Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Согласовано
Утверждаю
методическим (педагогическим)
советом
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
27.08.2025 г.
Прохорова Т.А.
Протокол № 1
29.08.2025 г.
Прохорова Подписано
цифровойПечать
Татьяна
подписью:
Александро Прохорова
Татьяна
вна
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Александровна
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«УНИСОН»
(Стартовый уровень)
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 7-9лет
Французова Анна Александровна
Педагог дополнительного образования
г. Людиново
2025 г.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная
программа
является
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей художественной направленности, очной формы обучения, сроком
реализации 2 года, для детей 7-9 лет стартового уровня освоения. Язык реализации
русский.
Приобщение обучающихся к музыкальному искусству через вокальное пение - один
из доступнейших видов музыкальной деятельности. Вокальное пение обладает
большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития
ребенка. Целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
художественной
направленности
«Унисон»
обусловлена
необходимостью развития творческих вокальных способностей обучающихся, их
эффективной социализации и формирования активной гражданской позиции.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным
программам системы дополнительного образования детей на основе следующих
нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года
№ 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 –
20«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
8. Уставом муниципального казенного образовательного
дополнительного образования «Дом детского творчества»;
учреждения
9. Положение о порядке разработки, согласования и
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
утверждения
Актуальность данной программы заключается в удовлетворении индивидуальных
потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественноэстетическом развитии и физическом совершенствовании1.
Содержание программы направлено на создание условий для развития личности
ребенка, способствует творческой самореализации и укреплению физического
здоровья обучающегося.
Занимаясь в вокальном ансамбле, обучающиеся приобретают опыт совместной
творческой работы, опыт участия в концертной деятельности.
Отличительная особенность
Программа модифицированная и разработана на основе дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокал для всех» (2019 г.),
которая составлена на основе собственного опыта и анализа таких образовательных
программ, как: «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988г., программа «Певческая
Школа» В.В.Емельянова, «Народное пение» И. А. Ильина, «Хоровое пение» Е. В.
Жарова, «Сольное пение» Р. А. Жданова, «Сольное пение» Масленникова В. В.,
«Студия вокала» И.Н. Ходневой, «Палитра детских голосов» Н. П. Усачёвой,
«Музыкальная литература» ПО.02.УП.03. Также был изучен опыт таких педагоговвокалистов, как Виктор Емельянов, Александра Стрельникова, Владимир Коробко,
Андрей Билль, Валерий Малишава, Надежда Гонтаренко, Ариадна Карягина, СэтРигс.
В соответствии с требованиями Концепции развития дополнительного образования
детей, утверждѐнной распоряжением правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р, одним из принципов проектирования и реализации
дополнительной общеобразовательной программы является разноуровневость.
Соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования
таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную
степень освоенности содержания детьми. Такие программы предоставляют всем
детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.
Программа «Вокал для всех» (2019г.) рассчитана на 9 лет обучения. Именно по
причине разных способностей не все обучающиеся проходят полный девятилетний
курс обучения программы «Вокал для всех». Поэтому было принято решение на
основе программы «Вокал для всех» создать несколько программ, которые будут
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
1
соответствовать требованиям Концепции развития дополнительного образования
детей.
Отличительная особенность программы «Унисон» стартового уровня
заключается в еѐ практической значимости: вовлечении детей младшего школьного
возраста
в
активную
творческую
деятельность
через
использование
здоровьесберегающих
технологий
на
каждом
занятии.
Игровые
и
здоровьесберегающие технологии, используемые в программе направлены на
развитие вокальных исполнительских навыков, музыкальных способностей,
гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности ребенка.
В программу обучения включен материал, который знакомит детей с
вокальными произведениями различных жаров (народный, классический, эстрадный),
а также с разнообразными видами музыкальной деятельности (ритмические
импровизации, слушание музыки, знакомство с музыкальной грамотой);
В программе используются:
здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение,
поддержание и улучшение здоровья обучающихся;
технология создания ситуации успеха («витамин «Р») - позволяющая
переживать радость во время занятий, концертных выступлений от осознания
собственных достижений;
элементы Арт-терапии
(терапия искусством), способствующих
творческому и нравственному становлению личности.
При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и инвалидов,
организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной
программе с учетом особенностей психофизического развития категорий
обучающихся согласно медицинским показаниям, для следующих нозологических
групп:
нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие);
логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие
речи, заикание);
соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 7-9 лет
Уровень освоения программы - стартовый
Объем программы: 432 часа
Срок освоения программы – 2 года
Режим занятий:
Групповые занятия 3 раза в неделю по 2 часа
Продолжительность одного занятия – 40 минут
Условия реализации программы: Для обучения по программе «Унисон»
принимаются дети, имеющие желание петь, при отсутствии медицинских
противопоказаний.
Условия перевода на следующий год обучения: активное участие в творческой
жизни коллектива, освоение в полном объеме материала данной программы.
Учебный план 1 года обучения
№
1.
Наименование
модуля
Вокальный ансамбль
Год
обучения
1
Форма
обучения
групповая
7 - 12 человек
Режим
Часы
2 раза
в неделю
2
Форма
обучения
групповая
7 - 12 человек
Режим
Часы
2 раза
в неделю
2
Учебный план 2 года обучения
№
1.
