Гармония голосов

Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Согласовано

Утверждаю

методическим (педагогическим) советом

директор МКОУ ДО

27.08.2025 г.

«Дом детского творчества»

Протокол № 1

Прохорова
Татьяна
Александр
овна

Прохорова Т.А.

Подписано
цифровой 29.08.2025 г.
подписью:
Печать
Прохорова
Татьяна
Александровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Гармония голосов»

Срок реализации: 3 года
Возраст детей: 10-14 лет
Французова Анна Александровна
Педагог дополнительного образования

г.Людиново
2025 г.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.

Пояснительная записка
Данная
программа
является
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей художественной направленности, очной формы обучения,
сроком реализации 3 года, для детей 10-14 лет базового уровня освоения. Язык
реализации русский.
Современный мир насыщен новейшими цифровыми технологиями, которые
захватывают разум молодого поколения, препятствуя его духовному развитию.
Одним из самых действенных средств духовно-нравственного воспитания человека
является воспитание искусством, особенно музыкальным, так как научно доказано,
что музыкальная деятельность является еще и мощным средством активизации
работы мозга, развивает мышление и интуицию. Воспитание детей на основе
национальных традиций вокального искусства способствует нравственному и
эстетическому развитию молодежи.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным
программам системы дополнительного образования детей на основе следующих
нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015
года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
8. Уставом муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества»;

9. Положение о порядке разработки, согласованияи утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Актуальность данной программы заключается в удовлетворении индивидуальных
потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественноэстетическом развитии и физическом совершенствовании1.
Содержание программы направлено на создание условий для развития личности
ребенка, способствует творческой самореализации и укреплению физического
здоровья обучающегося.
Занимаясь в вокальном ансамбле, обучающиеся приобретают опыт совместной
творческой работы, опыт участия в концертной деятельности.
Программа модифицированная и разработана на основе дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокал для всех» (2019 г.),
которая составлена на основе собственного опыта и анализа таких образовательных
программ, как: «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988г., программа
«Певческая Школа» В.В.Емельянова, «Народное пение» И. А. Ильина, «Хоровое
пение» Е. В. Жарова, «Сольное пение» Р. А. Жданова, «Сольное пение»
Масленникова В. В., «Студия вокала» И.Н. Ходневой, «Палитра детских голосов»
Н. П. Усачёвой, «Музыкальная литература» ПО.02.УП.03. Также был изучен опыт
таких педагогов-вокалистов, как Виктор Емельянов, Александра Стрельникова,
Владимир Коробко, Андрей Билль, Валерий Малишава, Надежда Гонтаренко,
Ариадна Карягина, Сэт Ригс.
В соответствии с требованиями Концепции развития дополнительного образования
детей, утверждѐнной распоряжением правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р, одним из принципов проектирования и реализации
дополнительной общеобразовательной программы является разноуровневость.
Соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования
таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и
разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предоставляют
всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего
развития.
Программа «Вокал для всех» (2019г.) рассчитана на 9 лет обучения. Именно по
причине разных способностей не все обучающиеся проходят полный девятилетний
курс обучения программы «Вокал для всех». Поэтому было принято решение на
основе программы «Вокал для всех» создать несколько программ, которые будут
соответствовать требованиям Концепции развития дополнительного образования
детей.
Отличительная особенность
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
1

 Отличительная особенность программы «гармония голоов» базового уровня
заключается в еѐ практической значимости: вовлечении детей среднего школьного
возраста в активную творческую деятельность через использование
здоровьесберегающих технологий на каждом занятии. Они направлены на развитие
вокальных исполнительских навыков, музыкальных способностей, гармонизацию
интеллектуального и эмоционального развития личности ребенка.
 В программе используются:

здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение,
поддержание и улучшение здоровья обучающихся;

технология создания ситуации успеха («витамин «Р») - позволяющая
переживать радость во время занятий, концертных выступлений от осознания
собственных достижений;

элементы Арт-терапии
(терапия искусством), способствующих
творческому и нравственному становлению личности.
При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и
инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
развития категорий обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
 нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие);
 логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие
речи, заикание);
 соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 10-14 лет
Уровень освоения программы - базовый
Объем программы: 648 часа
Срок освоения программы – 3 года
Режим занятий:
Групповые занятия 3 раза в неделю по 2 часа
Продолжительность одного занятия – 40 минут
Условия реализации программы: для обучения по программе «Гармония
голосов» принимаются дети, прошедшие обучение по программе стартового
уровня или по предварительному прослушиванию педагога, также при отсутствии
медицинских противопоказаний.
Условия перевода на следующий год обучения: активное участие в творческой
жизни коллектива, освоение в полном объеме материала данной программы.
Учебный план 1 года обучения

№
1.

Наименование
модуля
Вокальный ансамбль

Год
обучения
1

Учебный план 2 года обучения
№ Наименование
Год
модуля
обучения
1. Вокальный ансамбль 2
Учебный план 3 года обучения
№ Наименование
Год
модуля
обучения
1. Вокальный ансамбль 2

Форма
обучения
групповая
7 - 12 человек

Режим

Часы

3 раза
в неделю

2

Форма
обучения
групповая
7 - 10 человек

Режим

Часы

3 раза
в неделю

2

Форма
обучения
групповая
7 - 10 человек

Режим

Часы

3 раза
в неделю

2

Форма обучения, виды занятий: очная, групповые
Дополнительные формы проведения занятий:
Репетиции к подготовке выступлений; концертные выступления различного
уровня;
творческие встречи; посещение концертов, театров с последующим обсуждением;
видео уроки; мастер-классы; участие в фестивалях, смотрах, конкурсах.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий, направленных на выявление, поддержку и
развитие музыкально-творческих способностей детей, формирование ключевых
компетенций в области эстрадного вокального искусства.
Задачи 1 года обучения:
Обучающие:
 получить знания в области вокального искусства:
 сформировать представление о понятии ансамбль;
 познакомить с понятием интонирование, изучить проблемы и причины
плавающей интонации;
 познакомить с музыкальными интервалами и их обращениями;
 составить представление о музыкальном размере;
 познакомить с правилами логики речи;
 сформировать представление о тембрах певческих голосов;
 познакомить с музыкой разных стилей и эпох.
Воспитательные:
 воспитывать потребность в общении с музыкальным искусством;
 прививать любовь к природе, к родному краю через усвоение содержания
исполняемых и прослушанных произведений;
 приобщить детей к музыкальному искусству через занятия пением.
Развивающие:
 вырабатывать основные певческие навыки (О.П.Н.),
 уметь петь в унисон, двухголосие за счёт развития мелодического и

