Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район» Калужской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Согласовано
педагогическим советом
30.08.2024 г.
Протокол № 1
Прохорова
Татьяна
Александровна
Утверждаю
директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
________________Т.А.
Прохорова
Подписано цифровой
подписью: Прохорова
30.08.2024 г.
Татьяна Александровна
Дата: 2024.09.09 16:35:41
+03'00'
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 9-14 лет
Подгорная Наталия Алексеевна
Педагог дополнительного образования
Г.Людиново
2024г.
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей художественной направленности, очной формы обучения,
сроком реализации 1 год, для детей 9-14 лет базового уровня освоения. Язык
реализации русский.
Занятия изобразительной деятельностью выступают как действенное
средство развития творческого воображения и зрительной памяти,
пространственных
представлений,
художественных
способностей,
изобразительных умений и навыков, волевых качеств личности ребёнка, его
индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством
нравственного и эстетического воспитания детей.
Программа знакомит с техниками рисования: сухой и масляной пастели,
углем, гуашью, гелевой ручкой. В процессе обучения дети знакомятся с
историей возникновения данных техник. Программа включает беседы и
культурно-досуговую деятельность, которая предусматривает работу с детским
коллективом и с родителями и включает в себя: мероприятие на каникулах,
праздники, посещение выставок изобразительного, декоративно-прикладного
искусства.
Участие в конкурсах детского творчества, в праздниках, выставках,
акциях даёт почувствовать обучающемуся свою личную значимость и
значимость своего труда, а также служат хорошей мотивацией для успешного
обучения, повышают веру в способности и талант ребёнка, ставят перед ним
дальнейшие цели и стимулируют интерес к творческой деятельности.
Программа составлена в соответствии с требованиями к образовательным
программам системы дополнительного образования детей на основе
следующих нормативных документов.
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
8. Устав муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества». (указываете устав
вашего учреждения)
9. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ.
(указываете положение вашего учреждения если оно есть.)
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на:
формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;
на организацию свободного времени обучающихся;1
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному
искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитанию
целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи, что даёт
возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным
искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению
народных традиций. Знания, умения, навыки обучающиеся демонстрируют
своим сверстникам, выставляя свои работы на выставках и конкурсах. Главный
смысл программы – возможность связи искусства с жизнью человека, его роль
в повседневном бытии.
В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и
творческие способности, но и воспитываются определённые качества личности.
Появляется оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся
организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый
эмоциональный настрой. Деятельная дружественная атмосфера в коллективе
помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к
жизни других людей.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
1
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о
простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной
перспективе, композиции, декоративной стилизации форм, правилах
правополушарного рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах
изобразительного искусства и красоте природы.
Отличительная особенность данной программы от ранее существующих
программ в этой области, заключается в том, что программа ориентирована на
применение широкого комплекса различного дополнительного материала по
изобразительному искусству. В программу включен такой раздел как
правополушарное рисование. Занятия правополушарным рисованием для ребенка –
это не только овладение техникой рисования и создание художественного образа.
Это формирование умения обобщать и передавать знания и впечатления,
полученные в процессе творческой деятельности педагогу, родителям, другим
детям. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на
овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной
познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному
искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов
учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил
изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и
инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
развития категорий, обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Программа модифицирована на основе авторской программы «АдекАРТ»
автор М.С. Митрохиной, программы «Выше радуги» разработчик Н.А. Подгорная г.
Людиново, программы «Изобразительное искусство» разработчик Бимурзиева Х.С.
Особенности возрастной группы
Обучение рассчитано на детей 9-14 лет
Уровень освоения программы –базовый.
Объём программы - 216 часов
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 часа
Условия реализации программы:
Для обучения на программу принимаются дети, закончившие обучение по
программе «Мир творчества» и «Вверх по радуге дуге». Набор в группы
осуществляется по заявлению родителей. Для обучения на программу могут быть
приняты дети без предварительной подготовки и успешно прошедшие входящую
диагностику. Количество человек в группе - 15.
Формы организации образовательного процесса - групповая, по
подгруппам, индивидуальная, самостоятельная работа.
Виды занятий - учебные занятия.
4
Цель программы: развитие творческих и художественных способностей
у
обучающихся через приобщение их к изобразительной деятельности.