Наименование
модуля
Вокальный ансамбль
Год
обучения
2
Форма обучения, виды занятий: очная, групповые
Дополнительные формы проведения занятий:
Репетиции к подготовке выступлений; концертные выступления различного уровня;
творческие встречи; посещение концертов, театров с последующим обсуждением;
видео уроки; мастер-классы; участие в фестивалях, смотрах, конкурсах.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для самореализации обучающихся через раскрытие
творческого потенциала каждого ребенка посредством активной музыкальной
(вокальной) деятельности.
Задачи 1 года обучения:
Обучающие:
познакомить с основными понятиями вокального искусства;
познакомить с основами музыкальной грамоты;
дать представление о строении речевого аппарата;
сформировать представление о музыке, как виде искусства;
обучить основным правилам сценического поведения.
Воспитательные:
воспитывать потребность в общении с музыкальным искусством;
прививать любовь к природе, к родному краю через усвоение содержания
исполняемых и прослушанных произведений;
приобщить детей к музыкальному искусству через занятия пением.
Развивающие:
вырабатывать основные певческие навыки (О.П.Н.),
умение петь в унисон за счёт развития мелодического слуха;
развивать первичные навыки ансамблевого пения;
формировать навыки графической записи звуков;
развивать артикуляционный аппарат;
способствовать развитию музыкального кругозора.
Задачи 2 года обучения:
Обучающие:
расширить знания основных понятий вокального искусства;
познакомить с основными средствами музыкальной выразительности;
расширять знания в области музыкальной грамоты;
познакомить с понятиями дикция и артикуляция;
расширять представление о музыке, как виде искусства;
расширить обучение основным правилам сценического поведения.
Воспитательные:
способствовать формированию любви к природе, к родному краю через
усвоение содержания исполняемых и прослушанных произведений;
укреплять интерес к музыкальному искусству и любовь к пению;
создавать условия для воспитания потребности в общении с музыкальным
искусством.
Развивающие:
закреплять основные певческие навыки (О.П.Н.);
совершенствовать навыки ансамблевого пения, пения в унисон;
закреплять навыки графической записи звуков;
развивать навыки чтения нот;
развивать артикуляционный аппарат;
развивать музыкальный кругозор.
№
п\п
1.3.Учебныйплан 1 год обучения
Количество часов
Наименование
базовых разделов,
Всего Теория
Практика
тем
Формы контроля
Вокальный ансамбль
Вводное занятие
2
1
1
1.Выработка навыков ансамблевого пения
6
1.1 Основные певческие
4
10
навыки
1
3
1.2. Правильная певческая
4
установка
2
4
1.3. Унисон
6
2
4
1.4. Дыхание и его виды
6
2
4
1.5. Штрихи
6
1
1
1.6. Ансамбль
2
34
12
22
Итого:
2. Основы музыкальной грамоты
2.1. Музыкальные звуки и
4
2
2
их свойства
2.2. Нотный стан. Ноты.
4
2
2
Скрипичный ключ.
2.3. Музыкальный пульс.
4
1
3
Сильная и слабая
доля. Такт.
2.4. Длительности
8
4
4
2.5. Основные средства
18
7
11
музыкальной
выразительности
Итого:
38
16
22
3. Работа над словом
3.1. Речевой аппарат
2
6
8
3.2. Органы речевого
2
6
8
аппарата
3.3. Гласные звуки
2
6
8
Итого:
6
18
24
4. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки
4.1
1
1
Кто такой
2
композитор,
исполнитель,
слушатель, музыкант?
4.2 Какая бывает музыка
1
1
2
4.3
1
1
Музыкальные
2
Инструменты (группы
и семейства)
Прослушивание
Тестирование
Опрос
Прослушивание
Прослушивание
Тестирование
Опрос
Викторина
4.4 Знакомство с театром
1
2
Итого:
4
8
5. Постановка голоса
5.1
2
Снятие
20
психологических
зажимов и барьеров
юного певца
5.2
2
Физическое
20
самосознание
певческого процесса
5.3
6
Голосообразование
32
Итого:
10
72
6. Постановочная и репетиционная работа
6.1
6
Пение учебно22
тренировочного
материала, работа
над репертуаром.
6.2
6
Формирование
14
сценических
навыков
Итоговое занятие
1
2
Итого:
12
36
ВСЕГО
62
216
1
4
18
Прослушивание
Просмотр
18
26
62
16
Прослушивание
Просмотр
8
1
24
154
Концерт
1.4.Содержание 1 год обучения
Вокальный ансамбль.
Вводное занятие (2ч.)
Теория: Организационные вопросы. Введение в образовательную программу. План
работы на учебный год. Техника безопасности. Правила гигиены голоса: пение до,
во время и после пения(1ч.).
Практика: Диагностика юного вокалиста: определение уровня координации
между слухом и голосом; определение диапазона и качества певческого голоса.
Просмотр видео ролика о бережном отношении к голосу. (1ч.)
1.Выработка навыков ансамблевого пения (34ч.)
1.1.Основные певческие навыки (10ч.)
Теория: внимание, вдох, задержка дыхания, начало пения, окончание пения(4ч)
Практика: выработка ОПН, комплекс упражнений по системе В.В.Емельянова.
Работа над основными певческими навыками в разучиваемых произведениях(6ч.)
1.2. Правильная певческая установка (4ч.)
Теория: правильная певческая установка: пение сидя, пение стоя(1ч.)
Практика: выработка навыков правильного положения во время пения. Комплекс
упражнений по системе В.В. Емельянова(3ч.)
1.3.Унисон (6ч.)
Теория: унисон. Определение. Происхождение слова «унисон», перевод(2ч.)