гармонического слуха;
 развивать навыки ансамблевого пения;
 формировать навыки работы нотным текстом;
 развивать дикцию и артикуляцию юного вокалиста;
 способствовать развитию музыкального кругозора.
Задачи 2 года обучения:
Обучающие:
 расширять знания в области вокального искусства;
 сформировать представление о звукообразовании в эстрадном вокале
певческих фонемах;
 познакомить со строением голосового аппарата;
 расширять знания в области музыкальной грамоты: длительности нот, паузы,
музыкальный ритм;
 формировать знания в области музыкального искусства разных стилей и
эпох.
Воспитательные:
 воспитывать потребность в общении с музыкальным искусством;
 продолжать прививать любовь к природе, к родному краю через усвоение
содержания исполняемых и прослушанных произведений;
 способствовать приобщению обучающихся к музыкальному искусству через
занятия пением.
Развивающие:
 продолжать выработку основных певческих навыков;
 совершенствовать навыки пения в унисон, двух и трёхголосия за счёт
развития мелодического и гармонического слуха;
 совершенствовать навыки ансамблевого пения;
 продолжать формировать навыки работы с нотным текстом;
 развивать тембральные и акустические свойства голоса;
 способствовать развитию музыкального кругозора.
Задачи 3 года обучения:
Обучающие:
 совершенствовать знания в области вокального искусства;
 познакомить с основами вокальной техники;
 сформировать представление об основах анатомии голоса;
 дать представление о мутации голоса;
 продолжать расширять знания в области музыкальной грамоты: тональность,
знаки альтерации; аккорд, трезвучие;
 продолжать формировать знания в области музыкального искусства разных
стилей и эпох.
Воспитательные:
 воспитывать потребность в общении с музыкальным искусством;
 продолжать прививать любовь к природе, к родному краю через усвоение
содержания исполняемых и прослушанных произведений;
 способствовать приобщению обучающихся к музыкальному искусству через
занятия пением.
Развивающие:

 продолжать выработку основных певческих навыков;
 совершенствовать навыки пения в унисон, двух и трёхголосия за счёт
развития мелодического и гармонического слуха;
 совершенствовать навыки ансамблевого пения;
 продолжать формировать навыки работы с нотным текстом;
 развивать тембральные и акустические свойства голоса;
 способствовать развитию музыкального кругозора.
1.1. Учебный план 1 год обучения
Колличество часов
№
Наименование
Формы контроля
п\ базовых разделов, тем Всего Теория
Практика
п
1 год обучения
Вводное занятие
2
1
1
I.
1.
2.

Выработка навыков ансамблевого пения
12
Ансамбль. Типы, виды 20
8
и особенности
ансамбля.
10
22
Интонация
32

8
Постановочная и
34
репетиционная работа
86
26
Итого:
II.
Основы музыкальной грамоты
3.

26

Беседа, тренинг,
практикум, контрольное
занятие, опрос,
концертные
выступления, конкурсы,
фестивали

60

Интервалы и их
10
4
6
Тестирование,
обращения
практикум, тренинг,
викторина, опрос
2. Музыкальный размер.
8
10
18
Такт. Затакт.
Итого:
28
12
16
III. Работа над словом
1.
Правила логики речи
6
12
18
Тренинг, практикум
Итого:
18
6
12
IV. Постановка голоса
1. Голос-музыкальный
2
1
1
концертные
инструмент
выступления, конкурсы,
2. Снятие
20
4
16
фестивали
психологических и
физических зажимов
юного певца
3. Основные певческие 30
10
20
навыки
4. Вокально-слуховой
20
6
14
контроль
72
21
51
Итого:
V.
Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки
1. Бытовые жанры в
2
1
1
Беседа, опрос,
музыке
1.

2.
3.

Тембры певческих
голосов
Музыка эпохи барокко

Музыка венских
класиков
Итого:
Итоговое занятие
Итого:
4.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

8
2
144

4
-

4
2
73

71

викторина, тестирование

Концерт

1.4. Содержание 1 год обучения
Вводное занятие (2ч.)
Теория(1ч.): Введение в образовательную программу. План работы на учебный
год. Техника безопасности. Правила гигиены и охраны голоса.
Практика(1ч.): Организационные вопросы. Определение диапазона и качества
певческого голоса. Распределение по голосам. Просмотр видеоматериалов,
прослушивание видеозаписей.
I. Выработка навыков ансамблевого пения
1. Ансамбль. Типы, виды и особенности ансамбля. (20ч.)
Теория(8ч.): Ансамбль. Определение. Несколько значений понятия «Ансамбль в
музыке». Типы ансамбля. Виды ансамбля (мелодический, гармонический,
динамический, дикционный, ритмический, тембровый и т.д.). Особенности
ансамбля в музыке.
Практика(12ч.): Выявление умения определять виды и типы ансамбля. Выработка
навыков пения в ансамбле (общем и частном). Пение вокальных упражнений
разной сложности, развивающих гармонический, динамический, ритмический
слух. Разучивание канонов.
2. Интонация. (32ч.)
Теория(10ч.): Интонация в вокале: точность и выразительность. Факторы,
влияющие на интонацию. Проблемы интонирования. Интонация в разных
вокальных жанрах. Психология интонации.
Практика(22ч.): Настройка слуха и голосового аппарата. Хоровое сольфеджио.
Сольфеджированные упражнения: гаммы, гамма сверху вниз по терциям,
хроматизмы, глиссандо, пропевания мажорных и минорных трезвучий,
септаккордов и нонаккордов.
3. Постановочная и репетиционная работа (34 ч.)
Теория(8ч.): Принципы работы в вокальном коллективе. Основы навыков
ансамблевого исполнительства:
 Унисон;
 Двухголосие;
 Многоголосие;
 Строй;
 Ритм;
 Темп;
 Динамические оттенки.
Основы работы со звукоусиливающей аппаратурой. Виды и принцип работы
микрофонов.
Практика(26ч.): Работа над вокальным репертуаром. Отработка навыков:

 одновременного вступления и окончания пения;
 чистого ансамблевого строя при пении в унисон и многоголосия;
 динамического и ритмического ансамбля;
 четкого дикционного исполнения произведения;
 выразительного и эмоционального исполнения произведения;
 создания единого художественного образа исполняемого произведения;
 работы с микрофоном
Просмотр и анализ видеоматериалов, каверов разных исполнителей разучиваемого
произведения с целью накопления сценического опыта.
II. Основы музыкальной грамоты
1. Интервалы и их обращения (10 ч.)
Теория (4ч.): Интервал. Консонанс и диссонанс. Названия интервалов. Виды
интервалов. Обращение интервалов. Простые и составные интервалы.
Практика (6ч.): Развитие мелодического и гармонического слуха. Определение
на слух консонансов и диссонансов. Определение на слух интервалов. Пения
интервалов и их обращений в мелодическом и гармоническом расположении.
2. Музыкальный размер. Такт. Затакт (18ч.)
Теория (8ч.): Музыкальный размер. Определение. Назначение. Темп. Пульс. Метр.
Такт. Тактовая черта. Затакт.
Практика (10ч.): Определение на слух сильной и слабой доли в музыке.
Определение на слух музыкального размера. Определение музыкального размера в
нотных примерах. Расставление тактовых черт в нотных примерах. Ритмические
диктанты.
III. Работа над словом
1. Правила логики речи (18ч.)
Теория (6 ч.): правила логики речи: определение и выделение основного слова,
несущего логическое ударение. Нахождение смысловой и динамической
кульминации исполняемого произведения.
Практика (12 ч.): практические упражнения на логику речи. Работа с текстом,
исполняемого произведения (анализ текста). Работа над дикцией и
артикуляцией: разучивание, пение и проговаривание скороговорок.
IV. Постановка голоса
1. Голос – музыкальный инструмент (2ч.)
Теория(1ч.): Голос - музыкальный инструмент. Диапазон голоса и его виды:
звуковысотный, динамический.
Практика (1ч.): Проверка звуковысотного диапазона голоса. Подбор
репертуара.
2. Снятие психологических и физических зажимов юного певца (20ч.)
Теория(4ч.): Возможные
мышечные зажимы во время пения. Обретение
внутренней свободы.
Практика (16ч.): выполнение упражнений для снятия мышечных зажимов,
наработка правильных ощущений во время пения, упражнения на освоение мышц,
участвующих в певческом дыхании и звукообразовании. Упражнения для развития
музыкального слуха. Технические тренировки с инструментом. Вокально-

интонационные упражнения. Упражнения с помощью ИКТ (тюнеры например,
Vocal Pitch Monitor или DAW (Ableton, Logic Pro для визуализации высоты.
3. Основные певческие навыки (30ч.)
Теория(10ч.): основные певческие навыки: певческая установка, дыхание,
звукообразование, дикция и артикуляция, атака звука, вибрато в голосе,
эмоциональная выразительность.
Практика (20ч.): Вокальные упражнения, направленные на развитие основных
певческих навыков. Расширение звуковысотного и динамического диапазона
голоса. Упражнения на выработку вибрато в голосе.
4. Вокально-слуховой контроль (20ч.)
Теория (6 ч.): Вокально-слуховой контроль. Определение. Памятка начинающего
певца. Правила пользования микрофоном.
Практика (14ч.): Самоконтроль и контроль товарища во время пения. Умение
находить и анализировать ошибки и плюсы вокального исполнения. Пение
произведений в микрофон.
V. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки
1. Бытовые жанры в музыке (2ч.)
Теория (1ч.): Бытовые жанры в музыке: песня, танец, марш.
Практика (1ч.): Песни, танцы, марши (С. Прокофьев, Д. Верди, Р-Корсаков,
Бизе, П. И. Чайковский). С. С. Прокофьев Марш из сборника «Детская музыка»,
Ф. Мендельсон Песня без слов № 27, «Свадебный марш» из музыки к комедии
В. Шекспира «Сон в летнюю ночь», Д. Верди Марш из оперы «Аида», В. П.
Соловьев-Седой «Марш нахимовцев», П. И.Чайковский Камаринская из
«Детского альбома», Трепак из балета «Щелкунчик», А. С. Даргомыжский
«Малороссийский казачок», А. Г.Рубинштейн «Лезгинка» из оперы «Демон», Э.
Григ «Норвежский танец» Ля мажор, Л. Боккерини Менуэт, Д. Скарлатти Гавот,
К. Вебер Вальс из оперы «Волшебный стрелок», Б.Сметана Полька из оперы
«Проданная невеста», Г.Венявский Мазурка для скрипки и фортепиано, М. К.
Огиньский Полонез ля минор, Р. М. Глиэр Чарльстон из балета «Красный мак»,
Ш. Гуно марш из оперы «Фауст», Д. Верди марш из оперы «Аида», М. Глинка
марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
2. Тембры певческих голосов (2ч.)
Теория (1ч.): Тембры певческих голосов. Голоса певцов-солистов и голоса в
хоре.
Виды хоров. Различный состав хора. Тембр певческого голоса
Практика (1ч.): арии из опер: М.Глинка партия Людмилы, Фарлафа, Руслана
из оперы «Руслан и Людмила», Ж. Бизе партия Эскамильо из оперы «Кармен»
П. Чайковский партия Онегина, Ленского, Татьяны из оперы «Евгений Онегин»,
Н. Римский-Корсаков партия Снегурочки и Леля из оперы «Снегурочка».
3. Музыка эпохи барокко (2ч.)
Теория (1ч.): Музыка эпохи барокко. Значение инструментальной музыки в
эпоху барокко.
Практика (1ч.): Музыка Г. Перселла, А. Корелли, А. Вивальди, Ж.-Ф. Рамо, Ф.
Куперена.
4. Музыка венских классиков (2ч.)
Теория (1ч.): Особенности музыки эпохи классицизма. Интересные факты о
жизни композиторов.

