Игровой фольклор 2024

Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Принята на заседании
педагогического совета
от 30.08.2024 г.
Протокол № 1
Прохорова

УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
Подписано цифровой Т.А. Прохорова
подписью: Прохорова
30.08.2024 г.

Татьяна Александровна
Татьяна
Дата: 2024.08.20
Александровна 15:10:44 +03'00'

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Игровой фольклор»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 5 лет

Автор разработчик:
Молодькова Александра Сергеевна,
педагог дополнительного образования

г. Людиново, 2018 г.

1.

2018 г.-Разработана программа «Игровой фольклор»

2.
3.
4.
5

2021 г.-Разработан 4 год обучения
2021 г.-Разработана программа воспитания.
2022 г.- Разработан 5 год обучения
2023г. –обновлена программа в соответствии с Приказом Министерства

просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Данная
программа
является
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей художественной направленности, очной формы обучения,
сроком реализации 4 года, для детей 9-13 лет базового уровня освоения.
Программа позволяет дать основные представления обучающихся о
фольклоре.
Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков
– осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности,
преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам.
По типу программа является модифицированной.
Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к
образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе
следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
года № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7.Устав МКОУ ДО «Дом детского творчества»
8. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
9. Положение о проведении итоговой аттестации обучающихся.
Данная программа актуальна, т.к. она подходит для образования детей с
различным уровнем подготовки на любой стадии обучения и обусловлена острой
необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно
здоровой личности, защиты и развития ее духовности.
Новизна данной программы состоит в взаимосвязи народного пения,
театрального искусства, хореографии, что реализуется посредством музыкальных
спектаклей, где дети поют, танцуют и играют роль.
Значимость программы заключается в том, что традиционная культура
рассматривается здесь как знание, без которого общество не может развиваться,
традиции – как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных
коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития.
Отличительной особенностью программы является наличие в ней регионального
компонента: значимое место занимает изучение характерных особенностей песенного,
игрового творчества Калужской, Брянской, Орловскойгуберний.

При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и инвалидов,
организация образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной программе
с учетом особенностей психофизического развития категорий, обучающихся согласно
медицинским показаниям, для следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,

заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Адресат программы: Возраст обучающихся от 6 до 14 лет
Объём программы:864 часов (576 групповых часов, 288 часов индивидуальных).
Групповые
Индивидуальные Всего за год
занятия
занятия
1 год обучения 144
72
216
2 год обучения 144
72
216
3 год обучения 144
72
216
4 год обучения 144
72
216
5 год обучения 144
72
216
Формы обучения: очная, очная с применением дистанционного обучения
Режим занятий: Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа.
Индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю по одному часу.
Виды занятий: групповые, индивидуальные, малые группы
Срок освоения программы: 5 лет
Уровень освоения программы: базовый
В группу первого года обучения принимаются все желающие по заявлению
родителей, специального отбора не производится. Оптимальное число
обучающихся в группе не должно превышать 12 человек. Такой состав позволяет
обратить внимание как на всю группу в целом, так и на каждого участника в
отдельности,
работать
отдельными
мини
группами.
Программой
предусматривается свободная, открытая и гибкая система добора в группы не
только первого и второго годов, но и третьего года обучения на основе
диагностики способностей детей.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для творческой самореализации личности,
формирование ключевых компетенций обучающихся через обучение основам
исполнительского искусства русской народной песни, знакомство
с
особенностями этнографии родного края.
Задачи:
Обучающие:
• изучение характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров
и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства;
• изучение музыкальной терминологии;
• выработка умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно,
так и в составах ансамбля;
• формирование умения самостоятельно разучивать вокальные партии;
• формирование умения сценического воплощения народной песни, народных
обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;

- формирование навыков фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;
• формирование навыков публичных выступлений;
• приобретение детьми знаний, умений и навыков народного танца и игры на
шумовых инструментах, позволяющих сопровождать ансамблевое исполнение
народной песни.
Воспитательные:
• воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
• формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности.
Развивающие:
• развитие музыкальной памяти, мышления;
- развитие творческих способностей;
-развитие сценической и исполнительской культуры, манеры поведения на сцене.
-развить артистические, эмоциональные качества у детей средствами фольклора
Психолого-педагогические
особенности
развития
детей,
участвующих
в реализации программы.

1.3.

Содержание программы
Первый год обучения

Цель: ознакомление с народным календарём,
элементарными навыками
образования по фольклору.
Задачи:
образовательные:
•
дать основы правильной певческой установки;
•
виды певческого дыхания;
•
дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной
мудрости, красоты и жизненной силы;
•
освоить репертуар, предусмотренный программой.
развивающие:
•
развить интерес к народным традициям;
•
развитие дикции и артикуляции.
воспитательные: воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам,
доброжелательность, вежливость и культуру поведения;
•
воспитывать потребность в общении с музыкальным искусством;
•
воспитывать любовь к природе, к родному краю, чувство доброты,
толерантность через усвоение содержания исполняемых песен;
•
привитие уважительного отношения к народным традициям своего народа.

Учебный план 1 года обучения
№

1

Раздел

Вводное занятие

Количество
часов
Всего Теоретические Практические
занятия
занятия
Групповые
2
2
-

Формы
контроля

2

3
4
5
6
7
8
9

10

«Техника
певческого
дыхания»
«Развитие чувства
ритма»
«Артикуляционный
аппарат»
«Подготовка
выступлению»
«А
мы
Масле
дожидали»
«Пасха»

24

6

18

Контрольное
занятие

22

6

16

18

4

14

14

14

-

Контрольное
занятие
Контрольное
занятие
-

14

4

10

Концерт

22

6

16

«Весна красна,
тёплое летечко»
Работа над
концертным
репертуаром
Диагностика ЗУН

14

2

12

8

-

8

Контрольное
занятие
Контрольное
занятие
-

4

-

4

2

-

2

144

44

106

11. Итоговое занятие
ИТОГО:

Конкурс
фестиваль
Контрольное
занятие

№
1

Индивидуальные занятия два раза в неделю по 1 часу.
Тема
Всего
теория
практика
Постановка голоса
72
10
62