Практика: Пение в унисон, развитие мелодического слуха. Комплекс упражнений
по системе В. В. Емельянова. Работа над унисоном в разучиваемых
произведениях(4ч.)
1.4. Дыхание и его виды. (6ч.)
Теория: Дыхание и его виды: дыхание «испуг», «цветочное дыхание».
Беседа о правильном и здоровом дыхании(2ч.)
Практика: Выработка навыков правильного певческого дыхания.
Комплекс упражнений по системе В. В. Емельянова(4ч.)
1.5. Штрихи(6ч.)
Теория: Штрихи: legato, non legato, staccato(2ч.)
Практика: Упражнения на выработку навыков пения разными штрихами.
Комплекс упражнений по системе В. В. Емельянова. Использование данных
навыков в вокальных произведениях(4ч.)
1.6.Ансамбль (2ч.)
Теория: Ансамбль.
Определение.
Происхождение
и
перевод
слова«ансамбль»(1ч.)
Практика: Пение в ансамбле. Работа над чистотой интонирования, над унисоном
в ансамбле (1ч.)
2. Основы музыкальной грамоты (38 ч.)
2.1. Музыкальные звуки и их свойства(4ч.)
Теория: Музыкальные звуки и их свойства: высота, длина, сила, окраска (тембр),
шумовые звуки(2ч.)
Практика: Игровые упражнения для выработки навыка слышать и отличать
музыкальные звуки от шумовых, определять высоту, длину, силу и окраску звука.
Работа над развитием музыкального слуха(2ч.)
2.2. Нотный стан. Скрипичный ключ. Ноты. (4ч.)
Теория: Графическая запись музыкального звука. Знакомство с нотным станом,
скрипичным ключом, нотами(2ч.)
Практика: Работа в нотных тетрадях. Пение голосом звуков по нотам (с помощью
педагога) (2ч.)
2.3. Музыкальный пульс. Сильная и слабая доля. Такт. (4ч.)
Теория: Пульс в музыке. Определение(1ч.)
Практика: Простукивание пульса в произведениях разного характера.
Нахождение сильной и слабых долей(3ч.)
2.4. Длительности. (8ч.)
Теория: Знакомство с длительностями нот: целая, половинная, четвертная,
восьмая. Графическое изображение длительностей нот (4ч.)
Практика: Простукивание ритмических рисунков в простых размерах (4ч.)
2.5. Основные средства музыкальной выразительности: (18ч.)
Теория: Мелодия – душа музыки. Определение(2ч.)
Музыкальный лад: мажор, минор. Определение (2ч.)
Ритм определение(2ч.)
Музыкальная динамика: forte, piano. Определение. Функция(1ч.)
Практика: Упражнения на развитие музыкального слуха (4ч.)
Простукивание ритмических рисунков в простых размерах в разных темпах(4ч.)
Определение на слух, вокальные упражнения, используя разные динамические
оттенки (forte, piano) (3ч.)
3. Работа над словом (24ч.)
3.1.Речевой аппарат (8ч.)
Теория: Речевой аппарат. Определение. Функции речевого аппарата(2ч.)
Практика:
Артикуляционная
гимнастика,
разучивание и пение скороговорок (6ч.)
3.2.Органы речевого аппарата.(8ч.)
Теория: Органы речевого аппарата: подвижные и неподвижные(2ч.)
Практика: Артикуляционная гимнастика, разучивание и пение скороговорок (6ч.)
3.3.Гласные звуки (8 ч.)
Теория: Гласные звуки(2ч.)
Практика: Артикуляция гласных звуков, логопедические и вокальные
упражнения, формирующие правильную артикуляцию гласных звуков (6ч.)
4. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки (8ч)
4.1 Музыка, как вид искусства (2ч.)
Теория: Кто такой композитор, исполнитель, певец, музыкант? (1ч.)
Практика: Вокальная, инструментальная музыка разных композиторов(1ч.)
4.2 Какая бывает музыка(2ч.)
Теория: Основные музыкальные жанры. (Танец, песня, марш) (1ч.)
Практика: прослушивание музыкальных отрывков (песня, танец, марш) разных
композиторов (1ч.)
4.3 Музыкальные инструменты(2ч.)
Теория: Семейства и виды музыкальных инструментов. Оркестр и его виды (1ч.)
Практика: Музыкальные отрывки, иллюстрирующие разные музыкальные
инструменты (1ч.)
4.4 Знакомство с театром(2ч.)
Теория: виды театров. Театральная терминология (1ч.)
Практика: Аудиодиск «Знакомство с театром», видео ролики (1ч.)
5. Постановочная и репетиционная работа (72ч.)
5.1 Снятие психологических зажимов и барьеров юного певца (20ч.)
Теория: (2ч.) Настрой и самовнушение. Обретение внутренней свободы.
Практика: (18ч.) Выполнение упражнений: беззвучные упражнения для обретения
свободы, релаксация и расслабление, импровизация, физические упражнения,
упражнения из театральной практики.
5.2 Физическое самосознание певческого процесса (20ч.)
Теория: (2ч.)возможные мышечные зажимы во время пения.
Практика: (18ч.) выполнение упражнений для снятия мышечных зажимов,
наработка правильных ощущений во время пения, упражнения на освоение мышц,
участвующих в певческом дыхании.
5.3 Голосообразование (32ч.)
Теория: (6ч.) Рождение звука. Мышцы звукового канала.
Практика: (26ч.) выполнение упражнений на освобождение мышц звукового
канала: внутриглоточная свобода, тренировка мягкого нёба, осознание и
релаксация челюсти. Упражнения для освобождения правильного положения
языка во время пения.
