Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район
Муниципальное казённое образовательное
учреждениедополнительного образования
«Дом детского творчества»
Согласовано
Педагогическим советом
Протокол №1
Прохорова
от 30.08.2024 г.
Татьяна
Александровн
а
Утверждаю
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________ Т. А. Прохорова
30.08.2024 г.
Подписано цифровой подписью:
Прохорова Татьяна Александровна
Дата: 2024.08.20 14:59:46 +03'00'
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВОЛШЕБНАЯ ЛЕНТА»
Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 9-13 лет
Автор разработчик:
Гусева Елена Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Людиново
2017г
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей художественной направленности,
очной
формы
обучения, сроком реализации 3 года, для детей 9-13 лет базового - уровня
освоения. Язык реализации-русский.
Программа позволяет дать основные представления обучающимся об
одном из самых увлекательных видов декоративно-прикладного искусства –
вышивки шелковыми лентами, а также об используемых в этом виде
творчества материалах.
На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки
вышивальщицы, знакомятся с историей развития ленточной вышивки, с
народными традициями в данной области, красотой и неповторимостью
вышитых изделий.
Работа с атласной лентой привлекает детей своим результатом.
Изделие, созданное руками самого ребенка, приобретает для него особую
ценность, с ним оказывается, связаны глубокие личные переживания, через
такую работу ребенок познает не только окружающий мир, но и в известной
мере самого себя, свою индивидуальность. Кроме того, изготавливая изделия
в
различных
техниках
декоративно-прикладного
творчества,
с
использованием атласной ленты приобретает те трудовые навыки, которые
необходимы и для успешной учебы в школе, и будут полезны в обыденной
жизни, в семье, а также приобщается к истокам и традициям разных народов.
Программа составлена в соответствии с требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей
на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 –
20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Устав
муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества».
8. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
9. Положение о порядке выдачи свидетельства о дополнительном
образовании.
Актуальность данной программы заключается в том, что она отражает
общую тенденцию к возрождению одного из видов декоративно-прикладного
искусства – вышивки лентами. В современном мире стала актуальной
проблема сохранения культурных исторических и нравственных ценностей
народа. Его национальных традиций.
Именно в этом и заключается актуальность настоящей программы: через
знакомство и приобщение детей к искусству вышивки лентами оказывается
влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего
национальной традиции, открывающего простор для последующего
совершенствования и в других областях культуры.
Программа направлена на формирование и развитие творческих
способностей обучающихся в нравственном, художественно-эстетическом
развитии, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности, формирование общей культуры
обучающихся.1
Новизна
данной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы заключается в тесном переплетении элементов
народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного
дизайна, искусства рукоделия, а также знакомит с новыми материалами и
видами рукоделия, которые упрощают технологию изготовления изделий и
выигрывают в декоративности.
Отличительная особенность данной программы заключается в большей
возможностей для творческой самореализации, так как обучающиеся при
помощи ИКТ создают по основе любого рисунка схему вышивки.
Подбирая цвет лент в зависимости от схемы рисунка предстоящей
вышивки, обучающиеся создают из них композиции, отличающиеся
тонкостью цветовых решений. Такие работы отражают художественную
индивидуальность.
При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и
инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
1
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие
речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Программа модифицированная и разработана на основе авторских
программ Г.П. Будановой, Л.Н. Буйловой «Вышивка лентами», с учётом
учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы
образовательной области “Технология”.
Особенности возрастной группы. Обучение рассчитано на детей 9-13 лет.
Уровень освоения программы – базовый
Объём программы -648 часов
Срок освоения программы – 3 года
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа
Условия реализации программы:
Для обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Волшебная
лента» принимаются дети в возрасте 9-13 лет, желающие заниматься
творчеством, по заявлению родителей. Количество детей в группе 1 года
обучения 15 человек. В группе 2-3 года обучения 12 человек. На занятиях
предусматривается деятельность, создающая условия для творческого
развития обучающихся на различных этапах обучения и учитывается
дифференцированный подход, зависящий от степени мотивированности
детей. Детям, успешно освоившим программу «Волшебная лента» выдается
свидетельство о дополнительном образовании.
