Разноуровневая, ДООП ЦВЕТНОЙ МИР

Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»

Согласовано
педагогическим советом
30.08. 2024 г.
Протокол №1

Утверждаю
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
Т.А. Прохорова
Подписано цифровой
подписью: Прохорова 30.08.2024 г.

Прохорова
Татьяна Александровна
Татьяна
Дата: 2024.08.20 15:21:21
Александровна +03'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Цветной мир»

Срок реализации 3 года
Возраст обучающихся 7-14 лет

Булгакова Инга Александровна
педагог дополнительного образования

г. Людиново, 2022г.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.

Пояснительная записка

Данная программа является разноуровневой дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей художественную направленности,
очной формы обучения, в период карантина программу можно реализовывать
с применением дистанционных образовательных технологий, сроком
реализации 3 года, для детей 7-14 лет.
Программа позволяет дать основные представления обучающихся о мире
изобразительного искусства.
Занятия изобразительным искусством способствуют развитию
образного восприятия, воображения, творческого мышления, чувства
гармонии и особенно чувства цвета. Занятия различными видами
изобразительной деятельности имеют и воспитательное значение, в детях
развивается аккуратность, терпение и усидчивость. Важным моментом в
обучении изобразительному искусству является создание для детей
благоприятного психологического климата как фактора сохранения и
укрепления здоровья, улучшающего эмоциональное состояние детей. В
программу «Цветной мир» включены такие разделы, как аппликация, лепка
из пластилина, живопись, графика. Разделы и темы распределены в плане
таким образом, чтобы развивать и поддерживать интерес обучающихся к
занятиям на протяжении всего обучения. Для реализации программы
разработан курс видео занятий.
Программа составлена в соответствии с требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей
на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-03 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
7. Устав муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества»;
8. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
9. Положение о порядке выдачи свидетельства о дополнительном
образовании.
Актуальность заключается в том, что программа направлена на
формирование и развитие творческих способностей, обучающихся и
открывает ребенку широкое поле деятельности, раскрывает перед ним
огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по
характеру деятельности разделы и темы, позволяющие детям выбрать работу
по душе.
Новизна в том, что программа разноуровневая, модульная
предусматривает одновременное изучение основ изобразительного
искусства, технологии лепки и аппликации с учетом возраста обучающихся,
а также дает возможность приобретения практических умений и навыков
работы с различными художественными материалами. Ключевым моментом
становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают,
сравнивают и делают выводы. Также особенностью программы является
использования арт-терапии, на занятиях живописью применяются
нетрадиционные техники рисования, что вызывает яркие эмоции, помогает
справиться с негативом, дать выход агрессии, повысить самооценку. В
программу разработана рабочая программа воспитания, в которую включены
пять модулей: «Ключевые дела», «Проект месяца», «Работа с родителями»,
«Организация предметно-эстетической среды», «Медиа, экскурсии,
экспедиции походы».
При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и
инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
развития категорий, обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие
речи, заикание)
Объем программы: 648 часов. Годовой учебный курс рассчитан на 216
часов.
Уровни освоения программы
Стартовый уровень

Кол-во часов
216

Базовый уровень

432
Итого 648

Срок освоения программы: Программа составлена с учетом возрастных
особенностей детей, рассчитана на 3 года и два уровня освоения:
 стартовый для детей от 7 до 10 лет;
 базовый для детей в возрасте от 10 до 14 лет,
Уровни освоения программы
Стартовый уровень
Базовый уровень

Срок освоения
1 год
2 года
Итого 3 года

Режим занятий:3 раза в неделю по 2 часа. Длительность одного занятия 40
минут. Перерыв между занятий составляет10 минут.
Адресат программы: дети 7-14 лет.
Форма обучения: очная.
Виды занятий: лекции, практические занятия, мастер–классы, экскурсии,
виртуальные экскурсии.
Условия реализации программы:
Состав групп постоянный, прием осуществляется по заявлению родителей.
Наполняемость групп соответствует уставу учреждения, зависит от года и
уровня обучения:
1 год обучения (стартовый уровень) -15 человек
2 год обучения (базовый уровень) -12 человек
3 год обучения (базовый уровень) -12 человек
1.2. Цель и задачи
Цель: Стартовый уровень:
изобразительного искусства.

Формирование

компетенций

в

области

Базовый уровень: Расширение спектра знаний по изобразительному
искусству для развития личностных компетенций обучающегося.
Стартовый уровень
Обучающие:
 сформировать компетенции в области изобразительной деятельности;
 сформировать первичные знания о мире пластических искусств
(изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о
формах их бытования в повседневной жизни человека;
 сформировать элементарные умения, навыки, способы работы с
художественными материалами;

 познакомить детей с различными нетрадиционными техниками
изобразительной деятельности, многообразием художественных
материалов и приёмами работы с ними.
 Усвоение техники безопасности и личной гигиены при работе с
художественными материалами.
Развивающие:
 сформировать
познавательный
интерес
к
изобразительной
деятельности;
 развить навык работы со специальной литературой, основными
инструментами и материалами художника;
 развить
воображение,
внимание,
творческие
способности
обучающихся.
Воспитывающие:
 воспитать любовь к родной природе, своему народу, Родине;
 воспитать уважение к народным традициям, историческому прошлому
своего народа, многонациональной культуре;
 воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
Базовый уровень.
Обучающие:
 расширить знания в области изобразительной грамоты и
изобразительного искусства;
 сформировать устойчивый интерес к изобразительному искусству,
способность воспринимать его исторические и национальные
особенности;
 расширить
и
углубить
знания
в
области
композиции,
формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного
искусства;
 формирование у обучающихся специальных навыков по декоративноприкладному искусству;
 приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
 развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и
ритма.
 развитие
воображения,
внимания,
творческих
способностей
обучающихся;
 будет развито -развить у детей чувственно-эмоциональные проявления:
внимание, память, фантазию, воображение;
 улучшить мелкую моторику, пластичность, гибкость рук и точность
глазомера;

 способствовать развитию у обучающихся потребности активного
участия в культурной жизни учреждения;
 развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение;
Личностные:
 воспитать любовь к родной природе, своему народу, Родине;
 воспитать уважение к народным традициям, историческому прошлому
своего народа, многонациональной культуре;
 воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
 научить адекватно оценивать свои достижения и достижения других,
оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации.
1.3. Учебный план разноуровневой программы «Цветной мир»
Раздел/ тема

Уровни освоения/ количество часов
Стартовый
Базовый
Всего Теория Практика Всего Теория Практика

1 Модуль 1.
«Причудливый
орнамент»
2 Модуль 2.
«Волшебный
пластилин»
3 Модуль 3. «Мир
красок»
4 Модуль 4.
«Фантастические
линии»
5 Модуль 5. «Мой
музей»
6 Модуль 6.
«Бумажные
забавы»
Всего

36

7

29

72

21

51

36

5

31

72

12

60

36

9

25

72

21

51

36

7

29

72

12

54

36

15

21

72

12

54

36

8

28

72

17

55

216

53

163

432

107

325

Планируемые результаты разноуровневой программы
Стартовый уровень
Предметные:
 будут владеть
деятельности;

компетенциями

в

области

изобразительной

 будут иметь первичные знания о мире пластических искусств
(изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о
формах их бытования в повседневной жизни человека;
 будут сформированы элементарные умения, навыки, способы работы с
художественными материалами;
 будут знать различные нетрадиционные техники изобразительной
деятельности, многообразие художественных материалов и приёмы
работы с ними;
 будут знать техники безопасности и личной гигиены при работе с
художественными материалами.
Метапредметные:
 будут проявлять интерес к изобразительной деятельности;
 будут владеть навыком работы со специальной литературой,
основными инструментами и материалами художника;
 будут проявлять фантазию, внимание, творческие способности.
Личностные:
 будут проявлять любовь к родной природе, своему народу, Родине;
 будут ценить народные традиции, историческое прошлое своего
народа, многонациональную культуру;
 будут проявлять терпение, волю, усидчивость, трудолюбие,
аккуратность;
Базовый уровень.
Предметные
 будут сформированы глубокие знания в области изобразительной
грамоты и изобразительного искусства;
 будет сформирован устойчивый интерес к изобразительному
искусству, способность воспринимать его исторические и
национальные особенности;
 будут сформированы глубокие знания в области композиции,
формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного
искусства;
 будут сформированы специальные навыки по декоративноприкладному искусству;
 приобретут навыки учебно-исследовательской работы.
Метапредметные:
 будет развито чувство пропорции, гармонии цвета, чувство
композиции и ритма.
 будет развито воображение, внимание, творческие способности у
обучающихся;

 будет развито воображение, внимание, память, фантазия;
 будет развита мелкая моторика, пластичность, гибкость рук и точность
глазомера;
 будут участвовать в культурной жизни учреждения;
 будут проявлять коммуникативные умения и навыки (уметь работать в
группе).
Воспитательные:
 будут проявлять любовь к родной природе, своему народу, Родине;
 будут ценить народные традиции, историческое прошлое своего
народа, многонациональную культуру;
 будут проявлять терпение, волю, усидчивость, трудолюбие,
аккуратность;
 будут адекватно оценивать свои достижения и достижения других,
оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации.