Задачи
Обучающие:
расширить знания о жанрах изобразительного искусства;
научить работать с различными художественными материалами (гуашь, пастель,
уголь, гелевая ручка);
изучить разновидности техник выполнения в изобразительном искусстве
(набрызг, рисование полусухой кистью, гелевыми ручками, кляксография,
живопись по сырому, граттаж),
научить раскрывать тему в изображении,
Развивающие:
развить
у обучающихся чувственно-эмоциональные проявления:
внимание, память, фантазию, воображение;
развить колористическое видение;
улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера.
Воспитательные:
сформировать у обучающихся устойчивого интереса к искусству и
занятиям художественным творчеством;
способствовать
воспитанию терпения, усидчивости, аккуратности,
трудолюбия.
1.3. Учебный план
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3
Наименование темыВсего Теория Практика Формы
аттестации/
контроля
Вводное занятие. Техника
3
3
безопасности.
Правополушарное
14
3,5
11,5
Тематическая
рисование
выставка
Создание горизонтального
0,5
2,5
2
фона картины. «В жарких
странах».
Горизонтальный фон
0.5
2,5
2
картины. Рисование
пальцами. «На море».
Радужный фон картины. «В
0,5
2,5
2
горах».
«Дельфины»
0,5
2,5
2
Рисование ватными
0.5
2,5
2
палочками. «Осенний
пейзаж».
Создание вертикального
0,5
1,5
2
фона. «Под дождём».
Создание кругового фона.
0,5
2,5
2
«Таинственная ночь».
Раздел 2. Живопись
71
12
59
Творческая
работа
5
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
Натюрморт.
Осенний 2
букет. Теплые краски.
Палитра
осени.
Этюд 2
осеннего дерева с натуры.
Палитра
осени. 4
Панорамный пейзаж.
Натюрморты в технике 4
«гризайль»
Этюд фигуры человека
2
Палитра зимы «Зимняя 4
сказка»
Палитра зимы. Вид из окна. 2
Холодные краски.
Палитра весны. Натюрморт 2
«Весенний букет»
4
Палитра
весны.
Вишневый сад. (техника
алла прима)
15
Пейзажи родного края
15
Мы в ответе за тех, кого
приручили»
15
Рождественское чудо
Раздел 3. Рисунок
104
Натюрморт из фруктов и
овощей.
Натюрморт.
Осенний
букет. Техника
рисования
пастелью.
Рисование с натуры.
Натюрморт «Новогодний
букет». Техника работы
пастелью.
Натюрморт.
Нарциссы
(пастель)
Искусство
портрета.
Мужские и женские черты.
Искусство портрета. Вид в
профиль
Ракурс. Рисование людей,
животных
в
сложном
ракурсе.
Зарисовки
животных
(уголь)
Зарисовки птиц (уголь)
Пейзажные
зарисовки
(уголь,)
Архитектурные
сооружения.
Детали
архитектурных
сооружений.
Перспектива.
-
2
-
2
1
3
1
3
1
2
3
-
2
-
2
1
3
3
2
12
13
3
12
17,5
86,5
8
2
6
6
1
5
9
-
9
9
-
9
6
1
5
9
1
8
4
1
3
9
2
7
9
2
2
1
7
1
2
0,5
1,5
Практическая
работа
6
4.12
4.13
4.14
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11
6
7
Драпировка,
выявление
конструкции, объема
Иллюстрации к сказке
(гелевая ручка)
Мультипликационные
герои гелевой ручкой.
Раздел 4. Композиция.
Решение творческих задач
по темам
Дорожные приключения
Диагностика графических
и живописных навыков
Мое
прекрасное
имя.
Графическое решение
Подготовка рисунков к
конкурсам и выставкам.
Малиновый звон.
Мама – солнышко мое
«Мы
иллюстраторы»:
буквица,
фронтиспис,
разворот
Снежная королева. Образ
девушки зимы
«Космические фантазии»
«Моя
семья»
коллективный портрет
Композиция «Зоопарк»
Светлая пасха.
Промежуточный
и
итоговый контроль
Заключительное занятие
Итого
2
1
1
14
3
11
15
2
13
89
16,5
72,5
2
-
2
2
0,5
1,5
8
1
7
11
9
4
1
1
1
10
8
3
9
1
8
9
9
1
1
8
8
9
10
6
1
1
6
8
9
-
1
216
1
-
Творческая
работа
1.4. Содержание программы
I. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория. Знакомство обучающихся с целями и задачами программы.
Инструктаж по технике безопасности.
II. Правополушарное рисование
Теория. Просмотр презентации о правополушарном рисовании.
Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о
технике правополушарного рисования.
Практика. Тренировочные упражнения на листах формата А5:
горизонтальный, диагональный и круговой фоны.
2.1. Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах».
Теория. Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая
цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.
Практика. Выполнение рисунка «В жарких странах» гуашью: создание
грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью
губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти.
2.2. Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На
море».
7
Теория. Грунтование. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон.
Передний и дальний планы. Тень.
Практика. Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание
грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального
цветного фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с
помощью кисти (парусники, птицы, остров, дерево) и пальцев (облака,
скала).
2.3. Радужный фон картины. «В горах»
Теория. Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы.
Формирование чувства композиции и ритма. Свет и тень.
Практика.
Выполнение рисунка «В горах» гуашью: создание грунтовочного слоя,
выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и
передним планами с помощью кисти (горы, птица) и пальцев (свет на
горах).
3. Живопись
Теория.
Практика. «Этюд фигуры человека» (человек в окружении природы,
умение найти композиционный центр). «Палитра зимы»: «Зимняя
сказка» зимний пейзаж в технике снежного узора на стекле (умение
передать красоту зимней природы используя минимум цвета). «Вид из
окна» (умение быстро схватить состояние зимней природы, развитие
наблюдательности и внимательности). Натюрморт «Новогодний
букет» (закрепление техники рисования с натуры, богатство оттенков
зеленого, игра на нюансах, умение передать свечение предметов, блики
на игрушках). «Палитра весны»: умение передать пробуждение природы,
цветение (техника акварели в пастельных тонах). Отработка умения
отобразить на бумаге реальные предметы (форма, пропорции, цвет).
Последовательное ведение работы, выбор формата, умение передавать
состояние погоды и природы, развитие наблюдательности и
внимательности.
4. Рисунок.
Теория. Основы конструктивного рисунка. Анализ конструкции формы,
перспектива, определение точек схода. Драпировка как объемная
форма, конструктивные линии. Техника, приемы рисования пастелью.
Повторение пропорций фигуры, лица человека. Понятие «Ракурс».
Умение изобразить человека и животных в сложных ракурсах. Понятие
движения в рисунке, как движение линии в пространстве. Соотношение
размеров по вертикали и горизонтали, определение угла наклона
предметов.
Правила
построения
архитектурных
сооружений.
Знакомство со средствами выразительности архитектуры. Знакомство с
новыми материалами. Приемы рисования масляной пастелью.
Штриховка, растушевка. Понятие о колорите, который состоит из
оттенков и нюансов одного цвета.
Практика. Рисование натюрмортов с натуры. Конструктивное
построение натюрморта, передача перспективы, пропорций предметов,
светотеневая проработка формы. Овладение техникой штриховки
графитным карандашом, развитие чувства тона. Рисование портрета в
8
профиль. Построение от общего к частному, последовательное ведение
работы. Разбор отличий женских и мужских черт при рисовании
портрета. На основе полученных навыков, обучающиеся рисуют
портрет своей семьи, друзей (умение уловить характерные особенности
черт лица, передать настроение). Архитектурные сооружения. Детали
архитектурных сооружений. Определение общей формы предмета,
выделение основных его частей, определение их формы и величины.
Выяснить пространственное размещение частей относительно друг
друга.
Выделение
более
мелких
частей
и
определение
пространственного расположения их по отношению к основным.
Передача перспективы в графической архитектурной композиции,
умение последовательно вести работы, от общего к частному.
Построение драпировки, выявление конструкции, передача светотени.
Наброски людей и животных в сложных ракурсах. Умение быстро и
выразительно схватывать, цельность восприятия. Натюрморт
«Нарциссы» (отработка навыка рисования пастелью, сохранение
цветовых отношений).
5. Композиция.
Теория. Закрепление понятий композиция, равновесие, статика,
движение. Разбор композиций на основе произведений русских и
зарубежных художников.
Знакомство
с
понятием
буквица,
фронтиспис, разворот. Отличие иллюстрации от картин. Плакатная
живопись.
Практика. Свободные композиции
на
различную тематику:
«Дорожные приключения» (диагностика графических и живописных
навыков, умение передать особенности той или иной местности, выбор
цветовой гаммы.) Создание
образов
природы
в
разных
колористических решениях в композициях: «Снежная королева»,
«Космические фантазии» (создание образа объекта, передача
настроений, выбор формата, развитие творческого воображения).
