Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казённое образовательное
учреждениедополнительного образования
«Дом детского творчества»
Согласовано
педагогическим советом
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
Протокол №
30.08.2024 г.
Прохорова
Утверждаю
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
________Т.А. Прохорова
Подписано цифровой 30.08.2024 г.
Татьяна
Александровна
подписью: Прохорова
Татьяна Александровна
Дата: 2024.08.20
15:01:45 +03'00'
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Срок реализации-1 месяц
Возраст детей 7-12 лет
Авторы разработчики:
Дехтерева Наталья Валерьевна
агпедагог дополнительного образования,
Подгорная Наталия Алексеевна
Методист.
Людиново
2023
1
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная
программа
является
модифицированной
краткосрочной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей художественной
направленности, очной формы обучения, сроком реализации 1 месяц, для детей
7-12 лет стартового-уровня освоения. Язык реализации программы: – русский.
Программа знакомит обучающихся с росписью открывает в ребёнке
стремление к красоте, созданной своими руками, даёт позитивный заряд.
Занятия по программе «Волшебный орнамент» открывают большие
возможности для развития творческой инициативы, раскрывают внутренние
резервы, пробуждают положительные эмоции, дарят удовольствие,
активизируют логическое мышление, учат работать в коллективе. Темы
творческие и интересные.
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
7. Устав муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества».
8. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающихпрограмм.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Волшебный орнамент» направлена на:
формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
2
удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом
развитии.1
Во все времена главной задачей старшего поколения была передача
подрастающему поколению добрых традиций своего народа, сохранение и
укрепление
духовного
опыта,
предыдущих
поколений.
Сегодня наша жизнь изменилась до неузнаваемости, телевизионные экраны
наводнила жестокость. На смену народным играм, забавам, пришел век
компьютерных технологий, со своими непонятными героями в мультфильмах и
фильмах. Современные дети, которые живут в городах, селах, порой не
знакомы, или знают поверхностно, как жили люди раньше, как работали, с
помощью чего обслуживали себя в быту, как украшали себя, свой дом.
Программа «Волшебный орнамент» решает вопросы развития и воспитания
детей на основе освоения духовного наследия предыдущего поколения русских
мастеров. Что делает программу актуальной и востребованной в настоящее
время. Народное искусство доступно для понимания и восприятия детей. Дети с
удовольствием воспроизводят доступные для их возраста росписи, что даёт
возможность каждому ребенку поверить в свои силы. Дети, занимаясь по
данной программе, не только обучаются рисованию, но и изучают традиции,
принимают участие в праздниках, таким образом, всё больше погружаясь в мир
русской культуры. Изучение прошлого нашей родины, постижение красоты
национального искусства, способствует формированию у детей чувства
гордости за свой народ, уважение к его истории.
Новизна. Программа востребована со стороны родителей обучающихся. В
летний период у детей больше свободного времени, чтобы уделить развитию
своих способностей, выполнить работы, которые станут украшением
помещений или подарком для друзей. Важно научить детей передавать свои
ощущения и представления об окружающем мире в самостоятельных
творческих работах. В системе эстетического, творческого воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно-прикладному
искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности. В процессе изучения
декоративно-прикладного
творчества
у
детей
воспитывается
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, появляется
возможность творческой самореализации.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих в этой
области заключается в том, что она краткосрочная и ориентирована на применение
различных не традиционных инструментов и дополнительного материала по
декоративно-прикладному искусству (гуашь, ватные палочки, картон, цветные
карандаши,) и разнообразных нетрадиционной технике рисования (пластилиновая
живопись).
Программой предусмотрено обеспечение образовательных прав детей с ОВЗ и
инвалидов при реализации ДООП - организация образовательного процесса по
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
1
3
дополнительной общеобразовательной программе с учетом особенностей
психофизического развития категорий обучающихся согласно медицинским
показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Программа модифицированная, разработана на основе программ:
Дополнительной общеобразовательной программы «ИЗОкультУРА» Н.В.
Дехтеревой 2016г. Эта программа была рассчитана на три года обучения. Но в
рамках летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей такую
объемную программу реализовать не возможно. Поэтому было принято
решение разработать краткосрочную программу «Волшебный орнамент» на
основе собственного педагогического опыта и включить в нее знакомство с
историей дымковского промысла и его отличительными особенностями.
