Маршруты к новым горизонтам

Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район» Муниципальное казённое
образовательное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Согласовано
методическим советом
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
Протокол №2
Прохорова
01.02.2024 г.

Утверждаю
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
________Т.А. Прохорова
Подписано
02.01.2024 г.
цифровой подписью:

Татьяна
Прохорова Татьяна
Александровна Александровна

КРАТКОСРОЧНАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО – КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«МАРШРУТЫ К НОВЫМ ГОРИЗОНТАМ»

Срок реализации-16 учебных часов
Возраст детей 11-15 лет

Разработчик программы:
методист по туристско – краеведческой работе
Евтюхова Татьяна Александровна

Людиново, 2024г.

1

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная
программа
является
модифицированной
краткосрочной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей туристско –
краеведческой направленности, очной формы обучения, сроком реализации
16 часов, для детей 11-15 лет стартового уровня освоения. Дистанционных
образовательных технологий не предусмотрено.
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября
2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
29.09.2023г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности
и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научнотехнологического и культурного развития страны».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
8. Устав муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества».
9. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Актуальность программы в том, что она направлена на:
2

- формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, а
также организацию свободного времени обучающихся.
- активизацию позиции обучающегося, реализацию его внутренних сил в
практическом, результативном и лично значимом познании окружающего
мира, реальной жизни и самого себя;
формирование
потребности
улучшать
окружающею
жизнь,
самосовершенствоваться;
- многообразие форм коллективной и индивидуальной практикопознавательной деятельности, именно «деятельности» как среды активного
целевого действия,
- многообразное взаимоотношение участников, деловое общение, с
включением
физических,
волевых,
нравственных,
умственных,
познавательных способностей, возможностей, личного опыта, багажа
полученных знаний и умений.
Основной составляющей подготовки юных туристов является
совершенствование основных знаний и навыков необходимых для
совершения степенных (1-3 степени) и категорийных (первой категории)
походов, закрепление основных знаний и умений полевой (походной) жизни.
В плане физической подготовки основной акцент делается на
совершенствование выносливости организма, ловкости, активности. В
техническом плане основное внимание уделяется стратегии прохождения
маршрута, тактики преодоления естественных препятствий. В плане
морально-волевой подготовки основное внимание обращается на укрепление
командного духа, общекомандной и личной дисциплины, собранности и
целеустремленности.
Не менее важным элементом подготовки является внедрение в сознание
детей чувства ответственности за свои поступки, чувства товарищества,
взаимовыручки, настойчивости в достижении своей цели.
Новизна программы в том, что одной из приоритетной задачи развития
дополнительного образования является создание сезонных школ. В
программе отражены основные вопросы, необходимые в походной
деятельности.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что
она реализуется в сезонной школе для мотивированных школьников в
каникулярный
период.
Программа
направлена
на
совершенствование технико-тактической
подготовки юных
туристовкраеведов и формирование навыков безопасного прохождения маршрутов. В
программе «Маршруты к новым горизонтам» изучаются вопросы техникотактической подготовки к прохождению маршрутов степенных походов и
походов 1 категории сложности.
Программой предусмотрено обеспечение образовательных прав детей с
ОВЗ и инвалидов при реализации ДООП - организация образовательного
процесса по дополнительной общеобразовательной программе с учетом
особенностей психофизического развития категорий, обучающихся согласно
медицинским показаниям, для следующих нозологических групп: 3

логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание); - соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Программа модифицированная, разработана на основе авторской
программы комплексной туристско-краеведческой подготовки (авторы
А.Евтушенко, И.Стороженко), опубликованной в сборнике авторских
программ дополнительного образования детей (Москва: Народное
образование, - 2002), так и типовых, рекомендованных министерством
образования РФ для использования в системе дополнительного образования
(Смирнов Д.В. 2000, 2003 годы), дополнительная общеобразовательная
общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «По
дороге с компасом и картой» (Хазикова Н.С. Евтюхова Т.А)
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 11-15 лет
Уровень освоения программы –стартовый.
Объём программы-16 часов
Срок освоения программы –1 неделя.
Режим занятий: 4 раза в неделю по 4 часа.
Условия реализации программы: на обучение по данной программе
набираются дети с предварительной подготовкой по спортивному туризму,
желающие усовершенствовать свои навыки участия в походах. Программа
предполагает очную форму обучения. Программа реализуется в рамках
сезонной школы для мотивированных обучающихся в каникулярное время.
Программа может быть адаптирована для обучения детей с ОВЗ:
логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание); - соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Формы организации образовательного процесса - групповая,
самостоятельная работа.
Виды занятий - тренировочные занятия.
1.2. Цель и задачи
Цель программы: создание условий для развития индивидуальных
личностных качеств ребенка, формирования ключевых компетенций
(ценностно-смысловых,
учебно-познавательных,
социокультурных,
коммуникативных) в процессе туристско-краеведческой деятельности.
Обучающие:
 совершенствование комплекса специальных теоретических знаний и
практического опыта, необходимых для успешной походной деятельности;
 формировать у обучающихся умение правильно оценивать свои силы и
возможности в любой нестандартной ситуации (в походе);
 совершенствовать навыки быстро ориентироваться в постоянно
меняющихся условиях, принимать самостоятельные решения;
 совершенствовать технико-тактическую подготовку.
Развивающие:

4

 совершенствовать

двигательные качества и повышать возможности
функциональных
систем
организма,
обеспечивающих
успешное
прохождение маршрута;
 развивать внимание и концентрацию внимания в стрессовых для
организма ситуациях;
 развивать зрительную память;
 развивать выносливость, моторику.
 расширение общей культуры и кругозора;
Воспитательные:
 совершенствовать

волевые качества;
 формировать способность к адекватной самооценке собственных сил;
 воспитывать дисциплинированность;
 воспитывать
стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях,
целеустремленность и упорство;
 воспитание ответственности, самостоятельности и самоконтроль;
 прививать чувство взаимовыручки, сплоченности и коллективизма.
1.3. Учебный план
п/п Наименование темы

1

2

3
4
5
6
7

Туристские
путешествия, история
развития
туризма.
Воспитательная
роль
туризма
Техника безопасности
при
проведении
туристских
походов,
занятий
Личное и групповое
туристское снаряжение
Организация
туристского
быта.
Привалы и ночлеги
Подготовка к походу,
путешествию
Питание в туристском
походе
Туристские должности
в группе

Всего Теория Практика Формы
аттестации/
контроля
Опрос

1

1

-

0,5

0,5

-

Тестирование

1,5

0,5

1

Наблюдение

1

0,5

0,5

Наблюдение

2

0,5

1,5

Наблюдение

1

0,5

0,5

Наблюдение

1

-

1

Наблюдение

5

8

9

10

Правила движения в
походе, преодоление
препятствий
Ориентирование по
местным предметам.
Действия в случае
потери ориентировки
Итоговый контроль
Всего

2

0,5

1,5

Наблюдение

2

0,5

1,5

Зачет

4

-

16

4,5

4

Поход
выходного
дня

11,5

1.4. Содержание программы
1. Туристские путешествия, история развития туризма. Воспитательная
роль туризма.
Теория
Туризм - средство познания своего края, физического и духовного
развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения
трудовых и прикладных навыков. Роль государства и органов образования
в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма: пешеходный,
лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида.
Понятие о спортивном туризме. Разрядные нормативы по спортивному
туризму, спортивному ориентированию.
Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности. Роль туристско-краеведческой деятельности в формировании
общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе.
Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание
волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства,
самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и
самообладания.
2. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий.
Теория
Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности.
Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.
Правила поведения при поездках группы на транспорте.
3. Личное и групповое туристское снаряжение.
Теория
Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного
снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы
рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила
размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних
походов. Подготовка личного снаряжения к походу.
6

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для
приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование, рукавицы, ножи, половник и
др.
Практические занятия
Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением,
уход за ним и ремонт.
4. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
Теория
Привалы и ночлеги в походе. Выбор места для привала и ночлега
(бивака). Основные требования к месту привала и бивака.
Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря;
планирование лагеря (выбор места для палаток и костра, определение мест
для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы).
Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Типы костров.
Правила разведения костра. Заготовка дров. Меры безопасности при
обращении с огнем и при заготовке дров. Уборка места лагеря перед
уходом группы. Организация ночлегов в помещении. Установка палаток.
Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и
проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
Практические занятия
Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов.
Развертывание и свертывание лагеря (бивака).
5. Подготовка к походу, путешествию.
Теория
Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в
группе. Составление плана подготовки похода.
Ознакомление с районом похода: изучение литературы, карт, отчетов
о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения,
получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут.
Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка
личного и общественного снаряжения.
Практические занятия
Составление плана подготовки похода. Составление плана-графика
движения. Подготовка личного и общественного снаряжения.
6. Питание в туристском походе
Теория
Значение правильного питания в походе. Организация питания в 2-3дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка
и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.
Практические занятия
Составление меню и списка продуктов для похода.
7. Туристские должности в группе
Теория
7

