Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Согласовано
Педагогическим советом
Утверждаю
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
_________ Т. А. Прохорова
29.08.2025г.
27.08.2025 г.
Протокол № 1
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«РИТМ»
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 13-18 лет
Дьяконова Татьяна Александровна
Педагог дополнительного образования
г. Людиново
2025
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей художественной направленности, очной формы
обучения, сроком реализации 2 года, для детей
13-18 лет, базового
уровня освоения.
«Быть верным России, служить ей победоносно, храбро и искусно,
развивать патриотические и духовные качества, «естественность» в
Отечестве», - так емко определил назначение истинного гражданина
А.В.Суворов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ритм» основывается на гражданско-патриотическом воспитании,
систематической и целенаправленной деятельности по формированию у
обучающихся патриотического сознания, чувств верности Отчизне.
Бережное отношение к истории родины, к воинской славе дедов и
отцов – первый и совершенно необходимый шаг к строительству
обновленной, крепкой, стабильной России.
Программа
составлена
в
соответствии
с
требованиями
к
образовательным программам системы дополнительного образования
детей на основе следующих нормативных документов
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3.
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций»
4.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей
до 2030 года»;
5.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
6.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648 - 20 «Санитарно - эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
8.
Устав муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества».
9.
Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающихпрограмм.
Актуальность данной программы определена современностью,
социальным заказом государства. В Национальной доктрине образования
Российской Федерации патриотическое воспитание и гражданское
становление подрастающего поколения – одна из актуальных задач
государства и общества. Программа «Ритм» направлена на формирование
основ патриотизма, воспитание уважения к национальной истории и
культуре; ориентирует обучающихся к эмоциональной отзывчивости,
развитию
гражданского
долга.
Программа
востребована
как
обучающимися, так и их родителями: предоставляет возможность
подрастающему поколению проявить себя в творчестве, развивать навыки
активного взаимодействия и сотрудничества, формировать сценический
опыт и уверенность в себе, что особо важно для социальной адаптации.
Новизна данной дополнительной образовательной общеразвивающей
программы состоит в том, что программа объединяет и интегрирует в
единое целое три компонента: хореографическую и строевую подготовку,
музыкальную грамотность и элементы сценического искусства;
комплексно используются методы образовательной и воспитательной
работы, объединенные общими творческими задачами, формирующими
личность обучающихся, сознательную коллективную дисциплину.
Классические методы обучения игре на малых барабанах и хореографии
сочетаются с современными подходами к музицированию, дефиле и
инновационными методами. Программа включает материалы, отражающие
историю и традиции родного края, Калужской области и Людиновского
района, -региональный компонент.
Отличительная особенность данной программы заключается в
концептуальном замысле, позволяющем не только развивать прикладные
умения, но и способствовать выбору нравственной позиции, социальноориентированной
деятельности,
самореализации
и
жизненному
самоопределению.
Образовательный процесс предусматривает сотрудничество с разными
социальными партнерами: учреждениями культуры, спорта, молодёжной
политики. Программа предусматривает участие обучающихся в
муниципальных и межмуниципальных патриотический проектах,
торжественных мероприятиях.
При
составлении
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Ритм» используется приемы игры на
ударных инструментах, из раздела «Ударные инструменты» типовой
программы Л.М. Гурулёва «Методика игры на ударных инструментах»
Москва, 2009г, а также собственный опыт педагогов Дома детского
творчества.
При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и
инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной
программе
с
учетом
особенностей
психофизического
развития
категорий,
обучающихся
согласно
медицинским показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие
речи, заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Программа модифицированная, составлена на основе дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире танца и
музыки».
Особенности возрастной группы:
Обучение рассчитано на детей 13-18 лет
Уровень освоения программы – базовый
Объём программы – 144 часа
Срок освоения программы – 2 года
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом
10мин. Длительность одного академического часа 40 минут.
Условия реализации программы:
По заявлению родителей (или законных представителей) на обучение
набираются дети, освоившие дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу «В мире танца и музыки» или по входной
диагностике, не имеющие медицинских противопоказаний.
Количество обучающихся в группе: 1 год обучения -15-17 человек
2 год обучения -12-15 человек
1.2. Цель и задачи
Цель программы: формирование и развитие патриотизма, активной
гражданской позиции, посредством интеграции национальных традиций и
инновационного процесса в обучении строевой подготовке, игре на маршевом
барабане и публичным выступлениям.
Задачи 1 года обучения
Обучающие:
научить основным правилам игры на малых барабанах;
освоить основные команды, приемы, движения строевой подготовки;
способствовать развитию слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и
координации движений;
освоить технику простого дефиле;
научить выполнять простые хореографические элементы с приемами игры на
барабанах индивидуально и группой.
Воспитательные:
прививать интерес к истории и традициям России;
создать условия для формирования патриотизма у обучающихся;
обеспечить рост качества ответственности и гражданской активности;
воспитывать чувство ритма, координации движений, трудолюбие и
дисциплину.
Развивающие:
развивать творческие двигательные навыки;
развивать креативное мышление, навыки работы в группе и коммуникации;
развить эстетический и художественный вкус музыкального ритма и
хореографии.
Задачи 2 года обучения
Обучающие:
научить исполнять барабанные марши в движении;
освоить акцентированные и трюковые маршевые движения с приемами игры на
барабане;
способствовать синхронности исполнения сложных приемов дефиле;
расширить знания по технике хореографии и дефиле с барабанами;
научить выполнять хореографические композиции маршевого шествия по
строевым схемам и ритмическим рисункам дробей.