6. Постановочная и репетиционная работа (36ч.)
6.1 Пение учебно-тренировочного материала, работа над репертуаром(22ч.)
Теория: беседы о разучиваемых произведениях в яркой, лаконичной, доступной
для данного возраста форме (2ч.)
раскрытие содержания музыки и текста, актуальность песни (2ч.)
показ-исполнение песни или ее прослушивание в записи (2ч.)
Практика: разучивание материала с сопровождением фортепиано, a`capello, под
минусовую фонограмму (5ч.)
работа над техникой исполнения и художественным образом (5ч.)
доведение исполнения песни до уровня, соответствующего публичным
выступлениям (6ч.)
6.2 Формирование сценических навыков (14ч.)
Теория: микрофон и его применение. Правила работы с микрофоном (2ч.)
основные правила поведения на сцене (2ч.)
концерт, сцена, кулисы, выход и уход со сцены, поклон (2ч.)
Практика: овладение навыками работы с микрофоном (4ч.)
Репетиционная работа на сцене (4ч.)
Итоговое занятие (2ч.)
Подведение итогов. Концерт.
1.5.Планируемые результаты 1 года обучения
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
основные понятия вокального искусства;
основы музыкальной грамоты;
строение речевого аппарата;
Обучающиеся будут уметь:
слушать и слышать музыку;
демонстрировать правила сценического поведения;
обучающиеся исполняют 2-4 произведения в ансамбле.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет:
применять основные певческие навыки (О.П.Н.) (внимание, вдох, задержка
дыхания, начало пения, окончание пения);
демонстрировать первичные навыки ансамблевого пения;
проявлять навыки мелодического и ритмического слуха;
демонстрировать правильную и четкую работу артикуляционного аппарата;
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
потребность в общении с музыкальным искусством;
любовь к природе, к родному краю, чувство доброты, толерантность через
усвоение содержания исполняемых и прослушанных произведений;
интерес к музыкальному искусству через занятия пением.
1.3.Учебныйплан 2 год обучения
№
Наименование
Количество часов
п\ базовых разделов, тем Всего Теория
Формы контроля
Практика
п
Вводное занятие
1
1
2
1.Выработка навыков ансамблевого пения
1.1. Ансамбль
4
2
2
1.2. Основные певческие
4
2
2
навыки. Правильная
певческая установка
1.3. Певческое дыхание и
4
2
2
его виды
Прослушивание
1.4. Мелодический и
8
2
6
гармонический слух –
основа
интонационного
ансамбля
1.5. Ритмическое и
6
2
4
дикционное единство
вокального ансамбля
1.6. Единая манера
8
2
6
звучания в вокальном
ансамбле
Итого:
34
12
22
2. Основы музыкальной грамоты
2.1 Система нотной
6
2
4
записи
2.2 Изучаем фортепьяно
4
2
2
2.3 Знаки альтерации
4
2
2
Опрос
2.4 Длительность нот и
6
2
4
Викторина
паузы
2.5 Размер и такт
6
2
4
2.6. Метр и ритм
8
4
4
2.7 Музыкальный лад
4
2
2
Итого:
38
16
22
3. Работа над словом
3.1 Дикция и артикуляция
8
2
6
Прослушивание
3.2 Вокальная фонетика
8
2
6
Тестирование
3.3 Орфоэпия в пении
8
2
6
Итого:
24
6
18
4. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки
4.1 Голос–самый главный
2
1
1
инструмент
4.2 Что значит слышать
2
1
1
Опрос
музыку
Викторина
4.3 Колыбельные песни
2
1
1
4.4 О чём рассказывает
2
1
1
музыка
Итого:
8
4
4
5. Постановка голоса
5.1 Снятие
12
2
10
психологических
зажимов и барьеров
юного певца
5.2 Физическое
12
2
10
самосознание
певческого процесса
5.3 Интонация
24
4
20
5.4 Диапазон
24
4
20
12
60
72
ВСЕГО:
6. Постановочная и репетиционная работа
6.1 Пение учебно22
6
16
Прослушивание
тренировочного
Просмотр
материала, работа над
репертуаром.
6.2 Формирование
14
6
8
сценических навыков
Итого:
36
12
24
Итоговое занятие
Концерт
2
1
1
ВСЕГО:
144
52
92
1.4. Содержание 2 год обучения
I.Вокальный ансамбль.
Вводное занятие(2ч.)
Теория: Организационные вопросы. План работы на учебный год. Техника
безопасности. Правила гигиены голоса: пение до, во время и после пения. Табу для
вокалиста(1 ч.)
Практика: Диагностика юного вокалиста: определение уровня координации
между слухом и голосом; определение диапазона и качества певческого голоса (1
ч.)
1. Выработка навыков ансамблевого пения (34ч.)
1.1.Ансамбль (4ч.)
Теория: Ансамбль. Происхождение и перевод термина «ансамбль». Виды, типы и
особенности ансамбля. Название ансамблей в музыке (дуэт, трио, квартет и
т.д.)(2ч.)
Практика: Выработка навыков пения в унисон, реагирование на руку педагога
(дирижёра), выработка навыков умения слышать, слушать и чувствовать друг друга
(2ч.)
1.2. Основные певческие навыки. Правильная певческая установка (4ч.)
Теория: Три момента начала пения: вдох, задержка дыхания, выдох. Пение сидя,
пение стоя, пение во время движения(2ч.)