Содержание
Вводное занятие.
Теория:
правила поведения в кабинете и Центре. Режим работы. Ознакомление с
программой трёх лет обучения. Правила по технике безопасности. Знакомство с
историей предмета.
Раздел «Техника певческого дыхания».
Теория: Певческое дыхание и для чего оно нужно.
Практика: Упражнения на дыхание:
-Кошка;
-Шарик.
Раздел «Развитие чувства ритма».
Теория: Ритм- чередование различных длительностей в музыке. Для чего он
нужен. Практика: Упражнения на выработку ритма. Хореографические и игровые
упражнения.
Раздел «Артикуляционный
аппарат».
Теория: что такое артикуляция?
Практика: Упражнения на устранение дефектов речи, упражнения на четкую
дикцию. (Скороговорки)
Раздел «Подготовка к выступлению».
Практика: Повторение изученного материала
Раздел «А мы Масленку дожидали».
Теория:- Знакомство с масленицей
Практика: Масленичные песни, игры и хороводы. Занятие-праздник с родителями
«Масленицу провожаем, Христова дня дожидаем».
Раздел Великий Пост. Подготовка к Пасхе.
Теория:

-Значение Поста, особенности постового времени, постная еда, поступки хорошие
и плохие (грехи);
• Середокрестье – середина поста (на четвёртой неделе Великого поста).
• 22 марта Сороки, день весеннего равноденствия. Закликание жаворонков.
• «Верба хлёст, бьёт до слёз». Вербное воскресенье и его традиции.
• Страстная седмица.
• «Дорого яичко ко Христову дню». Значение праздника Пасхи, традиции
пасхального столования.
Практика: заклички, разучивание пасхальных песен.
Раздел «Весна красна, тёплое летечко»
Теория:
• Красная горка – первый весенний праздник.
• 6 мая Егорьев день;
• Беседа о предстоящих летних праздниках.
Практика: весенние хороводы, игры; разучивание летних песен и хороводов.
Отчётный концерт «Ой, весна-красна!». Тема
Раздел Работа над концертным
репертуаром
Подготовка к отчетному концерту.
Диагностика ЗУН
Раздел Итоговое занятие-праздник для родителей «Потеха – делу не помеха».
Прогнозируемые результаты первого года обучения
Предметные результаты
• что такое фольклор;
Знать
• правильную певческую установку;
• виды певческого дыхания;
• традиции.
• четко артикулировать;
Уметь
• чисто интонировать;
• слушать при пении другого поющего;
• Правильно брать дыхание.
Личностные результаты
• испытывать положительные эмоции во время
занятия вокалом;
• быстро вступать в контакт с участниками
коллектива и с педагогом во время занятий вокалом
владеть

Метапредметные результаты
• правильной певческой установкой
• видами певческого дыхания

Второй год обучения.
Цель: сформировать у учащихся представление о традиционной народной
культуре (система календарного земледельческого круга и праздников народного
календаря), основы исполнительских навыков.

Задачи:
образовательные:
 познакомить с основными средствами музыкальной выразительности;
 освоить знания по народной культуре в целом (освоение народных
традиций);
 познакомить с календарными праздниками.
развивающие:
 развивать музыкальные способности детей, исполнительскую деятельность;
 совершенствовать певческие навыки;
 развивать навыки двухголосного и одноголосного ансамблевого пения
воспитательные:
 воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа;
 воспитывать любовь к природе, к родному краю, чувство доброты,
толерантность через усвоение содержания исполняемых песен

Учебный план 2 года обучения
№

Раздел

1
2
3

Формирование групп 2
Вводное занятие
2
«Пение на опоре»
22

Количество часов
Теоретические Практизанятия
ческие
занятия
Групповые
1
1
1
1
6
16

4

«Унисон»

22

6

16

5

«Двухголосие»

28

10

18

«Дорогая
14
Масленица»
7 Великий пост.
П 28
Христова.
8 «Весна-красна, что
12
нам принесла?»
9 Работа над
8
концертным
материалом
10 Диагностика ЗУН
4

4

10

10

18

2

10

-

8

-

4

11 Итоговое занятие

-

2

Всего

6

2

Индивидуальные

Контрольное
занятие
Контрольное
занятие
Контрольное
занятие
Концерт
Контрольное
занятие
Контрольное
занятие
-

Конкурс
фестиваль
Контрольное

занятие
ИТОГО:

№
1

144

40

102

Индивидуальные занятия два раза в неделю по 1 часу.
Тема
Всего
теория
практика
Постановка голоса
72
10
62

Содержание
Вводное занятие
Теория: Правила поведения на занятиях по вокалу. Режим работы. Ознакомление с
программой второго и третьего года обучения. Правила по технике безопасности.
Практика: Повторение изученного материала за первый год обучения.
Календарный круг.
Раздел «Пение на опоре»
Теория: Беседа о правильной постановке звука на опору.
Практика: «Ставим» звук на опору
• Перед звукоизвлечением набираете воздух в "живот" и в "бока", в "нижние
ребра" до отказа;
• Не поднимая грудь и плечи, удерживаете воздух в себе;
• Начинаете петь, изо всех сил выдавливая диафрагму и живот вперёд,
упираясь в неё с внутренней стороны.
• И только по окончании фразы можете снизить давление во избежание
переутомления и головокружения.
Раздел «Унисон»
Теория: Что такое унисон?.
Практика: Попевки на выработку унисона
Раздел «Двухголосие»
Теория: Знакомство с двухголосными произведениями.
Практика: Исполнение двухголосных произведений.
Раздел «Дорогая наша Масленица»
Теория: Название и обычаи каждого дня.
Практика: Подготовка и проведение масленичной недели. Масленичные песни,
игры и хороводы. Занятие-праздник с родителями «Ты прощай, прощай,
Масленка».
Раздел Великий Пост. Пасха Христова
Теория: Традиции Поста и празднования Пасхи.
• 22 марта Сороки, день весеннего равноденствия. Закликание жаворонков.
• Вербное воскресенье и его традиции.
Практика: исполнение тематических песен.
Раздел «Весна-красна, что нам принесла?»
Теория. Приметы весны, весенние праздники:

• Красная горка – первый весенний праздник.
• 6 мая Егорьев день. День Георгия Победоносца.
• Беседа о предстоящих летних праздниках.
Практика: весенние хороводы, игры; разучивание летних песен и хороводов.
Раздел «Работа над концертным материалом»
• Повторение песен
Раздел Диагностика ЗУН
Раздел Итоговое занятие-праздник для родителей «Разгар весны - предлетье».
Прогнозируемые результаты второго года обучения
Знать

•

основные певческие навыки: внимание, вдох,
задержка дыхания, начало пения, окончание
пения;
• определение унисона;
• календарные праздники.