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 7-12 лет
Уровень освоения программы – стартовый.
Объём программы-16 часов
Срок освоения программы – 1 месяц
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа, длительность одного
академического часа 40 минут (т.к. г. Людиново имеет статус зоны
пострадавшей от ЧАЭС). Перерыв между занятиями 10 минут.
Условия реализации программы: На обучение по программе набираются
дети, посещающие летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
желающие заниматься декоративно-прикладным искусством. Набор в группы
осуществляется без предварительного отбора по заявлению родителей.
Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа об
обучении.
Программа предполагает очную форму обучения.
Формы организации образовательного процесса - групповая,
индивидуальная.
Виды занятий - учебные занятия, мастер-классы.
1.2. Цель и задачи
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей
обучающихся, приобщение их к декоративному искусству, российской
культуре путём изучения народных промыслов, овладения приёмами росписи.
Обучающие:
познакомить с историей Дымковской игрушки;
познакомить с техническими приёмами дымковской росписи;
обучить начальным навыкам и приёмам дымковской росписи;
сформировать навыки работы с различными художественными
инструментами и приспособлениями;
раскрыть обучающимся значимость народного искусства в сфере
современного художественного и декоративно- прикладного искусства.
Воспитательные:
4
воспитывать культуру поведения, взаимоотношений с людьми и
окружающим миром;
воспитывать самостоятельность, инициативность, творческое отношение
к миру;
Развивающие:
развить творческое воображение, поощрять проявление фантазии;
содействовать самовыражению и самореализации, учащихся в
творчестве посредством практической деятельности;
воспитывать художественно-эстетический вкус;
раскрыть обучающимся истоки народного творчества и роли
декоративно-прикладного искусства в жизни человека.
1.3. Учебный план
№
п/п
1.
Тема раздела
Количество часов
всего теория практика
1
1
4.
Вводное занятие. Техника
безопасности. Многоцветье
дымки.
Дымковские узоры.
Роспись плоских форм
«козлик», «конь», «индюк».
Наряд барыни.
5.
Роспись тарелки.
2
-
2
6.
Коллективная работа
«Дымковское дерево»
Итоговое занятие
2
-
2
1
-
1
Итого
16
3
13
2.
3.
7.
2
6
1
1
1
5
2
-
2
Форма
контроля
опрос
Тематическ
ая выставка
Тематическ
ая выставка
Тематическ
ая выставка
Выставка
работ
Итоговая
выставка
1.4. Содержание программы
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория. Знакомство обучающихся с целями и задачами программы.
Многоцветье дымки. Инструктаж по технике безопасности.
2. Дымковские узоры.
Теория. Просмотр презентации о дымковской росписи. Знакомство с
основными цветами. Рассказ об инструментах и особенностях дымковской
росписи. Однослойные узоры. Узор в полосе и квадрате.
Практика. Тренировочные упражнения на листах формата А5.
Повторение за педагогом вертикального положения кисточки при
расписывании. Рисование и раскрашивание прямых и волнистых линий, колец,
сеточек и ромбов. Выполнение узора в полосе и квадрате.
3. Роспись плоских форм.
5
Теория. Особенности росписи плоских форм «Козлик», «Конь», «Индюк».
Нахождение и выделение композиционного и смыслового центра, добавление
новых элементов в узор.
Практика. Работа с большими формами – шаблонами козлика, коня и
индюка. Выделение и обводка краешка узора. Рисование контрастными
цветами.
4. Наряд барыни.
Теория. Отличительные особенности нарядов барыни и крестьянки (цвет,
узор).
Практика. Перевод плоских форм на бумагу. Поиск и выделение нужного
силуэта, подбор приемлемых по объёму и форм рисунков. Творческое
копирование с возможным изменением мелких деталей. Рисование платья
двумя тонами синего цвета. Подбор цветов для лица. Тамповка лица. Рисование
волос 3 оттенками красок.
5. Роспись тарелки.
Теория. Особенности дымковского орнамента в круге.
Практика. Составление дымковского орнамента в круге. Отработка
техники работы кистью при росписи дымковских узоров на тарелке.
6. Коллективная работа «Дымковское дерево»
Теория. Характерные особенности дымковского дерева.