Практика: Упражнения на выработку основных певческих навыков, вокальные
упражнения, исполняемые сидя, стоя, во время движения(2ч.)
1.3. Певческое дыхание и его виды(4ч.)
Теория: Дыхание и его виды: ключичное, грудное (верхнерёберное),
нижнерёберное (диафрагмальное) (2ч.)
Практика: Упражнения на выработку правильного певческого дыхания.
Комплекс дыхательных упражнений по системе А.Н. Стрельниковой (2ч.)
1.4. Мелодический и гармонический слух – основа «Интонационного
ансамбля» (8ч.)
Теория: Мелодический и гармонический ансамбль. Унисон (2ч.)
Практика:(6ч.)Развитие гармонического слуха. Выстраивание и пение интервалов.
1.5.Ритмическое и дикционное единство вокального ансамбля. (6ч.)
Теория: Ритмический ансамбль. Штрихи (legato, staсcato, nonlegato) Ритм.
Темп. Дикция и артикуляция (2ч.)
Практика: Упражнения на выработку навыков чёткого реагирования на руку
педагога, одновременного проговаривания текста в разных темповых и
ритмических комбинациях. «Тараторочки» Льва Хайтовича(4ч.)
1.6. Единая манера звучания вокального ансамбля(8ч.)
Теория: Певческие фонемы: «у», «о», «а», «е», «и». Правильная артикуляция
гласных звуков при пении (2ч.)
Практика: Выравнивание гласных звуков в пении. Упражнения и вокальные
упражнения с использованием ручных знаков для единого звучания вокального
ансамбля (6ч.)
2. Основы музыкальной грамоты (38ч.)
2.1. Система нотной записи (6ч.)
Теория: Ноты на линиях нотоносца. Скрипичный и басовый ключи (2ч.)
Практика: Воспроизведение голосом звуков по нотам, по ручным знакам учителя,
пение элементарных попевок из 2-х-5-и звуков(4ч.)
2.2. Изучаем фортепиано(4ч.)
Теория: Музыкальный звук. Регистр. Название звуков на клавиатуре фортепиано.
Октавы (2ч.)
Практика: Определение на слух звуков в разных регистрах. Нахождение на
клавиатуре звуков в разных октавах (2ч.)
2.3. Знаки альтерации(4ч.)
Теория: Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар (2ч.)
Практика: Пение попевок с использованием знаков альтерации. Повышение и
понижение звуков и правильное их название на клавиатуре фортепиано(2ч.)
2.4. Длительности нот и паузы (6ч.)
Теория: Обозначение длительностей нот и пауз в музыке (2ч.)
Практика: Ритмические игры. Нахождение длительностей и пауз в нотных
примерах (4ч.)
2.5.Музыкальный размер и такт(6ч.)
Теория: Такт, доля, размер в музыке. Определения. Функции музыкального
размера (2ч.)
Практика: Определение на слух 2-хдольных и 3-хдольных размеров (4ч.)
2.6. Метр и ритм(8ч.)
Теория: Метр и ритм. Определения. Значение ритма в музыке (4ч.)
Практика: Простукивание ритмических рисунков в простых размерах.
Ритмические игры (4ч.)
2.7. Музыкальный лад(4ч.)
Теория: Музыкальный лад: мажор и минор (2ч.)
Практика: Определение на слух музыкальных ладов (мажор и минор), пение
вокальных упражнений в разных ладах (2ч.)
3. Работа над словом (24ч.)
3.1. Дикция и артикуляция(8ч.)
Теория: Понятие о дикции и артикуляции. Дикция и артикуляция, как важнейшее
звено певческого процесса (2ч.)
Практика: Артикуляционная гимнастика, разучивание скороговорок, пение
«Тараторочек» Льва Хайтовича(6ч.)
3.2. Вокальная фонетика(8ч.)
Теория: Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении (2ч.)
Практика: Артикуляция гласных звуков. Тренировка произношения согласных
звуков (оглушение звонких согласных в конце слова, смягчение твёрдых согласных
и т.д.). Выполнение упражнений для тренировки голоса и речи с использованием
сложных движений (6ч.)
3.3. Орфоэпия в пении (8ч.)
Теория: Орфоэпия. Секрет слова в пении (2ч.)
Практика: Словарь слов, вызывающих сомнение в произношении(6ч.)
4. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки (8ч.)
4.1 Голос–самый главный инструмент (2ч.)
Теория: Виды, типы певческих голосов (1ч.)
Практика: Песни народов мира, М.Глинка партия Людмилы, Фарлафа, Руслана из
оперы «Руслан и Людмила» Ж. Бизе партия Эскамильо из оперы «Кармен» П. И.
Чайковский партия Онегина, Ленского, Татьяны из оперы «Евгений Онегин» Н.
Римский-Корсаков партия Снегурочки и Леля из оперы «Снегурочка»(1ч.)
4.2 Что значит слышать музыку(2ч.)
Теория: Музыкальный язык, музыкальные краски и образы(1ч.)
Практика: С. С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк» (1ч.)
4.3 Колыбельные песни(2ч.)
Теория: Определение и особенности жанра колыбельная песня (1ч.)
Практика: Слушание колыбельных разных композиторов(1ч.)
4.4 О чём рассказывает музыка(2ч.)
Теория: Определение и отличительные особенности программной музыки (1ч.)
Практика: слушание программной музыки: П. И. Чайковский «Осенняя песнь» из
цикла «Времена года», М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»,
«Тюильрийский сад» из цикла «Картинки с выставки», Р. Шуман «Пьеро»,
«Арлекин», «Флорестан», «Эвзебий» из цикла «Карнавал», К.Сен-Санс «Кенгуру»,
«Слон», «Лебедь» из цикла «Карнавал животных»(1ч.)