Композиции «Зоопарк» (умение работать коллективно, добиваясь одной
цели, знакомство с основными шрифтами). «Мама – солнышко мое»
(ритм, яркое, выразительное цветовое решение). «Мы - иллюстраторы»
(подготовка эскизов, выполнение шрифтовой композиции, создание
макета книжной иллюстрации). Подготовка рисунков к конкурсам
(умение выбрать сюжет по предложенной теме, самостоятельно вести
работу от начала до конца). Композиция «Малиновый звон» (развитие
зрительной памяти, конструктивного мышления, фантазии, умение
передать объем, следуя поэтапно от общего к частному). Композиция
«Моя семья» (отражение в сюжетной композиции образа семьи,
выявление характеров).
Композиция «Светлая пасха» (применение навыков сопоставления
части и целого в видимом образе, предмете, конструкции, видеть
пропорциональное отношение частей внутри целого и предметов между
собой)
6. Промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
проходит в форме выставки-конкурса «Зимний вернисаж». Итоговый
9
контроль проходит в форме выставки-конкурса «Дорогами творчества»
7. Заключительное занятие. Подведение итогов выставки-конкурса
«Дорогами творчества». Награждение победителей и призеров.
1.5. Планируемые результаты
Предметные:
• обучающиеся расширят знания о жанрах изобразительного искусства;
• научится работать с различными художественными материалами (гуашь,
пастель, уголь, гелевая ручка);
• будут знать разновидности техник выполнения в изобразительном искусстве
(набрызг, рисование полусухой кистью, гелевыми ручками, кляксография,
живопись по сырому, граттаж),
• будут уметь раскрывать тему в изображении,
Метапредметные:
у обучающихся разовьются чувственно-эмоциональные проявления:
внимание, память, фантазию, воображение;
будет развито колористическое видение;
улучшится моторика, пластичность, гибкость рук и точность глазомера.
Воспитательные:
будут проявлять устойчивый, интерес к искусству и занятиям
художественным творчеством;
будут проявлять терпение, усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
10
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно - тематический план
(составляется ежегодно) вынесен в Рабочую программу (Приложение 1).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Успешной реализации учебного процесса способствует соответствующая
материально-техническая база: Материально-техническое обеспечение занятий
Перечень необходимых материалов и инструментов для одного
обучающегося на учебный год.
Оборудованный кабинет для занятий ИЗО: столы для рисования, доска
магнитно-маркерная, проектор, ноутбук.
ГУАШЬ (12 цветов)
1коробка
КИСТИ (БЕЛКА) №1,2,3, щетина
4 шт.
плоская№7 или кисти синтетика
ПРОСТЫЕ КАРАНДАШИ М, ТМ.
2 шт.
БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛИ (20 ЛИСТ.)
2 упаковки
ЛАСТИК
1 шт.
ВАТМАН
2 шт.
ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ
1 упаковка
ГУБКА
1 шт.
2.3. Формы аттестации
Итоговая аттестация учащихся проводится по итогам освоения программы
и осуществляется в форме выставки творческих работ.
Аттестация обучающихся проводится по нескольким критериям:
Посещаемость занятий в течение отчетного периода – 1-3 балла
Качество исполнения творческих работ – 1-3 балла
Творческий подход – 1-3 балла
Освоение техник рисования – 1-3 балла
В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень
освоения программы:
Высокий – 10-12 баллов
Средний – 5-9 баллов
Низкий до 5 баллов
Методики
оценки
обучающихся,
направленных
на
развивающие/воспитательные задачи:
-Тест на мышление и креативность (Дж. Брунер) (Приложение 1)
- Методика САН (приложение 2)
2.5. Методические материалы
Методы обучения, используемые в рамках программы учебного
предмета «Грим»: • вербальный (рассказ, беседа, объяснение);
• наглядный (наблюдение, демонстрация);
• практический (творческие).
Занятия необходимо проводить с привлечением наглядных пособий,
иллюстративного материала, слайдов, просмотра видеоархивов.
Теоретические занятия должны быть неразрывно связаны с
практическими, и являться их логическим продолжением. Важно с первых
занятий приучать учащихся использовать теоретические знания в работе. Для
11
поддержания интереса к предмету, особенно важно на начальном этапе
уравновешивать по времени изучения теоретическую и практическую часть
занятия. При разборе новых тем, педагогу необходимо использовать
наглядный иллюстративный и видеоматериал, а также руководствоваться
принципом постепенности и последовательности обучения. Педагогу следует
поощрять и тактично направлять любые проявления творческой инициативы
учащихся, нахождение новых идей в выполнении работ. От этого во многом
будет зависеть успеваемость обучающихся. При реализации программы
используются современные образовательные методы: Метод создания
проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде
доступной, образной и яркой проблемы. Метод создания креативного поля
(или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для
обеспечения творческой атмосферы в коллективе.