Практика. Изготовление элементов дымковского дерева. Сборка дерева.
7. Итоговое занятие. Оформление выставки работ. Награждение
обучающихся по итогам выставки.
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
обучающиеся будут знать: историю дымковской игрушки;
обучающиеся будут владеть: техническими приёмами дымковской
росписи;
начальными навыками и приёмами дымковской росписи;
навыками работы с различными художественными инструментами и
приспособлениями;
Личностные результаты:
обучающиеся будут проявлять: культуру поведения, выстраивать
взаимоотношения с людьми и окружающим миром;
обучающиеся будут проявлять: самостоятельность, инициативность,
творческое отношение к миру;
Метапредметные результаты:
обучающиеся будут проявлять фантазию, творческое воображение;
умение самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и
применять полученные знания;
• культура поведения, взаимоотношений с людьми и окружающим миром;
обучающиеся будут осознавать значимость народного искусства в сфере
современного художественного и декоративно-прикладного искусства.
6
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план
(составляется ежегодно) вынесен в Рабочую программу (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база: Материально-техническое обеспечение занятий
Перечень необходимых материалов и инструментов для одного
обучающегося на учебный год
Оборудованный кабинет для занятий декоративно-прикладным
творчеством: столы для рисования, доска магнитно-маркерная, проектор,
ноутбук.
Гуашь (12 цветов)
1коробка
Кисти (белка) №1,2,3 или кисти синтетика
4 шт.
Простой карандаш М, ТМ.
1 шт.
Бумага для акварели (10 лист.)
1 упаковка
Ластик
1 шт.
Ватман
2 шт.
Ватные палочки
1 упаковка
Ножницы
1 шт.
Клей карандаш
1 шт
2.3. Формы аттестации
Промежуточная аттестация учащихся проводится по каждому разделу в
форме тематической выставки. Итоговая аттестация проводится по итогам
освоения программы и осуществляется в форме выставки творческих работ.
Данная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа об
обучении.
Аттестация обучающихся проводится по нескольким критериям:
Посещаемость занятий в течение отчетного периода – 1-3 балла
Качество исполнения творческих работ – 1-3 балла
Творческий подход – 1-3 балла
Освоение техник рисования – 1-3 балла
В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень
освоения программы:
Высокий – 10-12 баллов
Средний – 5-9 баллов
Низкий до 5 баллов
2.5. Методические материалы
Методы обучения, используемые в рамках программы учебного
предмета вербальный (рассказ, беседа, объяснение);
• наглядный (наблюдение, демонстрация);
• практический (творческие).
Занятия необходимо проводить с привлечением наглядных пособий,
иллюстративного материала, слайдов, просмотра видеоархивов.
Теоретические занятия должны быть неразрывно связаны с
практическими, и являться их логическим продолжением. Важно с первых
7
занятий приучать учащихся использовать теоретические знания в работе. Для
поддержания интереса к предмету, особенно важно на начальном этапе
уравновешивать по времени изучения теоретическую и практическую часть
занятия. При разборе новых тем, педагогу необходимо использовать наглядный
иллюстративный и видеоматериал, а также руководствоваться принципом
постепенности и последовательности обучения. Педагогу следует поощрять и
тактично направлять любые проявления творческой инициативы учащихся,
нахождение новых идей в выполнении работ. От этого во многом будет
зависеть успеваемость обучающихся. При реализации программы
используются современные образовательные методы: Метод создания
проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде
доступной, образной и яркой проблемы. Метод создания креативного поля (или
метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для
обеспечения творческой атмосферы в коллективе.
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и
дополнительную литературу, разработки отдельных методических аспектов
необходимых для проведения занятий (Приложение 4).
2.6. Рабочая программа
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (приложение 1).
8
2.7. Список литературы
Литература для педагога
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк:
Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвящение,1991.
2. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных
технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010.
3. Котова Е.В. Развитие творческих способностей школьников: Сфера,2010 5.
4. Куликовская Т. Дидактический материал. Мир вокруг нас. Народные
промыслы. г. Москва
5. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения/М.: 2007.
6. Полякова Н.В. Образовательные технологии. Н.В. / Научно-практический
журнал «Завуч» № 5, 2005.