Должности постоянные и временные. Командир группы. Требования к
командиру группы. Постоянные должности в группе: заместитель
командира по питанию, заместитель командира по снаряжению,
проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф,
ответственный за отчет о походе. Другие должности: культорганизатор,
физорг и т.д. Временные должности - дежурные по кухне, их обязанности
(приготовление пищи, мытье посуды). Дежурные (дублеры) по
постоянным должностям: дежурный командир, дежурный штурман и т.д.
Практические занятия
Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки,
проведения похода и подведения итогов.
8. Правила движения в походе, преодоление препятствий
Теория
Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим
движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе.
Режим ходового дня.
Практические занятия
Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения.
Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности (лес, заросли кустарников, завалы, заболоченная местность).
9. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае
потери ориентировки
Теория
Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость
его движения. Определение азимута на Солнце в разное время дня.
Определение азимута по Луне. Полярная звезда, ее нахождение.
Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых
местных предметов.
Использование звуковой пеленгации, источников света в ночное время.
Практические занятия
Упражнения по определению азимута движения по тени от солнца,
определение азимута в разное время дня.
10. Итоговый контроль. Итоговая аттестация проходит в форме похода
выходного дня.
1.5. Планируемые результаты
Предметные:
обучающиеся будут:
 владеть комплексом специальных теоретических знаний и приобретут
практический опыт, необходимый для успешной походной деятельности;
 уметь правильно оценивать свои силы и возможности в любой
нестандартной ситуации (в походе);
 быстро
ориентироваться в постоянно меняющихся условиях,
принимать самостоятельные решения;
 владеть технико-тактической подготовкой.
8

Метапредметные:
У обучающихся будут:
 развиты
двигательные качества и повысятся возможности
функциональных
систем
организма,
обеспечивающих
успешное
прохождение маршрута;
 развито внимание и концентрация внимания в стрессовых для
организма ситуациях;
 развита зрительную память;
 развита выносливость, моторика.
 расширится общая культура и кругозор;
Личностные:
обучающиеся будут проявлять:
 волевые качества;
 способность к адекватной самооценке собственных сил;
 дисциплинированность;
 стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях, целеустремленность
и упорство;
 ответственность, самостоятельность и самоконтроль;
 взаимовыручку, сплоченность и коллективизм.

9

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план
(составляется ежегодно) вынесен в Рабочую программу (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база: учебно - тренировочный полигон с
различным рельефом.
Материально-техническое обеспечение занятий:
туристское снаряжение:
 Рюкзак объемом не менее 80 литров - 15шт;
 Спальный мешок - 15 шт;
 Палатка «Зима» -1шт;
 Радиостанции портативные 1 шт,
 Палатка туристская с тентом (каркасно-дуговая) 4-местная - 4шт;
 Костровище;
 Канны;
 Топор.
2.3. Формы аттестации
Итоговая аттестация учащихся проводится по итогам освоения программы
и осуществляется в форме прохождения похода выходного дня.
По завершении маршрута и успешности его преодоления, вовлеченности и
активности определяется уровень освоения программы (высокий, средний,
низкий)
 усвоение знаний по базовым темам программы;
• овладение умениями и навыками необходимый для успешной
походной деятельности;
• развитие интереса к туризму и походной деятельности;
• развитие навыков концентрации внимания в стрессовых для организма
ситуациях;
• формирование
коммуникативных
качеств,
трудолюбия
и
работоспособности.
• формирование навыков быстро ориентироваться в постоянно
меняющихся условиях, принимать самостоятельные решения;
Используются следующие формы проверки:
Методы проверки: наблюдение, тестирование, опрос, зачет, Итоговая
аттестация осуществляется в форме похода выходного дня.
.
10

По окончании обучения выдается сертификат о прохождении
программы сезонной школы.
2.4. Контрольно-оценочные материалы
На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый
контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении
практических заданий и сдачи нормативов. В течение всего периода
обучения ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за развитием
каждого обучающегося (Приложение 3).
Результаты освоения программного материала определяются по трём
уровням: высокий, средний, низкий.
Используется 10- бальная система оценки результатов
8-10 баллов – высокий уровень,
4 - 7 баллов – средний уровень,
1 - 3 балла – низкий уровень
Важными показателями успешности освоения программы являются:
развитие интереса обучающихся к спортивному туризму.
2.5. Методические материалы
Методы обучения, используемые в рамках программы учебного
предмета вербальный (беседа, объяснение);
• наглядный (наблюдение, демонстрация);
• практический (отработка практических приемов, прохождение
маршрутов).
В области физической подготовки данный этап предполагает выработку
у детей выносливости, что связано с особенностями психофизического
развития ребенка в этом возрасте.
В плане технического совершенствования – отработка приемов,
необходимых в походной жизни.
В плане развития морально-волевых качеств основное внимание
уделяется воспитанию командного духа, умению четко выполнять установки
руководителя похода, полноценно настраиваться на успешное преодоление
естественных препятствий в походе. При этом важным элементом моральноволевой подготовки является воспитание инициативности, умения быстро
ориентироваться в обстановке, быстро принимать решения и адекватно на
них реагировать.
Не менее важный элемент обучения – привитие навыков
бесконфликтного существования в природе, умению комфортно проживать в
полевых условиях.
Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог
дополнительного образования с уровнем образования и квалификации,
соответствующей обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального

11

стандарта (описание трудовых функций, входящих в профессиональный
стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную
литературу, разработки отдельных методических аспектов необходимых для
проведения занятий
2.6. Рабочая программа
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (Приложение
1)

12

2.7. Список литературы
Для педагога:
1. Детский туризм в России. Очерки истории 1918-1998 гг. М.:1998.
2. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих
объединений, учащихся», М.:1999.
3. «Питание в туристском путешествии», М.:1986.
4. «Правила организации и проведения туристских соревнований
учащихся Российской Федерации», М.:1995.
5. «Русский турист», нормативные акты по спортивно оздоровительному
туризму в России на 1998-2000 гг., М.:1998
6. «Самодельное туристское снаряжение», «Физкультура и спорт»,
М.:1986.
7. «Сборник официальных документов по детско-юношестскому
туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи», М.:1999.
8. «Снаряжение для горного туризма», М.:1987.
9. «Туристско-краеведческие кружки в школе», «Просвещение»,
М.:1988. 10. «Школа безопасности». Временные правила организации и
проведения соревнований учащихся Российской Федерации», ЦДЮТур.
11. А.А. Коструб «Медицинский справочник туриста», М.:1986.
12. А.Е. Берман «Юный турист», М.:1977.
13. А.И. Аппенянский «Физические тренировки в туризме», М.:1989.
14. А.С. Шибаев «В горах», М.:1997.
15. А.С. Шибаев «Переправа», М.:1996.
16. В. Абалаков «Спутник альпиниста», М.:1970.
17. В.Г. Варламов «Физическая подготовка туристов-пешеходников»,
М.:1979.
18. В.Г. Стрелец, Н.Н. Алфимов, В.В. Белоусов «Туризм и здоровье»,
Л.:1982.
19. В.И. Ганопольский «Организация и подготовка спортивных
туристских походов», М.:1986.
20. В. Куликов, Ю. Константинов «Топография и ориентирование в
туристском путешествии», М.:1997.
21. В. Нурмимаа, «Спортивное ориентирование»
22. И.А. Дрогов «Подготовка инструкторов детско-юношеского
туризма». Учебно-методическое пособие, М.: ФЦДЮТиК, 2004г
23. И.В. Васильев «В помощь организаторам и инструкторам туризма», 2
изд., М.:1973.
24. М. Расторгуев «Альпинистские узлы», М.: РИО ЦНИИОИЗ,-2007г.
25. Н.А. Лысогор, Л.А. Толстой, В.В. Толстая «Питание туристов в
походе», М.:1980. 12
26. Организация и подготовка спортивного туристского похода»,
Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», М.:1986.
27. П.П. Захаров «Инструктору альпинизма», «Физкультура и спорт»,
М.:1988.
28. П. Хилл, С. Джонс «Навыки альпинизма. Курс тренировок»;
13

29. Э. Линчесвкий «Психологический климат туристской группы»,
М.:1981.
Литература для обучающихся:
1. В.Г. Волович «Человек в экстремальных условиях природной среды»,
М.:1980.
2. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.
3. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ
«Турист», 1983.
4. Иванов Е. Знакомьтесь - ориентирование, - В сб.: Сам выбирай
туристский маршрут. М., Профиздат, 1968
5. Каледин С.В. Физическая подготовка юных спортсменов. М.,
Физкультура и спорт, 1968
6. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1987.
7. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. М.: Профиздат, 1990.
8. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.:
ЦДЮТур МО РФ, 1995.
9. Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. М., Мысль, 1966.

14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно - тематическое планирование
программы «Маршруты к новым горизонтам» возраст 11-15 лет.
педагог дополнительного образования _______
№
занятия

Тема учебного занятия

Дата

Часы

Содержание деятельности
Теоретическая часть занятия Практическая часть занятия
Количество
часов

1

2
3
4
5
6

7

Туристские
путешествия,
история развития туризма.
Воспитательная
роль
туризма
Техника безопасности при
проведении
туристских
походов, занятий
Личное
и
групповое
туристское снаряжение
Организация туристского
быта. Привалы и ночлеги
Подготовка к походу,
путешествию
Питание в туристском
походе
Туристские должности в
группе

1

1

0,5

0,5

1,5

0,5

1

0,5

2

0,5

1

0,5

1

-

15

Форма
организации
деятельности
групповая

групповая

Количество
часов

-

-

Форма
организации
деятельности
групповая

групповая

1

групповая

групповая

0,5

групповая

групповая

1,5

групповая

0,5

групповая

1

групповая

групповая

8

9
10

Правила движения в
походе, преодоление
препятствий
Ориентирование по
местным предметам.
Действия в случае потери
ориентировки
Итоговый контроль
Итого