Воспитательные:
прививать устойчивый интерес к истории и традициям России;
создать условия для формирования патриотизма у обучающихся;
обеспечить рост качества ответственности и гражданской активности;
воспитывать чувство ритма, координации движений, трудолюбие и
дисциплину.
Развивающие:
развивать творческие двигательные навыки;
развивать креативное мышление, навыки работы в группе и коммуникации;
развить эстетический и художественный вкус музыкального ритма и хореог
1.3. Учебный план 1 год
№ Наименование раздела
Всего
Теория
Практика
Форма
аттестации,
контроля
анкетирование
1. Вводное занятие
1
1
2. Торжественные
2
1
1
патриотические
церемонии в России:
история, традиции,
государственные
символы
3. Малый барабан: правила игры на ударном инструменте 10 ч.
Правила игры на малом
3
1
2
барабане
Музыкальные ритмы и
4
1
3
простые ритмические
рисунки для малого
барабана
Синкопированные
3
1
2
барабанные ритмы
4. Строевая подготовка 10 ч.
Строевые команды,
3
1
2
приемы и движения
Маршевые движения с
4
4
приемами игры на малом
барабане
Строевые команды
3
1
2
тамбурмажора
5. Хореография и дефиле 10 ч.
Простые элементы
2
1
1
хореографии
Техника выполнения шага,
4
1
3
остановок, полуповоротов
Простое дефиле
4
1
3
6. Репетиционно-постановочная работа 38 ч.
Сценические движения,
16
1
строевые схемы и
ритмические рисунки.
Хореографическая
20
1
композиция с малыми
барабанами
2
7. Итоговая и
промежуточная
аттестация
1
1
8. Итоговое занятие
15
19
опрос
викторина
наблюдение
опрос
тестирование
наблюдение
практическое
задание
наблюдение
практическое
задание
выступление
наблюдение
практическое
задание
выступление
2
-
выступление
8. Итого:
72
13
59
1.4. Содержание программы 1 год
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (1ч.)
Теория: Инструктаж по технике безопасности (1ч.)
2. Торжественные патриотические церемонии в России: история, традиции,
государственные символы (2ч.)
Теория: Торжественные патриотические церемонии в России: история, традиции,
Государственные символы Российской Федерации, родного края (флаг, герб, гимн)
(1ч.)
Практика: Церемония поднятия (спуска)/ выноса (относа) Государственного флага
Российской Федерации(1ч.)
3. Малый барабан: правила игры на ударном инструменте (10ч.)
Теория: Малый барабан: правила игры на ударном инструменте. Музыкальные
ритмы и простые ритмические рисунки для малого барабана. Синкопированные
барабанные ритмы (3ч.)
Практика: положение частей тела (спины, головы, рук), захват палочек при игре на
малом; способы выполнения тремоло (открытое, прижимное); приемы ударов (по
корпусу, римшоты, палочка о палочку, о палочку прислоненную к пластику); простые
барабанные рудименты (одиночная, двойная дробь, форшлаг); простые ритмические
рисунки для малого барабана (бит, бластбит) (7ч.)
4. Строевая подготовка (10ч.)
Теория: Строевые команды, приемы и движения. Строевые команды тамбурмажора
(2ч.)
Практика:
Техника строевые команды, приемы, движения: строевая стойка, маршевые шаги,
строевые повороты на месте и в движении с малыми барабанами и без; построение в
шеренгу, ряд, колонну по два, три, четыре под счет и с барабанами; перестроение в
строю: перестроение из одношереножного строя в двухшереножный, перестроение из
одношереножного строя в двух, трёх и четырёхшереножный, перестроение
четырехшереножного строя в веерную фигуру, перестроения из «коробочки» в линии
и колонны, работа над синхронностью линий.
Маршевые движения с приемами игры на малом барабане: поход (ходьба, чередуя
удары ног с ударами палочками), поворот (поворот в определенной
последовательности, чередуя удары), stop GO (короткие остановки с продолжением
движения, меняя ритм игры); двойной шаг (два удара на каждый шаг),
четырехшажный (четыре удара на каждый шаг).
Строевые команды тамбурмажора на месте и в движении: «внимание», «подъѐм
палочек», «начало и окончание исполнения», «тактирование на месте»; повороты на
месте; начало исполнения маршевого ритма; окончание исполнения походного
марша; остановка движения ансамбля без прекращения игры; начало (возобновление)
движения ансамбля с игрой; поворот в движении; перемена направления движения
захождения плечом (8ч.)
5. Хореография и дефиле (10ч.)
Теория: Простые элементы хореографии. Техника выполнения шага, остановок,
полуповоротов. Простое дефиле: построение и связка в движении (3ч.)
Практика:
Простые элементы хореографии: Разучивание позиций: постановка корпуса, позиции
рук (подготовительная 1,2,3), позиции ног (1,2,3,5); выполнение ритмических
движений с соблюдением положения ног (опорная, свободная), направления частей
тела (ног, рук, корпуса, головы); выполнение упражнений (Demi-plie и releve,
Battement tendu, Battement tendu jette, Port de bras aplomb) на координацию у станка и
на середине зала в медленном темпе, с постепенным ускорением, добиваясь
устойчивости корпуса и правильной координации; выполнение комбинаций
упражнений на середине зала.