1.2. Цель и задачи
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей
обучающихся посредством овладения навыками вышивки шелковыми
лентами.
Обучающие:
познакомить с историей и развитием вышивки атласными лентами;
обучить правильному подбору инструментов и приспособлений;
обучить основным технологическим приемам вышивки лентами;
расширить знания в области материаловедения, композиции,
цветоведения;
научить обучающихся изготавливать изделия и сувениры из атласных
лент, правильно использовать цветовую гамму;
познакомить с техникой безопасности при работе и организации
рабочего места.
Развивающие:
развить творческие способности ребенка;
развить память, научить работать по памяти;
развитие смекалки, изобретательности, мелкой моторики рук,
глазомера;
привить устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству;
развить у детей способность к художественному творчеству,
художественный и эстетический вкус, творческий потенциал;
развить образное, техническое и логическое мышление, внимание,
фантазию.
Воспитывающие:
воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении
различных поделок;
воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду, умение
доводить дело до конца;
воспитание трудолюбия;
воспитание любви к природе, родному краю, истокам русской
народной культуры;
показать важность коллективной и индивидуальной работы.
1.3.Учебный план.
1 год обучения
№ Наименование раздела
п/п
1
2.
3.
4.
5.
Комплектование групп.
Введение в программу.
Правила
поведения
и
безопасной работы. История
вышивки
лентами.
Гармония цвета.
Техника вышивки лентами.
Приемы
выполнения
швов.
Изготовление декоративных
Изделий (настенные панно,
картины, сувениры).
Итоговое занятие.
Итого:
Всего
Теория Прак
тика
2
2
Формы
аттестации/к
онтроля
тестирование
2
2
-
Тестирование
58
2
56
150
2
148
4
216
2
10
2
206
Выставка
конкурс
-
Выставка
2 год обучения
№
п/п
Наименование раздела
Всего Теория Практ Формы
ика
аттестации/конт
роля
Опрос
1.
Вводное занятие. Знакомство3
с программой. Инструктаж по
технике безопасности.
3
2.
Искусство декора. Гармония 3
цвета.
Разработка
композиции.
Фоновая роспись в вышивке15
лентами. Панно «Букет».
Растительные мотивы в 6
вышивке лентами.
Животный мир в вышивке 12
лентами.
Использование накладных 12
элементов
в
вышивке
лентами.
Соединение лент 2-х, 3-х12
оттенков в одном элементе
композиции.
Панно по выбору.
1
2
Тестирование
1
14
1
5
Тематическая
выставка.
Практическая
работа
2
10
2
10
1
11
8.
Окрашивание лент. Панно по 12
выбору.
1
11
Зачет
9.
Вышивка по собственному 12
эскизу.
-
12
Зачет
10.
Искусство
вышивки 36
лентами в современном
мире
60
Композиции из лент.
4
32
Зачет
4
56
Зачет
12.
Открытка
мамы».
для 15
1
14
Тематическая
выставка
13.
Панно «Снегири».
15
1
14
Тематическая
выставка
14.
Картина «Благодать».
18
1
17
Тематическая
выставка
15.
Топиарий «Дерево счастья» 12
1
11
16.
Пейзажи из лент.
30
2
28
Тематическая
выставка
Выставка
17.
Пейзаж «Весне дорогу»
15
1
14
Тематическая
3.
4.
5.
6.
7.
11.
«Подарок
Тематическая
выставка
Опрос
Тематическая
выставка
выставка
18.
19.
Пейзаж «Алые паруса». 15
Уход
за
вышитыми
изделиями.
Влажнотепловая обработка.
Итоговая
аттестация. 3
Выставка.
216
Итого:
1
14
-
-
28
188
Тестирование
Выставка
работ
3 год обучения
Всего Теория Практ Формы аттестации/
№
Название раздела
ика контроля
п/п
1. Введение
в
программу. 3
3
тестирование
Правила
поведения
и
безопасной
работы.
История вышивки лентами.
Гармония цвета.