2

0,5

1,5

групповая

2

0,5

1,5

групповая

4

-

4
11,5

групповая

4

16

16

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Развитие

Обучени
е

Направление
диагностики

Возрастные
характеристик
и обучающихся
I. Теоретические 11-15 лет
и практические
ЗУН

II.
Практическая
творческая
деятельность
обучающихся

Обучающиеся
11-15 лет

I.Особенности
личностной
сферы

11-15 лет

Параметры
диагностики

Методы диагностики

-усвоение знаний
по базовым темам
программы;
-развитие
интереса
к
туризму;
Личностные
достижения
обучающихся в
процессе усвоения
предметной
программы
1. Самооценка
(отношение к себе)

Наблюдение, опрос, анализ,
тестирование

2. Творческие
способности

Анализ участие в походе выходного
дня; метод наблюдения; метод
экспертных оценок

Тестирование, метод наблюдения
Тестирование, соревнования, метод
экспертных оценок

17

Контрольные
мероприятия,
методики
Тестирование
«Распределение
обязанностей в группе»,
«Снаряжение», Команды
при работе с веревками»,
Поход выходного дня

методика «Солнечная
система» Методика
«Самооценка»
Контрольный список
характеристик креативной
личности. Тест креативности
«Использование предмета»,
анкета для педагогов

Воспит
ание

I.Самоорганиза
ция
свободного
времени

11-15 лет

1.
Самоотношение
личности

Тестирование, проектные
методики

2. Творческие
способности

Тестирование, проектные
методики

Потребность в
продуктивном
проведении
досуга

Анкетирование

18

Методика
определения
самооценки
(Т.В.Дембо,
С.Я.Рубинштейн) «Оценка
самоотношения личности»
(по В.В.Столину), тест «Дом,
дерево,
человек»,
«Несуществующее
животное»
Тест вербальной
креативности, анкета для
педагогов
Анкета «Я и мое свободное
время»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тестирование по темам:
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ В ГРУППЕ
I. Кто в группе отвечает за питание?
1. Руководитель.
2. Завхоз
3. Реммастер
4. Медик
5. Хронометрист
II. Кто в группе контролирует время (ходовое)?
1.Реммастер
2. Руководитель
3. Медик
4. Хронометрист
5. Завхоз
III. Кто в группе отвечает за ремонт и подготовку снаряжения?
1. Реммастер
2. Медик
3. Завхоз
4. Хронометрист
5. Руководитель
IV. Кто отвечает в группе за доврачебную медицинскую помощь?
1. Руководитель
2. Медик
3. Завхоз
4. Хронометрист
5. Фотограф
V. Кто в походе отвечает за жизнь и безопасность?
1. Руководитель
2. Завхоз
3. Медик
4. Хронометрист
5. Реммастер
VI. Кем является каждый идущий в поход?
1. Руководителем
2. Завхозом
3. Групповиком
4. Участником
5. Фотографом
19

VII. Чем обязан заниматься завхоз?
1. Во время подготовки к походу?
2. В походе?
3. После похода?

а) Закупать продукты.
б) Следить за дежурными.
в) Расфасовывать продукты.
г) Стирать мешочки от продуктов.
д) Распределять продукты и
снаряжение.
е) Закупать продукты в походе.
ж) Составлять график дежурств.

VIII. Чем обязан заниматься хронометрист?
1. Перед походом?
а) Фиксировать ходовое время.
2. В походе?
б) Подготовить блокнот, карандаш и часы.
3. После похода?
в) Фиксировать все контрольные пункты,
азимуты
движения и т.д.
г) Составить таблицу хронометража и отдать
руководителю для отчета.
д) Забывать записывать ходовое время.
е) Фиксировать пройденные километры.
IX. Каковы обязанности руководителя группы?
1. Во время подготовки к походу? а) Оформить отчет о походе.
2. В походе?
б) Организовать подготовку к походу.
3. После похода?
в) Закупать продукты.
г) Пройти всестороннюю подготовку до
начала похода.
д) Делать отметки о прохождении маршрута
в контрольных пунктах.
е) Помогать попавшим в беду.
X. Кто и за что отвечает в походе?
1. Хронометрист?
а) Приобретает и хранит ремонтный
2. Завхоз?
инструмент.
3. Реммастер?
б) Фиксирует прохождение контрольных
4. Медик?
пунктов.
в) Составляет меню.
д) Фиксирует время в пути.
г) Руководит ремонтом.
е) Приобретает и хранит медаптечку.
ж) Распределяет продукты и снаряжение
з) Следит за выполнением санитарных
правил
20

№

ответ

№

ответ

I

2

VI

4

4

V II

II

1а,в,д,ж.