Уметь

•

Обладать
личными
качествами

в ансамбле исполнять двухголосие;
• петь в унисон;
• обладать коммуникативными навыками внутри
своего коллектива;
• обладать навыками правильного поведения во
время сценического выступления и посещения
концертного зала

Метапредметные

•

владеть навыками двухголосного пения
• правилами начала и окончания пения

Третий год обучения
Цель: развивать навыки ансамблевого пения, умения чувствовать друг друга в
ансамбле.
Задачи:
образовательные:
 изучить семейно-бытовые обряды и праздники;
 освоение исполнения фольклорного материала;
 знать особенности северного и южного диалектов
развивающая:
 осуществлять музыкальное, образное, творческое развитие обучающихся;
развивать коммуникативные навыки;
 использовать разные динамические оттенки;
 продолжать знакомство с основами народного творчества

 вырабатывать основные певческие навыки, вырабатывать навыки
двухголосного пения, совершенствование певческих навыков, развивать
навыки ансамблевого пения.
воспитательная:
 воспитывать основные нравственные черты, присущие русскому народу;
 развивать навыки совместной деятельности в коллективе, воспитывать
доброжелательное отношение друг к другу, осознавать свою собственную
уникальность

№

1
2
3
4
5
6
7

8

9

Раздел

Комплектование
групп
Вводное занятие
«Цепное дыхание»

2
12

2
32

«Динамические
22
оттенки голоса»
«Диалектное пение» 14

6

16

4

10

«Как на масленой
неделе»
Великий пост.
П
Христова.
«В хороводе были
мы».
Летние
гулянья
и праздники.
Работа над
концертными
номерами
Диагностика ЗУН

14

4

10

14

4

10

14

4

10

Контрольное
занятие
Концерт

12

-

12

-

2

-

2

2

-

2

Конкурс
–
фестиваль
Контрольное
занятие

144

36

108

10 Итоговое занятие
ИТОГО:

№
1

Учебный план 3 года обучения
Количество часов
Формы
Теоретические Практические контроля
занятия
занятия
Всего
Групповые
2
4
44

Контрольное
занятие
Контрольное
занятие
Контрольное
занятие
Концерт

Индивидуальные занятия два раза в неделю по 1 часу.
Тема
Всего
теория
практика
Постановка голоса
72
10
62

Содержание
Вводное занятие
Теория. Ознакомление с программой третьего года обучения. Правила по технике
безопасности.
Практика. Повторение изученного материала. Календарно-земледельческий круг.
Раздел «Цепное дыхание»
Теория. Цепное дыхание-хоровой исполнительский прием.
Практика: Работа над выработкой цепного дыхания.
Раздел «Динамические оттенки»
Теория: Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой
Практика: Упражнения на развитие динамического слуха
Раздел «Диалектное пение»
Теория: Знакомство с диалектным пением.
Практика: Разучивание народных песен с диалектом.
Раздел «Как на масленой неделе»
Теория: Традиции и обычаи Масленицы.
Практика: Масленичные песни, игры и хороводы. Праздничная вечерина.
Раздел Великий Пост. Пасха Христова
Теория: традиции Поста
Практика: былины, поучительные были.
Раздел «В хороводе были мы». Летние гулянья и
праздники».
Теория: Беседа о предстоящих летних праздниках.
Практика: разучивание приуроченных к ним песен и хороводов. Отчётный
концерт «Цветное коромысло над землёй повисло».
Раздел «Работа над концертными номерами»
- Повторение изученного материала
Раздел Диагностика ЗУН (тестирование, опрос).
Раздел Итоговое занятие-праздник для родителей «Всякий человек у
делапознаётся».
Прогнозируемые результаты третьего года обучения
Знать

Уметь

Обладать личными
качествами
Метапредметные

•

календарные и семейно-бытовые обряды, обычаи
и праздники;
• особенности северного и южного диалектов
• Использовать разных динамических оттенков в
вокальной практике;
• исполнять изученный фольклорный материал
• обладать умением собраться на сцене, хорошо
чувствовать своих партнёров во время
выступления
• иметь представление о различии северного и

южного диалектов
• празднование календарных праздников

Четвертый год обучения
Цель: создание условий для творческой самореализации посредством концертной
и конкурсной деятельности.
Задачи:
образовательные:
 изучать жанры и обряды русского фольклора.
 познакомить с особенностями народного творчества Калужской, Брянской,
Орловской областей.
 познакомить с особенностями фольклорных игр в разных формах русского
обрядового фольклора.
развивающие:
 развивать артикуляционный аппарат;
 развивать гармонический, вокальный слух;
 формировать навыки освоения фольклорного материала на примере
Брянской и Орловской области;
 формировать навык публичного выступления на концертных площадках
разного уровня.
воспитательные:
 уважения к традициям и особенностям культурного наследия родного края,
семейным ценностям, основанным на взаимопонимании и уважения друг
другу и старшему поколению;
 формировать национальное самопознание на основе русского фольклора.
 прививать культуру общения,
умение работать в
ансамбле,
исполнительскую культуру, манеры сценического поведения.

