Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
Согласовано
педагогическим советом
Протокол № 1
30.08.2024 г.
Утверждаю
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
Прохорова
Подписано ________Т.А.
цифровой
подписью: Прохорова 30.08.2024 г.
Прохорова
Татьяна
Татьяна
Александровн Александровна
Дата: 2024.08.20
а
15:09:26 +03'00'
КРАТКОСРОЧНАЯ СЕТЕВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС»
Срок реализации-2 месяца
Возраст детей 13-15 лет
Автор разработчик:
Беззубова Светлана Николаевна
заместитель директора
Людиново
2023
1
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.
Пояснительная записка
Данная
программа
является
краткосрочной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей художественной направленности, очной
формы обучения, сроком реализации 2 месяца, для детей 13-15 лет, стартовогоуровня освоения. Язык реализации программы: – русский.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным
программам системы дополнительного образования детей на основе следующих
нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
7. Устав
муниципального
казенного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества».
8. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающихпрограмм.
Актуальность программы Данная программа актуальна в связи с тем, что
модернизация российского образования предусматривает широкое распространение в
общеобразовательной школе занятий по хореографии в форме дополнительного
обучения. Бальные танцы обязательно входят в воспитательную программу для
кадетских классов.
Историко-бытовые и бальные танцы играют немаловажную роль в воспитании
детей. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе
средства музыкального, пластического, спортивно – физического, этического и
художественно – эстетического развития и образования.
В нашем районе ежегодно проходит, уже традиционный «Кадетский бал», где
дети принимают активное участие и с большим воодушевлением пытаются передать
красоту танца, его стиль и эпоху. Одной из задач программы является подготовка
детей к «Кадетскому балу».
2
Отличительная особенность программа составлена с учетом планирования
воспитательной работы в кадетских классах, которая предусматривает занятия
хореографией.
Программа разработана для совместной реализации в рамках сетевого
взаимодействия со средней общеобразовательной школой. Явилась результатом
анализа востребованности программ и запросов школьников. Содержание
программы направлено на получение конкретного результата – выступление
обучающихся на с танцевальной программой на муниципальном мероприятии
«Кадетский бал».
Программа модифицированная, разработана на основе программы «В
ритме вальса» автор Шафеева И.В. г. Людиново которая рассчитана на 5 лет. Эта
программа имеет свою ценность, но ее содержание имеет более углубленное
изучение материала. Поэтому было принято решение разработать краткосрочную
программу «Школьный вальс» и включить в нее разделы, позволяющие освоить
основные танцевальные элементы и движения вальса, на основе которых создается
простая танцевальная композиция.
Программа «Школьный вальс» предполагает обеспечение образовательных прав
детей с ОВЗ и инвалидов при реализации ДООП - организация образовательного
процесса по дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей
психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским
показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 13-15 лет - подростки не только познают
действительность, но и вырабатывают к ней соответствующее отношение.
Представление о жизни, требования к себе и другим превращаются в убеждения,
формирующие мировоззрение, которое начинает выступать в качестве основных
мотивов в поведении и деятельности. Как отмечают психологи, мышление
подростков полно увлечений и страсти. Особенно остро эмоциональность характера
проявляется в спорах, в отстаивании своих взглядов. Выражено стремление
объединить свои знания в единую систему и тем самым определить смысл своего
существования. Это возраст между детством и юностью, когда осуществляются
основные процессы физического созревания. Работая с этой возрастной группой,
педагогу необходимо воспитывать волевые качества, поощрять выдержку,
упорство, настойчивость.В этом периоде учащимся доступна сложная координация,
точность, отчетливость движений. Развивается художественный вкус: не всегда
интересны конкретные, приземленные характеры, образы, сюжеты.
Уровень освоения программы – стартовый.
Объём программы-16 часов
Срок освоения программы – 2 месяца
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу, длительность одного
3
академического часа 40 минут. Перерывы между занятий 10 минут.
