АККОРД

Отдел образования муниципального района
«Город Людиново и Людиновский район»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
ПРИНЯТА НА ЗАСЕДАНИИ
педагогического совета
от 30.08.2024 г.
протокол №1

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ ДО
«Дом детского творчества»
Т. А. Прохорова
Подписано цифровой
подписью: Прохорова 30.08.2024 г.

Прохорова
Татьяна Александровна
Татьяна
Дата: 2024.09.09 16:31:30
Александровна +03'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
художественной направленности

«Аккорд»
Срок реализации: 3 года
Возраст обучающихся: 10-18 лет
Мамаева Людмила Васильевна
педагог дополнительного образования,
Французова Анна Александровна
педагог дополнительного образования

Людиново,
2019 г.

2

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.

Название
программы

2.

Авторы
программы
Тип программы
Направленность
программы
Год разработки,
редактирования

3.
4.
5.

Дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Аккорд"
Мамаева Л.В., Французова А.А.
Комплексная
Художественная направленность
2016
2017, 2018,
2021г. - Разработана программа воспитания в
соответствии с поправками в ФЗ №273 «Об
образовании в Российской Федерации»
2023-внесены изменения в соответствии с
Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;

6.
7.

Срок реализации
Общее
количество часов

8.

Характеристика
обучающихся
(возраст,
социальный
статус)
Цель программы

3 года
468 учебных часов:
1 год обучения - 144 ч.
2 год обучения - 144 ч.
3 год обучения – 180 ч.
10-18 лет

создание
условий
образовательной,
художественной
среды,
формирующей
музыкальные знания, художественный вкус,
ключевые компетенции обучающихся.
Образовательные:
10. Задачи программы

обучать ребенка игре на шестиструнной
гитаре;

формировать технические навыки игры на
шестиструнной гитаре;

обучать основам музыкальной грамоты;

побуждать обучающихся слышать и
слушать музыку и передавать ее содержание
при исполнении;
 ознакомить и приобщить обучающихся к
9.

2

11. Ключевые
компетенции
12. Форма занятий

13. Режим занятий

жанрам авторской песни;

способствовать овладению знаниями об
истории
и
особенностях
развития
бардовского
искусства
в
России,
выдающихся его представителях;

обучать
гитарному
аккомпанементу,
исполнению, а в последствии сочинению
песен;

формировать навыки игры в ансамбле;

формировать навыки вокального пения;

формировать необходимые для занятий
способности
(выносливость,
внимание,
усидчивость,
целеустремленность,
аккуратность, собранность,
пунктуальность, доброжелательность).
Развивающие:

развивать
природные
способности
обучающихся
(слух, чувство ритма, музыкальную память);

развивать образное мышление и желание
импровизировать;

развивать навыки концертной деятельности;

развивать общую культуру обучающихся;

прививать культуру исполнителя авторской
песни.
Воспитательные:

создавать
дружескую
атмосферу
в
коллективе;

воспитывать
эстетические,
моральные,
волевые качества;

воспитывать уважение к исполнительскому
искусству других обучающихся;
воспитывать трудолюбие и самодисциплину.
коммуникативных, учебно - познавательных,
информационных, социокультурных,
Индивидуальная - «Музыкальный инструмент–
гитара шестиструнная», «Аккомпанемент»
Групповая - «Основы вокала», «Музыкальная
грамота», «Инструментальный ансамбль»
Индивидуальная «Музыкальный инструмент –
гитара шестиструнная» - 2 раза в неделю 1,5 часа;
Индивидуальная «Аккомпанемент» - 1 раз в
неделю 0,5 час;
Групповая «Основы вокала» (7-8 чел.) - 1 раз в
неделю1час;
Групповая «Музыкальная грамота» (12-15 чел.) - 1
раз в неделю 1час (1-2 года обучения);
Групповая «Инструментальный ансамбль» - 1 раз в
неделю 2 часа (3 год обучения)
3

Программа состоит из пяти блоков. Предлагаемая
структура программы имеет определенную логику:
блок
«Музыкальный
инструмент
гитара
шестиструнная» является основным, а блоки
«Музыкальная
грамота»,
«Основы
вокала»,
«Инструментальный ансамбль», «Аккомпанемент» дополнительные.
15. Место реализации МКОУ ДО «Дом детского творчества» г. Людиново
14. Содержание
программы

4

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей художественной направленности, очной формы обучения,
сроком реализации 3 года, для детей 10-18 лет, базового уровня освоения,
составлена в соответствии с требованиями Федерального закона об
образовании и на основании методических рекомендаций.
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного,
патриотического, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда
служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств,
переживаний. Развитие музыкальных способностей позволяет детям успешно
проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает
осознание особенностей музыкального языка, что является основой для
формирования музыкального вкуса, интереса, потребностей детей. В каждом
человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется
желание его реализовать. Музыка является самым массовым и доступным
видом искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде
творчества.
Шестиструнная гитара один из древнейших музыкальных инструментов,
истоки которой уходят в глубокое прошлое, богатая история насчитывает
десятки столетий и проходит через множество исторических и культурных
эпох. Она играла и играет большую роль в музыкальной культуре народа и
является самым популярным инструментом среди молодежи, особенно
старшеклассников. Обучение игре на гитаре дает огромную возможность детям
для развития своих музыкально-творческих способностей.
Широкая востребованность шестиструнной гитары обусловлена
универсальностью этого инструмента, гитара одинаково «комфортно себя
чувствует» и в профессиональном музыкальном качестве (обладая богатейшей
палитрой выразительных средств), и в любительско-бытовом музицировании.
У современных молодых людей и подростков гитара завоевала
популярность как аккомпанирующий инструмент любимых эстрадных песен,
песен бардов, мелодий радио и кино.
Существующие типовые программы по направлению «Игра на гитаре»
для системы дополнительного образования не всегда отвечают запросам детей,
родителей и педагогов. Как правило, обучение игре на шестиструнной гитаре
осуществляется по программе, разработанной на базе методики обучения игре
на классической гитаре. Это подразумевает освоение способов и приемов игры
на репертуаре академического музыкального инструмента. А содержание
программы включает в себя два раздела: теоретический, содержащий элементы
музыкальной грамоты, и практический – освоение инструмента.
Программа составлена в соответствии с государственными требованиями
к образовательным программам системы дополнительного образования детей
на основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
5

образовании в Российской Федерации»;
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. N 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
№ 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 - 20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
8. Устав муниципального казенного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества».
9. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Программа «Аккорд» помогает приобрести исполнительские навыки,
знакомит с музыкальным репертуаром, более обширным и современным,
формирует у обучающихся основы общей музыкальной культуры, навыки
основ вокала, гитарного аккомпанемента, игры на гитаре сольно и в ансамбле.
Разнообразие форм обучения, возможность проявления индивидуальности и
проживание ситуации успеха, творческая самореализация– всё это отвечает
растущим запросам подростков, увлечённых вхождением в мир искусства, и их
родителей, и делает данную программу актуальной.
Новизна программы «Аккорд» характеризуется тем, что в отличие от уже
существующих программ данного направления, по форме организации
содержания и процесса образовательной деятельности она является
комплексной. Комплексность заключается в том, что обучающийся получает
теоретические, практические знания и умения по следующим направлениям:
музыкальная грамота, основы вокала, аккомпанемент, ансамбль, что помогает
ему свободно и активно использовать их не только на занятиях в студии, но и в
повседневной
жизни:
исполнять
понравившиеся
произведения,
аккомпанировать исполнителям, подбирать мелодии «на слух», самостоятельно
сочинять мелодии.
6