Учебный план 4 года обучения
№

Раздел

2
14

Количество часов
Теоретические Практические
занятия
занятия
Групповые
2
4
10

14

4

10

10

2

8

60

-

60

Всего

1
2
3
4

Вводное занятие
Традиционный
свадебный обряд
Хоровод. Его
разновидности
Элементы народной
хореографии
Изучение песенного

Формы
контроля

Контрольное
занятие
Контрольное
занятие
Контрольное
занятие
Концерт

8

материла
Масленичная неделя
Пасха Христова
Работа над
концертными
номерами
Диагностика ЗУН

9

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО:

144

20

124

5
6
7

№
1

14
14
12

4
4
-

10
10
12

Концерт
Концерт
-

2

-

2

Конкурс
–
фестиваль
Контрольное
занятие
/концерт

Индивидуальные занятия два раза в неделю по 1 часу.
Тема
Всего
теория
практика
Постановка голоса
72
10
62

Содержание
Вводное занятие
Теория. Ознакомление с программой четвертого года обучения. Правила по
технике безопасности.
Раздел «Традиционный свадебный обряд»
Теория. Традиции и порядок проведения обрядов
Практика: Изучение свадебных песен, ритуальных движений.
Раздел «Хоровод. Его разновидности»
Теория. Что такое хоровод? Какие есть разновидности?
Практика: Изучение разновидностей русского хоровода и хороводных песен
Круговые (карагод);
Плясовые;
Игровые.
Раздел «Элементы народной хореографии»
Теория. Особенности хореографии Брянской, Орловской областей?
Практика: Изучение хореографических элементов:
 «Ключ»;
 «Моталочка»;
 «Дробные выстукивания»
Раздел «Изучение песенного материала»
Практика: Изучение песенного материала Брянской, Орловской областей
Раздел «Масленичная неделя»
Теория. Традиции и обряды масленицы
Практика: Разучивание масленичных песен и игр.

Раздел «Пасха Христова»
Теория. История праздника и традиций.
Практика: Изучение пасхальных песен.
Раздел «Работа над концертными номерами»
Практика: Повторение изученного материала. Работа над сценическим движением.
Раздел Диагностика ЗУН (тестирование, опрос).
Раздел Итоговое занятие/концерт
Планируемые результаты четвертого года обучения
знать

•
•

уметь

•

Личностные
качества

метапредметные

особенности свадебного обряда;
особенности народного творчества Калужской,
Брянской, Орловской областей;
• особенности фольклорных игр в разных формах
русского обрядового фольклора;
• различные жанры фольклора и их место в
традиционной культуре
различать особенности народного творчества
Калужской, Брянской, Орловской областей;
• исполнять изученный фольклорный материал;
• работать в ансамбле, малых группах.
•

обладать умением собраться на сцене, хорошо
чувствовать своих партнёров во время выступления;
• проявлять волю к победе;
• обладать коммуникативными навыками внутри
своего коллектива
•

владеть артикуляционной и дикционной техникой
• техникой певческого дыхания

5 год обучения
Цель: создание условий для творческой самореализации посредством концертной и
конкурсной деятельности.
Задачи:
образовательные:
 изучение жанры народной песни и танца;

 Расширять знания и представления детей о национальной культуре и
традициях
русского народа.
развивающие:
 Развивать навыки многоголосного ансамблевого пения

 Развивать навыки акапельного пения в ансамбле
 Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления;
 Развивать коммуникативные качества детей посредством народных
танцев, игр, забав.
 совершенствовать певческие навыки;
воспитательные:

 Воспитывать уважительное отношение к ценностям народной культуры, к
истории России, чувства патриотизма и гордости за русский народ
 Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа.
 Прививать культуру общения, умение работать в ансамбле.

Учебный план 5 года обучения
№

Раздел

2
14

Количество часов
Теоретические Практические
занятия
занятия
Групповые
2
4
10

Всего
Вводное занятие

Формы
контроля

1

Многоголосное
пение

2

Акапельное пение

15

4

10

3

10

2

8

60

-

60

14
14
12

4
4
-

10
10
12

Концерт
Концерт
-

8

Элементы народной
хореографии
Изучение песенного
материла
Масленичная неделя
Пасха Христова
Работа над
концертными
номерами
Диагностика ЗУН

Контрольное
занятие
Контрольное
занятие
Контрольное
занятие
Концерт

2

-

2

9

Итоговое занятие

2

-

2

Конкурс
–
фестиваль
Контрольное
занятие

4
5
6
7

/концерт
ИТОГО:

№
1

144

20

124

Индивидуальные занятия два раза в неделю по 1 часу.
Тема
Всего
теория
практика
Постановка голоса
72
10
62
Содержание

Вводное занятие
Теория: Правила поведения на занятиях по вокалу. Режим работы. Ознакомление с
программой пятого года обучения. Правила по технике безопасности.
Раздел «Многоголосное пение»
Теория: Знакомство с многоголосными произведениями
Практика: Исполнение многоголосных произведений:
-Ниточка тоненькая
Закрепление навыков нефорсированого звука
Раздел. «Акапельное пение»
Теория: Знакомство с акапельными произведениями
Практика: Исполнение акапельных произведений:
-Моя милая
Закрепление навыков двухголосного пения
Раздел «Элементы народной хореографии»
Теория. Особенности народной хореографии
Практика: Изучение хореографических элементов:
«Сложный ключ»;
«Припадания»;
«Дроби»
Раздел «Изучение песенного материала»
Практика: Изучение песенного материала Брянской, Орловской областей
Раздел «Масленичная неделя»
Теория. Традиции и обряды масленицы
Практика: Разучивание масленичных песен и игр.
Изучение народных движений,
Работа с певческим дыханием
Раздел «Пасха Христова»
Теория. Изучение пасхальных традиций.
Практика: Изучение пасхальных песен,
Выработка четкой дикции и интонирования
Раздел «Работа над концертными номерами»
Практика: Повторение изученного материала. Работа над сценическим движением.
Раздел Диагностика ЗУН (тестирование, опрос).
Раздел Итоговое занятие/концерт
Планируемые результаты пятого года обучения
знать

•
•

различать жанры народной песни и танца
особенности фольклорных игр в разных формах

русского обрядового фольклора
уметь

•
•
•
•

Личностные
качества

•
•
•

метапредметные

•
•

в ансамбле исполнять акапельное пение
в ансамбле исполнять многоголосное пение
исполнять изученный фольклорный материал
работать в ансамбле, малых группах.
обладать умением собраться на сцене, хорошо
чувствовать своих партнёров во время выступления
проявлять волю к победе
обладать коммуникативными навыками внутри
своего коллектива
владеть артикуляционной и дикционной техникой
техникой певческого дыхания

1.4 Планируемые результаты по окончании обучения по образовательной
программе «Игровой фольклор»
• правильную певческую установку;
Знать
• виды певческого дыхания;
• традиции;
• календарные праздники;
• календарные и семейно-бытовые обряды, обычаи и
праздники;

различные жанры фольклора и их место в
традиционной культуре
• четко артикулировать;
• чисто интонировать;
• слушать при пении другого поющего;
• правильно брать дыхание;
• в ансамбле исполнять двухголосие;
• петь в унисон;
• использовать разных динамических оттенков в
вокальной практике;
• работать в ансамбле, малых группах.