III

1

2-б,е.

IV

2

3-г.

V

1

VIII

ОТВЕТЫ
№

ответ

VIII

2-а,в,е.
3-г.

IX

1-б.
2-д, е.
3-а.

№

X

ответ
1- б, д.
2- в, ж.
3-а, г.
4-е, з.

1-б.

СНАРЯЖЕНИЕ
I. Что относится к личному снаряжению?
1. Палатка.
2. Рюкзак.
3. Котелок.
4. Куртка.
5. Нож.
II. Что относится к общественному (групповому) снаряжению?
1.Свитер.
2. Картографический материал.
3. Веревка.
4. Велосипед.
5. Топор.
III. Что относится к специальному снаряжению?
1. Лыжи.
2. Ботинки.
3. Коврик.
4. Бахилы.
5. Спальник групповой.
IV. Какое личное снаряжение надо взять в поход, чтобы было тепло
спать в палатке?
1. Кроссовки.
2. Свитер.
3. Носки шерстяные.
4. Белую рубашку.
5. Шапку.
V. Без какого снаряжения нельзя пойти кататься на лыжах?
1. Кружки.
2. Куртки.
3. Котелок.
21

4. Лыжи.
5. Рукавицы.
VI. Что относится к костровому снаряжению?
1. Кружка.
2. Котелок.
3. Топор.
4. Тросик с крючками.
5. Половник.
VII. Что надо взять в ремнабор для ремонта лыж?
1. Отвертку.
2. Лезвие.
3. Шило.
4. Шурупы.
5. Стамеску.
VIII. Что надо взять в ремнабор для ремонта лямок рюкзака?
1. Напильник.
2. Толстую иглу.
3. Капроновые нитки.
4. Гвозди.
5. Пассатижи.
IX. Какая деталь на рюкзаке необходима и обязательна в зимнем
походе?
1. Карман.
2. Тубус.
3. Пояс.
4. Шнуровка боковая.
5. Стяжки боковые.
X. Какой спальный мешок предпочтительнее брать с собой в зимний
поход, когда идешь с учащимися?
1. Одноместный.
2. Кокон.
3. Одеяло.
4. Многоместный.
5. Любой.
XI. Какие лыжи предпочтительнее брать в лыжный поход?
1. В горном районе?
а) «Бескид»
2. В лесном районе?
б) «Турист»
3. Для лыжной прогулки?
в) «Лесные»
г) «Тайга»
д) Беговые деревянные
е) Беговые (пластик)
XII. Что обязательно должно быть на штормовке у туриста лыжника?
1. Капюшон с опушкой.
2. Большой нагрудный карман.
3. Тубусы на рукавах.
22

4. Резинка внизу.
5. Боковые карманы.
XIII. Какое снаряжение туриста – лыжника защищает его ноги от
отморожения и попадания снега?
1. Ботинки.
2. Носки.
3. Бахилы.
4. Чуни.
5. Брюки штормовые.
XIV. Какое «приспособление» желательно иметь в походе, чтобы было
безопасно сидеть у костра, на снегу, на мокрой кочке?
1. Стул.
2. Меховые рукавицы.
3. Подстилку из меха.
4. Рюкзак.
5. Сидушку.
XV. Что может надежно защитить лицо участника лыжного похода при
сильном ветре?
1. Маска.
2. Шарф.
3. Воротник свитера.
4. Рукавица.
5. Капюшон.
XVI. Что надо одеть на ноги ночью, чтобы они не мерзли в спальнике?
1. Мокрые валенки.
2. Чуни или меховые чулки.
3. Шерстяные носки.
4. Намотать портянки.
5. Ботинки.
XVII. В чем должно лежать КЛМН, чтобы оно не терялось у костра и в
рюкзаке?
1. В полиэтиленовом мешке.
2. В тряпичном мешке.
3. Просто так.
4. В кармане рюкзака.
XVIII. Какое общественное снаряжение необходимо, чтобы переночевать
в сильный мороз в шатре?
1. Топор.
2. Печка.
3. Ремнабор.
4. Тент.
ОТВЕТЫ:
№
№
ответы
ответы
I
2, 4, 5.
XII
1,3,4.
II
2, 3, 5.
XIII 3.
23

III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI

1, 4.
2, 3, 5.
2, 4, 5.
2, 3, 4, 5.
1, 3, 4.
2,3,5.
2.
4
1-а,б. 2-а,б,в,г. 3-д,е

XIV
XV
XVI
XVII
XVIII

5.
1.
2,3.
2.
2.