2. Материаловедение.
3
3. Вышивка лентами. Стежки 6
1
1
2
5
Опрос
Кроссворд
итехника
Основные
вышивки.
4. Панно
5. Сувениры
6. Изготовление
подарков в
японской
«канзаши».
90
69
42
15
12
8
75
57
34
Опрос
Опрос
Зачет
3
216
2
40
1
176
Защита проектов
7. Итоговое занятие
Итого
вышивки.
элементы
цветов,
технике
1.4. Содержание программы
Содержание дополнительной образовательной программы
1 года обучения, 216 часов
1. Комплектование групп.
Теория. Формирование списков обучающихся на зачисление. Составление
расписания.
2. Введение в программу.Правила поведения и безопасной
работы.
История вышивки лентами.Гармония цвета.(4 ч.)
Теория. Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних времен до
сегодняшних дней. Применение вышивки в народном и современном
костюме. Цели и задачи объединения. Знакомство с содержанием работы.
Материалы и инструменты, необходимые для работы. Учебное место и его
организация. Внутренний распорядок, безопасные приемы деятельности,
санитария, и личная гигиена.
3. Техника вышивки лентами. 58 ч.
Теория Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые,
хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Контраст. Цветовая
сочетаемость. Цветовое решение составленной композиции.
Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Инструменты,
приспособления для работы. Способы перевода рисунка на ткань.
Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила заправки изделия в
пяльцы. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании
вышивки. Технология выполнения швов: вперед иголку, назад иголку,
шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля
с приерепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный
стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с
перехватами вприкреп. Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных
нитях, выпуклые, объемные, змейка из закрученной ленты, роза из собранной
ленты.
Практика. Выполнение цветового круга, цветовых растяжек. Принципы
построения узоров. Соотношение цветов. Материалы и приспособления.
Перевод рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Закрепление
ленты на ткани. Выполнение швов: вперед иголку, назад иголку, шнурок,
стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с
прикрепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок
с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с перехватами
вприкреп. Выполнение роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные,
змейка из закрученной ленты, роза из собранной ленты.
Изготовление декоративных изделий (настенные панно, картины,
сувениры) 150 ч.
Теория. Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов,
применяемых в вышивке лентами. Зарисовка узоров вышивки. Технология
изготовления изделий.
Практика. «Роза из присборенной ленты», « Роза из скрученной ленты»,
миниатюра «Тюльпаны», картина «Колокольчики синие», картина «Цветок
папоротника», картина «Рябина», миниатюра «Голубые ирисы», композиция
«Вьюнок и ирисы», картина «Корзина с розами», композиция «Сердце»,
композиция «Праздничный букет», картина «Подсолнухи», композиция
«Мальвы», композиция «Полевые цветы», композиция «Колонна и чаша»,
миниатюра «Гладиолус», картина «Праздничный букет», композиция
«Подснежники», композиция «Ландыши», миниатюра «Каллы», цветы
«Нарциссы», коллекция цветов «Времена года».
Заколка для волос. Её изготовление. Декор.
Ободок для волос. Оформление ободка для волос цветами.
Оформление ободка для волос цветами.
«Поздравительная открытка». Выполнение композиции.
«Разукрасим мир»- декор предметов для интерьера.
«Мешочка для трав». Выполнение композиции.
«Букет роз», для летней шляпы. Выполнение композиции.
Рисунки для вышивки. Виды и формы цветов.
Выбор формы. Зарисовка эскиза для вышивки. Перевод рисунка на ткань.
Технология выполнения вышивки. Последовательность изготовления
изделия. Вышивка изделия. Применение изученных швов. Оформление
работы.
Итоговое занятие 4 часа.
Практика.
Подготовка выполненных работ к выставке.
Организация выставки работ обучающихся. Участие в выставках, конкурсах,
ярмарках, фестивалях различных уровней.
Содержание дополнительной образовательной программы
2 года обучения, 216 часов
Вводное занятие. 3 часа.