В результате освоения программы ребята получают реальную возможность
хорошо овладеть инструментом в более короткие сроки, чем в музыкальной
школе.
Отличительные особенности программы
1.
В основе построения программы лежит концентрический принцип,
который заключается
в
постепенном
изучении,
закреплении
и
совершенствовании приобретённых ранее знаний, навыков и умений с учётом
возраста, пола.
Общее количество музыкальных произведений, предусмотренных на
каждый год, представлено в содержании программы: 6-8 гамм, 2-3 этюда, 6-8
пьес, 2-3 песни различного стиля и характера. При этом программа
предусматривает различную степень завершенности исполнения музыкальных
произведений: некоторые произведения могут быть подготовлены для
публичного исполнения, другие – для показа в объединении, третьи – с целью
ознакомления.
2.
По данной программе могут заниматься дети с разными
музыкальными данными и способностями. Учебно-тематический план
предполагает учет индивидуальных возможностей ребенка, его возрастных и
психологических особенностей.
Для обучающихся с недостаточным развитием музыкальных способностей,
требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в
соответствии с индивидуальными данными.
3.
Знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным
наследием Людиново и Калужской области и творчеством современных
авторов-исполнителей (бардов) позволяет вовлечь обучающихся в движение
авторской песни.
Программа «Аккорд» студии «Гитара» имеет художественную
направленность,
способствует
творческому,
нравственному
и
профессиональному самоопределению личности. По типу программа является
авторской, разработана педагогами дополнительного образования Мамаевой
Людмилой Васильевной и Французовой Анной Александровной. Базой,
выбранной для ее апробации, является Муниципальное казенное
образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского
творчества» и продолжалось в течение 3-х лет.
При разработке программы учтены образовательные права детей с ОВЗ и
инвалидов, организация образовательного процесса по дополнительной
общеобразовательной программе с учетом особенностей психофизического
развития категорий, обучающихся согласно медицинским показаниям, для
следующих нозологических групп:
- нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие)
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
заикание)
- соматически ослабленные (часто болеющие дети).
Педагогическая целесообразность программы заключается в том,
чтобы средствами музыки помочь обучающимся раскрыться, развить духовно7

нравственный и творческий потенциал.
Структура образовательной программы
Программа состоит из пяти блоков. Предлагаемая структура программы
имеет определенную логику: блок «Музыкальный инструмент - гитара
шестиструнная» является основным, а блоки «Музыкальная грамота», «Основы
вокала», «Инструментальный ансамбль», «Аккомпанемент» - дополнительные.
Необходимость введения в образовательную программу дополнительных
блоков обусловлено следующим:

В студию «Гитара» приходят заниматься дети без специального
отбора и подготовки, с разными музыкальными данными и способностями. Для
того, чтобы играть на гитаре, импровизировать, сочинять, - нужно знать законы
музыкального языка. «Музыкальная грамота» знакомит с основными
элементами музыкального языка, а также помогает в практической
деятельности – при разборе нотного текста, исполнении произведений.

Дети, занимающиеся игрой на гитаре, зачастую хотят владеть ею не
только как солирующим инструментом. Многие из них желают использовать
гитару как аккомпанирующий инструмент, т. е. петь под собственную игру. Но
не у всех это хорошо получается. Блок «Основы вокала» направлен на
формирование навыков вокального пения с последующим умением владеть и
пользоваться своим певческим голосом. Программа второго года обучения в
данном блоке предназначена для детей, имеющих желание продолжать
заниматься вокалом. Педагог работает с обучающимися над вокальным
репертуаром индивидуально.

Важным
составляющим
звеном
развития
музыкальных
способностей обучающегося является приобретение необходимых навыков по
искусству аккомпанемента и освоению популярного массового музыкального
репертуара. Поэтому, чтобы дать возможность целеустремленным любителям –
гитаристам, учитывая их пожелания получить навыки аккомпанирующей игры,
возникла необходимость ввести предмет «Аккомпанемент» в рамках студии
«Гитара».

Современная гитара входит в состав различных видов ансамблей и
оркестров. Играя в ансамбле, нужно чутко следовать за солистом, помогать ему
в раскрытии музыкальных образов, создавая гармонический фон на
ритмическую основу. Поэтому, для формирования необходимых навыков
ансамблевой игры, игры на других инструментах, возникла необходимость
ввести предмет «Ансамбль» в рамках программы «Аккорд».
Все блоки органично связаны между собой, но в тоже время каждый из
блоков имеет свое конкретное содержание и свои задачи по формированию
знаний,умений и навыков.
Программа предполагает поэтапный подход в организации обучения.
1 этап – развитие основных знаний, умений и навыков – первый год
обучения; включает в себя знакомство ребенка с миром музыки, музыкальной
грамотой, инструментом, основами игры на музыкальном инструменте,
исполнение легких и простых произведений, песен. Постепенно вводятся более
сложные по характеру и исполнению произведения, уделяется большое
8

I год обучения

внимание индивидуальной работе с каждым обучающимся, ведется
постепенное привлечение обучающихся к публичным выступлениям, вначале
внутри коллектива.
2
этап – совершенствование теоретических знаний и практических
навыков – второй и третий года обучения.
На втором году обучения совершенствуются навыки игры на гитаре.
Вводятся занятия по вокалу. В конце года обучающихся объединяют в
ансамбли малых форм, что дает им возможность научиться основам
ансамблевого музицирования. На третьем году обучения совершенствуются
навыки сольного и ансамблевой игры на инструменте. Обучающимся
предоставляется возможность выбора, как индивидуального репертуара, так и
репертуара для ансамбля. Акцентируется внимание на самостоятельном
подборе знакомых мелодий на слух и по памяти, исполнении авторских песен,
сочинении собственных песен.
Адресат программы: обучение по программе рассчитано на
обучающихся в возрасте 10 – 18 лет.
Уровень освоения программы - базовый
Объем программы: 468 часов
1
год обучения 144 учебных часов;
2
год обучения 144 учебных часов;
3
год обучения 180 учебных часов.
Срок освоения программы: 3 года
Условия реализации программы:
наличие у ребенка желания к занятиям игры на гитаре;
физическая
возможность,
отсутствие
медицинских
противопоказаний и при наличии медицинской справки о допуске к занятиям.
Условия перевода на следующий год обучения:
усвоение в полном объеме программного материала предыдущего
года;
активное участие в концертной и конкурсной деятельности;
коммуникабельность.
Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого
подхода к каждой группе детей. Поэтому программой предусмотрены
следующие формы и режим занятий:
№
1

2

Название
занятия
«Музыкальный
инструмент–
гитара
шестиструнная»

Форма

Режим

Индивидуальная

2 раза в
неделю

«Основы вокала» Групповая
8 человек)

(7- 1 раз в неделю

Часы
1,5 часа

1 час

9

II год обучения
III год обучения

Групповая(1215 человек)

1 раз в неделю

3

«Музыкальная
грамота»

4

«Аккомпанемент» Индивидуальная 1 раз в неделю

№

Название
занятия
«Музыкальный
инструмент–
гитара
шестиструнная»

1час
0,5 часа

Форма

Режим

Часы

Индивидуальная

2 раза в
неделю

1,5
часа

2

«Аккомпанемент» Индивидуальная

3

«Основы вокала»

Индивидуальная

0,5
часа
1 час

4

«Музыкальная
грамота»

Групповая
(10-12 человек)

1 раз в
неделю
1 раз в
неделю
1 раз в
неделю

№

Название
занятия
«Музыкальный
инструмент–
гитара
шестиструнная»

Форма

Режим

Часы

Индивидуальная

2 раза в
неделю

1,5
часа

2

«Аккомпанемент» Индивидуальная

3

«Инструментальн Групповая
(5-8 человек)
ый ансамбль»

1 раз в
неделю
1 раз в
неделю

0,5
часа
2 часа

4

«Основы вокала»

1 раз в
неделю

1 час

1

1

Индивидуальная

1час

Дополнительные формы проведения занятий:

репетиции к подготовке выступлений;

концертные выступления различного уровня;

творческие встречи;

посещение концертов, театров с последующим обсуждением;

участие в фестивалях, смотрах, конкурсах.

10

1.2.

Цели и задачи.

Цель программы:
создание условий
образовательной, художественной среды,
формирующей музыкальные знания, художественный вкус, ключевые
компетенции обучающихся, для развития у обучающихся сознательного
отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитания их активными
пропагандистами музыкального искусства посредством игры на шестиструнной
гитаре.
Достижение цели предполагает решение задач:
Образовательных:

обучать ребенка игре на шестиструнной гитаре;

формировать технические навыки игры на шестиструнной гитаре;

обучать основам музыкальной грамоты;

побуждать обучающихся слышать и слушать музыку и передавать
еесодержание при исполнении;

ознакомить и приобщить обучающихся к жанрам авторской песни;

способствовать овладению знаниями об истории и особенностях
развития бардовского искусства в России, выдающихся его представителях;

обучать
гитарному аккомпанементу, исполнению,
а
впоследствии сочинению песен;

формировать навыки игры в ансамбле;

формировать навыки вокального пения;

формировать
необходимые
для
занятий
способности
(выносливость, внимание, усидчивость, целеустремленность, аккуратность,
собранность, пунктуальность, доброжелательность).
Развивающих:

развивать природные способности обучающихся (слух, чувство
ритма,музыкальную память);

развивать образное мышление и желание импровизировать;

развивать навыки концертной деятельности;

развивать общую культуру обучающихся;

прививать любовь к музыкальному искусству, стремление к
творчеству;

прививать культуру исполнителя авторской песни.
Воспитательных:

создавать дружескую атмосферу в коллективе;

воспитывать эстетические, моральные, волевые качества;

воспитывать
уважение к
исполнительскому
искусству других обучающихся;

воспитывать
трудолюбие,
самодисциплину,
чувство
ответственности, взаимопомощи.

