0
Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Согласовано
методическим (педагогическим)
советом
от 27.08.2025 г.
Протокол № 1
Утверждаю
директор МКОУ ДО «Дом детского
творчества»
Подписано
_________Т.А. Прохорова
29.08.2025 г.
цифровой
Печать
подписью:
Прохорова
Татьяна
Александровн Прохорова Татьяна
Александровна
а
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Важнейшие стадии игры: миттельшпиль и эндшпиль»
(Продвинутый уровень)
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 12 - 17 лет
Носков Андрей Сергеевич
педагог дополнительного образования
г. Людиново,
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8.
Информационная карта программы
Пояснительная записка
2.1. Направленность
2.2. Актуальность
2.3.Отличительные особенности программы
2.4. Адресат программы
2.5. Объем программы
2.6. Основные формы обучения, виды занятий
2.7. Цели и задачи программы
2.8. Ожидаемые результаты
Календарный учебный график
Учебно-тематические планы
Содержание программы
Методическое обеспечение программы
Материально техническое обеспечение программы
Список литературы
Приложения
3
6
7
7
8
9
9
10
10
13
14
15
18
33
43
48
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Название
программы
Авторы
программы
Тип программы
Направленность
программы
Год разработки,
редактирования
Срок реализации
Важнейшие стадии игры: миттельшпиль и
эндшпиль
Носков Андрей Сергеевич
Модифицированная (продвинутый уровень)
Физкультурно-спортивная
2025
1 год
144 часов
Общее
количество часов
Характеристика 12-17 лет
обучающихся
9.
у
обучающихся
ключевых
Цель программы формирование
компетенций:
стратегического
мышления,
психологической и эмоциональной устойчивости,
познавательной
мотивации,
умственной
концентрации и решительности посредством
обучения игре в шахматы.
10.
Задачи
программы
Задачи:
Обучающие
• научить самостоятельно совершенствовать
умение игры в шахматы - рост спортивного
мастерства;
• освоить новые знания о тактических приемах
в шахматах;
• расширить знания о стратегии и основах
позиционной борьбы;
• научить
позиционному
пониманию
шахматной партии и принятию тактических
решений при выборе верного хода.
Воспитательные
привить интерес к тактической игре;
создать условия для реализации идей и
стремления добиваться успеха;
воспитывать целеустремленность, выдержку;
обеспечить рост качеств уважения к
сопернику, стойкости характера и стремления
к победе;
способствовать профилактике
здорового
образа жизни.
Развивающие
развивать память, внимание, усидчивость,
воображение, логическое мышление;
развивать умение планировать свои действия
и давать правильную оценку развития
событий.
11.
Ключевые
компетенции
Коммуникативные, интеллектуальные, социальные
12.
Форма занятий
Групповая
13.
Режим занятий
Два раза в неделю по два часа
14.
Содержание
программы
15.
Место
реализации
Данная
программа
составлена
с
учётом
накопленного теоретического, практического и
турнирного опыта педагога, что даёт возможность
обучающимся не только получить углубленный
уровень знаний шахматной игры в ходе групповых
занятий, но и способствует индивидуальному
развитию каждого ребёнка.
Программа позволит обучающимся освоить
системные знания стадий игры в миттельшпиле и
эндшпиле, позиционных и тактических аспектах
игры и выполнить разрядную норму (получить
спортивный разряд).
МКОУ ДО «Дом детского творчества» г. Людиново
Калужская область
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей физкультурно-спортивной направленности, очной формы
обучения, сроком реализации 1 год, для детей 12-17 лет продвинутого уровня
освоения, прошедшим обучение по программе «Стратегия и тактика».
Программа позволяет дать обучающимся более глубокий взгляд на
шахматную игру, изучить игру с дополнительных, специфических углов
зрения.
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей среднего и
старшего школьного возраста многих психических процессов (познавательных,
волевых, эмоциональных) таких, как: восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, начальные и дополнительные формы волевого управления
поведением.
