
Обучающиеся со средним уровнем освоения программы характеризуются как
эмоционально отзывчивые, проявляющие интерес и желание включиться в
образовательную деятельность. Обучающийся может испытывать затрудняется в
выполнении задания. Требуется помощь педагога.
Обучающиеся с низким уровнем освоения программы мало эмоциональны; «ровно»,
спокойно относится к занятиям, нет активного интереса, равнодушны, не способны к
самостоятельности. Быстрая утомляемость, у них неустойчивое внимание,
функциональная незрелость.
2.5. Методическое обеспечение
Организация образовательного процесса по данной программе предполагает создание
для обучающихся творческой, свободной, комфортной среды. Этому способствует
использование педагогом методов обучения, позволяющих достичь максимального
результата. К ним относятся беседа, рассказ, объяснения, показ, демонстрация
иллюстративного материала и фотографий. Применяются активные методы обучения:
выполнение практических работ, прослушивание музыкальных произведений. Педагогом
активно используются современные образовательные технологии: информационнокоммуникационные, личностно-ориентированного обучения.
Познавательный интерес детей усиливается за счет систематического просмотра
видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
Занятия по программе строятся на следующих принципах:
усвоения материала от простого к сложному, единства воспитания и обучения,
последовательности, доступности, индивидуальности, самореализации.

Программа рассчитана на подростковый возраст и предполагает установление
оптимального разрешения его кризиса, в методико-педагогическом плане ориентирована
на системно-комплексный подход в выборе форм и методов обучения.
2.5.1. Электронные образовательные ресурсы:
№
1

Раздел (тема)
Теория музыки. Ключевые знаки.

Ссылка
https://vkvideo.ru/video174825027
_456239441

2

Теория музыки. Основы системы
нотации.

https://vkvideo.ru/video189733719_456239073

3

Как устроена музыка. Мелодия.

https://vkvideo.ru/video24334671_161792896

2.6. Календарный учебный график
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (Приложение 2).
2.6.1. Программа воспитания обновляется ежегодно и вынесена в Рабочую программу.

2.7. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Андриенко Е.В. Социальная психология под ред. Сластенина В.А. М.: Издательский
центр «Академия». 2001. 264с.
Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. М.: Юрайт, 2023. 478 с.
В. Флис, Я. Якубяк «Сольфеджио для 1 – 4 классов». Киев. 1979.
Блинов В. И. Введение в педагогическую деятельность. М.: Юрайт, 2023, 130
Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. М.: Юрайт, 2023. 478 с.
Вахромеев В. «Элементарная теория музыки». «Музыка». Москва, 1968.
Вопросы методики музыкального воспитания детей. – М.:Музыка, 1975г.
Г.Скудина «Музыкальная литература русских композиторов». Москва «Музыка»,
1990
Голованов В.П. – Методика и технология педагога дополнительного образования, М.,
Музыка, Владос, 2004г.
Гуманизация воспитательного процесса/ Под ред. Вощенковой Н.С. – Калуга:
издатель Бочкарёва Н.Ф., 1997.
И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных композиторов». Москва.
«Музыка». 1990
И.Прохорова, Г.Скудина «Музыкальная литература советских композиторов» Москва
«Музыка».1990
Картавцева М. «Сольфеджио XXI века». «Кифара» 1999.
Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Москва 2006г.
Красинская Л, Уткин Р «Элементарная теория музыки».«Музыка».Москва, 1983.
Макаров С.П. «Технология индивидуального обучения»//Педагогический вестник. –
1994 г.
Максимов С.Е. «Музыкальная грамота». «Музыка». Москва. 1979.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических
колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998
Т.А. Зебряк, Основы музыкальной грамоты и сольфеджио, в помощь тем, кто решил
начать заниматься музыкой, Москва., «КИФАРА», 2009 г.
Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход. М.: Юрайт, 2024. 401 с.
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н.. Методика музыкального воспитания, М.:
- «Музыка», 1990 г. Ст. «Музыкальное искусство – средство воспитания детей».
Чиркова Т. Учёт индивидуально-психологических особенностей детей.//М.1986г.
Юркина Л. В., Крившенко Л. П. Педагогика. Учебник и практикум. М.: Проспект,
2023. 240 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Управление образования Администрации Людиновского
муниципального округа Калужской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»

УТВЕРЖДАЮ
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Т.А. Прохорова
___.___.2025 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
(Стартовый уровень)

Моисеева Лариса Анатольевна
педагог дополнительного образования

г. Людиново, 2025 г.