•

Уметь

Обладать
личными
качествами

•

испытывать положительные эмоции во время занятия
вокалом;
• быстро вступать в контакт с участниками
коллектива и с педагогом во время занятий вокалом;
• обладать коммуникативными навыками внутри
своего коллектива;
• обладать навыками правильного поведения во время
сценического
выступления
и
посещения
концертного зала

Метапредметные

•
•
•

владеть навыками многоголосного пения
видами певческого дыхания
артикуляционной и дикционной техникой
• навыками сценической и исполнительской культуры

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.Календарный учебный график (см. в «Рабочей программе», корректируется
ежегодно)
2.2. Условия реализации программы
Для реализации программы «Игровой фольклор» необходимо:
кадровое обеспечение:
 педагог по фольклору, обладающий знаниями в области фольклора и
народного творчества, владеющий методическими и педагогическими
компетенциями;
 концертмейстер,
владеющий
инструментом
для
сопровождения
выступлений обучающихся для репетиционной, работы во время занятий.
материально-техническое обеспечение:
 хорошо оборудованный, освещенный, проветриваемый кабинет;
 наличие посадочных мест по количеству обучающихся;
 инструмент для аккомпанирования (баян, аккордеон, фортепиано);
 народные ударные иструменты;
 Флэш карта с записями фольклорного материала;
 аудио и видеотека с записями фольклорного материала, собственных
выступлений;
 соответствующий реквизит для проведения праздников;
 народные костюмы для выступлений
 информационное обеспечение:
 контактные группы в соц. Сетях;
 страница на сайте образовательного учреждения
2.3 Формы аттестации
Уровень и качество освоения обучающимися образовательной программы
«Игровой фольклор»:
 контрольные занятия;
 концертные выступления;
 отчетные концерты;
 участие в конкурсах и фестивалях;
 анкеты, тесты, кроссворды и творческие задания;
2.4 Оценочные материалы

Оценка уровня освоения образовательной
программы
осуществляется
посредством проведения диагностики. При этом используются следующие формы
проведения диагностики:
• творческие зачёты;
• опрос;
• конкурсы;
• отчетные концерты.
Оценка результатов воспитания определяется посредством диагностики уровня
сформированности качеств личности. За основу взята методика профессора
Красноярского
государственного университета
автора
М.И.
Шиловой «Минимальная
диагностическая программа изучения
уровня проявления воспитанности».
2.5. Методическое обеспечение программы
Первый год обучения
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методы,
Форма
Дидактически й Информационн
№ Раздел
програм приемы
и проведения
материал
ая
технологии
занятий
оснащенность
п/ м ы
п
1

Вводное
занятие

2

«Осень,
осень,
гости
недель
восемь»

3

Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический,
игровой,
объяснительноиллюстративны
й,
репродуктивны
й

коллективная

Коллективная, •
наглядные
индивидуальна пособия;
я, групповая
дидактически
й
и
иллюстративны
й материал по
темам
занятий;
Конспекты
занятий;
•
Инструкц
ии по технике
безопасности
«Зазимье Словесный,
Коллективная Конспекты
пришло, наглядный,
занятий;
,
засидки практический, индивидуальна - Инструкции по
технике
принесло игровой,
я, групповая
объяснительнобезопасности
»
иллюстративны
й,
репродуктивны

Компьютер.
Колонки,
Видеотека

Компьютер.
Колонки,
Видеотека

4

й
Подготов Словесный,
наглядный,
как
зимним
Святкам

5 «Зимняя
сказка»

Коллективная
,

наглядные
пособия;

Компьютер.
Колонки,

практический,
индивидуальная дидактически
Видеотека
игровой,
й
и
, групповая
объяснительно
иллюстративны
иллюстративный
й материал по
, репродуктивны
темам
й
занятий;
Конспекты
занятий;
- Инструкции по
технике
безопасности
Словесный,
объяснительно
иллюстративный
,
игровой,
репродуктивный

Коллективная
,
индивидуальная
, групповая

наглядные
Компьютер.
пособия;
Колонки,
дидактически
Видеотека
й
и
иллюстративны
й материал по
темам
занятий;
Конспекты
занятий;
- Инструкции по
технике
безопасности

6 «А мы
Словесный,
Масленку наглядный,
дожидали» практический,
игровой,
объяснительно
иллюстративный
,
репродуктивный

Коллективная
,
индивидуальная
, групповая

наглядные
Компьютер.
пособия;
Колонки,
дидактически
Видеотека
й
и
иллюстративн
ый материал по
темам
занятий;
Конспекты
занятий;
- Инструкции по
технике
безопасности

7 Великий
Пост.
Подготовк
а к Пасхе

Коллективная
наглядные
пособия;
,
индивидуальная дидактический
и
, групповая

Словесный,
наглядный,
практический,
объяснительно

Компьютер.
Колонки,
Видеотека).
Фонограммы

иллюстративный
, репродуктивны
й

8 «Весна
красна,
тёплое
летечко»

иллюстративный
материал по
темам
занятий;
Конспекты
занятий;
- Инструкции

по
технике
безопасности
Словесный,
Коллективная, наглядные
наглядный,
индивидуальная пособия;
практический,
, групповая
дидактически
игровой,
й
и
объяснительно
иллюстративный
иллюстративный
материал по
, репродуктивны
темам
й
занятий;
Конспекты
занятий;
- Инструкции по
технике
безопасности

9 Диагности Практический, Коллективная
ка ЗУН
методы контроля ,
индивидуальн
ая

1 Итоговое
0 занятие

Практический,
репродуктивны
й

наглядные
пособия;
дидактически
й
и
иллюстративн
ый
материал
по
темам
занятий;
Конспекты
занятий;
- Инструкции по
технике
безопасности

коллективная

.