Теория. Знакомство с работой объединения. Правила внутреннего
распорядка. Организация рабочего места. Инструменты и материалы,
необходимые для работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
Разнообразие материалов для вышивания (лен, канва), их структура,
плетение. Инструменты и приспособления для вышивки (ножницы, игла,
пяльцы, наперсток). Правила хранения лент. Пользование пяльцами.
Разглаживание готового изделия и натягивание на рамку. Сохранность
готовой работы. Слайд - презентация в PowerPoint: «Текстильные волокна».
Заполнение журнала ТБ. Подбор игл, ткани и ниток для вышивания.
Викторина «Структура ткани».
Искусство декора. 3 часа.
Теория. Цветоведение как область науки. Понятие о цвете и свойствах цвета:
тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Тёплые и холодные цвета,
ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический
круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение цвета.
Слайд - презентация в PowerPoint: «Цветовые композиции». Демонстрация
изделий, выполненных в технике
«Вышивка лентами».
Практика. Изображение колориметрического круга с обозначением
основных, двойных (составных) цветов;
Выполнение цветовых решений на основе сочетания основных и
дополнительных цветов.
Выполнение эскиза композиции на основе представленных форм.
Фоновая роспись в вышивке лентами. Панно «Букет».15 часов.
Теория. Роспись фона в вышивке лентами, необходимые материалы. Краски
по ткани, какие бывают, в чём их особенности, как выбрать, как
пользоваться.
Практика. Выполнение эскиза с фоновой росписью акварельной (гуашевой)
краской на альбомном листе.
Растительные мотивы в вышивке лентами. 6 часов.
Теория. Виды растительных узоров в вышивке лентами (цветы, листья,
ягоды). Последовательность выполнения. Использование в работе
технологической карты.
Практика. Выполнение растительных мотивов швами:
стебельчатый,
ленточный,
«петля», прямой стежок с прикрепом. Работа по технологической карте
(вышивка растительного мотива).
Животный мир в вышивке лентами. 12 часов.
Теория. Разнообразие животного мира в вышивке лентами. Звери, птицы,
насекомые. Последовательность выполнения насекомого (бабочка, стрекоза,
пчела и др.).
Практика. Выполнение насекомого (бабочка, стрекоза, пчела и др.) в
технике вышивки лентами по образцу, используя швы: «вперед иголку»,
рококо, французский узелок, петельный, двусторонняя гладь и нитки мулине.
Использование накладных элементов в вышивке лентами. 12 часов.
Теория. Разновидности накладных элементов (выполняются отдельно, затем
пришиваются на изделие). Например, ваза, цветы, листья и другое.
Практика. Выполнение панно с различными накладными элементами.
Соединение лент 2-х, 3-х оттенков в одном элементе композиции. Панно
по выбору. 12 часов.
Теория. Использование лент разных оттенков одного цвета для создания
более объёмной вышивки.
Практика. Вышивка панно (подсолнух, астра и др.) с использованием
разных оттенков одного цвета по своему выбору.
Окрашивание лент. Панно по выбору. 12 часов.
Теория. Материалы и инструменты для окрашивания лент, технология
окрашивания шёлковых лент.
Практика. Окрашивание лент.
Вышивка по собственному эскизу. 12 часов.
Практика. Выполнение вышивки по своему эскизу.
Искусство вышивки лентами в современном мире. 36 часов.
Теория. Место техники вышивки лентами в окружающем пространстве, где
и как можно применить вышивку лентами.
Практика. Вышивка изделия по выбору (предметы быта, одежда и
аксессуары).
Композиции из лент. 60 часов.
Теория. Композиция, пропорции, перспективы и компоновки. Цветовая
гамма.
Практика. Закрепление знаний компоновки и цветового круга через
тестовые задания. Выполнение наброска на натянутой ткани. Подкраска
основы. Выполнение лентами мелких элементов. Вышивка крупных цветов.
Декор. Оформление в раму.
Пейзажи из лент. 30 часов.
Теория. Закрепление знаний о технологии выполнения пейзажа из лент.
Закрепление знаний о компоновке и цветовой гамме.
Практика. Выполнение тестовых упражнений по вышивке лентами
небольшого фрагмента пейзажа.