11

1.3. Блок «Музыкальный инструмент – гитара шестиструнная»
Цель:
способствовать
приобретению
определенного
объема
музыкальных знаний, умений и навыков.
Задачи:

формировать
навыки
владения инструментом (посадка,
положение инструмента, постановка рук);

способствовать приобретению и закреплению навыков игры на
гитаре;

приобщать детей к концертной деятельности посредством их
участия вконкурсах, концертах и фестивалях детского творчества.

развивать у обучающихся музыкальных способностей: слуха,
ритма, памяти,пальцевой моторики, координации движений.
Учебный план
I
год обучения
Количество часов
№ Наименование
Формы
Всего
Теория
Практика
п\ базовых разделов,
контроля
п тем
1 Введение
1
1
2

3

4

5

Изучение основ игры
и необходимой
нотной грамоты
Разучивание
несложных
произведений
для
классической гитары
Изучение
аккордовой
техники для
подбора
любимых мелодий
Итоговая
аттестация
Итого

17

3

14

17

2

15

17

3

14

2

-

2

Контрольные
и открытые
занятия
Контрольные
занятия,
уроки конкурсы
Контрольные
и открытые
занятия

54
9
45
Содержание программы
1.
Изучение основ игры и необходимой нотной грамоты
Теория: Краткие сведения об инструменте: устройство гитары,
посадка и постановка рук, обозначение аппликатуры, расположение нот на
нотном стане. Длительности нот. Размер. Такт. Знаки альтерации. Затакт.
Паузы. Лига. Точка. Реприза. Вольта. Динамические оттенки. Расположение
нот на грифе.
Практика: Первые опыты звукоизвлечения. Расположение нот на грифе.
2.
Разучивание несложных произведений для классической
гитары.
12

Теория: Настройка инструмента. Навыки игры тирандо. Арпеджио
различных видов: четырехзвучное, шестизвучное. Арпеджио
нисходящее.
Ломаное.
Практика: Разучивание
одноголосных
мелодий,
упражнений.
Настройка инструмента. Навыки игры тирандо. Арпеджио различных видов:
четырехзвучное, шестизвучное. Разучивание двухголосных пьес. Игра
щипком. Арпеджио нисходящее. Ломаное.
3.
Изучение аккордовой техники для подбора любимых мелодий.
Теория: Расшифровка буквенно – цифровой записи аккордов.
Аккордовая техника.Малое баре
Практика: Аккордовая техника. Малое баре. Работа над песенным
репертуаром. Игра дуэтом.
II год обучения
Учебный план
Количество
часов
№ Наименование
Формы
Всего
Теория
Практика контроля
п\ базовых разделов,
п тем
1 Введение
1
1
2 Новые приемы
Контрольные и
17
3
14
открытые
гитарной
занятия
техники
3 Классическое
Контрольные
направление игры
занятия.
17
3
14
намузыкальном
Публичные
инструменте (гитара).
выступления
4 Аккордовое
Контр.
направление
Занятия,
17
3
14
игры
конкурсы,
концерты,
фестивали
5 Итоговая аттестация
2
2

Итого

54
10
44
Содержание программы
1.
Новые приемы гитарной техники
Теория: Приемы легато, стаккато, глиссандо, вибрация, флажолеты,
форшлаг,синкопа.
Практика: Освоение приема легато, стаккато, глиссандо, вибрация,
флажолеты, форшлаг,синкопа.
2.
Классическое направление игры на музыкальном инструменте
(гитара).
Теория: Гаммы D, A в две октавы; понятие - этюд
Практика: Гаммы D, A в две октавы; 2-3 этюда с несложной фактурой;613

8 пьес различного характера; чтение нот с листа.
3.
Аккордовое направление игры.
Теория: Прием большого баре; ступени в гармонических ладах,
интервалы.
Практика: Освоение приема большого баре; изучение ступеней в
гармонических ладах,интервалы.

№
п\
п
1

Наименование
базовых разделов,
тем
Введение

2

Способы извлечения
звуков и
новые
приемы гитарной
техники.
Классическое
направление игры
на музыкальном
инструменте.
Итоговая
аттестация
Итого

5

4

III год обучения
Учебный план
Количество часов
Всего
Теори
я
1
1

Практика

Формы
контро
ля

-

21

3

18

30

5

25

2

-

2

54

9

45

Контрольны
е занятия,
уроки конкурсы
Контрольные
занятия,
публичные
выступления

Содержание программы
1.
Способы извлечения звуков и новые приемы гитарной техники.
Теория: «Апояндо» и «тирандо»; прием игры «тремоло».
Практика: Изучение «апояндо» и «тирандо»; прием игры «тремоло».
2.
Классическое направление игры на музыкальном инструменте.
Теория: Гаммы C, G, Am, Em в аппликатуре А. Сеговии
Практика: Гаммы C, G, Am, Em в аппликатуре А. Сеговии различными
штрихами. 2-3 этюда на разные штрихи; 4-6 пьес различного характера; чтение
нот с листа

14

1.4. Блок «Музыкальная грамота»
Цель: способствовать углублению музыкальных знаний и развитию
музыкальной культуры.
Задачи:

способствовать освоению знаний по истории и теории музыки;

развивать творческие способности;

обогатить знания обучающихся в области бардовских,
авторских песен.
I год обучения
Учебный план
Количество часов
Формы
№ Наименование
Всего
Теория
Практика контроля
п\ базовых разделов,
п тем
1 Введение
1
1
2 Теория музыки
Контр. и
14
открытые
5
9
занятия,
тестирование,
муз.
викторины,
кроссворды
3 Развитие
Контр.
Занятия,
19
6
13
музыкального
конкурсы,
восприятия
4 Итоговая
2
2
аттестация
Итого

36
12
24
Содержание программы

1. Теория музыки.
Теория: Звук и созвучие. Звукоряд. Лад. Мажор и минор. Нумерация
ступеней лада. Клавиатура фортепиано. Диссонанс и консонанс. Тоника.
Тоническое трезвучие. Лад, как система взаимных тяготений звуков.
Устойчивые и неустойчивые звуки их разрешение. Основные системы нотаций
(слоговое и буквенное обозначение звуков). Интервал и аккорд. Трезвучие и
септаккорд. Количественная и качественная характеристика интервалов.
Обращения интервалов, взаимообратимые интервалы. Обращения трезвучий и
септаккордов. Способ цифрового обозначения аккордов, придуманный И.С.
Бахом (цифрованный бас). Средства музыкальной выразительности. Секвенция.
Виды трезвучий и их интервальный состав (Б 5/3; m5/3; ум. 5/3;ув. 5/3). Метр
как организующее и выразительное начало в музыке. Размер. Сильная,
относительно-сильная и слабая доли. Такт. Тактовая черта, акцент, синкопа.
Размеры 2/4, 4/4, 2/2. Французский счет.
Практика: Звукоряд. Лад. Мажор и минор. Тоника. Тоническое
трезвучие. Устойчивые и неустойчивые звуки их разрешение. Трезвучие и
15