Компьютер.
Колонки,
Видеотека.
Фонограммы
.

Компьютер.
Колонки,
Видеотека.
Фонограммы

Компьютер.
Колонки,
Видеотека.
Фонограммы

Второй год обучения
№ Раздел
Методы,
программ
приемы
п/ ы
технологии

и

Форма
проведения
занятий

Дидактический
материал

Информацио
нная
оснащеннос
ть

п
1

Вводное
занятие

2

«Осень
перемен
восемь»

Словесный,
наглядный,
практический
–
Словесный,
наглядный,
практический,
игровой,
объяснительно
-

коллективная

Коллективная, -наглядные
индивидуальна пособия;
я, групповая
дидактический
и
иллюстративный
материал

иллюстративный,
репродуктивный

по
темам
занятий;
Конспекты
занятий;
- Инструкции по
технике
безопасности
Конспекты
занятий;
- Инструкции по
технике
безопасности

Компьютер.
Колонки,
Видеотека

3 «Зимушка- Словесный,
зима»
наглядный,
практический,
игровой,
объяснительно
иллюстративный,
репродуктивный
4 «Скоро
Словесный,
сказка
объяснительно
сказываетс я
иллюстративный,
…»
игровой,
репродуктивный,
частичнопоисковый

Коллективная,
индивидуальн
ая, групповая

Коллективная,
индивидуальн
ая, групповая

наглядные
Компьютер.
пособия;
Колонки,
дидактический
Видеотека
и
иллюстративный
материал по
темам занятий;
Конспекты
занятий;
- Инструкции по
технике
безопасности

5 «Дорогая
наша
Масленица
»

Коллективная,
индивидуальн
ая групповая

наглядные
Компьютер.
пособия;
Колонки,
дидактически
Видеотека
й
и
иллюстративный
материал
по

Словесный,
наглядный,
практический,
игровой,
объяснительно
-

Компьютер.
Колонки,
Видеотека

иллюстративный,
репродуктивный

6 Великий
пост.
Пасха
Христова.

Словесный,
Коллективная,
наглядный,
индивидуальн
практический,
ая групповая
объяснительно
иллюстративный,
репродуктивный,
проблемный,
частичнопоисковый

7 «Веснакрасна, что
нам
принесла?»

Словесный,
Коллективная,
наглядный,
индивидуальн
практический,
ая, групповая
объяснительно
иллюстративный,
репродуктивный

8 Диагности
ка
ЗУН

Практический,
Коллективная,
методы контроля индивидуальн
ая

9 Итоговое

Практический,

коллективная

темам
занятий;
Конспекты
занятий;
- Инструкции по
технике
безопасности
наглядные
пособия;
дидактический
и
иллюстративный
материал по
темам
занятий;
Конспекты
занятий;
- Инструкции по
технике
безопасности
наглядные
пособия;
дидактический
и
иллюстративный
материал
по
темам занятий;
Конспекты
занятий;
- Инструкции по
технике
безопасности
наглядные
пособия;
дидактический
и
иллюстративный
материал по
темам
занятий;
Конспекты
занятий; Инструкции по
технике
безопасности

Компьютер.
Колонки,
Видеотека

Компьютер.
Колонки,
Видеотека).
Фонограмм
ы.

Компьютер.
Колонки,
Видеотека.
Фонограмм
ы.

Компьютер.
Колонки,

занятие

репродуктивный

№ Раздел
п/ программы
п
1

Вводное
занятие

Видеотека.
Фонограмм
ы

Третий год обучения
Методы,
Форма
Дидактически Информационная
приемы
проведения
й материал
оснащенность
и
технологии
занятий
Словесный,
наглядный,
практический

коллективная

2 «Ты
загуливай,
дружинушка
».

Словесный,
наглядный,
практический,
игровой,
объяснительно
иллюстративны
й,
репродуктивны
й, частичнопоисковый,
проблемный

Коллективная,
индивидуальна
я, групповая

наглядные
пособия;
дидактический
и
иллюстративн
ый материал по
темам
занятий;
Конспекты
занятий;
Инструкции по
технике
безопасности

Компьютер
, Колонки,
Видеотека

3 «Живы
родители –
почитай,
умерли
–
поминай».
Семейнобытовые
обряды и
праздники
4 «Спой, баба,
сказочку»

Словесный,
наглядный,
практический,
игровой,
объяснительноиллюстративны
й,
репродуктивный

Коллективная,
индивидуальна
я, групповая

Конспекты
Компьютер
занятий;
Колонки,
-Инструкции по Видеотека
технике
безопасности

Словесный,
объяснительно
иллюстративны
й, игровой,
репродуктивный
, частичнопоисковый

Коллективная,
индивидуальна
я, групповая

наглядные
пособия;
дидактический
и
иллюстративны
й материал по
темам занятий;
Конспекты
занятий;-

Компьютер
,
Колонки,
Видеотека

«Как
на
масленой
неделе»

Словесный,
наглядный,
практический,
игровой,
объяснительно
иллюстративны
й,
репродуктивны
й

Коллективная,
индивидуальна
я, групповая

Инструкции по
технике
безопасности
наглядные
пособия;
дидактически
й
и
иллюстративны
й материал по
темам
занятий;
Конспекты
занятий; Инструкции по
технике
безопасности

Компьютер
,
Колонки,
Видеотека

6

Великий
пост.
Пасха
Христова

Словесный,
наглядный,
практический,
объяснительно
иллюстративны
й,
репродуктивный
, проблемный,
частичнопоисковый

Коллективная,
индивидуальна
я групповая

наглядные
Компьютер.
пособия;
Колонки,
дидактический Видеотека
и
иллюстративны
й материал по
темам
занятий;
Конспекты
занятий;
- Инструкции по
технике
безопасности

7

«В
хороводе
были мы».
Летние
гулянья и
праздники

Словесный,
наглядный,
практический,
игровой,
объяснительно
иллюстративны
й,
репродуктивны
й

Коллективная,
индивидуальна
я, групповая

наглядные
пособия;
дидактически
й
и
иллюстративны
й материал по
темам
занятий;
Конспекты
занятий;
- Инструкции по
технике
безопасности

Компьютер.
Колонки,
Видеотека).
Фонограмм
ы.