Практика (1ч.): Гайдн, Моцарт, Бетховен (классические хиты).
1.5.Планируемые результаты 1 года обучения
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
 основные понятия в области вокального искусства;
 типы и виды ансамблей ;
 музыкальные интервалы и их обращения, музыкальные размеры;
 основные правила логики речи;
 тембры певческих голосов;
Обучающиеся будут уметь:
 петь чистым нефорсированным звуком с устойчивой интонацией;
 демонстрировать правила сценического поведения;
обучающиеся исполняют 2-4 произведения в ансамбле.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет:
 применять основные певческие навыки (О.П.Н.) (внимание, вдох, задержка
дыхания, начало пения, окончание пения);
 проявлять умение петь в унисон, держать свою партию при пении
двухголосия;
 демонстрировать навыки ансамблевого пения;
 владеть первоначальными навыками работы с нотным текстом;
 демонстрировать развитую и четкую дикцию и артикуляцию;
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
 потребность в общении с музыкальным искусством;
 любовь к природе, к родному краю, чувство доброты, толерантность через
усвоение содержания исполняемых и прослушанных произведений;
 интерес к музыкальному искусству через занятия пением.
1.1. Учебный план 2 год обучения
Количество часов
№
Наименование
Формы контроля
п\ базовых разделов, тем Всего Теория
Практика
п
2 год обучения
Вводное занятие
2
1
1
I.
1.
2.
3.

Выработка навыков ансамблевого пения
12
Певческие фонемы
8
20
12
20
Строение голосового
32
аппарата
8
26
Постановочная и
34
репетиционная работа

Итого:

86

28

58

Беседа, тренинг,
практикум, контрольное
занятие, опрос,
концертные
выступления, конкурсы,
фестивали

1.

Основы музыкальной грамоты
Длительности и паузы
10
4

6

2.

Музыкальный ритм

10

II.

18

8

Тестирование,
практикум, тренинг,
викторина, опрос

Итого:
28
12
16
III. Работа над словом
1.
Вокальная фонетика
6
12
18
Тренинг, практикум
Итого:
18
6
12
IV. Постановка голоса
1.
Голос - музыкальный
2
1
1
концертные
инструмент
выступления, конкурсы,
2.
Резонаторы при
30
8
22
фестивали
мышечной свободе
3.
Формирование
20
4
16
певческого тона
4.
Диапазон голоса
20
4
16
Итого:
72
17
55
V.
Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки
1. Музыка композиторов
2
1
1
Беседа, опрос,
романтиков
викторина, тестирование
2. Песня и романс
2
1
1
3. Шедевры хоровой
2
1
1
музыки
4. Музыкальные образы
2
1
1
Итого:
8
4
4
Итоговое занятие
2
2
Концерт
Итого:
144
71
73
1.2.

Содержание 2 год обучения

Вводное занятие (2ч.)
Теория(1ч.): План работы на учебный год. Техника безопасности. Правила гигиены
и охраны голоса.
Практика(1ч.): Организационные вопросы. Определение диапазона и качества
певческого голоса. Распределение по голосам. Просмотр видеоматериалов,
прослушивание видеозаписей.
I. Выработка навыков ансамблевого пения
1. Певческие фонемы (20ч.)
Теория(8ч.): Определение и значение вокальной фонетики. Понятие фонемы.
Значение певческих фонем в работе вокалиста. Виды певческих фонем.
Практика(12ч.): Работа над всеми певческими фонемами («а», «о», «у»,«и», «е»,
«ю» и т .д.). Редуцирование гласных звуков при пении. Упражнения на
формирование у вокалиста правильного звучания. Просмотр и прослушивание
примеров (вокалисты в разных стилях) с последующим анализом.
2. Строение голосового аппарата (32 ч.)
Теория (12ч.): строение голосового аппарата. Составляющие голосового аппарата:


дыхание: строение дыхательного аппарата, бронхиальное дерево,
диафрагма, опора звука, виды дыхания;

Звукообразование: гортань, голосовые складки (связки), атака звука

резонаторы: верхние (головные) и нижние (грудные) резонаторы.
Практика(20ч.): упражнения на чувство функционирования гортани, работу
диафрагмы. Выполнение упражнений на разные виды атаки звука. Верхние и
нижние резонаторы. Выравнивание голоса на переходных звуках из одного
регистра в другой.
3. Постановочная и репетиционная работа (34 ч.)
Теория(8ч.): Принципы работы в вокальном коллективе. Основы навыков
ансамблевого исполнительства:
 Унисон;
 Двухголосие;
 Многоголосие;
 Строй;
 Ритм;
 Темп;
 Динамические оттенки.
Основы работы со звукоусиливающей аппаратурой. Виды и принцип работы
микрофонов.
Практика(26ч.): Работа над вокальным репертуаром. Отработка навыков:
 одновременного вступления и окончания пения;
 чистого ансамблевого строя при пении в унисон и многоголосия;
 динамического и ритмического ансамбля;
 четкого дикционного исполнения произведения;
 выразительного и эмоционального исполнения произведения;
 создания единого художественного образа исполняемого произведения;
 работы с микрофоном
Просмотр и анализ видеоматериалов, каверов разных исполнителей разучиваемого
произведения с целью накопления сценического опыта.
II Основы музыкальной грамоты
I.
Длительности и паузы (10 ч.)
Теория (4ч.): Длительность звука. Музыкальная пауза. Определение. Назначение.
Графическое изображение длительностей и пауз.
Практика (6ч.): Прохлопывание длительностей. Игра с метрономом. Просчёт
вслух. Работа с нотной записью.
II.
Музыкальный ритм (18 ч.)
Теория (8ч.): Музыкальный ритм. Определение. Элементы музыкального ритма:
такт и размер, темп, метр, ритмические фигуры.
Практика (10ч.): развитие чувства музыкального ритма:
• прохлопывание ритмических рисунков (сложных и простых);
• работа с метрономом;
• чтение ритмических рисунков;
• работа с нотным текстом.
III.
Работа над словом
Вокальная фонетика (18ч.)
Теория (6ч.): Вокальная фонетика. Понятие. Назначение. Гласные и согласные
звуки в эстрадном вокале. Особенности вокальной речи.