5. Постановочная и репетиционная работа (72ч.)
5.1 Снятие психологических зажимов и барьеров юного певца (12ч.)
Теория: (2ч.) Обретение внутренней свободы.
Практика: (10ч.) Выполнение упражнений: беззвучные упражнения для обретения
внутренней свободы, релаксация и расслабление, импровизация, физические
упражнения, упражнения из театральной практики.
5.2 Физическое самосознание певческого процесса (12ч.)
Теория: (2ч.) возможные мышечные зажимы во время пения.
Практика: (10ч.) выполнение упражнений для снятия мышечных зажимов,
наработка правильных ощущений во время пения, упражнения на освоение мышц,
участвующих в певческом дыхании и звукообразовании.
5.3 Интонация (24ч. )
Теория: (4ч.) Вокальная интонация.
Практика: (20ч) Упражнения для развития музыкального слуха. Технические
тренировки с инструментом. Вокально-интонационные упражнения. Упражнения с
помощью ИКТ (тюнеры например, Vocal Pitch Monitor или DAW (Ableton, Logic
Pro для визуализации высоты.
5.4 Диапазон (24ч. )
Теория: (4ч.) Диапазон голоса. Виды дапазонов.
Практика: (20ч) Выполнение упражнений для развития звуковысотного и
динамического диапазона голоса.
6. Постановочная и репетиционная работа (36ч.)
6.1 Пение учебно-тренировочного материала, работа над репертуаром(22ч.)
Теория: беседы о разучиваемых произведениях в яркой, лаконичной, доступной
для данного возраста форме (2ч.)
раскрытие содержания музыки и текста, актуальность песни (2ч.)
показ-исполнение песни или ее прослушивание в записи (2ч.)
Практика: разучивание материала с сопровождением фортепиано, a`capello, под
минусовую фонограмму (6ч.)
работа над техникой исполнения и художественным образом (5ч.)
доведение исполнения песни до уровня, соответствующего публичным
выступлениям (5ч.)
6.2 Формирование сценических навыков (14ч.)
Теория: микрофон и его применение. Правила работы с микрофоном (2ч.)
основные правила поведения на сцене (2ч.)
концерт, сцена, кулисы, выход и уход со сцены, поклон (2ч.)
Практика: овладение навыками работы с микрофоном (4ч.)
Репетиционная работа на сцене(4ч.)
Итоговое занятие (2ч.)
Подведение итогов. Концерт.
1.5.Планируемые результаты 2 года обучения
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
основные понятия вокального искусства;
основные средства музыкальной выразительности;
основы музыкальной грамоты;
5. понятие о дикции и артикуляции;
Обучающиеся будут уметь:
слушать и слышать музыку;
демонстрировать правила сценического поведения;
обучающиеся исполняют 2-4 произведения в ансамбле.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет:
применять основные певческие навыки;
демонстрировать навыки ансамблевого пения;
проявлять навыки мелодического и ритмического слуха;
владеть навыком графической нотной записи;
демонстрировать правильную и четкую работу артикуляционного аппарата;
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
потребность в общении с музыкальным искусством;
любовь к природе, к родному краю, чувство доброты, толерантность через
усвоение содержания исполняемых и прослушанных произведений;
интерес к музыкальному искусству через занятия пением.
2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план
(составляется ежегодно) вынесено в «Рабочую программу» (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
(указать материалы, используемые для реализации программы)
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база.
Наличие:
Учебная мебель (стулья, столы, доска с нотоносцем);
Клавишный музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор);
Сценическая площадка для репетиционной работы (актовый зал);
Звукоусиливающая аппаратура (колонки, микшер, микрофоны);
Фоно-видеотека, включающая плюсовые и минусовые фонограммы песен;
аппаратура для воспроизведения аудио и видео записей;
компьютер.
Наглядное обеспечение
(указать материалы, используемые для реализации программы)
Обучающие схемы, таблицы, карточки, презентации;
Нотные сборники вокальных упражнений и произведений;
Методические пособия;
Электронные носители;
Доступ к Интернет-ресурсам.
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную
литературу, разработки отдельных методических аспектов необходимых для
проведения занятий (Приложение 2).
2.3. Формы аттестации
Два раза в год во всех группах проводится промежуточная и итоговая
аттестация, которая отслеживает личностный рост ребёнка по следующим
параметрам:
усвоение знаний по базовым темам программы;
овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
развитие художественного вкуса;
формирование
коммуникативных
качеств,
трудолюбия
и
работоспособности.
Используются следующие формы проверки: вокальные конкурсы и
фестивали различного уровня, концертные выступления, викторины, тесты, защита
творческих проектов, контрольные занятия и т.д.
Методы проверки: наблюдение, тестирование, анализ творческих работ и
т.п.
Итоговая аттестация осуществляется в форме: конкурсов и фестивалей,
концертов.
2.4. Контрольно-оценочные материалы
На занятиях применяется поурочный, тематический и итоговый контроль.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических и
творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое
наблюдение за творческим развитием каждого обучающегося (Приложение 3).
Результаты освоения программного материала определяются по трём
уровням: высокий, средний, низкий.