Современная концепция образования выдвигает идею развития личности
ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных
личностных качеств. Этому в значительной степени способствует освоение
шахматной игры. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много
радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их
умственного развития. Процесс освоения новых знаний, тактических приемов
шахматной игры развивает у обучающихся способности ориентироваться на
плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления,
суждений, умозаключений. Шахматы учат ребенка запоминать, сравнивать,
обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Они содействуют
формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность,
самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и
др.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным
программам системы дополнительного образования детей на основе
следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
8. Устав муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества».
9. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Важнейшие стадии игры: миттельшпиль и эндшпиль» вызвана
потребностями современных детей и их родителей и ориентирована на
социальный заказ общества.
Программа «Важнейшие стадии игры:
миттельшпиль и эндшпиль» обеспечивает условия по организации
образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию
способных детей. Программа базируется на современных требованиях
модернизации системы образования, способствует соблюдению условий
социального,
культурного,
личностного
и
профессионального
самоопределения, а также творческой самореализации детей.
Новизна данной программы заключается в углубленном изучении
отдельных, самых важных сторон обучения шахматной игре, организованной
игровой деятельности на занятиях, создания игровых ситуаций, использование
шахматных дидактических заданий.
Отличительные особенности программы «Важнейшие стадии игры:
миттельшпиль и эндшпиль» в том, что она разработана с учётом современных
направлений развития шахмат. Траектория обучения формируется для каждого
обучающегося, который может самостоятельно вносить корректировки.
Совместно с педагогом обучающийся имеет возможность выступать в роли
организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику,
составляет план работы, отбирает средства и способы достижения
результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и
инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
развития категорий, обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности «Важнейшие стадии игры:
миттельшпиль и эндшпиль» модифицированная. Программа составлена на
основе образовательных программ «Учитесь шахматам» Н.М. Афанасьева г.
Лениногорск, 2014 г.; «Программа подготовки шахматистов III разряда», В.А.
Голенищев – издательство «Русский шахматный дом», М. 2018г.;
"Программа подготовки шахматистов II разряда», В.А. Голенищев –
издательство «Русский шахматный дом», М. 2020г.
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 12-17 лет
Уровень освоения программы – продвинутый
Объем программы - 144 часа
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв между занятиями 10
минут.
Продолжительность занятия - 40 минут
Срок освоение программы: 1 учебный год.
Условия реализации программы: прописать условия набора групп
Форма обучения – очная; очная, с
применением
дистанционных
образовательных технологий, возможны условия сетевого взаимодействия. В
группу набираются учащиеся, прошедшие программу шести лет обучения
«Белая ладья».
Формы занятий: групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая (при
подготовке детей к соревнованиям).
Количественный состав группы – 15 человек.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме диспутов, бесед,
анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии
известных шахматистов.
Практические занятия разнообразны по своей форме – это и сеансы
одновременной игры с педагогом, и конкурсы по решению задач, этюдов, и
игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику.
Индивидуальные занятия проводятся как для одаренных обучающихся,
способных на изучение материала быстрее и глубже остальных, так и для
обучающихся, у которых возникли сложности с усвоением программы.
1.2. Цели и задачи
Цель программы:
Формирование у обучающихся ключевых компетенций: стратегического
мышления, психологической и эмоциональной устойчивости, познавательной
мотивации, умственной концентрации и решительности посредством обучения
игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
• научить самостоятельно совершенствовать умение игры в шахматы - рост
спортивного мастерства;
• освоить новые знания о различных приемах в середине и окончании
игры;
• расширить знания о различных приемах в в середине и окончании игры;
• научить позиционному и тактическому пониманию шахматной партии и
принятию решений при выборе глубоком расчете вариантов.
Воспитательные:
привить интерес к шахматной игре;
создать условия для реализации идей и стремления добиваться успеха;
воспитывать целеустремленность, выдержку;
обеспечить рост качеств уважения к сопернику, стойкости характера и
стремления к победе;
способствовать профилактике здорового образа жизни.
Развивающие:
развивать
память,
внимание,
усидчивость,
пространственногеометрическое воображение, логическое мышление;
развивать умение планировать свои действия, делать правильные
умозаключения, формировать точную оценку развития событий.