септаккорд. Обращения интервалов, взаимообратимые интервалы. Обращения
трезвучий и септаккордов. Сильная, относительно-сильная и слабая доли. Такт.
Тактовая черта, акцент, синкопа. Размеры 2/4, 4/4, 2/2. Французский счет.
Ритмические группы в двухдольных размерах.
2. Развитие музыкального восприятия
Теория: Интонационно-образная природа музыки. Музыка как визитная
карточка эпохи, в которую она была написана. Сравнительная характеристика
музыки средневековья, возрождения и барокко. И. С. Бах как Человек, учёный,
педагог, композитор и музыкант. Развитие в музыке. Средства музыкальной
выразительности как фактор развития музыки. Секвенция как один из способов
музыкального
развития.
Повторность. Вариантность как средство
музыкального развития. Вариационная форма. Паганини – великий скрипач и
гитарист. Струнные музыкальные инструменты. Гармоническая фигурация как
прием музыкального развития. Мелодическая фигурация. Почему появлялись
новые инструменты? Роль тембра в раскрытии личностного начала. Творческая
природа музыкальной деятельности. Композитор, исполнитель слушатель.
Стиль Рококо в искусстве. Анализ мелодической линии в Колыбельной Дж.
Гершвина из оперы Порги и Бесс. Программная музыка.
Практика: Гармоническая фигурация как прием музыкального развития.
Мелодическая фигурация. Вспомогательные и проходящие неаккордовые
звуки. Ансамбль. Тембр как средство музыкальной выразительности и его роль
в музыкальном развитии. Роль тембра в раскрытии музыкального образа.
Импровизация как показатель уровня мастерства композитора и исполнителя.
Музыка как фактор развития многоуровневого, многоканального мышления.
Метр в электронной, рок - и классической музыке. Мелодия – душа музыки.
Роль ритма как средства музыкальной выразительности. Гармония как
выразительное средство музыки. Темп как средство музыкальной
выразительности. Роль динамики как средства музыкальной выразительности.
Поступенное движение. Движение мелодии по звукам аккордов.
Вспомогательные и проходящие неаккордовые звуки. Сочинение коротких
мелодических фраз с использованием неаккордовых звуков, их графическая
запись и игра на фортепиано. Интерпретация. Переложение.

№
п\п
1
2

3

4

Наименование
базовых
разделов, тем
Введение
Теория музыки
Развитие
музыкального
восприятия
Итоговая
аттестация

II год обучения
Учебный план
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
10

1
4

6

23

9

14

2

-

2

Формы
контроля
Контрольные
занятия,
тестирование
Контрольные
занятия,
конкурсы.
Контрольные
занятия,
16

конкурсы.
Итого

36
14
Содержание программы

22

1. Теория музыки.
Теория: Знакомство с таблицей, отражающей кварто-квинтовый круг
тональностей. Транспонирование. Параллельные и одноименные тональности
как фактор музыкального развития. Способы разрешения диссонирующих
интервалов и аккордов. Тритоны и характерные интервалы, уменьшённый
вводный септаккорд, доминантсептаккорд и его обращения. Выразительная
окраска интервала. Классификация септаккордов (малый минорный, большой
мажорный, малый мажорный и т.д.).
Практика: Главные ступени лада. Главные трезвучия лада. Плагальные и
автентические обороты. Игра на фортепиано плагальных и автентических, а
также полных кадансовых оборотов. Выразительная окраска интервала.
Определение на слух интервалов в гармоническом виде по окраске.
Классификация септаккордов (малый минорный, большой мажорный, малый
мажорный и т.д.). Определение интервалов и аккордов по нотной записи,
графическая запись разрешения интервалов и аккордов в заданной тональности
(используется графическое изображение фортепианной клавиатуры).
2. Развитие музыкального восприятия.
Теория: Стилевые особенности музыки эпох средневековья, Возрождения
и Барокко. Стиль Рококо внутри эпохи Барокко. Стилевые особенности музыки
Эпохи Просвещения. Жанры: концерт, соната, симфония, рондо. Мир
музыкальных образов музыки В.А. Моцарта. Дух борьбы в музыке Л.
Бетховена. Сонатное аллегро. Стилевые особенности музыки эпохи Романтизма
и закономерность их появления. Музыкальные образы в произведениях
композиторов - романтиков. Традиции русской национальной композиторской
школы, заложенные М.И. Глинкой. Оперный жанр в дореволюционной России.
Балет. П.И. Чайковский как основатель новых музыкальных традиций в
русском балете. Синтетические жанры в музыке (опера, балет, оперетта,
водевиль, мюзикл). Стилевые особенности музыки XX-го столетия.
Живописность музыки композиторов - импрессионистов. Сохранение традиций
русской классической школы в творчестве С.В. Рахманинова. Инструменты
народного и симфонического оркестра. Сюита. Виды ансамблей. Жанр Романса
в русской музыке. Творчество выдающихся гитаристов-исполнителей. Жанр
авторской песни.
Практика: Жанр Романса в русской музыке. Творчество выдающихся
гитаристов-исполнителей. Жанр авторской песни. Изучение творчества авторов
- исполнителей (бардов) г. Людиново (Карпикова Л.В., Мельников С., Ведюк
Н.С., Анисёнков А.) и Калужской области. Обработка и исполнительская
интерпретация. Мир гитары.

17

1.5. Блок «Основы вокала»
Цель: сформировать у обучающихся навыки вокала с последующим
умением владеть и пользоваться своим певческим голосом.
Задачи:

обучать правильному пению во всём его сложном комплексе,

развивать вокальные данные,

вырабатывать навыки сольного пения,

развивать музыкальный слух и музыкальную память, интерес и
любовь кмузыке.
I год обучения
Учебный план
Количество часов
№ Наименование
Формы
Всего
Теория
Практика
п\ базовых разделов,
контроля
п тем
1 Введение
1
1
2 Теоретические
13
9
4
Контрольные
сведения
занятия,
тестирование,
муз.
викторины
3 Вокально21
5
16
Контрольные
интонационные
занятия,
уроки –
навыки
конкурсы,
публичные
выступления
4 Итоговая
1
1
аттестация
Итого
№
п\
п
1

Наименование
базовых разделов,
тем
Введение

2

Теоретические
сведения

36
15
II год обучения
Учебный план
Количество часов
Всего
Теория

21

Практика

1

1

-

13

9

4

Формы
контроля

Контрольные
занятия,
тестирование,
муз.
викторины

18

3

Вокальноинтонационные
навыки

4

Итоговая
аттестация
Итого

№
п\
п
1

Наименование
базовых разделов,
тем
Введение

2

21

5

16

1

-

1

36

15

21

III год обучения
Учебный план
Количество часов
Всего
Теория

Практика

1

1

-

Теоретические
сведения

13

9

4

3

Вокальноинтонационные
навыки

21

5

16

4

Итоговая
аттестация

1

-

1

36

15

21

Итого

Контрольные
занятия,
уроки –
конкурсы,
публичные
выступления

Формы
контроля

Контрольные
занятия,
тестирование,
муз.
викторины
Контрольные
занятия,
уроки –
конкурсы,
публичные
выступления

Содержание программы
I-III года обучения (с последующим годом программа усложняется)
Вокально-интонационные навыки
1.
Основные певческие навыки.
Теория: Понятие о вокальном искусстве. Что такое пение? Правильная
певческая установка. Пение сидя. Пение стоя.
Практика: Соблюдать при пении правильную певческую установку.
Корпус ровный,подтянутый, но без напряжений. Мышцы шеи свободны
2. Строение голосового аппарата.
Теория: Дыхание. Голосообразование. Резонаторы.
3. Певческое дыхание.
Теория: Правильное певческое дыхание. Виды дыхания.
Практика: Овладение правильным певческим дыханием. Пение
19

продолжительные фразы на одном дыхании, равномерно распределяя его.
Распределение дыхание при исполнении упражнений или произведений
различного характера. Укреплять навык спокойного, равномерного выдоха при
пении. Уметь делать вдох вхарактере.
4. Дикция и артикуляция.
Теория: Понятие о дикции. Понятие об артикуляции. Нейтрализация
гласных. Правильное произношение согласных в пении
Практика: Укрепление и развитие артикуляционного аппарата.
Формирование гласных звуков единообразно, округлённо, сохраняя при этом
правильную форму каждой гласной на всём протяжении её звучания.
Согласные произносить ясно и отчётливо. Совершенствование речи при пении.
Быстро, но легко произносить слова в упражнениях и произведениях
подвижного характера, сохраняя при этом точную высоту звука;
5. Гигиена голоса.
Теория: Гигиена голоса до пения. Гигиена голоса во время пения.
Гигиена голоса после пения
6. Мутация.
Теория: Понятие о мутации. Мутация у девочек. Мутация у мальчиков.
Охрана голоса во время мутационного периода.
7. Атака звука
Теория: Придыхательная атака звука. Мягкая атака звука. Твёрдая атака
звука.
Практика: Мягкая атака, как основной приём звукообразования, твёрдая
атака, как одно из средств выразительности.
8. Виды звуковедения. Музыкальная динамика.
Теория: Legato; Non legato; Staccato; Forte; Piano; Crescendo; Diminuendo
Практика: Пение legato, nonlegato. Разные виды звуковедения в
произведениях. Пение крещендо, диминуэндо; изменение силы звука в
упражнениях и произведениях с разнохарактерным звучанием.
9. Группы певческих голосов.
Теория: Детские; женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто);
мужские голоса (тенор, баритон, бас).
Практика: Певческие регистры.
Стремиться петь свободным, мягким, ровным звуком, смягчать звук в
нижнем регистре. Юношам петь спокойно, нефорсированным звуком, округляя
звучание верхнего регистра. Уметь правильно петь переходные
(межрегистровые) звуки (без резкой смены характера звучания).
Интонирование: Чисто интонировать хроматизмы в упражнениях и
песнях. Петь мелодии без поддержки инструмента, сохраняя чистоту
интонации.