7. Селевко Г.К Современные образовательные технологии / М.: 1998.
8. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А.. Возвращение к истокам: народное искусства
и детское творчество //. -М., Владис, 2000г.
9. Эдверде Б. Художник внутри вас/Пер. с англ.; Худ.обл. Б.Г. Клюйко.- Мн.:
ООО «Попурри», 2000.- 256 с.: ил. ISBN 985-438-491-8.
10.Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ М.: Мозаика, 2007.
Список литературы для детей
1. Русские художественные промыслы / [отв. ред. М. Шинкарук] – М. : Мир
энциклопедий Аванта+ : Астрель, [2011]. – 179 с.
Сайты, использованные для разработки программы и организации
образовательного процесса:
1. Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Пошаговое описание
росписи дымковской барышни https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-itvorchestvo/rospis/dymkovskaya/tradiczii-dymkovskoj-rospisi-osnovnye-etapy-iczveta.html
9
Приложение 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Утверждаю
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
__________Т.А. Прохорова
«_____»__________2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Краткосрочной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Волшебный орнамент»
Педагог дополнительного образования
Дехтерёва Наталья Валерьевна
г.Людиново
2022 – 2023 учебный год
10
1.2. Цель и задачи
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей
обучающихся, приобщение их к декоративному искусству, российской
культуре путём изучения народных промыслов, овладения приёмами
росписи.
Обучающие:
познакомить с историей Дымковской игрушки;
познакомить с техническими приёмами дымковской росписи;
обучить начальным навыкам и приёмам дымковской росписи;
сформировать навыки работы с различными художественными
инструментами и приспособлениями;
раскрыть обучающимся значимость народного искусства в сфере
современного художественного и декоративно- прикладного
искусства.
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения, взаимоотношений с людьми и
окружающим миром;
воспитывать самостоятельность, инициативность, творческое
отношение к миру;
Развивающие:
развить творческое воображение, поощрять проявление фантазии;
содействовать самовыражению и самореализации, учащихся в
творчестве посредством практической деятельности;
воспитывать художественно-эстетический вкус;
раскрыть обучающимся истоки народного творчества и роли
декоративно-прикладного искусства в жизни человека.
Организационно педагогические основы обучения.
Возраст обучающихся 7 -12 лет.
Количество в группе 15 человек.
Режим работы: 3 раза в неделю по 2 часа.
Длительность одного занятия 40 минут.
11
Дата проведения
итоговой аттестации
Дата проведения
промежуточной
аттестации
Даты начала и
окончания учебного
года
Кол-во часов по
программе
Учебные периоды
Кол-во учебных недель
Кол-во учебных дней
Окончание занятий
Начало занятий
Группа
Год обучения
Календарный учебный график.
1г.
1 гр.
01.06
21.06
9
3
16
01.06 –
21.06
1
По
окончании
каждого
раздела
20.06
1.3. Учебный план
№
п/п
1.
4.
5.
Роспись тарелки.
2
-
2
6.
Коллективная работа
«Дымковское дерево»
Итоговое занятие
Итого
2
-
2
1
16
3
1
13
7.
п/п
2
3
4
5
6
7
8
9
Количество часов
всего теория практика
1
1
Вводное занятие. Техника
безопасности. Многоцветье
дымки.
Дымковские узоры.
Роспись плоских форм
«козлик», «конь», «индюк».
Наряд барыни.
2.
3.
1
Тема раздела
2
6
1
-
1
6
2
-
2
Календарно – тематический план
1 год обучения.
Наименование темы
Всего
часов
Вводное занятие «Многоцветье дымки».
Техника безопасности.
Дымковские узоры.
Роспись плоских форм «козлик».
Роспись плоских форм «конь».
Роспись плоских форм «индюк».
Наряд барыни.
Роспись тарелки.
Коллективная работа «Дымковское дерево»
Итоговое занятие. Оформление выставки
Всего
1
2
2
2
2
2
2
2
1
16
Этапы педагогического контроля.
12
Форма
контроля
опрос
Тематическ
ая выставка
Тематическ
ая выставка
Тематическ
ая выставка
Выставка
работ
Дата
проведения
занятия
Тема занятий
1
«Удивительная дымка»
Форма проведения
дата
Выставка
июнь
Методическая работа: подготовка дидактического материала по обеспечению
образовательной программы.