Практика (12ч.): упражнения доля улучшения вокальной фонетики:
• расслабление языка;
• расслабление челюсти;
• освобождение гортани;
• артикуляционная гимнастика;
• скороговорки;
• развитие тембральных и акустических свойств голоса.
IV.
Постановка голоса
1. Голос – музыкальный инструмент (2ч.)
Теория(1ч.): Голос - музыкальный инструмент. Диапазон голоса и его виды:
звуковысотный, динамический.
Практика (1ч.): Проверка звуковысотного диапазона голоса. Подбор
репертуара.
2. Резонаторы при мышечной свободе (30ч.)
Теория(8ч.): Резонаторы вокалиста. Резонаторная лестница.
Практика (22ч.): упражнения на освобождение голоса из тела. Упражнения для
активации мышц лица резонирования в «маске» («вокальная скобка»).
Упражнения, имитирующие звуки природы, животных. Тренировка голоса,
сглаживание переходных звуков. (20ч.)
3. Формирование певческого тона
Теория(4ч.): певческий тон и его характеристики
Практика (16ч.): тренировочные упражнения для формирования певческого
тона, для выработки навыков правильного положения гортани во время пения.
4. Диапазон голоса (20ч.)
Теория(4ч.): Звуковысотный диапазон голоса. Характеристика певческих
голосов.
Практика (16ч.): тренировка певческого голоса: высокие ноты, крепкие и
сочные низкие ноты, переходные зоны диапазона.
V.
Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки (8ч.)
1. Музыка композиторов романтиков (2ч.)
Теория (1ч.): особенности музыки эпохи романтизма. Интересные факты о
жизни композиторов.
Практика (1ч.): Музыка Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шопена.
2. Песня и романс (2ч.)
Теория (1ч.): Особенности жанра русского романса
Практика (1ч.): Романсы русских композиторов: С.Рахманинов «Ночь
печальна», А.Скрябин «Романс», П. Чайковский «Нет, только тот кто знал», Н.
Римский-Корсаков «То было раннею весною», А. Алябьев «Соловей», А.
Варламов «Белеет парус одинокий».
3. Шедевры хоровой музыки (2ч.)
Теория (1ч.): Хоровая музыка. Понятие о хоре. Виды и типы хоров
Практика (1ч.): Хоровая музыка: И. Бах оратория «Страсти по Матфею», Р.
Шуман «Грёзы», С. В. Рахманинов «Колокола» 1ч. - поэма для оркестра, хора и
солистов, В. Гаврилин «Ерунда», Г. Свиридов «Зимнее утро», Г. Свиридов
«Зорю бьют», Дж. Гершвин «Summer time», Дж. Гершвин «I go rhythm».
4. Музыкальные образы (2ч.)
Теория (1ч.): Воплощение темы и идеи музыкального произведения через показ
жизни музыкальных образов.

Практика (1ч.): Программные произведения Н. Римского-Корсакого, А.
Лядова, К. Дебюсси.
1.5.Планируемые результаты 2 года обучения
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
 основные понятия в области вокального искусства;
 особенности звукообразования в эстрадном вокале и формировании
певческих фонем;
 строение голосового аппарата;
 основы музыкальной грамоты: длительности нот, паузы, музыкальный ритм;
 шедевры музыкального искусства разных стилей и эпох.
Обучающиеся будут уметь:
 петь чистым нефорсированным звуком с устойчивой интонацией, в манере
эстрадного вокала;
 демонстрировать правила сценического поведения;
обучающиеся исполняют 2-4 произведения в ансамбле.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся будут:
 применять основные певческие навыки (О.П.Н.) (внимание, вдох, задержка
дыхания, начало пения, окончание пения);
 проявлять умение петь в унисон, уверенно держать свою партию при пении
двух и трёхголосия;
 демонстрировать навыки ансамблевого пения;
 владеть первоначальными навыками работы с нотным текстом;
 демонстрировать индивидуальные тембральные и акустические свойства
голоса.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
 потребность в общении с музыкальным искусством;
 любовь к природе, к родному краю, чувство доброты, толерантность через
усвоение содержания исполняемых и прослушанных произведений;
 интерес к музыкальному искусству через занятия пением.
1.3. Учебный план 3 год обучения
Колличество часов
№
Наименование
Формы контроля
п\ базовых разделов, тем Всего Теория
Практика
п
3 год обучения
Вводное занятие
2
1
1
I.
1.

Выработка навыков ансамблевого пения
12
Основы вокальной
8
20
техники

Беседа, тренинг,

2.

Анатомия голоса

32

12

20

3.

Постановочная и
репетиционная работа

34

6

28

86
26
Итого:
II.
Основы музыкальной грамоты
1. Тональность. Знаки
10
4
альтерации
2. Аккорд. Трезвучие
8
18

практикум, контрольное
занятие, опрос,
концертные
выступления, конкурсы,
фестивали

60
6
10

Тестирование,
практикум, тренинг,
викторина, опрос

Итого:
28
12
16
III. Работа над словом
1.
Орфоэпия в пении
6
12
18
Тренинг, практикум
Итого:
18
6
12
IV. Постановка голоса
1. Голос - музыкальный
2
1
1
концертные
инструмент
выступления, конкурсы,
2. Вокально-технические
40
10
30
фестивали
приемы в эстрадном
пении
3. Смешивание
30
6
24
регистров
72
Итого:
17
55
V.
Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки
1. «Не ручей – океан ему
2
1
1
Беседа, опрос,
имя»
викторина, тестирование
2. «Солнечный свет в
2
1
1
музыке – имя тебе
Моцарт»
3. Колокольность в
2
1
1
произведениях
русских композиторов
4. Истоки джаза
2
1
1
Итого:
8
4
4
Итоговое занятие
2
2
Концерт
Итого:
144
71
73
1.4.