Вышивка нитками элементов. Выполнение наброска на натянутой ткани.
Подкраска основы. Выполнение лентами мелких и крупных элементов.
Декор. Оформление в раму.
Уход за вышитыми изделиями. Влажно-тепловая обработка.
Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка). Окончательное оформление
вышитого изделия под рамку.
Итоговая аттестация. 2 часа.
Теория. Анализ выполненных работ. Самоанализ.
Закрепление знаний о вышивке. Практика:
Проведение итоговой выставки. Выполнение тестовых заданий.
Содержание дополнительной образовательной программы
3 года обучения, 216 часов
Введение в образовательную программу. 3 часа.
Теория. Правила поведения и безопасной работы. История вышивки
лентами. Гармония цвета. Повторение всех техник выполнения швов и
стежков. Повторение навыков работы с инструментами. Просмотр
наглядного пособия. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Выполнение тестовых упражнений со швами, нитками и
стежками из лент на канве и ткани.
Материаловедение. 3 часа.
Теория. Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для
работы; навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия.
Практика. Выполнение рисунков цветов, букетов.
Вышивка лентами. Стежки и техника вышивки (6часов)
Теория. Способы закрепления простого узелка.
Вышивка лентами стежков: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля»,
Ленточный, Прямой стежок, «Козлик», сетка, «Трилистник», «Веточка».
Формирование правильных приемов работы;
Практика. Выполнение стежков: виды закрепок, простой узелок, ленточный
стежок, бантик, возвратный стежок, прямой стежок.
Изготовление панно. (90часов)
Теория. Закрепление знаний об основах композиции. Цветовая гамма.
Закрепление знаний о выполнении разных стежков лентами. Просмотр
наглядного пособия. Безопасные приемы работы.
Практика. Выполнение панно «Незабудки», «Белая лилия», «Розы на
решётке», Цветочная композиция».
Сувениры. Творческая работа. (69 часов).
Теория. Работа над композицией «Сувенир из атласной ленты». Анализ
композиций, выполненных с использованием различных видов швов
(презентация). Разработка собственной композиции в зависимости от
назначения изделия. Определение пропорции и цвета вышивки.
Практика. Закрепление знаний обучающихся посредством выполнения
творческой самостоятельной работы используя собственное воображение,
художественный вкус. Выполнение работы по замыслу.
Изготовление цветов, подарков в японской технике «Канзаши». (42часа)
Теория. Знакомство с видами и свойствами шелковой ткани различного
вида. История шелка, обработка. Виртуальная экскурсия в мир канзаши.
Фурнитура и ее разнообразие. Материалы и инструменты для изготовления
канзаши (острый лепесток, круглый лепесток, двойной лепесток).
Практика. Приемы и способы работы с лентой. Правила безопасной работы
с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и
сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление
симметричного орнамента. Знакомство с правилами экономного
расходования ленты. Ткань и ее виды, шаблон, деталь лепестка, сборка
цветка с острыми лепестками, двойными острыми лепестками. Знакомство с
правилами экономного расходования ленты. Основной круглый лепесток,
технология изготовления. Сборка изделия.
Итоговое занятие. (3часа)
Теория. Анализ выполненных работ. Самоанализ.
Закрепление знаний о вышивке. Практика:
Проведение итоговой выставки.
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать
будут знать основные технологические приемы вышивки лентами;
будут владеть навыками работы с разнообразными материалами для
вышивки;
будут соблюдать технику безопасности при работе и организации
рабочего места;
будут знать правила цветовых сочетаний, смешения цветов;
научатся изготавливать изделия и сувениры из атласных лент;
будут владеть знаниями в области материаловедения, технологии
вышивки лентами.
Метапредметные:
будут проявляться творческие способности ребенка при создании
изделий;
будет развиваться память, научатся работать по памяти;
будут проявлять устойчивый интерес к декоративно-прикладному
творчеству;
будут проявлять способность к художественному творчеству,
художественный и эстетический вкус, творческий потенциал;
будет развито образное, техническое и логическое мышление,
внимание, фантазия.