Работа с родителями.
№ Название
п/п
1
Родительские собрания
Организация образовательного процесса МКОУ ДО
«Дом детского творчества в рамках внедрения ПФДО
Обучение по дополнительной общеобразовательной
программе «Волшебные узоры» расписание и режим
занятий.
2. Консультации
«Развитие способностей и творческого мышления на
занятиях в изостудии «Палитра».
3
Срок
проведения
май
июнь
Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс, совместные
творческие дела.
- Привлечение родителей к участию в делах объединения
- Приглашение родителей на итоговые творческие
выставки обучающихся.
13
июнь
Приложение 2
Материалы для определения метапредметных и личностных
результатов освоения программы
Упражнения на развитие познавательных процессов
Игра «Делим на части» (на внимание)
Цель: выявление внимательности, развитие внимания.
Необходимые материалы: лист бумаги А4, ручка (карандаш).
Задание: разделить лист бумаги на 4 части, отметить ручкой, не сгибая
лист. После выполнения задания проводится контроль. Правильность
разделения на глаз проверяется с помощью сгибания.
Обработка результатов: тот, у кого отметка ручкой и места сгибов
совпадают, получает 5 баллов.
Игра: «Найди различие».
Цель: выявление уровня наблюдательности.
Необходимые материалы: репродукции картин - 2 шт.
Предварительно нужно приготовить две картинки (репродукции),
несложные по сюжету и количеству деталей. Картины эти должны быть
одинаковы, кроме заранее предусмотренных 5-10 различий.
Задание. При индивидуальной работе с детьми нужно в течение 3
минут надо найти 10 различий. Написать на листе бумаги все найденные
им различия в этих двух картинках.
Обработка результатов: подсчитывается количество правильно
отмеченных различий, из них вычитаются отличия, указанные ошибочно.
Разность делится на число фактически имеющихся различий. Чем
ближе результат к 1, тем выше уровень наблюдательности у ребёнка.
Игра «Самые наблюдательные».
Цель: развитие наблюдательности.
Необходимые материалы: репродукции картин - 2 штуки.
Участники игры делятся на 2 команды.
Условия игры: к доске прикрепляют 2 репродукции картин (для каждой
команды). В течение 5 минут ребята рассматривают их, стараясь
запомнить все детали. Затем репродукцию 1-й команды помещают так,
чтобы её видели все, кроме членов этой команды. А репродукцию 2-й
команды должны видеть все, кроме его членов. Членов первой команды
подробно расспрашивают обо всех деталях картины. А членов второй
команды подробно расспрашивают обо всех деталях их картины. О
количестве
задаваемых
вопросов
команды
предварительно
договариваются. Какая команда отвечает на все вопросы, та и побеждает.
Игры на развитие коммуникативных способностей
Игра «Клубок».
Цель: развитие навыков общения, сплочение коллектива, снятие
напряжения.
Инструкция. Каждый играющий передаёт клубочек и говорит
комплимент соседу (нить при этом держит в руке). После замыкания круга,
игра поворачивается в обратную сторону: сматывая нить, нужно сказать
слова благодарности за услышанный комплимент.
Игра «Сиамские близнецы».
Цель: развитие навыков общение, способствование возникновению
доверия.
Инструкция. Участники делятся на пары. Пары играющих становятся
друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так,
что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева, -
14
только левая. Вместе они и есть сиамские близнецы. Ведущий даёт
задание, и «сиамскому близнецу» надо выполнить это задание (например,
расчесаться, поднять предмет с пола, перенести предмет с одного места на
другое и т.д.)
15
Приложение 3
Комплекс упражнений для проведения физкультминуток
Упражнения для снятия зрительного утомления
1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).
2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не
моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и
отдохнуть.
То же самое вправо (2-3 раза).
4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и
поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого
предмета (2-3
раза).
5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.
6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.
Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения
Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени,
расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения
надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
Первое упражнение. На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть
прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо,8 раз.
Второе упражнение. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо.
Повторить 8 раз.
Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три смотреть вправо, на четыре - перед собой. Повторить 8 раз.
Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами - 4 раза влево,
четыре вправо.
Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть.
Повторить 5 раз. После выполнения упражнений надо дополнительно
легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз.
Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.
Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего
угла глаза.
Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против
неё.
Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему
углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три
раза.
Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону три раза.
Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу 9 раз.
После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони
рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.
16
Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (12мин).
Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и
взрослым.
Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат.
Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным
условием организации урока в интересах поддержания здоровья
ученика.
Пальчиковая гимнастика
Для того чтобы руки были в хорошей форме, полезна небольшая
разминка, которая поможет улучшить кровообращение и со временем
придаст кистям более правильные формы:
1. Сожмите-разожмите кисти в кулак. Повторите 10 раз.
2. Сожмите кисти в кулак, затем разожмите, при этом вытянув
пальцы.
Повторите 10 раз.
3. Помассируйте каждый палец, как вам удобно: помассируйте снизу
вверх, погладьте и т.п.
4. «Умываем» руки. Имитируем движения, которые вы делаете, когда
моете руки: потрите ладони друг о друга, одной кистью как бы
«омойте» вторую.
5. Потрите тыльную сторону ладони 10 раз на одной руке и на другой.
6. Сцепите кисти «в замок» и выверните «замок» вперед, затем вниз,
вбок и вверх. Повторите 10 раз.
7. Круговые движения «замком» по часовой стрелке и в другую
сторону.
Повторите 10 раз.
8. Продолжаем упражнения с «замком». Поверните «замок» влево,
затем вправо. Повторите 10 раз.
9. Упражнение выполняем обеими руками сразу. Большой палец
проходит между указательным и средним, средним и безымянным,
безымянным и мизинцем.
10. Сожмите ладони и наклоните их влево-вправо, вперед-назад.
Повторите 10 раз.
11. Опустите руки и потрясите кистями. Энергично встряхните их
несколько раз в разные стороны.
17
Приложение 4
Анкета удовлетворенности родителей
№
1
ФИО
ВЫБОР ОУ
• близко живем
• посоветовали
• интересная информация на сайте образовательной
организации.
2
3
4
5
6
7
ИНФОРМАЦИЯ
О
МЕРОПРИЯТИЯХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
• от педагога
• от ребенка
• на стенде
• на сайте ОУ
Знакомы или имеют общее представление о программе
объединения.
Считают занятия современными.
Знают о результатах ребенка после каждого занятия.
Важны результаты ребенка.
Занятия по программе положительно влияют на
ребенка.
8
9
Посещают мероприятия все или часто.
Ребенку с педагогом должно быть комфортно (это
главное).
10
Удовлетворены образовательными услугами.
Анкета удовлетворенности обучающихся
№ ФИ
1
ВЫБОР образовательного учреждения (ОУ)
• близко живем
• посоветовали
• другое (увидел объявление на двери, дома скучно, так
решила мама, от завуча в школе, знаю педагога, после
участия в мастер-классе, пришел за компанию)
2
• интересная информация на сайте ОУ
ИНФОРМАЦИЯ О МЕРОПРИЯТИЯХ ОУ
18
• от педагога
• на сайте ОУ
3
УЧАСТИЕ В МЕРОПРИТИЯХ
открытые уроки ...)
• иногда
ОУ
(праздники,
• участвую часто
• участвую всегда
4
5
6
7
• считаю, что это не обязательно
СЧИТАЮТ ЗАНЯТИЯ ПОЗНАВА ТЕЛЬНЫМИ И
ИНТЕРЕСНЫМИ
ИНФОРМИРУЮТРОДИТЕЛЕИ
О
СВОИХ
РЕЗУЛЬТАТАХ ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАНЯТИЯ
ЗАНЯТИЯ В ДОПОМОГАЮТ МНЕ
• узнавать много нового
• быть интересным друзьям
• свободно общаться со сверстниками
• планировать свой день
ОБРАЗ ПЕДАГОГА
• много знать и уметь
• выслушать и помочь
• хвалить и подбадривать
• интересоваться моими делами
• быть строгим
8
• модным, красиво одеваться
• обязательно молодом
• главное, чтобы с ним было комфортно
ДОВОЛЬНЫСВОИМИ
ДОСТИЖЕНИЯМИ
И
РЕЗУЛЬТАТАМИ (интересно и время не зря проходит,
люблю сюда ходить, просто классно)
19
Приложение 5
20
21
22
23
24