Содержание 3 год обучения

Вводное занятие (2ч.)
Теория(1ч.): План работы на учебный год. Техника безопасности. Правила гигиены
и охраны голоса.
Практика(1ч.): Организационные вопросы. Определение диапазона и качества
певческого голоса. Распределение по голосам. Просмотр видеоматериалов,
прослушивание видеозаписей.
I. Выработка навыков ансамблевого пения (86ч.)
1. Основы вокальной техники (20ч.)
Теория (8ч.):

• психологическое и физическое самосознание певческого процесса;
• Вокальная опора и дыхание;
• Фонация;
• Резонаторная лестница.
Практика (12ч.):
• снятие мышечных зажимов;
• релаксация;
• правильный вокальный вдох и выдох;
• дыхание в ритме;
• Освобождение голоса из тела
2. Анатомия голоса (32ч.)
Теория (12ч.):
• Мутация голоса. Определение. Периоды мутации. Отличия мутации
мальчиков и девочек. Правила щадящего режима во время мутационного
периода.
• анатомия дыхания (бронхиальное дерево, диафрагма, вокальные мышцы);
• гортань (структура гортани, строение голосовых складок);
• рот и глотка (функция нёба в вокале, положения языка во время пения).
• лицо и челюсть (функции органов и лицевых мышц в пении, вокальная
маска, положение челюсти во время пения).
Практика (20ч.):
• упражнения для постановки дыхания;
• вокальные упражнения на певческую опору;
• тренировка мышц глотки и мягкого нёба;
• упражнения для правильного положения языка во время пения;
• упражнения для расслабления лицевых мышц;
• отработка вокальной маски;
• упражнения для раскрепощения челюсти.
3. Постановочная и репетиционная работа (34ч.)
Теория (6ч.): Принципы работы в вокальном коллективе. Основы навыков
ансамблевого исполнительства:
 Унисон;
 Двух;
 Многоголосие;
 Строй;
 Ритм;
 Темп;
 Динамические оттенки.
Основы работы со звукоусиливающей аппаратурой. Виды и принцип работы
микрофонов.
Практика (28ч.): Работа над вокальным репертуаром. Отработка навыков:
 одновременного вступления и окончания пения;
 чистого ансамблевого строя при пении в унисон и многоголосия;
 динамического и ритмического ансамбля;
 четкого дикционного исполнения произведения;
 выразительного и эмоционального исполнения произведения;
 создания единого художественного образа исполняемого произведения;
 работы с микрофоном

Просмотр и анализ видеоматериалов, каверов разных исполнителей разучиваемого
произведения с целью накопления сценического опыта.
II Основы музыкальной грамоты (28ч.)
1. Тональность. Знаки альтерации (10 ч.)
Теория (4ч.): Тональность. Определение. Назначение. Названия тональностей
по слоговой и буквенной системе.
Практика (6ч.):
• Работа с нотным текстом;
• Определение тональности по тонике;
• Пение нотных примеров в разных тональностях;
• Пение нотных примеров, называя знаки альтерации.
2. Аккорд. Трезвучие (18 ч.)
Теория (8ч.): Аккорд. Определение. Трезвучие определение. Строение
мажорного и минорного трезвучия. Строение увеличенного и уменьшенного
трезвучия. Обращение трезвучий.
Практика (10ч.):
• Пение трезвучий в мелодическом и гармоническом расположении;
• Пение обращения трезвучий в мелодическом и гармоническом
расположении;
• Построение трезвучий с учётом расположения интервалов;
• Работа с обращениями трезвучий;
III. Работа над словом (18ч.)
Орфоэпия в пении
Теория (6ч.): Орфоэпия. Определения назначение. Особенности певческой
орфоэпии. Правила орфоэпии в пении.
Практика (12ч.):
• Работа с текстом, отработка правил орфоэпии;
• Разучивание и пение скороговорок;
• Словарь слов, вызывающих сложность в произношении.
IV. Постановка голоса (72ч.)
1. Голос - музыкальный инструмент
Теория(1ч.): Голос - музыкальный инструмент. Диапазон голоса и его виды:
звуковысотный, динамический.
Практика(1ч.): Проверка звуковысотного диапазона голоса. Подбор
репертуара.
2.Вокально-технические приемы в эстрадном пении (40 ч.)
Теория(10ч.): вокально-технические приемы в эстрадном пении: глиссандо,
вибрато, субтон, гроулинг, йодль, драйв, обертоновое (горловое) пение, микст,
фальцет, нейтрал, кёрбинг, бэлтинг (овердрайв), тванг, край и т.д.
Практика(30ч): вокальные упражнения для выработки и отработки разных видов
современной вокальной техники и приёмов в голосе (в зависимости от
возможностей обучающегося). Слушание и анализ вокально-технических приёмов
в исполнении эстрадно-джазовых певцов. Скэт распевки Анны Ваха и других
современных педагогов-вокалистов. Джазовые упражнения.
3. Смешивание регистров(30ч.)
Теория(6ч.): Диапазон голоса. Резонаторы. Вокальная позиция.
Практика(34ч.): Выравнивание голоса на большем диапазоне через резонаторные
ощущения. Свободное дыхание, создание высокой вокальной позиции.

Работа над смешиванием гласных. Пение вокально-технических упражнений,
способствующих выравниванию голоса на всём протяжении диапазона.
IV. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки (8ч.)
1. «Не ручей – океан имя ему» (2ч.)
Теория (1ч.): И. С. Бах. Интересные факты из жизни и творческой биографии
Практика (1ч.): И. С. Бах фрагменты из мессы си минор, сюит («Шутка» из
оркестровой сюиты №2), прелюдии и фуги Ре-мажор, Прелюдии и фуги Доминор (Х Т К).
2. «Солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт» (2ч.)
Теория (1ч.): В. А. Моцарт. Интересные факты из жизни и творческой
биографии
Практика (1ч.): Фрагменты из произведений Л. А. Моцарта: симфония №40,
соната Ля-мажор, опера «Свадьба Фигаро».
3. Колокольность в произведениях русских композиторов (2ч.)
Теория (1ч.): Колокольность в произведениях русских композиторов.
Практика (1ч.): Фрагменты из произведений Рахманинова (второй концерт для
фортепиано с оркестром, прелюдия Соль минор (опус 23 №5), прелюдия До
диез минор), Мусоргского («Картинки с выставки» в фортепианном и
оркестровом варианте).
4. Истоки джаза (2ч.)
Теория (1ч.): Джаз. История возникновения. Особенности жанра.
Практика (1ч.): Джазовая музыка в исполнении Луи Армстронга, Эллы
Фитжеральд, Лайзы Минелли и других.
1.5.Планируемые результаты 3 года обучения
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
 основные понятия в области вокального искусства;
 основы вокальной техники;
 основные аспекты анатомии голоса;
 особенности мутации голоса;
 основы музыкальной грамоты: тональность, знаки альтерации, аккорд,
трезвучия;
 шедевры музыкального искусства разных стилей и эпох.
Обучающиеся будут уметь:
 петь чистым нефорсированным звуком с устойчивой интонацией, в манере
эстрадного вокала;
 демонстрировать правила сценического поведения;
обучающиеся исполняют 2-4 произведения в ансамбле.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся будут:
 применять основные певческие навыки (О.П.Н.) (внимание, вдох, задержка
дыхания, начало пения, окончание пения);
 проявлять умение петь в унисон, уверенно держать свою партию при пении
двух и трёхголосия;
 демонстрировать навыки ансамблевого пения;

