Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Согласовано педагогическим
советом
от 27.08.2025 г.
Протокол № 1
Утверждаю
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________Т.А. Прохорова
29.08.2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КАДЕТЫ РОССИИ: ХОРЕОГРАФИЯ»
(Стартовый уровень)
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 12-14 лет
Деяшина Оксана Викторовна
педагог дополнительного образования
г. Людиново
2025 г.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат
понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию,
дают гармоничное пластическое развитие.
Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для
его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим
источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я»
как составную часть орудия «общества, посредствам которого оно вовлекает в круг
социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа».
Используемые в хореографии движения оказывают положительное воздействие на
здоровье детей.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования обучающегося, для его гармоничного духовного
и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают
основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об
актёрском
мастерстве.
Показателем
танцевальной
культуры
является
эмоциональное
восприятие
хореографического
искусства,
способность
самостоятельно оценить хореографическое произведение, музыкальность и
выразительность, благородство манеры исполнения, понимание выразительности
отдельных элементов, чувство товарищества и взаимопомощи.
При разработке Программы использованы следующие нормативные правовые
документы:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года
№ 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №
1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
8. Устав муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества».
Актуальность данной программы обусловлена тем, что модернизация
российского образования предусматривает широкое распространение занятий по
хореографии в форме дополнительного обучения. Программа «Кадеты России:
хореография» актуальна еще и в том, что она нацелена на удовлетворение постоянно
изменяющихся индивидуальных, культурных, духовных и образовательных
потребностей обучающихся, создание условий для их творческого развития,
адаптации в меняющемся мире и приобщении к культурным ценностям. Программа
сориентирована на воспитание хореографической культуры и привитие начальных
навыков в исполнении танца. Проблема построения модели образовательного
процесса с включением многовековых традиций народа, его богатейшего
культурного наследия, в частности, бальной танцевальной музыки, является в
настоящее время особенно актуальной.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми
средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного
глубоко воздействовать на духовный мир обучающегося. В воспитании
обучающихся танец занимает особое место. Одна из основных целей его –
формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием
развития личности. На первое место ставится именно его образная, духовная сторона
танца. Доступность хореографии, привлекательность и лёгкость движений приносят
обучающимся радость, формируют у них интерес к познанию мира танца в разных
его проявлениях. Программа составлена с учетом требований, предъявляемых к
программам дополнительного образования, на основе последних достижений и
исследований музыкального творчества, педагогической практики.
Особенность Программы в том, что она разработана специально для
кадетского класса и постоянной востребованностью кадетского танцевального
коллектива для участия в торжественных и праздничных мероприятиях, конкурсах,
с учетом активного участие в культурной жизни нашего города. Занятия по данной
программе не только прививают кадетам любовь к танцевальному искусству,
позволяют им постичь эстетику движения, но и приобщают их к огромному
богатству танцевального и музыкального народного творчества, способствуют
формированию сплоченного коллектива обучающихся
Занятия хореографией обязательно входят в образовательную программу для
кадетских классов. В Людиновском районе проходит ежегодный, уже традиционный
«Кадетский бал», в котором обучающиеся принимают активное участие, с большим
воодушевлением пытаются передать красоту танца, его стиль и эпоху. Одной из
задач программы является подготовка к «Кадетскому балу».
Главными показателями результативности и эффективности реализации
программы являются стабильность, благополучие и высокая сохранность
хореографического коллектива.
Педагогическая целесообразность программы
На занятиях по программе «Хореография для кадетских классов» происходит
обучение основам бальной хореографии. В то же время ученики, обучавшиеся
бальному танцу, станут впоследствии носителями и пропагандистами отечественной
и мировой бальной хореографии.
Освоение программы не ограничивается только конкурсными бальными
танцами, так как все танцы, входящие в понятие «бальная хореография», имеют в
образовательном процессе равные права, и настаивать на приоритете одного вида
бальной хореографии является некорректным.