Условия реализации программы: На обучение по программе набираются дети,
не имеющие медицинских противопоказаний без предварительной подготовки и
желающими заниматься хореографией. Набор в группы осуществляется без
предварительного отбора по заявлению родителей. Количество детей в группе
составляет 14-16 человек. Данная краткосрочная программа не предусматривает
выдачу документа об обучении.
Форма обучения – очная, программой не предусмотрено дистанционное
обучение.
Виды занятий – групповые, индивидуально-групповые.
1.3.
Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей обучающихся, средствами
хореографии через овладение техникой исполнения вальса.
Задачи программы:
Обучающие:
научить танцевальным элементам и движениям вальса,
научить передать в движении стилевые особенности музыки, разнообразия
темпов и ритмов;
Развивающие:
развить художественный вкус и творческие способности обучающихся.
развить координацию, чувство ансамбля, умение распределять сценическую
площадку;
развить культуру общения в танце с партнером, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
формировать навык работы в паре и группе.
воспитать чувство уважения к себе и к другим, толерантность
1.3.Учебный план
№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
Наименование разделаВсего Теория Практика
Формы
аттестации/
контроля
Опрос
Вводное занятие.
Вальс
и
его
особенности.
Вальсовый шаг вперед
иназад.
Разворот вперед и
назад.
2
5
1
1
1
1
1
-
1
Наблюдение
Основной вальсовый
ход. Движение качели.
Вальсовый квадрат.
1
-
1
Наблюдение
4
1
4
Наблюдение
Движения «лодочка»,
«окошко».
Кружение парой
1
-
1
Наблюдение
1
-
1
Постановочная
работа.
Выход.
Соединение
вальсового квадрата
идвижений вальса.
Связка из движений и
связка из фигур.
Репетиционная
работа
Четкость исполнения
движений.
2
1
1
Соревнование на
лучшее
исполнение
Наблюдение
1
-
1
Наблюдение
5
-
5
1
-
1
Наблюдение
4.2
Чистота исполнения
фигур.
1
-
1
Наблюдение
4.3
Синхронность
исполнения.
1
-
1
Наблюдение
4.4
Выразительность
исполнения.
1
-
1
Наблюдение
4.5
Эмоциональность
исполнения.
1
-
1
Наблюдение
Итоговый контроль.
Всего
1
-
1
Смотр-конкурс
16
3
13
2.4
2.5
3
3.1
4
4.1
5
1.4.Содержание учебного плана.
1. Введение.
Теория. Вводное занятие: цели и задачи. Правила поведения во время занятий,
перерыва, во время репетиций на сцене, выступлениях. Внешний вид обучающихся.
Цели и задачи данного курса обучения.
2. Вальс и его особенности.
История возникновения и развития вальса.
Практика. Проверка ритмического слуха. Построение в колонну, в круг, по
одному, в паре. Позиции рук, ног. Положение рук, головы и корпуса в паре.
Вальсовый шаг вперед, назад. Вальсовая дорожка, развороты. Движение
«качели», вальсовый квадрат. Разучивание диагонали, движение «лодочки» и
«окошко». Фигуры «прямоугольник» и волна. Кружение парой. Итоговое занятие.
3. Постановочная работа.
Теория. Объяснение схемы танца и связок. Составление танцевальной композиции
из ранее проученных элементов и комбинаций. При постановке танцевальной
композиции следует учесть уровень восприятия, эмоционального и физического
5
развития, интересов учащихся.
Практика. Разучивание танцевальных комбинаций. Соединение вальсового квадрата и
диагонали, составление связки из двух движений и двух-трех фигур. Соединение
кружения парой с основным ходом. Соединение связок в танцевальную
композицию.
4. Репетиционная работа
Теория. Объяснение танцевальной композиции.
Практика. Отработка чёткости исполнения движения, чистоты исполнения фигур.