Модуль 1. «Причудливый орнамент».
Декоративное творчество является составной частью художественного
направления в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит
обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с
различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и
художественного опыта у обучающихся складывается отношение к
собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению
отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и
любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных
образовательных стандартов». Основу декоративно - прикладного искусства
составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к
практической художественной деятельности способствует развитию в них
творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления
фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной,
зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является
важнейшим средством коррекции психического развития ребёнка. В.А.
Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных
процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки
способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в
движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем
сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже
входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в
духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок ...» (В. А. Сухомлинский «Сердце отдано
детям». Киев. 1969, с.220). Значительное место в содержании модуля
занимают вопросы композиции. Основой её является ориентация на
личностный потенциал ребёнка и его самореализацию на занятиях активным
творчеством.
Цель: создание активной мотивирующей среды для формирования
познавательного интереса через занятия декоративно-прикладным
творчеством
Задачи стартового уровня:
Обучающие:
 познакомить с основами знаний в области
формообразования, цветоведения, декоративно –
искусства;

композиции,
прикладного

 усвоение техники безопасности и правил личной гигиены при работе с
инструментами и материалами, применяемыми в изобразительной
деятельности.
Развивающие:
 развитие познавательного интереса в области народного, декоративноприкладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
 развитие
воображения,
внимания,
творческих
способностей
обучающихся;
Воспитательные:
 осуществлять трудовое и эстетическое воспитание обучающихся;
 воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
Задачи базового уровня:
Обучающие:
 расширить
и
углубить
знания
в
области
композиции,
формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного
искусства;
 формирование у обучающихся специальных навыков по хохломской и
гжельской росписи;
 приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
 развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
 развитие
воображения,
внимания,
творческих
способностей
обучающихся;
Воспитательные:
 воспитывать любовь к своей Родине, к традиционному народному
искусству;
 воспитывать самостоятельность в творчестве.
Учебный план стартового уровня
Количество часов
Тема

Всего часов по
программе
Теория
1
1
11
2
11
2

Вводное занятие
1.Квиллинг
2.Хохломская роспись
3.Мезенская роспись
4.Итоговая
промежуточная
аттестация

и

Формы
контроля

Практика
9
9

Выставка
Выставка

11

2

9

Викторина

2

-

2

Выствкаконкурс

Итого

36

7

29

Содержание модуля 1 год обучения стартовый уровень:
Вводное занятие:
Знакомство с предметом декоративно-прикладного искусства. Для чего
предназначено, где встречается, в каких целях применяется человеком?
1.Квиллинг.
Теория:
Знакомство с историей возникновения, материалами и технологией
выполнения различных деталей.
Практика:
Выполнение различных деталей: тугая спираль, свободная спираль, завиток,
лист, глаз, полукруг, стрелка, рожки, квадрат, треугольник. Составление
обучающимися композиции на тему «Цветы» из различных по форме
деталей.
Оборудование и материалы: ножницы, линейка, карандаш бумага для
квиллинга (цветная бумага), клей-карандаш, картон.
2.Хохломская роспись.
Теория:
Просмотр фильма «Золотая хохлома».
Практика:
Упражнения на выполнение различных элементов росписи: завиток,
капелька, кустик, листочек, ягодка, травинки, осочки, ягодки. Выполнение
композиции сказка «Теремок» с использованием элементов данной росписи.
Оборудование и материалы: кисти, разделочная доска, гуашь, палитра,
карандаш, альбом, клей ПВА.
3. Мезенская роспись.
Теория:
Просмотр фильма «Ремесло». Обсуждения фильма. Знакомство с символикой
данной росписи.
Практика:
Выполнение различных элементов мезенской росписи: завиток, стихийка,
перышко, коловорот, цветы, деревья, уточки, лебеди, кони, олени.
Составление композиции. Роспись изделия в данной технике.
Оборудование и материалы: разделочная доска, кисти, гуашь, альбом,
карандаш.
4.Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная - «Зимний
вернисаж», итоговая - «Дорогами творчества».
Планируемые результаты освоения модуля «Причудливый орнамент»
стартовый уровень:
Предметные:

 Будут знать основы композиции, формообразования, цветоведения,
декоративно – прикладного искусства;
 Будут знать технику безопасности и правила личной гигиены при
работе с инструментами и материалами, применяемыми в
изобразительной деятельности.
Метапредметные:
 Будут проявлять интерес к народному, декоративно-прикладному
искусству, технической эстетике, архитектуре;
 Будут проявлять воображение, внимания, творческие способности;
Личностные:
 Будут проявлять трудовое и эстетическое воспитание;
 Уметь проявлять доброжелательное отношение к окружающим;
Учебный план базового уровня
Количество часов
Тема

Всего часов по
программе
Теория
2 год базовый уровень
2
2
11
2
10
3

Вводное занятие
1.Матрешка
2.Городецкая роспись
3.Изонить
4.Итоговая
промежуточная
аттестация

и

Формы
контроля

Практика

9
7

Конкурс
Выставка

12

4

10

Выставка

2

-

2

Выставкаконкурс

3 год базовый уровень
1. Орнамент

13

3

10

Тест

2.Национальный
костюм
3. Гжель

8

3

5

Кроссворд

12

3

7

Выставка

и

2

-

2

Выставкаконкурс

Итого

72

21

51

4.Итоговая
промежуточная
аттестация

Содержание модуля 2 год обучения базовый уровень:

Вводное занятие: Техника
прикладного искусства.

безопасности

на

укорах

декоративно-

1.Матрешка
Теория: Знакомство с технологией изготовления и видами матрешки.
Практика: Роспись изделия на тему «Герои русских сказок» (репка,
колобок).
Оборудование и материалы: матрешка (болванка), кисти, гуашь, карандаш,
клей ПВА, палитра.
2.Городецкая Роспись
Теория: Просмотр фильма «Пряничный домик. Городецкие картинки».
История и особенности ремесла.
Практика: Упражнения на выполнение элементов городецкой росписи:
купавка, розан, листики, конь, голубь, петух. Роспись изделия на тему
жизненных сценок.
Оборудование и материалы: разделочная доска, кисти, альбом, карандаш,
клей ПВА, гуашь.
3.Изонить
Теория: История возникновения, особенности техники. Знакомство с
материалами и техникой безопасности. Просмотр работ в данной технике,
обсуждение.
Практика: Поэтапное выполнение элементов: круг, веер, угол. Выполнение
композиции на тему «Пасха» или «Золотая рыбка».
Оборудование и материалы: картон цветной, нитки мулине, игла,
карандаш, ножницы.
Вводное занятие: Правила поведения на занятиях.
4.Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная - «Зимний
вернисаж», итоговая - «Дорогами творчества».
Содержание модуля 3 год обучения базовый уровень:
1.Орнамент.
Теория: История появления орнамента, виды орнамента.
Практика: Выполнение различных элементов орнамента: геометрический,
растительный, каллиграфический. Составление композиции «Рамка для
фото» с использованием различного вида орнаментов.
Оборудование и материалы: картон, клей карандаш, цветная бумага,
ножницы, карандаш, линейка.
2.Русский национальный костюм.
Теория: Виды костюма: праздничный и повседневный, северный и южный.
Особенности костюма, предназначение.
Практика: Выполнение рисунка на тему «Мой костюм», используя знания о
национальной одежде.
Оборудование и материалы: лист А-3, карандаш, гуашь, кисти.
3.Гжель

Теория: Просмотр фильма «Синяя птица. Гжель».
Практика: Упражнения выполнение элементов росписи: бордюры, мазок,
линия, капелька, роза, агашка, сеточка. Выполнение композиции на изделии.
Оборудование и материалы: разделочная доска (другое изделие), кисти,
гуашь, альбом, карандаш.
4.Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная - «Зимний
вернисаж», итоговая - «Дорогами творчества».
Планируемые результаты освоения модуля «Причудливый орнамент»
базовый уровень:
Предметные:
 Будут иметь знания в области композиции, формообразования,
цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
 Будут обладать навыками изображения хохломской и гжельской
росписи;
 Будут иметь навыки учебно-исследовательской работы.
Метапредметные:
 Будут уметь ориентироваться в проблемных ситуациях;
 Будут иметь развитое воображение, внимание;
Личностные:
 Будут уметь проявлять любовь к своей Родине, к традиционному
народному искусству;
 Будут уметь самостоятельно проявлять себя в творчестве.