1.3. Учебный план
№
Формы
контроля
2
Практи
ка
-
38
24
14
36
24
12
34
20
14
5
Особые приемы в
различных видах
эндшпиля
Тактика в эндшпиле
28
16
12
6.
Заключительное занятие
2
2
-
Наблюдение,
решение задач
Наблюдение,
решение
задач, опрос
Наблюдение,
решение
задач, опрос
Наблюдение,
решение
задач, опрос
-
1.
2.
3.
4.
Содержание
Кол-во
часов
2
Теория
Стратегические приемы в
миттельшпиле
Динамические приемы в
миттельшпиле
Вводное занятие
7.
Итоговый контроль
Итого:
4
-
4
144
64
80
Шахматный
турнир
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.Вводное занятие.
Беседа о задачах объединения, о программе и содержании работы.
2. Стратегические приемы в миттельшпиле
Теория: Основы теории техники стратегических приемов в середине игры
(миттельшпиле). Типология тактических приемов. Техника расчета,
планирование и стратегическая игра, алгоритмы для различных ситуаций в
миттельшпиле.
Практическая работа: Отработка примеров стратегических приемов,
классические партии с приемами данного вида. Работа с навыками увидеть
возможности для применения изучаемых приемов.
3. Динамические приемы в миттельшпиле
Теория: Основы теории техники динамических приемов. Виды динамических
приемов. Методы исключения ошибок в расчетах. Алгоритмы для различных
ситуаций в миттельшпиле.
Практическая работа: Отработка примеров динамических приемов,
классические партии с приемами данного вида. Работа с навыками увидеть
возможности для применения изучаемых приемов.
4. Особые приемы в различных видах эндшпиля
Теория: Общие положения о позиционных приемах в эндшпиле. Позиционные
приемы в пешечных эндшпилях. Позиционные приемы в ладейных эндшпилях.
Позиционные приемы в ферзевых, тяжелофигурных эндшпилях. Позиционные
приемы в легкофигурных, слоновых и коневых эндшпилях. Выбор правильного
приема.
Практическая работа: Углубление знаний в различных видах эндшпиля.
Изучение видов различных приемов в эндшпиле. Отработка примеров приемов
разных видов, классические партии с приемами данного вида. Работа с
навыками увидеть возможности для приемов.
5. Тактика в эндшпиле
Теория: Виды тактики в эндшпиле, идеи для тактики, мотивы для тактики.
Сложные приемы тактики. Сочетание тактических приемов теории.
Ошибочные и неудачные приемы. Выбор необходимости в тактических
приемах.
Практическая работа: Изучение видов, идей и мотивов тактических приемов в
эндшпиле. Отработка примеров тактических приемов, классические партии с
приемами отдельных видов. Работа с навыками увидеть возможности для
тактических приемов.
6. Заключительное занятие.
Раздача учебно-тематических задач по темам учебного года, выдача позиций,
этюдов для закрепления материала, пройденного в учебном году
1.5. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
новые тактические приемы в шахматах;
стратегии и основы позиционной борьбы.
Обучающиеся будут уметь:
самостоятельно совершенствовать умение игры в шахматы;
позиционно понимать шахматную партию и принимать тактические
решения при выборе верного шахматного хода.
Личностные результаты:
интерес к тактической игре;
реализация идей и стремление добиваться успеха;
проявлять целеустремленность, выдержки;
уважение к сопернику, стойкости характера и стремление к победе;
вести здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
будет развита память, внимание, усидчивость,
воображение, логическое мышление;
планировать самостоятельно свои действия и давать правильную оценку
развитию событий.
2.Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарно-тематический план (составляется ежегодно) вынесено в
«Рабочую программу»( приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
кабинет для занятий
шахматные доски с набором шахматных фигур
демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
шахматные часы
2.3. Формы аттестации
На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие
виды контроля знаний и аттестации учащихся:
беседа в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение,
выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление
ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания;
тестирование (выявление уровня знаний по заданным темам);
конкурсы решения
турнирная практика
разбор партий
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Поскольку шахматы по своей природе являются игрой с конечным и
совершенно определённым результатом (выигрыш, проигрыш, ничья),
основным критерием результативности освоения материала является успешная
игра. Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд
этапов: от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых
положениях, объясненных педагогом, до творческого применения знаний на
практике, подразумевающего, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
Карта сформированности ключевых компетенций обучающихся
___полугодие 20___ - 20___уч.год.
Контрольное занятие « _____________________________________________ »
образовательная программа«_________________________________________»
группы №___, год обучения _____
Ф.И.О. педагога_______________________________________
Ключевые компетенции
Ф.И.