Отрабатывать
синхронность
исполнения.
Техника
танца.
Отработка
выразительности и эмоциональности исполнения.
5. Итоговый контроль. Подведение итогов на смотре –конкурсе «Кадетский бал».
1.5.Планируемые результаты
Предметные:
будут владеть элементарными танцевальными элементами и движениями
вальса,
будут передавать в движении стилевые особенности музыки, разнообразие
темпов и ритмов;
Метапредметные:
будет развит художественный вкус и творческие способности у обучающихся;
будет развито чувство ансамбля, умение распределять сценическую площадку,
координация;
будут уметь взаимодействовать с партнером в танце, проявлять
эмоциональную отзывчивость.
Личностные:
формировать навык работы в паре и группе;
воспитать чувство уважения к себе и к другим, толерантность.
6
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.
Календарно - тематический план
(составляется ежегодно) вынесен в Рабочую программу (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
На обучение по программе набираются дети без предварительной подготовки и
желающими заниматься хореографией. Набор в группы осуществляется без
предварительного отбора по заявлению родителей. Программа предполагает очную
форму обучения
2.3. Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (актовый зал).
2. Музыкальный центр, компьютер.
3. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
4. Зеркало.
5. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
6. Записи выступлений, концертов.
2.4. Форма аттестации
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль
успеваемости и итоговую аттестацию обучающихся. Данная краткосрочная
программа не предусматривает выдачу документа об обучении.
Текущий контроль – осуществляется регулярно педагогом на занятиях. Текущий
контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и учитывает темпы
продвижения обучающегося, инициативность на уроках, качество выполнения
заданий.
Итоговая аттестация – обеспечивает оперативное управление учебной
деятельностью обучающегося и проводится с целью определения:
-качества подготовки по программе;
-уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося за время обучения.
Формой итоговой аттестации служит публичное выступление на Кадетском балу.
В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень
освоения программы:
Высокий – 10-12 баллов
Средний – 5-9 баллов
Низкий до 5 баллов
2.5. Оценочные материалы. Критерии определения результативности программы:
1. Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и
основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с
музыкальными фразами, темпом, ритмом.
2. Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение
передавать в позах, жестах характер вальса.
3. Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук в
7
исполнении элементов вальса.
4. Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений,
правильное сочетание движений рук и ног в танце.
5. Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения
(выполнять композиции самостоятельно, без подсказок)
6. Память – способность запоминать музыку и движения.
(Приложение 2)
2.6. Методическое обеспечение
Особенности организации образовательного процесса Форма обучения: очная.
Методы обучения – словесный, наглядный, практический.
Словесный
метод - позволяет в кротчайшие сроки передать учащимся
информацию, ставить перед ними задачу и указывать пути ее решения.
Наглядный метод - исполнение педагогом музыкального материала, показ
видеоматериала.
Практический метод - выполнение практического действия с целью овладения им
или повышения его качества исполнения.
Метод практических работ - для формирования навыков самостоятельной
деятельности.
Педагогические технологии, используемые в предоставлении программного
материала: технология группового
обучения,
Личностно-ориентированная
технология, технология обучения в сотрудничестве, коммуникативная технология
обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая
технология.
2.7. Рабочая программа
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (приложение 1).
2.7.1 Программа воспитания обновляется ежегодно и вынесена в Рабочую
программу.
2.8. Календарный учебный график
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (приложение 1)
8
2.9. Список литературы
для педагога:
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебнометодическое пособие. 2-е изд. - Л.: Искусство. 1983. -207 с.
2. Гусев Г.П.: Методика преподавания народного танца. Танцевальные
движения и комбинации на середине зала. - М.: Владос, 2003
3. Курников Д.В. Современная хореография как средство саморазвития
личности. // Вестник новосибирского государственного педагогического
университета. 2012. № 2. Том 6. С. 87-91.
4. Современный бальный танец. Под ред. М. В. Стриганова и В. И.