В программу включена только постановочная деятельность.
Программа модифицированная.
При составлении данной рабочей программы за основу были взяты следующие
рабочие программы:
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Хореографический ансамбль «Кадетская
звезда»», автор Овчинников М.В.
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Хореография в кадетском классе», автор Власова
С.В.
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности «Ритмика и хореография», автор
Шубич Н.А.
При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и
инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
развития категорий, обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Особенности возрастной группы - 12-14 лет
Уровень освоения программы – стартовый.
Объём программы – 144 часа
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа
Условия реализации программы:
В группу принимаются дети по заявлению родителей, без предварительного отбора,
не имеющие медицинских противопоказаний.
Количество детей в группе – 15 человек.
1.1.
Цель и задачи.
Цель программы: развитие гармонично развитой личности обучающихся,
творческих и физических способностей посредством обучения базовым знаниям,
умениям и навыкам в области классического бального танца.
Задачи:
Обучающие:
научить обучающихся основным танцевальным движениям;
освоить базовые танцевальные фигуры;
способствовать овладению сценического поведения;
формировать навыки публичных выступлений и подготовки к ним.
Развивающие:
развивать физические способности (пластичность, координацию движений,
правильную осанку);
развивать творческое мышление, умение работать в коллективе и индивидуально;
привить обучающимся интерес к хореографии;
Воспитательные:
воспитывать художественный вкус обучающихся;
воспитывать культуру общения и поведения обучающихся;
приобщение к российским традициям и культуре народа.
1.2.
№
п.п
1
2
3
4
5
6
7
8
8
9
Учебный план.
Раздел
Вводное занятие
Ритмика
Музыкальная грамота
Историко-бытовой танец
Стрейчинг
Концертная деятельность
Воспитательные
мероприятия
Аттестация (контроль)
ОРУ для развития
музыкальности. Игры
Контрольное
(промежуточное) занятие
Итого:
Теория
2
4
1
9
2
1
1
Количество часов
Практика
0
8
6
62
10
19
5
Всего
2
12
7
71
12
20
6
1
2
9
2
10
-
2
2
21
123
144
1.4. Содержание программы.
1.Вводное занятие.
Теория: знакомство с детьми и педагогом; − инструктаж по технике
безопасности; − правила поведения на занятиях, на сцене; − форма одежды на
занятиях. Мониторинг (опрос) о музыкальных и танцевальных данных
воспитанников, а также их знаний в области танцевального искусства. (2 часа)
2. Ритмика.
Теория:(4 часа) − правила исполнения упражнений; − знание танцевальных
рисунков и ориентационных понятий (центр, середина класса, интервал, круг,
линия, шеренга, колонна, шахматный порядок, точка /1, 3, 5, 7 /, диагональ).
Практика:(8 часов) Упражнения по кругу: − маршевый шаг с чередованием
хлопков; − танцевальный шаг с носка с добавление работы рук; − шаг на
полупальцах и пяточках в комбинации; − шаг на внешней и внутренней части
стопы; − шаг с высоким подъёмом колена на всей стопе и на полупальцах; −
шаги с наклонами; − лёгкий бег; − бег, сгибая ноги сзади; − бег, вынося прямые
ноги вперёд; − прыжки и соскоки по VI позиции; − подскоки на месте и с
продвижением, подскоки с хлопками; − боковые приставные шаги, галоп.
Упражнения в партере стоя: − упражнения для развития мышц шеи: повороты
головы вправо, влево; наклоны к правому, левому плечу; поднимание и
отпускание плеч «знаю, не знаю»; − упражнения для развития подвижности
суставов и силы: движения кистями рук вверх-вниз, круговые движения;
сгибание, разгибание в локтевых суставах, «мельница»; − упражнения для
укрепления мышц спины: повороты корпуса, наклоны в стороны, вперед; −
«пружинка»; − «пружинка» с наклонами головы; − приставные шаги; −
подъемы на полу пальцы с полуприседанием; − прыжки: трамплинные по 6-й
позиции, поджатые;
3.Музыкальная грамота.