Модуль 2. «Волшебный пластилин»
Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка —
самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Техника лепки
богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка
дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о
нем в пространственно-пластических образах. Лепка – самый осязаемый вид
художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и
трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным
инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно,
уровень умения зависит от владения собственными руками. Из одного комка
пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз
находить новые варианты. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с
объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются
навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень
активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное
мышление. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее
материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и
изобразительные способности. Ребенок учится передавать в лепке различные
предметы более продуктивно, чем в других видах изобразительной
деятельности — рисовании, аппликации, конструировании из природного
материала. Постепенно он открывает для себя пластику движения во всей его
взаимосвязи. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей
творческие
способности.
Цель: развитие детского творчества в пластичных видах и формах
художественно-творческой деятельности.
Задачи стартового уровня:
Образовательные:
 познакомить с новым способом изображения – пластилинографией;
 учить основным приемам пластилинографии (надавливание,
размазывание, отщипывание, вдавливание);
 учить работать на заданном пространстве.
Развивающие:
 развивать у детей интерес к художественной деятельности.
 развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
 воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
 воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и
коллективных работах;
Задачи базового уровня:
Образовательные:
 учить работать в пространстве.

 учить различать виды скульптуры.
 учить передавать пропорции и объем в ½, ¾.
Развивающие:
 развивать интерес к процессу и результатам работы.
 развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и
ритма.
Воспитательные:
 воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический
вкус;
Учебный план стартовый уровень:
Тема

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
контроля

Вводное занятие
1.Пластилиновые жгутики
2.Пластилиновые шарики.

1
11
10

1
1
1

8
11

Выставка
Выставка

3.Рельеф.

12

2

10

Выставка

промежуточная

2

-

2

Выставка –
конкурс

Итого

36

5

31

4.Итоговая и
аттестация.

Содержание модуля 1 год обучения стартовый уровень:
Вводное занятие: Знакомство с материалом цветной пластилин, правила
работы с пластилином.
1. Пластилиновые жгутики.
Теория: Знакомство с технологией выполнения пластилиновых жгутов и
смешения различных цветов пластилина. Просмотр работ в данной технике.
Практика: Выполнение подготовительного рисунка «Сказочное дерево»,
работа в материале, изготовление жгутов и заполнение ими рисунка.
Оборудование и материалы: картон, цветной пластилин
2. Пластилиновые шарики.
Теория: Знакомство с техникой выполнения пластилиновых шариков.
Обсуждение работ в данной технике. Просмотр мультфильма «Веселая
карусель. Светлячок».
Практика: Выполнений подготовительного рисунка на тему «Подводный
мир», заполнение рисунка готовыми пластилиновыми шариками.
Оборудование и материалы: картон, цветной пластилин
3. Рельеф.

Теория: Просмотр мультфильма «Пластилиновая азбука». Знакомство с
особенностями выполнения рельефа.
Практика: Выполнение подготовительного рисунка «Животные». Создание
изображения при помощи объемов пластилина. При помощи щеточек,
иголочек передать текстуру шерсти, кожи животного.
Оборудование и материалы: картон, цветной пластилин.
4.Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная - «Зимний
вернисаж», итоговая - «Дорогами творчества».
Планируемые результаты освоения модуля «Волшебный пластилин»
стартовый уровень:
Предметные:
 Будут знать новый способ изображения – пластилинографя;
 Будут владеть основными приемами пластилинографии (надавливание,
размазывание, отщипывание, вдавливание);
 Будут уметь работать на заданном пространстве.
Метапредметные:
 Будут проявлять интерес к художественной деятельности.
 Будет развита мелкая моторика рук.
Личностные:
 Будут владеть навыками аккуратной работы с пластилином;
 Будут проявлять желание участвовать в создании индивидуальных и
коллективных работах;
Учебный план базового уровня
Тема

Количество часов
Формы
Всего Теория Практика контроля
2 год базовый уровень

Вводное занятие
1.Витраж
2.Барельеф
3.Горельеф
4.Итоговая
аттестация

и

промежуточная

2
11
10
12

2
2
2
2

9
8
10

2

-

2

Выставка
конкурс

Выставка
Выставка

3 год базовый уровень
1. Круглая скульптура

17

2

15

Выставка

2.Многофигурная композиция.

16

2

14

Выставка

–

3.Итоговая
аттестация
Итого

и

промежуточная

2

-

2

72

12

60

Выставкаконкурс

Содержание модуля 2 год обучения базовый уровень:
Вводное занятие: Знакомство со скульптурным пластилином.
1. Витраж
Теория: История возникновения витража.
Практика: Выполнение эскиза, цветовое решение.
Оборудование и материалы: картон, цветной пластилин, стекло.
2. Барельеф
Теория: Знакомство с особенностями выполнения барельефа и чем он
отличается от рельефа.
Практика: Выполнение подготовительного рисунка на тему «Христианский
храм». Работа в объеме.
Оборудование и материалы: картон, цветной пластилин, скульптурный
пластилин.
3. Горельеф
Теория: Знакомство с определением горельеф, чем отличается от рельефа,
где можно увидеть. Просмотр репродукций на тему «Здание Адмиралтейства
в Санкт-Петербурге».
Практика: Разработка эскиза «Натюрморт». Выполнение подготовительного
рисунка, работа в материале.
Оборудование и материалы: картон, цветной пластилин, скульптурный
пластилин.
4.Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная - «Зимний
вернисаж», итоговая - «Дорогами творчества».
Содержание модуля 3 год обучения базовый уровень:
Вводное занятие: Знакомство с мировыми шедеврами скульптуры.
1. Круглая скульптура
Теория: Знакомство с понятием скульптура, с видами скульптуры.
Особенности объемной скульптуры.
Практика: Подготовка эскиза «Осенний натюрморт», выполнение работы в
материале.
Оборудование и материалы: картон, цветной пластилин.
2. Многофигурная композиция
Теория: Обсуждение любимых русских сказок. Просмотр мультфильма
«Гора самоцветов. Колобок»

Практика: Выполнение эскиза на тему русских сказок. Работа в материале в
соответствие эскизу.
Оборудование и материалы: картон, цветной пластилин, скульптурный
пластилин.
4.Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная - «Зимний
вернисаж», итоговая - «Дорогами творчества».
Планируемые результаты освоения модуля «Волшебный пластилин»
базовый уровень:
Предметные:
 Будут уметь сопоставлять тактильное обследование предмета со
зрительным восприятием формы, пропорции и цвета;
 Будут уметь работать в пространстве.
 Будут уметь различать виды скульптуры.
 Будут уметь передавать пропорции и объем в ½, ¾.
Метапредметные:
 Будут проявлять интерес к процессу и результатам работы.
 Будет развито чувство пропорции, гармонии цвета, чувство
композиции и ритма.
Личностные:
 Будут проявлять усидчивость, терпение, самостоятельность,
эстетический вкус.