8

Экскурсии, Словесный,
творческие наглядный,
встречи
практический,

коллективная

наглядные
пособия;
дидактически

Компьютер.
Колонки,
Видеотека.

объяснительно
иллюстративны
й,
репродуктивны
й

9

Диагности Практический,
к а ЗУН
методы
контроля

Коллективная,
индивидуальна
я

1
0

Итоговое
занятие

коллективная

Практический,
репродуктивны
й

й
и
иллюстративны
й
материал
по
темам
занятий;
Конспекты
занятий;
- Инструкции по
технике
безопасности
наглядные
пособия;
дидактически
й
и
иллюстративны
й материал по
темам
занятий;
Конспекты
занятий;
- Инструкции по
технике
безопасности

Фонограмм
ы.

Компьютер.
Колонки,
Видеотека.
Фонограмм
ы

Компьютер.
Колонки,
Видеотека

Четвертый год обучения
№ Раздел
программ ы
п/
п
1

Вводное
занятие

2

Традиционн
ый
свадебный
обряд

Методы,
приемы
технологии

Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический,
игровой,
объяснительно
иллюстративн
ый,

Форма
и проведения
занятий

Дидактически
й материал

Информацион
ная
оснащенность

коллективная

Коллективная, Наглядные
Компьютер.
индивидуальн пособия;
Колонки,
ая, групповая дидактический Видеотека
и
иллюстративн
ый материал
по темам
занятий;

репродуктивн
ый

3

Хоровод и
его
разновиднос
ти.

4

Элементы
народной
хореографии

5

Изучение
песенного
материла

6

Масленична
я неделя

7

Пасха
Христова

Словесный,
наглядный,
практический,
игровой,
объяснительно
иллюстративн
ый,
репродуктивн
ый
Словесный,
наглядный,
практический
Словесный,
наглядный,
практический,
игровой,
объяснительно
иллюстративн
ый,
репродуктивн
ы
й
Словесный,
наглядный,
практический,
игровой,
Объяснительн
оиллюстративн
ый,
репродуктивн
ый.
Словесный,
наглядный,
практический,
Объяснительн
оиллюстративн

Конспекты
занятий;
Инструкции по
технике
безопасности
Коллективная, Конспекты
Компьютер.
индивидуальн занятий;
Колонки,
ая, групповая
Видеотека

Коллективная
,
индивидуальн
ая, групповая

Наглядные
пособия;
Инструкции по
технике
безопасности
Коллективная Наглядные
пособия
,
индивидуальн
ая, групповая

Компьютер.
Колонки,

Компьютер,
Колонки

Коллективная наглядные
Компьютер,
пособия;
Колонки
,
дидактический
индивидуальн
и
ая, групповая
иллюстративн
ый материал
по темам
занятий

Коллективная, наглядные
Компьютер,
индивидуальн пособия;
Колонки
ая, групповая дидактический
материал.

8

9

ый
Работа над
Словесный,
концертным наглядный,
и номерами практический,
игровой,
объяснительно
иллюстративн
ый,
репродуктивн
ый
Диагностика Практический,
ЗУН
методы
контроля

Итоговое
занятие

№ Раздел
программ
п/ ы
п

Коллективная Наглядные
пособия
,
индивидуальн
ая, групповая

Коллективная, наглядные
Компьютер,
индивидуальн пособия;
Колонки
ая
дидактический
и
иллюстративн
ый материал
по темам
занятий
Практический, коллективная
Компьютер.
репродуктивн
Колонки,
ый
Видеотека.
Фонограммы
5 год обучения

Методы,
приемы
технологии

и

1 Вводное
Словесный, наглядный,
занятие
практический
2 Многоголо Словесный, наглядный,
практический, игровой,
сие
объяснительноиллюстра
тивн
ый, репродуктивны
й

3

Акапельно
е пение

Компьютер,
Колонки

Форма
проведения
занятий
коллективна
я
Коллективна
я
,
индивидуаль
ная,
групповая

Дидактически Информацио
й материал
нная
оснащенност
ь

•
Нагляд Компьютер.
ные пособия; Колонки,
дидактически Видеотека
й
и
иллюстративн
ый материал
по темам
занятий;
Конспекты
занятий;
•
Инстру
кции по
технике
безопасности
Словесный, наглядный, Коллективна Конспекты
Компьютер.
практический, игровой, я
занятий;
Колонки,
объяснительноиллюстра ,
Видеотека
тивный, репродуктивны индивидуаль

й

ная,
групповая
4 Элементы Словесный, наглядный, Коллективна
народной
практический
я
хореографи
,
и
индивидуаль
ная,
групповая
5 Изучение
Словесный, наглядный, Коллективна
песенного практический, игровой, я
материла
объяснительноиллюстра ,
тивный, репродуктивны индивидуаль
й
ная,
групповая
6 Масленичн Словесный, наглядный, Коллективна
ая неделя
практический, игровой, я
Объяснительно,
иллюстративный,
индивидуаль
репродуктивный.
ная,
групповая

Наглядные
Компьютер.
пособия;
- Колонки,
Инструкции
по технике
безопасности
Наглядные
пособия

наглядные
пособия;
дидактически
й
и
иллюстративн
ый материал
по темам
занятий
7 Пасха
Словесный, наглядный, Коллективна наглядные
Христова
практический,
я
пособия;
Объяснительно,
дидактически
иллюстративный
индивидуаль й материал.
ная,
групповая
8 Работа над Словесный, наглядный, Коллективна Наглядные
концертны практический, игровой, я
пособия
ми
объяснительноиллюстра ,
номерами
тивный, репродуктивны индивидуаль
й
ная,
групповая
9 Диагностик Практический, методы
Коллективна наглядные
а ЗУН
контроля
я,
пособия;
индивидуаль дидактически
н
й
и
ая
иллюстратив
ный материал
по темам
занятий
Итоговое
Практический,
коллективна
занятие
репродуктивный
я

Методическое сопровождение программы
Диагностические материалы для проверки
образовательной программы.