Пример:
Используется 10- бальная система оценки результатов
8-10 баллов – высокий уровень,
4-7 баллов – средний уровень,
1-3 балла – низкий уровень
Оценка эффективности реализации образовательной программы отслеживается:
уровень усвоения разделов программы в целом;
участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Выявление промежуточных результатов освоения программы проходит через
использование комплекса методов (наблюдение, анкетирование, тестирование).
В процессе организации диагностики важно соблюдать этапность и периодичность.
Диагностика проводится в три этапа:
входной контроль в начале учебного года: изучение отношения
обучающегося к выбранному виду деятельности, знания, умения,
личностные качеств (методы: наблюдение, собеседование);
промежуточный контроль по окончании первого полугодия: изучение
динамики освоения предметного содержания, развитие личностных качеств
(методы: выполнение собеседование, творческих заданий, тестирование,
музыкальные викторины);
итоговой контроль в конце учебного года: изучение освоения программы,
изменений личностного развития обучающихся (наблюдение, тестирование,
творческие задания, музыкальные викторины, участие в концертах,
городских, районных, областных мероприятиях, вокальных конкурсах
областных, региональных, Всероссийских).
Форма отчетности – концертная практика. Концертная деятельность
позволяет обучающимся раскрыть творческие способности, поделиться
положительными эмоциями в коллективе, а также избежать переживаний, стрессов.
Родители обучающихся принимают активное участие в образовательной и
творческой
деятельности
обучающихся
на
родительских
собраниях,
консультациях, при подготовке к занятиям, участвуют в проведении контрольных
занятий, игровых праздничных программах, оказывают помощь в подготовке
отчетных концертов, в участии творческого коллектива в фестивалях и конкурсах.
2.5. Методическое обеспечение
Важными показателями успешности освоения программы являются: стойкий
интерес обучающихся к вокальному искусству.
Отборсодержанияпрограммыосновываетсянасовременныхтенденцияхличнос
тно – ориентированного обучения в системе дополнительного образования детей и
на следующих педагогических принципах:
• системности
(взаимосвязанность,
взаимообусловленность
всех
компонентов);
• комплексности (развитие обучающегося – комплексный процесс, в котором
развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие
других);
• интеграции (совмещение в одной программе различных направлений);
• гуманизации (личностно–ориентированный подход в воспитании);
• Соответствия возрастным и индивидуальным возможностям (обучение
строится в соответствии с психофизическими закономерностями возраста);
• Адекватности требований и нагрузок, предъявляемых обучающимся в
процессе занятий;
• повторяемости (цикличность повторения материала);
• Корректируемости и мобильности (возможность внесения изменений с
учетом конкретных задач и социального заказа детей и родителей).
Основные используемые педагогические методы:
• малогрупповой метод обучения позволяет создать условия для здоровой
конкуренции и стимулирует процесс творческого развития учащихся;
• метод творческого воплощения. Очень важна совместная творческая работа
педагога и участников коллектива, поскольку, творчество уникально, оно
присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех
формах музыкальной деятельности. Данный метод также позволяет педагогу
стать фасилитатором группы участников коллектива.
• Метод импровизации в сценическом движении, позволяющий удерживать
тесный контакт со зрителями, что соответствует современным веяниям
времени в эстрадном искусстве. Использование данного метода поднимает
исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится
следить не только за голосом, но и телом;
• Метод демонстрации видео материала. Обучающимся демонстрируются
видео записи с выступлениями выдающихся исполнителей, записи
собственных концертных и конкурсных выступлений и других детских
коллективов, что позволяет усилить восприятие за счёт включения
зрительных анализаторов. Это позволяет активнее использовать метод
сравнения;
• Метод сравнения. Сравнение видеозаписей собственных выступлений с
выступлениями других участников, позволяет наиболее адекватно оценить
свои умения и достижения, стимулирует дальнейший творческий рост;
• Метод качественного показа – демонстрация выступлений различных
исполнителей, а также личный показ педагога, позволяют учащимся лучше
осознать предполагаемый результат в собственном исполнении.
• Метод словесного (образного) объяснения. Речь педагога, её доступность,
•
•
эмоциональность и артистичность, умение образно окрасить своё
объяснение являются важными инструментами в работе с обучающимися.
Метод повторения. Повторение различных вокальных упражнений для
развития голоса позволяет выработать наиболее рациональную вокальную
позицию для каждого из учащихся и определить его индивидуальный стиль
пения.
метод индивидуального подхода. Занятия с учащимися ведутся с учётом их
индивидуального
анатомического
строения
голосового
аппарата,
особенностей психики, интеллекта, возрастных особенностей, уровня
социального развития, с учётом индивидуальных музыкальных пристрастий
при выборе исполнительского репертуара.