Модуль 3. «Мир красок»
Предмет «Живопись» – это система обучения и воспитания,
приобретения знаний и развития умений и навыков на основе
последовательного нарастания учебных задач. Программа по живописи
включает ряд теоретических и практических заданий, которые направлены на
работу с натурными объектами, на познание и осмысление красоты
окружающего мира, понимание закономерности цветовых гармоний,
познание многообразия методов и приемов работы с цветом и овладение
устойчивыми умениями и навыками живописного изображения.
Цель: Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками
рисования, научить создавать свой неповторимый образ.
Задачи стартового уровня:
Обучающие:
 Обучать основам образного языка рисования с натуры, по памяти.
 Научить передаче в рисунках формы, пропорций, объема, композиции;
 Знакомить с наследием выдающихся художников прошлого и
настоящего в области изобразительного искусства, ролью искусства в
жизни людей.
Развивающие:
 Учить дарить радость творчества, быть счастливыми от человеческого
общения, взаимопонимания, творческого труда.
Воспитательные:
 Воспитывать усидчивость, терпение, эстетический вкус;
Задачи базового уровня:
Обучающие:
 Учить особенностям работы, применяя ассоциативный метод
передавать свои чувства и эмоции.
 Учить различать теплые и холодные цвета, понятие контраста.
 Научить особенностям выполнения техники по-сырому, особенности
декоративной живописи и техники работы мазком.
 Учить определять и виды жанров.
 Учить составлять декоративную композицию
Развивающие
 Формировать нравственно-эмоциональную культуру;
Воспитательные:
 Воспитывать художественный вкус;
Учебный план стартового уровня
Тема

Количество часов
Всего
Теория

Формы
практика контроля

Вводное занятие

1

-

1

1.Рисование
отпечатками 4
природных материалов
2.Рисование
в
технике 4
«набрызг»
3.Ниткография
4

1

3

Выставка

1

3

Выставка

1

3

Выставка

4.Кляксография

4

1

3

Выставка

5.Монотипия

4

1

3

Выставка

6.Ассоциации цвета с музыкой

6

2

4

Выставка

7.Ассоциации цвета с чувствами

7

1

6

Выставка

промежуточная 2

-

2

Выставкаконкурс

9

25

8.Итоговая
аттестация
Итого

и

36

Содержание модуля 1 год обучения стартовый уровень:
Вводное занятие: Знакомство обучающихся с акварельными и гуашевыми
красками, их свойствами и возможностями.
1. Отпечатки природных материалов.
Теория: Сбор подготовительного материала: листьев, камушков, перьев.
Знакомство с картинами И. Грабарь «Березы и рябины», И. Левитан «Золотая
осень», В. Поленов «Золотая осень», Ю. Крылова «Осенние листья».
Практика: Рисуем краской на листьях, камушках и оставляем на бумаге
отпечатки, таким образом получаем композицию похожую на осенний
пейзаж.
Оборудование и материалы: лист А-3, гуашь, акварель, кисти, природные
материалы, альбом.
2. Набрызг
Теория: выбираем природный материал: цветы, веточки, листья, камни.
Компонуем в листе, составляем композицию «Букет».
Практика: Используя технику рисования «Набрызг» выполнить
композицию в цвете.
Оборудование и материалы: лист А-3, гуашь, природные материалы, кисти.
3. Ниткография
Теория: Просмотр сказки «Волшебные нитки»
Практика: при помощи нитей оставить на бумаге различные отпечатки.
Определить - на что похож рисунок?
Оборудование и материалы: нитки, лист А-3, гуашь.
4. Кляксография
Теория: Просмотр мультфильма «Голубой щенок».

Практика: на цветном листе бумаги оставить кляксы различной формы и
определить, что напоминает рисунок, при желании детали можно дорисовать
кистью.
Оборудование и материалы: лист А-3, кисти, акварель, трубочка, черная
тушь.
5. Монотипия
Теория: Просмотр картин в которых присутствует симметрия: И. Левитана
«Тихая обитель», И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу», К. Брюллова
«Гадающая Светлана».
Практика: путем отпечатка получить симметричное изображение на двух
частях листа (портрет или пейзаж).
Оборудование и материалы: лист А-3, кисти, гуашь.
6. Цвет и музыка
Теория: Прослушивание классических композиций: Л. Бетховен «Лунная
соната», Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля»
Практика: при помощи цвета передать эмоции, которые вызывает музыка
после прослушивания.
Оборудование и материалы: лист А-3, акварель, кисти.
7. Цвет и чувства
Теория: Просмотр мультфильма «Просто так», обсуждение различных
чувств и эмоций. Определение своего эмоционального состояния в данный
момент.
Практика: при помощи различных цветов и линий передать свое
настроение.
Оборудование и материалы: А-3, акварель, кисти.
8.Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная - «Зимний
вернисаж», итоговая - «Дорогами творчества».
Планируемые результаты освоения модуля «Мир красок»
стартовый уровень
Предметные:
 Будут знать основы образного языка рисования с натуры, по памяти.
 Будут владеть умением передачи в рисунках формы, пропорций, объема, композиции;
 Будут знать выдающихся художников прошлого и настоящего, роль
искусства в жизни людей.
Метапредметные:
 Будут работать самостоятельно и в группе при выполнении различных
видов изобразительной деятельности;
 будут выбирать необходимую информацию об изобразительном
искусстве.

Личностные:
 Будут проявлять усидчивость, терпение, эстетический вкус;
Учебный план базового уровня
Тема

Вводное занятие
1.Тепло и холод в цвете
2. Противоположности
3.Рисование
по
сырому
4.Импрессионизм.
5.Декоративная
живопись
6.Итоговая
промежуточная
аттестация

Количество часов
Всего часов по Теория
программе
2 год базовый уровень
2
2
10
2
8
2

Формы
практика контроля

8
6

Выставка
Выставка

– 2

1

1

Выставка

6

1

5

Выставка

7

1

6

Конкурс

и 2

-

2

Выставкаконкурс

3 год базовый уровень
1. Жанр пейзаж.

10

4

6

Кроссворд

2. Жанр натюрморт

12

4

8

Кроссворд

3. Жанр портрет

11

4

7

Выставка

-

2

Выставкаконкурс

21

51

4.Итоговая
промежуточная
аттестация

и 2
Итого 72

Содержание модуля 2 год обучения базовый уровень:
Вводное занятие: Знакомство с различными видами кистей и их
предназначением (плоские, круглые, синтетические и натуральные).
1.
2. Тепло и холод в цвете.
Теория: Знакомство с теплыми и холодными цветами. Просмотр
репродукций картин: И. Грабарь «Неприбранный стол» и В. Стожаров
«Натюрморт с рябиной».
Практика: выполнить композицию «Клоун», передать его настроение через
цвет (грустный или веселый).

Оборудование и материалы: А-3, кисти, акварель, карандаш.
3. Противоположности
Теория: Знакомство с понятием контраста. Просмотр репродукций картин:
Ван Гога «Звездная ночь», В. Перова «Чаепитие в Мытищах».
Практика: Композиция на тему басни И. Крылова «Слон и Моська».
Оборудование и материалы: А-3, карандаш, кисти, акварель.
4. Рисование «по-сырому».
Теория: Знакомство с особенностями техники и возможностями
акварельных красок.
Практика: «Натюрморт с цветами» в технике «по-сырому».
Оборудование и материалы: А-3, акварель, кисти.
5. Импрессионизм.
Теория: Знакомство с творчеством Клода Моне.
Практика: Выполнение подготовительного рисунка на тему «Пейзаж»,
цветовое решение с использованием точек и мазков.
Оборудование и материалы: А-3, гуашь, кисти, карандаш.
6. Декоративная живопись.
Теория: Знакомство с понятием декоративности. Просмотр работ в данной
технике.
Практика: Декоративный рисунок на тему «Натюрморт» или «В театре».
Оборудование и материалы: акварель, А-3, кисти, карандаш.
7.Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная - «Зимний
вернисаж» ,итоговая - «Дорогами творчества».
Содержание модуля 3 год обучения базовый уровень:
Вводное занятие: Знакомство с понятием жанра в изобразительном
искусстве.
1. Жанр пейзаж
Теория: Знакомство с биографией и творчеством русских художниковпейзажистов, видами пейзажа.
Практика: Копия пейзажа с репродукции.
Оборудование и материалы: А-3, кисти, гуашь, карандаш, линейка.
2. Жанр натюрморт
Теория: Знакомство с творчеством художников жанра натюрморт
(Стожаров, И. Грабарь), виды натюрморта.
Практика: Копия натюрморта
Оборудование и материалы: А-3, гуашь, кисти, карандаш, линейка.
3. Жанр портрет
Теория: Знакомство с творчеством русских портретистов, виды портрета.
Практика: Портрет мамы.
Оборудование и материалы: А-3, кисти, карандаш, краски по выбору.
4.Итоговая и промежуточная аттестация.

Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная
вернисаж» ,итоговая - «Дорогами творчества».

-

«Зимний

Планируемые результаты освоения модуля «Мир красок» базовый
уровень:
Предметные:
 Будут знать особенности работы и отличительные черты, применяя
ассоциативный метод передавать свои чувства и эмоции.
 Будут знать теплые и холодные цвета, понятие контраста.
 Будут знать особенности выполнения техники «по-сырому»,
особенности декоративной живописи и техники работы мазком.
 Будут знать определение и виды жанров.
 Будут уметь составлять декоративную композицию
Метапредметные:
 Будут уметь работать самостоятельно и в группе при выполнении
различных видов деятельности;
Личностные:
 Будут проявлять художественный вкус.