Дидактическое обеспечение
Дидактический материал включает в себя специальную и дополнительную
литературу, разработки отдельных методических аспектов необходимых для
проведения занятий (Приложение 2).
2.5.1 Электронные образовательные ресурсы.
№ Раздел ( модуль)
1
Правополушарное рисование
2
Живопись
Ссылка
https://vk.com/video/@id229240052?z=video229240052_45623
9029%2Fpl_229240052_-2
https://vk.com/video/@id229240052?z=video229240052_45623
9025%2Fpl_229240052_-2
https://vk.com/video/@id229240052?z=video229240052_45623
9042%2Fpl_229240052_-2
https://vk.com/video/@id229240052?z=video229240052_45623
9043%2Fpl_229240052_-2
3
4
Рисунок
Композиция
https://yandex.ru/video/preview/7651563515783918490
https://yandex.ru/video/preview/1882830527273812572
https://yandex.ru/video/preview/16041709209333078069
https://yandex.ru/video/preview/12941134654278119096
2.6. Рабочая программа
Составляется ежегодно и выносится в отдельный документ (приложение
1).
12
2.7. Список литературы
Литература для педагога
1. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя/
2002.
2. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в
рисовании/ Дошкольное воспитание. 2002.- №2
3. Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арттерапия/ 2012.
4. Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих
способностей средствами арттерапии»/ 2009.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк:
Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвящение,1991.
6. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных
технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010.
7. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.: 2005.
8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми – нетрадиционные техники, планирование,
конспекты занятий/ ООО ТЦ Сфера: 2009г.
9. Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике рисования/ М.:
Педагогическое общество России, 2005
10.Корчаловская, Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих
способностей дошкольников. Методическое пособие / Н.В. Корчаловская, 13
Г.Д. Посевина. – М.: 2003.
11.Кузин, В.С. Преемственность в изобразительной деятельности
дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей детских
садов и учителей начальных классов / В.С. Кузин. – М.; Просвещение, 1974.
12.Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания
/ Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1981.
13.Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения/М.: 2007.
14.Полякова Н.В. Образовательные технологии. Н.В. / Научно-практический
журнал “Завуч”№ 5, 2005.
15.Рутковская, А. Рисование в начальной школе / А. Рутковская. – СПб.: 2001.
16.Селевко Г.К “Современные образовательные технологии”/ М.: 1998.
17.Эдверде Б. Художник внутри вас/Пер. с англ.; Худ.обл. Б.Г. Клюйко.- Мн.:
ООО «Попурри», 2000.- 256 с.: ил. ISBN 985-438-491-8.
18.Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ М.: Мозаика, 2007.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
1. Молцмен Стенли Рисуем пейзаж/ перевод с англ. А.Ф. Зиновьев. – 2 –е
изд. / Стенли Молцмен. – Минск, ООО Попурри, 2003.
2. Солга Ким Учимся рисовать / Ким Солга. – М.: Издательский дом «Гамма»,
1998.
3. Сэвидж-Хаббард Кэтти Приключения в мире живописи / Кэтти СэвиджХаббард, Роуз Спейшер М., Издательский дом «Гамма», 1998.
4. Эймис, Л. Дж. «Рисуем 50 животных» / пер. с англ. 4-е изд./ Эймис Л. Дж. –
Минск, ООО Попурри, 2003.
Сайты, использованные для разработки программы и организации
образовательного процесса:
1. Фон по диагонали. https://www.youtube.com/watch?v=Wi4qVDnKza0
2. Фон от центра https://www.youtube.com/watch?v=eqO_4NKSRis
14
Словарь юного художника
Блик – самая светлая часть на предмете.
Гуашь – непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в
декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом
смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым,
желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным).
При механическом смешивании этих пар дополнительных цветов
получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета
называются также контрастными.
Живопись — это один из основных видов изобразительного искусства;
представляет собой художественное изображение предметного мира
цветными красками на поверхности.
Изображение
– воссоздание
действительности
в
художественных
образах, то, что изображено
(рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).