Теория: (1 час) знакомство с музыкальными понятиями: − музыкальное
вступление, «сильная доля»; − музыкальный темп: – быстро, медленно,
умеренно − характер музыки - веселый, грустный «мажор», «минор»; −
динамические оттенки - тихо, громко; − длительность - короткий, длинный
звук; − аккорд, пауза; − строение музыкального произведения; 7 −
динамические оттенки - тихо, громко; − длительность - короткий, длинный
звук; − аккорд, пауза; − понятие музыкальной формы: фраза, музыкальный
размер 2/4, 3/4; − музыкальный жанр: марш, вальс, песня, танец.
Практика: (6 часов) упражнения на формирование музыкально-двигательных
умений и навыков: − упражнения на определение музыкальных жанров; −
понятие о музыкальном предложении; − соотношение резких и спокойных
движений с сильными и слабыми долями музыки; − ускорение и замедление
темпа движения в два раза при неизменном музыкальном темпе; −
определение детьми на слух вступления и основной части музыкального
сопровождения; − хлопки в ладоши – простые и ритмические.
4. Историко-бытовой танец.
Теория: (9 часов) − правила исполнения движений; − краткое содержание
танцевальных элементов.
Практика: (62 часа)− постановка корпуса − позиции и положения рук; −
позиции ног; − основные ходы, рисунки историко-бытового танца; −
разновидность танцевального шага; − положение в паре; − разучивание
хореографических композиций (исполнение отдельных фигур, элементов,
отработка и соединение в рисунок). − работа над техникой исполнения и
стилем. Этюдный материал: «Полонез», «Марш», «Вальс – знакомство»,
«Вальс»
5. Стрейчинг.
Теория: (2 часа)
Практика: (10 часов) выполнение упражнений на растяжку для отдельных
групп мышц.
6. Концертная деятельность.
Теория: (1 час) правила поведения во время концертных выступлений и за
кулисами сцены.
Практика: (19 часов) участие в концертах.
7. Воспитательные мероприятия.
Теория: (1 час) правила поведения в общественных местах, этические и
моральные нормы, принятые в обществе. Знакомство с многообразием
традиций русской культуры.
Практика: (5 часов) участие в мероприятиях, посещение театра, кино,
выставок и тд.
8. ОРУ для развития музыкальности. Подвижные игры.
Теория: (1 час) правила игр, особенности выполнения ОРУ , правильное
дыхание во время выполнения упражнений.
Практика: (9 часов)
Педагог подбирает такую игру, которая отвечает задачам и содержанию
занятия, возрасту и подготовленности детей. Игра повышает интерес к
предмету, вызывает веселое настроение. Благодаря игре индивидуальность
обучающегося находит выражение в коллективном творчестве. Игра развивает
фантазию, воображение обучающегося, память, помогает само реализоваться.
Форма занятия через игру позволяет быстрее добиться запоминания
необходимых понятий и знаний.
1.5. Планируемые результаты.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
основные виды бальных и историко-бытовых танцев;
базовые фигуры бальных и историко-бытовых танцев;
правила сценического поведения.
Обучающиеся будут уметь:
исполнять основные танцевальные движения и базовые фигуры;
готовиться публичным выступлениям и выступать.
Личностные результаты:
проявлять интерес к хореографии;
развит художественный вкус, культура общения и поведения в коллективе.
Метапредметные результаты:
будет развито творческое мышление;
будут развиты пластичность, координация движений, правильная осанка;
будут уметь работать в коллективе и индивидуально.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план
(составляется ежегодно) вынесено в «Рабочую программу» (Приложение 1)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
(указать материалы, используемые для реализации программы)
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база.
Наличие помещения с зеркалами. Музыкальная аппаратура.
Музыкальные произведения для хореографических постановок (аудио, видео
записи).