4. Модуль «Фантастические линии»
Огромную роль в обучении детей играет развитие образнопространственного мышления, которое формируется главным образом
именно при усвоении знаний и умений на занятиях графикой, и нередко
именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию
творческих способностей обучающихся, т.к. основная часть усваиваемого
учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.
Цель: развитие художественных способностей, обучающихся по средством
обучения графике.
Задачи стартового уровня:
Образовательные:
 познакомить детей с изобразительными материалами;
 учить экспериментировать в работе с цветом: смешивать цвета
разными способами;
 передавать с помощью линий свое настроение, ощущения;
 создавать как реалистичный рисунок, так и стилизованный;
 работать от пятна, добиваясь получения изображения, имеющего
общее сходство с реальными предметами, объектами;
 выполнять различные приемы рисования;
Развивающие:
 формировать умение пользоваться изобразительными графическими
материалами;
Воспитательные:
 воспитывать аккуратность при работе с материалами
инструментами;
 умение слушать, выполнять действия по инструкциям педагога.

и

Задачи базового уровня:
Образовательные:
 учить анализировать и передавать свои чувства и настроения с
помощью линий разных по характеру;
 учить составлять простые геометрические композиции;
 учить прочитанное произведение с изображением.
Развивающие:
 развивать наглядно-образное мышление;
Воспитательные:
 стимулировать интерес к занятию рисованием;

 воспитывать эстетический вкус при работе с графическими
материалами.
Учебный план стартового уровня
Тема

Количество часов
Формы
Всего
Теория практика контроля

Вводное занятие
1. Линии в природе

1
7

1
1

6

Выставка

2. Геометрические фигуры

5

1

4

Выставка

3. Штрих и пятно

7

1

6

Выставка

7

1

6

Выставка

5. Алфавит

7

2

5

Выставка

6. Итоговая и промежуточная
аттестация

2

-

2

Выставкаконкурс

Итого

36

7

29

4. Волнистые
линии

и

ломаные

Содержание модуля 1 год обучения стартового уровня:
Вводное занятие: Знакомство с понятием графика и графическими
материалами (карандаши, фломастеры, ручки).
1. Линии в природе
Теория: Знакомство с видами линий.
Практика: Пейзаж, выполненный с использованием различных линий.
Оборудование и материалы: А-3, карандаш.
2. Геометрические фигуры
Теория: Знакомство с различными геометрическими фигурами.
Практика: Выполнение декоративной композиции с использованием
различных фигур и линий.
Оборудование и материалы: А-3, карандаш, гелевая ручка, маркер.
3. Штрих и пятно
Теория: Знакомство с понятием штрих и пятно, возможности простых
карандашей. Техника растушевки.
Практика: Используя растушевку и пятно изобразить пушистое животное
(зайчик, котик) и используя штрихи изобразить ежика.
Оборудование и материалы: А-3, карандаши разной твердости.
4. Волнистые и ломаные линии

Теория: Знакомство с волнистыми и ломаными линями, определение их
характера и с чем они ассоциируются.
Практика: Сказочная композиция на тему «Наряд» (снежной королевы и
снегурочки) используя различные по характеру линии.
Оборудование и материалы: А-3, карандаши цветные, карандаш простой,
ластик.
5. Алфавит
Теория: Знакомство со старославянской азбукой кириллицей.
Практика: Изображение первой буквы своего имени в виде предметов,
названия которых начинаются на эту букву.
Оборудование и материалы: А-3, фломастеры, карандаш, ластик.
6.Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная - «Зимний
вернисаж», итоговая - «Дорогами творчества».
Планируемые результаты освоения модуля «Фантастические линии»
стартовый уровень:
Предметные:
 Будут знать изобразительные материалы;
 Будут уметь экспериментировать в работе с цветом: смешивать
цвета разными способами;
 Будут уметь передавать с помощью линий свое настроение,
ощущения;
 Будут уметь создавать как реалистичный рисунок, так и
стилизованный;
 Будут уметь работать от пятна, добиваясь получения изображения,
имеющего общее сходство с реальными предметами, объектами;
 Будут уметь применять в работе различные приемы рисования;
Метапредметные:
 Будут уметь
материалами;

пользоваться

изобразительными

графическими

Личностные:
 Будут аккуратны при работе с материалами и инструментами;
 Будут уметь слушать, выполнять действия по инструкциям педагога.
Учебный план базового уровня
Тема

Вводное занятие

Количество часов
Формы
Всего
Теория практика контроля
2 год базовый уровень
2
2
-

1.Граттаж
2.Графика в животном мире

8
6

2
1

6
5

Выставка
Выставка

3.Линии и природные явления

8

1

7

Выставка

4.Музыка в графике

4

1

3

Выставка

5.Пословицы и поговорки.

7

1

6

Конкурс

6.Итоговая и промежуточная
2
аттестация
3 год базовый уровень

2

Выставкаконкурс

1. Иллюстрация

4

2

2

Кроссворд

2. Зентангл

7

4

3

Выставка

3.Тематический натюрморт

7

1

6

Выставка

4. Сказочный город

7

1

6

Выставка

5.Плакат

8

2

6

Конкурс

6.Итоговая и промежуточная
аттестация
Итого

2

-

2

Выставкаконкурс

72

18

54

Содержание модуля 2 год обучения базовый уровень:
Вводное занятие: Знакомство с графическими материалами (пастель, уголь).
1. Граттаж
Теория: Знакомство с техникой выполнения работы в технике граттаж,
знакомство с материалами.
Практика: Грунтовка листа, процарапывание рисунка на свободную тему.
Оборудование и материалы: А-3, черная тушь, акварель, парафиновая
свечка, игла.
2. Графика в животном мире
Теория: Сбор подготовительного материала на тему «Животные». Поиск
репродукций и фотографий с изображением черно-белых животных.
Практика: Выполнение подготовительного рисунка какого- либо животного
(зебра, пингвин, панда, кошка, собака). Декоративное графическое решение
данного рисунка.
Оборудование и материалы: А-3, цветные карандаши.
3. Линии и природные явления
Теория: Обсуждение с обучающимися различных явлений природы.
Знакомство с понятием статика и динамика.
Практика: Выполнение серии рисунков различных состояний природы,
(дождь, сильный ветер, штиль, ураган).
Оборудование и материалы: А-5, маркер, гелиевая ручка.

4. Музыка в графике
Теория: Знакомство с нотным станом и графическим изображением
музыкальной композиции. Прослушивание концертов А. Вивальди «Времена
года».
Практика: Изображение серии набросков на тему «Весна. Лето. Осень.
Зима».
Оборудование и материалы: А-3, фломастеры.
5. Пословицы и поговорки.
Теория: Обсуждение русских пословиц и поговорок о труде. Знакомство с
видом графики – лубок.
Практика: Выполнение подготовительного рисунка на тему «Пословицы и
поговорки» и графическое его решение.
Оборудование и материалы: А-3, цветные карандаши.
4.Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная - «Зимний
вернисаж» ,итоговая - «Дорогами творчества».
Содержание модуля 3 год обучения базовый уровень:
Вводное занятие: Печатная графика, тиражное искусство.
1.Иллюстрация
Теория: Знакомство с иллюстрацией, поясняющей текст художественного
произведения на примере иллюстраций В. Васнецова к русским народным
сказкам.
Практика: выполнить иллюстрацию к любимой сказке или обложку для
книги.
Оборудование и материалы: А-3, простой карандаш, цветные карандаши.
2.Зентангл
Теория: Знакомство с техникой и ее особенностями.
Практика: Композиция на свободную тематику.
Оборудование и материалы: А-3, простой карандаш, черный фломастер,
ручка.
3.Тематический натюрморт
Теория: Знакомство с правилами составления тематического натюрморта.
Просмотр репродукций классических натюрмортов.
Практика: Составление тематического натюрморта на столе из мелких
предметов (наручные часы, ручка, карандаши, ракушки) и изображение его
на формате.
Оборудование и материалы: А-3, простой карандаш.
4.Сказочный город
Теория: Знакомство с легендами об Атлантиде и Лемурии.
Практика: Выполнение эскиза сказочного города и цветовое его решение.
Оборудование и материалы: А-3, простой карандаш, фломастеры.
5.Плакат