Изобразительное искусство – раздел пластического искусства,
объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на
воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном
облике.
Картина – произведение живописи, имеющее самостоятельное
художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и во многих видах графики.
Композиция – способ расположения предметов, их объединение,
выделение главного образа.
Контур – линия, передающая внешнее очертание животного, человека
или предмета.
Линия горизонта – это линия, разделяющая небо с поверхностью земли
или воды.
Натюрморт – картина, на которой изображены неодушевленные
предметы (фрукты, овощи, посуда и т.п.).
Мольберт – подставка, обычно деревянная, на которой художник
помещает во время работы картину, рисунок и т. д. Существуют треножные
мольберты и состоящие из вертикальных стоек, укрепленных на
горизонтальном основании.
Пейзаж – картина, на которой изображена природа.
Портрет – это картина, на которой изображён человек.
Свет – это освещаемая часть поверхности предмета.
Тень – это неосвещённый ил слабоосвещённый участок изображаемого
предмета, а также неосвещенный участок за предметом, куда не попадает
свет.
Фон – это основа для композиции, на которой располагаются все
изображаемые предметы.
Штрих – черта, короткая линия.
Эскиз – это быстрый набросок будущей картины.
Этюд – небольшая по размеру картина, выполненная с натуры.
15
16
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I.
Теоретиче
ские и
практичес
кие ЗУН
Обучение
Направление
диагностики
Возрастные
характерист
ики
обучающихс
я
9-14 лет
Параметры диагностики
I.Особенности
личностной
сферы
Развитие
II. Практическая
творческая
деятельность
обучающихся
Обучающиеся Личностные достижения
всех
обучающихся в процессе усвоения
возрастов
предметной программы
9-14_лет
1. Самооценка (отношение к себе)
2. Творческие способности
Методы
диагностики
Наблюдение,
анкетирование, опрос,
анализ творческих
работ; тесты
достижений
Анализ продуктов
творческой
деятельности:
презентации работ,
участие в городских и
региональных
выставках, конкурсах;
метод наблюдения;
метод экспертных
оценок
Тестирование, метод
наблюдения
Тестирование,
конкурсные и иные
творческие
мероприятия, метод
экспертных оценок
Контрольные мероприятия,
методики
Викторина по «Жанры
изобразительного искусства»
Создание индивидуальных
творческих работ:
Выставка –конкурс «Зимний
вернисаж»
Выставка-конкурс «Дорогами
творчества»
методика «Солнечная система»
Методика «Самооценка»
Контрольный список
характеристик креативной
личности Тест креативности
«Использование предмета»,
анкета для педагогов
1. Самоотношение личности
I.Самоорга
низация
свободного
времени
II.Профессионал
ьное
самоопределени
е
Воспитание
II. Особенности личности в
системе социальных отношений
2. Творческие способности
9-14 лет
1.Удовлетворенность отношениями в
группе, положение личности в
коллективе и его сплоченность
1.Удовлетворенность отношениями в
группе, положение личности в
коллективе и его сплоченность
2. Коммуникативные навыки
9-14лет
9-14лет
Потребность в продуктивном
проведении досуга
Профессионально важные качества
Профессиональные интересы
Тестирование,
проектные методики
Тестирование,
проектные методики
Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики
Социометрические и
референтометрические
методы; наблюдение;
проективные методики
Методы наблюдения,
анкетирования,
тестирование
Анкетирование
Метод наблюдения,
метод экспертных
оценок
Тестирование
Методика определения
самооценки (Т.В.Дембо,
С.Я.Рубинштейн) «Оценка
самоотношения личности» (по
В.В.Столину), тест «Дом,
дерево, человек»,
«Несуществующее животное»
Тест вербальной креативности,
анкета для педагогов
Опросник САН
«Социометрия», анкета «Наши
отношения», анкета
«Сплоченность коллектива»
«Социометрия», «Оценка
психологического климата
коллектива», методика
«Незаконченные
предложения», методика
измерения уровня тревожности
Тест «Коммуникативные и
организаторские способности»
Анкета (адаптированная) «Я и
мое свободное время»
Анкета «Я и мое свободное
время»
Анкета «Профессиональные
качества»
Опросник «Я предпочту»,
«Дифференциальнодиагностический опросник Е.
А. Климова
Профессиональные намерения,
готовность к выбору профессии
Анкетирование
Анкета «Моя будущая
профессия»,
«Дифференциальнодиагностический опросник Е.
А. Климова