Цель и задачи
Цель: создание условий образовательной, художественной среды, формирующей
музыкальные знания, художественный вкус, ключевые компетенции обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
 обучать основам музыкальной грамоты;
 формировать специальные знания, умения, навыки
 побуждать обучающихся слышать и слушать музыку, передавать ее содержание при
исполнении;
 познакомить и приобщить обучающихся к жанрам авторской песни.
Воспитательные:
 воспитывать эстетические, моральные, волевые качества;
 воспитывать уважение к исполнительскому искусству других обучающихся;
воспитывать трудолюбие и самодисциплину.
Развивающие:
 развивать художественно эстетический вкус;
 развивать фантазию, образное мышление, эмоциональную отзывчивость на музыку и
чувственное восприятие характера музыкального произведения.
1. Организационно-педагогические основы обучения.
Возраст обучающихся: 10-16 лет.
Количество в группе: Занятия проводятся в группах в составе 6-12 человек
Режим работы:
1 раз в неделю по 1 часа. Длительность занятия 40 минут.
Расписание занятий (по дням недели):

2. Календарный учебный график

09.01-30.05

30.05

декабрь
май

Дата проведения
итоговой аттестации

01.09-30.12

Дата проведения
промежуточной аттестации

36

Даты начала и окончания
учебного периода

36

Учебные периоды

36

Кол-во
часов по программе

30.05

Кол-во учебных недель

01.09

Кол-во учебных дней

Окончание занятий

Группа
1

Начало занятий

Год обучения
1

-

3. Учебный план
№ Наименование базовых
п\п разделов, тем
I

II

Вводное занятие.
Техника безопасности на
занятиях.
Раздел «Теория музыки»

Количество часов
Всего

IV

Раздел «Развитие
музыкального
восприятия»

Теория Практика
Беседа

1

17

III

Формы контроля

1

-

8

9

17

8

9

1

-

1

36

17

19

Итоговое занятие

Итого

Беседа
Тестирование
Викторина
Кроссворд
Контрольные
занятия
Беседа
Выступление
Конкурсы
Контрольные
занятия
Беседа

4.Календарно-тематический план
№
п-п
1
2
3

4
5
6
7
8
9

Тема занятия

Колво
часов
Гитара в семействе других музыкальных инструментов.
1
История развития гитары. Строение гитары.
Свойства музыкального звука. Звук и созвучие. Из
1
истории нотной записи.
Нота. Нотоносец. Название нот. Слоговое и буквенное
1
обозначение звуков. Октавы. Диапазон фортепиано и
гитары. Скрипичный и басовый ключ.
Запись нот в скрипичном ключе. Клавиатура
1
фортепиано. Строй гитары.
Длительности нот, паузы. Знаки увеличивающие
1
длительность нот (точка, лига.) Фермата.
Метр как организующее и выразительное начало в
1
музыке. Сильные и слабые доли. Затакт.
Такт, тактовая черта. Размер такта. Размеры 2/4, ¾, 4/4,
1
3/8, 6/8 (Общие понятия.)
Ритмические группы в двухдольных размерах.
1
Работа с нотным текстом.
1

Дата

1
1
1
1

22
23

Знаки сокращения нотного письма. Реприза, вольта.
Тон, полутон. Знаки альтерации. Энгармонизм звуков.
Звукоряд. Гамма. Лад. Тональность.
Мажор и минор. Строение мажора и минора. До мажор
и Ля минор.
Нумерация ступеней лада и их значение. Устойчивые и
неустойчивые ступени. Тоника.
Главные ступени в тональности.
Контрольное занятие.
Мелодия и аккомпанемент. Фактура.
Диссонанс и консонанс.
Интервал и аккорд.
Работа с нотным текстом.
Количественная и качественная характеристика
интервалов.
Выразительные особенности интервалов.
Выразительные особенности интервалов.