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и
дополнительную литературу, разработки отдельных методических аспектов
необходимых для проведения занятий.
2.3. Формы аттестации
Два раза в год во всех группах проводится промежуточная и итоговая
аттестация, которая отслеживает личностный рост ребёнка по следующим
параметрам:
усвоение знаний по базовым темам программы;
овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
формирование
коммуникативных
качеств,
трудолюбия
и
работоспособности.
Используются следующие формы проверки:
практические занятия, демонстрирующие навык усвоения материала.
Методы проверки: наблюдение, тестирование, анализ и т.п.
Наблюдение педагога в ходе занятий, оценка зрителей, членов жюри,
анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах;
открытые занятия для родителей; выступления на тематических праздниках;
организация и проведение конкурсов; участие в конкурсных программах
разного уровня.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать
педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми
знаний в рамках программы обучения.
В программе заложено комплексность подхода при реализации учебновоспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую
направленность программы. Данная комплексность основывается на
следующих принципах:
- принцип сознательности и активности предусматривает сознательность
в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными
движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к
самооценке своих действий и к соответствующему их анализу;
- принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме,
амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному
усвоению танцевальных движений; - принцип доступности требует
постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного
повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому
правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к
сложному;
- принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса
формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для
поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную
последовательность решения танцевально-творческих заданий;
- принцип гуманности в воспитательной работе (безусловная вера в
доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления
на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и
интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального
раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и
самоутверждения);
- принцип демократизма основывается на признании равных прав и
обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного
климата в социальной среде.
Программа содержит следующие разделы: - ритмика, элементы
музыкальной грамоты; - элементы бального, народного, и современного
танцев; - танцевальные этюды и танцы. На каждом занятии ритмики детям
предлагаются все виды деятельности: собственно, ритмика, слушание и анализ
музыки, диско-танцы, элементы Бального, народного и классического танцев,
упражнения на ориентировку в пространстве, разучивание танцев, элементы
этикета, беседы по истории хореографии. Первая часть Программы включает
ритмические упражнения, музыкальные задания по слушанию и анализу
танцевальной музыки, движения под музыку. Эти упражнения учат детей
вслушиваться в музыку, различать её выразительные средства, формируют
умение согласовывать движения с музыкой. В программу ритмики включены
упражнения и движения бального, народного и классического танцев,
доступные
детям
соответствующего
возраста,
обеспечивающие
формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук,
головы, развивающие физические данные, координацию движений,
тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык
ориентации в пространстве.
В основу построения второй части Программы «Танец» положен
исторический принцип, дающий основу тесной связи и синхронизации
учебного материала предмета с содержанием общеобразовательных
предметов гуманитарного цикла. Содержание Программы варьируется в
зависимости от интересов, обучающихся и с учетом плана воспитательной
работы училища: акцент делается на изучение одного из жанров хореографии
- бального, народного, историко-бытового, современного танца. В процессе
работы определены минимальный (дающий общее физическое, музыкальное,
эстетическое, нравственное развитие и способствующий оздоровлению
ребёнка) и оптимальный (позволяющей говорить о начале формирования
танцевальной культуры) набор движений гимнастики, бального, народного,
современного, танцев, которые могут усвоить обучающиеся в условиях
ограниченного времени и которые смогут наиболее повлиять на постановку
корпуса, рук, ног, головы кадета, научить приёмам правильного дыхания,
развить свободу и грациозность движений, улучшить их координацию.
Данная программа предполагает следующие формы работы с
обучающимися: учебные занятия, мастер-классы, творческие мастерские.
Занятия
проводятся
по
фронтальной
схеме
с
последующей
индивидуализацией обучения, по мере выявления способностей
обучающихся.