20

1.6. Блок «Аккомпанемент»
Цель:
сформировать
у
обучающихся
необходимые
навыки
аккомпанемента.
Задачи:

развивать слуховые данные для самостоятельного подбора
мелодий, аккомпанемента,

изучение аккордовой техники и способов звукоизвлечения.
I год обучения
Учебный план
Количество часов
№
Наименование
Формы
Всего
Теория
Практика
п\п базовых
контроля
разделов, тем
Введение
1
1
1
2
Изучение
16
2
14
Контрольные
занятия,
буквенно –
уроки цифрового
конкурсы
построения
аккордов и их
звукоизвлечение
3
Итоговая
1
1
аттестация
Итого
18
3
15
Содержание программы
Теория: Изучение аккордов; ритмический рисунок боя; четырехзвучное и
шестизвучное арпеджио; динамика, выразительность, ритм.
Практика: Постановка и звукоизвлечение приема «баррэ»; упражнения
на растяжку пальцев левой руки; ритмический рисунок боя; четырехзвучное и
шестизвучное арпеджио.
II год обучения
Учебный план
Количество часов
№ Наименование
Формы
Всего
Теория Практика контроля
п\ базовых разделов,
п тем
1 Введение
1
1
2

3

4

Изучение
приемов
гитарной
техники.
Подбор по
слуху аккордов
аккомпанемента.
Итоговая
аттестация
Итого

3

1

2

Контрольные,
открытые
занятия

13

3

10

Контрольные,
открытые
занятия

1

-

1

18

5

13
21

Содержание программы
Теория:
Изучение
применения
позиций;
глиссандо,
легато;
восьмизвучное арпеджио.
Практика: Подбор гармонических функций по слуху; применение
позиций; глиссандо, легато; восьмизвучное арпеджио.
III год обучения
Учебный план
Количество часов
№ Наименование
Формы
Всего
Теория
Практика
п\ базовых разделов,
контроля
п тем
1 Введение
1
1
2 Изучение новых
2
1
1
Контрольные,
приемов
открытые
гитарной
занятия
техники
3
14
3
11
Контрольные,
Подбор по
открытые
слухумелодий
занятия
соло.
4
1
1
Итоговая
аттестация
Итого

18
5
13
Содержание программы
Теория: Изучение приемов «пульгар», «расгеадо»; работа над
определением характера песен, над динамикой.
Практика: Применение приемов «пульгар», «расгеадо»; подбор по слуху
мелодий соло; работа над различными видами аккомпанемента.

22

игры.

1.7. Блок «Инструментальный ансамбль»
Цель: сформировать у обучающихся необходимые навыки ансамблевой

Задачи:

развивать слуховые данные;

формировать навыки игры на других инструментах;

развивать коммуникативные отношения обучающихся.
III год обучения
Учебный план
Количество часов
№ Наименование
Формы
Всего
Теория Практика контроля
п\ базовых разделов,
п тем
Работа над песенно – музыкальными произведениями
1 Введение
1
1
2 Работа по цифрам,
Контрольные,
открытые
фразам, по партиям,
20
5
15
Занятия
над аппликатурой,
ритмом.
3 Работа над темпом,
Контрольные,
динамикой,
21
3
18
открытые
характером.
занятия
4 Работа над
Контрольные,
техническими
открытые
сложностями,
занятия
28
5
23
отдельно над
проигрышем и соло.
5 Итоговая аттестация
2
2
Итого

72

14

58

Содержание программы.
Теория: Что такое ансамбль; виды ансамблей; работа над текстом: по
цифрам, фразам, по партиям, над аппликатурой, ритмом, темпом, динамикой,
характером, над техническими сложностями, отдельно над проигрышем и соло.
Практика: Работа над слаженностью игры в ансамбле, ритмом, темпом,
динамикой, характером, над техническими сложностями, отдельно над
проигрышем и соло.

23

1.8. Планируемые результаты
К концу первого года обучения обучающиеся должны:
Знать:

приемы игры: тамбур, пиццикато, вибрато, баррэ;

четырехзвучное и шестизвучное арпеджио;

навыки аккордовый техники;

основные музыкальные термины;

буквенные обозначения тональностей;

способы построения интервалов и аккордов;

различные способы
нотаций
(табулатура,
цифрованный
бас,буквенное обозначение звуков, крюковая запись);

средства музыкальной выразительности;

основные певческие навыки;

строение и работу голосового аппарата;

виды дыхания;

понятия о дикции и артикуляции;

правила гигиены голоса;

группы певческих голосов;

основные вокальные термины;

основные музыкальные термины;

буквенные обозначения тональностей;

способы построения интервалов и аккордов;

различные способы
нотаций
(табулатура,
цифрованный
бас,буквенное обозначение звуков, крюковая запись);

средства музыкальной выразительности.
Уметь:

исполнять 2-3 произведения различных жанров;

самостоятельно подбирать мелодии к эстрадным песням;

определять музыкальный размер в
исполняемых
и
прослушанныхпроизведениях;

различать на слух лады мажора и минора и трезвучия в этих ладах.

дать образную характеристику исполняемой
или
прослушанной музыке;

принимать правильную певческую установку;

владеть правильным певческим дыханием: петь продолжительные
фразы на одном дыхании, равномерно распределяя его; распределять дыхание
при исполнении упражнений или произведений различного характера; уметь
делать вдох в характере;

быстро, но легко произносить слова в упражнениях и
произведениях подвижного характера, сохраняя при этом точную высоту звука;

пользоваться
мягкой
атакой
как
основным
приёмом
звукообразования; твёрдой атакой (в отдельных случаях) как одним из
средств выразительности;

пользоваться разными видами звуковедения в произведениях;
менять силу звука в упражнениях и произведениях с разнохарактерным
24

звучанием;



петь свободным, мягким, ровным звуком;
чисто интонировать;

определять музыкальный размер в
исполняемых
и
прослушанныхпроизведениях;

различать на слух лады мажора и минора и трезвучия в этих ладах;

давать образную характеристику исполняемой или прослушанной
музыке.
К концу второго года обучения обучающиеся должны:
Знать:

приемы игры: глиссандо, легато, стаккато, вибрация, флажолеты,
форшлаг, синкопа;

восьмизвучное арпеджио;

особенности музыкальных стилей различных эпох (возрождение,
барокко, классицизм, романтизм, 20-й век);

синтетические жанры в музыке;

2-3 этюда с несложной фактурой; 6-8 пьес различного характера,
2-3авторские песни;

гаммы D, A в две октавы;

знать ступени в гармонических ладах, интервалах.
Уметь:

играть по цифрам, фразам, по партиям, отдельно над
проигрышем исоло;

читать ноты с листа;

определять жанр произведения;

определять музыкальную форму (простые двух- и трёх- частные
формы, рондо, одночастная форма (период), вариации, куплетная форма) в
прослушанных произведениях;

определять по таблице количество знаков альтерации при ключе в
избранной для работы тональности;

транспонировать исполняемые песни в удобные и наиболее часто
используемые тональности (Am, Dm, Em, C, G, A, D);

подобрать простейший аккомпанемент к знакомой мелодии;

самостоятельно работать с современными поисковыми системами
(интернет, электронные энциклопедии) и находить в них нужную информацию,
касающуюся биографических сведений и творчества композиторов,
музыкального и других видов искусств;

исполнять 2 – 3 песни под собственный аккомпанемент;

чисто интонировать исполняемое произведение;

петь эмоционально;

при
исполнении
произведений
пользоваться
средствами
музыкальной выразительности;

чётко и понятно произносить текст в исполняемом произведении.