Уральской. М., «Просвещение», 1978. Стуколкин Л.
5. Опытный распорядитель и преподаватель бальных танцев. Хамзин
Х.Х. Правильная осанка. - М., 1999.
6. https://studwood.ru/760190/kulturologiya/zaklyuchenie
Список литературы для обучающихся
Интернет-ресурсы
1.
2.
3.
4.
https://horeografiya.com
Сайт посвящен хореографам и танцорам www.horeograf.com
Маленькая балетная энциклопедия http://www.ballet.classical.ru/
Савчук О., Бойдакова Н., Картовых Н. Школа танцев для детей .
9
Приложение 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Утверждаю
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
__________Т.А. Прохорова
«_____»__________2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Краткосрочной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Школьный вальс»
Педагог дополнительного образования
ФИО
г.Людиново
202__ – 202__ учебный год
1
0
1.2. Цель и задачи
Цель: развитие творческих способностей обучающихся, средствами хореографии
через овладение техникой исполнения вальса.
Задачи программы:
Обучающие:
научить танцевальным элементам и движениям вальса,
научить передать в движении стилевые особенности музыки, разнообразия
темпов и ритмов;
Развивающие:
развить художественный вкус и творческие способности обучающихся.
развить координацию, чувство ансамбля, умение распределять сценическую
площадку;
развить культуру общения в танце с партнером, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
формировать навык работы в паре и группе.
воспитать чувство уважения к себе и к другим, толерантность
Организационно педагогические основы обучения.
Возраст обучающихся 13 -15 лет.
Количество в группе 14-16 человек.
Режим работы: 2 раза в неделю по 1 часу.
Длительность одного занятия 40 минут.
Кол-во учебных дней
Кол-во учебных недель
Кол-во часов по
программе
Учебные периоды
Даты начала и
окончания учебного
года
01.05
31.05
16
8
16
01.05 –
31.05
1
По
окончании
каждого
раздела
Календарно-тематический план
№
Наименование раздела
1
1
Всего
дата
Дата проведения
итоговой аттестации
Окончание занятий
1 гр.
Дата проведения
промежуточной
аттестации
Начало занятий
1г.
Группа
Год обучения
Календарный учебный график.
май
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
4
4.1
4.2
Вводное занятие.
Вальс и его особенности.
Вальсовый шаг вперед иназад.
Разворот вперед иназад.
2
5
1
1
1
Основной вальсовый ход. Движение качели.
Вальсовый квадрат.
Движения «лодочка», «окошко».
Кружение парой
Постановочная работа.
Выход. Соединение
вальсового квадрата идвижений вальса.
Связка из движений и связка из фигур.
Репетиционная работа
Четкость исполнениядвижений.
1
1
2
Чистота исполнения фигур.
1
5
1
1
4.3
Синхронность в исполнении.
1
4.4
Выразительностьисполнения.
1
4.5
Эмоциональностьисполнения.
1
Итоговый контроль.
1
5
Всего
16
Этапы педагогического контроля.
Тема занятий
Форма проведения
1
«Кадетский бал»
Смотр-конкурс
дата
май
Работа с родителями.
№ Название
п/п
1
Родительские собрания
Организация образовательного процесса МКОУ ДО
«Дом детского творчества в рамках внедрения ПФДО
Обучение по дополнительной общеобразовательной
программе «Школьный вальс» расписание и режим
занятий.
2. Консультации
«Развитие творческих способностей на занятиях в
хореографическом коллективе.
3
Срок
проведения
апрель
май
Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс, совместные
творческие дела.
1
2
- Привлечение родителей к участию в делах объединения
- Приглашение родителей на итоговые творческие
выступления обучающихся.