Методы работы, используемые при реализации программы. В процессе
хореографических уроков развитию у обучающегося стремления к творчеству,
творческих способностей содействуют определенные методы и приемы в
организации образовательной деятельности. В связи с этим педагог для
каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь
объяснения, опираясь на следующие методы:
Метод показа. Разучивание нового движения или комбинации педагог
начинает с точного безукоризненного показа.
Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных
пояснений. Происходит знакомство с методикой исполнения, специальными
терминами. Так же педагог ставит перед обучающимися определенные задачи,
хвалит и предъявляет требования. Это определяет разнообразие методических
приемов использования слова в обучении: рассказ, беседа, объяснение,
словесное сопровождение движений под музыку. Очень важна интонация и
эмоциональность педагога.
Наглядный метод (просмотр видеозаписей с выступлениями коллектива,
а также различных ансамблей танцев, фотографий, иллюстраций).
Музыкальное сопровождение, как методический прием. Педагог своими
пояснениями помогает детям приобрести умение согласовывать движения с
музыкой. Музыка, сопровождая движения, повышает качество их исполнения:
выразительность, ритмичность, четкость, координацию.
Игровой метод. Метод использования минимума танцевальных
элементов при максимуме их всевозможных сочетаний. Детальная проработка
небольшого количества движений дает возможность их качественного
усвоения, а большое количество сочетаний из этих элементов создает у
обучающихся впечатление новизны и дает простор фантазии.
Практический метод - самостоятельное выполнение обучающимися
упражнений и танцевальных комбинаций. Кроме того, образовательный
процесс строится с учетом основных педагогических принципов: систематичность и регулярность занятий; - последовательность в овладении
материалом;
Постепенность
развития
профессиональных
данных
обучающихся, а также увеличения физической нагрузки и технической
сложности (от простого к сложному).
Познания основ классического танца является базой фундамента для
более успешного освоения бального, народного и эстрадного танца. В
процессии постановочной работы, репетиций дети приучаются к
сотворчеству, у них развивается художественное воображение, творческие
способности.
Формы контроля.
Чтобы убедиться в эффективности обучения по данной образовательной
программе проводится контроль:
– показательные выступления, участие в концертах и конкурсах.
Итоговая аттестация осуществляется в форме участия обучающихся в
районном мероприятии «Кадетский бал».
- итоговые занятия в конце года, открытые занятия.
Диагностические методики отбираются в соответствии с возрастными и
психологическими
особенностями
обучающихся,
особенностями
диагностируемого аспекта деятельности. Основные формы и методы
диагностики, контроля полученных знаний: наблюдение, текущий,
промежуточный и итоговый контроль. Текущий контроль проводится на
каждом занятии. Обучающихся подводят к идее самосовершенствоваться
уровень мастерства, формируют стремление к самопознанию, технику
исполнения, самовыражение идеи. Промежуточный и итоговый контроль
проводятся в конце обучения (репетиции хореографических постановок,
концертные выступления) с целью, определения уровня освоения полученных
знаний содержания программы, уровня достижения ожидаемых результатов.
Проверка знаний, умений и навыков отслеживается по ожидаемым
результатам на каждый год обучения.
Оценивая результат практической работы, а именно выступления
обучающихся, опираются на такие критерии: качественное исполнение
танцевальных этюдов и танцев, общий эстетический вид исполнения,
творческие находки.
Результаты фиксируются в таблице:
Фамилия,имя
Теоретические
знания
сформированность
практических
умений и
навыков
Развитие
исполнительского
мастерства
сформированность
умения
работать
в
коллективе
«Высокий уровень» - упражнения выполняются легко и правильно,
теоретический материал знает;
«Средний уровень» - упражнения выполняются с затруднениями,
теоретический материал знает на
70%;
«Низкий уровень» - упражнения выполняются с большим трудом,
теоретический материал знает
менее 50%.