Теория: Знакомство с плакатом, как разновидностью печатной графики.
Практика: выполнить плакат на тему «Береги природу».
Оборудование и материалы: А-3, фломастеры.
6.Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная - «Зимний
вернисаж» ,итоговая - «Дорогами творчества».
Планируемые результаты освоения модуля «Фантастические линии»
базовый уровень:
Предметные:
 Будут уметь анализировать и передавать свои чувства и настроения с
помощью линий разных по характеру.
 Будут уметь составлять простые геометрические композиции
 Будут уметь связывать прочитанное произведение с изображением
Метапредметные:
 Будут иметь наглядно-образное мышление;
Личностные:
 Будут проявлять интерес к занятию рисованием;
 Будут проявлять эстетический вкус при работе с графическими
материалами

Модуль 5. «Мой музей»
Экскурсия в любой музей всегда очень познавательна и интересна.
Музеи связаны с историческим прошлым, настоящим и будущим нашей
страны. Краеведческий музей нашего города содержит интересные
экспонаты животных нашего края, есть отдельные залы по темам нашего
края: животные, есть отдельный зал, который содержит выставку
«Устройство русской избы». Обучающиеся студии живут в нашем крае и
должны знать историю, флору и фауну родного края, познакомиться с
градообразующими
предприятиями
нашего
города
Цель: формирование представления учащихся о краеведческом музее.
Задачи стартового уровня:
Образовательные:
 Формировать представление о музее как об особом источнике
культурно-исторического опыта человечества;
 Формировать бережное отношение к музейному предмету, как к части
материальной и духовной культуры;
 Знакомить с особенностями одежды и быта жителей родного края в
прошлом.
 Учить передавать в рисунке характер животного и соответствующую
среду обитания.
 Учить изображать интерьер и предметы быта определенного
исторического периода
 Формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в
элементарной форме анализировать и обобщать зрительные
впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также
творчески воспринимать и осмыслять увиденное)
 Пробуждать интерес детей к истории родного края через историческое
и культурное наследие
 Дать элементарные знания по истории края.
Развивающие:
 Опираясь на индивидуальные способности каждого обучающегося,
стимулировать развитие интеллектуальных и творческих способностей,
эмоциональной сферы личности;
 Учить самостоятельности в работе, практическому использованию
полученных знаний и навыков;
Воспитательные
 Пробудить чувство сопричастности к прошлому;
Задачи базового уровня:
Образовательные:
 Знакомить детей с биографией И. Мальцова и Н. Демидова и их
вкладом в развитие города.
 Знакомить с историей города во время ВОВ.
 Учить различать модели тепловозов.

 Учить передавать в рисунке связь времен и значимость каждого жителя
в истории развития города.
Развивающие:
 Развить коммуникативных способностей каждого ребенка;
 Формировать эмоциональную культуру и художественный вкус;
Воспитательные:
 Формировать бережное отношение ребенка к окружающему миру,
истории своей малой Родины.
Учебный план стартового уровня
Количество часов
Тема

Всего часов по
программе
Теория
Вводное занятие
1
1
1.Природа родного края 7
2
2.Быт
жителей
г. 7
2
Людиново 19-20 вв.
3.Одежда людиновцев в 5
2
19-20 вв.
4.Народные праздники
8
2
5.Тематические
выставки.
6.Итоговая
промежуточная
аттестация
Итого

Формы
контроля

практика
5
Выставка
5
Выставка
3

Выставка

6

Конкурс

6

6

-

Выставка

и 2

-

2

Выставкаконкурс

15

21

36

Содержание модуля 1 год обучения стартовый уровень:
Вводное занятие:
Знаменитые музеи России.
1. Природа родного края
Теория:
Посещение музея. Знакомство с фауной родного края.
Практика:
Выполнение композиции на тему «Природа родного края».
Оборудование и материалы: А-3, гуашь, простой карандаш, ластик.
2. Быт жителей г. Людиново в 19-20 вв.
Теория:
Знакомство с устройством жилья и предметами обихода в 19-20 вв.
Практика:
Композиция на тему «Русская изба».

Оборудование и материалы: А-3, простой карандаш, ластик, акварель,
кисти.
3. Одежда людиновцев в 19-20 вв.
Теория:
Знакомство с особенностями одежды жителей нашего города.
Практика:
Выполнение композиции на тему «Русский костюм».
Оборудование и материалы: А-3, гуашь, кисти, простой карандаш, ластик.
4. Народные праздники
Теория:
Праздник Пасхи.
Практика:
Выполнение композиции на тему «Пасхальный сувенир».
Оборудование и материалы: материал по выбору, деревянная заготовка
яйцо.
5. Тематические выставки
Теория:
Посещение выставок людиновских художников в течение года.
6. Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная- «Зимний
вернисаж», итоговая - «Дорогами творчества».
Планируемые результаты освоения модуля «Мой музей» стартового
уровня:
Предметные:
 Будут иметь представление о музее, как об особом источнике
культурно-исторического опыта человечества;
 Будут иметь бережное отношение к музейному предмету, как к части
материальной и духовной культуры;
 Будут знать особенности одежды и быта жителей родного края в
прошлом.
 Будут уметь передавать в рисунке характер животного и
соответствующую среду обитания.
 Будут уметь изображать интерьер и предметы быта определенного
исторического периода
 Будут иметь визуальную грамотность (наблюдательность, умение в
элементарной форме анализировать и обобщать зрительные
впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также
творчески воспринимать и осмыслять увиденное)
 Будут иметь интерес детей к истории родного края через историческое
и культурное наследие
 Будут иметь элементарные знания по истории края.
Развивающие:

 Будут проявлять развитие интеллектуальные и творческие способности
эмоциональной сферы личности;
 Будут проявлять самостоятельность в работе, к практическому
использованию полученных знаний и навыков.
Воспитательные
 Будут иметь чувство сопричастности к прошлому.
Учебный план базового уровня
Количество часов
Тема

Вводное занятие
1.Демидовский период
2.Мальцевский период

Всего часов по
программе
Теория
2 год базовый уровень
2
2
12
4
12
4

Формы
контроля

Практика
8
8

Выставка
Выставка

3.Старые дома. До и 10
после.
4. Модели тепловозов
10

2

8

выставка

2

8

Выставка

5.Итоговая
промежуточная
аттестация

-

2

Выставкаконкурс

3

10

Конкурс

2

8

Выставка

2

Выставкаконкурс

и 2

3 год базовый уровень
1.Великая
13
Отечественная война в
г. Людиново
2. Город будущего
10
3.Итоговая
промежуточная
аттестация

и 2Итого 72

18

54

Содержание модуля 2 год обучения базовый уровень:
Вводное занятие:
Правила поведения в музее.
1. Демидовский период
Теория:
Биография Н. Демидова. Его вклад в историю Людинова.
Практика:
Изображение продукции железоделательного завода Н. Демидова.
Оборудование и материалы: скульптурный пластилин, стека.

2. Мальцевский период
Теория:
Биография И. Мальцова. Его вклад в историю г. Людиново.
Практика:
Композиция на тему «Первый пароход».
Оборудование и материалы: А-3, гуашь, кисти, простой карандаш, ластик.
3. Старые дома. До и после.
Теория:
Просмотр выставки старых фотографий города.
Практика:
Композиция на тему архитектурных изменений нашего города.
Оборудование и материалы: А-3, акварель, кисти, простой карандаш,
ластик.
Вводное занятие:
Знакомство с планом посещения музея на год.
4. Модели тепловозов
Теория:
Просмотр выставки моделей тепловозов
Практика:
Макет тепловоза.
Оборудование и материалы: картон, ножницы, простой карандаш,
фломастеры.
5. Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная - «Зимний
вернисаж», итоговая - «Дорогами творчества».
Содержание модуля 3 год обучения базовый уровень:
1.Великая Отечественная война в городе
Теория:
Знакомство с биографией героев подпольщиков и их подвигами.
Оборудование и материалы: А-3, гуашь, кисти, простой карандаш, ластик.
Практика:
Композиция на тему «Мой герой».
2.Город будущего
Теория:
Знакомство с новыми городскими проектами.
Практика:
Рисунок города в будущем.
Оборудование и материалы: А-3, простой карандаш, ластик, акварель,
кисти.
3.Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:

Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная - «Зимний
вернисаж», итоговая - «Дорогами творчества».
Планируемые результаты освоения модуля «Мой музей» базового
уровня:
Предметные:
 Будут знать биографию И. Мальцова и Н. Демидова, и их вклад в
развитие города.
 Будут знать с историю города во время ВОВ
 Будут уметь различать модели тепловозов.
 Будут уметь передавать в рисунке связь времен и значимость каждого
жителя в истории развития города.
Метапредметные:
 Будут проявлять коммуникативные способности;
 Будут владеть эмоциональную культуру и художественный вкус;
Личностные:
 Будут иметь бережное отношение ребенка к окружающему миру,
истории своей малой Родины.