Техника выполнения шага, остановок, полуповоротов: Танцевальный шаг, приставной
шаг, шаги на полупальцах и пятках; топающий шаг, выставление ноги на носок перед
собой; простой шаг в разном темпе и характере; маршевый шаг (строевой, высокий);
строевая стойка, повороты на месте и в движении, работа головы при повороте
по точкам, поворотов, на месте и в движении; повороты по точкам без ударов и с
ударами в барабан; варианты направления поворотов корпуса или движений в
пространстве и по танцевальным точкам 1-8.
Простое дефиле: построение и связка в движении: шаг и походка дефиле;
упражнения на укрепление мышц спины и живота, шеи и головы, развития
выворотности стоп и голеностопа; выполнение упражнений прохода маршем без игры
на барабане и с игрой; упражнения под маршевую музыку по кругу, в шеренге и в
колонне по два, по четыре, равнение в шеренге и в колонне, движения «дефиле» под
счёт, перестроение по рисунку дефиле и под маршевую музыку; дефиле перед
зеркалом(7ч.)
6. Репетиционно-постановочная работа (36ч.)
Теория: Сценическое движения, строевые схемы и ритмические рисунки.
Хореографические композиции с малыми барабанам (2ч.)
Практика:
Сценическое движение: положение тела, взаимодействие с аудиторией (зрительный
контакт, движения, выражение лица), перенос веса (упражнения на равновесие),
работа над пластикой (упражнения на гибкость, координацию: вращение плечами,
тазом,
вращение
ногами
от
колена),
эмоциональность,
сценичность,
индивидуальность выступления (упражнения для развития сценического движения:
наклоны вперед-назад, вправо-влево; круговые движения туловища; упражнения на
одной пятке, имитация движения с предметом.
Строевые схемы и дроби на месте и в движении: построение, перестроение,
передвижение, размыкание/смыкание, поход, марш; маршевые движения с приемами
игры на барабанах.
Ритмические рисунки из базовых ритмических фигур: игра ритмических рисунков в
разных темпах, с ускорением, игра одинаковых ритмических фигур повторяющимися
ударами (дроби, тремоло).
Хореографическая композиция с малыми барабанами (базовые рисунки, текст
композиции, схемы): барабанная ходьба и барабанный танец (барабанный ритм с
плавными движения, ритм и танцевальные движения, интенсивная игра и энергичные
движения, завершение танца); основные хореографические рисунки и рисунки с
малыми барабанами (линия/шеренга, диагональ, клин, колонна, улица); разводка
номера с малыми маршевыми барабанами (индивидуальные позиции барабанщиц
(центральный, боковой, фронтальный), части, связка, повторение) (34ч.)
7. Итоговая и промежуточная аттестация(2ч.)
Практика: Контрольное занятие «Маршевые движения с приемами игры на малом
барабане». Выступление (2ч.)
8. Итоговое занятие (1ч.)
Теория: Ключевая роль барабанщиц в торжественных церемониях(1ч.)
Подведение итогов. Награждение обучающихся.
1.3. Учебный план 2 год
№
Наименование
раздела
1.
2.
Вводное занятие
1
1
Торжественный
2
1
1
опрос
церемониальный
ритуал как
историческое
наследие России:
честь, культура,
этикет.
Малый барабан: барабанные сигналы, отбивки, марши 10 ч.
Барабанные сигналы и
3
1
2
наблюдение
отбивки
опрос
тестирование
Барабанные марши
4
1
3
Упражнения на малом
3
1
2
барабане
Строевая подготовка 10 ч.
Базовые и ритмические
3
1
2
наблюдение
маршевые движения с
практическое
приемами игры на
задание
малом барабане
Акцентированные
4
4
маршевые движения с
приемами игры на
малом барабане
Трюковые маршевые
3
1
2
движения с приемами
игры на малом
барабане
Хореография и дефиле 10 ч.
3.
4.
5.
Всего
Теория
Практика
Форма
аттестации,
контроля
анкетирование
6.
7.
8.
Техника хореографии
5
1
Дефиле с барабанами
5
1
Репетиционно-постановочная работа 38 ч.
Строевые схемы
17
1
движения
Постановка дефиле
21
1
Итоговое занятие
Итого:
1
72
1
13
4
4
16
20
наблюдение
практическое
задание
выступление
59
1.4. Содержание программы 2 год
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (1ч.)
Теория: Инструктаж по технике безопасности (1ч.)
2. Торжественный церемониальный ритуал как историческое наследие России:
честь, культура, этикет (2ч.)
Теория: Порядок проведения церемонии с барабанщицами (1ч.)
Практика: Основные этапы церемонии с барабанщицами (1ч.)
3. Малый барабан: барабанные сигналы, отбивки, марши(10ч.)
Теория: Барабанные сигналы, отбивки, марши: ритм и темп (3ч.)
Практика:
Барабанные сигналы и отбивки: барабанные сигналы начала, конца, смены темпа,
движения; основные рисунки отбивок на маршевом барабане (одиночные, двойные,
форшлаги;
Барабанные марши: ритмические рисунки для марша
Упражнения на малом барабане: ритмические паттерны и украшения/орнаменты
(быстрые «дроби» и «раскаты») на маршевом барабане (7ч.)
4. Строевая подготовка (10ч.)