Критерии педагогического наблюдения:
− проявляет/не проявляет интерес к знакомству с историей танцевального
коллектива, Центра
детей и юношества;
− активен/пассивен в учебной деятельности, в процессе получения
музыкальной информации;
проявляет инициативу;
−
проявляет/не
проявляет
терпение,
дисциплинированность,
ответственность,
самоорганизованность;
− проявляет/не проявляет активность и дружелюбие, взаимопомощь в
коллективе,
уважительность в общении с педагогом и другими обучающимися;
− соблюдает/не соблюдает правила поведения во время публичного
выступления.
№
1
2
Интернет источники
Раздел/тема
ссылка
База методических видео-курсов,
http://dancehelp.ru
готовых постановок, лекций
Методические пособия,
http://www.horeograf.com/
программы, книги, видео по
хореографии
2.6.Календарный учебный график
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (Приложение 2)
2.6.1.Программа воспитания обновляется ежегодно и вынесена в Рабочую
программу.
2.7 Список литературы.
Список литературы для педагога:
1. Альфонсо, П. К. Искусство танца фламенко/ П. К. Альфонсо. – М.: Искусство, 1984.
2. Бальные танцы / ред. М. Жиламене. – Рига, 1954.
3. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К.Барышникова. – СПб., 1996.
4. Бекина С. И. и др. «Музыка и движение», М., 2000 г.
5. Боттомер У. «Учимся танцевать», «ЭКСМО-пресс», 2002 г.
6. Боттомер, Б. «Уроки танца» / Б. Боттомер. – М.: Эксмо, 2003.
7. Г. Говард «Техника Европейского бального танца», М. 2003 г.
8. Динниц Е. В. «Джазовые танцы», ООО «Издательство АСТ», 2004 г. 9. Кауль Н. «Как
научиться танцевать. Спортивные бальные танцы». Ростов -на- Дону, «Феникс», 2004 г.
10.Кнорова Е.В. Танцевальные кружки для старших школьников / Е. В. Кнорова, В. Н.
Светинская – М.: Академия пед. наук, 1958.
11.Лерд У. «Техника Латиноамериканского бального танца», «Артис», М. 2003 г.
12.Михайлова М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М. А.
Михайлова, Е. В. Воронина. – Ярославль, 2000. 13.Пересмотренная техника европейских
танцев / пер. с англ. и ред. Ю. Пина – СПб., 1993.
14.Пересмотренная техника латиноамериканских танцев / пер. с англ. и ред. Ю. Пина –
СПб., 1993.
15.Подласый И. П. «Педагогика: В 2 кн.», «Владос», 2003 г.
16.Реан А. А. и др. «Психология и педагогика», «Питер», 2004 г.
17.Слизкова Е.В. Педагогика дополнительного образования. - Москва: Изд.Юрайт,2023 г.
18.Утемов В.В. Креативная педагогика. – Москва: Изд.Юрайт, 2023 г.
Список литературы для обучающихся:
1. Колесникова, А.В. Бал в России: XVIII – начало ХХ века. – СПб.: Азбука-классика,2005.
2. Сидоренко, В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростовна–Дону: Феникс,
2004.
3. Юдина, Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2004.
Приложение 1
Календарно-тематический план.
№
п.п
1
2
3
ТЕМА
Количество
учебных часов
1. Вводное занятие. (2ч)
Инструктаж по ТБ во время
проведения занятий.
1.1. Гигиена. Диагностика (опрос)
знаний о танцевальном искусстве.
Ритмика (12ч)
1.1 Ориентационный порядок.
Перестроения в рисунках линия,
колонна, диагональ.
1.2 Правила исполнения
упражнений. Танцевальный
рисунок шахматный порядок, круг
1.3 Понятие интервал. Маршевый
шаг с чередованием хлопков в
различном темпе.
1.4 Танцевальный шаг под разный
счет с носка с добавлением рук и
без них.
1.5 Танцевальное упражнение
«Пружинка»
1.6 Боковой приставной шаг,
галоп.
1.7 Прыжки трамплинные по VI
позиции: на месте и в движении.
