Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казённое образовательное
учреждениедополнительного образования
«Дом детского творчества»
Согласовано
педагогическим советом
МКОУ ДО «Дом детского творчества»
Протокол №1
30.08.2024 г.
Прохорова
Татьяна
Александровна
Утверждаю
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
________Т.А. Прохорова
30.08.2024 г.
Подписано цифровой
подписью: Прохорова Татьяна
Александровна
Дата: 2024.08.20 14:56:47 +03'00'
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Срок реализации-16 учебных часов
Возраст детей 10-13 лет
Автор разработчик
Подгорная Наталия Алексеевна
Педагог дополнительного образования
Людиново
2022
1
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная
программа
является
модифицированной
краткосрочной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей художественной
направленности, очной формы обучения, сроком реализации 2 месяца, для
детей 10-13 лет стартового-уровня освоения. Язык реализации программы: –
русский.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным
программам системы дополнительного образования детей на основе
следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей»;
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
8.Устав муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества».
9. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающихпрограмм.
Актуальность рисование является одним из важнейших средств
воспитания всесторонней, гармонично развитой личности обучающегося. Этот
вид деятельности тесно связан с самостоятельной практической и творческой
активностью ребенка. В процессе рисования у детей совершенствуются
наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и
творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает определенные
способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве,
чувство цвета; развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и
руки, владение кистью руки.
Систематические занятия рисованием обеспечивают детям радость
творчества.
2
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том,
что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая
нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение,
обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы заключается в применении метода создания произведений
искусства, основанного на активизации работы правого полушария головного
мозга. Метод не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает
ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у
которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую
работоспособность. Занятия направлены на развитие воображения. Рисование
правым полушарием снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает
от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
Отличительная особенность
Занятия правополушарным рисованием для ребенка – это не только
овладение техникой рисования и создание художественного образа; это
формирование умения обобщать и передавать знания и впечатления,
полученные в процессе творческой деятельности педагогу, родителям, другим
детям.
При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и
инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
развития категорий, обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие
речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Программа модифицированная, разработана на основе программ:
Проанализировав
авторские
разработки
педагогов,
занимающихся
изодеятельностью с младшими школьниками, а также передовой опыт работы с
детьми отечественных и зарубежных педагогов и психологов, по применению
нетрадиционных приемов изодеятельности для развития воображения,
творческого мышления и творческой активности. Меня заинтересовал
уникальный метод правополушарного рисования, который успешно
применяется в различных художественных школах и студиях, детских садах,
кружках и считается верным способом «научиться рисовать каждому».
Метод был создан профессором Бетти Эдвардс в 1979 году на основе
исследований профессора Роджера Сперри (психобиолог, лауреат Нобелевской
премии в области деятельности головного мозга).
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 10-13 лет
Уровень освоения программы – стартовый.
Объём программы-16 часов
Срок освоения программы – 2 месяца
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу
3
Условия реализации программы: Программа реализуется с детьми, уже
занимающимися изобразительным искусством. Набор в группы осуществляется
без предварительного отбора по заявлению родителей. Программа предполагает
очную форму обучения
Формы организации образовательного процесса - групповая,
самостоятельная работа.
Виды занятий - учебные занятия.
1.2. Цель и задачи
Цель программы: активизация интереса к изобразительной деятельности,
развитие творческих способностей, воображения, фантазии у детей младшего
школьного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования.
Обучающие:
познакомить детей с техникой правополушарного рисования;
формировать у детей изобразительные умения и навыки;
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения, взаимоотношений с людьми и
окружающим миром;
воспитывать самостоятельность, инициативность, творческое отношение
к миру;
Развивающие:
развить творческое воображение, поощрять проявление фантазии;
содействовать самовыражению и самореализации учащихся в творчестве
посредством практической деятельности;
воспитывать художественно-эстетический вкус;
1.3. Учебный план
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
Наименование темы
Всего Теория Практика Формы
аттестации/
контроля
Техника
1
1
Вводное
занятие.
безопасности.
Правополушарное рисование
Создание горизонтального фона
картины. «В жарких странах».
Горизонтальный фон картины.