25

К концу третьего года обучения обучающиеся должны:
Знать:

приемы игры: «пульгар», «расгеадо», «апояндо», «тремоло»;

гаммы C,G,Am, Em в аппликатуре А. Сеговии;

2-3 этюдана
разные
штрихи;
4-6 пьес различного
характера,4-5 авторских песен;

основы сочинительства;
Уметь:

исполнять 3-5 песен под собственный аккомпанемент;

чисто интонировать исполняемое произведение;

петь эмоционально;

при
исполнении
произведений
пользоваться
средствами
музыкальной выразительности;

определять характер песни, ее динамику;

подбирать по слуху мелодии соло;

владеть различными видами аккомпанемента;

играть в ансамбле.
Механизм оценки достижений обучающихся
С момента поступления ребенка в студию педагоги ведут диагностику его
творческого развития, которая проводится в начале и по итогам каждого
полугодия с целью выявления уровня развития и формирования музыкальных
способностей и определения задач индивидуального развития обучающихся и
будущего репертуара на следующем этапе обучения.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие
требования:

индивидуальный
характер,
требующий
осуществления
отслеживания заработой каждого обучающегося;

систематичность, регулярность проведения на всех этапах
процессаобучения;

разнообразие форм проведения, повышение интереса к его
проведению;

всесторонность, то есть должна обеспечиваться проверка
теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков
обучающихся;

дифференцированный подход.
Для проверки знаний, умений и навыков используются такие виды
контроля как:

Текущий – осуществляется в повседневной работе с целью
проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях
обучающихся. Для этого вида контроля используются такие методы:

устный (фронтальный опрос, беседа, шарады, ребусы, викторины);

письменный (тесты, карточки-задания);

индивидуальный (дифференциация и подбор заданий с учетом
особенностей обучающихся);
26




наблюдение.
Тематический – осуществляется по мере прохождения темы,
раздела с целью систематизирования знаний обучающихся. Этот вид контроля
подготавливает обучающихся к контрольным и зачетным занятиям.

Итоговый – проводится в конце полугодия, учебного года. Здесь
целесообразно проводить занятия-прослушивания, концерты, конкурсы,
публичные выступления.
Результаты диагностики фиксируются в карте оценки знаний, умений,
навыков, позволяющей отслеживать динамику образовательных результатов
ребенка по отношению к нему самому (Приложения № 1, 2). Этот способ
оценивания – сравнение обучающегося не столько с другими детьми, сколько с
самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным
уровнем – важнейший стимул для развития мотивации успеха (Приложения №
3,4). Каждый этап оценивается по следующим уровням: высокий, средний,
низкий.
Оценка эффективности реализации
комплексной образовательной программы отслеживается через:

уровневое усвоение разделов образовательной программы и
программы вцелом;

участие в конкурсах, концертах;

участие в фестивалях авторской песни;

уровневое развитие психических процессов.
Ожидаемым результатом
реализации программы является
формирование у обучающихся в области:
коммуникативных компетенций:
владеть способами совместной деятельности в группе, умениями
искать инаходить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в поликультурном, и
многоконфессиональном обществе.
учебно - познавательных компетенций:
уметь ставить цель и организовывать процесс ее достижения;
уметь организовывать анализ и самооценку своей учебно –
познавательной деятельности.
владеть игрой на инструменте.
уметь держать себя на сцене.
владеть гитарной терминологией;
уметь читать ноты с листа;
уметь подбирать аккомпанемент по слуху;
информационных компетенций:
иметь навыки деятельности по отношению к информации в
учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;
уметь пользоваться современными средствами информации
(телевизор, музыкальный центр, телефон, факс, компьютер, принтер, модем,
ксерокс и т.п.)
владеть информационными технологиями (аудио - видеозапись,
27

электронная почта, СМИ, Интернет);
уметь искать, анализировать и отбирать необходимую
информацию, еепреобразовывать, сохранять и передавать.
социокультурных компетенций:
уметь определять свое место и роль, систему взаимоотношения в
окружающеммире: в семье, классе, объединении;
владеть культурными нормами и традициями родного края, России;
иметь осознанный опыт жизни в многоконфессиональном
обществе;

28

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарно-тематический план. Составляется ежегодно и вынесен
в «Рабочую программу»
2.2. Условия реализации программы.
Для успешной реализации комплексной программы необходимы:
1.
Кадровое обеспечение:

педагог по игре на инструменте;

педагог по вокалу;

педагог по музыкальной грамоте.
2.
Материально-техническое обеспечение:

инструмент - гитара,

подставка под ногу,

ремень,

каподастр, тюнер,

удобный, хорошо проветриваемый класс;

музыкальные, шумовые инструменты;

пюпитры;

сценическая площадка;

видео и аудиокассеты, диски с записями классических
произведений, авторских песен, фестивалей;

аппаратура для просмотра и прослушивания музыкального
материала взаписи.

компьютер, видеокамера.
3.
Информационно-методическое обеспечение:

обучающие схемы, таблицы аккордов;

сборники авторских и эстрадных песен;

подборка песенного репертуара из периодических изданий;

электронные носители (диски);

интернет-ресурсы: www.akkords.net www.pesnibardov.ru www.bard.ru

29

2.3. Методическое обеспечение программы
№ Название
п\ базовых
разделов
п
1 Музыкальны
й
инструмент гитара
шестиструнн
ая

Форма
проведения
занятий
индивидуальн
ая

Методы и
приемы
технологии
Словесный,
практически
й показ,
демонстраци
я
видеоматери
ала.

Дидактичес
кие
материалы
Таблицы
аккордов, схемы,
Сборники
авторских и
эстрадных
песен,
электронные
носители,
интернет ресурсы

Информацион
ная
оснащенность
Аудиовидеоматериалы
, пюпитр,
аппаратура
для просмотра
и
прослушивани
я
музыкального
материала,
компьютер

Электронные
носители ,
интернет ресурсы

Аппаратура
для просмотра
и
прослушивани
я
музыкального
материала,
компьютер
Музыкальный
инструмент

2

Основы
вокала

групповая

Словесный,
практически
й показ
Демонстраци
я
видеоматери
ала

3

Теория
музыки

групповая

Словесный,
практически
й
показ

4

Гитарный
Индивидуаль
аккомпанемент ная и
групповая

Таблицы
аккордов,
схемы,
сборники по
теории
музыки
Словесный,
Таблицы
практически аккордов,
й показ,
схемы,
демонстраци сборники
я
авторских и
видеоматери эстрадных
ала
песен,
электронные
носители

Аудио-видео
материалы,
аппаратура
для просмотра
и
прослушивани
я
музыкального
материала,
компьютер

30

Обучение детей игре на гитаре ведется в двух главных и
взаимосвязанных направлениях.
Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на
музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения
художественного результата.
Второе – развитие потребности подростков в выражении своих чувств,
мыслей и настроений через собственное сочинение поэтически-музыкального
произведения или оригинальное исполнение произведений других авторов.
Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях
личностно – ориентированного обучения в системе дополнительного
образования детей и на следующих педагогических принципах:

системности (взаимосвязанность, взаимообусловленность всех
компонентов);

комплексности (развитие обучающегося – комплексный процесс, в
котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет
развитие других);

интеграции (совмещение в одной программе различных
направлений);

гуманизации (личностно – ориентированный подход в воспитании);

соответствия возрастным и индивидуальным возможностям
(обучение строится в соответствии с психофизическими закономерностями
подросткового возраста);

адекватности требований и нагрузок, предъявляемых обучающимся
в процессе занятий;

повторяемости (цикличность повторения материала);

корректируемости и мобильности (возможность внесения
изменений с учетом конкретных задач и социального заказа детей и родителей).
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает
теоретическую и практическую часть. Теоретический материал обычно дается в
начале занятия. Новую тему, то или иное задание объясняется просто и
доходчиво, обязательно закрепляется объяснение показом.
Практические занятия – основная форма работы с обучающимися, где
умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются, а на основе
самостоятельных упражнений и применения отработанных на практике
приемов у ребят формируются навыки игры на инструменте, вокальные навыки.
На протяжении всего курса обучения, темы повторяются, но каждый раз
рассматриваются на более высоком уровне: вначале в общем виде, позднее
понятия и музыкальные явления изучаются более углублённо, и наконец,
обобщаются.
Ведущими методами обучения являются:

наглядная демонстрация формируемых навыков (практический
показ);

объяснение методики исполнения произведения;

демонстрация видеоматериала.
31

Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:

качественный показ;

словесное (образное) объяснение;

сравнение;

контраст;

повторение.
Занимаясь по программе, обучающиеся получают многоаспектное
воспитание и разностороннее развитие, которое достигается через
организацию познавательных и досуговых мероприятий.
2.3.1. Электронные образовательные ресурсы.
№

Раздел «Аккорд»
1.