КОМАНДЫ ПРИ РАБОТЕ С ВЕРЕВКАМИ.
I. Какая команда подается при освобождении участником перильной
веревки?
1. Пошел.
2. Вперед.
3. Быстрее.
4. Свободно.
5. Ухожу.
II. Какая команда подается при провисании страховочной веревки?
1. Подтяни.
2. Выбери
3. Возьми
4. Забери
5. Выдай
III. Какая команда подается при сильном натяжении страховочной
веревки?
1. Отдай.
2. Выбери.
3. Расслабь.
4. Выдай.
5. Отпусти.
IV. Какая команда подается при готовности к страховке?
1.Я держу тебя.
2. Я страхую.
3. Страховка готова.
4. Все нормально.
5. Можешь идти.
V. После какой команды страхуемый начинает движение в опасной
зоне?
1. Можно идти.
2. Вперед.
3. Двигай.
24

4. Начинай движение.
5. Пошел.
№
I
II
III

ответы
4.
2.
4.

ОТВЕТЫ:
№
IV 3.
V 5.

ответы

УЗЛЫ
I. Какие узлы используются для вязки петель?
1. Прямой.
2. Восьмерка.
3. Булинь.
4. Ткацкий.
5. Штык.
II. Какие узлы используются для связывания веревок одного диаметра?
1. Прямой.
2. Двойной проводник.
3. Ткацкий.
4. Булинь.
5. Встречный.
III. Какие узлы используются для связывания веревок разного
диаметра?
1. Академический.
2. Ткацкий.
3. Прямой.
4. Встречный.
5. Брамшкотовый.
IV. Какие узлы не требуют завязывания на концах веревки
контрольных узлов?
1. Восьмерка.
2. Встречный.
3. Ткацкий.
4. Прямой.
5. Проводник.
V. Какой из узлов предназначен для связывания веревок одного
диаметра, подвержен саморазвязыванию и сильно затягивается?
1. Встречный.
2. Проводниик.
3. Булинь.
4. Прямой.
5. Схватывающий.
VI. Какой узел применяется для самостраховки на наклонных перилах?
1. Двойной проводник.
2. Двойной схватывающий.
25

3. Прямой.
4. Стремя.
5. Удавка.
VII. Какой узел применяется для перевязки перетертых веревок и для
вязки петли на середине веревки?
1. Австрийский проводник.
2. Серединный проводник.
3. Бабочка.
4. Пчелка.
5. Прямой.
VIII. Какой узел применяется для самостраховки при движении по
наклонным перилам, когда веревка мокрая или обледенела?
1. Удавка.
2. Штык.
3. Стремя.
4. Узел Бахмана.
5. Схватывающий.
IX. Каким узлом блокируется страховочная система, состоящая из
грудной и беседочной обвязок?
1. Проводник.
2. Восьмерка.
3. Булинь.
4. Стремя.
5. Встречный.
№
I
II
III
IV
V

ответы
2,3.
1,3.
1,4,5.
1,2.
4.

ОТВЕТЫ:
№
ответы
VI 2.
VII 2,3,4.
VIII 4.
IX 3

ОРИЕНТИРОВАНИЕ БЕЗ КОМПАСА
I. Допишите недостающие слова.
1. Направить стрелку ____
2. На ____, в точку золотую.
3. Меж стрелкою и цифрой ____
4. Есть ____ – важен он для нас
5. Делите _____ пополам
6. И сразу _____ найдете там.
II. С какой стороны располагаются муравейники по отношению к
деревьям?
26

1. Северной.
2. Западной.
3. Южной.
4. Восточной.
5. Любой.
III. С какой стороны на хвойных деревьях большое количество
смоляных подтеков?
1. Северной.
2. Западной.
3. Южной.
4. Восточной.
5. Любой.
IV. С какой стороны покрыты лишайником (мхом) деревья и камни?
1. Северной.
2. Западной.
3. Южной.
4. Восточной.
5. Любой.
V. С какой стороны кора на березе белая и чистая?
1. Северной.
2. Западной.
3. Южной.
4. Восточной.
5. Любой.
VI. С какой стороны у одиноко стоящего дерева гуще крона?
1. Северной.
2. Западной.
3. Южной.
4. Восточной.
5. Любой.
VII. На каких склонах горы быстрее тает снег?
1. Северных.
2. Западных.
3. Южных.
4. Восточных.
VIII. Какое ребро на квартальном столбике между двумя соседними
гранями указывает направление на север?
1. С наибольшими числами.
2. С любыми.
3. С наибольшим и наименьшим числом.
4. С наименьшими числами.
IX. На каких склонах оврага быстрее тает снег?
1. Северных.
2. Западных.
27

3. Южных.
4. Восточных.
№
ответы
1 Часовую, солнце, час,
угол, угол, юг.
2
3
4

3.
3.
1.

ОТВЕТЫ:
№
ответы
5 3.
6

3.

7
8
9

3.
4.
3.