Теория: Базовые, ритмические и акцентированные маршевые движения с приемами
игры на малом барабане. Трюковые маршевые движения (2ч.)
Практика:
Базовые и ритмические маршевые движения с приемами игры на малом барабане:
отработка базовых движений (поход, поворот, stop GO); ритмические движения:
двойной шаг (два удара на каждый шаг), четырехшажный (четыре удара на каждый
шаг), быстрые шаги (ускорение темпа.
Акцентированные маршевые движения с приемами игры на малом барабане:
акцентированные движения на первые удары, акцентированные движения на
определенные шаги.
Трюковые маршевые движения с приемами игры на малом барабане:
отработка трюков на месте и в движении с палочками малого барабана (вращение,
подкидывание, сложные комбинации ударов: «восьмёрка» правой/левой рукой –
простая, «восьмёрка» правой рукой – большая, вращение перед собой, «восьмёрка»
правой рукой и левой рукой одновременно с двумя палками, «восьмёрка» с
поворотом назад, «круг» параллельный, «круг» внутренний – вертикальный, «круг»
внешний – вертикальный, «круг» перед собой двумя руками по очереди, «круг» двумя
руками перед собой с поворотом вокруг себя; выброс «палочки» вверх на месте с
элементом «круг» параллельный, выброс «палочки» вверх в движении) (8ч.)
5. Хореография и дефиле (10ч.)
Теория: Техника хореографии. (3ч.)
Практика: (7ч.)
Упражнения на координацию движений (в сочетании с музыкой и без) с ритмом и
ощущения себя в пространстве. Выполнение координационно-корректирующих
танцевальных упражнений на ориентацию в пространстве, движения по заданному
направлению «зигзаги», «восьмёрки», по извилистым линиям и т.д., Упражнения на
раскрепощение мышц тела при выполнении различных движений, на координацию
движений различных частей тела относительно друг друга, на синхронное
выполнение движений рук и ног. Выполнение упражнений на движения рук, ног,
головы. корпуса; повороты наклоны; вращение локтей, кистей рук, корпуса вправо,
влево, подскоки, прыжки, разные виды ходьбы: Спортивный шаг (с высоким коленом
и широким размахом рук), военный шаг (вытянутое колено, широкий размах рук).
Выполнение упражнений для постановки осанки, укрепление пресса, позвоночника,
выравнивание спины, укрепление мышц шеи.
Дефиле с барабанами:
построение: шеренга, колонна, диагонали, круг, квадрат, многоугольник и т.д.;
движения в режиме «дефиле», шаг и походка в дефиле; ориентация в пространстве,
на площадке; трюковые маршевые движения, простые и
усложнённые упражнения («восьмёрка» правой, левой рукой – простая, «восьмёрка»
правой рукой – большая, вращение перед собой, «восьмёрка» правой рукой и левой
рукой одновременно с двумя палками «восьмёрка» с поворотом назад, «круг»
параллельный, «круг» внутренний – вертикальный, «круг» внешний – вертикальный,
«круг» перед собой двумя руками по очереди, «круг» двумя руками перед собой с
поворотом вокруг себя; выброс «палочки» вверх на месте с элементом «круг»
параллельный, выброс «палочки» вверх в движении); отработка построений,
движений и трюков под маршевую музыку и по рисунку дефиле.
6. Репетиционно-постановочная работа (38ч.)
Теория: Строевые схемы движения. Постановка дефиле (2ч.)
Практика:
Строевые схемы и дроби маршевого шествия: дробно- ритмические комбинаций для
маршевого шествия.
Ритмические рисунки дробей и схемы хореографической композиции:
перестроения «Диагональ», «Параллели», «Прочес»и др.; движение по кругу,
развороты во время движения.
Постановка и отработка хореографической композиции: исполнение маршей и
хореографических композиций под фонограмму; отработка маршей в движении с
хореографическим рисунком, исполнение маршей под фонограмму; разучивание
рисунка танцевальной композиции; отработка отдельных частей номера; отработка
синхронности звучания при передвижениях; упражнения на пластику движений;
упражнения на отработку четкости и ритмичности построений и перестроений;
упражнения по сигналам тамбурмажора: начало движений, остановки, повороты,
начало игры, прекращение игры, продолжение движения и др.; упражнения на
отработку всех элементов маршировки, перестроений, соединений игры и введение
сольных музыкальных исполнителей; композиция и постановка целостного
выступления, совершенствование синхронности исполнения сложных приемов
дефиле (36ч.)
7. Итоговое занятие (1ч.)
Теория: Роль патриотических церемоний в формировании гражданской позиции и
сохранении исторической памяти(1ч.)
1.5. Планируемые результаты.
Планируемые результаты 1 года обучения.
Предметные результаты:
В результате обучения по программе обучающиеся:
будут знать правила игры на малых барабанах;
будут освоены основные команды, приемы, движения строевой подготовки;
будет развит музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма и
координация движений;
будет освоена техника простого дефиле;
будут освоены простые хореографические элементы с приемами игры на
барабанах индивидуально и группой.
Личностные результаты:
В результате обучения по программе у обучающихся будет сформированы:
интерес к истории и традициям России;
условия для формирования патриотизма у обучающихся;
рост качества ответственности и гражданской активности;
чувство ритма, координации движений, трудолюбие и дисциплина.
Метапредметные результаты:
В результате обучения по программе у обучающихся:
будут развиты творческие двигательные навыки;
будет развито креативное мышление, навыки работы в группе и коммуникации;
будет развит эстетический и художественный вкус музыкального ритма и
хореографии.