2.
3.
4.
5.

История появления
гитары.
Разновидности гитар.
Выбор первого
инструмента
Инструментальное
исполнительство
Табулатура для
гитары
Перебор для
начинающих Б321
Гитарист ТВ-уроки
игры на гитаре

Ссылка
https://vk.com/video104063286_456239019
https://dzen.ru/video/watch/62383ac4e71c1c29a88b4e53

https://muzlabkazgik.ru/гитара/
https://akkordus.ru/tabs/page/34/
https://yandex.ru/video/preview/14054106588730920152

https://rutube.ru/channel/23479979/

32

Год
обуч
ения

Групп
а

1г.
1г.

1г
р.
2гр.

2г.

2.4. Календарный учебный график
Кол-во
Кол-во
Кол-во
Учебные
учеб
учебных
часов по
периоды
ных
недель
програ мме
дней

Начало
занятий

Окон
чание
занят
ий

31 мая

72

36

72

2

31 мая

60

36

60

2

1гр.

2
сент.
2сент
.
2сен.

31 мая

60

36

60

2

2г.

2гр.

2сен.

31 мая

60

36

60

2

3г.

1гр.

2сен.

31 мая

60

36

60

2

3г.

2гр.

2сен.

31 мая

60

36

60

2

Даты
начала и
окончан
ия
учебного
периода

Дата
проведения
промежут
очно й
аттестации

Дата
проведения
итоговой
аттестации

1.09.31.05.
1.09.31.05.
01.-09.31.05.
01.0931.05.
01.-09.31.05.
01.-09.31.05.

22.12
.
22.12
.
22.12

20.04
.
20.04

22.12

20.04

22.12

20.04

22.12

20.04

20.04

33

2.5. Список литературы
1.
Блок «Музыкальный инструмент – гитара шестиструнная»
Для педагогов:
1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка,
2007.
2. «Академия ГИТАРЫ». Альманах. Санкт – Петербург,2004
3. «Академия классической ГИТАРЫ». Альманах. Санкт – Петербург,
2003
4. «Белорусская гитара» Музыкальный альманах № 7, 2004
5. Вайсборд. М.А. Андрес Сеговия и гитарное искусство двадцатого века. –
М.: Музыка, 2006.
6. Вайсборд. М.А. Гитара и гитаристы. – М.: Музыка, 2009.
7. Волков В.Д. Интервью с музыкантом. / Гитарист. – 2002.- №1.
8. Волков В.Д. Проблемы гитарного репертуара. / Гитарист.– 2000. - №1.
9. Вещицкий П.И. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды
и аккомпанемент. – М., 2007.
10.
Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре. –
М.: Музыка, 2008.
11.
Программа для детских музыкальных школ – гитара
шестиструнная. Москва, 1988.
12.
Программа заочной Московской студии гитаристов «Лира» по
методу Галины Бесединой.
13.
С. Газарян «В мире музыкальных инструментов» для учащихся
старших классов. Москва «Просвещение», 1989.
Для родителей и обучающихся:
1. А. Николаев «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» Санкт –
Петербург, 1999.
2. Музыкальный альманах «Гитара» выпуск 1. Москва «Музыка» 1989.
3. Музыкальный альманах «Гитара» выпуск 2. Москва «Музыка» 1990.
4. П. Патц «Славить без запинки» Нотный сборник духовных песен.
Германия. 2002.
Блок «Музыкальная грамота»
Для педагогов:
1. Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования:
Учебник для студентов высших учебных заведений – М.: Издательский центр
«Академия», 2004.- 336с.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология под ред. Сластенина В.А. М.:
Издательский центр «Академия».2001. 264с.
3. Вахромеев
В.
«Элементарная
теория
музыки». «Музыка».
Москва, 1968.
4. Вопросы методики музыкального воспитания детей. – М.:Музыка, 1975г.
5. В. Флис, Я. Якубяк «Сольфеджио для 1 – 4 классов». Киев. 1979.
6. Голованов В.П. – Методика и технология педагога дополнительного
2.

34

образования, М., Музыка, Владос, 2004г.
7. Г.Скудина «Музыкальная литература русских композиторов». Москва
«Музыка», 1990
8. Гуманизация воспитательного процесса/ Под ред. Вощенковой Н.С. –
Калуга: издатель Бочкарёва Н.Ф., 1997.
9. И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных композиторов».
Москва. «Музыка». 1990
10. И.Прохорова,
Г.Скудина «Музыкальная литература советских
композиторов» Москва «Музыка».1990
11. Картавцева М. «Сольфеджио XXI века». «Кифара» 1999.
12. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Москва 2006г.
13. Красинская
Л,
Уткин
Р
«Элементарная
теория
музыки».«Музыка».Москва, 1983.
14. Макаров С.П. «Технология индивидуального обучения»//Педагогический
вестник. – 1994 г.
15. Максимов С.Е. «Музыкальная грамота». «Музыка». Москва. 1979.
16. Матонис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. –
Ленинград: Музыка, 1998.
17. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студентов
музыкального факультета и отделения высшего и среднего учебных
заведений/ под редакцией Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр
«Академия», 2001 – 232с.
18. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы
повышения квалификации педагогических кадров/ под редакцией Е.С. Полат.
– М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272с.
19. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое
общество России, 1998 г.
20. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция
музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений – М.: гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2001 – 320с.
21. Психология музыкальной деятельности под редакцией Г.М. Цыпина.
Москва, AKADEMIA, 2003г., 368с.
22. Т.А. Зебряк, Основы музыкальной грамоты и сольфеджио, в помощь тем,
кто решил начать заниматься музыкой, Москва., «КИФАРА», 2009 г.
23. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н.. Методика музыкального
воспитания, М.: - «Музыка», 1990 г. Ст. «Музыкальное искусство – средство
воспитания детей».
24. Чиркова Т. Учёт индивидуально-психологических особенностей
детей.//М.1986 г.
Для родителей и обучающихся:
1. Андреева М.А. «От примы до октавы». «Советский композитор».
Москва, 1978.
35

2. «Музыканты

и
композиторы»-краткий
биографический
словарь.«Риполклассик».Москва, 2002.
3. Под редакцией Хренникова Т.Н. «Энциклопедический словарь юного
музыканта» «Педагогика». Москва, 1985.
4. Сиротина Н «Музыкальная азбука», «Музыка». Москва,1997.
5. Э. Финкельштейн
«Музыка от А до Я» «Композитор». Санкт –
Петербург, 1997
Блок «Основы вокала»
Для педагогов:
1. Абт В. «Вокализы» Москва «Музыка»1980
2. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. Ростов
н/д: Феникс, 2006
3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М., 1968
4. Емельянов В. Развитие голоса – С-Петербург: Лань, 1997.– 172с.
5. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика:
Учебное пособие для студентов ВУЗ – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,
2003. – 272 с.
6. Малинина Е.М. Вокальное развитие детей. М. – Л., 1967
7. Огороднов Д. Воспитание певца в самодеятельном ансамбле – Киев, 1980.
Для родителей и обучающихся:
1. Дунаевский М. «33 коровы» «ДРОФА» 2002
2. Залесский В. «Песни для детей разного возраста»
«ВЛАДОС» 2002
3. «Когда тебе 16..» вып.3. «советский композитор» 1988
4. Песенник «Наша биография» вып.3 Москва «Музыка»1984
5. «Песни наших дней» - 87,88» Москва «Музыка» 1989
6. «Песни радио, кино и телевидения» «Музыка» 1981
7. Семенова Л. «Мир спасет красота» «ВЛАДОС – ПРЕСС» 2007
8. Чернявский ВА «Радуга - песни для детей младшего и среднего
возраста». Краснодар. «Эоловы струны» 1999
3.

Блок «Инструментальный ансамбль»
Для педагогов:
1. «Академия ГИТАРЫ». Альманах. Санкт – Петербург 2004
2. «Академия классической ГИТАРЫ». Альманах. Санкт – Петербург 2003
3. «Беларусская гитара» Музыкальный альманах 7. 2004
4. Программа для детских музыкальных школ – гитара шестиструнная.
Москва, 1988.
5. Программа заочной Московской студии гитаристов «Лира» по методу
Галины Бесединой.
6. С. Газарян «В мире музыкальных инструментов» для учащихся старших
классов. Москва «Просвещение», 1989.
Для родителей и обучающихся:
1. А. Николаев
«Самоучитель игры на
шестиструнной гитаре»
Санкт – Петербург, 1999.
4.