Рисование пальцами. «На море»
Радужный фон картины. «В
горах»
«Дельфины»
Рисование ватными палочками.
«Осенний пейзаж».
Создание вертикального фона.
«Под дождём».
Создание кругового фона.
«Таинственная ночь».
4
15
3,5
11,5
2
0,5
1,5
2
0.5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
0,5
0.5
1,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
Тематическая
выставка
3.
Заключительное занятие
1
16
Всего
1
4,5
11,5
1.4. Содержание программы
I. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория. Знакомство обучающихся с целями и задачами программы.
Инструктаж по технике безопасности.
II. Правополушарное рисование
Теория. Просмотр презентации о правополушарном рисовании.
Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о
технике правополушарного рисования.
Практика. Тренировочные упражнения на листах формата А5:
горизонтальный, диагональный и круговой фоны.
2.1. Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах».
Теория. Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая
цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.
Практика. Выполнение рисунка «В жарких странах» гуашью: создание
грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки,
работа с дальним и передним планами с помощью кисти.
2.2. Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море».
Теория. Грунтование. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон.
Передний и дальний планы. Тень.
Практика. Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание
грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного
фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью
кисти (парусники, птицы, остров, дерево) и пальцев (облака, скала).
2.3. Радужный фон картины. «В горах»
Теория. Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы.
Формирование чувства композиции и ритма. Свет и тень.
Практика.
Выполнение рисунка «В горах» гуашью: создание грунтовочного слоя,
выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и передним
планами с помощью кисти (горы, птица) и пальцев (свет на горах).
3. Заключительное занятие. По окончании программы проводится итоговая
аттестация в форме выставки.
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
обучающиеся будут знать: технику правополушарного рисования;
обучающиеся будут владеть: изобразительными умениями и
навыками
(выполнять грунтовочные фоны, дальний и передний план; радужный фон,
рисовать губкой, ватными палочками, пальцами и т.д.)
Личностные результаты:
обучающиеся
будут
проявлять:
культуру
поведения,
выстраивать
взаимоотношения с людьми и окружающим миром;
5
обучающиеся будут проявлять: самостоятельность, инициативность, творческое
отношение к миру;
Метапредметные результаты:
обучающиеся будут проявлять фантазию, творческое воображение;
умение самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять
полученные знания;
• культура поведения, взаимоотношений с людьми и окружающим миром.
6
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план
(составляется ежегодно) вынесен в Рабочую программу (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база: Материально-техническое обеспечение занятий
Перечень необходимых материалов и инструментов для одного
обучающегося на учебный год
Оборудованный кабинет для занятий ИЗО: столы для
рисования, доска магнитно-маркерная, проектор, ноутбук.
ГУАШЬ (12 цветов)
1коробка
КИСТИ (БЕЛКА) №1,2,3, щетина
4 шт.
плоская№7 или кисти синтетика
ПРОСТЫЕ КАРАНДАШИ М, ТМ.
2 шт.
БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛИ (20 ЛИСТ.)
2 упаковки
ЛАСТИК
1 шт.
ВАТМАН
2 шт.
ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ
1 упаковка
ГУБКА
1 шт.
2.3. Формы аттестации
Итоговая аттестация учащихся проводится по итогам освоения программы и
осуществляется в форме выставки творческих работ.
Аттестация обучающихся проводится по нескольким критериям:
Посещаемость занятий в течение отчетного периода – 1-3 балла
Качество исполнения творческих работ – 1-3 балла
Творческий подход – 1-3 балла
Освоение техник рисования – 1-3 балла
В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень
освоения программы:
Высокий – 10-12 баллов
Средний – 5-9 баллов
Низкий до 5 баллов
Методики
оценки
обучающихся,
направленных
на
развивающие/воспитательные задачи:
-Тест на мышление и креативность (Дж. Брунер) (Приложение 1)
- Методика САН (приложение 2)
2.5. Методические материалы
Методы обучения, используемые в рамках программы учебного предмета
«Грим»: • вербальный (рассказ, беседа, объяснение);
• наглядный (наблюдение, демонстрация);
• практический (творческие).
Занятия необходимо проводить с привлечением наглядных пособий,
иллюстративного материала, слайдов, просмотра видеоархивов.