Модуль 6. «Бумажные забавы»
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не
потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при
создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку
пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества,
который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети
начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она
известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из
бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал дает большой
простор творчеству. Бумажный лист помогает ребѐнку ощутить себя
художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично
творческим человеком.
Цель: создать оптимальные организационно-педагогические условия
для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание
творческой активности, общее и творческое развитие личности.
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание
условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в
художественной работе собственных неповторимых черт, своей
индивидуальности.
Задачи стартового уровня:
Обучающие:
 Формировать умение использовать различные технические приемы при
работе с бумагой;
 Отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
 Осваивать навыки организации и планирования работы;
 Знакомить
с
основами
знаний
в
области
композиции,
формообразования,
цветоведения
и
декоративно-прикладного
искусства.
Развивающие:
 Развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
 Формировать художественный вкус и гармонию между формой и
содержанием художественного образа;
 Развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную
активность;
 Развивать психометрические качества личности;
 Развитие мелкой моторики рук и глазомера;
Воспитательные:
 Формировать стремление «сделать-смастерить что-либо нужное
своими руками», терпение и упорство, которые необходимы при работе
с бумагой;
 Формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к
людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

 Создать комфортную среду педагогического общения между педагогом
и обучающимися.
Задачи базового уровня:
Образовательные:
 Учить пользоваться различными инструментами, соблюдая технику
безопасности
 Учить выполнять композиции из ниток и бумаги
 Учить выполнять инструкцию по складыванию тетраэдра, икосаэдра.
 Учить правилам составления коллажа.
 Учить создавать плоские объемные композиции из бумаги.
 Учить анализировать получившуюся работу
Развивающие:
 Способствовать формированию творческих способностей, духовной
культуры и эмоционального отношения к действительности
 Развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое
мышление и самоанализ;
Воспитательные:
 Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание обучающихся;
 Воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Учебный план стартового уровня
Количество часов
Тема
Вводное занятие
1.Симметрия
2. Аппликация

Всего часов по
программе
Теория
1
1
7
2
7
1

Формы
контроля

практика
5
Выставка
6
Выставка

3. Объемная аппликация 7

1

6

Выставка

4. Коллаж

1

6

Конкурс

2

3

Выставка

-

2

Выставкаконкурс

8

28

7

5.Ассоциации формы с 5
предметами
6.Итоговая
и 2
промежуточная
аттестация
Итого 36

Содержание модуля 1 год обучения стартовый уровень:
Вводное занятие:
Техника безопасности на занятиях.

1. Симметрия
Теория:
Знакомство с понятием симметрия и асимметрия.
Практика:
Получение различных симметричных форм, путем вырезания из
Составление коллективной работы на тему «Цветы и бабочки».
Оборудование и материалы: А-3, ножницы, карандаш, цветная
клей–карандаш.
2. Аппликация
Теория:
Знакомство с техниками наклеивания и наложения изображений
друга.
Практика:
Составление композиции на тему «Осенний лес».
Оборудование и материалы: А-4 картон, ножницы, карандаш,
бумага, клей–карандаш.

бумаги.
бумага,

друг на

цветная

3. Объемная аппликация
Теория:
Знакомство с техниками создания объема из бумаги.
Практика:
Выполнение объемной композиции «Золотая рыбка».
Оборудование и материалы: А-3, карандаш, цветная бумага, ножницы,
клей.
4. Коллаж
Теория:
Знакомство м правилами и последовательностью выполнения композиции в
технике коллаж.
Практика:
Подготовительный рисунок на тему «Город», работав материале.
Оборудование и материалы: А-3, клей, ножницы, карандаш, журналы.
5. Форма и предмет.
Теория:
Геометрические формы в предметах окружающего мира.
Практика:
Выбрать различные геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат)
за основу и путем дополнения мелких деталей получить композицию из
предметов быта (тарелка, кастрюля, чашка).
Оборудование и материалы: А-3, цветная бумага, фломастеры, ножницы,
клей, карандаш.
6. Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная- «Зимний
вернисаж», итоговая - «Дорогами творчества».

Планируемые результаты освоения модуля «Бумажные забавы»
стартового уровня:
Предметные:
 Будут уметь использовать различные технические приемы при работе с
бумагой;
 Будут иметь практические навыки работы с инструментами;
 Будут иметь навыки организации и планирования работы;
 Будут владеть основами знаний в области композиции,
формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного
искусства.
Метапредметные:
 Будут иметь образное и пространственное мышление, фантазию;
 Будут иметь художественный вкус и гармонию между формой и
содержанием художественного образа;
 Будут проявлять познавательную активность, качества личности;
 Будет развита мелкой моторики рук и глазомера;
Личностные:
 Будут уметь стремление «сделать-смастерить что-либо нужное своими
руками», терпение и упорство, которые необходимы при работе с
бумагой;
 Будут проявлять коммуникативную культуру, внимание и уважение к
людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
 Будут создать комфортную среду общения между педагогом и
обучающимися.
Учебный план базового уровня
Количество часов
Тема

Всего часов по
программе
Теория
2 год базовый уровень
Вводное занятие
2
2
1. Космический простор 6
1
2. Композиция из ниток 8
1

Формы
контроля

Практика
5
7

Выставка
Выставка

3.Украшения

7

2

5

Выставка

4. Куб

4

2

2

Конкурс

5.Бумажная диорама

8

1

7

Выставка

и 2

-

2

Выставкаконкурс

6.Итоговая
промежуточная
аттестация

3 год базовый уровень

1. Витраж

5

1

4

Выставка

2. Коллаж

7

2

5

Выставка

3.
Открытка
с 4
сюрпризом
4.
Композиция
из 11
бумажных трубочек
5. Тетраэдр
3

1

3

Выставка

2

9

Конкурс

1

2

Выставка

6. Икосаэдр

3

1

2

Выставка

и 2

-

2

Выставкаконкурс

17

55

7.Итоговая
промежуточная
аттестация

Итого 72

Содержание модуля 2 год обучения базовый уровень
Вводное занятие:
Знакомство с понятием композиция.
1. Космический простор
Теория:
Просмотр мультфильма «Сказочная планета», сбор подготовительного
материала (изображение космоса)
Практика:
Выполнение подготовительного рисунка, цветовое решение в различных
техниках (аппликация, набрызг, графика).
Оборудование и материалы: А-3, ножницы, цветная бумага, акварель,
кисти, гуашь, клей.
2. Композиция из ниток
Теория:
Знакомство с особенностями выполнения изображения при помощи ниток, с
различными способами укладывания нитей на поверхность рисунка.
Практика:
Выполнение эскиза на тему «Зимняя сказка», заполнение изображения
нитками.
Оборудование и материалы: А-4, клей ПВА, нитки для вязания, карандаш,
ножницы.
3. Украшения
Теория:
Знакомство с понятием украшения, для чего они предназначены, как
используются, история появления.
Практика:
Выполнить подготовительный рисунок – оплечный портрет и из деталей,
выполненных в технике квиллинг, составить украшения (бусы, серьги).

Оборудование и материалы: А-3, карандаш, линейка, цветная бумага,
ножницы, клей.
4. Куб
Теория:
Знакомство с особенностями многогранника, с правилами изображения
Практика:
Изготовление объемного куба
5. Бумажная диорама.
Теория:
Знакомство с техникой выполнения диорамы.
Практика:
Выполнение подготовительного рисунка, работа в материале.
Оборудование и материалы: картон белый, клей ПВА, ножницы, карандаш,
ластик.
6. Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная - «Зимний
вернисаж», итоговая - «Дорогами творчества».
Содержание модуля 3 год обучения базовый уровень:
Вводное занятие. Знакомство с планом занятий на год.
1. Витраж
Теория:
Знакомство с видом искусства, историей происхождения и современными
функциями витража.
Практика:
Подготовка эскиза, цветовое решение на тему «Цветы».
Оборудование и материалы: черный маркер, картон А-3, карандаш,
ножницы, гофрированная бумага, клей.
2. Коллаж
Теория:
Знакомство с материалами и правилами составления коллажа.
Практика:
Разработка эскиза на тему «Пейзаж», выполнение в технике коллаж.
Оборудование и материалы: цветная бумага, А-3, клей, ножницы, журналы.
3. Открытка с сюрпризом
Теория:
Просмотр и обсуждение открыток времен СССР. Знакомство с основными
элементами открытки.
Практика:

Открытка с «8 Марта».
Оборудование и материалы: картон цветной, фломастеры, цветная бумага,
ножницы, клей.
4. Композиция из бумажных трубочек
Теория:
Знакомство с правилами изготовления трубочек из бумаги. Просмотр работ,
выполненных из газетных трубочек.
Практика:
Изготовление объемной композиции «Домик».
Оборудование и материалы: картон, газета, клей ПВА, ножницы, гуашь,
кисти.
5. Тетраэдр
Теория:
Знакомство с многогранником и правилами изображение.
Практика:
Выполнение композиции из объемных тетраэдров.
Оборудование и материалы: картон, ножницы, клей.
11.Икосаэдр
Теория:
Знакомство с многогранником и правилами изображение.
Практика:
Выполнение икосаэдра в объеме.
Оборудование и материалы: картон, ножницы, клей.
6. Итоговая и промежуточная аттестация.
Практика:
Аттестация в форме выставки-конкурса: промежуточная - «Зимний
вернисаж», итоговая - «Дорогами творчества».
Планируемые результаты освоения модуля «Бумажные забавы»
базового уровня:
Предметные:
 Будут уметь пользоваться различными инструментами, соблюдая
технику безопасности;
 Будут уметь выполнять композиции из ниток и бумаги;
 Будут уметь составлять инструкцию по складыванию тетраэдра,
икосаэдра;
 Будут знать правила составления коллажа;
 Будут уметь создавать плоские объемные композиции из бумаги;
 Будут уметь анализировать получившуюся работу.
Метапредметные:
 Будут проявлять творческие способности, духовную культуру и
эмоциональное отношение к действительности;
 Будут развито внимание, память, логическое, абстрактное и
аналитическое мышление и самоанализ;

Личностные:
 Будут проявлять трудовое и эстетическое воспитание;
 Будут проявлять любовь к родной стране, ее природе и людям.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график (обновляется ежегодно и вынесен
рабочую программу)
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое оборудование кабинета:
-Столы: поверхность стола, за которым обучающийся занимается рисованием
или черчением, должна регулироваться: от горизонтального положения (для
письма, работы с поделками или макетами) до наклонного (для рисования и
черчения).
-Стулья
-Стеллаж, на котором работы раскладываются для просушки и
затвердевания. Это могут быть вылепленные из пластилина модели или
живописные картины.
-Раковина с холодной и горячей водой – для мытья запачканных рук,
кисточек и стаканчиков.
-Отдельный шкаф для хранения всех принадлежностей.
-Стеллаж или шкаф для хранения наглядных пособий и репродукций картин,
книг и методических пособий.
Меловая доска.
-Компьютер.
-Медиапроектор.
Инструменты и материалы для одного учащегося:
 Гуашь;
 Кисти №1,2,3,4,5, 10 белка или синтетика;
 Бумага для акварели А3;
 Баночка для воды;
 Тряпочка;
 Клеенка;
 Пластилин;
 Набор картона;
 Ножницы;
 Клей карандаш;
 Набор цветной бумаги;
 Карандаш ТМ;
 Маркер;
 Гелевая ручка.

2.3. Формы аттестации
Два раза в год во всех группах аттестация, которая отслеживает
личностный рост ребёнка по следующим параметрам:





усвоение знаний по базовым темам программы;
овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
развитие художественного вкуса;
формирование
коммуникативных
качеств,
трудолюбия
и
работоспособности.
Используются следующие формы проверки:
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ
Тематические выставки, опрос, викторина, тестирование, выставка-конкурс
«Зимний вернисаж», «Дорогами творчества».
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Опрос, викторина, тестирование. Участие в выставках-конкурсах «Зимний
вернисаж», «Дорогами творчества».
Участие
в
выставках-конкурсах
муниципальных,
региональных,
Всероссийских уровней.
Методы проверки: наблюдение, тестирование, анализ творческих работ
и т.п.
Итоговая аттестация осуществляется в форме выставки-конкурса
«Дорогами творчества».
2.4. Контрольно-оценочные материалы
На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый
контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении
практических и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное
педагогическое
наблюдение
за
творческим
развитием
каждого
обучающегося.
Результаты освоения программного материала определяются по трём
уровням: высокий, средний, низкий.
Пример:
Используется 10- бальная система оценки результатов
8-10 баллов – высокий уровень,
4 - 7 баллов – средний уровень,
1 - 3 балла – низкий уровень
Важными показателями успешности освоения программы являются:
развитие интереса обучающихся к изобразительной деятельности.
2.5. Методическое обеспечение
Организация образовательного процесса по данной
предполагает создание для обучающихся творческой,

программе
свободной,

комфортной среды. Этому способствует использование педагогом методов
обучения, позволяющих достичь максимального результата. К ним
относятся
беседа,
рассказ,
объяснения,
показ,
демонстрация
иллюстративного материала и фотографий. Применяются активные
методы обучения: выполнение практических работ, выставки, экскурсии.
Педагогом активно используются современные образовательные
технологии: проектные, информационно-коммуникационные, личностноориентированного обучения, технологии мастерских.
Познавательный интерес детей усиливается за счет систематического
проведения экскурсий, просмотра видеоматериалов, участия в выставках,
посещения музеев.
Занятия по программе строятся на следующих принципах:
усвоения материала от простого к сложному, единства воспитания и
обучения,
последовательности,
доступности,
индивидуальности,
самореализации.
Характер деятельности обучающихся: поисковый,
исследовательский.
Программа предполагает обязательное освоение ряда взаимосвязанных
учебных дисциплин: изобразительного искусства (жанр-портрет, пейзаж,
натюрморт); декоративно-прикладного творчества.
№ Название
базовых
разделов

Форма
проведени
я занятий

1. Причудливы Лекции,
й орнамент
Практичес
кие
занятия

Методы
приемы,
Технологии

и Дидактичес
кие
материалы,

Метод
активного
слушания,
Метод
самостоятельн
ой работы и
Волшебный Беседа,
пластилин
Практичес поиска
подготовитель
2.
кие
ного
занятия
Мир красок Практичес материала,
Технология
3.
кие
развивающего
занятия,
обучения,
беседа
технология
4. Фантастичес Беседа,
кие линии
практическ сотрудничества
ие занятия .
5. Мой музей
Экскурсии,
виртуальн
ые

Презентаци
я,
наглядные
пособия,
фото.

Информацион
ная
оснащенность
Медиапроект
ор, ноутбук
(компьютер)

6. Бумажные
забавы

экскурсии,
беседа,
Практичес
кие
занятия
Лекции,
Практичес
кие
занятия,
Беседа

2.6. Рабочие программы обновляются ежегодно и вынесены в отдельный
документ
2.6.1. Программа воспитания обновляется ежегодно и вынесена в
Рабочую программу.

2.7 Список литературы
Стартовый уровень:
1. Соколова С.В. «Сказки из бумаги». С-Петербург, 1998,
2. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.:
Эксмо, 2010
3. Цукарь А. Уроки развития воображения. М.: Рольф, 2000.
4. Неменская Л. А. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное
искусство: искусство в жизни человека.: учеб. для 6 кл. М.:
Просвещение, учебники», 2008.
5. Коротеева Е. И. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное
искусство. Искусство и ты: учеб. для 2 кл. М.: Просвещение, 2006.
6. Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением» М., 1997
7. Яковлева Е.Л. «Методические рекомендации учителя по развитию
творческого потенциала учащихся» М., 1998
8. Глазова М. «Я леплю из пластилина»
9. Коньшева Н. М. «Лепка в начальных классах»
10. Коротеева Е.И., Изобразительное искусство «Искусство и ты» 2 класс,
издательство «Просвещение», от 12.09.01
Базовый уровень:
1. «Волшебная изонить» /Ю.С. Лещинская - Минск: Харвест, 2011.
2. «Изобразительное искусство 4 класс», серия «Перспектива»,
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., издательство «Просвещение», серия от
12.09.01.
3. В. А. Сухомлинский «Сердце отдано детям». Киев. 1969
4. М.Г. Дрезнина «Путешествие во времени в пространстве музея»
5. Проектирование разноуровневых дополнительных общеразвивающих
программ: учебн.- метод. пособие / Л. Б. Малыхина, Н. А. Е. Гусева, М.
В. Осипова, А. Г. Зайцев / под ред. Л. Б. Малыхиной. – СПб: ГОУ ДПО
«ЛОИРО», 2019. – 155 с.
6. Семёнова Т.И. Методические рекомендации по проектированию
разноуровневых
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ. Матрица программы/ Т.И. Семёнова;
ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества». –
Тамбов, 2019. – 25 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».