Планируемые результаты 2 года обучения.
Предметные результаты:
В результате обучения по программе обучающиеся:
будут уметь исполнять барабанные марши в движении;
освоят акцентированные и трюковые маршевые движения с приемами игры на
барабане;
будут уметь исполнять синхронно сложные приемы дефиле;
будут расширены знания по технике хореографии и дефиле с барабанами;
научаться выполнять хореографические композиции маршевого шествия по
строевым схемам и ритмическим рисункам дробей.
Личностные результаты:
В результате обучения по программе у обучающихся:
будет сформирован устойчивый интерес к истории и традициям России;
будут сформированы условия для формирования патриотизма у обучающихся;
будет обеспечен рост качества ответственности и гражданской активности;
будет воспитано чувство ритма, координации движений, трудолюбие
дисциплины.
и
Метапредметные результаты:
В результате обучения по программе у обучающихся:
будут развиты творческие двигательные навыки;
будет развито креативное мышление, навыки работы в группе и коммуникации;
будет развиваться эстетический и художественный вкус музыкального ритма и
хореографии.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1.Календарный учебный график (обновляется ежегодно и вынесен в
«Рабочую программу»)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база.
Наличие:
Большой зал для занятий (желательно с зеркалами)
Площадка для строевых занятий на открытом воздухе
Ноутбук (компьютер)
Телевизор
Музыкальная аппаратура
Инструменты и материалы для обучающихся.
Барабаны
Барабанные палочки
Сценические костюмы.
Танцевальная обувь (сапоги)
Костюмы для занятий
Жезл тамбурмажора
Наглядное обеспечение
1.Альбомы
2.Слайд-фильм
3.Учебные фильмы
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную
литературу, разработки отдельных методических аспектов необходимых для
проведения занятий
1. Видеоматериалы и DVD записи отрядов барабанщиц, своих выступлений
2. Музыкально-ритмические игры
3. Ритмические этюды
2.3. Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации разделов дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
выступления на концертах, праздничных шествиях;
участие в конкурсах, фестивалях.
Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Ритм» проходит по окончанию обучения на
праздничном шествии, посвященном «Дню Победы».
При подведении итогов оцениваются следующие параметры:
ЗУН
Мотивация к занятиям
Творческая активность обучающихся
Достижения обучающихся
Показатели эффективности реализации программы.
Активная жизненная позиция и активное участие обучающихся в творческой
жизни объединения и учреждения
Приобретение необходимых умений и навыков в области строевой подготовки
с сочетанием умения играть на барабане, подведение итогов
Владение способами самостоятельного приобретения необходимых знаний из
различных источников информации, включая интернет-ресурсы
Высокий уровень мотивации обучающихся к участию в церемониальных
шествиях и выступлениях на концертных площадках
Умение применить приобретенные компетентности в обучении в ССУЗ и
ВУЗах
2.4. Контрольно-оценочные материалы
Степень достижения результатов оценивается по трем уровням:
Низкий уровень – обучающийся выполняет задания в группе, под руководством
педагога, без желания участвует в выступления коллектива, самостоятельно не
может применить умения и навыки
Средний уровень – обучающийся выполняет задание при консультативной
помощи педагога, охотно участвует в выступлениях коллектива
Высокий уровень – обучающийся выполняет задания самостоятельно, сам
проявляет творчество и инициативу, активно принимает участие в творческой
жизни коллектива.
2.5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Ритм».
«Хореография, дефиле на основе хореографии»
Форма занятий: учебное занятие, конкурсные и концертные программы,
занятия с использованием видеоматериала выступлений коллективов, элементов
ИКТ.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
практический, проектный, наглядный, словесный, наблюдения, стимулирования.
Процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению);
этап углубленного разучивания упражнения;
этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного
представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает,
объясняет и демонстрирует упражнения, движения, а дети пытаются
воссоздать увиденное, опробывают упражнение. Объяснение техники
исполнения дополняет ту информацию, которую обучающийся получил при
просмотре.
Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и
совершенствованием деталей техники его выполнения.
Этап закрепления и совершенствования упражнения характеризуется
образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего
порядка.
Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа. На этом этапе
не только закрепляется двигательный навык у детей, но и создаются условия
для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых
можно использовать в комбинации с другими упражнениями.
При построении занятий необходимо учитывать последовательность этапов:
организационный, основной, итоговый.
По окончании обучения детям выдается свидетельство о дополнительном
образовании.
«Основы игры на барабане»
Формы проведения занятия: круговая тренировка, репетиционно –
постановочное занятие.
Приемы и методы организации учебного процесса: практический,
словесные, наглядные, игровой.
№ Название
базовых
разделов
Форма
проведения
занятий
Методы и
приемы,
технологии
Дидактические
материалы,
Информационная
оснащенность
Раздел
2
Хореография дефиле
Строевая подготовка
Раздел
1
Основы игры на
барабане
Раздел
3
Традиционное
Схемы,
дидактические
практический,
карточки,
репродуктивный, видеоматериал
ы
групповой.
Ноутбук(компьюте
р), телевизор
Флеш- накопители.
Практическое
Наглядный,
Схемы,
занятие, зачет,
практический,
дидактические
Ноутбук
(компьютер),
телевизор
соревнование,
репродуктивный, карточки
турнир,
групповой, в
репетиция.