36

2. Музыкальный альманах «Гитара» выпуск 1. Москва «Музыка» 1989.
3. Музыкальный альманах «Гитара» выпуск 2. Москва «Музыка» 1990.
4. П.
Патц «Славить без запинки» Нотный
сборник духовных

песен. Германия. 2002.

Блок «Аккомпанемент»
Для педагогов:
1. «Академия ГИТАРЫ». Альманах. Санкт – Петербург 2004
2. «Академия классической ГИТАРЫ». Альманах. Санкт – Петербург 2003
3. «Беларусская гитара» Музыкальный альманах 7. 2004
4. Программа для детских музыкальных школ – гитара шестиструнная.
Москва, 1988.
5. Программа заочной
Московской
студии
гитаристов «Лира» по
методу Галины Бесединой.
6. С. Газарян «В мире музыкальных инструментов» для учащихся старших
классов. Москва «Просвещение», 1989.
Для родителей и обучающихся:
1. А. Николаев «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» Санкт –
Петербург, 1999.
2. Музыкальный альманах «Гитара» выпуск 1. Москва «Музыка» 1989.
3. Музыкальный альманах «Гитара» выпуск 2. Москва «Музыка» 1990.
4. П. Патц «Славить без запинки» Нотный сборник духовных песен.
Германия. 2002.
5.

37

Самостоятельный
подбор по слуху

Настройка гитары

Аккомпанемент

Мелодии

Игра боем (аккордовая
техника баре)

Игра щипком

Арпеджио

Навык игры тирандо

Навык игры апояндо

Посадка и постановка
рук

Ф.И.О.

№п\п

Приложение №1

Карта оценки знаний, умений, навыков.

1
2
3

36

Приложение № 2

Результаты уровневого усвоения образовательной программы в
объединении__________________________
за I полугодие
уч. года
Педагог ___________________№ группы___________
№ Ф.И.
ЗУН
Мотивация Творческая Достижения
п/ обучающегося
активность
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Итого:
уровень
усвоения
(в%)

Высокий
Средний
Ниже
среднего

Результаты уровневого усвоения образовательной программы в
объединении
за
уч. год
Педагог ___________________№ группы_________
№ Ф.И.
ЗУН
Мотивация Творческая Достижения
п/ обучающегося
активность
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого:
уровень
усвоения
(в%)

Высокий
Средний
Ниже
среднего

39

Уровневая система оценки ЗУН обучающихся
Высокий
уровень
Средний
уровень

Ниже
среднего

Обучающийся умеет творчески применять полученные
ЗУН на практике в новой, нестандартной ситуации,
переносить в неё изученные ранее понятия, законы и
закономерности.
Применение знаний в практической деятельности.
Обучающийся умеет применять на практике теоретические
знания, правильно выполняет типовые задания с
использованием правил, вскрывает легко обнаруживаемые
причинно-следственные связи.
Обучающийся может
воспроизвести (иногда
механически) какие-либо знания или умения, не всегда
понимая, что и зачем он делает; отвечает на вопросы только
репродуктивного плана.

Уровневая система оценки мотивации обучающегося к занятиям
Высокий
уровень
Средний
уровень
Ниже
среднего

Чётко выраженные потребности. Стремление изучить
предметглубоко как будущую профессию.
Интерес
на
уровне
увлечения.
Поддерживается
самостоятельно. Ведущие мотивы: познавательный,
общение, добиться высоких
результатов.
Интерес
иногда
поддерживается
самостоятельно.
Мотивация неустойчивая, связанная с результативной
стороной процесса.

Уровневая система оценки творческой активности обучающихся
Высокий
Вносит
предложения по развитию
деятельности
уровень
объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом.
Обладает
оригинальностью
мышления,
богатым
воображением и
способностью к рождению новых идей.
Средний
Есть положительный эмоциональный отклик на успехи
уровень
свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда.
Может придумать интересные идеи, но часто не может
оценить их и
выполнить.
Ниже среднего Состоялась адаптация в коллективе, но инициативу
проявляет редко. Испытывает положительные эмоции от
полученных новых знаний и открытия новых для себя
способов
деятельности.
Добросовестно
выполняет
поручения, задания.
Проблемы решить старается, но необходима помощь
педагога.
40

Уровневая оценка достижений обучающихся
Высокий
Значительные результаты на уровне области, России.
уровень
Средний
Значительные результаты на уровне района, города.
уровень
Ниже среднего Активное участие в делах объединения, УДО.

41

Приложение № 3

Диагностика показателя «Мотивация к занятиям»
методом опроса детей и их родителей.
№
п/п

ФИО ребенка
Вопросы детям
Что привело тебя к нам?
Чего ты хочешь добиться в результате
занятий в этом году?
Заполняется в начале учебного года.

1
2

№
п/
п
1
2

№
п/
п
1
2

№
п/
п
1

ФИО ребенка
Вопросы детям
Удовлетворен ли ты занятиями в
объединении?
Будешь ли ты продолжать обучение в
этом объединении в будущем году и
почему?
Заполняется в конце учебного года.
ФИО родителя
Вопросы
родителям
Удовлетворены ли Вы занятиями в
объединении?
Стоит ли вашему ребенку продолжить
обучение в этом объединении в
будущем году и почему?
Заполняется в конце учебного года.
ФИО педагога
Вопросы педагогу
Удовлетворены ли Вы занятиями
учащегосяв объединении?

Дата
заполнения
Ответы

Дата
заполнения

Уровень
(заполняется
педагогом)

Уровень
(заполняется
педагогом)

Ответы

Дата
заполнения

Уровень
(заполняется
педагогом)

Ответы

Дата
заполнения

Уровень
(заполняется
педагогом)

Ответы

42

2

Стоит ли данному ребенку продолжать
обучение в этом объединении в будущем
году и почему?
Заполняется в конце учебного года.

Подготовительный
уровень
Неосознанный
интерес,
навязанный извне
или на уровне
любознательности.
Мотив случайный,
кратковременный

Критерии показателя
«Мотивация к занятиям»
Начальный уровень
Уровень
освоения
Интерес иногда
поддерживается
самостоятельно.
Мотивация
неустойчивая,
связанная с
результативной
стороной процесса.

Интерес на
уровне
увлечения.
Поддерживается
самостоятельно.
Устойчивая
мотивация.
Ведущие
мотивы:
познавательный,
общения,
добиться
высоких
результатов

Уровень
совершенс
твования

Четко
выраженные
потребности,
Стремление
глубоко
изучить
предмет как
будущую
профессию

43

Приложение № 4

Методика «Карта самооценки обучающихся и оценки педагогом»
(12-16 лет)
Дорогой друг!
Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты
получил, занимаясь в студии «Гитара» в этом учебном году. Поставь в
соответствующем квадратике любой знак, который является твоей оценкой (1 –
самая низкая оценка, 5 – самая высокая).
№
п/
п
1.

2.

3.

4.

5.

Оценка
учащегося (по
пятибалльной
шкале)

Оценка
педагога (по
пятибалльной
шкале)

Примечание

Освоил
теоретический
и
практический
материал
(могу
ответить
на
вопросы педагога)
Знаю
специальные
приемы
звукоизвлечения,
приемы игры на
гитаре, использую
их при игре
Научился
использовать
полученные на
занятиях знания в
практической
деятельности
Умею
выполнять
практические
задания
(упражнения,
пьесы, гаммы),
которые дает
педагог
Научился
самостоятельно
подбирать по слуху
мелодии,
аккомпанемент

44

Умею
воплощать
свои творческие
замыслы

6.





Структура вопросов:
Пункты 1,2 – опыт освоения теоретической информации
Пункты 3,4 – опыт практической деятельности
Пункты 5,6 – опыт творчества

Процедура проведения:
Данную карту предлагается заполнить обучающимся в соответствии с
инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог. Оценка ставится
педагогом в пустых клеточках. Оценка производится как обучающимся, так и
педагогом по пятибалльной шкале, отличие состоит в использовании разных
знаков (+, * и т.д.)
Обработка результатов
Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируется и вычисляется
среднеарифметическое значение по каждой характеристике.
Карта заполняется в конце учебного года.

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».