1
3
май
Приложенте 2
ПРИЛОЖЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ
Оценка в баллах
Оптимальный
(3 балла)
Допустимый
(2 балла)
Критический
(1 балл)
Выворотность
ног
Подъем
стопы
Балетный шаг
Прыжок
Координация
движений
Музыкаль
ный
слух
Эмоциональность, воображение,
креативность
имеет природную
выворотность
ног;
подъем стопы
податливо
изгибается,
образуя в
профиль
месяцеобразную
форму
балетный шаг
выше 900 градусов
легкий, высокий
прыжок с приземлением
на полупальцы
безошибоч
но
повторяет
сложный
ритмически
й рисунок
без стеснения повторяет эмоции,
может
сказать,
какому
эмоциональному
состоянию
соответствует выражение мимики.не
вызывает затруднений выполнение
задания «Расскажи без слов»:
эмоционален, артистичен, креативен.
Допускается 10 минут на подготовку.
Найденное решение соответствует
поставленной задаче, выдает
полностью самостоятельный
творческий продукт.
легко стоит в 1
полувыворотной
позиции
может натянуть
стопу
балетный шаг 70 –
80 градусов
прыжок с приземлением
на полупальцы
безошибочно
выполняет
упражнения на
координацию,
соглосование
движений
звеньев тела в
пространстве и
во времени
(одновременное
и
последовательно
е)
выполняет
упражнение на
координацию со
второй попытки
безошибоч
но
повторяет 4
ритмически
х рисунка
повторяет
эмоции,
затруднение
вызывает
1-2
эмоциональных
состояний;
выполнение задания «Расскажи без
слов» воспринимает сначала как
трудное,
но
после
подсказки
педагога выдает творческий продукт,
при этом эмоционален, артистичен.
слабая стопа
балетный шаг
ниже 50 градусов
прыжок низкий,
тяжелый с
приземлением на всю
стопу.
выполняет
упражнения на
координацию
после
нескольких
попыток.
неуверенно
повторяет
ритмически
й рисунок,
допускает
ошибки.
не
до
конца
выпрямляет («не
выключает»)
колени
в
1
полувыворотной
позиции;
выполнение задания «Попробуй,
повтори» вызывает затруднение,
стеснительность;
для выполнения задания «Расскажи
без слов» требуется время для
подготовки:
малоэмоционален,
конечным результатом становится
прямая имитация ситуации.
Приложение 3
Фиксация результатов просмотра
Задания
Уровень
Допустимый
(2 балла)
Оптимальный
(3 балла)
примечание
Критический
(1 балл)
«Моё тело»
Физическое развитие
Выворотность ног
Подъем стопы
Балетный шаг
Прыжок
Координация
движений
Творческое развитие
Музыкальный слух
Эмоциональность
ОВоображение
Креативность
общее количество баллов____________________________________________
Педагог ________________________
(подпись)
Критерии оценивания
Лист Достижений ____________________ учебный год
Ф.И.О. учащегося_________________________________
1.ТАНЕЦ
№
Критерии оценивания
1.
Развитие общей музыкальности
2
Эмоциональность
3.
Гибкость, пластичность
4
Осанка
5
Координация
6
Внимание
7
Память
8.
Проявление интереса к танцевальной
культуре(искусству)
Общий балл
№
1.
5.ПОДГОТОВКА КОНЦЕРТНЫХ НОМЕРОВ
Критерии оценивания
Умение распределять сценическую площадку
1
5
Баллы
Баллы
Умение слышать педагога, понимать и исправлять
ошибки
Умение работать в танцевальном коллективе
3.
Выразительность, эмоциональность,
4.
Технически правильное исполнение движений
5.
Умение импровизировать
6.
Трудоспособность
7.
Танцевальная память
8.
Общий балл
10-12 баллов по всем параметрам получают дети, обладающие высоким уровнем
способностей, с легкостью исполняющие задания педагога.
5-9 баллов получают дети, хорошо справляющиеся с заданиями, обладающие
средним уровнем способностей.
До 5 баллов – если ребёнок испытывает трудности, показывает низкий уровень
способностей.
2.
1
6