 владеть первоначальными навыками работы с нотным текстом;
 демонстрировать индивидуальные тембральные и акустические свойства
голоса.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
 потребность в общении с музыкальным искусством;
 любовь к природе, к родному краю, чувство доброты, толерантность через
усвоение содержания исполняемых и прослушанных произведений;
 интерес к музыкальному искусству через занятия пением.
2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план
(составляется ежегодно) вынесено в «Рабочую программу» (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
(указать материалы, используемые для реализации программы)
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база.
Наличие:
Учебная мебель (стулья, столы, доска с нотоносцем);
Клавишный музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор);
Сценическая площадка для репетиционной работы (актовый зал);
Звукоусиливающая аппаратура (колонки, микшер, микрофоны);
Фоно-видеотека, включающая плюсовые и минусовые фонограммы песен;
аппаратура для воспроизведения аудио и видео записей;
компьютер.
Наглядное обеспечение
(указать материалы, используемые для реализации программы)
Обучающие схемы, таблицы, карточки, презентации;
Нотные сборники вокальных упражнений и произведений;
Методические пособия;
Электронные носители;
Доступ к Интернет-ресурсам.
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную
литературу, разработки отдельных методических аспектов необходимых для
проведения занятий (Приложение 2).
2.3. Формы аттестации
Два раза в год во всех группах проводится промежуточная и итоговая
аттестация, которая отслеживает личностный рост обучающегося по следующим

параметрам:

усвоение знаний по базовым темам программы;

овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;

развитие художественного вкуса;

формирование
коммуникативных
качеств,
трудолюбия
и
работоспособности.
Используются следующие формы проверки: вокальные конкурсы и
фестивали различного уровня, концертные выступления, викторины, тесты, защита
творческих проектов, контрольные занятия и т.д.
Методы проверки: наблюдение, тестирование, анализ творческих работ и
т.п.
Итоговая аттестация осуществляется в форме: конкурсов и фестивалей,
концертов.
2.4. Контрольно-оценочные материалы
На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый контроль.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических и
творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое
наблюдение за творческим развитием каждого обучающегося (Приложение 3).
Результаты освоения программного материала определяются по трём
уровням: высокий, средний, низкий.
Пример:
Используется 10- бальная система оценки результатов
8-10 баллов – высокий уровень,
4-7 баллов – средний уровень,
1-3 балла – низкий уровень
Оценка эффективности реализации образовательной программы отслеживается:
 уровень усвоения разделов программы в целом;
 участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Выявление промежуточных результатов освоения программы проходит через
использование комплекса методов (наблюдение, анкетирование, тестирование).
В процессе организации диагностики важно соблюдать этапность и периодичность.
Диагностика проводится в три этапа:
 входной контроль в начале учебного года: изучение отношения
обучающегося к выбранному виду деятельности, знания, умения,
личностные качеств (методы: наблюдение, собеседование);
 промежуточный контроль по окончании первого полугодия: изучение
динамики освоения предметного содержания, развитие личностных качеств
(методы: выполнение собеседование, творческих заданий, тестирование,
музыкальные викторины);
 итоговой контроль в конце учебного года: изучение освоения программы,
изменений личностного развития обучающихся (наблюдение, тестирование,
творческие задания, музыкальные викторины, участие в концертах,

городских, районных, областных мероприятиях, вокальных конкурсах
областных, региональных, Всероссийских).
Форма отчетности – концертная практика. Концертная деятельность
позволяет обучающимся раскрыть творческие способности, поделиться
положительными эмоциями в коллективе, а также избежать переживаний, стрессов.
Родители обучающихся принимают активное участие в образовательной и
творческой
деятельности
обучающихся
на
родительских
собраниях,
консультациях, при подготовке к занятиям, участвуют в проведении контрольных
занятий, игровых праздничных программах, оказывают помощь в подготовке
отчетных концертов, в участии творческого коллектива в фестивалях и конкурсах.
2.5. Методическое обеспечение
Важными показателями успешности освоения программы являются: стойкий
интерес обучающихся к вокальному искусству.
Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях
личностно – ориентированного обучения в системе дополнительного образования
детей и на следующих педагогических принципах:
• системности
(взаимосвязанность,
взаимообусловленность
всех
компонентов);
• комплексности (развитие обучающегося – комплексный процесс, в котором
развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие
других);
• интеграции (совмещение в одной программе различных направлений);
• гуманизации (личностно–ориентированный подход в воспитании);
• Соответствия возрастным и индивидуальным возможностям (обучение
строится в соответствии с психофизическими закономерностями возраста);
• Адекватности требований и нагрузок, предъявляемых обучающимся в
процессе занятий;
• повторяемости (цикличность повторения материала);
• Корректируемости и мобильности (возможность внесения изменений с
учетом конкретных задач и социального заказа детей и родителей).
Основные используемые педагогические методы:
• малогрупповой метод обучения позволяет создать условия для здоровой
конкуренции и стимулирует процесс творческого развития учащихся;
• метод творческого воплощения. Очень важна совместная творческая работа
педагога и участников коллектива, поскольку, творчество уникально, оно
присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех
формах музыкальной деятельности. Данный метод также позволяет педагогу
стать фасилитатором группы участников коллектива.
• Метод импровизации в сценическом движении, позволяющий удерживать
тесный контакт со зрителями, что соответствует современным веяниям
времени в эстрадном искусстве. Использование данного метода поднимает
исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится
следить не только за голосом, но и телом;
• Метод демонстрации видео материала. Обучающимся демонстрируются
видео записи с выступлениями выдающихся исполнителей, записи
собственных концертных и конкурсных выступлений и других детских