обучающегося
КоммуникаЦенностн Учебноинформац
тивные
опознаватель ионные
смыслов ные
ые
С/
Б
2 – высокая степень сформированности,
1,5 –оптимальная степень сформированности,
1 – достаточная степень сформированности,
0 – недостаточная степень сформированности
Средний балл: (кол-во уч-ся)=
, Пример: (13,1 : 14=0,9)
2.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия включают
организационную теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы
материалов, пособий и иллюстраций.
Методы обучения
Репродуктивный (от франц. - воспроизведение) — способ организации
деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению
сообщённых им знаний и показанных способов действий; обогащает
обучающихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них
основные мыслительные операции, но не гарантирует творческого
развития;
словесные методы обучения - лекция, объяснение, рассказ, чтение,
беседа, диалог, консультация; методы практической работы;
методы проблемного обучения - эвристическая беседа: постановка
проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений,
терминов;
создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса;
самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы
обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
метод игры - игры развивающие, познавательные, народные,
компьютерные, на развитие внимания, памяти;
игра-конкурс, игра-путешествие; наглядный метод обучения - таблицы,
схемы, демонстрационные материалы.
При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития,
осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Такой
подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение
объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты,
намечать наиболее целесообразный план игры.
Дидактические принципы:
принцип психологической комфортности— создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов
учебного процесса;
принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения
каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире— при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего
мира;
принцип вариативности— у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора;
принцип творчества— процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принцип развития физического здоровья – в процессе обучения
используются здоровье сберегающие технологии и педагог мотивирует
детей к выполнению физических упражнений, занятию спортом.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды
об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение
задач интеллектуального и личностного развития.
Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к
занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий,
развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в
достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.
Формы подведения итогов:
Система отслеживания результатов учебно-воспитательного процесса,
формирования у обучающихся знаний, умений, навыков и ключевых
компетенций построена по полугодиям. Первое полугодие – декабрь, второе
полугодие – апрель. При отслеживании результатов используются следующие
формы контроля: контрольные срезы (теоретические знания), участие
соревнованиях (практические навыки и умения). Итоговая аттестация по
итогам 4 лет занятий проводится в форме турнира по швейцарской системе с
присвоением неофициальных степеней уровня овладения знаниями.
Методическое обеспечение программы
№ Название
Форма
Методы
и Дидактическ
базовых
проведен приемы,
ие
разделов
ия
технологии
материалы,
занятий
1. Стратегическ групповы метод
схемы,
ие приемы в е занятия, упражнения,
раздаточные
миттельшпил решения, объяснительно- материалы,
е
разбор
иллюстративны специальная
партий
е
методы литература
Информацион
ная
оснащенность
Доска,
проектор,
презентации,
шахматные
программы,
2. Динамически
е приемы в
миттельшпил
е
групповы
е занятия,
решения,
разбор
партий
3. Особые
приемы в
различных
видах
эндшпиля
групповы
е занятия,
решения,
разбор
партий
4 Тактика в
эндшпиле
групповы
е занятия,
решения,
разбор
партий
обучения,
репродуктивны
е
методы
обучения,
исследовательс
кие
методы
обучения
метод
упражнения,
объяснительноиллюстративны
е
методы
обучения,
репродуктивны
е
методы
обучения,
исследовательс
кие
методы
обучения
метод
упражнения,
объяснительноиллюстративны
е
методы
обучения,
репродуктивны
е
методы
обучения,
исследовательс
кие
методы
обучения
метод
упражнения,
объяснительноиллюстративны
е
методы
обучения,
репродуктивны
е
методы
обучения,
исследовательс
кие
методы
обучения
ноутбук
схемы,
плакаты,
специальная
литература
Доска,
проектор,
презентации,
шахматные
программы,
ноутбук
схемы,
плакаты,
специальная
литература
Доска,
проектор,
презентации,
шахматные
программы,
ноутбук
схемы,
плакаты,
специальная
литература
Доска,
проектор,
презентации,
шахматные
программы,
ноутбук
2.5.1. Электронные образовательные ресурсы
2.5.1.1. Электронные образовательные ресурсы в сети Интернет
https://database.chessbase.com/ Шахматы
https://www.chess.com/ru/lessons Уроки шахмат - интерактивные курсы
https://lichess.org/ Бесплатные шахматы онлайн
https://игра.шахматнаяпланета.рф/ Портал "ШАХМАТНАЯ ПЛАНЕТА"
https://chess-samara.ru/ Шахматы онлайн — игровой портал
2.5.1.2. Обучающие программы и учебные пособия
CT-ART 3.0 «Искусство тактики». Обучающая программа.