Спуск по перилам (дюльфером).
I. Как организуется верхняя командная страховка?
1. Через карабин.
2. Через дерево.
3. В четыре руки.
4. В две руки.
II. Куда подключается страховка?
1. В грудное перекрестие.
2. В карабин, замыкающий страховочную систему.
3. К скользящему карабину страховочного пояса.
4. Не имеет значения.
III. Как закрепляется конец страхующей веревки?
1. На опоре.
2. Не закреплен.
3. Закреплен на участнике.
4. Закреплен на участнике, стоящем на самостраховке.
IV. На каком расстоянии от точки закрепления перил надо
подключаться к перилам?
1. Не более длины самостраховки.
2. На расстоянии 2 м.
3. На любом.
4. Не знаю.
Спортивный спуск.
I. Где должна находиться перильная веревка?
1. Перед участником.
2. За спиной участника.
3. Между ног участника.
4. Не имеет значения.
28

5. Не знаю.
II. На каком расстоянии от точки закрепления перил надо подключаться
к перилам?
1. Не более длины самостраховки.
2. На расстоянии 2 м.
3. На любом.
4. Не знаю.
Переправа маятником через ручей, овраг
I. Где должна быть завязана петля на перильной веревке для
подключения самостраховки участника, находящегося на границе
опасной зоны исходного берега?
1. Выше уровня точки подключения самостраховки.
2. Ниже уровня точки подключения самостраховки.
3. Не имеет значения.
4. Не знаю.
II. Можно ли в качестве элемента организации точки подключения к
перилам самостраховки использовать схватывающий узел?
1. Нет.
2. Да.
3. Не знаю.
Транспортировка груза на этапах.
I. Может ли первый участник идти с рюкзаком на этапе “Переправа
вброд”?
1. Да.
2. Нет.
3. Не знаю.
II. Может ли первый участник идти с рюкзаком на этапе “Переправа по
бревну”?
1. Да.
2. Нет.
3. Не знаю
III. Может ли первый участник идти с рюкзаком на этапе “Переправа
маятником”?
1. Да.
2. Нет.
3. Не знаю.
IV. Может ли первый участник идти с рюкзаком на этапе “Переправа по
тонкому льду”?
1. Да.
2. Нет.
3. Не знаю.
V. Можно ли транспортировать рюкзак на навесной переправе
совместно с участником?
1. Да.
29

2. Нет.
3. Не знаю.
VI. Как транспортируется веревка в бухте по навесной переправе?
1. Отдельно как рюкзак.
2. Подвешенная на участнике свободно.
3. Закрепленная на корпусе участника
4. Не знаю.
VII. Как транспортируется рюкзак участником при переправе вброд по
перилам , по бревну через реку и по тонкому льду?
1. Как обычно, но поясной ремень расстегнут.
2. На одном плече со стороны подключения сопровождающей веревки.
3. На одном плече, противоположном стороне, к которой подключена
сопровождающая веревка.
4. Груз (рюкзак) подключен к перилам.
5. Груз (рюкзак) не подключен к перилам.
VIII. Как транспортируется рюкзак при переправе маятником?
1. На участнике.
2. Отдельно, повешенным на перила.
3. По два рюкзака на участнике.
4. Перебрасыванием.
5. Не знаю.
IX. Где должно находиться снаряжение в опасной зоне?
1. На участнике.
2. Лежать на земле.
3. Лежать на земле на страховке.
4. Не знаю.
Движение по веревке с перилами (параллельные перила).
I. Как подключается к перилам карабин самостраховки при переправе
по бревну через овраг?
1. От грудного перекрестия.
2. От карабина, включенного в боковую часть страховочного пояса.
3. От беседки.
4. Не знаю.
II. Как подключается к перилам карабин самостраховки при переправе
через водную преграду?
1. От грудного перекрестия.
2. От карабина, включенного в боковую часть страховочного пояса.
3. От беседки.
4. Не знаю.
III. Как подключается к участнику веревка сопровождения при
переправе через водную преграду?
1. В грудное перекрестие.
2. К карабину самостраховки.
3. К скользящему карабину страховочного пояса.
30

4. В любой карабин.
IV. Как подключается к участнику веревка сопровождения при
переправе через овраг?
1. В грудное перекрестие.
2. К карабину самостраховки.
3. К скользящему карабину страховочного пояса.
4. В любой карабин.
V. Как закрепляется конец сопровождающей веревки?
1. На опоре.
2. Не закреплен.
3. Закреплен на участнике.
4. Закреплен на участнике, стоящем на самостраховке.
VI. Какое минимальное количество участников должно удерживать
сопровождающую веревку?
1. Один.
2. Два.
3. Три.
4. Любое.
VII. Сколько одновременно участников может находиться на перилах?
1. Один.
2. Два.
3. Три
4. Любое количество.
VIII. Какая веревка является страховочными перилами?
1. Верхняя.
2. Нижняя.
3. Любая.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».