парах.
Практическое
Репродуктивный, Схемы,
занятие,
наглядный.
занятие,
практическое
занятие, зачет,
Наглядный,
соревнование,
турнир,
дидактические
репетиция,
карточки,
зачет.
видеоматериал
ы.
Флеш- накопители.
Ноутбук
(компьютер),
телевизор
Флеш- накопители.
2 год обучения
Традиционное Наглядный,
Хореография дефиле
Раздел
1
занятие,
практическое
занятие,
зачет,
соревнование,
турнир.
Схемы,
Ноутбук(компьютер),
дидактическ телевизор
практический,
ие карточки,
Флеш- накопители.
репродуктивный, видеоматер
иалы
групповой.
Строевая подготовка
Раздел
2
Игра на барабане
3
Постановочная
работа
4
Практическое
Наглядный,
занятие,
зачет,
практический,
соревнование,
турнир,
Схемы.
Ноутбук (компьютер),
телевизор
Флеш- накопители.
репродуктивный,
групповой, в
парах.
репетиция
Практическое
Репродуктивный, Схемы,
занятие,
Наглядный,
групповой.
репетиция,
Ноутбук (компьютер),
телевизор
дидактическ
ие
Флеш- накопители.
карточки,
зачет.
видеоматер
иалы.
Практическое
Наглядный,
занятие,
практический,
репетиция.
репродуктивный,
Схемы,
видеоматер
иалы
Ноутбук (компьютер),
телевизор
Флеш- накопители.
групповой.
1.6. Календарный учебный график.
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ.
Рабочие программы обновляются ежегодно и вынесены в отдельный документ.
2.6.1.Программа воспитания обновляется ежегодно и вынесена в «Рабочую
программу»
2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Ленинград: Искусство,
1983
2.
Гурулев Л.М. «Методика игры на ударных инструментах» Москва, 2009
3.
Зиневич В., Борин В. Курс игры на ударных инструментах (I, II часть)
4.
Кайзант Г. Ритмические упражнения. Лейпциг. 1976.
5.
Крамме Е. Школа джазовой игры на ударных инструментах. Лейпциг,
1981.
6.
Кузьмин Ю. Школа игры на ударных инструментах, I,II часть, М., 1965.
7.
Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Редакция
В.Штеймана. М., «Музыка». 1987.
8.
Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ. М., «Военное
издательство». 1994.
9.
Осадчук В. Этюды для малого барабана. Ленинград, «Музыка», 1989.
10.
Роздрабудов А. Школа игры на ударных инструментах. Учебное
пособие – М.Издательство ИД Ката-ИСКО, 2010
11.
Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная
гимнастика. – М.: Просвещение, 1989.
12.
Руководство по применению тамбурмажора при управлении ансамблем
в строю. «Оркестровая служба МСО РФ», М., 1983.
13.
Секрет танца. Составитель Васильева Г.К.– М.: ТОО «Динамит», ООО
«Золотой век», 1997.
14.
Слизкова Е.В. Педагогика дополнительного образования. - Москва:
Изд.Юрайт, 2023.
15.
Утемов В.В. Креативная педагогика. – Москва: Изд.Юрайт, 2023.
Литература для родителей и обучающихся:
1.
Андреев М. Основные вопросы начального обучения игре на ударных
инструментах //Основы начального обучения игре на ударных инструментах
военного оркестра. – М., 1972. – С.164-211.
2.
Егоров Т. Ритмические упражнения для малого барабана. М.,
«Просвещение», 1995.
3.
Екатерина Бурмистрова. Взрослеем с подростком. М.:Никея, 2017-224 с
4.
Зиневич В. Курс игры на ударных инструментах. Ч 1. М., 1979
5.
Кроковяк Г.М. Воспитание осанки: гигиенические основы. Пособие для
учителей и родителей. – Л.: Феникс, 1963. – 64 с.
6.
Курпан Ю.И. Оставайся изящной! – М.: Советский спорт, 1991. – 64 с.
7.
Левейко И.Д. Лечебная физкультура при дефектах осанки, сколиозах и
плоскостопиях. – Л.: Здоровье, 1963. – 64 с.
8.
Мирская Н.Б. Нарушения осанки, типичные ситуации. – М.: Чистые
пруды, 2005. – 30 с.
Приложение 1
Анкетирование на выявление учебной мотивации
«Учебная мотивация»
Название объединения____________________Педагог___________________
год обучения__20_____/20____
Ф.И.О. обучающегося_________________
Дата __________
1
Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.
0123
2
Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.
0123
3
Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее,
чем сидеть на уроках, учиться.
0123
4
Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.
0123
5
Все, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция.
0123
6
Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.
0123
7
Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.
0123
8
Если на уроке царит обстановка недоброжелательности,
излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.
0123
9
Я испытываю интерес только к отдельным предметам.
0123
10
Считаю, что успех в учебе - немаловажная основа для уважения
и признания среди одноклассников.
0123
11
Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и
разносов со стороны родителей и учителей.
0123
12
Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам
решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.
0123
13
Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным,
культурным человеком.
0123
14
Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская
обязанность на данном этапе моей жизни.
0123
15
На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня
очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на
его вопросы.
0123
16
Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с
ребятами работу (в паре, бригаде, команде).
0123
17
Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои
школьные успехи.
0123
18
Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
0123
19
Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту,
природе и т. д.).