Личностные:
будут проявлять самостоятельность и аккуратность при выполнении
различных поделок;
будут бережно относится к своему и чужому труду, будут уметь
доводить дело до конца;
будут проявлять трудолюбие, аккуратность;
будут проявлять любвь к природе, родному краю, истокам русской
народной культуры;
будут понимать важность коллективной и индивидуальной работы.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план
(составляется ежегодно) вынесен в «Рабочую программу» (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы.
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база:
оборудованный кабинет;
ТСО, ноутбук, интерактивная доска;
стенд работ обучающихся.
4. Инструменты и приспособления (на 1 обучающего):
ножницы;
пяльцы;
гобеленовая игла;
ткань разного вида;
канва;
атласная, шелковая лента шириной 5 см., 2,5 см, 1 см.;
дополнительная фурнитура (бисер, стразы, стеклярус);
иголки;
маленькие баночки с крышками для хранения фурнитуры;
простой карандаш;
картон.
Данная Программа требует систематического пополнения рабочего
материала (ленты, клей, бисер, стразы и т.д.). Все расходы на приобретение
рабочего материала ложатся на родителей обучающихся.
Дидактическое обеспечение.
Для реализации образовательной программы «Вышивка лентами»
необходимо дидактическое обеспечение:
• наглядные пособия;
• инструкционные карты выполнения основных элементов;
• альбомы образцов вышивок по всем темам
вышивки с
детальным описанием изготовления вышивки;
• образцы изделий изготовленные учащимися;
• видео- и аудио пособия;
• схемы изготовления изделий, технологические карты;
• раздаточный материал. (Приложение 2).
2.3.Формы аттестации
В начале учебного года проводится входящий контроль, на основании
которого педагог определяет уровень готовности учащихся к работе по
программе «Волшебная лента». Данный вид контроля проводится в форме
тестовых заданий.
Два раза в год проводится промежуточная (за первое полугодие) и
итоговая аттестация. В процессе обучения регулярно проводится текущий
контроль,
который
формирует
аккуратность,
трудолюбие,
целеустремлённость, активизирует внимание, развивает способность к
самооценке и анализу выполненной работы. Текущий контроль по разделам
проводится в форме: устного опроса; тестовых заданий; изготовления
образца по описанию. Данный вид контроля даёт возможность выявлять
динамику овладения навыками и недостатки, которые требуют
дополнительных занятий с обучающимся.
Итоговый контроль осуществляется после окончания учебного года и всего
учебного курса. Формой проверки результатов обучения является выставкаконкурс творческих работ «Дорогами творчества», защита проектов.
2.4.Контрольно-оценочные материалы
На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый
контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в
выполнении практических и творческих заданий. В течение года ведется
индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого обучающегося (Приложение 3).
Результаты освоения программного материала определяются по трём
уровням: высокий, средний, низкий.
Пример:
Используется 10- бальная система оценки результатов
8-10 баллов – высокий уровень,
2- 7 баллов – средний уровень,
1- 3 балла – низкий уровень.
Важными показателями успешности освоения программы являются:
развитие интереса обучающихся к созданию украшений и сувениров из лент.
2.5.Методическое обеспечение
Для занятий используется методическая литература по декоративноприкладному творчеству, истории искусства дизайна, методические
разработки занятий.
Обучающиеся на занятиях пользуются книгами по вышивке, схемами швов,
схемами цветового круга, схемами композиций готовых изделий
(косметички, броши, открытки, мешочка для трав) и образцами самих
изделий, журналами по рукоделию, образцами вышивки (цветы маргаритки,
гиацинта, нарцисса, незабудки, розы, ромашки, мака).
Необходимые методические материалы:
1.
Учебная и справочная литература.
2.
Выставка работ (изделий) учащихся.
3.
Планы - конспекты для занятий, методические пособия.
4.
Художественные материалы (иллюстрации, фотоматериалы).
5.
Презентации по темам программы.
Дидактический материал:
1.
Схемы.
2.
Технологические карточки.
3.
Рисунки, калька, копировальная бумага.