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Обращение интервала.
Трезвучие и септаккорд.
Виды трезвучий и их интервальный состав.
Обращения трезвучия.
Виды септаккордов. Обращение септаккордов.
Способ цифрового обозначения аккордов.
Способ цифрового обозначения аккордов.
Главные трезвучия лада.
Правила подбора аккомпанемента к мелодии.
Правила подбора аккомпанемента к мелодии.
Основные темпы в музыке.
Штрихи. Динамические оттенки.
Контрольное занятие.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5.Этапы педагогического контроля
№
п/п

Тема занятий

Форма проведения

Срок проведения

1.
2.

1. Методическая работа
№
п/п
1
2
3
4

Тема

Сроки
проведения

5
8.Самообразование.
Тема по самообразованию:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Возрастн
Параметры диагностики
ые
характер
истики
обучающ
ихся
10-17 лет  усвоение знаний по базовым

I. Теоретические
и практические
ЗУН
I.Особе
нности
личност
ной
сферы

Развит
ие

II.
Практическа
я творческая
деятельность
обучающихс
я

Обучение

Направление
диагностики





темам программы;
овладение умениями и навыками,
предусмотренными программой;
развитие художественного вкуса;
формирование коммуникативных
качеств,
трудолюбия
и
работоспособности.

Обучающ
иеся всех
возрастов

Личностные достижения
обучающихся в процессе
усвоения предметной
программы

10-17 лет

1. Самооценка (отношение к
себе)

Методы диагностики

Контрольные
мероприятия,
методики

Наблюдение,
тестирование, опрос,
анализ творческих работ;

Викторина
«…………………»

Анализ продуктов
творческой деятельности:
участие в городских и
региональных выставках,
конкурсах; метод
наблюдения;
Тестирование, метод
наблюдения

Создание
индивидуальных
творческих работ:

методика
«Солнечная
система» Методика
«Самооценка»

II.
Особенности
личности в
системе
социальных
отношений

10-17 лет

2. Творческие способности

Тестирование,
конкурсные и иные
творческие мероприятия,
метод экспертных оценок

1. Самоотношение личности

Тестирование, проектные
методики

2. Творческие способности

Тестирование, проектные
методики

1.Удовлетворенность
отношениями в группе,
положение личности в
коллективе и его сплоченность

Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики

Контрольный
список
характеристик
креативной
личности Тест
креативности
«Использование
предмета», анкета
для педагогов
Методика
определения
самооценки
(Т.В.Дембо,
С.Я.Рубинштейн)
«Оценка
самоотношения
личности» (по
В.В.Столину), тест
«Дом, дерево,
человек»,
«Несуществующее
животное»
Тест вербальной
креативности,
анкета для
педагогов
Опросник САН
«Социометрия»,
анкета «Наши
отношения», анкета
«Сплоченность
коллектива»

I.Самоорганиза
ция свободного
времени

10-17лет

II.Профессиональное
самоопределение

Воспитание

10-17 лет

1.Удовлетворенность
отношениями в группе,
положение личности в
коллективе и его сплоченность

Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики

2. Коммуникативные навыки

Методы наблюдения,
анкетирования,
тестирование

Потребность в продуктивном
проведении досуга

Профессионально важные
качества
Профессиональные интересы

Анкетирование

Метод наблюдения, метод
экспертных оценок
Тестирование

«Социометрия»,
«Оценка
психологического
климата
коллектива»,
методика
«Незаконченные
предложения»,
методика
измерения уровня
тревожности
Тест
«Коммуникативные
и организаторские
способности»
Анкета
(адаптированная)
«Я и мое свободное
время»
Анкета «Я и мое
свободное время»
Анкета
«Профессиональны
е качества»
Опросник «Я
предпочту»,
«Дифференциально
-диагностический
опросник Е. А.
Климова

Профессиональные намерения,
готовность к выбору профессии

Анкетирование

Анкета «Моя
будущая
профессия»,
«Дифференциально
-диагностический
опросник Е. А.
Климова


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».