0123
20
Учеба в моем возрасте - самое главное дело.
0123
21
В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.
0123
Ключ методики
Мотивы
Номера ответов
Познавательные
2 9 15
Коммуникативные
3 10 16
Эмоциональные
1 8 21
Саморазвития
6 13 19
Позиция школьника
7 14 20
Достижения
5 12 18
Внешние
4 11 17
Инструкция. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты
учишься танцам. Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов - почти не имеет значения;
1 балл - частично значимо;
2 балла - заметно значимо;
3 балла - очень значимо.
Мотив – движущая сила человека, У каждого человека может быть огромное
количество мотивов его деятельности. Проще всего мотивы объединить в
группы.
Познавательные мотивы — мотивы учения, обусловленные содержанием или
самим процессом учения. Люди, у которых выявляются познавательные мотивы
любят учиться, быть включенным в процесс познания.
Коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение. Если
ведущими мотивами становятся коммуникативные, то для человека будут
представлять интерес люди, обладающие определенными качествами. Во время
учебы человек скорее всего будет говорить с соседом по парте. Его можно
заинтересовать диалоговой формой урока по типу вопрос-ответ, или групповой
работой.
Эмоциональные мотивы – мотивы завязанные на получение определенных эмоций
(значимости, уподобления, радости и юмора.). В учебной деятельности людей, чьи
ведущие мотивы – эмоциональный, следует поощрять личностно, не в плане
выполнения заданий, а личностные качества, значимость его мнения для
окружающих.
Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.
Для того, что бы заинтересовать человека с ведущим мотивом саморазвития
необходимо для каждого упражнения (темы) давать пояснения чем она важна и что
может развить в личности, как пригодиться в жизни.
Позиция школьника - отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением
обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной
ситуации. Человек как правило гордится своим положением и социальным статусом
школьника. Формируется в начальной школе. Ученики с высокими баллами по
данной позиции редко бывают проблемными учениками (на уроке).
Мотив достижения — устойчиво проявляемая потребность человека добиваться
успеха в различных видах деятельности. Для подкрепления данного мотива у
учащегося используются оценки, понимая как они ставятся ( за что), он будет
выполнять необходимые требования учителя. Здесь главное не шантажировать
учащегося оценками.
Внешние мотивы – группа мотивов, не связанная с внутренними переживаниями
учащегося. Как правило внешние мотивы формирует социум, в первую очередь
семья. И в зависимости от требований, предъявленных ученику, будет зависеть его
поведение во время урока. Здесь необходимо узнать, что служит мотивом учебной
деятельности и показать, как можно достичь результатов для достижения
удовлетворения потребностей, породивших данный мотив.
Приложение 2
Карта наблюдений «Определение уровня воспитанности обучающего»
Название объединения_____________________________
Педагог______________________
год обучения__202_/202_
Возможные оценки наблюдаемых характеристик:
3– оцениваемая характеристика выражена полно, проявляется во всех ситуациях;
2 – оцениваемая характеристика выражена неполно, проявляется в некоторых ситуация, не всегда;
1 – оцениваемая характеристика выражена плохо, почти никогда не проявляется
Уровень проявления качества
15.
14.
13.
12.
11.
10.
9.
8.
7.
6.
5.
4.
3.
2.
ФИО учащегося
1.
Качество личности
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1
2
Полугодие
1.
Эрудиция
(начитанность,
глубокие
знания в какойлибо области):
- прочность и глубина знаний
- культура речи
- аргументированность суждений
- сообразительность
- использование дополнительных
источников
2. Прилежание (отношение к
учебе):
старательность
добросовестность
и
- регулярность и систематичность
знаний
- самостоятельность
- внимательность
- взаимопомощь
3. Трудолюбие (отношение к
труду):
организованность
сообразительность
и
- бережливость
- привычка к самообслуживанию
следование
безопасности в работе
правилам
- эстетика труда
4. Я и природа:
- бережное отношение к земле,
растениям, животным
- стремление сохранить природу
в
повседневной
жизнедеятельности и труде
- помощь природе
5. Я и общество (отношение к
общественным
нормам
и
законам):
-
выполнение
правил
для
школьников
- выполнение правил внутреннего
распорядка
- следование нормам и правилам
человеческого общежития
милосердие
как
противоположность жестокости
- участие в жизни класса и школы
6.
Эстетический
вкус
(отношение к прекрасному):
- аккуратность
- культурные привычки в жизни
внесение
эстетики
повседневную жизнь
в
- умение находить прекрасное в
жизни
- посещение культурных центров
7. Я (отношение к себе):
- сам управляю собой, своим
поведением
- умею организовать свое время
- соблюдаю правила личной
гигиены, забочусь о здоровье
- у меня нет вредных привычек
Приложение 3
Тест на креативность
Лист ответов
Название
объединения_________________________Педагог______________________
год обучения__202_/202_
Ф.И.О. обучающегося_________________
Дата
__________
Инструкция: В листе ответов номерами от 1 до 10 отмечены характеристики
творческой личности. Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в
какой степени у каждого ребенка проявляются вышеописанные характеристики.
Возможные оценочные баллы:
1 - никогда,
2 - редко,
3 - иногда,
4 - часто,
5 - постоянно.
№ Характеристики
Баллы
1
Ощущать
тонкие,
неопределенные,
сложные
особенности
окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение
сложностей).
2
Выдвигать и выражать большое количество различных идей по
решению проблемы (беглость генерирования идей).