1.8 Понятие «Подскоки». На месте
и в движении.
1.9 Бег с выносом ног вперед.
1.10 Легкий бег, бег захлестом
голени.
1.11 Положение корпуса и головы.
Поклон.
1.12 Танцевальный квадрат.
Выполнение упражнений по
рисунку квадрат.
Музыкальная Грамота (7 ч)
3.1Музыкальное вступление.
«Сильная доля»
3.2 Характер музыки. Выполнение
упражнений с ускорением и
замедлением.
3.3 Динамические оттенки,
выполнение упражнений только на
вступление и и только на
1основную часть.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата проведения
4
3.4 Позиции рук .
3.5 Позиции ног.
3.6 Разновидности танцевального
шаг.
3.7 Соотношение движений с
сильными и слабыми долями
Танец (71ч)
Полонез (30ч)
Медленный вальс (41 ч)
4.1 Просмотр видео отрывков из
кино, Танец-приветствие.
4.2 «Полонез» Музыкальноритмическая характеристика
танца.
4.3 Основной шаг по линии танца.
4.4 Поклон дам и кавалеров.
4.5 Перестроение через середину,
из угла по рисунку танца.
4.6 Вращательные элементы.
Повороты на месте и в движении.
4.7 Положение в паре.
4.8 Постановочно-репетиционная
работа.
4.9 «Медленный вальс»
музыкально-ритмическая
характеристика танца.
4.10. Позиции ног и рук в танце.
4.11 Поклон-приветствие, поклон
в заключении танца.
4.12 «Обводка», повороты на
месте и в движении.
4.13 Перестроения по рисунку
танца на ровном шаге, в парах и
одному.
4.14 Основной шаг по квадрату: в
парах и одному.
4.15 Постановочно-репетиционная
работа.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
1
1
1
1
1
1
34
5
6
7
8
9
Стретчинг (12 ч)
5.1 Понятие «стретчинг».
Предупреждение травматизма при
выполнении упражнений. ОРУ для
растяжки мышц нижних
конечностей, плечевого пояса.
5.2Дыхание во время выполнения
упражнений стретчинга.
Статистическая и пассивная
растяжка. ОРУ для развития
гибкости.
5.3 ОРУ для растяжки мышц шеи,
мышц спины.
5.4 Упражнения для равновесия.
Укрепление мышц спины.
5.5 Дыхательная гимнастика.
Укрепление мышц пресса.
5.6 Упражнения для координации.
Упражнения «лягушка», «слоник»,
«Цапля».
Концертная деятельность (20 ч)
Воспитательные мероприятия (6 ч)
7.1Посещение Музея
комсомольской славы
7.2 Посещение концерта
ОРУ для развития музыкальности,
игры. (10 ч)
8.1Правила игр, соблюдение
техники безопасности во время
игры. Особенности выполнения
ОРУ. «Сколько нас поет»
«Под хлопки»
8.2 ОРУ для улучшения осанки.
Игра «Услышь колокольчик»
«Музыкальные загадки»
8.3 ОРУ для гибкости.
«Повтори звуки»
«Быстро-медленно»
8.4 «Угадай кто поет?»
«Повтори звуки»
8.5 Дыхательная гимнастика.
«Назови композиторов»
Контрольное занятие (2ч)
2
2
2
2
2
2
20
3
3
2
2
2
2
2
2
Кол-во учебных
недель
1 год
1
01.09
26.05
72
36
144
2
1 год
2
01.09
26.05
72
36
144
2
01.09-30.12
03.09-29.12
12.01-26.05
Декабрь
Декабрь
Дата проведения
итоговой
аттестации
Дата проведения
промежуточной
аттестации
Даты начала и
окончания
учебного периода
Учебные
периоды
Кол-во
часов по
программе
Окончание
занятий
Начало занятий
Группа
Кол-во учебных
дней
Год обучения
Приложение 2
Календарный учебный график
Май
12.01-26.05
Май