•
•
•
•

•

коллективов, что позволяет усилить восприятие за счёт включения
зрительных анализаторов. Это позволяет активнее использовать метод
сравнения;
Метод сравнения. Сравнение видеозаписей собственных выступлений с
выступлениями других участников, позволяет наиболее адекватно оценить
свои умения и достижения, стимулирует дальнейший творческий рост;
Метод качественного показа – демонстрация выступлений различных
исполнителей, а также личный показ педагога, позволяют учащимся лучше
осознать предполагаемый результат в собственном исполнении.
Метод словесного (образного) объяснения. Речь педагога, её доступность,
эмоциональность и артистичность, умение образно окрасить своё
объяснение являются важными инструментами в работе с обучающимися.
Метод повторения. Повторение различных вокальных упражнений для
развития голоса позволяет выработать наиболее рациональную вокальную
позицию для каждого из учащихся и определить его индивидуальный стиль
пения.
метод индивидуального подхода. Занятия с учащимися ведутся с учётом их
индивидуального
анатомического
строения
голосового
аппарата,
особенностей психики, интеллекта, возрастных особенностей, уровня
социального развития, с учётом индивидуальных музыкальных пристрастий
при выборе исполнительского репертуара.
2.5.1.Электронные образовательные ресурсы
«Электронные образовательные ресурсы»
к программе «Гармония голосов»
тема

электронная ссылка

Принцип работы микрофона
Гимнастика для речевого аппарата

https://vk.com/wall-113606757_40068
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall113606757_69
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall113606757_189
https://vk.com/wall-113606757_40353
https://vk.com/wall-113606757_40043

Система звукообразования
Наука и музыка Темп и ритм
Теории голосообразования. Импеданс.
По Р. Юссону.
Тренировка дикции
Общение со зрителями

https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall113606757_1278
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall113606757_796

Полезный урок о сложных моментах с
согласными.Дина Мигдал

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fdisk.yan
dex.ru%2Fi%2FNvj_XkzLdzLL9A&post=24787643_1590&cc_key

Большая подборка вокальных приемов
Свободная челюсть в пении Дина Мигдал

https://vk.com/wall-113606757_39952
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2
Fdisk.yandex.ru%2Fi%2F5ArF1J3wnpfDig&p
ost=-24787643_1592&cc_key

Вокальные тренажёры
1. Вокальные распевкиhttps://www.tonegym.co/tool/item?id=vocal-warmup&..

2. Аккордовые последовательности
https://www.tonegym.co/tool/item?id=progression-gener..
3. Запоминаем интервалы https://www.tonegym.co/tool/item?id=interval-memorize..
4. Лады народной музыки https://www.tonegym.co/tool/item?id=scale-analyser..
Подборка статей с вокальной терминологией.
1. Современные вокальные термины
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_36604
2. Вокальные термины на букву "Д"
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_36179
3. Что такое нёбо https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_34251
4. Импеданс https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_33048
5. Голосовые складки https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_26801
6. Вокальные приемы https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_26769
7. Словарь
музыкальной
индустрии
от
Михаил
Мазуновhttps://vk.com/mishastips?w=wall-185988462_1948
8. Основа психоакустикиhttps://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_38624
9. Основные характеристики голоса
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_38641
10. Свинг https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_39526
11. Вокальные термины на "И-М"
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_35615
12. Вокальные термины https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_35666
13. Вокальная термины https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_35915
14. Вокальные
термины
на
"Г"
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall113606757_35190
2.6. Календарный учебный график
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (приложение 2)
2.6.1 Программа воспитания
(обновляется ежегодно и вынесена в Рабочую программу).
2.7.Список литературы
Литература для педагога
1. Анатомия голоса. Иллюстрированное руководство для певцов,
преподавателей по вокалу илогопедов. Теодор Даймон. ISBN: 978-5-04171092-7. Год издания: 2023 Язык: Русский
2. Башина О. «Согласные в речи и в пении».–Н., 1996
3. Белоброва Е.Ю.Техника эстрадного вокала.М., 2009
4. Варламов А.Е. «Полная
школа
пения»
Санкт–Петербург,
издательство «Планета музыки», 2008г.
5. Валерий
Малишава. Практическая школа эстрадного пения, 2011.-37с
6. Вокал в
популярной музыке. Методическое пособие для руководителей
эстрадно-музыкальных коллективов. Автор. В.Коробка, Художник С.

Жицкип Редактор В. Барский Министерство культуры СССР
7. Всесоюзный научно-методический центр, Студия популярной
«РЕКОРД»,Москва, 1989-44с
8. Вербов А.М. «Техника постановки голоса»Музгиз.1961г.

музыки

9. Гонтаренко Н.Б.Сольное пение: секреты вокального мастерства. Ростов
н/Д: Феникс, 2007.
10. Дмитриев Л.Б.«Основы вокальной методики»М., Музыка1968, 2000 г.
11. Дмитриев А.
Голосовой аппарат певца - Москва. Музгиз. 1964.
12. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы.- Москва.
Музгиз.1962.
13. Егорычева М. «Упражнения для развития вокальной техники». – Киев., 1980
14. Емельянов В.«Фонопедический
метод
формирования
певческого
голосообразования».–Н., 1991
15. Кочнева И.,Яковлева А. Вокальный словарь. Л.:Музыка,1986. –70с.
16. Михалёва М.А.Развитие музыкальных способностей детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития,1997.240с.ил.
17. Исаева, И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей /И.О.Исаева–М.:АСТ:Астрель, 2008.–319[1]с.– (самоучитель)
18. Фишер Дж.,Кейс Г. Голос.99 упражнений для тренировки, развития и
совершенствования вокальных навыков/ Джереми Фишер, Гиллиан
Кейс;пер.англ.Д.Халиковой.–М.:Азбука Бизнес,Азбука-Аттикус,2019.-192с.
Литература для детей и родителей
1. Егоров А.Гигиена певца и ее физиологические основы.- Москва.
Музгиз1962.
2. Егорычева М.«Упражнения для развития вокальной техники».– Киев.,1980
3. Михеева Л.Музыкальный словарь в рассказах.-Мю:1984г.168с.сил.
4. Кочнева И., Яковлева А.Вокальный словарь.–Л.:Музыка,1986. –70с.
5. Михалёва М.А.
Развитие музыкальных способностей детей .Популярное
пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,1997.240с.,ил.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».