3
Предлагать идеи различных типов и в различных областях
деятельности (гибкость).
4
Предлагать дополнительные детали,
(находчивость, изобразительность).
5
Проявлять воображение,
прогнозированию.
6
Демонстрировать поведение, которое является неожиданным,
оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность
и продуктивность).
7
Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову идеи, если
чувство
версии
юмора
и
или
решения
способность
к
она является типичной, общепринятой; выдвигать различные идеи и
выбирать лучшую (независимость, нестандартность).
8
Предлагать сразу несколько решений одной и той же проблемы.
9
Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие
затруднения. Брать на себя ответственность за нестандартную
позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный
стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).
10
Иметь свое собственное
(настойчивость).
мнение
и
упорно
отстаивать
его
Контрольный список характеристик креативной личности
Данная методика является вариантом карты наблюдения, которая заполняется
самим педагогом или группой педагогов, с целью выявления уровня развития
креативности у обучающихся. Креативность понимается как способность к
творчеству, которая проявляется в нестандартности мышления и поведении, также
в осознании и развитии своего опыта.
Инструкция:В листе ответов номерами от 1 до 10 отмечены характеристики
творческой личности. Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в
какой степени у каждого ребенка проявляются вышеописанные характеристики.
Возможные оценочные баллы:
1 - никогда,
2 - редко,
6 - иногда,
7 - часто,
8 - постоянно.
Интерпретация результатов
10-25 баллов - низкий уровень креативности
26-40 баллов – средний уровень
41-50 баллов – высокий уровень креативности
Креативность— творческие способности индивида — способности
порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления,
быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуцированию
принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый
фактор. Среди способностей интеллектуальных выделена в особый тип. Согласно
А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но
теряемая большинством под воздействием среды. Согласно П. Торренсу,
креативность включает в себя:
1) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости
знаний;
2) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе
выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию
результата решения.
Приложение 4
Тестовая карта коммуникативной деятельности
Лист ответов Тестовая карта коммуникативной деятельности
Название
объединения_________________________Педагог_____________________
_
год обучения__202_/202_
Ф.И.О. обучающегося_________________
Доброжелательность в
общении
с
окружающими
2. Стремление
внимательно
выслушать
3. Проявление
собеседника
инициативы
при
вступлении в контакт
4. Открытость
(свободное
выражение чувств,
отсутствие «маски»)
5. Активность (все время
в
общении,
с
удовольствием
разговаривает
на
различные темы)
6. Гибкость
(легко
схватывает
и
разрешает
возникающие
проблемы,
конфликты)
7. Умение
находить
контакт
как
со
сверстниками, так и со
взрослыми
Дата
__________
Недоброжелательность
1.
7
6
5
4
3
2
1
7
6
5
4
3
2
1
Нежелание
слушать других
7
6
5
4
3
2
1
Безынициативность
7
6
5
4
3
2
1
7
6
5
4
3
2
1
7
7
6
6
5
5
4
4
3
3
2
2
1
1
Закрытость
(стремление
держаться
за
социальную
роль,
боязнь
своих
Пассивность
(не
недостатков,
управляет
процессом
тревожность)
общения,
чаще
молчит, чем говорит)
Жесткость
(не
замечает изменений в
настроении
окружающих)
Неумение общаться с
теми, кто отличается
по возрасту
Обширный
круг
друзей и знакомых
9. Стремление
к
установлению
контактов с новыми
людьми
10. Стремление
выполнять задание
совместно
с
друзьями
11. Непринужденное
поведение
даже
в
малознакомом
коллективе
8.
7
7
7
7
6
6
6
6
5
5
5
5
4
4
4
4
3
3
3
3
2
2
2
2
1
Узкий круг общения
1
Нежелание
общаться с
незнакомыми
1
людьми
Стремление
выполнять задание в
одиночестве
1
Ощущение
неуверенности
незнакомом
коллективе
В данную тестовую карту, разработанную на основе анкеты А. А.
Леонтьева, включены 11 пар личностных качеств, характеризующих
уровень развития коммуникативной компетентности у школьника. Для
определения этого уровня педагог должен заполнить тестовую карту и
подсчитать общее количество баллов по всем одиннадцати позициям на
каждого ребенка.
Интерпретация результатов
65-77 баллов - высокий уровень коммуникативной компетентности
50-64 баллов - уровень коммуникативной компетентности выше среднего
49-38 баллов - средний уровень коммуникативной компетентности
37-26 баллов - уровень коммуникативной компетентности ниже среднего
25-0 баллов - низкий уровень коммуникативной компетентности
Сводная таблица
Уровень коммуникативной компетенции
Фио
1.
2.
3.
4.
высокий
выше
среднего
средний
ниже
среднего
низкий
в
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Приложение 5
2.5.1. Электронные образовательные ресурсы:
№
1. Ритмы и рисунки
дефиле, с малым
барабаном.
2. Современные ритмы
на малом барабане
3. Дефиле с малым
барабаном
4. Танцевальная
композиция с малым
барабаном
5. Правило строевой
подготовки
Ссылка
https://rutube.ru/video/ea335e8a722829147e07cbe87
905928c/
https://ya.ru/video/preview/6061965980143729613
https://ya.ru/video/preview/2146444763055400001
https://ya.ru/video/preview/8035916302472456869
https://ya.ru/video/preview/7503923771909858041