усвоения

Компьютер,
Колонки

Компьютер,
Колонки

Компьютер,
Колонки

Компьютер,
Колонки

Компьютер,
Колонки

Компьютер.
Колонки,
Видеотека.
Фонограммы

дополнительной

Образно-иллюстративный материал:
• наглядные пособия;
• дидактический и иллюстративный материал по темам занятий.
Методическая литература по предмету.
Литература для детей и родителей.
Дидактический материал:
• Примерный репертуар;
• Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой;
• Работа с родителями;
• Конспекты занятий;
• Инструкции по технике безопасности.
2.6. Рабочие программы составляются ежегодно и выносятся в Рабочую программу.
2.6.1. Программа воспитания (обновляется ежегодно и вынесена в
Рабочуюпрограмму).

2.7. Список литературы
Для педагога
1. Гилярова Н.Н. Детский фольклор Рязанской области. // Рязанский
этнографический вестник. – Рязань, 1994
2. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год
обучения). – М., 1996
3. Добрынин В.М., Бобрихин А.А. Этнокультурное образование. / Школа
народной культуры. – Екатеринбург, 1999
4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М., 2003
5. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей среднего
дошкольного возраста. – М., 2006
6. Кулёв А.В. Основы народной культуры. – Вологда, 2000
7. Куприянова Л.В. Русский фольклор. – М., 2002
8. На пути к возрождению: опыт освоения традиций народной культуры
Вологодской области. – Вологда, 2001
9. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008.
10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1. – М., НИИ
школьных технологий, 2006
11. Федотовская О.А. Фольклорно-этнографическое направление в системе
школьного образования. – Вологда, 2002
12. Фольклорно-этнографическое отделение в музыкальной школе: практика
регионального дополнительного образования детей. – Вологда, 2009
Для обучающихся и родителей:
1. Золотая веточка. Книга для родителей и воспитателей /Сост. Е.И.
Якубовская / № 1,2. – М., 1997
2. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. –
3. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды / Ростов н/Д: Феникс, 2008
4. Ланетина Л.А. Книжки для Ульянушки. – Вологда, 2009 - М., 2001
5. Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. – М., 1994
6. Народный костюм Вологодской области. – Вологда, 1990
7. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и
забавы для детей. – М., 2001
8. Петрова Т.А. Про свирель, гудок и бубен: Детская энциклопедия русских
народных инструментов в картинках народного быта. – Калининград, 1995
9. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские.
–
СанктПетербург, 1994
10. При солнышке тепло, при матери добро. – М., 1979
11. Протасова Т.Н. На-ко, дитятко, поиграйся. Добрая, весёлая, ситцевая
игрушка: методическое пособие по традиционной игрушке. – Вологда, 2009
12. Святочные игрища Белозерья (Колядки. Подблюдные песни) /Сост.
Алексеева М.В., Парадовская И.В. – Вологда, 1996
13. Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки,
забавушки Вологодского края. – М., 1995
14. Твой русский костюм /Этноклуб «Параскева», Шангина И.И. –
СанктПетербург, 1997
15. Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов // Рязанский этнографический вестник.
– Рязань, 2001
16. Шашуков Н.Л. Цвет ума народного. – Сокол, 1995

17. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М., 2004

Приложение 1
Глоссарий
Алконост – от древнерусского речения «алкион есть (птица)»;
Беремя – ноша, охапка, сколько можно обхватить руками;
Бояре – богатые и знатные люди, приближённые царя;
Брань – битва;
Бранное поле – поле битвы;
Броня – одежда из металлических пластинок или колец;
Булат – сталь особой выделки. Оружие из этой стали тоже называли булатом;
Былица – правдивый рассказ;
Былина – русская народная эпическая (исполненная величия и героизма) песня –
сказание о богатырях;
Ведать – знать;
Витязь – храбрый воин, богатырь;
Горница – так, по старинке, называли верхнюю комнату с большими окнами;
Давеча – недавно (незадолго до момента разговора);
Дремучий – 'дремучий лес' – тёмный, густой, непроходимый; неграмотный
человек;
Егоза (елгоза, елоза) – слишком подвижный, суетливый человек или животное,
вертлявый и неугомонный ребёнок, шаловливый непоседа (так говорят, обычно, о
детях). «Ах ты, коза-егоза, изъелозила весь пол»;
Ества – кушанья, еда;
Жалейка – дудочка из ивовой коры;
Жито – устаревшее название всякого зернового, ещё не смолотого хлеба (уже в
зерне или ещё растущего на корню). Обычно, это понятие относилось к яровому
(весеннего посева) хлебу и, во все времена, служило символом благополучия,
жития в сытости и добром здравии;
Златые горы сулить (разг., неодобр.) – обещать большие блага;
Зыбка – подвесная колыбелька для малыша, люлька (подвешиваемая, обычно, к
потолку в крестьянской избе). «Зыбаю-позыбаю, пошёл отец за рыбою» (слова из
русской народной колыбельной песни);
Изба – дом, тёплое помещение. Название «изба» происходит от слова «истопить»
(исходный вариант – «истобка» /с берестяной грамоты, XIV век – Новгород,
Дмитриевская улица, раскопки/). Дом = 'дым' из печной трубы;
Калиновый (о пламени огня) – яркий, жаркий;
Кадка – ёмкость цилиндрической формы (бочонок), собранная из деревянных
клёпок (дощечек), стянутых металлическими обручами;
Коляда – святочное величанье в честь хозяев дома; за коляду отдаривались
подарком;
Колядка – рождественская песня, исполнявшаяся в сочельник и на первый день
святок сельской молодежью;
Короб, коробья – большая лубяная коробка или ящик, в котором хранили разное
добро;
Кулёк – небольшой мешочек или свёрток;
Курган – высокий земляной холм, который насыпали древние славяне над
могилой;

Маковка – макушка;
Оброк – дань;
Оклематься – прийти в сознание, выздороветь.

Приложение 2
Конспекты контрольных занятий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».