"Этюды для практиков" (CD). Обучающая программа.
База данных ChessBase 9.0 (CD). Электронное учебное пособие.
2.6. Календарный учебный график
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (приложение 2).
2.6.1. Программа воспитания обновляется ежегодно и вынесена Рабочую
программу.
2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для детей:
1. Дорофеева,А. «Хочу учиться шахматам» - М.: Russian Chess House, 2008.
2. Журавлев,Н.И. «Шаг за шагом» – М.: ФиС, 1986.
3. Зак,В.Г. «Пути совершенствования» – М.: ФиС, 1988.
4. Карпов,А. «Учитесь шахматам»– М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.
5. Кентлер,А. «Шахматный букварь-раскраска.»- М.: ФСРМПНТС, 2005.
6. Костенюк,А. « Как научить шахматам» – М.: Russian Chess House, 2008.
7. Костров,В. «В какую силу я играю? Гамбиты» – СПб.: «Литера», 2001.
8. Костров,В. «В какую силу я играю? Открытые дебюты» – СПб.:
«Литера», 2001.
9. Костров,В. «В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты» – СПб.:
«Литера», 2001.
10. Сухин,И.Г. « Удивительные приключения в шахматной стране» – Ростовна-Дону: «Феникс», 2004.
11. Хенкин,В.Л. «Последний шах: антология матовых комбинаций» – М.:
ФиС, 1979.
12.Хенкин,В.Л. Издатель «Андрей Ельков», М., 2019, 416 стр., 2-е издание
Для педагогов:
1. Дворецкий М. «Методы шахматного обучения» – Харьков: «Фолио»,
1997.
2. Дорофеева А. «Хочу учиться шахматам» – М.: Russian Chess House, 2008.
3. Журавлев Н.И. «Шаг за шагом» – М.: ФиС, 1986.
4. Зак В.Г. «Пути совершенствования» – М.: ФиС, 1988.
5. Калиниченко,Н.М. «Шахматная стратегия: Полный курс» – М.: ФАИРПРЕСС, 2005.
6. Карпов А. «Учитесь шахматам». – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.
7. Кентлер А. «Шахматный букварь-раскраска» – М.: ФСРМПНТС, 2005.
8. КостенюкА. «Как научить шахматам» – М.: Russian Chess House, 2008.
9. Костров В. «В какую силу я играю? Гамбиты» – СПб: «Литера», 2001.
10. Костров В. «В какую силу я играю? Открытые дебюты» – СПб.:
«Литера», 2001.
11. Костров В. «В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты» – СПб.:
«Литера», 2001.
12. Костьев, А.Н. «Учителю о шахматах» – М.: «Просвещение», 1986.
13. Нейштадт Я. «По следам дебютных катастроф» – М.: ФиС, 1979.
14. Нимцович А. «Моя система» – М.: ФиС, 1974.
15. Панов В. «Курс дебютов» – М.: ФиС, 1961.
16. Пожарский В.А. «Шахматный учебник» – М.: изд. МЭИ, 1996.
17. Попова М. «30 уроков шахматной тактики / М.Попова, В.Манаенков.» –
Тула: 2002.
18. СухинИ.Г. «Удивительные приключения в шахматной стране» – Ростовна-Дону: «Феникс», 2004.