Кадровые условия: педагог дополнительного образования.
2.6.Календарный учебный график
Составляется ежегодно и выносится в Рабочую программу. (приложение 2)
2.6.1 Программа воспитания обновляется ежегодно и вынесена в Рабочую
программу.
2.7.Список литературы
Литература для педагога
1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в
детском возрастеМ.: Просвещение, 2007
2. Вышивка лентами / К. Енн. – Х.: Клуб семейного досуга, 2010.
3. Вышивка лентами /М.; Издательство «Ниола- В 95 Пресс»,2007.- 132с.
4. Вышивка по декупажу /А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
5. Дебора Хенри. Цветочные фантазии из лент.- Москва, 2014 г.
6. Доброва Е.В. Цветочные композиции: Вышиваем лентами. – М.: ООО
«ТД «Издательство Мир книги», 2006.-240с.
7. Еременко Т., Лебедева Л. Стежок за стежком. Москва,2011 г.
8. Еременко Т.И. Рукоделие. Москва, 2003.
9. Искусство вышивки лентами /А.Г.Чернова. – Изд. 7- е. – Ростов н/д:
Феникс,2006. – 157с.
10.Калинич М.М, Павловская Л.М, Савиных В.П. «Рукоделие для детей».
2008 г.
11.Коллекция вышивки /Б. Дженни. – М.: Контент, 2007.12.Шелковые
ленты / А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.
12.Конышева Н. М. Чудесная мастерская, 2005. Олимп, Смоленск, Русич,
2005
13.Наталья Курандина. Феникс. Цветы из ткани. – Москва, 2013 г.
14.Ручная вышивка. Сост. М. Ивахнова – М.: Олимп, Смоленск, Русич,
2012 г.
15.Цветы из ткани /Н. Череда. – М.:АСТ-ПРЕСС., 2010.
2. Электронные ресурсы для педагога:
1. Авторский сайт Натальи Фроловой «Королевская вышивка лентами
http://1001flor.ru/
2. Образовательный портал «Учебно-методический кабинет» http://pedkopilka.ru
3. Педагогический портал «О детстве» http://www.o-detstve.ru
4. Портал Мастера рукоделия www.mastera-rukodeliya.ru
5. Учебный, дидактический сайт — Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
6. Web-сайт Ваш ленточный мир… http://world-ribbons.ru/
7. Web-сайт Домашние растения. Цветы. http://homeplants003.moreflowers.ru
8. Web-сайт Мастер-классы по рукоделию http://www.passionforum.ru
9. Web-сайтMasterclassy.ru http://masterclassy.ru
Сайты, использованные для разработки программы и организации
образовательного процесса:
1. Графические программы http://www.softportal.com
Электронные книги, рекомендуемые обучающимся:
1. Вышивка лентами от А до Я, популярная серия «Вышивка от
А до Я», секреты мастерства.
Литература, рекомендуемая детям и родителям:
1. Большая энциклопедия. Вышивка лентами.- М.: Издательство АСТ,
2016.-240с.:ил. – (Самая лучшая книга).
2. Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
3. Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.
4. Вышивка шелковыми лентами/ [сост. С.Ю. Ращупкина]. – М.: РИПОЛ
классик, 2011. – 256 с.
5. Дебора Хенри. Цветочные фантазии из лент.-Москва, 2014 г.
6. Джина КристианиДиФидио, ВилмаСтрабелло Беллини Шелковые
ленточки. М.: Перевод и издание на русском языке ЗАО «Издательская
группа «Контент», 2009. – 64 с.
7. Журналы «Лена», 2015г.,2016г.
8. Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2005.
9. Кандзаси: цветы из атласных лент и ткани своими руками...\
liveinternet.ru.
10.Кристанини Д., Страбелло В. Вышивка шелковыми лентами:
Аксессуары.
11.Подарки. Украшения./ Пер. с итал. Н. Сперанской. –М.: Издательская
группа Контент©, 2006. 64с.
12.Федюшина Н.С. Вышивка. От простого шва к сложному узору. -М.:
Профиздат, 1996. –200 с.