2.5.1.Электронные образовательные ресурсы
«Электронные образовательные ресурсы»
к программе «Унисон»
Подготовительная группа
тема
электронная ссылка
Динамические оттенки
https://vk.com/video183135058_456239107
https://vk.com/videos34443093?section=album_51445594
Шишкина школа. (курс из 76 видео)
Человеческий инструмент голос
Гимнастика для речевого аппарата
Скороговорки
Основы дыхательной гимнастики
Стрельниковой
Интервалы
Музыкальные инструменты
Два музыкальных лада
Мелодия
Музыкальная азбука
В мире звуков
Ритмическая вокальная игра
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall113606757_676
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall113606757_69
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall113606757_678
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall113606757_964
http://vk.com/@solfeggiobezslez-intervaly
https://school.infourok.ru/videouroki/e3319
bfb-3f33-442c-9487-7ce5e0cc62d1
https://school.infourok.ru/videouroki/057db
b64-b250-40a7-8c82-4974a78702f2
https://school.infourok.ru/videouroki/7b110
b02-73c6-4c7c-8997-423e3bcfa406
https://school.infourok.ru/videouroki/a3b80
567-1e01-4de0-afc3-ed960139abb9
https://school.infourok.ru/videouroki/2bc43
494-60a3-4b6d-9905-8fda61ac1d93
https://rutube.ru/video/d70d8e500448342fc
e69634497c96fa5/?r=plemwd
Опера-сказка
https://school.infourok.ru/videouroki/3458b
0cf-8fee-4fcc-b24a-bc6a81c27bb9
Музыкальные инструменты
https://school.infourok.ru/videouroki/e7387
ab2-577d-46f3-854d-248da54f68de
Колыбельная
https://school.infourok.ru/videouroki/f0741
c1c-a58a-4772-ab8c-6074fa5f2da0
Мелодия
https://school.infourok.ru/videouroki/0cc0e
473-f9ed-4f38-972b-1812f96e3269
Художник поэт композитор
https://school.infourok.ru/videouroki/9fbbf
80e-5fa8-4010-b0ce-ef1940ba0671
Гимн
https://school.infourok.ru/videouroki/7ee5b
985-8eb0-4f60-bce6-d299fa9a1b07
Разогрев для маленьких певцов
https://rutube.ru/video/8face724f89479aa5a
e12564ebb224b2/?r=plemwd
Музыкалное эхо распевка
https://rutube.ru/video/41b4bf304f9d8fda5
3182fe6780a850a/?r=plemwd
Вокальные тренажёры
1. Вокальные распевкиhttps://www.tonegym.co/tool/item?id=vocal-warmup&..
2. Аккордовые последовательности
https://www.tonegym.co/tool/item?id=progression-gener..
3. Запоминаем интервалы https://www.tonegym.co/tool/item?id=interval-memorize..
4. Лады народной музыки https://www.tonegym.co/tool/item?id=scale-analyser..
Подборка статей с вокальной терминологией.
1. Современные вокальные термины
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_36604
2. Вокальные термины на букву "Д"
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_36179
3. Что такое нёбо https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_34251
4. Импеданс https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_33048
5. Голосовые складки https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_26801
6. Вокальные приемы https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_26769
7. Словарь
музыкальной
индустрии
от
Михаил
Мазуновhttps://vk.com/mishastips?w=wall-185988462_1948
8. Основа психоакустикиhttps://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_38624
9. Основные характеристики голоса
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_38641
10. Свинг https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_39526
11. Вокальные термины на "И-М"
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_35615
12. Вокальные термины https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_35666
13. Вокальная термины https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall-113606757_35915
14. Вокальные
термины
на
"Г"
https://vk.com/schoolsvoboda?w=wall113606757_35190
2.6. Календарный учебный график
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (приложение 2)
2.6.1 Программа воспитания
(обновляется ежегодно и вынесена в Рабочую программу).
2.7.Список литературы
Литература для педагога
1. Башина О. «Согласные в речи и в пении».–Н., 1996
2. Белоброва Е.Ю.Техника эстрадного вокала.М., 2009
3. Варламов А.Е. «Полная
школа
пения»
Санкт–Петербург,
издательство «Планета музыки», 2008г.
4. Валерий
Малишава. Практическая школа эстрадного пения, 2011.-37с
5. Вокал в
популярной музыке. Методическое пособие для руководителей
эстрадно-музыкальных коллективов. Автор. В.Коробка, Художник С.
Жицкип Редактор В. Барский Министерство культуры СССР
6. Всесоюзный научно-методический центр, Студия популярной музыки
«РЕКОРД»,Москва, 1989-44с
7. Вербов А.М. «Техника постановки голоса»Музгиз.1961г.
8. Гонтаренко Н.Б.Сольное пение: секреты вокального мастерства. Ростов
н/Д: Феникс, 2007.
9. Дмитриев Л.Б.«Основы вокальной методики»М., Музыка1968, 2000 г.
10. Дмитриев А.
Голосовой аппарат певца - Москва. Музгиз. 1964.
11. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы.- Москва.
Музгиз.1962.
12. Егорычева М. «Упражнения для развития вокальной техники». – Киев., 1980
13. Емельянов В.«Фонопедический
метод
формирования
певческого
голосообразования».–Н., 1991
14. Кочнева И.,Яковлева А. Вокальный словарь. Л.:Музыка,1986. –70с.
15. Михалёва М.А.Развитие музыкальных способностей детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития,1997.240с.ил.
16. Исаева, И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей /И.О.Исаева–М.:АСТ:Астрель, 2008.–319[1]с.– (самоучитель)
17. Фишер Дж.,Кейс Г. Голос.99 упражнений для тренировки, развития и
совершенствования вокальных навыков/ Джереми Фишер, Гиллиан
Кейс;пер.англ.Д.Халиковой.–М.:Азбука Бизнес,Азбука-Аттикус,2019.-192с.
Литература для детей и родителей
1. Егоров А.Гигиена певца и ее физиологические основы.- Москва.
Музгиз1962.
2. Егорычева М.«Упражнения для развития вокальной техники».– Киев.,1980
3.
4.
5.
Михеева Л.Музыкальный словарь в рассказах.-Мю:1984г.168с.сил.
Кочнева И., Яковлева А.Вокальный словарь.–Л.:Музыка,1986. –70с.
Михалёва М.А.
Развитие музыкальных способностей детей .Популярное
пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,1997.240с.,ил.