19. Хенкин В.Л. «Последний шах: антология матовых комбинаций» – М.:
ФиС, 1979.
20. Яковлев Н.Г. «Найди лучший ход!» – СПб.: «Литера», 2002.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
2. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н.
Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
3. Добрыня, посол князя Владимира (былина).
4. Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
5. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
6. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
7. Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или
Фосфорический мальчик.
8. Зак В.Г. «О маленьких для больших»-М:Физкультура и спорт, 1973
9. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
10. И.Г. Сухин. Шахматы для самых маленьких.-М.:Астрель 2008
11. Береславский М.Л. «1000 Вопросов шахматиста»- М.Астрель, 2003
12.Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
13. Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей с шахматной тематикой
1.Велтистов Е. Победитель невозможного.
2.Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
3.Лагин Л. Старик Хоттабыч.
4.Надь К. Заколдованная школа.
5.Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
6.Носов Н. Приключения Незнайка и его друзей.
7.Раскатов М. Пропавшая буква.
8.Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
9.Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Возрастные
характерист
ики
обучающихс
я
9-16 лет
Параметры диагностики
I.Особенности
личностной сферы
Контрольные мероприятия,
методики
Наблюдение,
тестирование, решение
задач, опрос,
соревнования
Тестирование, решение задач,
анализ партий
9-16 лет
Личностные достижения
обучающихся в процессе усвоения
предметной программы
Участие в турнирах внутри
объединения, городских и
региональный турнирах
9-16 лет
1. Самооценка (отношение к себе)
Наблюдение,
тестирование, решение
задач, опрос,
соревнования
Тестирование, метод
наблюдения
Тестирование,
конкурсные и иные
творческие
мероприятия, метод
экспертных оценок
Тестирование,
проектные методики
2. Творческие способности
Развитие
Методы
диагностики
-усвоение знаний по базовым
темам программы;
-овладение умениями и навыками,
предусмотренными программой;
-развитие
усидчивости,
целеустремленности, уверенности
в своих силах;
-формирование коммуникативных
качеств,
трудолюбия
и
работоспособности.
I. Теоретические и
практические ЗУН
II.
Практич
еская
творческ
ая
деятельн
ость
обучаю
щихся
Обучение
Направление
диагностики
1. Самоотношение личности
методика «Солнечная система»
Методика «Самооценка»
Контрольный список
характеристик креативной
личности Тест креативности
«Использование предмета»,
анкета для педагогов
Методика определения
самооценки (Т.В.Дембо,
С.Я.Рубинштейн) «Оценка
самоотношения личности» (по
В.В.Столину), тест «Дом,
дерево, человек»,
«Несуществующее животное»
I.Самоорга
низация
свободного
времени
II. Особенности личности в
системе социальных отношений
2. Творческие способности
14 – 16 лет
1.Удовлетворенность отношениями в
группе, положение личности в
коллективе и его сплоченность
2. Коммуникативные навыки
9-16 лет
II.Профессиональное
самоопределение
9-16 лет
Воспитание
1.Удовлетворенность отношениями в
группе, положение личности в
коллективе и его сплоченность
Потребность в продуктивном
проведении досуга
Профессионально важные качества
Профессиональные интересы
Профессиональные намерения,
готовность к выбору профессии
Тестирование,
проектные методики
Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики
Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики
Методы наблюдения,
анкетирования,
тестирование
Анкетирование
Метод наблюдения,
метод экспертных
оценок
Тестирование
Анкетирование
Тест вербальной креативности,
анкета для педагогов
Опросник САН
«Социометрия», анкета «Наши
отношения», анкета
«Сплоченность коллектива»
«Социометрия», «Оценка
психологического климата
коллектива», методика
«Незаконченные
предложения», методика
измерения уровня тревожности
Тест «Коммуникативные и
организаторские способности»
Анкета (адаптированная) «Я и
мое свободное время»
Анкета «Я и мое свободное
время»
Анкета «Профессиональные
качества»
Опросник «Я предпочту»,
«Дифференциальнодиагностический опросник Е.
А. Климова
Анкета «Моя будущая
профессия»,
«Дифференциальнодиагностический опросник Е.
А. Климова