Теоретические занятия должны быть неразрывно связаны с практическими, и
являться их логическим продолжением. Важно с первых занятий приучать
7
учащихся использовать теоретические знания в работе. Для поддержания
интереса к предмету, особенно важно на начальном этапе уравновешивать по
времени изучения теоретическую и практическую часть занятия. При разборе
новых тем, педагогу необходимо использовать наглядный иллюстративный и
видеоматериал, а также руководствоваться принципом постепенности и
последовательности обучения. Педагогу следует поощрять и тактично направлять
любые проявления творческой инициативы учащихся, нахождение новых идей в
выполнении работ. От этого во многом будет зависеть успеваемость
обучающихся. При реализации программы используются современные
образовательные методы: Метод создания проблемных ситуаций заключается в
представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы.
Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного
характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в
коллективе.
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную
литературу, разработки отдельных методических аспектов необходимых для проведения
занятий (Приложение 2).
2.6. Рабочая программа
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (приложение 1).
8
2.7. Список литературы
Литература для педагога
1. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя/ 2002.
2. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в
рисовании/ Дошкольное воспитание. 2002.- №2
3. Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арттерапия/ 2012.
4. Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих
способностей средствами арттерапии»/ 2009.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк:
Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвящение,1991.
6. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных
технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010.
7. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.: 2005.
8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми – нетрадиционные техники, планирование,
конспекты занятий/ ООО ТЦ Сфера: 2009г.
9. Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике рисования/ М.:
Педагогическое общество России, 2005
10.Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения/М.: 2007.
11.Полякова Н.В. Образовательные технологии. Н.В. / Научно-практический
журнал “Завуч”№ 5, 2005.
12.Селевко Г.К “Современные образовательные технологии”/ М.: 1998.
13.Эдверде Б. Художник внутри вас/Пер. с англ.; Худ.обл. Б.Г. Клюйко.- Мн.:
ООО «Попурри», 2000.- 256 с.: ил. ISBN 985-438-491-8.
14.Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ М.: Мозаика, 2007.
Сайты, использованные для разработки программы и организации
образовательного процесса:
1. Фон по диагонали. https://www.youtube.com/watch?v=Wi4qVDnKza0
2. Фон от центра https://www.youtube.com/watch?v=eqO_4NKSRis
9
Словарь юного художника
Блик – самая светлая часть на предмете.
Гуашь – непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в
декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом
смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым,
желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с
пурпурным). При механическом смешивании этих пар дополнительных
цветов
получаются
оттенки
с
пониженной
насыщенностью.
Дополнительные цвета называются также контрастными.
Живопись — это один из основных видов изобразительного искусства;
представляет собой художественное изображение предметного мира
цветными красками на поверхности.
Изображение – воссоздание действительности в художественных
образах, то, что изображено (рисунок, картина,
фотография, скульптура и т.д.).
Изобразительное искусство – раздел пластического искусства,
объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на
воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном
облике.
Картина – произведение живописи, имеющее самостоятельное
художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и во многих видах графики.
Композиция – способ расположения предметов, их объединение,
выделение главного образа.
Контур – линия, передающая внешнее очертание животного, человека
или предмета.
Линия горизонта – это линия, разделяющая небо с поверхностью земли
или воды.
Натюрморт – картина, на которой изображены неодушевленные
предметы (фрукты, овощи, посуда и т.п.).
Мольберт – подставка, обычно деревянная, на которой художник
помещает во время работы картину, рисунок и т. д. Существуют
треножные мольберты и состоящие из вертикальных стоек, укрепленных
на горизонтальном основании.
Пейзаж – картина, на которой изображена природа.
Портрет – это картина, на которой изображён человек.
Свет – это освещаемая часть поверхности предмета.
Тень – это неосвещённый ил слабоосвещённый участок изображаемого
предмета, а также неосвещенный участок за предметом, куда не попадает
свет.
10
Фон – это основа для композиции, на которой располагаются все
изображаемые предметы.
Штрих – черта, короткая линия.
Эскиз – это быстрый набросок будущей картины.
Этюд – небольшая по размеру картина, выполненная с натуры.
11